Экономика неопределенности и риска
13.1. Экономическая неопределенность
Предметом анализа большинства предыдущих разделов был совершенно конкурентный рынок. Но это идеальная, абстрактная модель, которая необходима для исследования сущностных характеристик рынка и его фундаментальных механизмов. В реальной действительности такой рынок не существует, прежде всего, в связи с отсутствием тех условий, допущений, которые принимаются при анализе совершенной конкуренции. В частности, мы предполагаем, что информация на таком рынке распределена симметрично, то есть все множество участников сделок обладают равным доступом к ней.
Информация — это совокупность всех объективных фактов и предположений, которые влияют на восприятие человеком, принимающим решение, сущности и степени неопределенностей, связанных с данной проблемой или ее возможностью. Все то, что потенциально позволяет снизить степень неопределенности, будь то факты, оценки, прогнозы, слухи, считается информацией. Следовательно, информация — это понятие, прямо противоположное термину «неопределенность». Экономическая роль информации заключается в снижении неопределенности и предотвращении убытков.
Таким образом, если информация распределяется симметрично, то есть имеется у всех субъектов данного рынка, то неопределенность отсутствует, что позволяет использовать ресурсы наиболее эффективно.
Однако в реальной жизни модель совершенной конкуренции практически не встречается, поскольку существует асимметричность информации, когда отдельные экономические агенты имеют доступ к важной информации, а другие не имеют. В силу этого рыночная экономика характеризуются неопределенностью, то есть недостатком информации о будущих вероятных событиях. Как правило, продавец продукта знает о его качестве больше, чем покупатель. Рабочие знают о своих навыках и способностях лучше предпринимателей. И управляющие знают свои возможности лучше, чем собственники предприятий.
Неопределенность не позволяет экономическим агентам вести себя рационально и снижает эффективность использования ресурсов в обществе. Поэтому асимметричность информации выступает одним из провалов (фиаско) рынка, для компенсации которого необходимо вмешательство государства в рынок.
Асимметричность информации характеризует ситуацию, когда отдельные участники имеют доступ к важной информации, которой не имеют остальные заинтересованные лица. Неполнота информации возникает при отсутствии у участников рынка какой-либо важной информации, которая способна повлиять на принятие или непринятие решения.
Понятия «асимметричность» и «неполнота» информации очень похожи. Неполнота информации отличается от ее асимметричности тем, что на рынке информация может быть распределена симметрично (все участники обладают одинаковой информацией), но какая-то важная информация доступна только отдельным экономическим агентам. Отсутствие равного доступа к информации на конкурентном рынке может привести к возникновению монополий, поскольку у фирм появляется стимул к получению сверхприбыли за счет использованию конфиденциальных источников информации.
Информационное неравенство побуждает тратить деньги не только на приобретение информации, но и на ее распространение. Допустим, я знаю, что мой товар мог бы пользоваться большим спросом у покупателя или что моя цена ниже, чем у конкурентов. Тогда я согласен на любые расходы, лишь бы передать эту информацию на рынок. Реклама является типичным примером такого распространения информации.
В результате асимметричности и неполноты информации возникают интерналии, то есть издержки или выгоды, получаемые участниками данной сделки, которые не были оговорены при заключении этой сделки. Примеров интерналий очень много: потребитель купил некачественный товар, одна из сторон безнаказанно нарушила договор, покупатель получил больше товара, чем должен был получить и т.д.
Значение асимметричной информации было впервые проанализировано Джорджем Акерлофом (1970г.) на примере рынка «лимонов» (на американском жаргоне — рынок подержанных автомобилей). Поскольку продавец подержанного автомобиля знает намного больше о его качестве, чем покупатель, то низкокачественные товары вытесняют высококачественные с рынка, то есть возникает отрицательная селекция.
Таким образом, в результате асимметричности информации ценовые сигналы перестают достоверно отражать ситуацию на рынке, что характеризует несовершенство или провал рынка. Причина возникновения интерналий состоит в том, что трансакционные издержки по сбору 100%-й информации являются настолько высокими, что перекрывают выгоды от обладания полной информацией.
Неопределенность рыночной экономики, вызываемая асимметричностью информации, обусловливает высокую степень ее рискованности.
13.2. Причины возникновения риска и его виды и способы снижения
Риск — оборотная сторона предпринимательства, и по мере его развития степень риска в экономике России будет увеличиваться. Поэтому необходимо не избегать, а прогнозировать, оценивать риск и не переходить его допустимые пределы. В оценке степени риска велика роль интуиции, которая основывается на прошлом знании. Интуиция и расчеты дополняют друг друга.
Риск— это вероятность убытков по сравнению с планируемым доходом, измеряется вероятностью определенного уровня потерь.
Каждый предприниматель устанавливает для себя допустимый уровень потерь, которые и измеряют степень риска. Допустимый риск — это потеря экономической прибыли, критический риск — потеря затрат (т.е. всей выручки), катастрофический — потеря всего имущества и банкротство. С другой стороны, фундаментальная основа предпринимательства — обмен, сделка, акт купли-продажи, поэтому если предприниматель не рискует, то он не получает соответствующей высокой степени риска современной экономики прибыли, что ведет к банкротству.
0,8 1
уровень потерь
Кривая вероятности потерь
Кривая вероятности возникновения потерь строится при условиях (допущениях):
1) вероятность нулевых потерь равна нулю;
2) вероятность исключительных потерь равна нулю.
Этим определяется вид кривой риска или кривой вероятности различного уровня потерь.
Классификация рисков
Классификационные критерии | Виды риска | |
По субъектно-объектным характеристикам | По субъекту | Индивидуальный, коллективный |
По объекту | Индивидуальный Коллективный | |
По условиям возникновения | По социальной обусловленности | институционализированный неинституционализированный |
По степени свободы субъекта | добровольный недобровольный | |
По наличию аналогов решений | ординарный неординарный | |
По источникам возникновения | внешний внутренний | |
По природе возникновения | объективный субъективный | |
По содержанию | По направленности на цель действия | действия бездействия |
По степени обоснованности | обоснованный необоснованный | |
По возможным последствиям | По роду потерь | материальный, трудовой, финансовый, потери времени, специальный |
По возможным последствиям | По предсказуемости | прогнозируемый, непрогнозируемый |
По калькулируемости | калькулируемый, некалькулируемый | |
По времени существования | краткосрочный долгосрочный | |
По времени появления | на этапе принятия решения на этапе реализации решения | |
По возможному результату | чистый спекулятивный | |
По характеру воздействия на результаты производства | аддитивный мультипликативный | |
По степени допустимости | допустимый критический катастрофический | |
По масштабу | экономических систем отраслевой экономических субъектов | |
По возможности передачи и снижения | По возможности страхования | страхуемый нестрахуемый |
По возможности диверсификации | систематический специфический |
Способы уменьшения риска:
1. диверсификация (производить зонты и шезлонги) — уменьшает несистематический риск, но систематический — изменение процента, ожидание подъема или кризиса — не снижает;
2. хеджирование — страхование рисков различными способами (в узком смысле — страхование валютного риска путем создания встречных требований в валюте);
3. самострахование через выпуск опционов — ценных бумаг на право купить или продать бумаги или товары в течение 3–6 месяцев по фиксированной цене; при продаже опционов предприятие получает дополнительную выручку от снижения доходов за счет падения спроса на бумаги или товары;
4. финансовые фьючерсы — продажа обязательств на проведение купли или продажи.
Наиболее распространенным методом снижения рисков от финансового вложения или инвестиций является диверсификация фондового портфеля, то есть обеспечение разнообразия ценных бумаг входящих в портфель. Потери от одних ценных бумаг компенсируются доходом по другим ценным бумагам.
Экономическая безопасность
Экономическая безопасность - такое состояние экономики, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных и индивидуальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. Экономическая безопасность – это не только защищенность национальных интересов, но и готовность и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества.
Реформы российской экономики, начатые в 1990-е гг., обеспечили её трансформации в рыночную. Вместо планово-распределительной системы начал работать механизм финансово-экономического регулирования товарных потоков, достигнута высокая степень либерализации внешнеэкономической деятельности и внешней торговли, ликвидирован товарный дефицит, образовался новый слой общества – собственники и даже рантье. Наряду с определенными положительными итогами в проведении политических реформ, негативные процессы в экономике, социальной сфере, в отношениях между центром и регионами проявились в катастрофическом падении производства, сопоставимом с военной разрухой, свертывании инвестиционного процесса, снижении уровня жизни населения и т.п. Все это свидетельствует о возникновении множества угроз в социально-экономической сфере России, что определяет крайнюю актуальность государственной поддержки необходимой степени экономической безопасности. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов, особенно в настоящее время, так как Россия стремительно интегрируется в мировое экономическое сообщество и становится полноправным членом глобализирующейся экономики. Но вместе с благоприятными тенденциями в экономическом развитии наблюдаются и негативные эффекты интеграции в мировое экономическое пространство.
Экономическая безопасность включается в систему национальной безопасности страны (рисунок 5) вместе с такими ее структурными элементами, как обеспечение надежной обороноспособности, поддержание социального мира в обществе, защита от экологических бедствий. Поскольку экономика материальную основу жизнедеятельности общества, то в структуре национальной безопасности решающая, базисная роль принадлежит экономической безопасности.
Рисунок 5 - Место экономической безопасности в системе национальной безопасности России
Экономическая безопасность, проявляясь в сферах влияния других видов национальной безопасности, проникая в них, и взаимодействуя с ними, аккумулирует в себе их воздействия, оставаясь при этом основной детерминантой национальной безопасности, включающей, наряду с экономической безопасностью как приоритетной, также социальную, политическую, культурную, интеллектуальную, информационную и др.
По своему содержанию экономическая безопасность имеет достаточно сложную внутреннюю структуру и включает три важнейших элемента:
Во-первых, экономическую независимость, которая означает возможность контроля государства за национальными ресурсами, достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, которые обеспечивают ее конкурентоспособность и позволяют на равных участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническими достижениями.
Во-вторых, стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба и недопущение криминальных структур в экономику, предотвращение глубокой дифференциации населения доходов, грозящей вызвать социальные потрясения и т.д.).
В-третьих, способность к саморазвитию и прогрессу на основе создания благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянной модернизации производства, повышения профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников.
Таким образом, экономическая безопасность представляет собой совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, а также способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию.
В структуре экономической безопасности выделяются следующие уровни: международный, национальный (национальная экономика), региональный (экономика субъектов Федерации, федеральных округов), отраслевой, микроэкономический (агенты рынка), уровень семьи и личности.
Факторами угроз для экономической безопасности являются: уровень благосостояния и качества жизни населения, покупательная способность населения; предложение услуг, производимых и потребляемых на данной территории; сальдо миграции населения; конкурентные возможности предприятий как на внутреннем, так и внешнем рынках (зависимость от импорта ключевых продуктов); объем собираемых налогов и уровень занятости населения. Область значений каждого из показателей экономической безопасности делится на три составные части: зона безопасности; зона угрозы; зона недопустимости. Угрозы безопасности представляют собой такие изменения во внутренней и внешней среде субъектов, которые приводят к изменениям предмета безопасности.
К числу основных угроз для России угроз относятся:
- усиление структурной деформации российской экономики с тенденцией превращения ее в топливно-сырьевую периферию развитых стран;
- снижение научно-технического потенциала России, потеря продовольственной самостоятельности;
- утрата управляемости экономикой, особенно на федеральном уровне;
- криминализация экономики, сращивание теневых и мафиозных структур с коррумпированным государственным аппаратом;
- углубление социальной дифференциации населения, рост бедности;
- депопуляция.
Основанием для оценки угроз и ущербов от их воздействия являются критерии экономической безопасности, которые могут быть качественными и количественными и выражаться показателями экономической безопасности. Показатель отражает численную характеристику какого-либо свойства экономического объекта, процесса или явления. Критерии безопасности должны включать оценку:
- ресурсного потенциала и возможностей его развития;
- уровня эффективности использования капитала, труда и других ресурсов, его соответствия уровню в развитых странах, а также уровню, при котором угрозы внутреннего и внешнего характера сводятся к минимуму;
- конкурентоспособности экономики;
- целостности территории и экономического пространства;
- независимости и возможности противостояния внешним угрозам;
- социальной стабильности условий предотвращения социальных конфликтов.
Область значений каждого из показателей экономической безопасности делится на три составные части:
- зона безопасности;
- зона угрозы;
- зона недопустимости.
- Таким образом, множество внешних и внутренних угроз, затрагивающих большинство сфер национальной экономики, означает, что для их предотвращения необходимо использовать как экономические методы, так и средства неэкономического характера: политические, военные, административные. Одним из ключевых элементов механизма обеспечения экономической безопасности является выработка и реализация стратегии, поскольку поддержание экономической безопасности является долговременной, стратегической задачей. Ее решение предполагает разработку и утверждение Государственной стратегии (доктрины) экономической безопасности России, отвечающей национальным интересам России и имеющей нормативный характер, которая включает:
- характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности как совокупности условий и факторов, создающих опасность жизненно важным экономическим интересам личности, общества и государства;
- определение критериев и параметров состояния экономики, отвечающих требованиям экономической безопасности и обеспечивающих защиту жизненно важных интересов страны;
- механизм обеспечения экономической безопасности страны, защиты ее жизненно важных интересов на основе применения всеми институтами государственной власти правовых, экономических и административных мер воздействия.
Повышение степени экономической безопасности осуществляется правовыми, экономическими и административными методами. К правовым факторам экономической безопасности относятся: общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры и обязательства, Конституция РФ, федеральные законы и нормативные акты, Федеративный договор и связанные с ним соглашения о разграничении полномочий между центром и субъектами РФ, нормативно-правовые акты органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции.
Экономическими факторами обеспечения экономической безопасности являются эффективная кредитно-финансовая и инвестиционная политика, рационализация экспортной политики, корректировка налоговой политики, переключение ресурсов с малоэффективных производств на прибыльные производства и др.
Обеспечение экономической безопасности административными методами возможно посредством жесткого государственного контроля монопольных рынков, регулирования внешних эффектов и последствий для окружающей среды, определение и поддержание минимальных жизненных стандартов для населения, защита национальных интересов в системе мирового хозяйства и др.
Важной составляющей экономической безопасности выступает продовольственная безопасность — продовольственная обеспеченность и сбалансированное питание населения страны на основе продовольственно независимости, часть концепции экономической безопасности. Обеспечение продовольственной безопасности и рост производства продовольствия ведет к укреплению продовольственной независимости. Желательным с точки зрения достижения продовольственной независимости и возобновления роста производства является уровень в 80-85% продовольственного самообеспечения, а критическим барьером представляется уровень в 75%. Различают хроническую, временную и потенциальную продовольственную небезопасность, когда то или иное государство остается уязвимым к возможным внешним кризисным явлениям и потрясениям, таким, как международные экономические кризисы, ухудшение конъюнктуры сельскохозяйственных рынков, торговые войны мировых конкурентов. Разумеется, продовольственная зависимость возникает прежде всего в результате малой эффективности агропродовольственного комплекса национальной экономики.
Обеспечение экономической безопасности страны - важная задача внешнеэкономической, в том числе внешнеторговой, политики государства. Наиболее важными задачами в условиях посткризисного развития в области внешнеэкономической деятельности, обеспечивающими экономическую безопасность, должны стать:
- регулирование развития внешней торговли при соблюдении экономических интересов России и обеспечение ее экономической безопасности, повышение экономической эффективности внешнеэкономической деятельности в условиях интеграции российской экономики в глобализирующееся мировое хозяйство;
- дальнейшее развитие экспортного потенциала, в первую очередь, за счет расширения производства машин, оборудования и других высокотехнологических товаров, проведение политики импортозамещения;
- поддержка интересов отечественных экспортеров на внешних рынках в целях восстановления и сохранения их позиций на товарных мировых рынках;
- проведение в рамках общепринятых процедур политики эффективного протекционизма в отношении отечественных производителей, не являющихся монополистами на внутреннем рынке;
- обеспечение наиболее благоприятных для России условий погашения внешнего долга и его обслуживания;
- стабилизация курса национальной денежной единицы по отношению к свободно конвертируемым валютам;
- обеспечение бесперебойной работы транспортных артерий, соединяющих Россию с внешними рынками (железнодорожный и автомобильный транспорт, магистральные газо- и нефтепроводы, межсистемные и межрегиональные линии электропередач и т.д.).