Государственный бюджет, его структура
Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, государственной думой, конгрессом и т.п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.
При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы.
По целямрасходы государства могут быть разделены на расходы:
· на политические цели:
- расходы на обеспечение национальной обороны и безопасности, т.е. содержание армии, полиции, судов и т.п.;
- расходы на содержание аппарата управления государством
· на экономические цели:
1) расходы на содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики,
2) расходы на помощь (субсидирование) частному сектору экономики
· на социальные цели:
1) расходы на социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий);
2) расходы на образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды
С макроэкономической точки зрения государственные расходы делятся на:
- государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП);
- трансферты (их стоимость не включается в ВВП);
- выплаты процентов по государственным облигациям (обслуживание государственного долга).
Основными источникамидоходов государства являются:
- налоги (включая взносы на социальное страхование)
- прибыль государственных предприятий
- сеньораж (доход от эмиссии денег)
- доходы от приватизации
Виды состояний государственного бюджета. вИДЫ ДЕФИЦИТА ГОСУДАРСТВЕННОГОБЮДЖЕТА
Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо (состояние) государственного бюджета. Государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:
1) когда доходы бюджета превышают расходы (Т > G), сальдо бюджета положительное, что соответствует излишку (или профициту) государственного бюджета;
2) когда доходы равны расходам (G = Т), сальдо бюджета равно нулю, т.е. бюджет сбалансирован;
3) когда доходы бюджета меньше, чем расходы (Т < G), сальдо бюджета отрицательное, т.е. имеет место дефицит государственного бюджета.
На разных фазах экономического цикла состояние государственного бюджета разное.
- При спаде доходы бюджета сокращаются (так как сокращается деловая активность и, следовательно, налогооблагаемая база), поэтому дефицит бюджета (если он существовал изначально) увеличивается, а профицит (если наблюдался он) сокращается.
- При буме, наоборот, дефицит бюджета уменьшается (поскольку увеличиваются налоговые поступления, т.е. доходы бюджета), а профицит увеличивается.
Различают структурный, циклический и фактический бюджетный дефицит.
Структурный дефицит представляет собой разницу между государственными расходами и доходами бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости ресурсов при существующей системе налогообложения:
DS = G – tY*
где
DS – структурный дефицит бюджета,
G – государственные закупки,
t – налоговая ставка,
Y* - потенциальный ВВП.
Циклический дефицит – это разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом:
DС = D - DS = (G – tY) – (G – tY*) = t (Y* - Y)
где
DС – циклический бюджетный дефицит,
D – фактический бюджетный дефицит,
DS – структурный бюджетный дефицит,
G – государственные закупки,
t – налоговая ставка,
Y –фактический ВВП,
Y* – потенциальный ВВП.
Во время спада фактический дефицит больше структурного, поскольку к структурному дефициту добавляется циклический, так как при рецессии Y < Y*.
В период подъема фактический дефицит меньше структурного на абсолютную величину циклического дефицита, поскольку при буме Y > Y*.
Структурный дефицит является следствием стимулирующей дискреционной фискальной политики, а циклический дефицит – это результат автоматической фискальной политики, следствие действия встроенных стабилизаторов.
Выделяют также текущий дефицит бюджета и первичный дефицит.
Текущий бюджетный дефицит представляет собой общий дефицит государственного бюджета.
Первичный дефицит – это разница между общим (текущим) дефицитом и суммой выплат по обслуживанию государственного долга.