Ограниченность (редкость) экономических ресурсов. Проблемы экономического выбора, экономические потребности
. (Вроде готово)
Потребность – всякое состояние неудовлетворенности, испытываемое человеком, из которого тот стремится выйти.
Есть несколько видов экономических потребностей:
- Физиологические (голод, жажда, здоровье, одежда);
- Духовные (образование, искусство);
- Социальные потребности (наличие социальной роли, любовь).
Потребности людей удовлетворяются через потребление, чтобы потреблять, необходимо производить. Экономические потребности обычно превышают возможности производства благ. Действует закон возвышения потребностей, который означает, что потребности растут быстрее производства благ. Это происходит потому, что по мере удовлетворения одних потребностей у людей тут же возникают другие, новые.
Главной экономической проблемой является проблема ограниченности факторов производства. Следствием из этой ситуации является проблема экономического выбора – что, как и для кого производить с целью извлечения прибыли, исходя из экономической рациональности.
3. Основные вопросы, на которые отвечает экономическая теория. Что, как и для кого производить. (Вроде готово)
Основной вопрос, на который отвечает экономическая теория – как удовлетворить бесконечное множество человеческих потребностей при ограниченном и исчерпаемом количестве ресурсов.
Что производить – какие товары или услуги, в каком количестве. Проблема состоит в том, что факторы производства ограничены, выбор производства одного товара влечёт изъятие ресурсов на производство другого товара.
Как производить – какие технологии и факторы производства применить. В зависимости от данного выбора будет зависеть конечный экономический результат, поэтому требуется выбрать наиболее экономически рациональный вариант.
Для кого производить – как распределить произведённые блага, кто будет потребителем. Для каждого товара есть определённые группы населения, которые в этом товаре нуждаются, т.е. товары ориентированы на своего потребителя.
4. Микроэкономика, как часть современной экономической теории. Соотношение микро- и макро-экономики. Определение микро- и макроэкономики. (Вроде готово)
Микроэкономика - раздел экономической теории, который даёт теоретическое обоснование, как и почему принимаются экономические решения на низшем уровне — как потребители принимают решения о покупке товара и как на их выбор влияют изменения цен и их доходов; каким образом фирмы планируют численность рабочих; как рабочие решают, где и сколько им необходимо работать.
Макроэкономика - раздел экономической теории, изучающий функционирование экономики в целом, экономическую систему как единое целое, совокупность экономических явлений. Объекты ее изучения – валовой национальный продукт, национальный доход, темпы роста производительности труда в стране, безработица и инфляция.
Деление экономической теории на микро- и макроэкономику относительно. Многие разделы экономической теории входят в обе эти сферы. Так, еще совсем недавно безработица считалась сугубо макроэкономической проблемой. Теперь же она анализируется и на микроуровне. Так как явления и процессы, изучаемые в макроэкономике, складываются, в конечном счете, в результате взаимодействия множества домохозяйств и фирм, макро- и микроэкономика тесно связаны друг с другом. Изучая экономику в целом, необходимо учитывать решения отдельных экономических субъектов.
5. Основные этапы истории современной экономической теории: меркантилисты и физиократы. Когда, где, основные положения. (Вроде готово)
К первому этапу зарождения современной экономики можно отнести периоды существования Древней Греции и Рима с их довольно развитыми товарноденежными отношениями.
Следующий этап относится к началу 17 века, когда существовали 2 точки зрения на экономику: французская физиократия и английский меркантилизм.
Физиократы выступали за то, что земля – единственный фактор производства и единственно производительный, и что государство не должно вмешиваться в экономические отношения. Наоборот меркантилисты выдвигали труд и капитал главными факторами, и выступали за активное вмешательство государства в экономические отношения.
Дальнейший этап относят к появлению книги англичанина Адама Смита «Исследование о причинах богатства народов» в 1776 году. Книга излагала его систему представлений о человеке и обществе. Всеми движет эгоизм, в результате чего возникает конкуренция в экономике, что обеспечивает развитие производства и рост общественного благосостояния.
3-й этап: Карл Маркс (1848, 1867) – первый кто не просто изучал экономику, а выступал за то, чтобы её радикально разрушить и перестроить.
В Англии: 1890 год – Альфред Маршалл «Принципы экономики»: единственные движущие силы экономики – спрос и предложение.
4-й этап: 1936 год – Джон Кейнс «Общая теория занятости процента и денег», которая обобщала многие понятия.
Современный этап начинается с послевоенных лет (Вторая Мировая).
6. Адам Смит (основные положения теории). (Вроде готово)
Одно из ключевых положений теории Смита - необходимость освобождения экономики от государственной регламентации, препятствующей естественному развитию хозяйства. По мнению Смита, желание людей покупать, где дешевле, и продавать, где дороже, естественно, а потому все протекционистские пошлины и поощрительные премии за экспорт вредны, как и любые помехи свободной циркуляции денег. Смит доказывал, что богатство создается всеми видами производительного труда. Он имел в виду не тот объем труда, что затрачен на производство продукта, а тот, что можно приобрести за данный продукт. Деньги представляют собой всего лишь один из видов товара, не являясь главной целью производства.
Наиболее эффективным средством повышения труда Смит считал разделение труда и специализацию.
Выдающимся трудом Смита является книга «Исследование о причинах богатства народов». Одним из основных тезисов книги: «Экономика, основанная на частной собственности и частном интересе, представляет собой саморегулирующуюся систему». Книга излагала его систему представлений о человеке и обществе. Всеми движет эгоизм, в результате чего возникает конкуренция в экономике, что обеспечивает развитие производства и рост общественного благосостояния.
Ещё один известный тезис: «Каждый индивид стремится к собственной безопасности и выгоде» (давай я куплю у тебя больше за меньшую цену).
7. Альфред Маршалл (основные положения теории). (Вроде готово)
Маршалл долго и кропотливо выстраивал систему своих взглядов, которые в итоге он изложил в труде «Принципы экономики», который сформировал множество экономических понятий и явлений. Одним из его тезисов можно считать «единственные движущие силы экономики – спрос и предложение».
Теория цены равновесия описывает процессы понижения спроса и повышение предложения при росте цены на товар и обратный процесс. Данная теория позволила, также, ввести понятие равновесной цены - такой цены, при которой спрос равен предложению. Отсюда, как полагает А. Маршалл, если на рынке цена выше цены равновесия, то предложение превысит спрос и цена станет снижаться, и наоборот, если на рынке цена ниже цены равновесия, то спрос превысит предложение и цена станет повышаться.
Альфред Маршалл разработал теорию эластичности спроса на основе утверждения о том, что стоимость устанавливается на равновесном уровне спроса и предложения.
Его концепция «потребительского избытка» показывает, что максимум выгоды, достигаемый неограниченной конкуренцией, не обязательно обеспечивает достижение наибольшей возможной выгоды.
8. Джон Кейнс (основные положения теории). (Вроде готово)
Под влиянием Альфреда Маршалла заинтересовался экономикой, венцом его трудов можно назвать формирование кейнсианства.
Основными положениями кейнсианства являются:
- Рыночная экономика не может саморегулироваться, поэтому неизбежно вмешательство государства.
Рыночной экономике несвойственно равновесие, обеспечивающее полную занятость. Причина – склонность сберегать часть доходов, что приводит к тому, что совокупный спрос меньше совокупного предложения. Государство должно регулировать экономику воздействием на совокупный спрос: увеличение денежной массы и снижением процентных ставок. Недостаток спроса компенсируется за счёт общественных работ и бюджетного финансирования.
- Кризисы перепроизводства нежелательны, поэтому проблему равновесия в макроэкономике следует решать с позиции «эффективного спроса», который выражает равновесие между потребителем и производством, доходом и занятостью.
- Основным инструментом регулирования экономики признавались бюджетная политика, на которую возлагались задачи обеспечения занятости рабочей силы и производственного оборудования.
9. Экономические ресурсы и их виды. (Вроде готово)
Экономические ресурсы – (факторы производства) это ресурсы, которые необходимы для производства товаров и услуг. Ограниченность экономических ресурсов порождает один из главных вопросов экономической теории «что, как и для кого производить?».
Выделяют несколько видов экономических ресурсов:
- Земля (земля (как фактор производства), водные ресурсы, полезные ископаемые);
- Капитал (совокупность имущества, используемого для получения прибыли: станки, цеха, инвестиции);
- Трудовые ресурсы (умственные и физические усилия работников, труд – процесс потребления рабочей силы);
- Предпринимательская способность (управленческие навыки владельцев компаний, менеджеров и др. управленцев);
- Информация (опыт, знания).
10. Общественные блага. Их сущности и разновидности. Свойства общественных благ. (Вроде готово)
Общественные блага – такие товары и услуги, которые предоставляются государством для использования субъектами рынка, и, которые не могут быть произведены на рыночной основе, т.е. если их производство бесприбыльно либо убыточно. Роль производства или предоставления общественных благ необязательно ложится на государство. Государство может финансировать частный сектор, который обязуется выполнять, возложенные на него обязанности.
Примеры: бесплатное обязательное образование, здравоохранение, вооружённые силы, функционирование органов внутренних дел, общественный транспорт;
- Главное свойство – неисключаемость ни одного гражданина страны из процесса использования этих благ;
- Потребление блага одним человеком не уменьшает возможностей потребления его другим;
- Благо нельзя разделить на отдельные единицы.
11. Кривая производственных возможностей (трансформационная кривая). Предпосылки построения модели. (Вроде готово)
Кривая производственных возможностейэто кривая (на графике), показывающая различные комбинации максимальных объёмов производства двух товаров или услуг.
При построении принимаются условия: экономика эффективна (полная занятость, максимальный объём производства), качество и количество ресурсов постоянно, технологии постоянны.
Суть построения трансформационной кривой – показать, сколько будет получено определённого продукта при перенаправлении на него факторов производства, уже задействованных на производстве другого продукта. При этом количество товара, с которого перенаправляют ресурсы, называют альтернативными издержками.
В случае сравнения с реальной ситуацией:
Точки, лежащие ниже кривой, показывают, что в таком случае ресурсы расходуются неэффективно или нерационально.
Точки, лежащие выше кривой, недостижимы для данной экономической модели. Для достижения требуется увеличение экономических ресурсов или технических возможностей.
12. Кривая производственных возможностей и концепция альтернативной стоимости. (Вроде готово, часть ответа дана в 11 вопросе)
Альтернативная стоимость — стоимость производства товара или услуги, измеряемая с точки зрения потерянной (упущенной) возможности производства другого товара или услуги, требующего тех же затрат ресурсов; цена замены одного блага другим. С альтернативной стоимостью можно встретиться при движении вдоль кривой производственных возможностей.
13. Кривая производственных возможностей и экономический рост. Виды экономического роста. (Вроде готово, часть ответа дана в 11 вопросе)
Существует два вида экономических роста:
- Экстенсивный – простое увеличение ресурсов при неизменных технологиях.
- Интенсивный – рост выпуска продукции за счёт увеличения технических возможностей.
14. Расширенная модель кругооборота воспроизводства товаров и услуг в национальной экономике. Денежный и товарный потоки. Связь с мировым рынком. (Вроде готово, но связь с мировым рынком стоит перепроверить)
1 – ресурсы 2 – доходы
3 – издержки 4 – товары и услуги
5 – выручка 6 – потребительский расход
7 – налог 8 – общественные блага
9 – государственные расходы
15. Функции рынка. Информационная функция рынка. Конкуренция как «процедура открытия» (Фридрих Фон Хайек) (Вроде готово)
Рынок – совокупность отношений между продавцами и покупателями, осуществляемых по законам товарного производства и денежного обращения. Рынок является основой рыночной экономики.
Функции рынка:
Регулирующая функция. Рост цен увеличивает предложение, и наоборот. Так достигается оптимальное количество товаров.
Ценообразующая функция – по принципу установления рыночного равновесия устанавливается цена.
Стимулирующая функция: через цены рынок стимулирует освоение достижений научно-технического прогресса, повышение качества, снижение затрат, расширение ассортимента услуг и товаров.
Распределительная функция работает так: доходы в основном получают выплатами за факторы производства, которыми те обладают. Величина доходов зависит от качественного и количественного фактора, фактора производства, а также от цены, которая устанавливается на эти факторы.
Санирующая функция. С рынка уходят слабые и «нежизнеспрсобные» хозяйственные единицы, а эффективные и предприимчивые развиваются и процветают (конкуренция).
Информационная. Объекты рынка, такие как цена, количество и качество товаров, сами по себе несут в себе большое количество информации. Исходя из этой информации можно строить необходимые выводы, планы.
Конкуренция – борьба между товаропроизводителями, продавцами за лучшую долю на рынке. Конкуренция стимулирует субъекты рынка к развитию, действию не только в интересах себя, но и покупателей. По Фон Хайеку конкуренция ценна из-за непредсказуемости её результатов. И хотя в целом конкуренция несёт положительный характер, она предполагает разочарование чьих-то конкретных ожиданий и целей.
16. Спрос. Закон спроса. Функция спроса. Величина спроса. (Вроде готово)
Спрос – отношение цены товара к количеству товара, которое потребитель хочет и может купить на данных условиях. Спрос характеризует потребности людей. Имеет 3 способа отображения: таблица, формула, график.
Функция спроса — функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов (детерминантов). Существует множество детерминантов спроса: доход потребителя, цены товаров-комплементов и субститутов, вкусы и предпочтения потребителя. QD = f (Р, Рs1 … Рsn , Рc1 …Рcm , I , Z , N , Inf , R, T, E), где QD - объем (величина) спроса.
Величина спроса – готовность потребителя купить определённое количество товара по данной цене. Стоит отметить существование, так называемых, «низших» товаров. Спрос на такие товары с падением доходов потребителя растёт. Например «низшим» товаром можно назвать картофель. Однако говоря «низший товар» нельзя иметь в виду «некачественный товар»
Закон спроса – между изменением цены товара и величиной спроса на него существует обратная зависимость (растёт цена, величина падает). Однако существует товар-исключение из закона спроса: спрос на «товар Гиффена» или «высший» товар растёт с ростом его цены. В данном случае имеет место «эффект Веблена» - эффект демонстративного потребления.
17. Кривая спроса и факторы спроса (детерминанты). Сдвиги кривой спроса. Спрос и величина спроса. (Вроде готово)
Спрос – кривая.
Величина спроса – все точки кривой.
Детерминантами спроса являются: индивидуальный доход, вкусы и предпочтения потребителя на данный товар, цены субститутов. Например: при повышении характеристик данных детерминантов происходит правосторонний сдвиг графика. Также к списку детерминантов относятся: цены комплементов и других товаров в целом.
18. «Неценовые» факторы спроса (субституты и комплементы). Влияние на них изменения базовой цены товара. (Вроде готово)
Базовая цена – это минимальная цена товара или услуги, по которой производитель готов продать свой товар. Базовая цена рассчитывается исходя из себестоимости производства данного товара или услуги и некоторых других детерминантов (спонсирование из вне, например).
Повышение/уменьшение базовой цены товара может повлечь повышение/уменьшение (соответственно) цены на товар, что изменяет величину спроса согласно первому закону спроса.
При уменьшении/повышении цены товара А, у его товара-субститута В происходит сдвиг графика влево/вправо (соответственно).
При уменьшении/повышении цены товара А, у его товара-комплемента происходит сдвиг графика вправо/влево (соответственно).
(графики и пояснения - верные, но неверные обозначения, на месте спроса - количество товара - quantity - Q)
19. Предложение и закон предложения. Функция предложения. Величина предложения. (Вроде готово)
Предложение – отношение цены товара к количеству этого товара, которое производитель готов произвести при данных условиях. Предложение отражает реакцию производителя на изменение цены товара. Имеет 3 способа отображения: таблица, формула, график.
Функция предложения — функция, определяющая предложение в зависимости от влияющих на него различных факторов (детерминантов). Существует множество детерминантов предложения: уровень технологий, цены на факторы производства, имеющийся капитал, налоги и субсидии, ожидания производителя.
Величина предложения – готовность производителя произвести определённое количество товара по данной цене.
Закон предложения – величина предложения увеличивается с ростом цены (при прочих неизменных детерминантах).
20. Кривая предложения и факторы (детерминанты) предложения. (Вроде готово)
Предложение – кривая.
Величина предложения – все точки кривой.
Детерминантами спроса являются: цены на факторы производства, налоги. Например: при повышении значений данных детерминантов происходит правосторонний сдвиг графика. Также к списку детерминантов относятся: уровень технологий, имеющийся капитал, субсидии, ожидания производителя.
21. Простейшие модели установления рыночного равновесия (Альфред Маршалл, Леон Вальрас). (Вроде готово)
Рыночное равновесие - ситуация на рынке, когда спрос (D) и предложение (S) находятся в состоянии равновесия, которое характеризуется равновесной ценой (Pe) и равновесным объемом. Т.е. объем спроса (QD) равен объему предложения (QS) при данной равновесной цене (Pe).
Особенностью механизма формирования рыночного равновесия является то обстоятельство, что никто сознательно и целенаправленно им не управляет. Субъекты рынка действуют независимо друг от друга, преследуя собственные интересы. При этом конкурентные силы, действующие со стороны продавцов и со стороны покупателей, способствуют синхронизации цен спроса и предложения, что в свою очередь, приводит к равенству объёмов спроса и предложения. Формирование равновесной цены, таким образом, ведёт к достижению рыночного равновесия.
Л. Вальрас объяснял установление рыночного равновесия посредством колебания цен. Согласно его взглядам, отклонение цены от равновесного уровня обуславливает возникновение разницы величины спроса от величины предложения, что в свою очередь ведёт к образованию конкуренции между продавцами или покупателями, порождая тем самым тенденцию движения цены к равновесному уровню. (Для понимания советую прочитать статью http://studbooks.net/1749784/ekonomika/modeli_ravnovesiya_valrasu_marshallu)
Иной механизм рыночного равновесия рассматривал А. Маршалл. При нарушении равновесия, продавцы манипулируют не ценами, а объёмом предлагаемой продукции. Товар предлагаемый на рынке, количество которого ниже равновесного, порождает ситуацию, когда цена спроса превышает цену предложения, продавцы получают увеличенную прибыль. По закону предложения, таким образом, растёт величина предложения до достижения рыночного равновесия. В противном случае происходит обратный процесс, однако в обоих случаях равновесное состояние рынка вновь будет восстановлено.
22. Полезность: основные принципы и понятия теории поведения потребителя. Иеремия[1] (Джереми Бентам)Бентам и утилитаризм начала 19 века. (Вроде готово)
Рациональное потребительское поведение – потребитель максимизирует совокупную полезность в условиях ограниченного у него бюджета.
Существуют кардиналистическая и ординалистская теории потребительского поведения.
Суть кардинализма сводится к тому, что потребитель находится в состоянии равновесия, если существует равенство отношений предельной полезности любых благ к их цене (по кардинализму полезность можно измерить количественно). Равновесие потребителя означает то, что он максимизирует совокупную полезность, распределяя свой доход так, что приобретение любого товара, приносит равную предельную полезность.
Сутью ординализма же является тот факт, что полезность количественно неизмерима, и потребитель может лишь ранжировать предпочтительность того или иного набора благ. Определить таким образом предпочтительность можно по карте кривых безразличия.
Для понимания утилитаризма стоит выделить 4 главных её постулата:
- Получение удовольствия и исключение страдания составляют смысл человеческой деятельности (получение благ).
- Полезность – самый значимый критерий оценки всех явлений.
- Нравственность создается всем тем, что ориентирует на обретение наибольшего блага для наибольшего количества людей.
- Максимизация всеобщей пользы путем установления гармонии индивидуальных и общественных интересов есть цепь развития человечества.
23. Количественный и порядковый подходы к анализу мотивов рационального поведения потребителя. Кардинализм и ординализм. (Вроде готово)
Суть кардинализма сводится к тому, что потребитель находится в состоянии равновесия, если существует равенство отношений предельной полезности любых благ к их цене (по кардинализму полезность можно измерить количественно – единицы измерения - ютели). Равновесие потребителя означает то, что он максимизирует совокупную полезность, распределяя свой доход так, что приобретение любого товара, приносит равную предельную полезность. Однако в 1906 году констатировали невозможность предложить единицы и способы количественного измерения полезности различных благ.
Предельная полезность – полезность, которую приносит потребителю использование дополнительной единицы данного блага.
Сутью ординализма же является тот факт, что полезность количественно неизмерима, и потребитель может лишь ранжировать предпочтительность того или иного набора благ. Определить таким образом предпочтительность можно по кривым безразличия и картам кривых безразличия, где товары выстраиваются от самых желанных, до наименее привлекательных по мнению покупателя.
24. Кардинализм и законы Госсена. (Вроде готово)
Суть кардинализма сводится к тому, что потребитель находится в состоянии равновесия, если существует равенство отношений предельной полезности любых благ к их цене (по кардинализму полезность можно измерить количественно - ютель). Равновесие потребителя означает то, что он максимизирует совокупную полезность, распределяя свой доход так, что приобретение любого товара, приносит равную предельную полезность. Однако в 1906 году констатировали невозможность предложить единицы и способы количественного измерения полезности различных благ.
Законы Госсена основаны на утверждении «деньги не могут быть мерой полезности».
Законы Госсена:
1) Закон убывающей полезности: в одном непрерывном процессе потребления полезность каждой последующей единицы потреблённого блага убывает. При повторении закона потребления полезность каждой i-й единицы блага уменьшается в сравнении с её полезностью при начальном употреблении. (При последовательном потреблении полезность каждой последующей единицы продукта ниже предыдущей).
2) Чтобы получить максимум полезности от заданного набора благ за ограниченный период времени нужно каждое из них потреблять в таких количествах при которых потребляемая полезность будет равна одной и той же величине. Если никакого равенства нет, то за счёт перераспределения времени выделенного на потребление определённых благ возможно увеличить общую полезность.
25. Ординализм Эджуорта и Парето, подход к анализу мотивов рационального поведения потребителя. Предпочтения наборов. Понятие безразличия. (Вроде готово)
Целью введения отношения предпочтения между двумя наборами было построение кривой индивидуального спроса на основе теории полезности Парето. Согласно ординалистской теории, ценность блага зависит не только от его количества, но и от соотношения с другими благами.
Идея безразличия принципиальна для ординализма, т.к. она позволяет выделить группу товаров, обладающих суммарной общей полезностью, или группу наборов, каждый из которых обладает постоянной полезностью с точки зрения потребителя.
Набор благ — совокупность конкретных видов благ в определенных объемах, потребляемых в данный период времени.
Главной задачей покупателя становится выбор из доступных ему по доходу наборов благ набора с наибольшей общей полезностью, то есть оптимизация состава потребительской корзины. Полезность самих потребительских корзин нельзя измерить количественно, их можно ранжировать только качественно, в определенном порядке (ординалистски).
4 аксиомы ординализма:
- Совершенной упорядоченности: покупатель способен упорядочить все наборы товаров на основе принципа предпочтения или безразличия;
- Транзитивности: если товар A предпочтительней товара B, а B предпочтительней C, то A предпочтительней C (A > B, B > C, то A > C);
- Ненасыщения: если в наборе A содержится большее или равное количество товаров по сравнению с набором B, а количество одного товара в A строго больше чем в B, то A предпочтительней;
- Независимости потребления: удовлетворение потребителя зависит только от количества потреблённых им благ, а не другими.
26. Наборы Парето как альтернатива количественного подхода Госсена. (Вроде готово)
В 1906 году констатировали невозможность предложить единицы и способы количественного измерения полезности различных благ. Парето доказал, что основные методы теории спроса могут быть проанализированы не на теории количественного измерения полезности (кардинализма), а на основе теории наборов потребительских благ, введённой им концепции предпочтения (ординализма). В качестве орудия такого анализа были предложены «кривые безразличия».
Для определения полезности они предлагали сопоставить набор одних товаров с набором других товаров и выявить, какой группе товаров отдается предпочтение, т. е. какой товар наиболее полно отражает желание потребителя.
По мнению Парето, всегда существует такая комбинация ценностей, при которой потребителю безразлично, в какой пропорции он их получит, лишь бы сумма этих ценностей не подвергалась изменениям и приносила максимум удовлетворения. Эти положения В. Парето легли в основу современной теории потребительского поведения. Исходя из посылки о рациональном поведении индивида, мы предполагаем, что фирма при производстве продукции использует такой набор производственных возможностей, который обеспечит ей максимальное расхождение между валовой выручкой и издержками. Потребитель, в свою очередь, приобретает такой набор товаров, который обеспечит ему максимизацию полезности.
27. Кривые безразличия. Аксиомы безразличия. Карты безразличия. (Вроде готово)
Любая точка на кривой безразличия характеризует набор товаров A и B, имеющих одинаковое значение (приносящих одинаковую совокупною полезность), и потому потребителю безразлично какой набор приобрести. Так как ни один из наборов не имеет предпочтения, то блага, входящие в набор, взаимозаменяемы.
Аксиомы безразличия:
- Аксиомы ординализма;
- Непрерывности: все товары можно бесконечно делить на более мелкие части;
- Возможности выбора: покупатель способен однозначно определить предпочтительность;
- Транзитивности;
- Ненасыщенности: потребитель будет только рад, если сможет получать больше.
Карта безразличия – множество кривых безразличия, каждая из которых представляет различный уровень полезности. Чем кривая дальше от начала координат, тем выше степень удовлетворения потребителей и тем набор предпочтительней.
Все точки изоюты U2 (набор С1) предпочтительней всех точек изоюты U1 (набор С).
28. Свойства кривых безразличия. Бюджетные ограничения. (Вроде готово)
Свойства:
1) Кривая безразличия лежащая правее другой представляет собой более предпочтительный для данного потребителя набор благ. Сравнивая наборы С и С1, видим они содержат равное количество товара А, но товара В в С1 больше чем в наборе С, следовательно набор С1 предпочтительней.
2) Кривые безразличия имеют отрицательный наклон (всегда убывают).
3) Кривые безразличия не пересекаются.
4) Евклидово свойство – кривая безразличия может быть проведена через любую точку пространства товара.
Бюджетное ограничение показывает все комбинации благ, которые могут быть куплены потребителем при данном доходе и данных ценах. Бюджетное ограничение указывает, что общий расход должен быть равен доходу. Увеличение или уменьшение дохода вызывает сдвиг бюджетной линии.
Бюджетнаялиния – это прямая, точки которой показывают наборы благ, при покупке которых выделенный доход тратится полностью. Бюджетная линия пересекает оси координат в точках, показывающих максимально возможные количества благ, которые можно приобрести на данный доход при определенных ценах. Для каждой бюджетной линии можно построить кривую безразличия, которая будет иметь с бюджетной линией точку касания.
29. Построение кривой индивидуального спроса по Парето. (Вроде готово)
Индивидуальный спрос — спрос конкретного потребителя; это соответствующий каждой данной цене объем благ, который тот или иной потребитель хотел бы купить на рынке. Кривая спроса имеет две особенности:
1. Достигаемый уровень полезности изменяется по мере движения вдоль кривой. Чем ниже цена блага, тем выше уровень полезности.
2. В каждой точке на кривой спроса потребитель максимизирует полезность согласно условию, что предельная норма замещения одежды продовольствием равна соотношению цен продовольствия и одежды. По мере снижения цен на продовольствие снижается и отношение цен, и предельная норма замещения.
При построении кривой спроса используются карты безразличия, линия цена-потребление (бюджетная линия) и следуют предположения:
· благо бесконечно делимое;
· деньги бесконечно делимы;
· через любую точку I квадранта проходит бесконечное множество кривых линий (изоют);
· кривая безразличия может быть проведена через любую точку пространства товара;
· точка соприкосновения бюджетных линий и изоют:
1. существует всегда и единственна;
2. называется точкой равновесия потребителя.
30. Эластичность и её экономический смысл. Функциональные и корреляционные связи переменных. Виды эластичности. Формулы. (Вроде готово)
Эластичность – мера чувствительности одной переменной на изменение другой. Эластичность показывает показать степень взаимосвязанности 2 объектов.
Виды эластичности:
1) Прямая ценовая эластичность спроса – показывает изменение количества товара, на который будет предъявлен платёжеспособный рыночный спрос, после изменения цены товара. Вычисляется по формуле: процентное изменение спроса делёное на процентное изменение цены.
(Формулы тут объясняются процентным изменением, но может использоваться коэффициент изменения, т.е. p2/p1 или Δp/p1 и q2/q1 или Δq/q1)
2) Перекрёстная – показывает изменение спроса на товар А относительно изменения цен на товар В. Вычисляется по формуле: процентное изменение спроса на первый товар делённый на процентное изменение цены другого товара.
3) Спроса по доходу – показывает на сколько изменится величина спроса при изменении дохода на 1%. Вычисляется по формуле: процентное изменение спроса товара деленное на процентное изменение дохода.
4) Предложения – показывает изменение в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменение в их цене. Вычисляется по формуле: процентное изменение количества товара, требуемого на рынке, деленное на процентное изменение цены товара.
Существование эластичности позволяет производителю (или продавцу) определить ожидаемую реакцию на изменение какого-либо детерминанта.
Между переменными возможно 2 типа связи: функциональная, когда определённому значению определённой величины соответствует единственное значение другой величины, и корреляционая, когда определённому значению фактора может соответствовать некоторый ряд вероятных значений признака-результата (из-за возможного изменения других факторов).
31. Собственная прямая эластичность спроса по цене. (Вроде готово)
Показывает на сколько процентов изменится величина спроса на товар или услугу при изменении цены товара на 1%, при этом эластичность в целом это показатель измеряющий реакцию одной переменной на изменение другой.
Вычисляется по формуле: процентное изменение спроса делёное на процентное изменение цены. Если Е (эластичность) > 1, то спрос эластичен. Если Е < 1, то спрос неэластичен. Если E = 1, то единичная эластичность.
Выделяют точечную и дуговую эластичности спроса по цене.
Точечная эластичность используется при незначительных изменениях (колебаниях) цены и/или спроса (не более 5%).
Дуговая эластичность подходит при значительных изменениях цены и/или спроса. Для расчёта данного вида эластичности используются средние значения спроса и цен.
32. Перекрёстная эластичность спроса по цене. (Вроде готово)
Сопоставляется спрос на 2 товара. Отражает реакцию спроса на данный товар на изменение цены другого товара.
Вычисляется по формуле: процентное изменение спроса на первый товар делённый на процентное изменение цены другого товара. Если Е = 0, то товары не связаны. Если Е > 0, то товары являются субститутами. Если Е < 0, то товары являются комлементами.
Перекрёстная эластичность спроса по цене может быть ассиметричной, т.е. если эластичность по отношению товара А к В > 0, то эластичность <