Проблемы развития ТОСЭР на Дальнем Востоке
Несмотря на успешную реализацию проекта регионального развития на Дальнем Востоке, сегодня высказываются серьезные опасения по поводу дальнейшего роста ТОР. В обобщенном виде возникающие проблемы можно объединить в несколько основных групп: экономические, социальные, правовые и экологические[12].
Группа экономических проблем, прогнозируемых при формировании ТОР, включает в себя такие проблемы, как:
– неравные условия экономической деятельности в регионе для резидентов и нерезидентов ТОР при заведомо худших позициях нерезидентов;
– возникновение дополнительной налоговой и иной нагрузки на нерезидентов для компенсации выпадающих доходов региональных бюджетов;
– вероятная нехватка местных трудовых и материальных ресурсов для поддержания широкомасштабной деятельности ТОР;
– возможная экономическая изоляция ТОР в регионе и отсутствие мультипликативного эффекта от их развития.
Среди основных социальных проблем деятельности ТОР называют:
– возможный неконтролируемый приток иностранной рабочей силы;
– резкий разрыв в уровне доходов работников ТОР и территорий за их пределами.
Существенными правовыми проблемами, связанными с функционированием ТОР, могут стать:
– незащищенность интересов муниципалитетов, в частности при изъятии земельных участков, и отсутствие четкого разделения функций между ними и администрацией ТОР;
– отстранение институтов гражданского общества от решения ряда важных для местного населения вопросов;
– неопределенность дальнейшей эволюции ТОР и нечеткость оснований для их закрытия.
Перечисленные проблемы, безусловно, требуют самого серьезного внимания и принятия соответствующих мер. Но еще одна группа проблем, которые могут возникнуть при активном функционировании ТОР, – экологических, остается вне фокуса внимания многих исследователей и управленцев, хотя по степени масштабности и возможной разрушительности последствий эти проблемы могут оказаться не менее, если не более значимыми. К этим проблемам относятся, главным образом, различные формы загрязнения окружающей среды в результате интенсивной хозяйственной деятельности:
– повышенный уровень загрязнения воздушного бассейна и поверхностных вод в результате деятельности металлургических и сельскохозяйственных производств;
– нарушение гидрологического режима водоемов и чрезмерная вырубка лесов в результате сельскохозяйственной и лесозаготовительной деятельности;
– превышение несущей емкости экосистем в результате усиления туристической активности;
– многочисленные отрицательные экстерналии из-за форсированной добычи минерально-сырьевых ресурсов.
Все эти негативные последствия снижают размер природного капитала региона. Если же их рассмотреть в ряду с социальными и экономическими проблемами, то придется признать, что неосторожные и недостаточно обоснованные сценарии развития ТОР не только не приведут к устойчивому развитию регионов, но и могут подорвать его. Особенно серьезный характер может принять эта тенденция с учетом того, что в тексте Федерального закона № 473-ФЗ говорится только об ускоренном, а не об устойчивом развитии.
Надо отметить, что риски государства в данном проекте достаточно высокие.
Во-первых, не вполне очевидно, что расходование средств на инфраструктуру ТОСЭР будет эффективным. Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» финансовое обеспечение на размещение объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных источников финансирования[13].
Каких-либо регулирующих документов для исполнения обязательств Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальных образований в настоящее время не предусмотрено, что создает достаточно серьезные риски.
Во-вторых, существуют определенные риски волюнтаристкого поведения со стороны управляющей компании ТОСЭР, наделенной широким набором функций. При этом управляющая компания сможет оказывать влияние не только на резидентов территории, но и на муниципальные образования, которые попадут в зону ТОСЭР. Управляющая компания будет следить и за размещением на ТОСЭР подразделений федеральных органов исполнительной власти. Излишнее административное дублирование их функций предложено ограничить в тексте закона в виде «совместных проверок», которые не могут продолжаться более 15 дней. Формально управляющая компания подконтрольна Минвостокразвития России, однако механизмы контроля за ее деятельностью еще только предстоит выработать.
В-третьих, необходимость разработки и редакции нормативных актов в чрезвычайном режиме может привести к стратегическим просчетам и реализации как перечисленных, так и иных рисков. Слабая технико-экономическая проработка проектов ТОСЭР и бизнес-планов конкретных резидентов (так как у заявителей не хватает ресурсов для организации этой работы) может привести к невыполнению контрольных индикаторов эффективности проектов, проблемам с финансовыми институтами и ухудшению имиджа этого инструмента территориального развития (как это случилось с ОЭЗ).