Протекционизм и его социально-экономические последствия

На пути свободной торговли стоит множество барьеров. Стремясь обеспечить положительное сальдо внешнеторгового баланса, то есть вывозить из страны товаров больше, чем ввозить, государства проводят политику протекционизма. Протекционизм - это государственная внешнеэкономическая политика государства, направленная на ограничение импорта и поощрение экспорта. Причинами такой политики могут быть: защита национального рынка от чрезмерно низких цен; увеличение внутренней занятости при защите от конкуренции с теми странами и регионами, где дешевый человеческий капитал; создание благоприятных условий для развития прогрессивных отраслей; обеспечение диверсификации в рамках монокультурной экономики; стремление реализовать требования научно-технической, технологической и военно-экономической безопасности и др.

Среди множества видов торговых барьеров наиболее применимыми являются пошлины, импортные квоты, нетарифные барьеры и добровольные экспортные ограничения. Пошлины представляют собой акцизные налоги, вводимые на импортные товары в целях пополнения бюджета или для защиты отечественных производителей. В связи с этим различают фискальные и протекционистские пошлины. Первые применяются в отношении изделий, которые не производятся внутри страны; их ставки невелики, а цель заключается в обеспечении поступлений в государственный бюджет. Протекционистские пошлины имеют качественно другую цель: они предназначены для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции.

Более сильным средством сдерживания международной торговли являются импортные квоты - максимальные объемы товаров, которые могут быть импортированы за определенный период времени. Серьезным препятствием свободной торговли считаются нетарифные барьеры; их множество, причем далеко не всегда введение этих барьеров представляется вполне обоснованным и правильным. Речь идет о том, что ряд стран требует от импортеров получения труднодоступных лицензий; определяются неоправданно высокие стандарты качества продукции и ее экологической безопасности; часто искусственно нагромождаются разного рода бюрократические запреты в таможенных процедурах и др. В связи с этими и другими обстоятельствами могут возникать «добровольные» ограничения импортерами объемов ввоза товаров в надежде избежать еще более жестких ограничений.

Введение торговых барьеров приводит к противоречивым социально-экономическим последствиям. Рассмотрим их на примере протекционистских пошлин, используя известную модель частичного равновесия (рис. 33.3).

Рис. 33.3. Графический анализ последствий введения

Протекционистских пошлин

Протекционизм и его социально-экономические последствия - student2.ru

Предположим, национальный рынок без учета мировой торговли давал потребителям возможность приобретать какое-то благо в объеме Q0 при цене Р0. Допустим далее, что свободная торговля обеспечила импорт данного блага и его продажу по цене Р1. Объем импорта в данном случае составит величину (Q2-Q1); величина внутреннего спроса составит Q2, а внутреннего производства - Q1. Теперь предположим, что государство ввело пошлину в размере DР на каждую товарную единицу. Внутренняя цена экономического блага вырастет до уровня Р2. Какие при этом возникнут социально-экономические последствия?

Во-первых, пострадают отечественные покупатели, поскольку внутренний спрос и потребление сократятся до Q4, или уменьшатся на величину (Q2-Q4). Во-вторых, возрастет внутреннее производство до Q3 или увеличится на величину (Q3-Q1). Национальные производители активно выступают за введение такой пошлины, так как рост объемов национального производства обеспечивает им получение прибыли, а обществу - увеличение занятости. Однако в случае полной занятости есть опасность «перетягивания» ресурсов из других, более эффективных отраслей и сфер хозяйственной деятельности. В-третьих, сократится занятость в стране-экспортере, так как с введением протекционистской пошлины в объеме DР поставки и, следовательно, производство в экспортных отраслях уменьшается от величины (Q2-Q1) до величины (Q4-Q3) или DQ. В-четвертых, растут доходы государственного бюджета страны-импортера за счет пошлины. Площадь заштрихованного прямоугольника показывает объем перераспределенного дохода от потребителей в пользу государства (рис. 33.3). Но общее благосостояние нации не меняется: государство выигрывает, или приобретает ровно столько, сколько проигрывают, или теряют потребители. В-пятых, важным негативным эффектом введения рассматриваемой пошлины следует считать сокращение общих объемов международной торговли, а также менее рациональное использование редких ресурсов в рамках мирового хозяйства.



Наши рекомендации