Летом 2009 г. Польша сделала вывод, что страна проходит кризис без рецессии.

В то время как остальные страны Восточной Европы тяжело переживают последствия мирового кризиса, польская экономика демонстрирует рост. В первом квартале 2009г. он составил 0,8%. Таким образом, Польша стала единственной страной из числа «новых европейцев», кто показал позитивную динамику, и второй страной в ЕС по темпам экономического роста. Для сравнения, наихудшее положение сложилось в Латвии (-18,6%), Эстонии (-15,1 %) и Литве (-11,8 %). Немного лучше, но все же неудовлетворительно дела обстоят в Словении (-9,0 %), Ирландии (-8,4 %) и Германии (-6,9 %).

Динамика, которую демонстрирует польская экономика, выглядит особенно впечатляюще, учитывая ситуацию в других восточных странах ЕС, по которым сильно ударило падение спроса на их продукцию, крах кредитной системы и отток иностранных инвестиций. Так, в Чехии - 3,4 %, в Словакии - 5,4 %.

В случае с Польшей ключевую роль сыграли два фактора. Во-первых, в Польше не было такого роста кредитования, как в Прибалтике или Румынии. При этом выдаваемые кредиты покрывались в основном местными депозитами, а не заемными средствами из-за рубежа, поэтому всеобщий кредитный коллапс по Польше ударил не так сильно. Во-вторых, польская экономика больше зависит не от экспорта, а от внутреннего спроса, и в этом ее преимущество по сравнению с той же Чехией (там экспортные доходы составляют 70 % ВВП, в Польше – 40 %). При этом чешский экспорт ориентирован на автопром.

По итогам 2009 года рост экономики замедлился почти до нуля. Впрочем, и это выглядит успехом на фоне последнего прогноза ООН, по которому сокращение экономики Восточной Европы в среднем составит 1,9%. Однако, 290 польских компаний объявили себя банкротами в 2009 г. Большая часть банкротств пришлась на промышленное производство и сферу обслуживания. Данная статистика означает, что количество безработных в стране увеличилось по меньшей мере на 24 тыс.чел.

Серьезные проблемы для платежного баланса Польши в 2009г. усугубились уменьшением притока иностранных инвестиций. В 2008г. приток иностранных инвестиций в страну составил 12 млрд. евро, а в 2009г. их объем снизился на 40%. Эксперты надеются, что экономический кризис в Западной Европе ускорит процесс переноса производства и бизнеспроектов и в Польшу.

Министерство финансов Польши намерено продолжать приватизацию, однако не подлежат приватизации компании стратегически важных отраслей. В собственности государства должны остаться в общей сложности 46 компаний. К их числу относится и медеплавильный комбинат KGHM Polska Miedz, нефтегазовая компания PGNiG, операторы газопровода Gazociagow Przesylowich Gas-System и нефтепровода PERN Przyjazn, гданьский нефтяной порт РРРР Naftoport, а также госпакеты обоих государственных нефтяных концернов PKN Orlen и Lotos, оператора высоковольтных сетей PGE-Operator, государственного хозяйственного банка Bank Gospodarstwa Krajowego (BGK), производителя военного оборудования Bumar и тотализатора Sportowy.

Не могут быть приватизированы и такие учреждения, как государственное телевидение и радио, агентство промышленного развития АКР, агентство печати РАР, агентство информации и иностранных инвестиций PAJiJZ, типография ценных бумаг Wytwornia Papierow Wartosciowich, ж/д сеть Polskie Linie Kolejowe, соляные рудники Wieliczka и Solino, морские порты Гданьск, Гдыня и Щецин-Свиноуйсце и др.

Министерство финансов намерено продать оставшиеся у него пакеты акций банков, а также бывших госкомпаний, большая часть акционерного капитала которых уже приватизирована. Более 160 таких остаточных пакетов акций, составляющих менее 10% всего акционерного капитала, должны быть проданы.

Развитые страны Евросоюза в 2005г. инвестировали в экономику новых членов ЕС 23 млрд. евро. По притоку иностранных инвестиций Польша на душу населения в несколько раз отстает от своих соседей – Чехии и Венгрии, хотя в три с лишним раза опережает Россию. Но, чтобы оценить масштабы этого явления достаточно отметить, что приток прямых инвестиций из других государств Евросоюза в Англию составил в 5 раз больше, чем во все страны ЦВЕ. В 2007г. в Польшу поступило 12 млрд. евро прямых иностранных инвестиций, не считая 3 млрд. евро транзитного капитала.

Благодаря иностранным инвестициям в Польше в 2006г. было создано 147 тыс. новых рабочих мест, в т.ч. 27 тыс. в специальных экономических зонах. 78 % капвложений поступило из государств Евросоюза. Особенностью 2006г. является то, что иностранные компании охотно стали инвестировать в сферу услуг. В производственном секторе выделяется завод фирмы «Делл» по производству вычислительной техники и завод компании «Шарп» по изготовлению жидкокристаллических мониторов.

Приток в Польшу иностранного капитала эксперты и средства массовой информации оценивают неоднозначно. Некоторые полагают, что в глобальных масштабах Польша в определенной степени утратила свою привлекательность как объект прямых инвестиций. Как указывает Федеральное агентство внешнеэкономической информации Германии, это связано, в первую очередь, с ростом издержек по заработной плате: если в Польше эти издержки в период с 2000 по 2006г. увеличились почти на 88 %, то в рамках всего Евросоюза их прирост составил 60 %. Кроме того, в ослаблении интереса иностранных инвесторов к Польше сыграла роль политическая и экономическая нестабильность, вызванная, прежде всего, нежеланием польского правительства наладить сотрудничество с Россией и партнерами по ЕС. Свидетельством тому является позиция правительства в вопросах внешней торговли. Отрицательную реакцию у иностранных инвесторов вызвали и заявления польских властей о возможном «пересмотре» итогов приватизации.

Однако при рассмотрении притока инвестиций в региональных, европейских масштабах Польша по-прежнему занимает первое место по этому показателю среди стран Центральной и Восточной Европы и пятое место – в Европе в целом.

Польша переживала период высокой инфляции в 1989 и 1990 годах. Либерализация цен освободила огромную денежную лавину, накопленную при предыдущем режиме, которая обрушилась на денежный рынок. Однако суровые антиинфляционные меры, включая резкое увеличение процентных ставок, повышенное налогообложение прироста фонда заработной платы постепенно привели к снижению уровня роста. Такая политика продолжала оставаться относительно жесткой и в последующие годы. В результате годовые темпы роста инфляции постепенно снизились. С 70% в 1991 году до 0,8% в 2006.

В социалистической Польше безработицы не было. Однако с началом реформы безработными оказалось 1,1 млн. человек или 6,3 % экономически активного населения страны. К 1993 году безработица составляла уже 18%. Большую группу безработных составляли выпускники ВУЗов. В 2004-2005 гг. уровень безработицы до 18%. В 2008 г. безработных 6,5 %.

Десятилетия неэффективного управления экономикой наградили Польшу значительной внешней задолженностью. Долг в размере 44 млрд долларов на 2003 г. по-прежнему лежит тяжелым бременем на польской экономике. Внешний долг Польши на 2007 г. составил 204 млрд 967 млн долларов.

После финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. страна испытывает массу экономических трудностей: государственный долг составляет в 2012 г. 52,4 % от ВВП, уровень безработицы в стране почти 10 %, существуют трудности с принятием и финансированием государственных программ по здравоохранению, образованию и пенсионному обеспечению. В 2008 г. экономический рост в Польше снизился на 1,8 %, в то время как рост ВВП составил 5 %. Дефицит бюджета Польши в 2008 г. находился в рамках 26,91 млрд. дол., что на 6,79 млрд. больше, чем в 2007 г. Внешний долг Польши в 2008 г. составлял 243,5 млрд. дол., что на 10,1 млрд. больше, чем в 2007 г. Золотовалютные резервы уменьшились в 2008 г. по сравнению с 2007 г. на 3,57 млрд. дол. Если государственные доходы в 2012 г. составили 95 млрд. долларов, то расходы государства – 106 млрд. дол. В сельском хозяйстве страны занято около: 17,4 % населения, в промышленности - 29,2 % , в сфере услуг - 53,4 %. Такая структура экономики Польши говорит о ее приближении к развитым странам мира.

С середины 1990-х гг. и в течение десяти лет ВВП в Польше рос быстрее, чем в странах Евросоюза. Вместе с ростом ВВП повышались также зарплаты. Средняя зарплата в Польше составляла в 2000 г. 1.894 зл. В 2005 г. она достигла уже 2.347 зл. (около 580 долларов). Самые высокие средние заработки - 3816 злотых - в горнодобывающих отраслях. Однако, многие поляки сегодня не могут найти работу с заработком более 1000 злотых (260 долларов), что для Польши, учитывая стоимость жизни, совсем не много.

Внешняя политика Республики Польша.Первое оппозиционное прави­тельство Т.Мазовецкого (сентябрь 1989 г.) положило начало раз­ворота к Западу во внешней политике Польши. Это нашло отра­жение в ряде нормативных документов, таких, как «Основы поль­ской внешней политики» и «Оборонительная стратегия ПР» (но­ябрь 1992 г.). Согласно данным документам приоритетом поль­ской внешней политики должно было стать обеспечение безопас­ности страны путем присоединения к соответствующей междуна­родной системе, что в 1990-е гг. привело к концентрации внешне­политической активности на вступлении страны в Североатланти­ческий пакт (НАТО) и Европейский Союз (ЕС). В упомянутых документах в качестве ведущих выделялись следующие направле­ния: всестороннее сотрудничество со странами Западной Европы, а также США и Канадой; участие в региональном сотрудничестве, особенно с ближайшими соседями - Чехией и Венгрией; развитие дружественных, основанных на равноправии и взаимной выгоде, отношений с восточноевропейскими соседями — Россией, Украи­ной и Литвой.

На переломе 1989-1990 гг. Польша и НАТО уже выражали желание поддерживать друг с другом рабо­чие контакты в политической, дипломатической и даже военной областях. Такого рода предложение со стороны альянса прозвуча­ло в июле 1990 г. («Лондонская декларация»). Ответом Польши явилось заключение дипломатических отношений с НАТО в авгус­те 1990 г. Летом 1991 г. в условиях, когда структуры ОВД были распущены, но СССР продолжал существовать, в польском руко­водстве наблюдалось брожение и нерешительность, результатом которых стало появление концепций, предлагавших в будущем со­блюдение страной «вооруженного нейтралитета» или же «равного дистанцирования» по отношению к западным и восточным сосе­дям страны. После распада СССР в конце 1991 г. было решено, что политические, экономические и, прежде всего, интересы наци­ональной безопасности ПР должны быть тесно связаны с Запа­дом.

Во время встречи стран Вышеградской группы 5 — 6 октября 1991 г. в г. Кракове президенты Чехословакии (затем Чехии и Словакии), Венгрии и Польши объявили о желании своих стран участвовать в деятельности НАТО, стремясь получить равные возможности для всех европей­ских стран в вопросах обеспечения безопасности. Изменение стра­тегии в вопросах безопасности привело к модификации прежней оборонительной доктрины Польши. Результаты были представле­ны в документах «Политика безопасности И оборонительная страте­гия ПР» и «Принципы польской политики в области безопаснос­ти», которые определяли приоритеты внешней политики и линии Польши в вопросах безопасности на протяжении всех 1990-х гг. В 1996 г. Польша получила статус полноправного члена Организации экономического сотрудничества и развития.

Добиваясь вступления в НАТО, республика разработала собствен­ную программу по сближению интересов сторон. Так, Польша, в преддверии вступления в альянс, не желая превратиться в его вос­точный рубеж, вносила активный вклад в восточноевропейскую по­литику Североатлантического блока — в отношении Украины, Бе­лоруссии на протяжении всего периода 1990-х гг.

Постепенное сближение ПР с НАТО осуществлялось с помо­щью организации «Совет Североатлантического сотрудничества» (ССС), преобразованного в мае 1997 г. в «Совет Евроатлантичес-кого партнерства», и программы «Партнерство ради мира» (ПРМ). Учреждение в декабре 1991 г. ССС создало условия для налаживания систематических контактов НАТО с Польшей и дру­гими странами Центральной Европы. Новым партнерам, в том числе и Польше, были предложены политические консультации в таких вопросах, как реализация соглашений о контроле над во­оружениями, а также сотрудничество в области миротворческих операций, экономики, информационных систем, конверсии воен­ной промышленности, науки и техники и др.

К программе ПРМ Польша присоединилась в феврале 1994 г. третьей по счету после Румынии и Литвы. Контакты в рамках этой программы включали политические аспекты и военное со­трудничество, которое являлось основным. Последнее было сосре­доточено в таких областях, как интеграция и взаимодействие сис­тем командования и систем связи; планирование в вопросах обо­роны, оборонная инфраструктура, военное образование и подго­товка и др. В 1995 г. руководство альянса представило странам-участницам программы ПРМ официальный документ под названи­ем «Исследование о расширении НАТО». В нем были определены общие принципы и способы расширения НАТО; сформулированы определенные условия для потенциальных членов блока в вопросе построения ими системы гражданского контроля над вооруженны­ми силами и их готовности выполнять обязанности, вытекающие . из членства в Североатлантическом блоке. Появление этого доку­мента открыло путь индивидуальным переговорам, которые нача­ло проводить руководство НАТО с заинтересованными государст­вами, в том числе и Польшей.

Желание вступить в ЕС не встретило сопротивления со стороны России, в то время как перспектива вступления польского государства в НАТО в некоторой степени осложнило российско-польские отношения. Несмотря на это, в 1999 г. Польша была принята в Североатлантический альянс, а ее воинские контингенты принимали участие в военных действиях в Афганистане и Иране. В рамках НАТО спецподразделение Войска Польского принимало участие во вторжении коалиционных сил в марте-апреле 2003 г. в Ирак. Сюда было направлено 2,9 тыс. польских военнослужащих, пятый по численности контингент в составе коалиции. В 2008 г. Польша вывела свои войска из Ирака.

Другой важной частью «западного» направления польской внешней политики является Европейский Союз (ЕС). На заседании ЕС в Копенгагене в 1993 г. его страны официально подтвердили, что государства Центральной, а также Восточной Европы, которые стремятся по­лучить членство в этой организации, должны выполнить необхо­димые предварительные экономические и политические требова­ния. Сложнейшим из них являлось требование ускорения темпов построения развитой и конкурентоспособной (по отношению к за­падноевропейской) рыночной экономики. Реализация этого требования была сопряжена с необходимостью финансовой поддержки со стороны ЕС и должна была занять длительный отрезок време­ни. В апреле 1994 г. ПР представила в ЕС формальную просьбу о вступлении.

Первым этапом продвижения Польши в ЕС (1998 — 1999 гг.) были анализ и обсуждение состояния польской правовой системы. При этом анализировалась законодательная база в 29 областях: сельское хозяйство, наука, образование, малый и средний бизнес, здравоохранение, статистика и т.д. При вступлении в ЕС Польша сотрудничала с другими странами-кандидатами на членство в этом объединении.

Вопрос вступления в ЕС (Польша являлась ассоциированным членом этой организации с 1994 г.) поставил польское руководство перед необходимостью усовершенствовать законодательную базу государства и решить ряд социально-экономических проблем. Наиболее проблемной сферой оказалось сельское хозяйство. 1 мая 2004 г. Польша стала полноправным членом Европейского союза.

Одним из важных направлений внешней политики Польши яв­ляется восточноевропейское. В нем выделяются польско-украин­ские и польско-российские отношения. На протяжении 1990-х гг. республика ставила своей целью расширение и углубление много­сторонних отношений с Украиной, рассматривая эту страну как своего стратегического партнера. На следующий день после про­возглашения независимости Украины польское правительство пер­вым ее признало, что создало хорошую основу для развития дву­сторонних отношений. «Трактат о добрососедстве, дружеских отношениях и сотрудничестве между Польшей и Украиной» был подписан в мае 1992 г. Консультационный Комитет президентов Польши и Украины был создан в 1992 г. с подачи Варшавы, одной из задач которого являлась разработка концепции стратеги­ческого партнерства между двумя странами.

В 1994 — 1995 гг. стратегические связи между Польшей и ее украинским партнером еще больше укрепились: была подписана «Декларация министров иностранных дел ПР и Украины о прин­ципах формирования польско-украинского партнерства» (март 1994 г.) и «Декларация о принципах и направлениях партнерства и сотрудничества в области торгово-экономических отношений». Обсуждалось предложение создать совместный польско-украин­ский батальон миротворческих сил в рамках программы «Партне­рство ради мира». С подачи президента Польши Украина стала членом организации по экономическому сотрудничеству в регионе «Центральноевропейская инициатива» (май 1996); было организо­вано совместное литовско-польско-украинское выступление прези­дентов в защиту соблюдения прав человека в Белоруссии и др.

Польша и Украина продолжали развивать в 1998-1999 гг. политику стратегического партнерства. Украи­на после подписания в июле 1997 г. документа «Карта Украина — НАТО», который определяет ее особые отношения с этой организацией, начала поддерживать стремление Польши к членству в евроатлантическом альянсе. Польша оказывает консультативную помощь Украине, в том числе и в во­просах организации многосторонних проектов. Польская сторона участвовала в польско-украинско-канадских (июнь 1998 г.) и польско-украинско-американских (июнь 1998 г.) консультациях. Происходили также консультации министров иностранных дел обеих стран.

Польско-украинские отношения продолжали интенсивно развиваться в 2000-х гг. Происходили визиты президентов, пре­мьер-министров, министров иностранных дел и обороны, встречи парламентариев обеих стран, консультации и конференции. Засе­дал Консультационный комитет при президентах ПР и Украины, а также Международный польско-украинский координационный совет по вопросам межрегионального сотрудничества, Смешанная комиссия по вопросам торговли и экономического сотрудничества.

В отличие от польско-украинских отношений польско-российские контакты не отличались динамикой и были отягчены проблемами на протяжении всех 90-х годов. После рас­пада СССР в «Основах польской внешней политики» была по­ставлена задача начать строить на равноправной основе взаимовы­годные отношения с Россией. Однако на развитие двусторонних связей оказывали влияние продекларированное Польшей в начале 1990-х гг. решение вступить в НАТО и существование большого комплекса спорных проблем.

На этапе 1991 — 1993 гг. были проблемы вывода советских войск из Польши, транзита этих войск из Гер­мании и подписания нового договора о двусторонних отношениях между Польшей и Российской Федерацией. Договор был парафи­рован в ноябре 1991 г. после изъятия из текста параграфа, указы­вавшего на невозможность какой-либо из сторон участвовать в военных союзах без согласия партнера. На рубеже 1993 — 1994 гг. в польском МИДе подготовили рамочную версию концепции вос­точной политики страны, где условием развития добрососедских отношений с РФ ставилось принятие Кремлем интеграционных европейских устремлений ПР. Большое значение для климата польско-российского диалога имело Постановление правительства РФ от октября 1996 г. о создании мемориальных комплексов в местах захоронения советских и польских граждан-жертв тотали­тарных репрессий в Катьши и Медном, выделении в комплексах польских военных кладбищ и ассигнование на это средств из бюд­жета РФ.

Победа А.Квасьневского на президентских выборах в Польше не привела к качественным изменениям в двусторонних отношени­ях. Все же множились политические контакты и несколь­ко возросли темпы развития экономических связей. В июле 2000 г. состоялся визит А.Квасьневского в Москву. Польская сторона выразила желание урегулировать ряд спорных вопросов — таких, как получение польскими гражданами — жертвами сталин­ских репрессий денежных компенсаций; окончание «катыньского следствия» и квалификация этих убийств как преступлений про­тив человечества; возвращение польских произведений искусства и архивов, которые после Второй мировой войны оказались на территории СССР; уменьшение оплаты за пролеты польских самолетов над Сибирью. В ходе визита А.Квасьневского в августе 2001 г. в Киев на празднование десятой годовщины независимости Украины состоялась встреча с В. Путиным, на которой обсужда­лись экономические аспекты двустороннего сотрудничества, в том числе с Калининградским регионом, в условиях расширения ЕС, а также проблемы строительства газопровода Ямал — Западная Европа.

Официальный визит президента РФ В.В.Путина в Республику Польша 16—17 января 2002 г. рассматривался обеими сторонами как начало нового этапа в отношениях между двумя странами. Российская сторона подчеркивала отсутствие политических про­блем между РФ и РП. В ходе визита доминировала тема эконо­мических отношений. Главная проблема в них — это экономичес­кий дисбаланс (3,7 млрд долл в 2001 г.) по отношению к Польше в двусторонних торговых отношениях. Обсуждались также вопро­сы сотрудничества в газовой сфере — расширение возможностей первой линии газопровода через Польшу в Словакию. К нерешен­ным польская сторона относит вопросы транзитных пошлин за транспортировку российского газа, которые, по ее мнению, ниже предоставляемых Россией странам Западной Европы. В 1993–1998 гг. сформировалась стабильная структура польско-российских торговых отношений. В 2010 году, несмотря на кризис, торговый оборот между Россией и Польшей составил 24 миллиарда долларов, что на 40% превышает показатели 2009 года.

Активны внешнеэкономические контакты Польши со многими европейскими странами. В 2005 – 2010 гг. Польша экспортировала машины и транспортные средства – около 37,8 %, полуфабрикаты – 23,7 %, готовых изделий – 17,1 %, продуктов питания и живых животных – 7,6 %. Основными партнерами по экспорту являлись Германия – 24, 9 %, Франция – 6,2 %, Италия – 6 %, Англия – 5,6 %, Россия – 5,3 %. Партнерами по импорту: Германия- 28,3 %, Россия – 10 %, Италия – 6,2 %. В 2012 г. внешний долг в Польше составил 243, 5 млрд. долларов.

В марте 2012 г польское правительство приняло два документа. Первый – принципы польской внешней политики на 2012. Этот документ оговаривает перечень стратегических начинаний в экономике, которые правительство будет поддерживать. Второй – «Приоритеты польской внешней политики на 2012 – 2016 годы».

Наши рекомендации