Тема 9. Роль государства в функционировании рынка
Рыночная система не в состоянии решить все экономические проблемы (например, производство товаров, не приносящих прибыль). Кроме этого, она создает специфические экономические проблемы (конъюнктурные колебания и неравномерность; доходы - по собственности на ресурсы и их дифференциация, социальные проблемы). Все это требует участия государства в принятии микроэкономических решений о производстве товаров и услуг. В данной теме предполагается рассмотреть следующие вопросы:
1. «Провалы» рынка и функции государства.
2. Общественные блага.
3. Внешние эффекты и перераспределение ресурсов.
Изучение предложенной темы следует начинать с анализа недостатков рыночной координации, к ним относятся такие ситуации, при которых рынок оказывается не в состоянии координировать процессы экономического выбора таким образом, чтобы обеспечить эффективное распределение ресурсов. К таким «провалам» относятся: проблема производства общественных благ, проблема внешних эффектов, проблема поддержания конкуренции, проблема неравномерности развития производства, неравномерное распределение доходов, проблема недоступности и асимметрии информации. На основании данных недостатков выявите основные направления действий государства, при этом рассмотрите точки зрения неоклассиков и кейнсианцев на данную проблему.
Во втором вопросе определите отличительные особенности общественных благ от частных. Изучите так называемую «проблему безбилетника» возникающую в процессе предоставления общественных благ. Рассмотрите процесс принятия решения об объеме производства общественных благ.
Вопрос «внешние эффекты» следует начать с определения данных категорий, различая положительные и отрицательные эффекты. Рассмотрите основные методы решения государством проблемы внешних эффектов (корректирующие налоги и субсидии, принуждение к расходам). Заострите свое внимание на теореме Коуза, согласно которой положительные и отрицательные внешние эффекты не требуют государственного вмешательства в определенных условиях, рассмотрите данные условия.
План семинарского занятия:
1. "Провалы рынка” и государство:
а) “провалы рынка”;
б) экономические функции государства;
в) два подхода к экономической роли государства: неоклассическая теория и кейнсианство.
2. Общественные блага:
а) частные и общественные блага, признаки общественных благ;
б) проблема "безбилетника";
в) проблема производства общественных благ: критерий распределения ресурсов из частного в общественный сектор, проблемы, связанные с "политическим голосованием";
3. Внешние эффекты:
а) внешние эффекты, отрицательные и положительные внешние эффекты;
б) пути решения проблемы внешних эффектов: перераспределение ресурсов, теорема Коуза, рынок прав собственности.
в) "провалы государства" и их виды: проблемы перераспределения ресурсов, проблемы эффективности госсектора;
ЛИТЕРАТУРА
1. Гребнев Л.С.‚Нуреев Р.М. Экономика. Курс основ: Учебник для студентов высш.уч.завед.‚ обучающимся по неэконом. специальностям и направлениям. – М.: Вита – Пресс‚ 2000. – Гл.1. - С.34 –35; Гл.9. - С.245 – 246‚ 252 - 256.
2. Долан Э. Дж., Линдсей Д.Е. Рынок: - микроэкономическая модель. -С.-Пб., 1992. - Гл.4. - С.90-100; Гл.15, 17.
3. Курс экономической теории: Учебник. – 4-е дополненное и переработанное издание / Под общ. ред. проф. Чепурина М.Н.‚ проф. Киселевой Е.А.– Киров: "АСА"‚ 1999 г. – Гл.15. - С.311 – 318; Гл.17.
4. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. В 2 т./ Пер. с англ.11-го изд. - М.: Республика‚ 1992. - Т.1. - Гл.6; Т.2.- Гл.33.
5. Самуэльсон П.Э.‚ Нордхауз В.Д. Экономика / Пер. с англ.: 16-е изд. : Уч.пос. – М. : Издательский дом "Вильямс"‚ 2000. - Гл.15. - С.261-263; Гл.17. - С.286-294; Гл.18. - С.310-318.
6. Фишер С.‚ Дорнбуш Р.‚ Шмалензи Р. Экономка / Пер. с англ. со 2- го изд. – М.: Дело‚1998. - Гл.4‚ 13.
Самостоятельная работа 8.
1. Заполните таблицу.
Основные отличия общественных благ от частных
Частное благо | Общественное благо | |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
Примеры по г. Кемерово |
.2 Некоторые общественные товары являются "местными" и распространяются в основном среди жителей небольших регионов. Другие имеют общенациональный характер – их потребляет вся нация. Есть еще "глобальные" общественные товары‚ которые потребляют все нации. Приведите примеры местных‚ национальных и глобальных общественных благ. Зачем необходимо производство подобных "глобальных" товаров?
Практические задания и вопросы:
.1 Используйте свою трактовку основных свойств общественных благ и товаров индивидуального потребления для определения того, должны ли следующие блага производиться посредством рыночной системы или обеспечиваться правительством: хлеб, уличное освещение, мосты, автостоянки, плавательные бассейны, медицинское обслуживание, доставка почты, жилье, контроль над воздушным транспортом, библиотеки.
.2 Выбирая‚ что вам больше подходит - экономика с неограниченной свободой предпринимательства или государственное регулирование‚ - обсудите‚ должно ли государство контролировать такие сферы‚ как торговля донорскими органами‚ ядерным оружием‚ алкоголем‚ потребление наркотиков. Обсудите относительные преимущества введения высоких налогов и запретов на указанные товары.
.3 Объясните, почему частные образовательные учреждения обычно имеют государственную поддержку.
Тестовые вопросы.
1. Общепризнанными "недостатками рынка" являются:
а) невозможность организации производства общественных благ;
б) невозможность достижения равенства в доходах и в богатстве людей;
в) отсутствие стимулов к развитию производства;
г) верно а) и б).
2. Кейнсианцы считают, что государство:
а) должно перераспределять доходы и богатство;
б) должно перераспределять ресурсы;
в) должно способствовать увеличению совокупного спроса, предъявляемого населением;
г) верно все выше перечисленное.
3. Современные неоклассики считают, что государство:
а) должно перераспределять доходы и богатство;
б) должно перераспределять ресурсы;
в) должно мерами институционального воздействия повышать гибкость рынка;
г) верно все выше перечисленное.
4. Общественные блага отличаются от частных тем, что они:
а) делимы;
б) делимы и находятся в индивидуальном пользовании;
в) неделимы и не находятся в индивидуальном пользовании;
г) делимы и не находятся в общественном пользовании.
5. Выберите примеры "квазиобщественных благ":
а) оборона;
б) система государственного образования;
в) автомагистрали;
г) верно б) и в).
6. Проблема "безбилетника" - это:
а) проблема уклонения населения от уплаты налогов;
б) проблема получения выгод от потребления общественных благ без возмещения издержек на их производство;
в) проблема уклонения от оплаты коммунальных услуг (квартплаты, оплаты электроэнергии, оплаты проезда в общественном транспорте);
г) верно все перечисленное выше.
7. Отрицательные внешние эффекты означают, что:
а) частные издержки производства > общественных издержек, объемы производства занижены;
б) частные издержки производства > общественных издержек, объемы производства завышены;
в) частные издержки производства < общественных издержек, объемы производства занижены;
г) частные издержки производства < общественных издержек, объемы производства завышены.
8. Положительные внешние эффекты - это:
а) невозмещаемые потери третьих лиц от хозяйственной деятельности и рыночных операций;
б) неоплаченные выгоды третьих лиц от хозяйственной деятельности и рыночных операций;
в) справедливое распределение доходов и богатства ресурсов;
г) невозможность представить какое-либо благо в чье-либо исключительное пользование.
9. Найдите примеры положительного внешнего эффекта:
а) шум соседей;
б) безопасность соседних с охраняемой фирмой домов;
в) содержание органов правопорядка;
г) верно а) и б).
Рекомендации к изучению тем курса и планы семинарских занятий раздела «мАкроэкономика» по курсу «Экономика».