Индекс коррумпированности, 1997 г.
Страна | Индекс коррум-пированн ости | Уровень покупательной способности, долл. США | Страна | Индекс коррум-1 пиро-ванности | Уровень покупательной способности, долл. США |
Дания | 9,94 | 21,23 | Бельгия | 5,25 | 21,66 |
Финляндия | 9,48 | 17,76 | Чехия | 5,20 | 9,77 |
Швеция | 9,35 | 18,54 | Венгрия | 5,18 | 6,41 |
Новая Зеландия | 9,23 | 16,36 | Польша | 5,0 | 5,40 |
Канада | 9,10 | 21,13 | Италия | 5,03 | 19,87 |
Нидерланды | 9,03 | 19,95 | Малайзия | 5,01 | 9,02 |
Норвегия | 8,92 | 21,94 | ЮАР | 4,95 | 5,03 |
Австралия | 8,86 | 18,94 | Южная Корея | 4,29 | 11,45 |
Сингапур | 8,66 | 22,77 | Уругвай | 4,14 | 6,63 |
Люксембург | 8,61 | 37,93 | Бразилия | 3,56 | 5,40 |
Швейцария | 8,61 | 25,86 | Румыния | 3,44 | 4,36 |
Ирландия | 8,28 | 15,68 | Турция | 3,21 | 5,58 |
Германия | 8,23 | 20,07 | Таиланд | 3,06 | 7,54 |
Великобритания | 8,22 | 19,26 | Филиппины | 3,05 | 2,85 |
Израиль | 7,97 | 16,49 | Китай | 2,88 | 2,92 |
США | 7,61 | 26,98 | Аргентина | 2,81 | 8,31 |
Австрия | 7,61 | 21,25 | Венесуэла | 2,77 | 7,90 |
Гонконг | 7,28 | 22,95 | Индия | 2,75 | 1,40 |
Португалия | 6,97 | 12,67 | Индонезия | 2,72 | 3,80 |
Франция | 6,66 | 21,03 | Мексика | 2,66 | 6,40 |
Япония | 6,57 | 22,11 | Пакистан | 2,53 | 2,23 |
Коста-Рика | 6,45 | 5,85 | Россия | 2,27 | 4,48 |
Чили | 6,05 | 9,52 | Колумбия | 2,23 | 6,13 |
Испания | 5,90 | 14,52 | Боливия | 2,05 | 2,54 |
Греция | 5,35 | 11,71 | Нигерия | 1,76 | 1,22 |
Источник: МБРР.
Проблеме борьбы с коррупцией бюрократического аппарата уделяется много внимания в материалах различных международных организаций, в том числе и Всемирного банка. На рис. 6.2 представлены основные мероприятия по борьбе с бюрократией и повышению дееспособности государственных институтов.
Рис. 6.2. Диапазон механизмов, способствующих укреплению возможностей государства в области борьбы с коррупцией[130]
Основные пункты этой программы:
- принятие эффективных норм и ограничений;
- усиление конкуренции в сфере государственных служащих, а также государственного и частного сектора;
- приближение государства к людям: усиление взаимодействия граждан и государства, учет мнений граждан;
- установление зависимости между заработной платой и карьерным ростом чиновников и эффективностью их работы;
- создание внутренних встроенных стабилизаторов роста бюджета, например контроля над исполнительной, законодательной и судебной властями, за тем, кто устанавливает, принимает и проводит решения.
Данная программа связана с изменением мотивации, лежащей в основе функционирования государства и государственных институтов. Ее реализация предусматривает введение правил и норм, способствующих созданию стимулов для государственных чиновников действовать в коллективных интересах и одновременно ограничивающих возможность произвольных действий.
Пример:
В силу своего автономного институционального положения (пожизненный статус, несвязанность размеров вознаграждения с содержанием выносимых решений и т.д.) судьи оказываются свободны от давления групп со специальными интересами, то есть если они и имеют возможность повысить благосостояние той или иной конкретной группы, то только через повышение благосостояния всего общества в целом. Подобный характер судопроизводства, присущий системе общего права, приводит к образованию своего рода рынков судебных прецедентов. В ходе конкуренции на нем выживают наиболее эффективные правовые нормы и правила, тогда как неэффективные отмирают и перестают применяться.
Попытки создания более эффективного государства свидетельствуют, что отдача от небольших улучшений высока даже в промышленно развитых странах. Опыт показывает, что даже самое незначительное увеличение эффективности государства с течением времени существенно повышает качество жизни людей, так как реформы обычно создают свой собственный благотворный цикл. Так, по результатам исследований, проведенных Всемирным банком, установлено, что в странах с низким потенциалом государства и невысоким качеством проводимой политики доход на душу населения увеличивался, примерно, на 0,4% в год, в то времякак в странах с сильным государством и рациональной политикой доход на душу населения увеличивался в среднем на 3% в год[131].
Приложение 6.1
Из работы Т.Веблена «Теория праздного класса»[132]
Институциональные причины консерватизма государственных чиновников, их «нежелание» проводить какие бы то ни было коренные изменения в обществе были описаны еще американским экономистом и социологом Т.Вебленом в работе «Теория праздного класса», опубликованной впервые в 1899 г.
Праздный класс в значительной мере находится в выгодном положении, не испытывая на себе давления тех экономических потребностей, которые господствуют в любом современном обществе с его высокоорганизованным промышленным производством. Потребности, выдвигаемые борьбой за средства к существованию, являются для него менее настоятельными, чем для любого другого, и в качестве следствия такого привилегированного положения мы вправе ожидать, что он окажется одним из наименее податливых тем требованиям по дальнейшему развитию и реорганизации институтов, которые выдвигаются изменившейся производственно ситуацией.
Праздный класс — консервативный класс и его функция в развитии общества заключается в том, чтобы препятствовать движению, сохраняя то, что устарело... Причем, по утверждению Т.Веблена, речь не идет о том, что любые нововведения представляют угрозу для закрепленного законом права на собственность (что является недостойной материальной заинтересованностью в сохранении существующих условиях), а сопротивление переменам является инстинктивным и не основывается на корыстном подсчете материальных выгод — всякая перемена в образе жизни и образе мыслей вызывает раздражение. Представители богатого класса не так легко подчиняются требованию нововведения, как другие люди, потому что их ничто к этому не принуждает.
Вследствие такого усиленного нежелания перемен, а также в результате сплоченности социальных институтов каждое нововведение, прокладывая себе путь, требует больших затрат нервной энергии, чем было необходимо в противном случае.
Процесс перестройки общепринятого представления о жизни требует известных умственных усилий — усилий более или менее длительных, — чтобы не растеряться в изменившихся обстоятельствах. Этот процесс делает необходимым определенный расход сил и предполагает для его успешного осуществления приложения дополнительных сил сверх того, что поглощаются в ежедневной борьбе за существование. Отсюда следует, что недоедание и чрезмерно тяжелая физическая работа мешают прогрессу ничуть не меньшим образом, чем роскошная жизнь. Люди нищенски бедные те, чьи силы поглощает повседневная борьба за пропитание, консервативны потому, что не могут позволить себе позаботиться о послезавтрашнем дне; точно так же, как очень богатые люди консервативны потому, что у них мало оснований быть недовольными той ситуацией, которая имеется на сегодняшний день.
Из этого утверждения очевидно, что институт праздного класса способствует тому, чтобы низы стали консервативными, лишая их, насколько возможно, средств к существованию и уменьшая таким образом их потребление, а следовательно, и потенциальную энергию до такой степени, что они становятся неспособными к напряжению, чтобы научиться новому образу мысли и усвоить его как привычку.
К этому следует добавить, что у праздного класса есть и материальная заинтересованность в том, чтобы все оставалось так, есть. При обстоятельствах, получающих широкое распространение в какой-либо конкретный момент времени, этот класс оказывается в привилегированном положении, и при всяком отходе от существующего порядка можно ожидать нанесение ущерба именно ему, а не наоборот. Корыстный мотив занимает свое место в качестве дополнения сильных инстинктивных пристрастий класса, таким образом делая его влияние еще более консервативным, чем могло бы быть в противном случае.
Позиция праздного класса является тормозом социальных нововведений и выражается в афоризме: «Все, что ни есть, все правильно», тогда как закон естественного отбора в приложении к социальным институтам подводит к аксиоме: «Все, что ни есть, все неправильно». Институты являются результатом до некоторой степени неполного приспособления системы общественной жизни к экономической ситуации, существовавшей в какой-то момент в прошлом; и поэтому погрешность в степени их приспособленности несколько больше того промежутка, который отделяет настоящую ситуацию от прошлой.
Вопросы для повторения
1.Что изучает теория общественного выбора? Какая модель по ведения положена в основу теории общественного выбора?
2. Дайте определение «бюрократии». Чем отличается концепция рациональной бюрократии (М.Вебер) от концепции бюрократии как рентоискателя (Э.Крюгер)?
3. Что такое бюрократическая (политическая рента)? Какие факторы влияют на поведение бюрократа (политика)?
4. Опишите ситуацию, где возникает так называемый эффект — «парадокс голосования»?
5. Раскройте сущность лоббизма и логроллинга?
6. Что представляет собой «конституция экономической политики», предложенная Дж.Бьюкененом?
7. Сформулируйте теорему невозможности К.Эрроу.
8. Является ли коррупция чисто российской проблемой? Как рассчитывается индекс коррумпированности?
9. Как влияет эффективность государственного регулирования на экономические результаты?
Практическое задание
1. Реально ли существование веберовской бюрократии в современном обществе? Рассмотрите различные варианты.
2. Согласны ли Вы с идеей Дж. Бьюкенена, что совершенствование структуры законов важнее выбора «хороших» людей в состав правительства? Рассмотрите варианты реализации данной идеи в России, возможные препятствия, последствия и т.д.
3. Рассмотрите уже известные меры по борьбе с коррупцией. Какие из них, на Ваш взгляд, являются эффективными? Что бы Вы могли предложить для снижения коррупции в России?
4. Какова роль праздного класса в обществе? Какое название получил вебленовский праздный класс в современной России? Сравните поведение появившегося в России нового класса собственников и поведение праздного класса, описанного Т.Вебленом (см. приложение 6.1). Проанализируйте мотивации российского праздного класса.