Правило максимизации полезности. предельная полезность и кривая спроса
Суть правила максимизации полезности состоит в следующем: доход потребителя должен быть распределен таким образом, чтобы последний доллар, израсходованный на каждый товар или услугу, приносил равную предельную полезность. Предельная полезность каждого товара или услуги, деленная на его или ее цену, должна быть одинаковой для всех товаров и услуг.
На языке алгебры правило максимизации полезности выглядит следующим образом:
где MU ¾ предельная полезность.
Правило максимизации полезности требует, чтобы эти соотношения были равны, а доход полностью израсходован. Например, потребитель располагает 12 долларами. Давайте предположим, что комбинация из 6 ед. товара А (по цене 1,5 дол.) и 3 ед. товара Б (по цене 1 долл.) отвечает требованиям максимизации полезности. Вследствие этого 12-долларовый доход потребителя будет истрачен полностью.
Зная о правиле максимизации полезности, легко объяснить нисходящий характер кривой спроса. Основными факторами, определяющими кривую спроса на определенный продукт, являются: 1) денежный доход; 2) цены на товары и услуги, а также 3) предпочтения и вкусы. Правило максимизации полезности и кривая спроса логически согласуются друг с другом.
Полезность, как и предельная полезность, включает важный психологический компонент: люди хотят потреблять только те продукты, которые приносят им удовлетворение, и отказываются от вещей, к которым они безразличны. В связи с этим более глубокое объяснение поведения потребителя можно дать при помощи: 1) бюджетных (доходных) линий и 2) кривых безразличия. Кратко рассмотрим их.
Рекомендация:
Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ВЫБОР И БЮДЖЕТНОЕ СДЕРЖИВАНИЕ. КРИВЫЕ БЕЗРАЗЛИЧИЯ
Бюджетное сдерживание ¾ величина дохода, которым располагает потребитель в определенный период времени, или ЧТО может приобрести потребитель при неизменном доходе.
Предположим, что: 1) покупатель располагает доходом в 12 долл.; 2) покупателю нужно всего два продукта: видеокассета (продукт А по цене 1,5 долл.) и сладкая булочка (продукт Б по цене 1 долл.). Что в этом случае может приобрести потребитель? Ответ: он может приобрести или 8 видеокассет, или 12 булочек, или 6 видеокассет и 3 булочки. И так далее ¾ в зависимости от своих потребностей. Изображая желания потребителей на рис. 11.1, мы видим, что наклон бюджетной линии зависит от отношения цены товара Б к цене товара А., т. е. 1 долл. / 1,5 долл.
Расположение бюджетной линии зависит от двух факторов: 1) величины денежного дохода и 2) цен. Конкретизируем: 1) увеличение дохода приводит к смещению бюджетной линии вправо, а уменьшение ¾ влево; 2) снижение цен обоих продуктов (подобно увеличению дохода) перемещает график вправо и, наоборот, повышение ¾ влево. Движение бюджетных линий вправо и влево экономисты определили как карту безразличия, а кривые как кривые безразличия. Они подобно бюджетным линиям определяют, ЧТО предпочитает потребитель (см. рис. 11.1).
Рис. 11.1. Графическое изображение карты кривых безразличия
Анализ кривых безразличия позволяет выразить графически предпочтения потребителя.
Из рисунка видно, что потребитель предпочитает ту или иную комбинацию продуктов, если она удовлетворяет его потребность. Потребитель безразличен к любой другой комбинации продуктов.
Рекомендация:
Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу