Спрос. Закон спроса. Детерминанты спроса. Виды спроса.
Исследование спроса, 1)имеет общетеоретическое значение, т.к. через спрос и предложение можно объяснить механизм работы рынка;2), анализ спроса на отдельные товары служит главным элементом маркетингового изучения рынка. Анализ спроса позволяет вырабатывать рыночную стратегию фирм. 3) Совокупный спрос служит основой для выработки экономической политики государства.
Спрос изучается на микро и макро уровне. Итак, спрос – это желания и возможности потребителя купить товары по определенной цене и в определенное время. Не всякое желание - есть спрос. Спрос – это всегда платежеспособная потребность. Спрос в первую очередь зависит от цены. Взаимосвязь между величиной спроса и ценой может быть отражена в виде таблицы, графически и аналитически (Q=a-bP).
Табличный и грамматический способы служат основой для предварительного и оперативного анализа. В таблице можно представить ранжированную взаимосвязь между ценой и объемом спроса. Графический способ дает возможность увидеть направления изменения спроса, что создает возможность для его прогнозирования. Количественный прогноз обеспечивает аналитический метод (метод экстраполяции).
Главное свойство спроса заключается в обратной отрицательной связи между ценой на данный товар и величиной спроса. Эта взаимосвязь называется законом спроса: при прочих равных условиях понижение цены на данный товар приводит к увеличению спроса, а повышение цены на него приводит к сокращению объема спроса. Закон спроса можно объяснить, во-первых, психологически: любой покупатель стремится иметь больше благ по низкой цене, чем по высокой. Это соответствует и закону убывающей предельной полезности; во-вторых, можно объяснить с помощью эффекта дохода. Снижение цены как бы увеличивает доход потребителя и создает условия для расширения покупок. В-третьих, объясняется с помощью эффекта замещения. Высокие цены на данный товар заставляют потребителя замещать его другими товарами.
Различают индивидуальный спрос-спрос отдельного субъекта на данный товар, рыночный спрос- спрос всех субъектов экономики на данный товар, он результат суммирования индивидуальных спросов. Совокупный спрос-результат агрегатирования всех рыночных спросов.
Изменения цен на товар приводит к изменению объема спроса, т.е. при изменении цен мы осуществляем движения по данной кривой спроса. Кроме того, на спрос влияют не ценовые детерминанты. Они приводят к смещению кривой спроса по всем уровням цен. В этом случае говорят об изменении в спросе. Среди неценовых факторов выделяют:
· Потребительские предпочтения. Благоприятные предпочтения потребителей увеличивают спрос на данный товар при любой цене, что вызывает смещение кривой спроса вправо вверх, неблагоприятные – влево вниз. Потребительские предпочтения происходят, в первую очередь, под влиянием моды и научного технического прогресса.
· Доходы покупателей. В целом с ростом доходов спрос на товары увеличивается, но изменения спроса зависят от типа товаров. Товары делятся на нормальные и низшие. Спрос на нормальные товары с увеличением доходов повышается. К низшим благам относятся товары, спрос на которые с ростом доходов падает.
· Цены на сопряженные товары. Сопряженные товары классифицируют на 3 группы: взаимозаменяемые - субституты, комплементарные, независимые товары. Под взаимозаменяемыми понимают товары, которые удовлетворяют одну и туже потребность. Они, как бы, конкуренты друг другу. Если на один товар, в этом случае цена возрастает, то спрос на него уменьшается и растет спрос на товар – субститут. По взаимодополняющим товарам: спрос на один товар приводит к изменению в том же направлении спроса на другой товар. В общем же случае при прочих равных условиях цена на один основной товар и спрос на другой дополняющий товар находятся в другой обратной связи, т.е. рост цены на основной товар приводит к снижению спроса на дополнительный товар. Зависимость спроса и цены на независимые товары не прослеживается.
· Ожидание. Под ним понимается будущее изменение потребительских доходов и цен. Прогнозируемый рост цен на данный товар увеличит спрос на него в настоящее время. Прогнозируемое снижение цены притормозит этот спрос.
· Процентные ставки по вкладам. Если банки проводят индексацию вкладов, повышают процентные ставки по ним, то это снижает текущий спрос на товары и услуги. В этом случае возникает отложенный спрос.
· Число покупателей на рынке. Увеличение их приводит к росту спроса, а сокращение приводит к обратной ситуации.
Виды спроса:
Отрицательный спрос – возникает, когда покупатели не признают товар и избегают его покупки.
Отсутствие спроса – возникает, когда покупатели, на которых ориентирован данный товар, не знают о его существовании.
Скрытый спрос – возникает, когда рыночное предложение данного товара не обеспечивает удовлетворение потребительских спросов.
Нерациональный спрос возникает на товары, которые приносят вред.