Цели, способы и результаты приватизации в РФ
Процесс приватизации имеет длительную историю. В Древнем Египте частная собственность складывалась на основе государственной. Собственность египтянина включала и то государственное имущество, которым он владел благодаря своей службе в государственном аппарате. А. Смит более двух веков назад писал, что продажа королевских земель могла бы принести значительную сумму денег; когда коронные земли станут частными, они будут улучшены.
В любой исторической эпохе акт продажи государственного имущества в частную собственность можно отнести к приватизации. В ХХв. приватизация в современном ее понимании началась в конце 70-х годов.
Для понимания современной природы процессов приватизации, важно учитывать наличие двух типов приватизации. Первый тип приватизации связан со структурной перестройкой стран Запада в конце 70-х гг., с переоценкой места и роли государственной собственности и государственного предпринимательства в экономике стран с большой долей госсектора. Свыше 80 промышленно-развитых стран в 80-90-х гг. ХХ в. осуществили приватизацию.
Мотивы приватизации первого типа:
- увеличение доходов бюджета;
- оздоровление государственных финансов;
- повышение эффективности экономики;
- оживление конкуренции;
- специализация и демонополизация.
Этот тип приватизации осуществляется в сформировавшейся рыночной среде при наличии частного сектора, в ходе развития экономики.
Второй тип приватизации начался с 1989 г. в ходе рыночных преобразований в постсоциалистических странах. Особая роль этого типа приватизации заключается в переходе от административно-командной системы хозяйства к системе, основанной на рыночно-конкурентных принципах.
Приватизация - это:
- с юридической стороны - процесс продажи (безвозмездной передачи) государственного имущества физическим или юридическим лицам,
- с экономической стороны - длительное системообразующее явление, включающее:
а) самоустранение государства от функций регулятора собственности,
б) сознательный процесс формирования новых экономических и правовых институтов.
В соответствии с Федеральным законом “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ” приватизация - это “возмездное отчуждение находящегося в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц” оборудования, зданий, других материальных активов предприятий, долей (паев, акций) государства и местных органов в капитале АО.
Цели приватизации:
· исходная - создание слоя частных собственников (ваучеризация),
· аккумулирование средств в госбюджет - основной мотив в странах с рыночной экономикой,
· обеспечение экономической и имущественной самостоятельности,
- повышение эффективности экономики.
Способы приватизации:
1. Продажа акций АО, созданных в процессе приватизации.
2. Продажа предприятий, не являющихся АО, по коммерческому конкурсу (в т.ч. с ограничением состава участников).
3. Продажа пакетов акций АО по инвестиционному конкурсу.
4. Продажа имущества действующих, ликвидированных и ликвидируемых предприятий по конкурсу и на аукционе.
5. Выкуп имущества, сданного в аренду.
6. Продажа долей, принадлежащих государству.
Способ приватизации выбирает трудовой коллектив, но должно быть соблюдено одно условие:
1. при приватизации мелких предприятий с балансовой стоимостью основных фондов на 1 июля 1992г. не более 1 млн. руб. трудовой коллектив мог избрать метод продажи - на аукционе или по инвестиционному конкурсу без ограничения состава участников,
2. все остальные предприятия могли избрать любой из 6 способов приватизации.
Наиболее распространенный способ приватизации в РФ - акционирование, т.к. в России сложилось высококонцентрированное и централизованное производство. Варианты льгот трудовым коллективам на чековом этапе приватизации при открытом акционировании:
1. 25% привилегированных акций передаются безвозмездно трудовому коллективу, но не более 20 минимальных оплат на 1 работника; 10% (но не более 6 минимальных оплат) обыкновенных акций продаются по закрытой подписке членам трудового коллектива со скидкой 30%; 5% обыкновенных акций продаются по номиналу администрации, но не более 2000 минимальных оплат на 1 лицо.
2. 51% обыкновенных акций продается по номиналу без льгот трудовому коллективу.
3. Если инициативная группа берет на себя ответственность за выполнение плана приватизации, то ей продается 30% обыкновенных акций по номинальной стоимости, а всему коллективу - 20% обыкновенных акций.
Льготы после завершения продажи 80% акций за приватизационные чеки:
- трудовой коллектив мог выкупить акции из фонда акционирования работников предприятия (после 1.02.94 не создавался) - 10% уставного капитала (из доли Фонда имущества) в случае выбора 1 или 3 варианта и 5% - если избран 2 вариант,
- выкупить земельный участок под предприятием.
Этапы приватизации
1. до 1992г. – доваучерная приватизация – как правило через аренду с выкупом
2. 1992 - 1 июля 1994 гг. - ваучерная приватизация,
3. денежная.
Результат приватизации: в 1993 г. из 86 тыс. предприятий приватизировано 39 тыс. предприятий, путем акционирования - 31%, продажи - 69%. По 2 варианту льгот трудовым коллективам - 3/4 акционированных предприятий, по 3 варианту льгот - 1/6 предприятий, 1 вариант - 1%, выкуп арендованных предприятий - 3,3%, контрольный пакет остался за государством - в 4,1% предприятий. На этом этапе были приватизированы все магазины, рестораны, сфера обслуживания. Продажа небольших предприятий: на коммерческом конкурсе - 44%, аренда с выкупом - 43%, на аукционе - 9%, курс (отношение продажной цены к начальной) - 5,7[9].
На макроуровне существуют 2 модели акционерной собственности, в различной степени влияющих на емкость рынка ценных бумаг:
1. Англосаксонская, когда у постоянных акционеров находится 20-30% акций (контрольные пакеты), а 70-80% - поступают на фондовый рынок.
2. Континентальная, характеризуется обратным соотношением – 70-80% акций у постоянных акционеров, 20-30% - свободно обращаются на фондовом рынке.
В РФ в результате 1 этапа приватизации сформировалась континентальная модель (65% акций находились у постоянных акционеров), т.к:
· этому способствуют условия акционирования по Государственной программе приватизации;
· окончательно не сформирован рынок ценных бумаг;
· государство участвовало в собственности приватизируемых предприятий;
· в приватизации участвовали широкие слои населения.
Распределение акций на первых этапах приватизации происходило в большей степени на уровне предприятий. Недостатком акционерной собственности является отделение капитала-собственности от капитала-функции, функционирования производства, от хозяйствования.
В 70-х гг. поиск более эффективных отношений между собственниками и наемными работниками в развитых странах привел к появлению долевой собственности:
1. через продажу части акций корпорации работникам,
2. через создание предприятий с собственностью работников (иллирийские или уордовские фирмы - Бенджамин Уорд в 1958г. опубликовал статью «Фирма в Иллирии»).
Преимущества иллирийских фирм:
· более высокая производительность труда;
· улучшение трудовых отношений и социального климата;
· низкая текучесть кадров;
· справедливое распределение доходов (по факторам труд и капитал);
· ниже потери от забастовок, от подготовки, переквалификации быстро текущих кадров.
Недостатки иллирийских фирм:
· недоинвестирование (проедание прибылей);
· консерватизм (не рискуют).
В экономике с преобладанием иллирийских фирм:
· низкая мобильность;
· низкие темпы экономического роста;
· высокая безработица.
США в начале 90-х годов 9 млн. чел. (7% занятых) работало по программам создания рабочей акционерной собственности, а в конце 90-х гг. – 11 млн. чел. При приватизации предприятий крупной промышленности рабочая акционерная собственность в РФ фактически была запрещена, но являлась в виде коллективно-долевой собственности единственной формой приватизации в сельском хозяйстве. В результате первоначально на большинстве российских предприятий возникла неопределенная структура собственности: ни одна из групп акционеров не получила устойчивого большинства в акционерном капитале, и, опасаясь изменений, пыталась противодействовать им. Это обстоятельство во многом обусловило широкое распространение в России специфических методов перераспределения собственности: «размывание» долей мелких акционеров, увеличение долей аутсайдеров через «заказные» банкротства, враждебные поглощения, повлекших порождение корпоративных конфликтов.
Таблица 3.6. 1. Динамика акционерного капитала в РФ[10]
Категории акционеров | 1994 1995 | ||||
Инсайдеры, всего | 66,17 54,8 | 52,1 | 46,2 | 48,2 | 52,8 |
менеджеры | 14,16 11,2 | 15,1 | 14,7 | 21,0 | 27,7 |
работники | 52,06 43,6 | 37,0 | 31,5 | 27,2 | 25,1 |
Аутсайдеры, всего | 35,8 35,2 | 38,8 | 42,4 | 39,7 | 35,8 |
Нефинансовые аутсайдеры, всего | 25,9 | 28,5 | 32,0 | 32,4 | 29,6 |
Сторонние физические лица | 8,17 10,9 | 13,8 | 18,5 | 21,1 | 19,1 |
Другие предприятия | 15,0 | 14,7 | 13,5 | 11,3 | 10,5 |
Финансовые аутсайдеры, всего | 9,3 | 10,3 | 10,4 | 7,3 | 6,2 |
Государство | 13,0 9,1 | 7,4 | 7,1 | 7,9 | 6,6 |
Прочие акционеры | 0,9 | 1,7 | 4,3 | 4,2 | 4,8 |
Изменения в структуре акционерного капитала российских приватизированных предприятий:
- сокращение доли работников;
- стабилизация или рост доли администрации;
- рост доли внешних крупных инвесторов;
- стабилизация или незначительный рост доли мелких внешних
инвесторов;
- медленное сокращение доли государства;
- медленный рост доли иностранных инвесторов.
Таким образом, общество современной цивилизации - полифонично, его экономическая основа - многообразие форм собственности, обеспечивающее становление предпринимательства.
3.7. Экономические интересы, цели и средства
Экономический интерес — это внешнее проявление производственных отношений в виде определенной направленности хозяйственной деятельности людей. Как экономическая категория интерес представляет собой побудительный мотив действий экономических субъектов. В основе интереса лежит потребность. Всякая экономическая активность людей осуществляется, в конечном счете, с целью реализации их потребностей. При возникновении экономического интереса индивид просчитывает возможные последствия предполагаемого действия, оценивая два фактора:
- относительную полезность получаемого блага, настоятельность своей потребности в нем;
- масштаб издержек (затрат времени и других ресурсов), необходимых для получения блага.
- Взвешивая два рода оценок, экономический субъект определяет эффективность действия, его экономический интерес состоит в максимизации полезности или минимизации издержек для получения оптимального набора благ. Следование экономическому интересу предполагает, что человек обладает известной свободой выбора способов своего поведения.
Следовательно, поведение экономических субъектов в реальной экономической жизни определяется присущими им экономическими интересами, то есть побуждениями к деятельности, к действию, направленному на удовлетворение потребностей субъектов, на то, ради чего совершается их экономическая деятельность.
Рис. 3.6.1.Взаимосвязь интересов, потребностей и поведения
Следовательно, интереспредставляет собой осознанную потребность. Отраженные в сознании потребности приобретают относительную самостоятельность. Экономические интересы определяются, в первую очередь, потребностями. В современной западной экономической теории интересы выступают естественной основой экономического поведения людей. Так, П. Хейне пишет, что «экономическая теория утверждает, что, действуя в своих собственных интересах, люди создают возможность выбора для других…».
Поскольку объективной основой экономического интереса выступает потребность, то в соответствии с классификацией потребностей (например, по Маслоу) выделяются материальные, духовные, денежные, имущественные интересы. Разделяются интересы и по субъектам — интересы индивида (индивидуальные), семьи, социальной группы, фирмы, отрасли, региона, государства (общественные), органов управления, различных коллективов (коллективные).
Однако иногда поведение экономического субъекта характеризуется как оппортунистическое. Оно представляет собой следование своим экономическим интересам любыми способами, в том числе и обманным путем.
Как уже отмечалось, экономическая деятельность людей направлена на удовлетворение их потребностей. Следовательно, цельюэкономической деятельности людей является удовлетворение их разнообразных потребностей. Для того, чтобы удовлетворить потребность в пище, жилье, одежде, надо произвести продукты питания, одежду, построить дома, то есть необходимо произвести экономические блага. Поэтому средствомреализации экономических целей выступает производство благ и услуг в обществе. Экономическая деятельность включает в себя такие компоненты, как потребности, ресурсы, технологии, продукты и их использование.
Рис. 3.6.2. Взаимосвязь основных компонентов экономики
Последовательность действий при этом является спиралевидной: удовлетворение одной потребности одновременно приводит к формированию новой. Из схемы видно, что поскольку ресурсы общества, которые могут быть использованы для производства благ и услуг ограничены, то все экономические системы решают три фундаментальные задачи:
1. Что необходимо произвести и в каком количестве, то есть какие именно товары и услуги должны быть предложены потребителям?
2. Как эти товары и услуги должны быть произведены, то есть какой из возможных способов изготовления товаров (услуг) следует применить?
3. Для кого производятся эти товары и услуги, кто сможет претендовать на получение их в свою собственность?
Но потребители также имеют конкретную экономическую цель — максимизацию полезности от потребления необходимых им благ и услуг. Для этого люди принимают рациональные решения для достижения максимального удовлетворения или максимального осуществления своих целей. Поэтому как потребитель, так и производитель должен сопоставлять полученную выгоду и осуществленные для этого издержки, то есть действовать эффективно. Экономическая эффективность в широком смысле — это способность наилучшим образом использовать то, что имеется, чтобы достичь желаемого результата.
Следовательно, экономические действия данного экономического субъекта, которые он предпринимает для реализации своих целей, можно охарактеризовать как принятие им определенных решений и их последующее осуществление.
Безусловно, цели экономической системы различаются в зависимости от ценностей, которые сформировались в данном обществе. Избираемые цели экономической политики того или иного государства могут основываться не только на критериях экономической эффективности. Они тесно связаны с политикой, религией, идеологией, национальными интересами и др. Но в большинстве развитых стран к числу основных экономических целей относятся:
- экономический рост;
- полная занятость;
- экономическая защищенность, то есть жизнеобеспечение обществом больных, инвалидов, престарелых;
- стабильность цен, то есть минимизация инфляции;
- экономическая свобода;
- пераспределение доходов для обеспечения той или иной степени социальной справедливости;
- внешнеторговый баланс;
- экономическая эффективность, то есть ответственность общества за более эффективное размещение своих ресурсов.
3.8. Выбор оптимального решения
Поведение экономических рыночных агентов (домохозяйств, фирм) характеризуется экономической рациональностью, которая должна сопровождать принятие любого экономического решения. Экономическое поведение учитывает два взаимосвязанных ключевых ограничения экономики: экономические блага редки, и общество должно использовать свои ресурсы эффективно с тем, чтобы максимально удовлетворить свои безграничные потребности. Всякое изобилие порождает застой в развитии, снижает стимулы к эффективной деятельности. Трудно представить последствия возможностей производства неограниченного количества любого товара или удовлетворения любой потребности. В таком обществе отсутствовали бы необходимые условия развития экономики: конкуренция, заинтересованность, предпринимательство, эффективное ценообразование и распределение доходов и др., а, следовательно, отсутствовала бы и проблема выбора. Принимаемые решения были бы возможны, но неэффективны. Многовековым опытом доказано, что достижение эффективного состояния экономики возможно в условиях конкуренции. Любая экономическая деятельность сопровождается выбором.
Проблема выбора бесконечна. Это значит, что мы не ограничены каким-то одним решением, а имеем множество их вариантов, между которыми следует делать выбор. Этот выбор осуществляется между экономическими вариантами использования ресурсов, ведь каждый ресурс может быть применен для удовлетворения различных потребностей. Разной может быть и технология его использования. Множественность экономических целей при ограниченности ресурсов ставит проблему выбора наилучшего варианта, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах. Экономическая рациональность предполагает, что каждый хозяйствующий субъект стремится к достижению поставленной цели и рассчитывает сравнительные издержки выбора средств достижения своей цели. Потребитель должен распределить свои потребности, выделить первоочередные, соизмерить свои предполагаемые расходы с ожидаемыми доходами. Относительно потребления основополагающий принцип экономики — принцип оптимизации был сформулирован Х. Вэрианом как такой, при котором люди стремятся выбирать наилучшие структуры потребления из числа тех, которые могут себе позволить. Производитель должен решить, что именно произвести, в каком количестве и соответствующего качества, какую применить технологию, рассчитать величину ожидаемой прибыли и ее соотношение с затратами. Профсоюзы на рынке труда стремятся максимизировать экономическую ренту своих членов.
Еще более сложные проблемы встают перед государством: создание условий повышения уровня жизни, благосостояния населения, выбора направления экономического развития, социального взаимодействия и др. Поэтому, критерием рационального экономического поведения выступает эффективность, рациональность, основанная на выборе из множества альтернативных вариантов того, который может принести максимальную выгоду (результат) по сравнению с остальными. Вот почему свобода выбора — непременное условие успеха, экономического процветания и могущества любого экономического субъекта. Эффективность означает отсутствие потерь, или насколько эффективное использование ресурсов экономики возможно для удовлетворения нужд и желаний людей. Экономика работает эффективно, если она не может произвести дополнительное благо, не снижая при этом производство другого блага. Назначение эффективной, рациональной экономической деятельности состоит в осознании реальности и понимании того, как общество должно использовать имеющиеся ресурсы, согласовывать экономические и социальные интересы.
Проблема согласования интересов нашла свое отражение в теории общественного выбора, основателем которой является К. Эрроу.
3.9. Конкуренция и ее виды
Конкуренция (от лат. «конкурро» — сталкиваться) — это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров (А. Смит). По Й. Шумпетеру конкуренция — это соперничество старого с новым. Следовательно, конкуренция — это соперничество между продавцами и покупателями за право наилучшего применения имеющихся у них экономических ресурсов, т.е. за наиболее выгодные условия хозяйствования, за получение максимальной прибыли.
Конкуренция является формой функционирования рыночных отношений. В конкурентной борьбе субъекты отношений соперничают за использование лучших условий производства, купли и продажи товаров. Благодаря конкуренции товаропроизводители вынуждены изыскивать способы производства товаров с минимальными издержками и как можно лучшего качества. В противном случае им не удастся продать свой товар, и покупатель предпочтет покупать подобный товар у конкурирующей фирмы, потому что покупатели тоже вступают в соперничество между собой за право покупать товар по минимальной цене. Поэтому конкуренция выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены.
Уровень конкуренция зависит от количества производителей-продавцов и покупателей. Она развертывается среди продавцов, которые хотят продать свой товар подороже. В этой борьбе побеждают те из них, кто сбывает товары подешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос, но продает больше. Активно развертывается конкуренция среди покупателей, которые стремятся приобрести товар по меньшей цене. В соперничестве между ними побеждают те, кто предложил более высокую цену по сравнению с рыночной ценой. Наконец, главной линией развертывания конкуренции является соперничество продавцов и покупателей, которые стоят на противоположных позициях в отношении уровня цены на товар. В результате этого устанавливается общая цена на однородные товары.
Чем сильнее конкурентная среда продавцов, тем в большей мере предложение товаров превышает спрос покупателей. Когда конкуренция среди продавцов ослабевает, спрос начинает превышать предложение товаров. М.Портер состояние конкуренции на определенном рынке охарактеризовал 5 конкурентными силами:
- соперничество среди конкурирующих продавцов;
- конкуренция среди товаров-заменителей и конкурентных с точки зрения цены;
- угроза появления новых конкурентов;
- экономические возможности и торговые способности поставщиков;
- экономические возможности и торговый спрос покупателей.
Роль конкуренции:
- сопоставительная функция – сравнение эффективности хозяйствования различных фирм, выявление и стимулирование наиболее эффективных и экономически дееспособных;
- функция вымывания тех фирм, которые не в состоянии произвести товары по равновесной цене и обеспечить их качество.
Таким образом, механизм конкуренции повышает эффективность рыночной системы в целом, но конкуренция сопровождается дестабилизирующим фактором, который выступает как метод регулирования a posteriori - после того.
В законе РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» конкуренция характеризуется как «состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулирование производителей тех товаров, которые требуются потребителю».
Критерии классификации видов конкуренции:
1.Характер поведения продавца:
- полиполическая конкуренция,
- - олигополическая конкуренция.
2.степень дифференциации товара:
- однородная конкуренция - гомогенная (без дифференциации товара),
- разнородная - гетерогенная (с дифференциацией товара).
3.Степень свободы проникновения в отрасль:
- открытая,
- закрытая.
4. Применяемые действия:
- ценовая,
- неценовая.
5. Степень конкурентности рынка:
- Эффективная (реальная) конкуренция - покупатели и продавцы действуют независимо и рынок является совершенно конкурентным.
- Несовершенная – появилась в связи с образованием монополий в конце 1Хв. Виды конкуренции в условиях монополии - монопсония, олигопсония, олигополия (несколько крупных фирм монопольно производят и осуществляют сбыт), дуополия (2 поставщика товара, но отсутствуют монополистические соглашения о ценах, квотах), билатеральная монополия (двусторонняя монополия) – на рынке сталкиваются 1 продавец (производитель) и 1 покупатель.
Любая форма конкуренции основана на применении ценового механизма. Формирование цены происходит в результате трехстороннего соперничества. Поэтому различают ценовую и неценовую конкуренции.
Ценовая конкуренция – ценовая дискриминация, которая возможна при условиях: продавец – монополист с незначительной монопольной властью, продавец ранжирует покупателей по степени платежеспособности, первоначально покупатель не имеет возможности перереализовать товар (например, услуги врачей, гостиниц, музеев, аэрофлота, транспортировка скоропортящихся продуктов).
Неценовая – осуществляется через совершенствование качества и условий продажи. Направления:
– совершенствование технических сторон товара,
- улучшение приспособляемости к нуждам потребителя.
Конкурируют продавцы, стремясь продать свой товар дороже. Но нередко побеждают те из них, кто продает товары дешевле, что позволяет привлечь покупателей и продать больше товаров. Конкурируют покупатели, стремясь купить товар по низкой цене. Но при ограниченности объема предложения побеждают те, кто соглашается на более высокую цену. Объектом конкуренции продавцов и покупателей является уровень цены товара: первые хотят продать товар дороже, вторые — купить дешевле.
На конкурентном рынке продукт приобретают множество независимых покупателей. Это означает, что необходимое количество товара покупатель приобретает по установившейся на рынке цене и не может оказать влияние на уровень цены.
Совершенная конкуренция встречается редко. Но существуют отрасли, рыночные характеристики которых близки к признакам и параметрам рынка совершенной конкуренции, например рынок зерна.
Несовершенная конкуренция имеет место, если на рынке не соблюдается хотя бы один признак совершенной конкуренции. Крайним случаем такого рынка является чистая монополия. Абсолютная, или чистая, монополия существует, если одна крупная фирма является единственным производителем продукта, у которого нет заменителей. Здесь фирма представляет всю отрасль. Чистый монополист, диктующий цену, осуществляет значительный контроль за ценой. У него нет прямых конкурентов, потому что возникновению новых фирм препятствуют экономические, технические и другие барьеры - вхождение в отрасль других фирм заблокировано.
Однако монополист не может установить какую угодно высокую цену на свою продукцию. Он регулирует соотношение «цена — объем продаж» таким образом, чтобы получить максимум прибыли. Чтобы продать больше продукции, приходится снижать цену. Обычно продукцию монополиста покупают множество независимых потребителей. Наличие на рынке одного покупателя называется монопсонией. Монополист конкурирует с продавцами других товаров за «кошельки» покупателей и нередко с импортерами — производителями аналогичного товара.
На олигополистическом рынке несколько крупных фирм производят стандартную, но дифференцированную продукцию. Конкуренция небольшого числа фирм приводит к их всеобщей взаимозависимости. Так, если одна из четырех фирм снижает цену, чтобы увеличить свою долю на рынке, то это неблагоприятно повлияет на положение других фирм. Последние также могут снизить цену, и тогда все фирмы потеряют часть своих прибылей. Если конкуренты не последуют примеру первой фирмы, ее доля продаж на рынке уменьшится. Таким образом, олигополия при установлении цен принимает во внимание не только величину издержек производства — спрос, но и ответные действия конкурентов. Это объясняет, почему цены на олигополистическом рынке имеют тенденцию быть негибкими, жесткими.
Монополистическая конкуренция сочетает в себе значительную конкуренцию с небольшой монопольной властью. На таком рынке относительно большое число фирм (20-70) продают дифференцированный продукт. Каждая фирма поставляет на рынок сравнительно небольшую долю совокупного предложения товара, поэтому оказывает ограниченное влияние на рыночную цену. Фирмы не согласовывают свои намерения относительно объема производства и цены, не учитывают возможные действия своих конкурентов, отсутствует их взаимная зависимость. На рынке широко применяются методы неценовой конкуренции.
Открытие и закрытие, санация и банкротство предприятий
Конкуренция, присущая рыночной экономике, позволяет как создавать новые фирмы, способные реализовать предпринимательский талант, так и приводит к их закрытию. Масштабы банкротства в российской экономике довольно высоки: в 2004 г. удельный вес убыточных крупных и средних организаций в общем числе организаций составил 35,8%. В I полугодии 2005г. доля убыточных организаций по сравнению с соответствующим периодом 2004г. снизилась на 1,8 процентного пункта и составила 38,4%.
Таблица . Удельный вес убыточных организаций по отраслям экономики в 1992-2004 гг.[11]
(в % от общего числа организаций)
Всего в экономике | 15,3 | 34,2 | 39,8 | 37,9 | 43,5 | 43,0 | 35,8 |
Промышленность | 7,2 | 26,4 | 39,7 | 39,3 | 45,1 | 44,5 | 38,5 |
электроэнергетика | 6,6 | 13,6 | 41,2 | 39,1 | 43,8 | 49,6 | 48,2 |
топливная промышленность | 14,1 | 32,1 | 40,6 | 40,7 | 48,2 | 48,9 | 37,4 |
из нее: | |||||||
нефтедобывающая | 8,0 | 24,5 | 20,3 | 21,1 | 33,0 | 29,5 | 20,6 |
нефтеперерабатывающая | - | 1,9 | 19,2 | 24,0 | 25,7 | 32,5 | 23,9 |
газовая | 17,9 | 10,7 | 36,4 | 42,9 | 46,8 | 40,4 | 17,1 |
угольная | 20,8 | 44,9 | 55,1 | 51,1 | 58,8 | 66,7 | 52,6 |
черная металлургия | 2,8 | 13,0 | 34,7 | 41,4 | 47,1 | 41,6 | 28,8 |
цветная металлургия | 3,6 | 35,5 | 39,7 | 50,4 | 48,3 | 45,1 | 37,9 |
химическая и нефтехимическая промышленность | 2,0 | 14,7 | 31,4 | 32,5 | 42,4 | 40,5 | 34,3 |
машиностроение и металлообработка | 4,9 | 24,5 | 33,1 | 33,1 | 40,4 | 40,5 | 33,5 |
лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность | 5,1 | 38,0 | 56,5 | 57,7 | 60,6 | 57,9 | 50,0 |
промышленность строительных материалов | 10,4 | 27,3 | 47,6 | 45,7 | 48,9 | 45,9 | 36,6 |
легкая промышленность | 12,8 | 41,9 | 46,3 | 44,3 | 51,6 | 50,1 | 43,2 |
пищевая промышленность | 5,6 | 19,2 | 43,6 | 41,2 | 46,4 | 45,9 | 40,1 |
мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность | 4,6 | 19,6 | 41,4 | 46,6 | 53,6 | 50,6 | 48,9 |
Сельское хозяйство | 14,7 | 55,0 | 50,7 | 46,3 | 55,6 | 52,8 | 37,4 |
Строительство | 7,6 | 17,7 | 37,2 | 35,4 | 38,6 | 37,2 | 31,0 |
Транспорт | 20,7 | 31,5 | 44,1 | 40,9 | 45,6 | 49,0 | 43,8 |
Связь | 11,0 | 28,9 | 26,1 | 25,4 | 35,1 | 36,5 | 30,8 |
Торговля и общественное питание | 16,0 | 30,8 | 31,4 | 27,7 | 31,2 | 30,5 | 22,6 |
Оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения | 10,0 | 22,0 | 38,4 | 38,9 | 42,8 | 40,8 | 33,3 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 33,5 | 42,6 | 61,1 | 59,1 | 60,8 | 61,1 | 58,1 |
Другие отрасли | 24,5 | 29,6 | 30,8 | 30,5 | 36,0 | 36,0 | 28,0 |
Вопросы открытия, закрытия, санации и банкротства лежат в институционально-правовой плоскости экономических исследований.
Ст. 9. ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 02.07.2005) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[12] определяет порядок представления документов при государственной регистрации экономических субъектов, планирующих открыть собственное дело.
Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Заявление удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Ст. 22.1 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 02.07.2005) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[13] описывает порядок государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
1. При государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации;
б) копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является гражданином Российской Федерации);
в) копия документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином);
г) копия документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является лицом без гражданства);
д) копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, не содержит сведений о дате и месте рождения указанного лица);
е) копия документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражда