Положительный и отрицательный эффекты масштаба

До сих пор мы исходили из того, что последова­тельное увеличение размеров предприятия в тече­ние какого-то времени влечет за собой снижение удельных издержек производства, но начиная с оп­ределенного момента дальнейшее наращивание про­изводственных мощностей ведет к повышению этих издержек. Собственно, это и находит отражение » вогнутой дугообразной форме средних общих издер­жек. Но почему эта кривая имеет такую форму? Прежде всего надо подчеркнуть, что закон убываю­щей отдачи в данном случае неприменим, потому что условием его действия является наличие хотя бы одного постоянного ресурса, тогда как в долгосроч­ном периоде мы рассматриваем все ресурсы как переменные. К тому же в нашем анализе предпола­гается, что цены на все ресурсы постоянны, Дуго­образную форму (U) кривой долгосрочных средних издержек можно объяснить тем, что экономисты на­зывают положительным и отрицательным эффек­тами масштаба.

Положительный эффект масштаба. Положительный эффект масштаба, или экономия за счет масштабов

деятельности {это явление еще называют эффектом массового производства), объясняет нисходящую часть кривой долгосрочных средних общих издер­жек (рис. 22~9а, б и в). По мере роста размеров пред­приятия вступает в действие ряд факторов, ведущих к снижению средних издержек производства,

1, Специализация труда. Расширение размеров предприятия способствует усилению специализа­ции труда. Наем дополнительных работников оз­начает, что функции могут быть поделены между ними все более и более дробно. Вместо того чтобы выполнять одновременно по нескольку различных

производственных операций, каждый рабочий мо­жет теперь ограничиться одной функцией. В тече­ние всего рабочего дня он может быть занят имен­но той операцией, для выполнения которой наи­лучшим образом подходят его квалификация и навыки. На маленьких предприятиях квалифици­рованные работники нередко тратят до половины своего времени на выполнение заданий, не требу­ющих никакой ква л иф и ка ц и и, что, р азу м е етс я, со-пряжено с более высокими издержками производ­ства*

Кроме того, возможность разделения трудовых

операций позволяет работникам достичь высокого Профессионализма. «Мастер на все руки», обреме­ненный пятью или шестью трудовыми операциями, едва ли сумеет в полной мере освоить каждую из них. Получив же возможность сосредоточиться на одной операции, тот же самый работник сможет тру­диться гораздо производительнее»

Наконец, более высокий уровень специализации труда исключает потери времени на переход работ­ников от одного задания к другому

2. Специализация управленческого персонала*

Крупномасштабное производство позволяет также лучше использовать труд управляющих благодаря его более глубокой специализации. Руководитель, способный управлять 20 рабочими, окажется недо-загружен на малом предприятии, располагающем всего десятком работников. В данном случае про­изводствен ньш персонал предприятия можно было бы удвоить без увеличения затрат на содержание ад­министративного аппарата.

К тому же малые фирмы не способны использо­вать труд специалиста-управленца надлежащим об­разом. На малом предприятии специалист по сбыту может оказаться вынужденным делить свое время между различными областями управленческой дея­тельности, например маркетингом, управлением трудовыми ресурсами и финансами. Расширение масштаба операций означает, что специалист по маркетингу сможет полностью посвятить свое вре­мя маркетинговым задачам, тогда как для выполне­ния других управленческих функций будут допол­нительно привлечены соответствующие специалис­ты. В конечном счете это приведет к повышению эффективности и снижению удельных издержек производства.

3. Эффективное использование капитала. Малые фирмы зачастую не могут применять наиболее эф­фективное с технологической точки зрения произ­водственное оборудование. Станки для производст­ва многих видов продукции предлагаются на прода­жу лишь в очень крупных и крайне дорогостоящих комплектах. Более того, эффективное использование этого оборудования требует значительных объемов производства. Значит, только крупные производите­ли могут позволить себе приобрести и эффективно эксплуатировать лучшее оборудование.

Так, в автомобилестроении наиболее совершен­ные методы производства предполагают использо­вание н а сбо р оч н ы х л и н ия х р о ботот е хн и к и и с л ож-иейшего оборудования. Эффективная эксплуатация этого оборудования требует, по некоторым оценкам, объема производства от 200 тыс. до 400 тыс. авто­мобилей в год. Только очень крупные производите­ли обладают возможностями купить и достаточно эффективно использовать такое оборудование. Мел­кие же производители мечутся между двух огней. Производство автомобилей на другом оборудовании неэффективно и, следовательно, сопряжено с более высокими удельными издержками. Однако и аль­тернативный вариант— приобретение наиболее эффективного оборудования и недозагрузка его из-за малого объема производства - также неэффек­тивный и дорогостоящий.

Рисунок 22-9.Различные кривые долгосрочных средних издержек

а) Если положительный эффект масштаба ис­черпывается довольно быстро, а отрицатепьный не проявляется до достижения чрезвычайно боль­ших обьемов производства, то долгосрочные срадние общие издержки остаются неизменными на весьма продолжительном интервале горизон­тальной оси, отражающей о5ьем производства.

6} Если положительный эффект масштаба относительно устойчив и продолжителен, а отри-цательный - отложен во времени, то кривая сред­них общих издержек понижается на продопжитвпь-ном интервале горизонтальной ос^ отражающей объем производства,

в) Еспи положительный эффект масштаба бы­стро исчерпывается и незамедлительно сменяет­ся отрицательным эффектом, то минимальные удельные издержки достигаются при относитепь-но малом обьеме производства,

4. Другие факторы. Производство многих про­дуктов требует затрат на их проектирование, конст­руирование и разработку, а также некоторых иных «пусковых» затрат, которые приходится нести безот­носительно к предполагаемым продажам. Эти за­траты в расчете на единицу продукции сокращают­ся по мере расширения производства. Точно так же расходы на рекламу в расчете на один автомобиль, компьютер, музыкальный центр или ящик пива

снижаются с увеличением выпуска этих продуктов. Все эти факторы способствуют снижению удель­ных издержек у тех производителей, которые спо-

собны расширять масштабы операций. Или увели­чение количества всех занятых ресурсов, скажем, на 10%, повлечет за собой более чем пропорциональ­ный прирост производства, допустим, на 20%, А это неизбежно приведет к снижению средних общих из­держек.

В большинстве обрабатывающих отраслей США экономия за счет масштабов играет чрезвычайно важную роль. Фирмы, которым удалось развернуть свои операции настолько, чтобы достичь экономии за счет массового производства, выжили и процве­тают. Те же, что оказались неспособны к росту несут достаточно большие производственные издерж­ки и постоянно находятся на грани разорения.

Отрицательный эффект масштаба. Однако со вре­менем расширение предприятия может привести к увеличению затрат и, следовательно, к росту сред­них общих издержек производства.

Основная причина отрицательного эффекта мас­штаба (убытки в результате масштабов деятельности) кроется в проблемах управления, связанных с орга­низацией эффективной системы контроля и коорди­нации операций фирмы, когда она становится круп­ным производителем. На малом предприятии один руководитель в состоянии принимать все основные деловые решения. Благодаря небольшому размеру фирмы такой руководитель тесно связан непосред­ственно с производственным процессом, хорошо зна­ком со всеми операциями фирмы в целом, с легкос­тью воспринимает текущую информацию, получен­ную от подчиненных, и на этой основе способен принимать четкие и эффективные решения.

Столь благополучная картина меняется по мере увеличения размеров фирмы. Между руководством и непосредственным производственным процессом возникает множество новых уровней управления, так что высший менеджмент все больше отдаляется от реальной повседневной деятельности фирмы. На крупном предприятии один человек уже не в состо­янии собрать, усвоить и обобщить всю информа­цию, необходимую для принятия толковых и обос­нованных решений. Руководителю приходится пе­редавать властные полномочия бесконечному чис­лу вице-президентов, вторых вице-президентов ит.д Разрастание управленческой иерархии порож­дает трудности обмена информацией, проблемы ко­ординации, бюрократические препоны и весьма ре­альную вероятность того, что решения будут про­тиворечивыми. К тому же все это чревато задерж­ками в принятии важных решений, из-за которых фирме не удается быстро реагировать на изменения потребительского спроса или технологии производ­ства А в результате страдает эффективность и рас­тут средние общие издержки.

Кроме того, при массовом производстве ра­ботники зачастую чувствуют себя отчужденными от результатов споего труда и потому не слишком ин­тересуются эффективностью производства. Да и воз­можности уклоняться от работы — пренебрегать своими обязанностями и устраивать «перекуры» в течение рабочего дня— куда шире на крупном предприятии, чем на малом. И там, где условия бла­гоприятствуют такому отчуждению и уклонению от работы, может потребоваться дополнительный пер­сонал для надзора за работниками, что, разумеется, ведет к увеличению издержек.

Отрицательный эффект масштаба можно выра­зить так: увеличение объема всех занятых ресурсов, скажем, на 10%. приведет к непропорциональному росту производства, скажем, на 5%, вследствие чего : средние общие издержки повысятся. Отрицательный эффект масштаба отражает восходящая часть кривой долгосрочных издержек на рис. 22-9а< , -Щ ,

Постоянная отдача от роста масштаба* В некоторых случаях интервал между объемом производства, при котором исчерпывается положительный эффект масштаба, и объемом производства, когда вступает в силу отрицательный эффект масштаба, бывает до­вольно значительным. Графически это показывает отрезок, соответствующий постоянной отдаче от рос­та масштаба, на протяжении которого средние дол­госрочные издержки остаются неизменными. На -рис. 22-9а — это отрезок q^q2 на горизонтальной оси, отражающей объем производства. В его пределах увеличение объема всех используемых ре суре ов? ска­жем, на 10% вызывает пропорциональный прирост . производства на те же 10%f то есть средние общие издержки не изменяются.

Пояснения и примеры

Жизнь дает немало примеров, иллюстрирующих и поясняющих положительный и отрицательный эф­фекты масштаба. Вот некоторые из них.

Учебники, Когда вы будете покупать себе учебники к следующему семестру, задержитесь в книжном магазине и сравните цены на базовые учебники (для начинающих) с ценами специальных книг, предназ­наченных для углубленного изучения того или ино­го предмета. Вас, возможно удивит, что учебник по основам экономике, рассчитанный на два семест­ра, стоит немногим дороже, а порой и дешевле, чем углубленный сложный учебник, рассчитанный на один семестр, Однако это истинная правда, несмот­ря на то что первый может оказаться страниц на 200 толще, да к тому же еще и многоцветным, а вто­рой — средним по объему черно-белым изданием, В этом проявляется положительный эффект масшта­ба. Затраты на оформление, редактирование, печать при издании вводного и углубленного учебников

мало чем различаются по величине — печатается ли 5 тыс, экземпляров (специальный учебник) или 100 тыс, экземпляров (вводный курс), Но затраты ; на базовый учебник распределяются на значительно большее число произведенных единиц, а зто оз­начает более низкие удельные издержки и относи­тельно низкую цену одной книги.

Бомбардировщики Stealth. Понятие «эффект масшта­ба» затрагивалось даже при обсуждении ассигнова­ний на национальную оборону США. Когда Пента­гон выступил с Предложением создать флот из 132 бомбардировщиков Stealth модели В-2, издерж- • ки в расчете на один самолет оценивались в 580 млн

НЕВОЗВРАТНЫЕ ИЗДЕРЖКИ

Принимая решения, невозвратные издержки учитывать не надо.

Есть такая поговорка: нечего плакать по пролитому мо­локу, И дело не в том, что мопоко пролито, суть в том, что вы с этим уже ничего не можете подепать - обратно молоко в стакан не вернешь. Не стоит плакать о потерянном - лро-сто живите дальше. Эти соображения можно в полной мере отнести к тому, что экономисты называют «невозвратными» [sunk] издержками. Эти издержки можно сревнить с зато­нувшими в море кораблями: как только аы понесли какие-то затраты, денажки уплыли, и вы не может их вернуть.

Чтобы разобраться в том, что зто за издержки на прак­тике, посмотрим, как их воспринимают потребители, а ло­том - бизнесмены. Представьте, что вам лосчастпивилось купить билет на хорошиа, дорогие места на предстоящий футбольный мэтч. Утром в день матча еы проснулись с вы­сокой температурой - у аас грипп. Вы чувстзуете себя очень плохо, но все-таки вышли на улицу - мороз 10 градусов. Телерь уже вам совсем не хочется на стадион, но тут вы вспоминаете, что отдали за билет кучу денег. Вы обзвани­ваете друзей - может кто-нибудь захочет купить билет, но

вскоре понимаете, что никому идти туда не хочется, даже

если билет будет со скидкой. Все, кому нужен был билет, его уже купили.

Стоит ли идти на матч? Экономический анализ говорит нам, что не стоит предпринимать действия, если сопряжен­ные с ними предельные издержки превышают предельную прибыль, Вот и в вашем случае - ценз билета никак не вли­яет на ваше решение. Здесь и предельные, ипи допопни-тельные, затраты, и предельные, или дополнительные, вы­годы вполне прозрачны. Если предельные издержки похода на стадион превышают предельные выгоды от такого похо­да, то лучше всего остаться в постели, И к такому выводу вы придете независимо от того, сколько отдали за бипет, - 2, 20 или 200 доп., поскольку уплаченная цена - за что бы то ни было - не связана с предельной выгодой. Вы купили билет - и вам его не продать, поэтому цена билета никак не влияет на решение. Но поскольку «еам совсем не хочется туда идти», то предельные издержки похода на стадион пре­вышают предельные выгоды от этого похода.

Вот еще один пример поведения потребителя. Пред­ставьте себе, что емериканская семья едет в отпуск, они останавливаются у придорожного кафе и покупают яблоки. Дети прыгают в машину и вгрызаются в зти яблоки - тут же стансеится ясно, что злосчастные яблоки такие кислые, что их не сьесты Родители согласны: яблоки - настоящая «кис­лятине», но отец семейства продолжает есть и поясняет -((ведь мы заплатили за них дороже обычного». Но тут стар-

дол. Но встречное предложение министра о бороны о сокращении количества бомбардировщиков до 75 единиц привело к резкому удорожанию каждого самолета до 800 млн дол. Увеличение удельных из­держек объясняется утратой экономии за счет мас­штабов производства, вызванной сокращением за­каза. Большинство весьма значительных по разме­ру затрат на проектирование, конструирование, испытания самолета неизбежно сопутствуют разра­ботке новой модели и не зависят от числа произво­димых единиц. И совершенно очевидно, что эти издержки в расчете на один самолет будут сущест­венно ниже при больших объемах производства.

Monster Machine. Мы уже отмечали ранее, что дтя достижения экономии от масштабов применение наиболее передовой и эффективной технологии тре­бует значительного расширения производства. При­ведем наглядный пример, В 1996 п компания Person (американская фирма, расположенная в Чикаго) начала применять 49-футовук> штамповочную уста­новку — размером с дом и весом в 12 локомотивов. Стоимость этой установки — 30 млн дол,, она пред­назначена для резки и кроя стальных брусков, кото­рые используются для изготовления кузовов, капо­тов и крыльев для автомобилей. Производительность

новой установки - 5 млн единиц в год, поскольку ее производительность - одно изделие за 5 минут -вместо S часов, как было ранее на устаревших прес­сах. Предприятие, которое решило получить эконо­мию от внедрения этой установки, должно также иметь соответствующие масштабы основного произ­водства для ее эффективного использования.

General Motors. Кроме обсуждения возможностей применения таких гигантских установок руководи­тели крупнейшего мирового производителя автомо­билей, корпорации Genera! Motors, говорят о реаль­ных проявлениях отрицательного эффекта масшта­ба. Вот классический пример высказывания, сде­ланного бывшим президентом General Motors (GM), которое подтверждает это на примере отделения компании, производящего модель «шевроле»:

«Chevrolet — это такое гигантское чудовище, что вы можете сколько угодно месяцев держать его за хвост, но еще многие месяцы на другом его конце ничего не произойдет. Оно настолько огромное, что по-настоящему управлять им нет никакой возмож-

ностн. Вам остается только следовать за ним по пятам»3 *

4 Цит. no; Adams W, ШХ The Structure of American Industry, 8th ed, NX; Macmilien. 1ЭЭ0. P. 115.

ший сын замечает. «Папа, ну причем здесь это». Конечно, не слишком диипломатичное замечание, но сын прав. Когда вы будете принимать новое решение, вы ухе не станете учитывать понесенные затраты - новое решение на них уже никак не может повлиять. Плохое решение в прошлом уже не может диктовать новое решение, у которого предепьные выгоды меньше предельных издержек.

Посмотрим теперь, как реагируют на невозвратные из­держки коммерческие фирмы. Некоторые виды расходов коммерческих компаний явпяются не только фиксирован­ными [повторяющимися, но не связанными уровнем произ­водства расходы), но и Просто невозвратными. Например, если в начале года вы внесли плату за еренду магазина, то вернуть эти расходы уже не сможете. Решение компании переехать на новое, сулящее большую выгоду место, никак не связано с тем, сколько времени осталось до конца арен­ды Если новое место сулит аыгоду. большие прибыли, то нет смысла считать, сколько остелось до конца года, - 300, 30 или 3 дня.

Или вот еще пример. Кампания расходует на научные исследования и разработку нового продукта 1 млн доп.. по­том она обнаруживает, что новый продукт плохо продается. Стоит пи этой фирме продопжать убыточное производство, если нет никакой реальной надежды на улучшение положе­ния? Конечно, нет. Принимая такое решение, фирма пони­мает, что затраченные деньги уже не имеют никакого значения, надо прекратить производство и уменьшить потери. S жизни так и бывает. Компании действительно тратят мил­лионы доппаров на разработку новых продуктов. Примером здесь может быть решение компании Coca-Cola прекратить производство непитка New Coke или решение компании McDonald's прекратить продажу котлет McLean Burger.

\А в конце приведем пример из реальной жизни. В пос­ледние десятилетия компании Boeing и McDonnell Douglas конкурируют на мировом рынке коммерческих самолетов. Каждая компания зетратила миллионы доппаров на прове­дение научных и маркетинговых исследований в стремлении обогнать соперника на рынке. И вот в 1996 г. было не­ожиданно обьявпено о слиянии компаний. Многие наблюда^ тели недоумевали, как могли соперники, потрэтившие на контрактную борьбу миллионы долларов, вдруг забыть прошлое и согласиться на слияние. Но зти расходы остались для них в прошлом и никак не повлияли на решение, ведь это были невозвратные расходы. Решение, направленное в будущее, подсказало руководстау обеих компаний - каждо­му по собственной причине, - что предельная выгода от слияния будет выше предепьных издержек.

Итак, если расходы уже понесены, деньги от вас ушли, и их никак- ни частично, ни, тем более, целиком - не вернуть, то разумнее всего их просто игнорировать, Невозаратные издаржки не имеют смысла. Поэтому лучше не ппачьте о пролитом молоке.

Исследование состояния автомобильной про-мышленности показало, что компания GM явля­ется заложником своего огромного размера; эта компания на треть больше другой крупной авто­мобильной компании Ford, более чем в три раза больше компании Chrysler и больше компаний Toyota и Nissan вместе взятых. В сравнении со сво­ими внутренними и зарубежными конкурентами компания ОМ имеет значительно большие издер­жки, а ее доля на рынке в долгосрочном плане постоянно сокращается. Несмотря на миллиардные капиталовложения в современное оборудование, производительность труда в компании GM — самая низкая в отрасли, а издержки в расчете на одну машину — самые высокие в отрасли3. Чтобы хоть как-то сократить отрицательные эффекты масш­таба, GM предприняла несколько решительных ак­ций. Для снижения производственных издержек она создала совместные предприятия (совместные проекты) со своим зарубежным конкурентом — компанией Toyota, Она основала независимую ав-

2 Adams W. and Brock JW. [edsj. The Structure of American Industry, 9th ed, Englewoods Cliffs. NJ.': Prentice-Hall, 1ЭЭ5. P. 76-77 Scherer F.M. industry Structure. Strategy, and Public Policy. ISLY.:

HarperCollins, 1936. P, 324-325.

то мобильную компанию Saturn. Для преодоления отрицательного эффекта масштаба GM предоста­вила каждому из своих пяти отделений {Chevrolet, Buick, Pontiac, Oldsmohile и Cadillac) значительно большую самостоятельность в принятии решений 8 области дизайна, проектирования и инженерной разработки, а также маркетинга своей продукции. И наконец, GMобъявила о реорганизации для про­изводства автомобилей по группам разных типов — малолитражек, машин среднего класса, автомоби­лей люкс — ради снижения издержек и максималь­ного сокращения времени, необходимого для по­ставки на рынок новых автомобилей. Пока еще рано судить о том, помогла ли такая реорганиза­ция преодолеть отрицательные последствия эффекта масштаба.

Наши рекомендации