Государственный бюджет, его структура

Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, государственной думой, конгрессом и т.п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.

При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы.

По целямрасходы государства могут быть разделены на расходы:

· на политические цели:

- расходы на обеспечение национальной обороны и безопасности, т.е. содержание армии, полиции, судов и т.п.;

- расходы на содержание аппарата управления государством

· на экономические цели:

1) расходы на содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики,

2) расходы на помощь (субсидирование) частному сектору экономики

· на социальные цели:

1) расходы на социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий);

2) расходы на образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды

С макроэкономической точки зрения государственные расходы делятся на:

- государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП);

- трансферты (их стоимость не включается в ВВП);

- выплаты процентов по государственным облигациям (обслуживание государственного долга).

Основными источникамидоходов государства являются:

- налоги (включая взносы на социальное страхование)

- прибыль государственных предприятий

- сеньораж (доход от эмиссии денег)

- доходы от приватизации

Виды состояний государственного бюджета. вИДЫ ДЕФИЦИТА ГОСУДАРСТВЕННОГОБЮДЖЕТА

Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо (состояние) государственного бюджета. Государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:

1) когда доходы бюджета превышают расходы (Т > G), сальдо бюджета положительное, что соответствует излишку (или профициту) государственного бюджета;

2) когда доходы равны расходам (G = Т), сальдо бюджета равно нулю, т.е. бюджет сбалансирован;

3) когда доходы бюджета меньше, чем расходы (Т < G), сальдо бюджета отрицательное, т.е. имеет место дефицит государственного бюджета.

На разных фазах экономического цикла состояние государственного бюджета разное.

- При спаде доходы бюджета сокращаются (так как сокращается деловая активность и, следовательно, налогооблагаемая база), поэтому дефицит бюджета (если он существовал изначально) увеличивается, а профицит (если наблюдался он) сокращается.

- При буме, наоборот, дефицит бюджета уменьшается (поскольку увеличиваются налоговые поступления, т.е. доходы бюджета), а профицит увеличивается.

Различают структурный, циклический и фактический бюджетный дефицит.

Структурный дефицит представляет собой разницу между государственными расходами и доходами бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости ресурсов при существующей системе налогообложения:

DS = G – tY*

где

DS – структурный дефицит бюджета,

G – государственные закупки,

t – налоговая ставка,

Y* - потенциальный ВВП.

Циклический дефицит – это разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом:

DС = D - DS = (G – tY) – (G – tY*) = t (Y* - Y)

где

DС – циклический бюджетный дефицит,

D – фактический бюджетный дефицит,

DS – структурный бюджетный дефицит,

G – государственные закупки,

t – налоговая ставка,

Y –фактический ВВП,

Y* – потенциальный ВВП.

Во время спада фактический дефицит больше структурного, поскольку к структурному дефициту добавляется циклический, так как при рецессии Y < Y*.

В период подъема фактический дефицит меньше структурного на абсолютную величину циклического дефицита, поскольку при буме Y > Y*.

Структурный дефицит является следствием стимулирующей дискреционной фискальной политики, а циклический дефицит – это результат автоматической фискальной политики, следствие действия встроенных стабилизаторов.

Выделяют также текущий дефицит бюджета и первичный дефицит.

Текущий бюджетный дефицит представляет собой общий дефицит государственного бюджета.

Первичный дефицит – это разница между общим (текущим) дефицитом и суммой выплат по обслуживанию государственного долга.

Наши рекомендации