Неоклассические теории экономического роста. Производственная функция Кобба-Дугласа и расчет факторов экономического роста. Модель Р.Солоу. «Золотое правило» Э.Фелпса
Неоклассические модели в противоположность посткейнсианским обосновывают устойчивость равновесного роста рыночной экономики в длительном периоде. В этих моделях равновесный темп роста населения совместим с различными нормами сбережений.
Неоклассические модели основаны на следующих предпосылках:
· взаимозаменяемость труда и капитала;
· нестабильность уровня капиталовооруженности труда;
· гибкость цен на факторы производства.
В этом смысле они реалистичнее, чем неокейнсианские модели, описывают динамику равновесного роста.
В качестве примера рассмотрим производственную функцию (ПФ) Кобба-Дугласа.
Любая ПФ строится на предположении о том, что факторы производства взаимозаменяемы, и их затраты могут осуществляться независимо друг от друга. Это позволяет на основе теоремы Эйлера для случая двух факторов построить следующее уравнение:
,
где У – конечный продукт или ВВП;
К – объем капитала, вовлеченного в производство;
L – объем трудовых ресурсов, занятых в производстве.
Из приведенного выше соотношения путем несложных преобразований получена исторически первая производственная функция, сформулированная в 1928 году американскими исследователями Ч.Коббом и П.Дугласом в виде:
, (8.11)
где α – показатель степени, который отражает силу воздействия факторов производства на результаты функционирования экономики (0£α£1).
Соотношение (8.11) может быть приведено к виду:
, (8.12)
где символ (%) – означает прирост соответствующего параметра в процентах.
Из (8.12) следует, что если K и L увеличиваются на 1% каждый, то У также увеличивается на 1%, поскольку α+(1–α)=1.
Таким образом, α и (1–α) являются коэффициентами эластичности, отражающими влияние относительного изменения объемов K и L на относительную величину ВВП.
На основе функции Кобба-Дугласа рассчитываются значения предельных производительностей труда и капитала , а также предельные нормы замещения капиталом 1 ед. труда .
Чем более капиталонасыщенной является экономика, тем большее количество капитала требуется для замещения 1 ед. труда, и наоборот.
В трехмерном пространстве график ПФ Кобба-Дугласа (рис.8.5) имеет вид линии сечения полуконуса с вершиной в начале координат. На уровне ВВП, равного У1, поверхность L0OK0 отсекается плоскостью, параллельной горизонтальной плоскости LOK. Линия сечения L1M1K1 в проекции на плоскость LOK дает изокванту в координатах L2M2K2. С увеличением У изокванта отодвигается от начала координат.
В США, по исследованиям авторов модели за период 1899–1922 годов, оказалось, что α=0,25. Для СССР 50–60-х годов этот же показатель равен 0,766.
Попытаемся истолковать эти результаты.
Итак, если для экономики США увеличить на 1% объем капитала, то рост ВВП составит 0,25%, а если численность занятых, то рост ВВП составит 0,75%.
Возникает вопрос: являлась ли экономика «трудонасыщенной» или «капиталонасыщеной»? «Капиталонасыщеной» экономике соответствует высокая фондовооруженность труда и высокая производительность труда. «Трудонасыщенной», напротив, соответствуют низкая фондовооруженность и низкая производительность труда.
Экономика США 20-х годов, видимо, может считаться относительно капиталонасыщенной. Поэтому и увеличение капитала на 1% вызывало меньший прирост ВВП, чем увеличение на эту же величину численности занятых.
Экономика СССР 50–60-х годов согласно проведенным расчетам тяготела к трудонасыщенной, и прирост основных фондов должен был бы оказывать большее влияние на прирост национального дохода, чем прирост численности занятых.
Разница в результатах расчетов для советской и американской экономик обусловлена, как нам представляется, в значительной мере расхождениями в методологии. Видимо, нельзя считать, что экономика США 20-х годов вдвое превосходила по капиталонасыщенности народное хозяйство СССР 50–60-х годов. Напомним, что в канун начала перестроечных процессов в СССР имела место практически полная занятость, в ряде отраслей наблюдался избыток рабочих мест. Начиная с 1991 года в республиках бывшего СССР имеет место безработица. Одной из причин такого явления является провал инвестиционной политики в середине 90-х годов, тесно связанный с потерей традиционных рынков сбыта.
Функция Кобба-Дугласа (при всей ее математической изящности) как инструмент прогнозирования может удовлетворительно использоваться для крупных и примитивных экономик, когда взаимозаменяемость труда и капитала является очень прозрачной.
Но, если речь идет о наукоемких технологиях, то тогда возможности любой производственной функции тают. Так, например, компьютер по некоторым функциям практически невозможно заменить живым трудом.
Также неподходящими для использования ПФ являются и небольшие экономики, такие, как, например, Республика Беларусь, вследствие подвижности факторов и изменчивости экономической конъюнктуры.
В 70-х годах выяснилось, что и для крупных экономических регионов производственная функция Кобба-Дугласа дает значительные погрешности.
С целью создания более адекватной модели экономической динамики в производственную функцию стали вводить теперь такие переменные, как качество человеческого капитала, объем государственных расходов, темпы научно-технического прогресса и др.
Модель Р.Солоу позволяет определить равновесный темп роста экономики, при котором обеспечивается полная занятость населения трудоспособного возраста.
Динамика численности населения трудоспособного возраста (Lt) в модели задана в виде производственной функции Кобба-Дугласа:
, (8.13)
где – коэффициент пропорциональности;
– темп роста производительности труда;
t – индекс рассматриваемого года;
m – величина, обратная коэффициенту эластичности объема производства по труду .
Предложение труда характеризуется экспоненциальной функцией времени:
, (8.14)
где с – темп роста населения.
Объединяя уравнения (8.13) и (8.14), получаем:
. (8.15)
Если ввести условие (прирост капитала равен сбережениям), то в итоге получаем уравнения динамики конечного продукта и капитала в виде:
, (8.16)
.
Полученный результат имеет следующее экономическое содержание: при существующей частичной взаимозаменяемости капитала и рабочей силы можно однозначно определить потребность в наращивании капитала при заданном темпе прироста конечного продукта, который, в свою очередь, зависит от динамики численности трудовых ресурсов. Заметим, что конечный продукт и капитал имеют один и тот же темп роста .
Модель Р.Солоу, однако, не имеет конструктивного практического смысла. Она лишь является апологетической попыткой доказать, что рыночная экономика может находиться в состоянии равновесия.
В неоклассических моделях возникает проблема оптимизации нормы сбережений. Это значит, что экономика растет в равновесном темпе, максимизирующем среднюю норму потребления, если норма сбережения равна эластичности объема производства по капиталу. Сформулированное в такой форме условие оптимального роста получило название «золотого правила накопления».
«Золотое правило» накопления выводится из модели Э.Фелпса, которая представляет собой усложненную модификацию модели Р.Солоу, т.к. включает предпосылку о необходимости максимизации уровня благосостояния (фонда потребления).
Э.Фелпс доказывает, что при постоянстве параметров модели можно определить не только постоянный (равновесный) темп роста, но каждому типу экономического роста («гарантированному», «естественному» и фактическому) может быть поставлено в соответствие такое значение капиталовооруженности, при котором фонд потребления будет максимальным.
Потребляемую часть конечного продукта в году t Э.Фелпс определяет как разность между его общим объемом и общими капитальными вложениями (на прирост капитала и возмещение износа):
, (8.17)
где k – капиталовооруженность добавленного труда ;
– темп роста L0, учитывающий экстенсивный рост численности занятых (с) и повышение производительности труда (ρ);
δ – норма амортизации;
f (k) – производительность труда (капитала).
Условием максимизации потребляемой части, как это видно из (8.17), является равенство , что означает равенство предельной производительности капитала (f' (k) сумме темпов роста численности занятых, производительности труда и амортизации:
. (8.18)
Это условие получило название «золотого правила» накопления.
Таким образом, и в модели Э.Фелпса (хоть и в неявном виде) подразумевается необходимость государственного регулирования уровня капиталовооруженности с учетом роста численности занятых и увеличения производительности труда.
Модель В.Леонтьева: статический и динамический варианты
Модель В.Леонтьева[63] в отечественной литературе называется моделью межотраслевого баланса, в зарубежной – моделью «затраты – выпуск» (input – output). От вышерассмотренных моделей она отличается тем, что является многопродуктовой, т.е. предполагает отраслевое деление экономики. Это расширяет аналитические возможности моделирования и делает такую модель (при условии обеспечения исходной информацией) уникальным инструментом для расчета реальных параметров экономического роста.
В данной модели предполагается, что произведенный продукт по натурально-вещественной структуре подразделяется на промежуточный и конечный. В зависимости от того, как учитывается состав конечного продукта, в модели может отражаться в явном виде (или не отражаться) объем инвестиций, а значит, и воспроизводственные возможности в будущих периодах. В этом смысле модели могут учитывать (динамические) или не учитывать (статические) фактор времени. Рассмотрим особенности каждой из моделей.