Положительный и отрицательный эффекты масштаба
До сих пор мы исходили из того, что последовательное увеличение размеров предприятия в течение какого-то времени влечет за собой снижение удельных издержек производства, но начиная с определенного момента дальнейшее наращивание производственных мощностей ведет к повышению этих издержек. Собственно, это и находит отражение » вогнутой дугообразной форме средних общих издержек. Но почему эта кривая имеет такую форму? Прежде всего надо подчеркнуть, что закон убывающей отдачи в данном случае неприменим, потому что условием его действия является наличие хотя бы одного постоянного ресурса, тогда как в долгосрочном периоде мы рассматриваем все ресурсы как переменные. К тому же в нашем анализе предполагается, что цены на все ресурсы постоянны, Дугообразную форму (U) кривой долгосрочных средних издержек можно объяснить тем, что экономисты называют положительным и отрицательным эффектами масштаба.
Положительный эффект масштаба. Положительный эффект масштаба, или экономия за счет масштабов
деятельности {это явление еще называют эффектом массового производства), объясняет нисходящую часть кривой долгосрочных средних общих издержек (рис. 22~9а, б и в). По мере роста размеров предприятия вступает в действие ряд факторов, ведущих к снижению средних издержек производства,
1, Специализация труда. Расширение размеров предприятия способствует усилению специализации труда. Наем дополнительных работников означает, что функции могут быть поделены между ними все более и более дробно. Вместо того чтобы выполнять одновременно по нескольку различных
производственных операций, каждый рабочий может теперь ограничиться одной функцией. В течение всего рабочего дня он может быть занят именно той операцией, для выполнения которой наилучшим образом подходят его квалификация и навыки. На маленьких предприятиях квалифицированные работники нередко тратят до половины своего времени на выполнение заданий, не требующих никакой ква л иф и ка ц и и, что, р азу м е етс я, со-пряжено с более высокими издержками производства*
Кроме того, возможность разделения трудовых
операций позволяет работникам достичь высокого Профессионализма. «Мастер на все руки», обремененный пятью или шестью трудовыми операциями, едва ли сумеет в полной мере освоить каждую из них. Получив же возможность сосредоточиться на одной операции, тот же самый работник сможет трудиться гораздо производительнее»
Наконец, более высокий уровень специализации труда исключает потери времени на переход работников от одного задания к другому
2. Специализация управленческого персонала*
Крупномасштабное производство позволяет также лучше использовать труд управляющих благодаря его более глубокой специализации. Руководитель, способный управлять 20 рабочими, окажется недо-загружен на малом предприятии, располагающем всего десятком работников. В данном случае производствен ньш персонал предприятия можно было бы удвоить без увеличения затрат на содержание административного аппарата.
К тому же малые фирмы не способны использовать труд специалиста-управленца надлежащим образом. На малом предприятии специалист по сбыту может оказаться вынужденным делить свое время между различными областями управленческой деятельности, например маркетингом, управлением трудовыми ресурсами и финансами. Расширение масштаба операций означает, что специалист по маркетингу сможет полностью посвятить свое время маркетинговым задачам, тогда как для выполнения других управленческих функций будут дополнительно привлечены соответствующие специалисты. В конечном счете это приведет к повышению эффективности и снижению удельных издержек производства.
3. Эффективное использование капитала. Малые фирмы зачастую не могут применять наиболее эффективное с технологической точки зрения производственное оборудование. Станки для производства многих видов продукции предлагаются на продажу лишь в очень крупных и крайне дорогостоящих комплектах. Более того, эффективное использование этого оборудования требует значительных объемов производства. Значит, только крупные производители могут позволить себе приобрести и эффективно эксплуатировать лучшее оборудование.
Так, в автомобилестроении наиболее совершенные методы производства предполагают использование н а сбо р оч н ы х л и н ия х р о ботот е хн и к и и с л ож-иейшего оборудования. Эффективная эксплуатация этого оборудования требует, по некоторым оценкам, объема производства от 200 тыс. до 400 тыс. автомобилей в год. Только очень крупные производители обладают возможностями купить и достаточно эффективно использовать такое оборудование. Мелкие же производители мечутся между двух огней. Производство автомобилей на другом оборудовании неэффективно и, следовательно, сопряжено с более высокими удельными издержками. Однако и альтернативный вариант— приобретение наиболее эффективного оборудования и недозагрузка его из-за малого объема производства - также неэффективный и дорогостоящий.
Рисунок 22-9.Различные кривые долгосрочных средних издержек
а) Если положительный эффект масштаба исчерпывается довольно быстро, а отрицатепьный не проявляется до достижения чрезвычайно больших обьемов производства, то долгосрочные срадние общие издержки остаются неизменными на весьма продолжительном интервале горизонтальной оси, отражающей о5ьем производства.
6} Если положительный эффект масштаба относительно устойчив и продолжителен, а отри-цательный - отложен во времени, то кривая средних общих издержек понижается на продопжитвпь-ном интервале горизонтальной ос^ отражающей объем производства,
в) Еспи положительный эффект масштаба быстро исчерпывается и незамедлительно сменяется отрицательным эффектом, то минимальные удельные издержки достигаются при относитепь-но малом обьеме производства,
4. Другие факторы. Производство многих продуктов требует затрат на их проектирование, конструирование и разработку, а также некоторых иных «пусковых» затрат, которые приходится нести безотносительно к предполагаемым продажам. Эти затраты в расчете на единицу продукции сокращаются по мере расширения производства. Точно так же расходы на рекламу в расчете на один автомобиль, компьютер, музыкальный центр или ящик пива
снижаются с увеличением выпуска этих продуктов. Все эти факторы способствуют снижению удельных издержек у тех производителей, которые спо-
собны расширять масштабы операций. Или увеличение количества всех занятых ресурсов, скажем, на 10%, повлечет за собой более чем пропорциональный прирост производства, допустим, на 20%, А это неизбежно приведет к снижению средних общих издержек.
В большинстве обрабатывающих отраслей США экономия за счет масштабов играет чрезвычайно важную роль. Фирмы, которым удалось развернуть свои операции настолько, чтобы достичь экономии за счет массового производства, выжили и процветают. Те же, что оказались неспособны к росту несут достаточно большие производственные издержки и постоянно находятся на грани разорения.
Отрицательный эффект масштаба. Однако со временем расширение предприятия может привести к увеличению затрат и, следовательно, к росту средних общих издержек производства.
Основная причина отрицательного эффекта масштаба (убытки в результате масштабов деятельности) кроется в проблемах управления, связанных с организацией эффективной системы контроля и координации операций фирмы, когда она становится крупным производителем. На малом предприятии один руководитель в состоянии принимать все основные деловые решения. Благодаря небольшому размеру фирмы такой руководитель тесно связан непосредственно с производственным процессом, хорошо знаком со всеми операциями фирмы в целом, с легкостью воспринимает текущую информацию, полученную от подчиненных, и на этой основе способен принимать четкие и эффективные решения.
Столь благополучная картина меняется по мере увеличения размеров фирмы. Между руководством и непосредственным производственным процессом возникает множество новых уровней управления, так что высший менеджмент все больше отдаляется от реальной повседневной деятельности фирмы. На крупном предприятии один человек уже не в состоянии собрать, усвоить и обобщить всю информацию, необходимую для принятия толковых и обоснованных решений. Руководителю приходится передавать властные полномочия бесконечному числу вице-президентов, вторых вице-президентов ит.д Разрастание управленческой иерархии порождает трудности обмена информацией, проблемы координации, бюрократические препоны и весьма реальную вероятность того, что решения будут противоречивыми. К тому же все это чревато задержками в принятии важных решений, из-за которых фирме не удается быстро реагировать на изменения потребительского спроса или технологии производства А в результате страдает эффективность и растут средние общие издержки.
Кроме того, при массовом производстве работники зачастую чувствуют себя отчужденными от результатов споего труда и потому не слишком интересуются эффективностью производства. Да и возможности уклоняться от работы — пренебрегать своими обязанностями и устраивать «перекуры» в течение рабочего дня— куда шире на крупном предприятии, чем на малом. И там, где условия благоприятствуют такому отчуждению и уклонению от работы, может потребоваться дополнительный персонал для надзора за работниками, что, разумеется, ведет к увеличению издержек.
Отрицательный эффект масштаба можно выразить так: увеличение объема всех занятых ресурсов, скажем, на 10%. приведет к непропорциональному росту производства, скажем, на 5%, вследствие чего : средние общие издержки повысятся. Отрицательный эффект масштаба отражает восходящая часть кривой долгосрочных издержек на рис. 22-9а< , -Щ ,
Постоянная отдача от роста масштаба* В некоторых случаях интервал между объемом производства, при котором исчерпывается положительный эффект масштаба, и объемом производства, когда вступает в силу отрицательный эффект масштаба, бывает довольно значительным. Графически это показывает отрезок, соответствующий постоянной отдаче от роста масштаба, на протяжении которого средние долгосрочные издержки остаются неизменными. На -рис. 22-9а — это отрезок q^q2 на горизонтальной оси, отражающей объем производства. В его пределах увеличение объема всех используемых ре суре ов? скажем, на 10% вызывает пропорциональный прирост . производства на те же 10%f то есть средние общие издержки не изменяются.
Пояснения и примеры
Жизнь дает немало примеров, иллюстрирующих и поясняющих положительный и отрицательный эффекты масштаба. Вот некоторые из них.
Учебники, Когда вы будете покупать себе учебники к следующему семестру, задержитесь в книжном магазине и сравните цены на базовые учебники (для начинающих) с ценами специальных книг, предназначенных для углубленного изучения того или иного предмета. Вас, возможно удивит, что учебник по основам экономике, рассчитанный на два семестра, стоит немногим дороже, а порой и дешевле, чем углубленный сложный учебник, рассчитанный на один семестр, Однако это истинная правда, несмотря на то что первый может оказаться страниц на 200 толще, да к тому же еще и многоцветным, а второй — средним по объему черно-белым изданием, В этом проявляется положительный эффект масштаба. Затраты на оформление, редактирование, печать при издании вводного и углубленного учебников
мало чем различаются по величине — печатается ли 5 тыс, экземпляров (специальный учебник) или 100 тыс, экземпляров (вводный курс), Но затраты ; на базовый учебник распределяются на значительно большее число произведенных единиц, а зто означает более низкие удельные издержки и относительно низкую цену одной книги.
Бомбардировщики Stealth. Понятие «эффект масштаба» затрагивалось даже при обсуждении ассигнований на национальную оборону США. Когда Пентагон выступил с Предложением создать флот из 132 бомбардировщиков Stealth модели В-2, издерж- • ки в расчете на один самолет оценивались в 580 млн
НЕВОЗВРАТНЫЕ ИЗДЕРЖКИ
Принимая решения, невозвратные издержки учитывать не надо.
Есть такая поговорка: нечего плакать по пролитому молоку, И дело не в том, что мопоко пролито, суть в том, что вы с этим уже ничего не можете подепать - обратно молоко в стакан не вернешь. Не стоит плакать о потерянном - лро-сто живите дальше. Эти соображения можно в полной мере отнести к тому, что экономисты называют «невозвратными» [sunk] издержками. Эти издержки можно сревнить с затонувшими в море кораблями: как только аы понесли какие-то затраты, денажки уплыли, и вы не может их вернуть.
Чтобы разобраться в том, что зто за издержки на практике, посмотрим, как их воспринимают потребители, а лотом - бизнесмены. Представьте, что вам лосчастпивилось купить билет на хорошиа, дорогие места на предстоящий футбольный мэтч. Утром в день матча еы проснулись с высокой температурой - у аас грипп. Вы чувстзуете себя очень плохо, но все-таки вышли на улицу - мороз 10 градусов. Телерь уже вам совсем не хочется на стадион, но тут вы вспоминаете, что отдали за билет кучу денег. Вы обзваниваете друзей - может кто-нибудь захочет купить билет, но
вскоре понимаете, что никому идти туда не хочется, даже
если билет будет со скидкой. Все, кому нужен был билет, его уже купили.
Стоит ли идти на матч? Экономический анализ говорит нам, что не стоит предпринимать действия, если сопряженные с ними предельные издержки превышают предельную прибыль, Вот и в вашем случае - ценз билета никак не влияет на ваше решение. Здесь и предельные, ипи допопни-тельные, затраты, и предельные, или дополнительные, выгоды вполне прозрачны. Если предельные издержки похода на стадион превышают предельные выгоды от такого похода, то лучше всего остаться в постели, И к такому выводу вы придете независимо от того, сколько отдали за бипет, - 2, 20 или 200 доп., поскольку уплаченная цена - за что бы то ни было - не связана с предельной выгодой. Вы купили билет - и вам его не продать, поэтому цена билета никак не влияет на решение. Но поскольку «еам совсем не хочется туда идти», то предельные издержки похода на стадион превышают предельные выгоды от этого похода.
Вот еще один пример поведения потребителя. Представьте себе, что емериканская семья едет в отпуск, они останавливаются у придорожного кафе и покупают яблоки. Дети прыгают в машину и вгрызаются в зти яблоки - тут же стансеится ясно, что злосчастные яблоки такие кислые, что их не сьесты Родители согласны: яблоки - настоящая «кислятине», но отец семейства продолжает есть и поясняет -((ведь мы заплатили за них дороже обычного». Но тут стар-
дол. Но встречное предложение министра о бороны о сокращении количества бомбардировщиков до 75 единиц привело к резкому удорожанию каждого самолета до 800 млн дол. Увеличение удельных издержек объясняется утратой экономии за счет масштабов производства, вызванной сокращением заказа. Большинство весьма значительных по размеру затрат на проектирование, конструирование, испытания самолета неизбежно сопутствуют разработке новой модели и не зависят от числа производимых единиц. И совершенно очевидно, что эти издержки в расчете на один самолет будут существенно ниже при больших объемах производства.
Monster Machine. Мы уже отмечали ранее, что дтя достижения экономии от масштабов применение наиболее передовой и эффективной технологии требует значительного расширения производства. Приведем наглядный пример, В 1996 п компания Person (американская фирма, расположенная в Чикаго) начала применять 49-футовук> штамповочную установку — размером с дом и весом в 12 локомотивов. Стоимость этой установки — 30 млн дол,, она предназначена для резки и кроя стальных брусков, которые используются для изготовления кузовов, капотов и крыльев для автомобилей. Производительность
новой установки - 5 млн единиц в год, поскольку ее производительность - одно изделие за 5 минут -вместо S часов, как было ранее на устаревших прессах. Предприятие, которое решило получить экономию от внедрения этой установки, должно также иметь соответствующие масштабы основного производства для ее эффективного использования.
General Motors. Кроме обсуждения возможностей применения таких гигантских установок руководители крупнейшего мирового производителя автомобилей, корпорации Genera! Motors, говорят о реальных проявлениях отрицательного эффекта масштаба. Вот классический пример высказывания, сделанного бывшим президентом General Motors (GM), которое подтверждает это на примере отделения компании, производящего модель «шевроле»:
«Chevrolet — это такое гигантское чудовище, что вы можете сколько угодно месяцев держать его за хвост, но еще многие месяцы на другом его конце ничего не произойдет. Оно настолько огромное, что по-настоящему управлять им нет никакой возмож-
ностн. Вам остается только следовать за ним по пятам»3 *
4 Цит. no; Adams W, ШХ The Structure of American Industry, 8th ed, NX; Macmilien. 1ЭЭ0. P. 115.
ший сын замечает. «Папа, ну причем здесь это». Конечно, не слишком диипломатичное замечание, но сын прав. Когда вы будете принимать новое решение, вы ухе не станете учитывать понесенные затраты - новое решение на них уже никак не может повлиять. Плохое решение в прошлом уже не может диктовать новое решение, у которого предепьные выгоды меньше предельных издержек.
Посмотрим теперь, как реагируют на невозвратные издержки коммерческие фирмы. Некоторые виды расходов коммерческих компаний явпяются не только фиксированными [повторяющимися, но не связанными уровнем производства расходы), но и Просто невозвратными. Например, если в начале года вы внесли плату за еренду магазина, то вернуть эти расходы уже не сможете. Решение компании переехать на новое, сулящее большую выгоду место, никак не связано с тем, сколько времени осталось до конца аренды Если новое место сулит аыгоду. большие прибыли, то нет смысла считать, сколько остелось до конца года, - 300, 30 или 3 дня.
Или вот еще пример. Кампания расходует на научные исследования и разработку нового продукта 1 млн доп.. потом она обнаруживает, что новый продукт плохо продается. Стоит пи этой фирме продопжать убыточное производство, если нет никакой реальной надежды на улучшение положения? Конечно, нет. Принимая такое решение, фирма понимает, что затраченные деньги уже не имеют никакого значения, надо прекратить производство и уменьшить потери. S жизни так и бывает. Компании действительно тратят миллионы доппаров на разработку новых продуктов. Примером здесь может быть решение компании Coca-Cola прекратить производство непитка New Coke или решение компании McDonald's прекратить продажу котлет McLean Burger.
\А в конце приведем пример из реальной жизни. В последние десятилетия компании Boeing и McDonnell Douglas конкурируют на мировом рынке коммерческих самолетов. Каждая компания зетратила миллионы доппаров на проведение научных и маркетинговых исследований в стремлении обогнать соперника на рынке. И вот в 1996 г. было неожиданно обьявпено о слиянии компаний. Многие наблюда^ тели недоумевали, как могли соперники, потрэтившие на контрактную борьбу миллионы долларов, вдруг забыть прошлое и согласиться на слияние. Но зти расходы остались для них в прошлом и никак не повлияли на решение, ведь это были невозвратные расходы. Решение, направленное в будущее, подсказало руководстау обеих компаний - каждому по собственной причине, - что предельная выгода от слияния будет выше предепьных издержек.
Итак, если расходы уже понесены, деньги от вас ушли, и их никак- ни частично, ни, тем более, целиком - не вернуть, то разумнее всего их просто игнорировать, Невозаратные издаржки не имеют смысла. Поэтому лучше не ппачьте о пролитом молоке.
Исследование состояния автомобильной про-мышленности показало, что компания GM является заложником своего огромного размера; эта компания на треть больше другой крупной автомобильной компании Ford, более чем в три раза больше компании Chrysler и больше компаний Toyota и Nissan вместе взятых. В сравнении со своими внутренними и зарубежными конкурентами компания ОМ имеет значительно большие издержки, а ее доля на рынке в долгосрочном плане постоянно сокращается. Несмотря на миллиардные капиталовложения в современное оборудование, производительность труда в компании GM — самая низкая в отрасли, а издержки в расчете на одну машину — самые высокие в отрасли3. Чтобы хоть как-то сократить отрицательные эффекты масштаба, GM предприняла несколько решительных акций. Для снижения производственных издержек она создала совместные предприятия (совместные проекты) со своим зарубежным конкурентом — компанией Toyota, Она основала независимую ав-
2 Adams W. and Brock JW. [edsj. The Structure of American Industry, 9th ed, Englewoods Cliffs. NJ.': Prentice-Hall, 1ЭЭ5. P. 76-77 Scherer F.M. industry Structure. Strategy, and Public Policy. ISLY.:
HarperCollins, 1936. P, 324-325.
то мобильную компанию Saturn. Для преодоления отрицательного эффекта масштаба GM предоставила каждому из своих пяти отделений {Chevrolet, Buick, Pontiac, Oldsmohile и Cadillac) значительно большую самостоятельность в принятии решений 8 области дизайна, проектирования и инженерной разработки, а также маркетинга своей продукции. И наконец, GMобъявила о реорганизации для производства автомобилей по группам разных типов — малолитражек, машин среднего класса, автомобилей люкс — ради снижения издержек и максимального сокращения времени, необходимого для поставки на рынок новых автомобилей. Пока еще рано судить о том, помогла ли такая реорганизация преодолеть отрицательные последствия эффекта масштаба.