Протекционизм и его социально-экономические последствия
На пути свободной торговли стоит множество барьеров. Стремясь обеспечить положительное сальдо внешнеторгового баланса, то есть вывозить из страны товаров больше, чем ввозить, государства проводят политику протекционизма. Протекционизм - это государственная внешнеэкономическая политика государства, направленная на ограничение импорта и поощрение экспорта. Причинами такой политики могут быть: защита национального рынка от чрезмерно низких цен; увеличение внутренней занятости при защите от конкуренции с теми странами и регионами, где дешевый человеческий капитал; создание благоприятных условий для развития прогрессивных отраслей; обеспечение диверсификации в рамках монокультурной экономики; стремление реализовать требования научно-технической, технологической и военно-экономической безопасности и др.
Среди множества видов торговых барьеров наиболее применимыми являются пошлины, импортные квоты, нетарифные барьеры и добровольные экспортные ограничения. Пошлины представляют собой акцизные налоги, вводимые на импортные товары в целях пополнения бюджета или для защиты отечественных производителей. В связи с этим различают фискальные и протекционистские пошлины. Первые применяются в отношении изделий, которые не производятся внутри страны; их ставки невелики, а цель заключается в обеспечении поступлений в государственный бюджет. Протекционистские пошлины имеют качественно другую цель: они предназначены для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции.
Более сильным средством сдерживания международной торговли являются импортные квоты - максимальные объемы товаров, которые могут быть импортированы за определенный период времени. Серьезным препятствием свободной торговли считаются нетарифные барьеры; их множество, причем далеко не всегда введение этих барьеров представляется вполне обоснованным и правильным. Речь идет о том, что ряд стран требует от импортеров получения труднодоступных лицензий; определяются неоправданно высокие стандарты качества продукции и ее экологической безопасности; часто искусственно нагромождаются разного рода бюрократические запреты в таможенных процедурах и др. В связи с этими и другими обстоятельствами могут возникать «добровольные» ограничения импортерами объемов ввоза товаров в надежде избежать еще более жестких ограничений.
Введение торговых барьеров приводит к противоречивым социально-экономическим последствиям. Рассмотрим их на примере протекционистских пошлин, используя известную модель частичного равновесия (рис. 33.3).
Рис. 33.3. Графический анализ последствий введения
Протекционистских пошлин
Предположим, национальный рынок без учета мировой торговли давал потребителям возможность приобретать какое-то благо в объеме Q0 при цене Р0. Допустим далее, что свободная торговля обеспечила импорт данного блага и его продажу по цене Р1. Объем импорта в данном случае составит величину (Q2-Q1); величина внутреннего спроса составит Q2, а внутреннего производства - Q1. Теперь предположим, что государство ввело пошлину в размере DР на каждую товарную единицу. Внутренняя цена экономического блага вырастет до уровня Р2. Какие при этом возникнут социально-экономические последствия?
Во-первых, пострадают отечественные покупатели, поскольку внутренний спрос и потребление сократятся до Q4, или уменьшатся на величину (Q2-Q4). Во-вторых, возрастет внутреннее производство до Q3 или увеличится на величину (Q3-Q1). Национальные производители активно выступают за введение такой пошлины, так как рост объемов национального производства обеспечивает им получение прибыли, а обществу - увеличение занятости. Однако в случае полной занятости есть опасность «перетягивания» ресурсов из других, более эффективных отраслей и сфер хозяйственной деятельности. В-третьих, сократится занятость в стране-экспортере, так как с введением протекционистской пошлины в объеме DР поставки и, следовательно, производство в экспортных отраслях уменьшается от величины (Q2-Q1) до величины (Q4-Q3) или DQ. В-четвертых, растут доходы государственного бюджета страны-импортера за счет пошлины. Площадь заштрихованного прямоугольника показывает объем перераспределенного дохода от потребителей в пользу государства (рис. 33.3). Но общее благосостояние нации не меняется: государство выигрывает, или приобретает ровно столько, сколько проигрывают, или теряют потребители. В-пятых, важным негативным эффектом введения рассматриваемой пошлины следует считать сокращение общих объемов международной торговли, а также менее рациональное использование редких ресурсов в рамках мирового хозяйства.