Проблемы социального рыночного хозяйства

Часто возникают конфликты, когда государство предотвращает социальную напряженность, не прибегая к мерам централизованного планового хозяйства, то есть не нарушая соотношения между спросом и предложением.

Пример: Поскольку в Германии существует дефицит квартир, резко возрос размер квартплаты (цены за найм квартир). Если бы было осуществлено замораживание цен на найм квартир, то никто бы больше не захотел строить квартиры, сдаваемые в найм, и дефицит квартир стал бы еще выше. Подобные проблемы возникают при замораживании любых цен.

Чтобы гарантировать крестьянам минимальный доход, поддерживаются высокие цены, например, на молоко или производителям продукции выплачиваются премии. За счет этого молочное хозяйство становится привлекательным для крестьян. В результате возникает предложение молока, оно не становится дешевле, поскольку государство гарантирует стабильные цены, а излишки молока скупаются государством. Следствием этого является так называемая "гора сливочного масла" в складах, которая была оплачена населением практически вдвойне за счет премий или закупки излишков молока.

Рыночная экономика основана на принципах:

· предпринимательства;

· многообразия форм собственности на средства производства;

· рыночное ценообразования;

· договорных отношений между хозяйствующими субъектами (людьми, предприятиями и т. д.);

· ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность.

· присвоения прибавочной стоимости

Основные черты:

· конкуренция;

· многообразие форм собственности (частной, коллективной, государственной, общинной);

· полная административная независимость и самостоятельность товаропроизводителя — товаропроизводитель должен быть собственником результатов своего труда;

· свободный выбор поставщиков сырья и покупателей продукции;

· сосредоточение капитала в руках буржуазии;

· неэквивалентная физическому и умственному труду система распределения благ общества;

· ориентированный на покупателя рынок.

Обладает следующими свойствами:

· в любой экономике присутствует многообразие форм собственности, как минимум две: государственная и частная;

· рыночное ценообразование не предполагает какого-либо вмешательства государства;

· любое вмешательство государства в экономику является ограниченным.

Рыночный механизм

система экономических стимулов и рычагов (форм и отношений собственности, методов оплаты труда, цен, способов распределения доходов, налоговых ставок), регулирующих отношения по поводу производства, распределения, обмена, потребления продукции, товаров, услуг в условиях рыночной экономики.

Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2011.

Рыночный механизм – это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: предложения, спроса, цены. Экономическое положение производителей и потребителей, продавцов и покупателей зависит от рыночной конъюнктуры – совокупности складывающихся на рынке в каждый данный момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг. В основе действия рыночного механизма лежат законы стоимости, ценности, полезности.

Конкуренция – это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Она выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены. Она развертывается среди продавцов, которые хотят продать свой товар дороже. В этой борьбе побеждают те, кто сбывает товар подешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос, но продает больше. Активно развивается конкуренция среди покупателей, которые стремятся приобрести товар по меньшей цене. Главной линией развертывания конкуренции является соперничество продавцов и покупателей, которые стоят на противоположных позициях в отношении уровня цены на товары. Чем сильнее конкуренция среди продавцов, тем в большей мере предложение товаров превышает спрос покупателей.

Различают совершенную (влиянием каждого участника экон. процесса на общую ситуацию можно пренебречь. Каждый от дельный агент рыночной экономики при принятии решений исходит из задаваемых ему рыночных цен и не может влиять на ценообразование) и несовершенную (несколько крупных фирм производят основную массу определенного товара). Она проявляется в виде монополии и монопсонии. Монополия – возникает тогда, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара. Естественная монополия – связана с невоспроизводимыми элементами производства, использованием научно-технических достижений и т.д. Административная монополия – поддерживается государством, подчиняет судопроизводство, охрану правопорядка и т.д. Монопсония – ситуация на рынке, когда существует лишь один покупатель. Олигополия – основная масса товаров сосредоточена у нескольких крупных продавцов.

Иваньков А.Е.

Экономическая теория

Наши рекомендации