Максимизация прибыли фирмы на всех типах рынков (включая ресурсные)
12.1. Основные черты совершенной конкуренции
Конкуренция (от лат. «конкурро» — сталкиваться) — это соперничество между агентами рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров (А. Смит). Й.Шумпетер характеризует конкуренцию как соперничество старого с новым. Совершенно конкурентный рынок или рынок свободной конкуренции характеризуется, прежде всего, тем, что на нем устанавливается единая цена на один и тот же продукт в одно время.
Табл. 12.1.1. Характерные черты рынка совершенной конкуренции
Характерная черта | Совершенная конкуренция |
Число фирм Тип продукта Контроль над ценой Условия вступления в отрасль Неценовая конкуренция Примеры | Очень большое число Стандартизированный Отсутствует Очень легкие, препятствия отсутствуют Отсутствует Сельское хозяйство |
Однако модель рынка совершенной конкуренции основана на ряде допущений относительно организации рынка:
1.Основной чертой рынка совершенной конкуренции является наличие большого числа независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на высокоорганизованном рынке. Примером может служить рынок сельскохозяйственных товаров, фондовая биржа и рынок иностранных валют.
2.Конкурирующие фирмы производят стандартизированную, или однородную продукцию. При данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупается продукт. На конкурентном рынке продукты фирм В, Г, Д и так далее рассматриваются покупателем как точные аналоги продукта фирмы А. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулировании сбыта.
3.Экономические субъекты совершенно конкурентного рынка являются «соглашающимися с ценой» (ценопринимающими).На рынке совершенной конкуренции отдельные фирмы не имеют контроля над ценой продукции. Это свойство вытекает из предшествующих двух. В условиях совершенной конкуренции каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложение, или цену продукта.
Предположим, что имеется 10 тыс. конкурирующих фирм, каждая из которых в настоящее время выпускает по 100 единиц продукции. Общий объем предложения, таким образом — 1 млн. единиц. Предположим, что одна из этих 10 тыс. фирм сокращает свое производство до 50 единиц. Скажется ли это на цене? Нет. Причина ясна: сокращение выпуска одной фирмой оказывает почти незаметное влияние на общее предложение — точнее, общее предложенное количество уменьшается с 1 млн. до 999950 единиц. Это, очевидно, недостаточное изменение в объеме предложения, для того чтобы заметно повлиять на цену продукции. Отдельный конкурирующий производитель соглашается с ценой; конкурентная фирма не может устанавливать рыночную цену, но может только приспосабливаться к ней.
Иначе говоря, отдельный конкурирующий производитель находится во власти рынка; цена продукта есть заданная величина, на которую производитель не оказывает влияния. Фирма может получить ту же самую цену за единицу продукции как при большем, так и при меньшем объеме производства. Запрашивать более высокую цену, чем существующая рыночная цена, было бы бесполезно.
4.Свободное вступление и выход из отрасли. Все продавцы и покупатели обладают полной свободой входа в отрасль и выхода из нее. Это значит, что предприятия вольны начать производство данной продукции, продолжить или прекратить его, если сочтут это целесообразным. Точно так же покупатели вольны покупать товар в любом количестве, увеличить, сократить или вовсе прекратить его закупки. Нет никаких легальных или финансовых барьеров на вход в отрасль: патентов или лицензий, обеспечивающих преимущественные права выпускать определенную продукцию, существенных первоначальных затрат. Реализованная уже укоренившимися в отрасли предприятиями экономия от масштаба не столь велика, чтобы ограничивать вход в отрасль предприятиям-новичкам.
С другой стороны, никто не обязан оставаться в отрасли, если это не соответствует его желаниям. Отсутствует вмешательство в организацию рынка. Свобода входа и выхода предполагает также совершенную мобильность покупателей и продавцов внутри рынка, отсутствие каких-либо форм прикрепления покупателей к продавцам. Если каждый из миллиона покупателей будет поставлен один на один с одним из миллиона продавцов, то, несмотря на их множественность и вероятную малость, мы получим не рынок совершенной конкуренции, а миллион ситуаций двусторонней монополии. Свобода входа и выхода обеспечивается мобильностью производственных ресурсов, свободой их перетока из одной отрасли в другую, туда, где их альтернативная ценность выше. Это, значит, что работники могут свободно мигрировать как между отраслями, так и между профессиями, их обустройство на новом месте жительства или переобучения не требует больших затрат. Предложение сырья, других ресурсов производства не монополизировано.
Таким образом, в условиях совершенной конкуренции товаропроизводители вынуждены изыскивать способы производства товаров с минимальными издержками и по минимальной цене и как можно лучшего качества. В противном случае им не удастся продать свой товар, и покупатель предпочтет покупать подобный товар у конкурирующей фирмы, потому что покупатели тоже вступают в соперничество между собой за право покупать товар по минимальной цене.
Совершенная конкуренция выполняет:
- сопоставительную функцию – сравнения эффективности хозяйствования различных фирм, выявление и стимулирование наиболее эффективных и экономически дееспособных из них;
- функцию вымывания тех фирм, которые не в состоянии производить товары по равновесным ценам и обеспечивать их качество
Таким образом, механизм конкуренции повышает эффективность рыночной системы в целом, но конкуренция сопровождается дестабилизирующим фактором, поскольку выступает как метод регулирования a posteriori (после того, как).
В Федеральном законе «О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» конкуренция определяется как состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю».
Условия максимизации прибыли на рынке совершенной конкуренции
Совершенно конкурентная фирма является «ценополучателем», и в связи с этим кривая спроса фирмы на рынке совершенной конкуренции отличается абсолютной эластичностью.
Совершенный конкурент может продать любое количество продукта, который произвел по существующей или более низкой цене, но если цена выше, чем существующая, то предполагается, что спрос будет равен нулю.
Валовой доход (TR) представляет собой выручку от продажи всего объема произведенной продукции
TR=P x Q.
Средний доход (AR) определяется как отношение валового дохода к объему произведенной продукции AR=TR / Q.
Предельный доход (MR) — изменение в валовом доходе фирмы, вызванное изменением ее продаж на дополнительную единицу товара. MR может быть как положительным так и отрицательным.
Пусть TC — валовые издержки.
Тогда TC=TFC+TVC, где: TFC — валовые постоянные издержки, TVC — валовые переменные издержки
Когда TC>TR, предприниматель прекращает производство. Только при условии TFC=TR производство продолжается, ибо предприниматель всегда теряет больше при производстве, чем при его прекращении в условиях меньшего TR по сравнению с TVC.
Фирма должна прекратить производство, если:
l TR от продажи любого объема ее производства не превосходит переменные издержки производства этого количества, т.е. если не превосходит TVC.
l Так как П=TR–TC, то вторым условием будет TR£TC и P£AVC (цена меньше или равна средним переменным издержкам)
Если же P>AVC, то фирма остается в отрасли. Дополнительная единица товара должна приносить дополнительную прибыль, тогда предельный доход (MR) будет больше предельных издержек (МС), это означает прибыльность производства этой единицы продукта, но вследствие действия закона убывающей отдачи, дополнительные издержки, увеличиваясь, приведут к равенству с предельным доходом. И при увеличении объема фирма не получит дополнительной прибыли.
Чтобы максимизировать прибыль, фирма должна производить такой объем продукции, при котором MR=MC, то есть MR=MC=P — условие максимизации прибыли на рынке совершенной конкуренции. Поэтому TR>TC является лишь условием прибыльности.
Условием равновесия, а значит получения максимальной прибыли на рынке совершенной конкуренции выступает условие равенства цены предельным издержкам (MC).
P=AVCmin— при этом условии фирма получает нулевую прибыль. Максимальный объем и прибыль формируются только при условии P=МС. Если же Q<Qmax, то Р>МС, следовательно, необходимо продолжить расширять производство, если же Q>Qmax, то Р<МС и такой объем производства не выгоден.
AVC3демонстрирует ситуацию убытка. Любой предприниматель стремиться минимизировать потери, т.к. в этих условиях цена меньше AVC. Данный объем оценивается как точка закрытия фирмы. Ведь в этой ситуации нет покрытия заработной платы и приходится осуществлять постоянные издержки из дополнительных доходов. АVС2— ситуация нулевой прибыли (П=0), когда существует безубыточное производство и соблюдается условие P=AVCmin=MC=MR.
Кривая предложения совершенно-конкурентной фирмы показывает, какой объем продукции будет производить фирма при каждой возможной цене. Как известно, фирма будет наращивать производство до
Qmax, в котором P=MC.
Кривая предложения фирмы для ненулевого объема производства должна совпадать с той частью кривой МС, которая лежит выше кривой AVC.
Кривая МС пересекает AVC в точке ее минимума, тем самым кривая предложения совпадает с кривой МС, когда AVC растает.
Ситуация нулевой прибыли предполагает, что Р=АТС, тем самым каждая фирма формирует экономическую прибыль равную нулю. Когда в отрасли отсутствуют мотивы выхода, и отсутствуют мотивы вступления в отрасль — такая ситуация считается ситуацией долгосрочного равновесия.
Фирмы расширяют производство и снижают средние издержки производства, достигая положительного эффекта масштаба. Процесс входа в отрасль продолжается до тех пор, пока цена не упадет до значения средних издержек и не сформируется нулевая прибыль.
На совершенно конкурентном рынке в долгосрочном периоде также может быть достигнуто равновесие. Однако должны выполняться три условия:
1) Функционирующие фирмы наилучшим образом используют имеющиеся ресурсы, это означает, что каждая фирма отрасли в краткосрочном периоде всегда будет стремиться к максимальному объему прибыли при условии Р=МС.
2) Не существует побудительных причин для фирм других отраслей входить в отрасль.
3) Фирмы отрасли не имеют возможности снизить АТС и получать прибыль за счет положительного эффекта масштаба. Это значит, что каждая фирма производит такой объем, который соответствует минимуму АТС в долгосрочном периоде.
Кривая предложения в долгосрочном периоде вследствие различных эффектов масштаба может приобрести следующий вид:
а) кривая предложения горизонтальна (постоянный эффект масштаба);
б) кривая предложения имеет нисходящий вид, т.к. издержки падают (положительный эффект масштаба);
в) кривая предложения имеет классический вид (отрицательный эффект масштаба);
Полагая, что фирмы в долгосрочном периоде обязательно достигают равновесия, для установившихся отраслей кривая предложения в условиях совершенной конкуренции имеет либо вид а), либо вид в).
12.3. Рыночная власть и ее измерение. Индекс Херфиндаля-Хиршмана
Рыночная власть представляет собой ситуацию, при которой продавец может повышать цену на продукцию путем ограничения собственного объема выпуска. Чаще всего такими возможностями обладают фирмы – монополисты, поэтому ее определение сводится к анализу условий максимизации прибыли данной рыночной структурой. Однако, раыночная власть монополиста и его способность влиять на цены не безграничны. Монопольная власть ограничена спросом, а назначение цены выше оптимального уровня неибежно влечет снижение прибыли.
Если основная масса продукции производится несколькими фирмами, то каждая имеет нисходящую кривую спроса. Чтобы увеличить спрос, фирма вынуждена снижать цену, и наоборот, уменьшая объем продаж, повышает цену. Спрос на продукцию каждой фирмы, конечно, не является совершенно эластичным, но он более эластичен, чем рыночный спрос на продукцию всех фирм.
Если при некотором объеме производства достигается максимум прибыли, выполняется равенство предельного дохода предельным издержкам и цена превышает предельные издержки , то фирма обладает монопольной властью. Она может установить цену выше предельных издержек и получить дополнительную прибыль. Напомним, что для конкурентной фирмы условием максимизации прибыли является равенство цены товара и предельных издержек .
Следовательно, монопольная власть может быть измерена величиной, на которую цена превышает предельные издержки. Такой способ определения монопольной власти предложил в 1934 г. Абба Лернер. Сегодня его называют показателем монопольной власти Лернера (Lerner Index)[18]: . Показатель позволяет рассчитать, какую можно сделать надбавку к предельным издержкам и тем самым определить цену, при которой прибыль будет максимальной.
Часто на практике величина предельных издержек в представленной формуле заменяется средними, тогда вполне очевидным становится раскрытие экономического смысла данного показателя рыночной власти: соотношение прибыли к выручке фирмы. Поэтому чем выше доля прибыли в общем доходе, тем выше степень ее влияния на рынок.
Из условия максимизации прибыли следует . Рассчитав коэффициент ценовой эластичности спроса, менеджер фирмы всегда может определить разность .
Коэффициент Лернера изменяется в пределах . На рынке совершенной конкуренции и , т.е. достигает минимального значения.
Монополист выпускает продукцию на эластичном отрезке линии спроса, там, где , или, в крайнем случае . При единичной эластичности спроса коэффициент Лернера равен единице, что свидетельствует о наименее распространенной ситуации: наличии абсолютной рыночной власти со стороны фирмы.
Анализ рыночной власти предполагает исследование параметров конкретной отрасли. Согласно экономической теории, острота конкуренции прямо пропорциональна числу фирм в данной отрасли при равенстве других барьеров. Простой критерий, который отражает неравество, подчеркивая рыночную власть крупнейших фирм – индекс концентрации рынка (market concentration ratio, CR), определяемый как доля (процент) от общих продаж отрасли (мощностей или численности занятых, или физического объема продукции), приходящаяся на несколько крупных фирм, ранжированных в соответствии с долей рынка.
Наиболее распространенным вариантом в американских исследованиях является показатель доли (процента) от совокупных продаж отрасли, приходящийся на четыре лидирующие фирмы, или индекс концентрации для четырех фирм (four-firm concentration ratio, CR4)[19]. Он проанализирован У. Шепардом, что позволило классифицировать олигополъные рынки в зависимости от совокупной рыночной доли четырех ведущих предприятий-продавцов и виделить плотную, или компактную (англ, tight), и неплотную, или просторную (англ, loose), олигополию. К первой относятся отрасли, четыре ведущих предприятия которых покрывают вместе 60% рынка и более, ко второй отрасли, четыре ведущих предприятия которых покрывают до 40% рынка. Содержательное различие этих двух типов олигополии заключается в том, что в условиях плотной олигополии сговор олигополистов вполне возможен и легко осуществим, тогда как при неплотной олигополии он практически невозможен. Заметим также, что Шепард относит рынки типа неплотной олигополии, монополистической и совершенной конкуренции к рынкам эффективной конкуренции, результаты которой близки к конкурентному идеалу, тогда как рынки плотной олигополии, доминирующей фирмы и, конечно, чистой монополии являют результаты, весьма далекие от этого идеала.
Одним из признаков, по которым различаются рынки совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и чистой монополии, является число предприятий — продавцов и их рыночные доли в поставках продукции. Поэтому наиболее популярным для оценки численности и масштаба продавцов широко, связанной с прогнозированием монополистического поведения фирм в отрасли, является обобщающий индекс Херфиндаля-Хиршмана (Herfindale-Hirshman Index, ). Индекс рассчитывается как сумма квадратов долей фирм конкретной отрасли: , где — доля — го предприятия в общем выпуске отрасли, выраженная в процентах. В отрасли предприятий и .
В процентах его максимальное значение равно 10000, а в долях - 1. В таком смысле индекс характеризует меру многочисленности предприятий отрасли.
Чем больше предприятий реализует примерно одинаковую долю продукции на рынке, тем ближе значение к нулю. И наоборот, чем больше значение , тем немногочисленнее фирмы, формирующие предложение товара.
Числовое значение не позволяет однозначно квалифицировать некоторый рынок, т.е. определить, к какой рыночной структуре его следует отнести. Кроме того, он не дает полной картины, поскольку не учитывает удельный вес продукции иностранных фирм на отечественном рынке. В то же время индекс используется в качестве показателя, учитываемого в проведении антитрестовской политики, в частности при оценке допустимости слияний предприятий. Антитрестовская политика направлена на ослабление рыночной власти фирм.
При рынок неконцентрированный, достаточно конкурентный и слияния фирм допускаются. При рынок умеренно концентрирован и дополнительно изучается допустимость слияния. При рынок является немногочисленным, и если после слияния фирм индекс увеличивается на 50 пунктов, то слияния разрешаются, если на 100 пунктов, то слияния запрещаются.
Таким образом, численное значение индекса Херфиндаля-Хиршмана снижается с увеличением числа фирм и возрастает с увеличением неравенства между фирмами при любом их количестве.
Высокая концентрация на рынке объясняется тем, что фирмы, производящие продукцию с более низкими средними валовыми издержками и нередко более высокого качества, чем конкурентные фирмы, могут устанавливать более низкие цены и повышать свою рыночную долю.
12.4. Максимизация прибыли на рынке чистой монополии
Монополия представляет собой такую модель (тип рынка), на котором поставщиком определенного товара является один продавец. Продукция предприятия монополиста удовлетворяет спрос всех покупателей в рамках местного (регионального) или национального рынка. Монополист представляет целую отрасль, может выпускать однородную или дифференцированную продукцию, и она не имеет совершенных заменителей. Поэтому изменение цены любого товара не оказывает влияния на спрос на продукцию монополиста, и перекрестная эластичность спроса равна нулю: , где — спрос на продукцию монополии, — цена на любой другой товар в экономике.
У монополиста нет прямых конкурентов, но всеобщая конкуренция за деньги покупателей отражается на характере его кривой спроса, она нисходящая и является отраслевой кривой спроса на товар.
Если совершенно конкурентная фирма не оказывает влияние на уровень цены и максимизирует прибыль, изменяя лишь объем производства, то монополист достигает своей цели, изменяя или объем выпуска, или уровень цены, или то и другое одновременно.
Монополия существует потому, что вход на рынок другим фирмам заблокирован. Наличие барьеров для вступления в отрасль — обязательное условие возникновения и существования монополии. Барьерами являются патенты на продукцию или применяемую технологию; собственность на важнейшие виды сырья; существование правительственных лицензий, квот или высоких пошлин на импортируемые аналогичные товары; наличие значительной экономии от масштаба производства и положительной экономической прибыли, которые может получать лишь одна крупная фирма. Предприятие становится монополистом на локальном рынке по разным причинам, в том числе из-за высоких транспортных расходов, отсутствии транспортных средств или путей и других причин.
Существует несколько видов монополии. Естественная монополия возникает, если экономия от масштаба, низкие издержки и получаемая экономическая прибыль позволяют одной, а не нескольким конкурентным фирмам, удовлетворять рыночный спрос. Особенности применяемой технологии являются барьером для вступления других фирм в отрасль. Примеров такого рода множество: городской водопровод, электрические сети, телефонная связь и другие предприятия.
Классические формы монополий — картель, синдикат, трест, концерн возникли в последней трети XIX в. и претерпели существенные изменения. Наиболее распространенными формами являются картели и концерны. Картели чаще всего встречаются в олигополистических отраслях и представляют собой объединение фирм, которые достигают соглашение об уровне цен и объемах производства (квот) для каждого участника таким образом, чтобы образовалась чистая монополия. В картеле действует механизм контроля за выполнением принятых решений.
В экономике развитых стран сегодня основными формами организации бизнеса являются индивидуальные фирмы, партнерства и корпорации (акционерные общества). Так, в США около 20% общего числа фирм составляют корпорации, на долю которых приходится около 90% общего объема продаж. Согласно российскому законодательству в реестр монополистов включаются предприятия с рыночной долей в 35 %.
На конкурентном рынке цена равна предельным издержкам, а монопольная власть предполагает, что цена превышает предельные издержки. Так как монопольная власть приводит к повышению цен и уменьшению объемов производства, нам следует ожидать ухудшения благосостояния потребителей и увеличения благосостояния фирм. Улучшает или ухудшает монопольная власть благосостояние общества в целом? Мы можем ответить на этот вопрос, сравнивая излишек потребителей и производителей в условиях конкурентного и монополизированного рынков (мы предполагаем, что у производителей на рынке свободной конкуренции и у монополиста одинаковые кривые издержек).
Рисунок показывает кривые среднего и предельного доходов и кривую предельных издержек монополиста. Чтобы максимизировать прибыль, фирма осуществляет такой объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Монопольная цена и объем производства обозначены как Pm и Qm. На конкурентном рынке цена должна равняться предельным издержкам и конкурентные цена Рс и количество продукций Qc должны находиться на пересечении кривой среднего дохода (совпадающей с кривой спроса) и кривой предельных издержек. Теперь посмотрим, как меняется излишек, если мы перемещаемся с равновесных цен Pc и количества Qc к монопольным цене Pm и количеству продукции Qm.
При монополии цена выше и потребители покупают меньше продукции. Из-за более высокой цены те потребители, которые покупают товар, теряют часть излишек, показанную прямоугольником А. Те потребители, которые не могут купить товар по цене Рm, но купили бы его по цене Pс, также теряют излишек в размере площади треугольника В. Следовательно, совокупная потеря потребительского излишка составляет А + В. Производитель, однако прибыль, обозначенную прямоугольником А, продавая товар по более высокой цене, но теряет часть излишка, обозначенную треугольником С, представляющую собой дополнительную прибыль, которую производители получают от продажи (Qc–Qm) по цене Рс. Общая производителя, следовательно, составит А–С. Вычитая потерю потребительского излишка из прибыли производителя, мы получим чистые убытки, равные В+С. Это полные чистые убытки от монопольной власти. Даже если прибыли монополиста были обложены налогом и перераспределены в пользу потребителей продукта, эффективность не будет достигнута, потому что объем производства будет ниже, чем в условиях свободной конкуренции. Общие чистые убытки — это общественные издержки такой неэффективности.
12.5. Естественная монополия
Одной из причин возникновения и существования естественной монополии является получение одной фирмой столь значительной экономии от масштаба производства и экономической прибыли, что наличие нескольких конкурирующих фирм нецелесообразно. Одна фирма удовлетворяет рыночный спрос и при его величине не наступает снижение отдачи от масштаба. Особенности применяемой технологии становятся барьером для вступления в отрасль новых фирм. Примером естественных монополий являются городской водопровод, электрические сети и другие компании.
На рисунке кривые спроса , предельного дохода , средних и предельных затрат в длительном периоде отражают ситуацию на рынке естественной монополии. Обратим внимание на форму и расположение кривых средних и предельных издержек. Электрическая компания предварительно вложила большие постоянные затраты в создание сетей, установку оборудования и чтобы доставить потребителю дополнительный квт-час электрической энергии требуются незначительные предельные затраты. Поэтому естественные монополии имеют высокие постоянные и низкие предельные затраты, а кривая расположена выше .
Выпуск , при котором прибыль фирмы максимальна, и соответствующая ему ценаопределяется условием . Экономическая прибыль равна. Но в таком случае цена высокая, а выпуск слишком мал.
Ситуации совершенной конкуренции и интересам покупателя соответствует объем выпускаи цена . Но в таком случае цена не возмещает средние затраты и фирма получает убытки. Общество не устраивает малый объем выпускаи высокая цена , а фирма не согласна с выпуском по цене . Чтобы фирма не прекратила производство, ей следует предоставить дотацию в размере .
Деятельность естественных монополий или регулируется и цена устанавливается на уровне , при котором экономическая прибыль равна нулю, или данный вид услуг оказывает государственная компания, получающая субсидию из бюджета. Однако трудно определить, возмещает ли субсидия высокие постоянные затраты монополии или неэффективность управления и применяемой технологии.
Чтобы обеспечить безубыточность естественных монополий, минимизировать потери в эффективности, используют ценообразование по Рамсею. Например, естественная монополия производит несколько видов продукции. Ф. Рамсей предложил определять цены относительно предельных затрат по правилу:, где— цена i-го товара, — предельные издержки, — коэффициент ценовой эластичности спроса. Постоянныеподбираются таким образом, чтобы при соответствующей цене выполнялось условие безубыточности монополии.
Правило можно использовать иначе. Известны объемы выпуска всех продуктов монополии, удовлетворяющие спрос при ценах, равным предельным затратам. Объемы выпуска всех продуктов сокращают в одинаковой пропорции до тех пор, пока валовой доход станет равным валовым издержкам.
12.6. Ценовая дискриминация
Фирма, обладающая монопольной властью, нередко продает товар, который невозможно перепродать, различным покупателям по различным ценам. Реализация товара одного и того же качества по различным ценам различным покупателям при данных средних валовых издержках производства называется ценовой дискриминацией. Различия в цене отражают не различия в качестве или в издержках производства, а способность монополии в конкретных условиях устанавливать уровень цены.
Цены изменяются в зависимости от объема продаж (устанавливаются различного рода скидки), от дохода покупателя, времени покупки и других признаков. В результате на один и тот же товар существует несколько цен. Наиболее благоприятные условия для ценовой дискриминации имеются на рынке услуг. Цены, учитывающие различия в качестве, издержках производства, в транспортных расходах, не являются дискриминационными.
Ценовая дискриминация проявляется в многообразных формах. Выделяют три основных вида ценовой дискриминации: первой степени, или совершенную ценовую дискриминацию, дискриминацию второй и третьей степени.
Совершенная дискриминация имеет место, если каждая единица продукции продается по цене рыночного спроса. Тогда предельный доход от продажи единицы продукции равен ее цене, и, следовательно, кривая предельного дохода совпадает с кривой спроса, а монополист присваивает весь потребительский излишек.
Недискриминирующая монополия производит объем продукции , определяемый необходимым условием максимизации прибыли . Выпуск проводящей политику ценовой дискриминации монополии, определяется точкой пересечения кривых спроса и предельных издержек, т.е. такой же объем , как и в случае совершенной конкуренции.
Совершенная ценовая дискриминация осуществляется, если каждая единица товара производится по индивидуальному заказу и монополист располагает информацией о доходах потребителей.
Ценовая дискриминация второй степени имеет место, если цены для всех покупателей одинаковы, но изменяются в зависимости от объема покупки. Так, по цене (рис. а) монополист продает изделий, последующие изделий продаются по цене и т.д. Если недискриминирующий монополист устанавливает цену , то по сравнению с ним монополист, проводящий политику ценовой дискриминации второй степени, присваивает часть потребительского излишка, равную площади .
Нередко устанавливаемые цены не снижаются, а растут. В таком случае появляется отрицательный потребительский излишек. Если потребляется продукция в объеме (рис. б), то общий потребительский излишек состоит из положительной и отрицательной частей. Может оказаться, что чистый потребительский излишек станет отрицательным.
Ценовая дискриминация второй степени часто принимает форму различного рода скидок:
- скидки на объем поставки (чем больше заказ, тем выше скидка к цене);
- сезонные скидки на проездные билеты в транспорте, на годовую подписку на газеты и журналы по сравнению с ценой в розничной продаже;
- различные цены на утренние и вечерние сеансы в кино;
- различные тарифы в гостиницах в летнее и зимнее время и т.д.
Ценовая дискриминация третьей степени проводится на различных сегментах рынка, когда покупатели разделены на группы и для каждой устанавливается своя цена реализации.
Рассмотрим пример, когда монополист разделил покупателей на две группы и выделил два сегмента рынка. На каждом рынке устанавливается своя цена и объем продаж, а предельные издержки, например, 20-го изделия известны, и не зависят от того, на каком сегменте рынка оно продается. На каждом рынке монополист определяет объем продаж согласно необходимому условию максимизации прибыли: , где общий объем продаж монополиста; и — реализация, соответственно, на первом и втором сегментах рынка; и предельный доход на соответствующих сегментах рынка. Предельная выручка от продажи последней на каждом сегменте единицы продукта одинакова, хотя ей соответ<