Кривые безразличия. Аксиомы безразличия. Карты безразличия.
=> Кривая безразличия:
Обозначив на вертикальной оси товар Y, а на горизонтальной оси товар Х и найдя координаты, приведѐнных выше, различных наборов двух товаров можем построить кривую, которая называется кривой безразличия.
Кривая безразличия (безразличие - U) представляет собой совокупность потребительских наборов, каждый из которых имеет одинаковую полезность для потребителя
=> Свойства кривой безразличия:
Любая точка на кривой безразличия А,В,С,D характеризует набор товаров Х и Y, имеющих одинаковое значение (приносящих одинаковую совокупною полезность), и потому потребителю безразлично какой набор приобрести. Так как ни один из наборов не имеет предпочтения, то блага, входящие в набор, взаимозаменяемы.
Кривая безразличия выпукла к началу координат. Это означает, что увеличение потребления одного товара (Х) сопровождается сокращением потребления другого товара (Y), т.е. товар X заменяется товаром Y. Степень взаимозаменяемости двух товаров для потребителя измеряется предельной нормой замещения.
*Предельная норма замещения (MRS xy ) показывает, насколько можно сократить благо Y при увеличении блага X на единицу, не изменяя при этом степень удовлетворения потребностей.
=> Аксиомы безразличия (по сути те же, на что опирается ординализм):
-Аксиома рациональности потребителя как экономического субъекта
-Аксиома непрерывности
Все товары можно непрерывно разбить на всё более мелкие единицы, так что размеры единиц, в которых продается товар, не сдерживают потребителей.
-Аксиома возможности выбора
Предполагает способность человека однозначно ответить на вопрос, какой из предложенных потребительских наборов, А или В, является для него более предпочтительным. При этом обязательным будет выбор одного из трех вариантов ответа: либо набор А предпочтительней набора В (А > B), либо набор B предпочтительней набора A (A < B), либо наборы A и B имеют одинаковую полезность для потребителя (A=B).
-Аксиома транзитивности
Согласно этой аксиоме для любых трех потребительских корзин (наборов) А, В и С, если потребитель предпочитает набор A в большей степени, чем набор B, и набор B в большей степени чем набор C, то он однозначно предпочитает потребительских набор A в большей степени, чем набор C. То есть если A > B и B > C значит A >C.
То же самое справедливо и для правила: если A = B и B = C, то A = C.
-Аксиома ненасыщенности
Для любого набора A всегда существует набор B, более предпочтительный для потребителя. Это означает, что у потребителя нет порога насыщения и он всегда предпочитает иметь большее количество товаров меньшему. При этом, если количество хотя бы одного из товаров, входящих в потребительскую корзину возрастет, уровень его удовлетворения увеличится.
=> Карта безразличия [определение]:
Описать предпочтения по всем наборам разных товаров (Х и У) можно с
помощью карты кривых безразличия.
Карта кривых безразличия – это множество кривых безразличия,
каждая из которых представляет собой различный уровень полезности.
Каждая кривая безразличия, входящая в карту кривых безразличия, характеризует набор товаров, к которому потребитель относится одинаково, но сами кривые безразличия, ранжируются по уровню удовлетворения потребностей. Чем кривая безразличия дальше от начала координат, тем выше степень удовлетворения потребностей и, следовательно, полезность набора товаров.
Кривая безразличия U3 характеризует наибольшую степень удовлетворения потребностей, кривые U1 и U2 соответствуют более низкому уровню удовлетворения потребностей, и, следовательно, наборы, описываемые этими кривыми, обладают меньшей полезностью.
Таким образом, карта кривых безразличия позволяет выявить потребительские предпочтения, однако она не отвечает на вопрос, какой именно набор выберет потребитель.
Чтобы ответить на этот вопрос, надо проанализировать покупательную способность потребителя, его бюджетные ограничения, т.е. учесть доход потребителя и цены товаров.