Меры государства по борьбе с безработицей
Государственное регулирование рынка труда осуществляется по трем направлениям:
- трудоустройство незанятого населения и оказание помощи в профподготовке (биржи труда);
- стимулирование образования гибкого рынка труда;
- социальная защита от безработицы.
Согласно мировому опыту борьбы с безработицей выделяют два основных типа воздействия на уровень занятости:
1. активный (стимулирование создания новых рабочих мест, меры по сохранению и повышению уровня занятости на предприятиях);
2. пассивный (выплата пособий)
в) Методы государственного обеспечения занятости подразделяются на:
- прямые (законодательное регулирование условий найма, минимальный размер оплаты труда);
- косвенные (инструменты кредитно-денежной политики, монетарной и фискальной).
г) Совокупность мер прямого и косвенного государственного регулирования:
- создание центров занятости,
- финансирование программ по переподготовки кадров,
- стимулирование создания новых рабочих мест,
- регулирование уровня минимальной заработной платы (с 01.09. 2005 – 800 руб), прожиточного минимума,
- выплата пособий по безработице,
социальная поддержка безработных,
25.3. Причины возникновения инфляции, ее измерение и типология
Инфляция — это нарушение закона денежного обращения, обесценение денег, их избыток в обращении по сравнению с реальными потребностями в них, что проявляется в росте цен.
Кейнсианцы под инфляцией понимали избыточный покупательский спрос, причины которого лежат как на стороне предложения, так и на стороне спроса, монетаристы — устойчивый и непрерывный рост цен, вызванный избытком денег в обращении по отношению к выпуску продукции. Но инфляция никогда не была, и в настоящее время не является чисто денежным феноменом. Причиной инфляции могут быть и диспропорции в экономике, отрыв отраслей I подразделения, их абсолютное преобладание, структурные изменения, проявляющиеся в сокращении производства дешевых товаров.
Возникновению и развитию инфляции активно способствует милитаризация, отвлекающая из сферы производства потребительских благ значительную часть материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Милитаризация увеличивает потребительский спрос лиц, занятых в оборонной промышленности или на военной службе, без соответствующего увеличения потребительских товаров в обороте, что ведет к росту денежной массы. Аналогичное влияние на развитие инфляции оказывает незавершенное строительство.
Причиной инфляции может быть рост затрат производства, связанный с опережением роста заработной платы роста производительности труда, или превышением роста налогов над ростом реального дохода. Она может быть и результатом нарушения равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. Инфляция, порожденная избытком совокупного спроса, называется инфляцией спроса (инфляцией покупателей), за которым по разным причинам не успевает производство. Избыток спроса приводит к росту цен, что стимулирует производство. Предприниматели привлекают дополнительную рабочую силу растет заработная плата, а следовательно и спрос, и вновь растут цены.
Инфляция издержек или инфляция предложения может быть вызвана ростом любых издержек производства. Издержки могут возрасти в силу освоения новой наукоемкой технологии, удорожания сырья, топлива и др., а также роста заработной платы. Рост издержек производства приводит к сокращению предложения товаров, хотя спрос на рынке не уменьшается. Сокращение предложения при том же уровне спроса ведет к росту цен. Но в данном случае, уже не спрос, а издержки служат толчком к инфляции.
Причинами инфляции могут быть монополизм в экономике, дефицит госбюджета, искусственно завышенный уровень занятости, инфляционные ожидания. Основные причины инфляции концентрируются внутри страны, но она может переноситься по каналам мировой торговли и движения капиталов.
В развитии инфляции обычно выделяют две стадии: начальную и основную.
На начальной стадии увеличение денег в обращении хотя и способствует росту цен, однако цены растут медленнее увеличения массы денег в обращении. Скорость обращения денег почти не изменяется, что обусловлено тенденцией к сбережению и отношением к инфляции как временному явлению.
На основной стадии положение резко меняется. Цены растут быстро даже при незначительном увеличении денежной массы. Скорость обращения денег резко возрастает, усиливается спрос, деньги стараются превратить в любые товары.
Если производство (Q) растет медленно или даже сокращается, а скорость оборота денег возрастает наступает критическая точка инфляции. Она означает, что темпы роста производства отстают от темпов роста обращаемости денег. В этих условиях покупательная способность денег быстро снижается.
Одним из наиболее распространенных индексов инфляции является индекс Паше:
,
где g t+1— индекс цен в году t+1; р i t, р i t+1— цена товара i соответственно в годах t+1 и t; q i t+1— объем продаж в году t+1; n — количество видов товарной продукции.
Если g t+1=1 можно сказать, что в указанном году цены были стабильны, если g t+1 > 1 — цены возросли, при g t+1 < 1 — цены снизились.
Уровень инфляции характеризуется и такими показателями как: индексы розничных цен на отдельные виды товаров; количество наличных денег в обращении и дополнительный выпуск денег, индекс стоимости жизни. К косвенным показателям уровня инфляции относятся: отношение товарных запасов к сумме денежных вкладов населения; превышение доходов населения над расходами (в процентах к доходам). Ряд индексов инфляции представлены в разделе 19.1.
В современной экономической литературе выделяют два типа инфляции: открытая; подавленная.
Открытая инфляция развертывается на рынках, где действуют свободные цены. При неравномерности повышения цен, она деформирует, но не уничтожает рыночный механизм. Экономика продолжает реагировать на рыночные сигналы и самонастраиваться в направлении поддержании равновесия на различных рынках.
При подавленной инфляции ситуация складывается иначе. Государство, обеспокоенное ростом цен, вступает в борьбу с этим явлением. Оно устанавливает административный контроль за ценами и доходами, замораживая их на определенном уровне. Однако такая антиинфляционная политика характерна лишь для командно-административной экономики. Признаком подавленной инфляции являются очереди, а черный рынок –неизбежный ее спутник. Преимущества открытой инфляции по сравнению с подавленной заключаются в том, что в первом случае добавочный доход получает производитель, во втором – криминальные структуры.
Открытая инфляция может протекать в форме инфляции спроса; инфляции издержек и структурной инфляции. К открытой инфляции страна может придти и в результате непомерной денежной эмиссии. Инфляция спроса возникает при полной занятости и полной загруженности производительных мощностей. В этом случае повышение спроса на какой-либо товар вызывает производный спрос на ресурсы и последующий рост цен на них. Рост спроса при полной загруженности мощностей и занятости не подкрепляется эластичным расширением предложения, поэтому цены растут. Государство, увеличивая военные расходы и социальные программы в период полной занятости ресурсов, неизбежно попадает в инфляционную ловушку. Предприниматели, поднимая спрос на инвестиционные ресурсы в такой же ситуации, приводят к инфляционному движению экономики.
Инфляцию издержек вызывает рост стоимости факторов производства. В этом случае издержки растут, что увеличивает цену выпускаемой продукции. Этот товар может стать ресурсов для другого производства. Поэтому и на него накатывается волна растущих издержек. В результате издержки во взаимосвязанных производствах растут вместе с ценами выпускаемых товаров.
Структурную инфляцию вызывает макроэкономическая межотраслевая несбалансированность. Несостыкованность отраслей приводит к тому, что часть из них не может быстро насытить рынок товарами. Это приводит к хронически неудовлетворенному спросу на определенную продукцию, что взвинчивает цены. Структурная инфляция считается труднопреодолимой, так как для борьбы с ней требуются значительные инвестиционные вливания, отдачу от которых нельзя получить за короткий срок. Обычно структурная инфляция сопровождает периоды кардинального перехода страны на новый вид технического прогресса, конверсии военного производства и т.д.
В зависимости от темпов роста цен различают: умеренную инфляцию — среднегодовой темп роста цен не более 10 %; галопирующую — среднегодовой темп роста цен 10-100 %; гиперинфляцию — цены растут на 1000 и более процентов.
С точки зрения соотносительности роста цен по различным группам товаров различают сбалансированную и несбалансированную инфляцию. При сбалансированной инфляции цены различных товаров относительно друг друга не меняются. Сбалансированная инфляция не очень опасна даже для мелкого бизнеса. Риск потери доходов не велик. Несбалансированная инфляция характеризуется постоянным изменением цен различных товаров относительно друг друга. Она очень опасна для бизнеса, чревата большими издержками адаптационного плана и не дает возможности прогнозировать будущее бизнеса.
Выделяется также предсказуемая и непредсказуемая инфляция. В экономике может сложиться ситуация, когда рост общего уровня цен происходит при одновременном сокращении производства. Состояние экономики, которое характеризуется одновременным ростом цен и сокращением производства называется стагфляцией.
Реакция государства на разрастающуюся инфляцию может быть двоякой: формирование условий наименее болезненной адаптации к ней населения; выработка системы мер, способных ей противоборствовать. В этом случае государство пытается погасить негативные экономические эффекты, связанные с инфляцией. Например, затормозить вызванное инфляцией падение курса национальной валюты или усилить заинтересованность бизнеса в инвестировании, которая подавлялась ранее нарастанием цен. При высокой инфляции потери в значительной степени несут потребители, у которых снижается жизненный уровень. Поэтому правительство обычно проводит политику, включающую два направления: индексацию доходов; компенсацию потерь от инфляции.
Инструментом регулирования инфляции является рациональная политика цен и доходов, суть которой в том, что правительство в директивном порядке либо замораживает цены и доходы, либо ограничивает рост денежной заработной платы ростом средней производительности труда, то есть это политика, имеющая своей целью увязать рост заработной платы с ростом цен. Одним из методов борьбы с инфляцией является стабилизация и стимулирование производства, что предусматривает прежде всего структурную перестройку в экономике, конверсию оборонного производства, рост товарности экономики, повышение ответственности предпринимателей за результаты хозяйственной деятельности. В борьбе с инфляцией большое значение имеет реформа налогообложения, решение проблемы дефицита госбюджета, сокращение непроизводительных расходов, либерализация экспорта и импорта.
При высокойинфляции, погасить которую за короткий срок невозможно, государство проводит политику нейтрализации инфляции, включающую 2 направления:
1) индексация доходов;
2) активная стратегия ликвидации инфляции.
Адаптивная политика. Достоинством этой политики является смягчение социальной напряженности, установление предела падения жизненного уровня. Коэффициент индексации строится с учетом темпов инфляции. Однако даже при очень активной адаптационной «расторопности» отставание индексации доходов от фактического роста цен неизбежно. Кроме индексации широко используются государством и компенсационные выплаты в государственном секторе. Но в период инфляции бюджет находится в состоянии дефицита, и такой путь оказывается мало эффективным.
Политика доходов — одно из направлений адаптивной борьбы с инфляцией. Экономическая история знает немало примеров вариантов такой политики:
— контроль соотношения цен и окладов;
— государственные рекомендательные ориентиры установления цен и заработной платы;
— антимонопольное регулирование цен.
Стратегия активной антиинфляционной политики:
1 вариант. Увеличение государственных расходов и удешевление кредита приводят к росту инвестиций и в дальнейшем к росту производства, возможному снижению цен.
2 вариант. Проведение конфискационной денежной реформы при сокращении бюджетного дефицита и удорожании кредита имеет следствием снижение инвестиций, спад производства. В дальнейшем снижение налоговых ставок будет способствовать росту товарного предложения и снижению цен.
Одним из методов борьбы с инфляцией является стабилизация и стимулирование производства, что предусматривает прежде всего структурную перестройку в экономике, конверсию оборонного производства, рост товарности экономики, повышение ответственности предпринимателей за результаты хозяйственной деятельности. В борьбе с инфляцией большое значение имеет реформа налогообложения, решение проблемы дефицита госбюджета, сокращение непроизводительных расходов, либерализация экспорта и импорта.
К мерам борьбы с инфляцией относятся: создание рыночной инфраструктуры; регулирование валютного курса; приватизация; демонополизация производства; либерализация цен; денежная реформа конфискационного типа. Сегодня и экономисты и политики признают, что необходимо продолжать поиск эффективным методов и вариантов антиинфляционного регулирования.
25.4. Содержание и значение социальной политики
Социальная политика государства - одно из направлений его деятельности по регулированию социально-экономических условий жизни общества. Она обеспечивает поддержание отношений как между социальными группами, слоями общества, и направлена на повышение благосостояния, уровня жизни членов общества, создание социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. Благодаря такой политике развитые государства к концу уходящего столетия вышли не с нарастанием противоречий между социальными группами населения, а с все более заметной тенденцией к сотрудничеству.
Важным направлением социальной политики являются выплаты по программам государственной помощи. В экономически развитых странах эти выплаты обозначаются термином трансфертные платежи и означают выплаты, например, правительством домохозяйству или фирме денег, взамен которых плательщик непосредственно не получает товары и услуги. Такие выплаты осуществляются из фонда перераспределения национального дохода. За счет такого рода источников доходов осуществляются пенсионное обеспечение, содержание временно нетрудоспособных граждан, выплачиваются различного вида пособия (по уходу за детьми, на медицинское обслуживание, малообеспеченным семьям, пособия по безработице и др.). Соотношение в доходах населения доли трансфертных выплат и заработной платы играет важную роль в формировании экономического поведения индивидуума, его трудовой мотивации. Так, в случае повышения роли выплат по линии государственных программ помощи нередко происходит формирование пассивного отношения к производственной деятельности, психологии иждивенчества.
Социальная политика - система индексации фиксированных доходов, в том числе пособий по безработице и государственных пенсий и установления прожиточного минимума или минимальной заработной платы.
Материальными возможностями проведения эффективной социальной политики обладает 1/8 часть стран мира.
В экономической теории предложен ряд критериев классификации государств по типу проводимой ими социальной политики:
1.Титмус Р. (англ., 1974г.) выделил три типа государств, реализующих различные модели социальной политики:
- государства, в которых доминируют два естественных канала удовлетворения потребностей - рынок и семья, а социальная поддержка обеспечивается только остро нуждающимся – инвалидам, малообеспеченным;
- государства, осуществляющие социальную поддержку занятой части населения, в размерах, прямо пропорциональных социальным взносам; это пассивный тип социальной политики, поскольку она не направлена на профилактику социальных болезней, прежде всего, бедности, безработицы и др.;
- в государствах третьего типа объектом социальной политики выступает все население. Здесь нет зависимости между правом на социальную защиту и социальными выплатами. Эти государства проводят активную социальную политику.
2.Шведский ученый Г.Аспинг-Андерсен выделяет три типа государства благосостояния:
- либеральный - доминирует логика рынка, пособия незначительны, не подавляют склонности к труду,
- консервативно-корпоративистский - частное страхование на предприятии минимально, перераспределение доходов государством ничтожно,
- социально-демократический – базируется на принципе универсализма предоставления социальных услуг и отрицания рынка в социальной сфере.
3. Терборн Г. (Швеция) предложил два критерия типологизации - уровень социальных обязательств государства и степень их ориентации на рынок труда, в соответствии с которыми выделил четыре типа государств, проводящих соответствующую социальную политику:
- сильные интервенционистские государства благосостояния, добившиеся практически полной занятости;
- слабые компенсаторные государства благосостояния, которые выполняют значительные социальные обязательства при низкой их связи с политикой полной занятости;
- небольшие государства благосостояния, ориентированные на полную занятость, но при низком уровне социальных обязательств;
- государства благосостояния, ориентированные на рынок и имеющие ограниченные социальные обязательства при низкой приверженности к полной занятости.
Например, в Бельгии уровень социальных расходов составляет 38% ВВП.
Критерии социальной политики:
1. цели социальной политики - предоставление минимального благосостояния или перераспределение доходов,
2. характер взаимоотношений с экономической политикой - подчинение или приоритет социальной политики по отношению к экономической;
3. место социальной политики в деятельности государства - определяет преобладающий тип социальной политики - активная, конструктивная или пассивная, компенсаторная;
4. соотношение различных секторов в механизме социальной политики – определяется долей социальных расходов государства в ВВП;
5. структура государственной системы – определяет долю социальных услуг, в соответствии с которой в социальном обеспечении преобладает общественное вспомоществование или социальное страхование в виде социальных взносов работающих. В соответствии с этим формируются два вида социальной политики - условно остаточная - обеспечивает то, что не в состоянии выполнить рынок) и условно институциональная – это конструктивный тип социальной политики, реализуемый на основе высокой степени перераспределительного вмешательства государства.
Наиболее эффективными моделями социальной политики являются шведская и немецкая.
В качестве экономической основы шведской модели выступают:
- смешанная экономика,
- комбинация частной собственности в сфере производства и коллективизации потребления,
- исключительно большой государственно-коммунальный сектор общественных услуг,
- сочетание рестрективной макроэкономической политики с селективными мерами по поддержанию высокой занятости и инвестиций, направленное на одновременное обеспечение полной занятости и стабилизации цен.
Инструментами реализации социальной политики в рамках шведской модели являются:
- универсальная, ориентированная на все население социальная политика,
- активная политика занятости,
- централизованное коллективно-договорное регулирование зарплаты, что позволило снизить безработицу до 1,5% в 60-70 гг. и 6-8% в 90-е.
Немецкая модель социальной политики представляет собой ордо-либеральный тип социальной политики. В соответствии с основными положениями ордолиберализма как немецкой разновидности неолиберализма (Ойкен, Ренке, Рюстов) в основе социальной политики лежит формирование такой экономической среды, которая обеспечивает самореализацию индивида в экономической сфере и гарантирует стабильность и уверенность. Этим ордолиберальный вариант отличается от жесткого либерализма, обосновывающего остаточность социальной политики. Реализация этой модели социальной политики обеспечила рост социальных расходов с 2% ВВП в начале ХХв. в Германии, до 17% к моменту основания ФРГ, и до 31% к 90-м гг.
Наблюдаются следующие тенденции развития моделей социальной политики:
1.реконфигурация государства благосостояния, основанная на кардинальной перестройке взаимоотношений трех сфер общественной жизни - государства, гражданского общества и рынка (бизнеса) в социальной области,
2.перенос акцента с наращивания государственных инвестиций в социальную сферу на рационализацию их использования,
3. приватизация социальной сферы,
4. развитие социальных функций крупного бизнеса - из пассивного донора социальных программ он должен превратиться в равноправного партнера.
25.5. Экономический смысл формул Оукена, Лукаса и кривой Филлипса
Закон Оукена
По закону Оукена А. потенциальные потери продукции и услуг в результате вытеснения рабочей силы составляют:
, где Qnз – ВВП при полной занятости, Qф – фактический ВВП, a = 2,5, Uф – фактический уровень безработицы, Uе - естественная безработица (6% в 60-е годы ХХв.)
Закон Оукена: процентная величина падения ВВП при полной занятости равна проценту роста безработицы по сравнению с ее нормой при полной занятости, умноженному на коэффициент a. Эмпирически Оукен установил, что a » 2,5, т. е. превышение фактического уровня безработицы на 1% над величиной Ue приводит к уменьшению ВНП на 2,5% по сравнению с потенциально возможным.