Макроэкономическое регулирование национальной экономики
Экономическая политика государства – это составное звено и необходимый элемент рыночной системы. Это система мероприятий государства по регулированию всех секторов национального хозяйства. В условиях рыночной экономики складываются следующие предпосылки и характер экономической политики государства, которая прежде всего зависит от степени огосударствления экономики(этому соответствует ответственность государства за состояние национального хозяйства). Важное значение имеет также характер развития частнособственнических рыночных отношений.
Государственное вмешательство в экономику является объективно необходимым для любого правительства независимо от того, рыночная это экономика или командно-распределительная. В распределительной экономике государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг.
Государство на макроэкономическом уровне стремится обеспечить полную занятость, стабильность цен, экономический рост и равновесие платежного баланса, а также эффективное использование ресурсов.
В рыночном хозяйстве перед правительством не стоят задачи непосредственной организации производства товаров и распределения ресурсов.
Оно не имеет право свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и производственными товарами, как это происходит в командно-распределительной системе. В рыночной системе – это, прежде всего прерогатива в принятия решений производителей и потребителей. И все же регулирующие функции государства и здесь имеют большое значение.
Рыночный механизм не в состоянии разрешить все проблемы экономического развития. Уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности и государство вынуждено брать на себя содержание таких структур экономики, как железные дороги, почта, телеграф и т.п. Усиление межгосударственной интеграции на основе разделения труда приводит к перерастанию общих экономических процессов за национальные границы, формированию новых социально–экономических проблем, связанных с обороной, наукой, регулированием социальных отношений, воспроизводством рабочей силы, миграции, экологией и т.д. Появляется острая необходимость вмешательства государственной структуры в механизм регулирования принятия экономических и политических решений.
Макроэкономическая теория изучает экономику в целом или крупные сектора экономики. Она исследует такие вопросы, как национальный доход, производство, нормы безработицы, уровень инфляции, платежный баланс, государственный бюджет и др. Цель макроэкономической политики, опирающейся на макроэкономическую теорию, - поддержание полной занятости, стабильности цен, эффективного экономического роста. Макроэкономическая теория рассматривает общие экономические проблемы, функционирование рыночной экономики в целом. Поэтому вполне естественно попытаться применить макроэкономическую теорию к условиям перехода страны к рыночной экономике.
Актуальными являются вопросы: в каких сферах, в каком объеме государство должно вмешиваться в экономику, какой должна быть экономическая политика, какие инструменты экономической политики необходимо применять?
Государственное регулирование экономики также можно разделить на два типа: в зависимости от того, нацелено оно на замену конкуренции или является дополнением к рыночным механизмам и предназначено для достижения других специфических целей.
Классическим примером первого типа регулирования является естественная монополия. Она существует в отраслях, связанных с большим объемом продукции, где в силу технологических особенностей производства наиболее эффективное удовлетворение спроса достигается при отсутствии конкуренции, функционировании одного субъекта предпринимательства. Предоставление коммунальных услуг – типичный пример такой монополии, а регулирование доступа на рынок, цен и доходов субъектов предпринимательства – это пример государственного регулирования.
Второй тип регулирования отличается тем, что он не заменяет конкуренцию, а является дополнением к рынку и предназначен для достижения специфических целей.
Он действует в тех случаях, когда нерегулируемый рынок не обеспечивает определенные общественные интересы (например, при недостаточной информации о ценах на рынке).
Государственное регулирование также можно разделить на виды в зависимости от методов, применяемых при оказании влияния на экономику. Так, регулирование может осуществляться как административными, так и экономическим методами.
Административные методы управления наиболее характерны для планово-административной экономики и следуют из самой сути государственного регулирования, предусматривающего властность одних и подчиненность других. В этом случае через соответствующую систему органов и должностных лиц государство как субъект и собственник имущества осуществляло необходимые функции в экономической сфере. В основу административных методов положено, прежде всего, принятие государством обязательных решений для осуществления прямого влияния на объект регулирования путем одностороннего определения задач, а в ряде случаев –путей и средств их решения. В свое время таким весомым инструментом было государственное планирование.
Однако более приемлемыми и демократичными методами государственного управления экономикой являются экономические методы. В их основу положено использование таких экономических рычагов и стимулов, как цена, кредит, прибыль; их содержание не предусматривает прямого влияния на подчиненные объекты регулирования, а лишь создает для них такую экономическую ситуацию, которая бы диктовала им соответствующее поведение с целью достижения положительных экономических результатов, то есть стимулировала экономическую заинтересованность.
Выделяют следующие две основные формы государственного регулирования экономики: краткосрочное антициклическое регулирование (конъюнктурная политика) и среднесрочное и долгосрочное целевое регулирование (оно включает структурную политику и политику общего стимулирования экономического роста на определенную перспективу).
Антицикличное регулирование нацелено на сглаживание циклических колебаний хозяйственной конъюнктуры, предотвращение особенно глубоких циклических кризисов и такой массовой безработицы, которая угрожала бы самим устоям рыночного хозяйства и демократического общества, а также на создание благоприятных условий для среднесрочного и долгосрочного регулирования экономики, способствующего ее непрерывной модернизации и прогрессу.
Долгосрочная форма госрегулирования нацелена на обеспечение модернизации экономики и ее прогресс. Она предполагает использование в соответствии с избранными государством в каждый период приоритетами структурной политики и политики роста взаимоувязанных среднесрочных и долгосрочных прогнозов и программ для всей экономики, а также отдельных отраслей и регионов.
В теории и практике госрегулирования данная форма получила различные названия: макроэкономическое, рамочное и индикативное планирование, планификация, глобальное регулирование и проч. Что же касается «программирования», то под ним на Западе понимаются по-разному трактуемые феномены из области информатики и производства программного продукта для ЭВМ.
Макроэкономическое регулирование национальной экономики – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными органами управления с целью поддержания протекающих в ней процессов на определенном уровне, отстаивания государственных и общественных интересов или предотвращения неблагоприятных явлений.
В централизованной экономике регулирование осуществляется преимущественно с помощью директивных, распорядительных методов, в рыночной экономике – путем использования, в основном, рыночных регуляторов, настройки рыночных механизмов.
С точки зрения выполняемых функций государственное воздействие на национальную экономику включает в себя:
- законотворчество – разработку и принятие правовых норм хозяйственной деятельности;
- администрирование – создание и прекращение деятельности субъектов хозяйствования;
- информирование хозяйствующих субъектов об экономической ситуации и о возможном ее изменении в будущем при разработке прогнозов и индикативных планов как страны в целом, так и отдельных ее территориальных образований;
- регулирование деятельности регионов, отраслей и крупных предприятий в общенациональных целях;
- контроль текущей деятельности предприятий в целях предотвращения нарушений существующего законодательства.
32. Направления и механизмы государственного регулирования
Направлением государственного регулирования служат такие отрасли, сферы, различного рода ситуации социально-экономической жизни страны, где могут обнаружиться проблемы, задачи и трудности, которые не так легко разрешить сразу, а требуется много времени, а их разрешение позволит обеспечить нормальное функционирование экономики и поддержание социальной стабильности.
Государственное регулирование существует в правовых, административных и, конечно, экономических направлениях.
Правовая политика определяет правильность рыночного функционирования, правильность функционирования экономических отношений, осуществляет защиту деятельности субъектов общества и отдельных членов этого общества. Правовое регулирование охватывает такие сферы, как товарную, финансовую и т.д. [7]
Административная политика опирается на мощь государственной власти и содержит меры запрета, позволения и принуждения. Административное регулирование осуществляет контроль за соблюдением стандарта, контроль за введением налогов, квот, чтобы защитить отечественных производителей.
Экономическая политика проявляется в устройстве государственного бюджета, в государственных программах, законах, государственном влиянии на экспорт и импорт.
Но часто экономическая политика следует не только тому, что закреплено в законах, программах, планах, а также некоторым случаям, принимаемым в текущий период постановлением правительства. Необходимость таких решений вызвана нестабильностью социально-экономической, военно-политической и природно-экологической ситуациями. И поэтому часто наблюдается пересмотр экономической политики из-за ошибок в ее организации.
Таким образом, государственное регулирование направлено на те области и сферы, где автоматизированное разрешение проблемы не поможет, и поэтому не обойтись без государственного вмешательства.
Далее рассмотрим несколько объектов государственного регулирования.
Экономический цикл
Как известно из вышесказанного, экономический цикл является одним из способов рыночного саморегулирования экономики.
Однако циклическое развитие экономики приводит к колебаниям темпа экономического роста, явлению инфляции, изменению уровня занятости, которые в фазе спада, более того депрессии могут предполагать угрожающие результаты, т.к. массовая безработица приводит к снижению жизненного уровня, а также социальным потрясениям. Поэтому государство прибегает к антиинфляционной политике, которая предполагает использование способов и методов влияния на хозяйственную ситуацию и экономическую деятельность. Государственное регулирование направлено на смягчение циклических колебаний. [4, стр 202-203]
Интересен тот факт, что неотделимой чертой экономического цикла является инфляция и зачастую антициклическая политика государства сменяется на антиинфляционную.
Антициклическая политика включает в себя целый набор методов и способов, таких, как: денежно-кредитная, фискальная, политика заработной платы и инвестиционная (приложение)
Во время кризиса меры государства направлены на стимулирование производства, а в фазе подъема направлены на ее сдерживание. Также для ослабления «перегрева» государство пытается ввести новые налоги, пытается повысить старые.
В условиях кризиса, наоборот, меры сосредоточены на уменьшение кредита, сокращение налога и т.д. [6]
Следует отметить, что кризис, разрушающий экономику, тем самым создает предпосылки для выхода страны из тяжелого положения. Однако, во время Великой депрессии 1929-1933гг перестройка сопровождалась долгими застоями, а сам механизм рыночной саморегуляции часто может не срабатывать.
Поэтому странам с развитой рыночной экономикой необходимо применение стабильной программой, которые ускоряют выход страны из кризиса
Подводя тог, нужно пометить себе то, что государство не в силах преодолеть циклический характер экономического развития, оно лишь способно сгладить цикл колебания для поддержки экономической стабильности.
Регулирование цен
Следующим объектом государственного регулирования является регулирование цен.
В рыночной экономике, которая связана со свободой экономической деятельности, а также недопустимостью любого вмешательства в частные дела( это 8 статья конституции РФ, а также 1 и 421 статьи Гражданского кодекса РФ),[1] [2]особенную напряженность предполагает вопрос о случаях и степени государственного вмешательства в гражданский оборот. Одним из случаев государственного вмешательства в правоотношения является установление регулирования государством цен, или, иначе говоря, тарифов. Однако и полное отсутствие регулирования цен со стороны государства может негативно воздействовать на положение отдельных производителей и даже на экономику в целом.
Государство, в первую очередь, регулирует цены услуг и продуктов предприятий с государственной формой собственности. Это цены на железнодорожную транспортировку, на жилищно-коммунальные услуги, бытовые услуги, связь и т.д.
Налоговое регулирование - одно из действующих принципов ценовой политики государства. Способ налогового регулирования включает в себя введение налога на добавленную стоимость(НДС), а также влияет на величину акцизного сбора.
Также одной из мер ценового регулирования являются государственные субсидии, или же дотации, т.к. многие отрасли промышленности нуждаются в стабильном государственном поддержании в качестве выплат государством потребителю либо производителю. Т.е., если на товар введена дотация, то часть цены оплачивается государством. [12]
Конечно, в разных странах наблюдается разная степень воздействия государства на регулирование цен. Рассмотрим некоторые из них.
Возьмем, допустим, Данию, в которой степень государственного регулирования весьма незначительна. Здесь государство лишь формирует благоприятные условия для свободной конкуренции частных производителей, и именно частные производители определяют цены на товары. В государственном секторе, а его масштаб небольшой, цены назначаются городскими и государственными властями. Процент государственного установления цен составляет всего около 6%
Однако в Швейцарии наблюдается обратная ситуация. В соответствии с законом, государство регулирует цены почти на половину товаров сельского хозяйства, таких, как: зерно, молоко и т.д. Регулирование ограничено на текстильных товарах, одежде и т.д. Также в Швейцарии регулирование цены на товары финансирует государство. Ценообразованием занимается такой орган, как Федеральное ведомство по контролю за ценами. [13]
Подводя итог, можно сказать, что государство в разных странах принимает участие в ценообразовании, регулировании и контроле за ценами, при этом использует разные методы для решения проблем, учитывая особенности экономики своей страны.
Рынок труда
Рынок труда является одним из основных объектов регулирования как со стороны государства, так и со стороны различных профсоюзов и организаций. Можно отметить несколько сфер государственного регулирования рынка труда:
- занятость. Проводятся своего рода программы для увеличения роста занятости, возрастания количества рабочих мест в государственном секторе.
- программы для улучшения квалификации рабочей силы
- программы поддержки найма рабочей силы
- также государство допускает программы по социальному страхованию безработицы. [9]
Так, допустим, огромное количество мест в государственном секторе было создано в США в период после войны. К примеру, в образовательных учреждениях, в медицинском обслуживании, в строительстве и т.д.
Однако вышеперечисленные сферы не являются единственными. Существуют также косвенные меры регулирования рабочей силы. Допустим, кредитно-денежная политика, бюджетно-налоговая и амортизационная политики.
В заключении сделаем вывод, что регулирование рынка труда государством в современных условиях выступает, как система административных, экономических и организационных способов регулирования занятости и поддержки нормального отношения между спросом и предложением рабочей силы в рыночной экономике.