Вопрос 1. Макроэкономическое регулирование экономики: основные теории, модели, формы и методы.

Вопрос 2. Понятие экономической конкуренции. Совершенная и несовершенная конкуренция. Основные типы рыночных структур несоврешенной конкуренции: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия

Конкуренция – это соперничество, сталкивание двух и более участников рынка за ограниченные экономические ресурсы, за лучшие условия производства, купли и продажи своего товара, тем самым удовлетворяя потребности покупателей (потребителей).

Есть три подхода к определению конкуренции:

1. Конкуренция – как состязательность на рынке;

2. Конкуренция – это рыночный механизм, уравновешивающий предложение и спрос.

3. Конкуренция – критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.

Для советского периода свойственно отрицательное отношение к конкуренции. Большее развитие она получает в капиталистическом производстве. Цель конкуренции в то время – получение наибольшей прибыли. При конкуренции разоряются мелкие и средние товаропроизводители, происходит банкротство предприятий.

В более позднее время отношение к конкуренции изменилось. При сильной конкуренции в выигрышном положении оказываются потребители. Изготовители стремятся к большему удовлетворению запросов покупателей.

В обычной экономической теории конкуренция определяется как неотъемлемый элемент рыночного механизма. Например, А.Смит рассматривал конкуренцию как поведенческую категорию, когда покупатели и продавцы соперничают на рынке за более выгодные покупки и продажи.

Конкуренция обеспечивает взаимодействие между спросом и предложением.

В микроэкономической теории конкуренция понимается как некое свойство рынка.

Следствие конкуренции – это обострение рыночных и производственных отношений, повышение эффективности хозяйственной деятельности.

Совершенная конкуренция существует там, где действует много мелких покупателей и продавцов одинакового товара и не один из них не может повлиять на цену товара или « Рынок свободной конкуренции ».

Ни один из продавцов и покупателей не владеет большей информацией о рынке, чем другие. Изменить цену на товар – не во власти продавца, но они могут в любой момент покинуть рынок. Такие продавцы представляют собой мелкое производство и их крайне много.

Основные характеристики совершенной конкуренции:

1. Огромное количество мелких покупателей и продавцов;

2. Отсутствие контроля над ценой и объёмом купли – продажи;

3. Товар однороден у всех продавцов;

4. Покупатель может выбрать любого производителя (продавца);

5. Свободный вход и выход на рынок.

С целью получения максимальной прибыли продавцы стремятся снизить издержки производства на одну единицу продукции. В результате снижается цена, увеличивается объём продаж и доход продавца.

Конкуренция среди продавцов ведёт к появлению стимулов к постоянному разнообразию предлагаемых товаров и услуг. Производители ведут постоянную борьбу за покупателей на рынке. Тем самым увеличиваются доходы продавцов и одновременно удовлетворяются все потребности и желания покупателей.

Несовершенная конкуренция – рынок, при котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции. Создание монополий приводило к нарушениям действий регуляторов экономики.

Несовершенная конкуренция имеет антимонополистическую направленность. Конкурентные отношения изучаются её теорией.

Несовершенная конкуренция делится на три основных типа:

1. Монополистическая конкуренция;

2. Олигополия;

3. Монополия.

При несовершенной конкуренции фирмы имеют возможность повлиять на цену товара.

Основные типы рыночных структур несовершенной конкуренции: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия

Олигополия

Олигополия – доминирование на рынке небольшого количества продавцов. Принимая решение, фирма учитывает возможную реакцию других участников рынка. По этой причине на олигополистическом рынке велика возможность сговора.

Олигополия – стандартная рыночная фирма.

Дуополия – это олигополия с двумя участниками.

Картель – существование официального соглашения о сговоре.

Олигополистическая конкуренция может вызвать сговор, целью которого является повышение цены продукции и ограничение выпуска, как в монополии.

Универсальной теории олигополии не существует.

Монополия

Наиболее яркой противоположностью совершенной конкуренции является монополия. В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы.

Чистая монополия – единственный продавец, не имеющий заменителей.

Монополия – крайняя форма несовершенной конкуренции.

Три основных вида монополий:

1. Естественная монополия;

2. Административная монополия;

3. Экономическая монополия.

Вопрос 1. Макроэкономическое регулирование экономики: основные теории, модели, формы и методы.

Экономическая политика государства – это составное звено и необходимый элемент рыночной системы. Это система мероприятий государства по регулированию всех секторов национального хозяйства. Государство на макроэкономическом уровне стремится обеспечить полную занятость, стабильность цен, экономический рост и равновесие платежного баланса, а также эффективное использование ресурсов.

Государственное вмешательство в экономику является объективно необходимым для любого правительства независимо от того, рыночная это экономика или командно-распределительная. В распределительной экономике государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг.

В рыночном хозяйстве перед правительством не стоят задачи непосредственной организации производства товаров и распределения ресурсов.

Оно не имеет право свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и производственными товарами, как это происходит в командно-распределительной системе. В рыночной системе – это, прежде всего прерогатива в принятия решений производителей и потребителей. И все же регулирующие функции государства и здесь имеют большое значение.

Рыночный механизм не в состоянии разрешить все проблемы экономического развития и государство вынуждено брать на себя содержание таких структур экономики, как железные дороги, почта, телеграф и т.п. Появляется острая необходимость вмешательства государственной структуры в механизм регулирования принятия экономических и политических решений.

Макроэкономическая теория изучает экономику в целом или крупные сектора экономики. Она исследует такие вопросы, как национальный доход, производство, нормы безработицы, уровень инфляции, платежный баланс, государственный бюджет и др. Цель макроэкономической политики, поддержание полной занятости, стабильности цен, эффективного экономического роста. Макроэкономическая теория рассматривает общие экономические проблемы, функционирование рыночной экономики в целом..

Государственное регулирование экономики также можно разделить на два типа: в зависимости от того, нацелено оно на замену конкуренции или является дополнением к рыночным механизмам и предназначено для достижения других специфических целей.

Классическим примером первого типа регулирования является естественная монополия. Она существует в отраслях, связанных с большим объемом продукции, где в силу технологических особенностей производства наиболее эффективное удовлетворение спроса достигается при отсутствии конкуренции, функционировании одного субъекта предпринимательства. Предоставление коммунальных услуг – типичный пример такой монополии, а регулирование доступа на рынок, цен и доходов субъектов предпринимательства – это пример государственного регулирования.

Второй тип регулирования отличается тем, что он не заменяет конкуренцию, а является дополнением к рынку и предназначен для достижения специфических целей.

Он действует в тех случаях, когда нерегулируемый рынок не обеспечивает определенные общественные интересы (например, при недостаточной информации о ценах на рынке).

Государственное регулирование также можно разделить на виды в зависимости от методов, применяемых при оказании влияния на экономику. Административные методы управления наиболее характерны для планово-административной экономики и следуют из самой сути государственного регулирования, предусматривающего властность одних и подчиненность других. В основу административных методов положено, прежде всего, принятие государством обязательных решений для осуществления прямого влияния на объект регулирования путем одностороннего определения задач. Однако более приемлемыми методами государственного управления экономикой являются экономические методы. В их основу положено использование таких экономических рычагов и стимулов, как цена, кредит, прибыль; их содержание не предусматривает прямого влияния на подчиненные объекты регулирования, а лишь создает для них такую экономическую ситуацию, которая бы диктовала им соответствующее поведение с целью достижения положительных экономических результатов, то есть стимулировала экономическую заинтересованность.

Выделяют следующие две основные формы государственного регулирования экономики: Антицикличное регулирование нацелено на сглаживание циклических колебаний хозяйственной конъюнктуры, предотвращение особенно глубоких циклических кризисов и такой массовой безработицы, которая угрожала бы самим устоям рыночного хозяйства и демократического общества, а также на создание благоприятных условий для среднесрочного и долгосрочного регулирования экономики, способствующего ее непрерывной модернизации и прогрессу.

Долгосрочная форма госрегулирования нацелена на обеспечение модернизации экономики и ее прогресс. Она предполагает использование в соответствии с избранными государством в каждый период приоритетами структурной политики и политики роста взаимоувязанных среднесрочных и долгосрочных прогнозов и программ для всей экономики, а также отдельных отраслей и регионов.

В теории и практике госрегулирования данная форма получила различные названия: макроэкономическое, рамочное и индикативное планирование, планификация, глобальное регулирование и проч.

Наши рекомендации