ЧУО «БИП – ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЧУО «БИП – ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ»
Гурский В.Л., Ткачёв С.А.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по написанию и оформлению курсовых работ
по экономическим дисциплинам
студентами специальностей
Экономика и управление на предприятии» и
1-25.01.08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
МИНСК 2008
УДК ---------
ББК --------
Методические рекомендации утверждены на заседании кафедры экономики, протокол № от « ____ » _______________ 2008 г.
Методические рекомендации утверждены на заседании методического совета экономико-правового факультета, протокол № ___ от «___ » _____________ 2008 г.
Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых работстудентами специальности «Экономика и управление на предприятии» и «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» /Сост. В.Л. Гурский, Ткачёв С.А.,– Мн: БИП-С, 2008. – 25с.
Данные методические рекомендации подготовлены кандидатом экономических наук, доцентом Гурским В.Л. и старшим преподавателем Ткачёвым С.А.
Настоящие методические указания имеют целью определить общие обязательные требования, правила и рекомендации при подготовке курсовых работ по экономическим дисциплинам студентами специальностей 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии» и 1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Они призваны обеспечить высокий уровень и качество их выполнения и оформления.
Ó В.Л. Гурский, С.А. Ткачёв составление, 2008
Вступление
Курсовая работа является одним из важнейших видов учебного процесса и выполняется студентами в соответствии с учебными планами.
Курсовые работы по экономическим дисциплинам должны способствовать углубленному усвоению лекционного курса. Они предназначены для проверки знаний студентов и выработки у них способностей к самостоятельной работе, мышлению, анализу и решению поставленных проблем и задач. Они нацелены на изучение отдельных процессов и явлений экономической жизни, определение их взаимосвязи и взаимовлияния; позволяют углубить и расширить знания студентов; развить у них умение наблюдать и анализировать, обобщать, самостоятельно проводить исследования и обрабатывать полученные данные.
Работа выполняется студентом индивидуально, самостоятельно, но под общим руководством преподавателей кафедры экономических дисциплин. Не исключены консультации со специалистами.
Темы курсовых работ планируются и утверждаются кафедрами на учебный год. Они имеют теоретическое и практическое значение. В отдельных случаях разрешается выдвижение тем курсовых работ самим студентом, но с обязательным утверждением этих тем на кафедре экономики.
Курсовые работы должны носить характер небольших научно- исследовательских работ и могут лечь в основу дипломной работы.
Выбор темы курсовой работы
Тематика курсовых работ по экономической теории утверждается кафедрой (Приложение 4). Студенты стационара определяют тему по своему выбору из заданной тематики, а студенты-заочники выбирают тему из трех-четырех предлагаемых кафедрой (в соответствии со схемой вариантов тем курсовых работ по экономической теории для студентов-заочников, имеющейся на кафедре и ежегодно изменяемой). Перед окончательным выбором темы рекомендуем просмотреть литературу по предлагаемой проблематике для того, чтобы отсутствие литературы не стало основной проблемой при подготовке работы. Студент может выбрать тему, не включенную в перечень, или несколько изменить ее название. Однако в таком случае он должен обосновать необходимость ее разработки, согласовать тему с руководителем.
При выборе темы курсовой работы необходимо руководствоваться следующим:
1) тема должна быть интересна студенту, способствовать углублению и расширению его знаний;
2) желательно, чтобы тема была связана с практическим опытом работы студента-заочника или будущей специальностью студента стационара;
3) тема может быть продолжением ранее подготовленных выступлений, докладов, рефератов по данной проблеме;
4) желательно выбрать такую тему, результаты работы над которой впоследствии могли бы быть использованы в качестве теоретического раздела в курсовых и дипломных работах по специальности.
Выбранная и согласованная с руководителем тема курсовой работы не может быть изменена студентом без соответствующего разрешения.
Выполнение курсовой работы
Определив тему курсовой работы, следует подобрать и изучить методическую и специальную литературу по предоставленной проблеме. То есть, в первую очередь следует обратиться к учебникам и учебным пособиям, чтобы сформировать представление о предмете исследования и определить тот круг вопросов, который будет затронут в курсовой работе. Это поможет сформулировать приблизительный план работы. Его, по возможности, следует согласовать с руководителем курсового проекта.
Выбор и ознакомление со специальной литературой – монографиями, экономическими журналами и газетами, постановлениями, законами и инструкциями, переводной литературой – поможет углубить и расширить представления о предмете исследований, получить информацию о проблемах касающихся темы исследования и определить пути их решения. В работе необходимо использовать практический материал, экспериментальные, статистические данные за последние 3 года. Более поздние данные возможно использовать только при исследовании динамики изучаемого процесса.
Количество использованных источников должно составлять не менее 15 наименований.
В работе должны быть:
1. Определена сущность выбранной темы, показан, по возможности, её генезис – развитие.
2. Показаны существующие проблемы и дано их описание, анализ. В экспериментальных работах – проведены расчёты и обоснована их методика.
3. Рассмотрены пути (направления) решения поставленных проблем, дана их оценка.
Все части курсовой работы должны быть изложены в строгой логической последовательности и взаимосвязи.
Иллюстрации
Иллюстрации (фотографии, рисунки, чертежи, схемы, графики, диаграммы) располагаются в курсовой работе непосредственной на странице с текстом после абзаца, в котором они упоминаются впервые, иллюстрации по объёму превышающие половину страницы должны выноситься в ПРИЛОЖЕНИЯ
Иллюстрации обозначают словом «Рис.» и нумеруют последовательно в пределах главы. Номер иллюстрации должен состоять из номера главы и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой, например: Рис. 1.2. (второй рисунок первой главы). Номер иллюстрации, ее название и поясняющие подписи помещают последовательно под иллюстрацией. Если в курсовой работе приведена одна иллюстрация, то ее не нумеруют и слово «Рис.» не пишут.(Приложение Д).
Иллюстрации должны быть расположены так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке.
Таблицы
Цифровой материал, как правило, должен оформляться в виде таблиц. Каждая таблица должна иметь заголовок, который располагают над таблицей и печатают в центре строки. Надпись «Таблица» с указанием ее номера помещается в правом верхнем углу. Заголовок и слово «Таблица» начинают с прописной буквы. Подчеркивать заголовок не следует. Точка в конце заголовка не ставится. (Приложение Е)
Формулы
Формулы в курсовой работе (если их более одной) нумеруют в пределах главы. Номер формулы состоит из номера главы и порядкового номера формулы в главе, разделенных точкой. Номера формул пишутся в круглых скобках у правового поля листа на уровне формулы, например: (3.1.) (первая формула третьей главы).
Пояснение значений символов и числовых коэффициентов необходимо приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в какой они даны в формуле, а значение каждого символа и числового коэффициента давать с новой строки. Первую строку пояснения следует начинать со слов «где» без двоеточия с абзацного отступа.
Пример оформления в тексте курсовой работе 2-ой формулы первой главы:
Уровень рентабельность продукции (Р) определяется по формуле:
, (1.2.)
где Р – уровень рентабельности, %
П – прибыль от реализации продукции, руб.
С – себестоимость реализованной продукции, руб.
Уравнения и формулы следует выделять из текста свободными строками. Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не помещается в одну строку, оно должно быть перенесено после того или иного операционного знака, причем знак в начале следующей строки повторяют.
Ссылки
Автор курсовой работы должен оформить ссылки на используемые источники, сведения и материалы. Если один и тот же материал переиздается неоднократно, то предпочтительнее ссылаться на последние издания.
Ссылки в тексте на источники должны оформляться путем приведения номера по списку и страниц используемых источников. Ссылка заключается в квадратные скобки, например: [14, с. 150], Таких ссылок в работе должно быть примерно 15-20.
Ссылки на иллюстрации курсовой работы указываются порядковым номером иллюстрации, например: «На рис. 1.2 ...» или «(рис. 1.2.)».
Ссылки на формулы курсовой работы указывают порядковым номером формулы в скобках, например: «в формуле (2.1.)».
На все таблицы курсовой работы должны быть оформлены ссылки в тексте, при этом слово «Таблица» в тексте пишется полностью, если она не имеет номера, и сокращенно – если имеет номер, например: «(... в табл. 1.2.)» или «(табл. 1.2.)». Пример повторных ссылок на таблицы и иллюстрации: «см. Табл. 1.3.»; «см. Рис. 1.3.».
Приложения
Приложения оформляют как продолжение курсовой работы на последующих страницах, располагая их в порядке появления ссылок на них в тексте.
Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием в правом верхнем углу страницы слова «ПРИЛОЖЕНИЕ», напечатанного прописными буквами. Приложение должно иметь содержательный заголовок, который записывается симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой (это правило касается текстовых приложений).
Если в работе более одного приложения, их обозначают последовательно буквами русского алфавита, за исключение букв: Ё, Й, О, Ч, Ъ, Ь, Ы, например: ПРИЛОЖЕНИЕ А, ПРИЛОЖЕНИЕ Б и т.д.
Законченную работу следует подписать на титульном листе, поставить дату и представить на кафедру в соответствии со сроками, определенными руководителем, а студентам-заочникам - в соответствии с учебным планом, Работы, представленные с нарушением графика к защите в установленные сроки не допускается.
Подготовка к защите
Представленная на кафедру курсовая работа проверяется, рецензируется и возвращается студенту. Если работа допущена к защите, но в рецензии сделаны замечания, то повторно она не сдается. Студент должен внимательно ознакомиться с замечаниями и в соответствии с ними строить свою работу по подготовке к защите;
1) изучить при необходимости дополнительную литературу и последние законодательные документы, относящиеся к теме работы;
2) собрать и проанализировать конкретный материал; подробно изучить отдельные теоретические положения и т.д.
В случае возникновения неясных вопросов по рецензии студент может обратиться к преподавателю лично, либо в письменной форме (заочник).
Если замечания не носят принципиального характера и не требуют серьезной доработки, студент может обратиться за соответствующим разъяснением перед защитой.
Рецензия помогает правильно организовать дальнейшую самостоятельную работу студента по изучению данной проблемы и устранить имеющиеся недостатки. Наиболее типичными недостатками курсовых работ являются:
1) наличие неправильных, ошибочных или устаревших положений, поверхностная характеристика экономических процессов и явлений, отсутствие связи с жизнью, анализа и обобщения фактов и цифрового материала;
2) нечеткая структура работы, отсутствие плана, введения, заключения, списка литературы или неправильное его составление;
3) неудачная форма изложения, чрезмерное увлечение цитатами, цифрами, переписывание текста из учебников, небрежная редакция, ошибки, описки;
4) неправильное оформление работ: нет нумерации страниц, заглавий, вопросов и др.;
5) отсутствие ссылок на используемую литературу или несоответствие указанных ссылок приведенному материалу.
Возможны три формы оценки работы: "к защите", "к защите с условием доработки" (условно) и "на доработку". Последнее означает, что по разным причинам (по оформлению или по содержанию) работа не соответствует предъявленным выше требованиям и должна быть доработана и представлена повторно на проверку.
Повторная работа рецензируется в том случае, если к ней приложена первая работа и рецензия. Изменять тему не разрешается. При рецензировании повторной работы преподаватель проверяет соответствие темы работы установленному заданию. В случае несоответствия работа возвращается для переработки без рецензирования, но с указанием причины возврата.
Защита курсовой работы проводится до экзамена. Студенты стационара, как правило, защищают работы до экзаменационной сессии, а заочного факультета - в период сессии. Студенты, не представившие работы или не защитившие их, к экзамену не допускаются.
На защите студент должен раскрыть основное содержание работы, обосновать свою точку зрения по тем или иным вопросам, а также ответить на замечания рецензента и устные вопросы. После этого выносится окончательная оценка курсовой работе.
С результатами проведенных исследований студенты могут выступить на ежегодной университетской студенческой научной конференции по проблемам экономических наук. Тезисы лучших докладов могут быть опубликованы в студенческих научных сборниках. Курсовые также могут быть представлены на конкурсы научных студенческих работ.
Приложение А:Пример оформления
титульного листа в курсовой работе.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЧУО «БИП – ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ»
Кафедра экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория»
Минск 2008
Приложение Б
Пример оформления содержания курсовой работы
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Введение 1. Понятие свободных экономических зон и их экономическое значение 1. 1. Определение свободных экономических зон 1. 2. Характерные черты свободных экономических зон и цели их создания 1. 3. Классификация свободных экономических зон 2. Опыт формирования и развития свободных экономических зон в мировой экономике 2. 1. Этапы развития свободных экономических зон в мировой экономике 2. 2. Опыт свободных экономических зон Ирландии 2. 3. Свободные экономические зоны в Китае 3. Свободные экономические зоны в Беларуси 3. 1. Нормативно-правовое поле свободных экономических зон в Республике Беларусь 3. 2. Создание, функционирование и проблемы свободных экономических зон в Республике Беларусь Заключение Список использованных источников Приложения |
Приложение В
Пример введения
Введение
Инвестиции играют важнейшую роль как на макро-, так и на микроуровне. По сути они определяют будущее страны в целом, отдельного субъекта хозяйствования и являются локомотивом в развитии экономики. А привлечение иностранных инвестиций в экономику республики и их освоение способствуют повышению производительного потенциала ее экономики, служат важным инструментом передачи технических и управленческих навыков из – за границы.
На данный момент белорусская экономика переживает глубочайший кризис, что сказывается во всех сферах жизни белорусов и, в первую очередь, на социальной сфере, что, в свою очередь, вызывает социальную напряжённость в обществе. Дефицит бюджета не позволяет правительству справиться с кризисом своими силами, поэтому оно вынуждено привлекать и другие средства, помимо бюджета. Помочь государству в преодолении экономического кризиса призваны инвестиции. Инвестиции предназначены для поднятия и развития производства, увеличения его мощностей, технологического уровня. Вообще же капиталовложения проводятся частными инвесторами в первую очередь ради получения прибыли и, пока мы имеем дело с неуравновешенной экономикой, неясной политической ситуацией и несовершенным законодательством, ни о какой прибыли не может быть и речи, а значит, не может быть и речи о долгосрочных стратегических инвестициях в белорусскую экономику, без чего, в свою очередь, невозможен подъём производства, то есть возрождение экономики.
Тема моей курсовой работы очень актуальна на сегодняшний день. Актуальность и острота проблемы инвестиций для Беларуси с каждым годом возрастают. Ведь без вложения в необходимых объемах средств в воспроизводственный процесс не создать новых эффективных рабочих мест, не добиться стабильного и долговременного экономического роста, заметного повышения жизненного уровня населения.
Объектом исследованияявляется экономическая система Республики Беларусь.
Предмет исследования инвестиции и их роль в современной рыночной экономике.
Поставленные задачи – проведение исследования инвестиционного климата Беларуси при последовательном рассмотрении всех факторов, влияющих на его изменение, и попытка дать оценку его текущего состояния.
Цель работы – оценка перспектив изменений инвестиционного климата в Беларуси и его активизации на основе существующих тенденций его развития и инвестиционной политики государства, в которой также необходимо выявить наиболее слабые стороны и указать необходимые меры для их устранения.
Приложение Г
Пример заключения
Заключение
На основе проделанной работы можно сказать, что в настоящее время природа инфляции в Республике Беларусь подвергается очевидным изменениям: ослабевает роль денег (вследствие нейтрализации большей части негативных эффектов дефицита государственного бюджета) при нарастании важности факторов внешнего сектора и целей по росту заработной платы.
1. Существует ли вообще в природе первопричина инфляции? Да, существует. Это инфляция издержек, которая проявляется в росте издержек производства. В основе ее лежит увеличение средних издержек при установившемся объеме производства. Рост затрат приводит к росту цен, что, в свою очередь, ведет к завышению себестоимости единицы продукции. С одной стороны, повышение издержек единицы продукции сокращает прибыль и объемы производства при сложившемся новом уровне цен. С другой стороны, удорожание продукции и уменьшение совокупного предложения предприятиями приводит к росту цен в экономике в целом.
Таким образом, первопричина инфляции лежит не в сфере обращения, как обычно принято думать, а в сфере производства.
Становится очевидным, что основным по значимости фактором воспроизводства инфляции в целом является инфляция издержек на каждом отдельном предприятии. В широком смысле слова — это изменения баланса между возросшей ценой готовой продукции в связи с ростом издержек и нехваткой денежных средств для покрытия затрат.
2. А нужно ли вообще бороться с инфляцией? Априори считается, что тут не о чем даже и говорить. Но инфляция не болезнь, она симптом. Попытки лечить экономический организм только от инфляции безрезультатны. Ограничение денежного предложения ведет к ускорению денежного оборота, а оно провоцирует инфляционные процессы. Инфляция, как флюс, исчезнет сама, если главное направление в борьбе с ней сместится в сторону создания благоприятной экономической, инвестиционной и политической среды. Рапортуя об успехах в борьбе с инфляцией, надо сравнивать ее показатели с показателями экономического роста. Какой смысл в снижении инфляции, если одновременно падают темпы экономического развития?
3. Эффективная антиинфляционная политика должна содержать комплексную систему мероприятий, относящихся к различным видам макроэкономического регулирования, включая:
— денежно-кредитную и валютную политику, которая определяет динамику денежного предложения и обменного курса;
— налогово-бюджетную политику, влияющую на инфляционную ситуацию через такие «каналы», как размер бюджетного дефицита, методы его финансирования, уровень и структуру налогообложения;
— политика в области ценообразования, а также реформирования реального сектора экономики. Именно от ее эффективности зависит то, насколько сильны факторы, связанные с инфляцией издержек;
— социальная политика и политика заработной платы, во многом определяющие уровень как совокупного спроса, так и затрат на производимую продукцию.
И если в качественном аспекте вопрос о том, что все эти виды экономической политики оказывают важное влияние на инфляционную ситуацию очевиден, то проблема количественного определения факторов инфляции и эффективности определенных мер государственного регулирования — гораздо сложнее. И здесь довольно значительные возможности связаны с применением эконометрических методов анализа инфляции.
Исходя из этого, можно сказать, что в совокупности общеэкономических условий наиболее адекватной стратегией действий Национального банка представляется следующая:
- использование обменного курса для борьбы с инфляцией исключительно в пределах, не противоречащих интересам внешней торговли;
- формирование денежного предложения в национальной валюте преимущественно за счет покупки иностранной валюты;
- совершенствование системы рефинансирования коммерческих банков с исключением любых нерыночных инструментов предоставления ликвидности.
По сделанным выводам можно заметить, что дальнейшее развитие ситуации с инфляцией в Республике Беларусь видится по одному из следующих направлений:
благоприятное — совершенствование общеэкономической политики в направлении повышения эффективности управления издержками на уровне предприятий, что позволит усилить тенденцию снижения темпов роста цен по сравнению с текущей;
нейтральное — сохранение в целом текущей экономической политики с уменьшением негативного эффекта целевого роста заработной платы за счет менее активного, чем в первом варианте, применения указанных выше инструментов. Данный вариант за счет снижения среднегодовой девальвации обменного курса и возможной благоприятной динамики импортных цен в 2006 году может позволить сохранить тенденцию снижения инфляции;
неблагоприятное — отсутствие достаточных позитивных изменений в общеэкономической политике, вызывающее в полном объеме негативные последствия. В данном варианте весьма вероятно либо ускорение инфляции в 2006 году, либо дальнейшее снижение объема прибыли в экономике и обеспечение снижения инфляции за счет уменьшения собственных воспроизводственных возможностей реального сектора.
Построение эконометрических моделей инфляции в Беларуси на основе представленных данных на данном этапе представляется нецелесообразным, так как экономика в настоящее время находится на переломном моменте, от которого зависит общее направление ее развития на ближайшие годы
Приложение Д
ВНП |
Рис. 1.2.Влияние сбережения и инвестиций на объем ВНП |
Приложение Е
Таблица 1.1.
Примеры библиографического описания
Литературных источников
Один, два или три автора | Колбасин Д.А., Хралович С.П. Сделки и их нотариальное удостоверение: Учеб. пособие. Мн.: ЗАО «Веды», 1998. 88 с. |
Четыре и более авторов | Трудовое право: Учеб. / В.И. Семенков, В.Н. Артемова, Г.А. Василевич и др.; Под общ. ред. В.И. Семенкова. Мн.: Амалфея, 1997. 592 с. |
Авторство в книге не приводится | Российское законодательство: проблемы, перспективы. М.: Бек. 1995.77 с. |
Сборник научных трудов | Современные проблемы экономики и управления Республики Беларусь: Тез. докл. Респ. науч.-практ. студ. конф. Минск, 13–15 апр. 1999 г. Мн.: БГЭУ, 1999. 96 с. |
Многотомное издание | Сборник нормативных актов о труде Республики Беларусь: В 8 т. / Сост. Б.А. Волков. Мн.: Амалфея, 1998. |
Один из томов многотомного издания | Справочник юрисконсульта: В 3 т. Мн.: Амалфея, 1997. Т.З. 650 с. |
Брошюры научно-популярных серий | Вопросы ассортимента и качества товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения. М., 1985. 60 с. (Управление качеством продукции: Обзор информ. / ВНИИКИ; Вып. 4). |
Вторичные источники | Экономика промышленности // Реферат, журн. 2000. № 11. 24 с. |
Нормативные акты | Закон Республики Беларусь от 24 ноября 1993 г. № 2686-ХП «О залоге» // Ведомости Верховного Совета. 1993. № 35. Ст. 449. Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 г. № 3 «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» // Рэспубліка. 1998. 24 сак. |
Стандарты | СТБ 997-96. Ценные бумаги и документы. Термины и определения. Изд. официальное; Введен с 30.12.96. Мн.: Белстандарт, 1997. 25 с. |
Инструкция | Инструкция по применению налогового законодательства РБ. Мн.: ИЗОГРАФ, 1992. 36 с. |
Составная часть серийного издания: а) газеты б) журнала в) сборника | Витушко В.А. Действителен ли закон? // Сов. Белоруссия. 1991. 21 нояб. С. 3. Умичевич О.В. Банковский маркетинг в США и Канаде: новые технологии // США. Канада: Экономика. Политика. Культура. 2000. № 4. С. 55–63. Адаменко А.С. Педагогическое влияние на подростков //Акт. вопр. пед. работы. М., 1993. С. 43–52. |
Примеры библиографического описания электронных публикаций в Интернете
1. Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова [Электрон. ресурс] / Ред. В.Румянцев ‑ М., 2001. ‑ Режим доступа: http://hronos.km.ru/proekty/mgu
2. Мудрик А.В. Воспитание в контексте социализации // Образование: исследовано в мире [Электрон. ресурс] / Рос. акад. образования. ‑ М.: OIM.RU, 2000-2001. ‑ Режим доступа: http://hronos.km.ru/proekty/mgu
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЧУО «БИП – ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ»
Гурский В.Л., Ткачёв С.А.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по написанию и оформлению курсовых работ
по экономическим дисциплинам
студентами специальностей