Экономическое и социальное регулирование

В современном рыночном хозяйстве

Экономическое регулирование имеет место там, где органы государственной власти объективно призваны устанавливать цены либо активно воздействовать на механизм ценообразования, обеспечивать конкурентный режим в определенных сферах хозяйственной деятельности, определить объемы и контролировать качество производства товаров и услуг. Важнейшим основанием для такого регулирования является объективность естественных монополий, что и подлежит рассмотрению.

Естественная монополия - это, как известно, отрасль, в которой наиболее эффективный способ организации и функционирования производства связан с деятельностью единственной фирмы. Применительно к данной монополии государство осуществляет, прежде всего, ценовое регулирование (рис. 29.1).

Рис. 29.1. Регулирование цены в условиях естественной монополии

Экономическое и социальное регулирование - student2.ru

Рисунок отражает ряд особенностей, связанных с деятельностью естественных монополий. Во-первых, вследствие «эффекта масштаба» средние издержки в данном случае всегда больше предельных издержек. Во-вторых, кривая спроса (D=AR) пересекает кривую МС там, где кривая АС имеет отрицательный наклон. Это означает, что при производстве данного продукта не одной, а несколькими фирмами, общая кривая средних издержек этих фирм проходила бы гораздо выше, чем линия АС. Это означает, что при свободной конкуренции ресурсы использовались бы нерационально, и общество несло бы большие потери.

Обратившись к рисунку, отметим, что для естественной нерегулируемой монополии идеальная цена равна Р0, что соответствует классическому равновесию любой фирмы (МС=MR). Площадь заштрихованной фигуры (рис. 29.1) представляет собой объем экономической прибыли, которую получает монополист, производя при этом объем продукции Q0. В идеальном случае установление государством цены, соответствующей условиям совершенной конкуренции, снизило бы максимизирующую прибыль цену Р0 до уровня Р2 (в условиях совершенной конкуренции Р2=МС). Но тогда фирма постоянно несла бы потери, так как цена ниже средних издержек. Наилучшей альтернативой является установление цены на уровне Р1, при котором средние издержки равны среднему доходу. Графически это показано пересечением кривых средних издержек и среднего дохода: P1=AC=AR. В данном случае фирма не получает монопольной прибыли, но и не несет убытки; выпуск в объеме Q1 считается достаточным для того, чтобы фирма оставалась в деле, распределив свои издержки на все единицы продаваемой продукции.

Практическое регулирование естественных монополий дает значительный социально-экономический эффект. В первую очередь это связано с ростом объемов выпуска (Q1>Q0) и снижением цен (Р10), что обеспечивает рост уровня потребления. Кроме того, ограничение прибыли монополистов объемами ее нормального уровня (монопольная сверхприбыль исчезает) способствует более справедливому первичному распределению дохода в обществе. Наконец, снижение цены от монопольно высокого до устанавливаемого государством уровня способствует рациональному использованию факторов производства. К сожалению, в действительности трудно определить минимальную приемлемую для естественной монополии цену (Р2=АС). В итоге государственное регулирование цен основывается на получаемой такой монополией норме прибыли. В данном случае определяется и устанавливается некая «справедливая» норма прибыли, которая может быть получена фирмой при какой-то «справедливой» или максимально допустимой цене.

Экономическое регулирование связано не только с деятельностью государства по формированию цен на продукцию естественных монополий. Объектами регулирования являются конкретные отрасли промышленности, телекоммуникации и транспортная система, денежный рынок с механизмами прямого и косвенного финансирования фирм, ряд сфер агропромышленного комплекса, освоение запасов континентального шельфа и др.

Социальное регулирование представляет собой относительно новую форму ГРЭ и связано, прежде всего, с защитой окружающей среды и расширенным воспроизводством среды обитания человека, нейтрализацией внешних эффектов от экономической деятельности, защитой здоровья и безопасности работников фирм и потребителей. Другими словами, социальное регулирование экономической действительности представляет собой систему государственных мер, направленных на формирование и развитие ноосферного типа общественного воспроизводства. Конкретными примерами социального регулирования являются программы очистки воды и воздуха, обеспечение безопасности потребительских товаров и лекарств, профессиональной деятельности и т. д. В данном перечне наиболее значимыми в социальном плане являются экстерналии. Рассмотрим социальное регулирование на примере контроля со стороны государства над загрязнением окружающей среды.

Напомним, что внешний эффект имеет место тогда, когда действия одних фирм и домохозяйств непосредственно влияют на издержки или выгоды других фирм и домохозяйств, причем данное влияние не находит отражения в рыночных ценах. Загрязнение окружающей среды - это наиболее важный внешний эффект, и современное государство в значительной мере несет ответственность за обеспечение неотъемлемого права человека на жизнь в условиях здоровой окружающей среды.

Предположим, какое-либо предприятие производит нефтепродукты, загрязняя при этом воду и воздух, нанося существенный ущерб благосостоянию живущих в данном регионе людей. При этом продукция предприятия, попадая на свободный рынок, реализуется по цене Р0 при объеме выпуска Q0 (рис. 29.2). Нетрудно понять, что в приведенном случае частные издержки производства ниже величины общественных издержек, поскольку фирма не платит за ущерб, наносимый ею окружающей среде. Рыночная цена Р0 ниже действительных затрат общества, которые, помимо затрат факторов производства, еще включают расходы на очистку воздуха, обработку сточных вод и т. д. Очевидно, что рыночное равновесие в точке М не может быть признано общественно нормальным, и для того, чтобы уравновесить частные и общественные издержки, государство обязано вмешаться в механизм рыночного ценообразования. В связи с этим, возникают вопросы: какова форма государственного вмешательства в деятельность предприятия-загрязнителя и каков критерий оптимизации этого вмешательства?

Государство, владея достаточным объемом информации, может рассчитать наиболее дешевый способ минимизации загрязняющих выбросов и жестко указать предприятию линию его поведения. Оно также может дать фирме задание по снижению уровня загрязнения. Наиболее простое решение связано с тем, что государство устанавливает специальный налог, денежные поступления по которому используются для ликвидации экономического ущерба. В экономической теории данный налог получил название налог Пигу.

Рис. 29.2. Налог Пигу и формирование псевдорыночного

Равновесия на рынке благ

Экономическое и социальное регулирование - student2.ru

На рис. 29.2 данный налог плюс частные затраты фирмы на производство нефтепродуктов, выраженные кривой S, образуют кривую общественных или социальных затрат S¢ на производство данной продукции. Кривая S' проходит выше кривой S строго на величину налога Пигу. В точке N формируется псевдорыночное равновесие на рынке нефтепродуктов, которому соответствуют возросшая цена Р1 и сократившийся объем выпуска Q1. Но остается неясным: от чего зависит величина данного налога и как определить его оптимальные параметры?

Решение проблемы может быть найдено в том случае, если правительству удастся найти замену отсутствующему рынку внешних эффектов. Другими словами, необходимо уравновесить предельные выгоды от очищения окружающей среды и предельные издержки на проведение природоохранных мероприятий. Речь идет об определении предприятиям таких объемов налоговых платежей, которых было бы достаточно для снижения уровня загрязнения окружающей среды до определенного оптимума. Это «равновесие-оптимум» мы видим на рис. 29.3.

Рис. 29.3. «Равновесие-оптимум» уровня загрязнения окружающей среды

Экономическое и социальное регулирование - student2.ru

На оси абсцисс показано снижение степени загрязненности по сравнению с ситуацией, предшествующей государственному вмешательству. Ось ординат характеризует предельные издержки и предельные выходы проводимых очистных мероприятий. Кривая МС есть кривая предельных издержек природоохранных мероприятий. Она имеет положительный наклон, так как предельные издержки по снижению уровня загрязненности возрастают по мере уменьшения этого уровня. Другими словами, чем чище окружающая среда, тем дороже обходится ее дальнейшее очищение.

Кривая МВ показывает предельные выгоды общества от снижения уровня загрязнения. Она имеет отрицательный наклон, поскольку предельные выгоды от снижения уровня загрязненности падают по мере того, как вода и воздух становятся чище. То есть, чем чище окружающая среда, тем меньше выгод получает общество от ее дальнейшего очищения. Оптимальный уровень снижения объема загрязнений - это уровень Qа, при котором величина предельной выгоды равна величине предельных издержек по дополнительному снижению уровня загрязненности. Равновесная величина Ра и есть налог Пигу.

Здесь важно также подчеркнуть следующее: для общества не обязательно самой оптимальной является стратегия полного избавления от всех загрязнений окружающей среды. Решение подобной задачи было бы чрезвычайно дорогим благом, и общество едва ли может себе это позволить. В точке А (рис. 29.3) обеспечивается наивысший уровень экономической эффективности природоохранных регулирующих мер государства. Если загрязнение окружающей среды превышает его ранее принятый оптимум, соответствующий параметрам точки А, то государство увеличивает налог Пигу или стимулирует другие природоохранные мероприятия. Если же вода и воздух стали намного чище, чем это соответствует точке А, то государство, как это ни парадоксально, может уменьшить налог Пигу и разрешить фирмам снизить свои издержки на очистные мероприятия.

Государство, регулируя внешние эффекты, способствует более справедливому распределению дохода. При этом здесь не бывает проигравших, поскольку даже те фирмы и домохозяйства, у которых изымается часть денежных доходов в форме налогов или штрафов, просто расплачиваются за уже полученные ими выгоды. В выигрыше находятся те фирмы и домохозяйства, в пользу которых государство перераспределяет доход, оптимизируя уровень загрязнения окружающей среды.

В современных условиях деятельность государства по регулированию экстерналий направлена не столько на нейтрализацию, сколько на ликвидацию и даже предотвращение негативных внешних эффектов. Кроме налога Пигу, все шире внедряется в практику ноосферная экспертиза инвестиционных проектов. Во многих странах государство использует широкий арсенал методов, призванных заинтересовать бизнес инвестировать капитал в восстановление природы.

Таким образом, естественные монополии и внешние эффекты - важнейшие объекты экономического и социального регулирования в рамках ГРЭ в целом. Множество других сфер регулирующего воздействия государства требуют отдельного анализа и могут стать предметом самостоятельного углубленного изучения. Особое внимание необходимо уделить специфике государственного регулирования в условиях масштабной социально-экономической трансформации, что имеет место в современном хозяйстве России.

Наши рекомендации