Модели потребления И.Фишера, Ф.Модильяни и М.Фридмена
Многие эмпирические исследования показали, что кейнсианская функция потребления, в принципе, верно описывает реальные изменения величины совокупных потребительских расходов. Однако в ней не находят отражения временные предпочтения потребителей.
Решая, какую часть дохода направить на потребление сегодня, а какую – на сбережения (т.е. на потребление в будущем), экономические агенты определенным образом решают проблемы временного выбора в соответствии со своими предпочтениями.
Ирвинг Фишер предположил, что потребление в настоящем зависит не только от сегодняшнего дохода, но и от того, какой доход потребитель ожидает получить в течение всей своей жизни. Причем последний определяется его дисконтированной величиной[16]:
, (3.3)
где DY – дисконтированный доход;
SUM – знак суммирования;
Yi – доход i-го периода;
i – номер периода, причем 1 соответствует настоящему периоду, 2 – отстоящему от настоящего на 1, 3 – отстоящему на 2 и т.д.;
d – реальная ставка процента в десятичном виде[17].
Поскольку потребитель может как сберегать, так и брать средства взаймы, уровень потребления в настоящем, согласно модели Фишера, не обязательно ограничивается суммой дохода, получаемого в данном периоде. Потребление зависит от всей дисконтированной суммы ожидаемого дохода, который определяется не только величиной дохода I-го периода, но и уровнем реальной ставки процента. Чем она выше, тем меньше при прочих равных условиях сумма дисконтированного дохода. Таким образом, Фишер постулировал обратную связь между уровнем реальной процентной ставки и потреблением.
Однако модель Фишера не говорит ничего определенного о том, какое именно потребление (настоящее или будущее) изменит потребитель в ответ на рост или снижение процентной ставки. Из модели Фишера следует, например, что увеличение реальной нормы процента приводит к сокращению склонности к потреблению по отношению к совокупной величине ожидаемого дохода, но решение вопроса о том, когда именно снизить потребление (в настоящем или будущем) зависит от конкретных временных предпочтений потребителя.
Франко Модильяни предположил, что потребители, как правило, стремятся перераспределить свой доход таким образом, чтобы больше сберегать в периоды, когда доход относительно высок, и больше потреблять тогда, когда он относительно низок. Как нетрудно догадаться, в первую очередь речь идет о времени активной деятельности субъекта (когда относительно большая часть дохода откладывается на сбережения) и, во-вторых, о периоде после выхода на пенсию (когда осуществляется потребление из накоплений).
Логика функции потребления, следующей из модели жизненного цикла, заключается в следующем. Ресурсы, которыми располагает потребитель, складываются не только от всего ожидаемого дохода (DY), но и от накопленного богатства (W). Экономические агенты стремятся поддерживать постоянный уровень потребления в течение своей жизни. Следовательно, на потребление будет направляться величина, прямо пропорциональная сумме DY+W и обратно пропорциональная продолжительности ожидаемой жизни.
Модель жизненного цикла соответствует действительности в том смысле, что до выхода на пенсию экономические агенты, как правило, больше сберегают и их накопленное богатство возрастает, а после – сумма последнего сокращается. Однако простая модель жизненного цикла не в состоянии полностью объяснить поведение потребителя хотя бы потому, что пожилые люди не склонны растрачивать свое богатство так быстро, как это из нее следует.
Милтон Фридмен предложил еще одну гипотезу, объясняющую поведение потребителя – модель постоянного дохода. Она строится на следующих взаимосвязанных положениях. Во-первых, будущая динамика дохода точно не известна потребителям заранее (в этом заключается существенное отличие данной модели от модели жизненного цикла). Во-вторых, весь текущий доход распадается на две части: постоянную, т.е. ту, которая согласно ожиданиям потребителя сохранится и в будущем, и переменную, которая не обязательно будет сохранена. Далее М.Фридмен предположил, что поведение типичного потребителя заключается в том, что сумма текущего потребления примерно равна сумме постоянного дохода. Что касается переменного, то в случае его положительной величины он в основном направляется на сбережения, если же он отрицателен (т.е. текущий доход меньше постоянного), потребители используют свои прошлые сбережения для потребления.
Подытоживая сказанное, отметим, что ни одна из рассмотренных функций потребления не описывает поведение потребителя абсолютно точно. Это не удивительно, т.к. ни одно теоретическое построение не может претендовать на полное объяснение действительности. Но важно то, что поведение потребителя, как следует из описанных моделей, не определяется только уровнем и динамикой текущего дохода, а изменяется в определенной пропорции по отношению к нему и зависит от субъективных предпочтений экономических агентов. Это соответствует действительности и позволяет заключить, что равновесие в макроэкономической системе, вопреки традиционной классической модели, не достигается автоматически.