Общественные блага и проблема безбилетника
Чисто общественное благо (pure public good) – это такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят за него или нет.
Чисто общественное благо характеризуется свойствами:
1. Неизбирательностью (потребление чисто общественного блага одним человеком не уменьшает его доступности для других).
2. Неисключаемостью (ни один человек не может быть не допущен к потреблению блага, даже если он отказывается за него платить).
3. Неделимость (не может быть разделено на единицы потребления и продано по частям).
4. Невозможность определения цены на отдельные единицы чисто общественного блага (рисунок 4).
Рисунок 4. Определение совокупного спроса на чисто частное благо и чисто общественное благо
Кривая спроса на чисто общественное благо отражает предельную полезность всего имеющегося его наличного объема. Все потребители должны потребить весь объем выпущенного блага целиком. В отличие от совокупного спроса чисто частных благ (который получается путем сложения кривых индивидуального спроса по горизонтали) совокупный спрос чисто общественных благ определяется путем суммирования предельных выгод по вертикали.
Чисто частное благо (pure private good) – это такое благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату.
Если чистое частное и чистое общественное блага признаются исключительно теоретическими конструкциями, то весь реальный попадает в категорию смешанных благ. Выделяют следующие категории смешанных благ:
1. Перегружаемые блага, для которых свойство несоперничества в потреблении выполняется только до определенного момента (автомобильные дороги).
2. Исключаемые блага, для которых не выполняется свойство неисключаемости (общественный транспорт, городские парки с возможностью взимания платы за вход).
С точки зрения дифференциации границ потребления и предоставления выделяются:
1. Международные общественные блага либо доступны всем жителям планеты (борьба с загрязнением воздуха и расширением озоновой дыры, международная стабильность и т.п.), либо предоставляются жителям определенного региона Земли, нескольким странам. К их числу относятся стандарты, сокращающие трансакционные затраты, результаты фундаментальных научных исследований и т.д.
2. Общенациональные (общегосударственные) общественные блага включают национальную оборону, поддержание общего правопорядка, деятельность исполнительных, законодательных и судебных властей и т.д.
3. Местные общественные блага представляют собой любые общественные товары и услуги, доступ к которым имеет не все население страны, а лишь некоторая географическая часть (несколько регионов, один регион, город, район и т.д.). Диапазон конкретных примеров местных общественных благ весьма широк: от региональных экологических программ до уличного освещения и городского парка.
Потребление чисто общественных благ происходит коллективно, однако индивидуальная польза от этого потребления различна. Если оплата чисто общественных благ будет осуществляться в соответствии с предельными выгодами от их использования, появляются мощные стимулы для сокрытия истинной информации и преуменьшения реальных размеров получаемых выгод. Такая ситуация получила название проблема безбилетника, «зайца» (free – rider problem).
Проблема безбилетника чаще возникает в больших, чем в малых группах потребителей, так как там труднее получить необходимую информацию о положении плательщиков. В результате существования проблемы безбилетника производство чисто общественных благ бывает ниже эффективного.
В экономической теории имеется целый ряд моделей, в которых делается попытка предложить механизм для решения проблемы «зайцев». Любой из этих механизмов следует оценивать с точки зрения трех критериев: общественное благо должно предоставляться в парето – оптимальном объеме, выявление истинных предпочтений должно быть в интересах самих индивидов и, наконец, затраты на предоставление общественного блага должны быть равны совокупными выплатам индивидов на эти цели. Различают два подхода:
1. Модель Линдаля показывает, каким образом, добровольный обмен и система цен (в специфической форме налоговых цен) приводят к принятию решений об оптимальном объеме предоставления общественного блага.
2. Механизм действия налога Кларка, который предназначается для решения проблемы выявления предпочтений многих потребителей. Налог Кларка равен изменению благосостояния остального населения, которое произошло бы, если бы индивид не принимал участие в голосовании. Помимо налога Кларка каждый член общества платит налог, равный стоимости общественного блага, деленной на число членов общества. Этот налог никак не зависит от поведения индивида.
«Проблемы» рынка (market failures) - это проявления неэффективности рыночного механизма, случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование ресурсов.
Выделяют следующие неэффективные ситуации:
1. Монополия;
2. Несовершенная (асимметричная) информация;
3. Внешние эффекты;
4. Общественные блага.
Во всех этих случаях приходит на помощь государство. Оно пытается решить эти проблемы, осуществляя антимонопольную политику, социальное страхование, ограничивая производство товаров с отрицательными внешними эффектами и стимулируя производство и потребление экономических благ с положительными внешними эффектами. Эти направления деятельности государства составляют как бы нижнюю границу вмешательства государства в рыночную экономику. Однако в современном мире экономические функции государства гораздо шире. В их числе: развитие инфраструктуры, дотации на школьное обучение, пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества. Лишь небольшое число этих услуг обладает свойствами чисто общественных благ. Большинство из них потребляется не коллективно, а индивидуально.