В общем объеме перечислений в бюджет в 2004 году
1) налог на недвижимость – 3,9%;
2) налог на прибыль – 10,3%;
3) налог на добавленную стоимость – 19,2%;
4) акцизы – 7,2%;
5) вексельный сбор – 0,0004%;
6) экспортные пошлины и сборы – 1,7%;
7) импортные пошлины и сборы – 1,6%;
8) земельный налог и арендная плата за землю – 1,8%;
9) чрезвычайный налог и отчисления в фонд содействия занятости – 2,9%;
10) налог за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов; налог за переработку нефти и нефтепродуктов; налог за выбросы (сборы) загрязняющих веществ в окружающую среду – 2,9%;
11) плата за проезд тяжеловесных и крупногабаритных автомобильных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь – 0,004%;
12) плата за проезд по автомобильной дороге Брест – Минск – граница Российской Федерации и плата за проезд тяжеловесных и крупногабаритных автотранспортных средств по указанной дороге – 0,02%;
13) отчисления в фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и налог с пользователей автомобильных дорог – 10,6%;
14) сбор в фонд стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции, жилищно-инвестиционные фонды и на содержание и ремонт жилищного фонда – 4,6%;
15) единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции – 0,4%;
16) плата за размещение отходов производства и потребления – 0,2%;
17) оффшорный сбор – 0,01%;
18) отчисление прибыли республиканскими и коммунальными унитарными предприятиями – 1,8%;
19) налог с продаж автомобильного топлива – 2,5%;
20) отчисления в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь – 22,5%;
21) налог на приобретение автомобильных средств – 0,1%;
22) местные налоги и сборы – 4,3%;
23) налог на доходы – 0,3%;
24) прочие налоги и сборы – 1,0%.
К настоящему времени в республике практически создана систематизированная нормативно-методическая база налогообложения, которая, несмотря на ее объемность, позволяет плательщику найти ответ практически на любой вопрос, возникающий при исполнении им налоговых обязательств.
Налогово-бюджетная политика Республики Беларусь формируется в соответствии с особенностями социально ориентированной экономики. Это воплощается в подборе ведущих форм и видов налогов, определении ставок, отработки структуры общереспубликанских и местных налогов, определении функциональной направленности налогообложения, апробации различных форм и методов налогового регулирования.
Отношение общей суммы налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды (кроме подоходного налога с физических лиц и экономических санкций) к выручке от реализации продукции, работ, услуг по республике в 2002 году составляло 16,1% (в промышленности – 18,8%), в 2003 году – также 16,1% (в промышленности – 19%), а в 2004 году это отношение составило 16,3 % (в промышленности – 18,6%).
Контрольные вопросы к теме №4
1. Дайте определение финансов, финансовой системы.
2. Каковы тенденции отдельных видов государственных расходов и чем вызвана неодинаковость темпов их изменения в Республике Беларусь?
3. Почему система субсидий (субвенций) противоречит рыночному механизму?
4. Какой компонент государственных финансов (доходы или расходы) имеет более сильный регулирующий эффект и как Вы можете это объяснить?
5. Почему налоговые доходы являются преимущественной формой поступления средств в бюджет по сравнению с неналоговыми?
6. Почему государственные расходы можно рассматривать как эндогенную переменную?
7. Назовите принципы налогообложения.
8. Какие виды классификации налогов Вам известны?
9. Должен ли подоходный налог иметь прогрессивную или регрессивную шкалу? По какой шкале определяется в настоящее время подоходный налог в Республике Беларусь?
10. Почему так противоречива современная ситуация с налоговой системой?
11. Дайте характеристику прямых и косвенных налогов и определите порядок их значимости как финансового источника для бюджета.
12. Вызывают ли высокие налоги рост дефицита государственного бюджета?
13. Как Вы понимаете фискальную политику? С какими проблемами приходится сталкиваться в осуществлении фискальной политики?
14. Как Вы понимаете дискреционную политику и систему встроенных стабилизаторов?
15. Каким Вам представляется сбалансированный бюджет?
16. Дайте определение налогового мультипликатора и мультипликатора сбалансированного бюджета.
17. Почему налоговый мультипликатор меньше мультипликатора государственных расходов?
18. Объясните, что происходит с бюджетным дефицитом во время колебания экономической конъюнктуры. Что такое циклический и структурный дефицит?
19. Уместна ли политика сбалансированного бюджета при выходе экономики из кризиса?