Основные положения Кейнсианской теории эффективного спроса

Классическая и неоклассическая модели удачно описывали рыночную экономику вплоть до 30-х годов ХХ в. Однако Великая депрессия 30-х годов не вписывалась в рамки этих теорий. Главный вывод из Великой депрессии состоял в том, что автоматическая саморегуляция рынка не осуществлялась. Прежде всего, это проявлялось в безработице и инфляции. Если бы безработица не соответствовала предложению и спросу на рынке труда, то в процессе самонастройки, прежде всего, на этом рынке должны были понизиться цены. Однако этого не происходило. Заработная плата оставалась стабильной, безработица росла. Цены на товары и услуги в период кризиса также не снижались, и более того, как показал опыт 60-х – 80-х годов XX в. кризис сопровождался ростом цен, т.е. инфляцией. Таким образом, в новых условиях Закон Сэйя не срабатывал.

Кейнс выявил причины депрессивного состояния экономики: снижение цен на труд и товары не происходит из-за эффекта храповика (только вперед, назад – нельзя). Кейнс показал, что на рынке труда изменение заработной платы происходит однонаправлено: в периоды оживления и подъема экономики заработная плата растет, однако в периоды спада и кризиса она не снижается, а остается практически неизменной. Кейнс выявил причины этого. Заработная плата не снижается в связи с тем, что интересы работников представляют не отдельные единицы труда, а монополизированные профсоюзы. Предложение труда – есть монополия профсоюза.

Кроме того, предпринимательские фирмы также не стремились снижать заработную плату квалифицированной части работников, надеясь на скорый экономический подъем. Как правило, сокращалась неквалифицированная часть рабочей силы, которая, таким образом, полностью лишалась доходов и, тем самым, снижала совокупный спрос.

Вкладом Кейнса в общую теорию занятости было введение понятия вынужденной безработицы, связанной со стадиями экономического цикла. Вынужденная безработица ухудшала общую экономическую ситуацию в стране и снижала совокупный спрос. В этой связи Кейнс предлагал две меры: 1. организация государством общественных работ для вынужденных безработных на платной основе; 2. выплата пособий безработным.

На рынке товаров и услуг эффект храповика проявлялся в том, что снижение цен на товары и услуги в период кризиса также не происходит. Как показал Кейнс, к 30-м гг. ХХ века на рынке товаров и услуг господствовали олигополии и монополии. Они обладали колоссальными финансовыми ресурсами, и, поэтому, имели возможность поддерживать цены на прежнем уровне, ожидая будущего подъема экономики. Это обстоятельство подкреплялось еще и тем, что ресурсы, покупаемые фирмами предоставляются им по долгосрочным контрактам, в которых оговариваются и цены. Фирмы, не имея возможности снизить цены на приобретение экономических ресурсов, не могут снизить и цены на готовые товары. Таким образом, на рынке товаров и услуг, также не обеспечивается подстройка между совокупным спросом и совокупным предложением. Совокупное предложение не шло навстречу понижающемуся совокупному спросу. В этой связи, Кейнс предлагал осуществить государственную интервенцию на рынок товаров и услуг в виде массовых закупок государством, и, в первую очередь закупок инвестиционных товаров.

Слабым местом предыдущей теории оказалась взаимосвязь сбережений и инвестиций. Кейнс говорил, что деньги в экономике – это не пассивный регулятор взаимодействия сбережений и инвестиций. Деньги играют активную независимую роль. На практике, все товары и услуги не обмениваются, а продаются и покупаются с помощью денег. Если по каким-то причинам, субъекты экономики начинают их сберегать, то это понижает совокупный спрос. С этой стороны наблюдается затоваривание. Однако, по Кейнсу, процентная ставка не является автоматическим регулятором между сбережениями и инвестициями. Сбережения являются не функцией нормы процента, а функцией, получаемого субъектами экономики дохода. В то же время, инвестиции определяются не только нормой процента, но и уровнем доходности нового капитала. Если норма доходности ниже или равна норме процента, то предпринимательские фирмы не будут осуществлять новые инвестиции.

До Кейнса господствовало мнение, что сбережения – это собака, виляющая хвостом инвестиций. Кейнс показал обратную связь – инвестиции – это собака, виляющая хвостом сбережений. Таким образом, кейнсианская теория делает акцент на стимулирование инвестиционного спроса, что может осуществляться за счет государственных инвестиций или за счет государственного регулирования денежной массы в экономике: в период кризиса государство должно за счет эмиссии увеличивать денежную массу, что будет способствовать снижению процента и делать выгодными новые инвестиции. В целом, теория Кейнса называется теорией эффективного спроса, так как Кейнс использовал все рычаги для стимулирования платежеспособного спроса всех субъектов экономики.



Наши рекомендации