Построение таблицы и кривой спроса
Теперь мы сумеем построить простой график спроса на продукт В* рассматривая альтернативные цены, по которым этот продукт мог бы продаваться, и определяя соответствующие им количества товара, которые наша потребительница согласится купить. Одну такую комбинацию цены и количества мы уже определили во время объяснения правила максимизации полезности: при данных потребительских вкусах, доходе и ценах на другие товары разумный потребитель купит четыре единиць! продукта В по цене 2 дол.
Теперь предположим, что цена продукта Я упала до 1 дол. Значит, предельная полезность в расчете на 1 дол., показанная в столбце (36) табл. 21-1, удвоится, поскольку цена продукта В наполовину снизится; новые данные для столбца (36) окажутся фактически идентичными данным столбца (За), Теперь уже две единицы продукта А и четыре единицы продукта В не представляют собой равновесную комбинацию. Следуя тому же ходу рассуждений, что и при выведении правила максимизации полезности, мы обнаружим, что максимальную полезность для Холли теперь обеспечивает покупка четырех единиц продукта А и шести единиц продукта В. Как мы видим из табл. 21-2, Холли приобретет шесть единиц продукта Д когда его цена станет равна 1 дол* На основании данных таблицы мы сможем изобразить нисходящую кривую спроса ВБ на рис. 21-2, Такое упражнение поможет затем связать максимизирующее полезность поведение потребителя и кривую спроса на конкретный продукт.
Величина спроса на продукт В
Цена единицы продукта Б fa дал,] величина спроса (в ед]
2 1
4 6
Рисинок 21-2. Построение индивидуальной кривой опроса
При цене продукта В в 2 дол, потребитель попучает максимальную полезность при покупке четырех единиц продукта В. Снижение цены продукта В до 1 дол. нарушает первоначальное равновесие. Оно восстановится при покупке шести единиц продукта В вместо четырех единиц. Таким образом, мы построим простой график зависимости цены -количеств пл который состоит из двух точек, расположенных на нисходящей кривой спроса,
Вновь об эффектах дохода и замещения* В начале главы мы говорили о том, что увеличение объема покупок товара, цена которого падает, можно объяснить эффектом замещения и эффектом дохода, И хотя анализ не позволяет нам дать количественную характеристику этих двух эффектов, путем максимизации полезности мы можем понять, как каждый потребитель начинает покупать продукт В, когда цена на него падает.
Эффект замещения легко понять, обратившись к правилу максимизации полезности. Прежде чем пена товара В понизилась. Холл и находилась в состоянии равновесия ППЛ{8) / Цена^(1 дол.) -= ППЛ (16) / Цена^ (2 дол.), купив две единицы А и четыре единицы В. Однако, после того как цена товара купала с-2 до 1 дол,, ситуация приобрела сле-
дующий вид: ППЛ(8) / Цена^ (1 дол.) < ПП* (16) / Цен а я (1 дол.). Проще говоря, последний доллар, затраченный на товар В, стал приносить больше полезности (16 «утилов»), чем последний доллар, затраченный на товар А (8 «утилов»). Это свидетельствует о том, что для восстановления равновесия необходимо частично перераспределить расходы от продукта А в пользу продукта В; то есть в наборе товаров, приобретаемых Холл и, происходит замещение товара А подешевевшим теперь товаром В.
А что можно сказать об эффекте дохода? Предполагаемое падение цены товара В с 2 до 1 дол. увеличивает реальный доход Холл и. До снижения цены Холл и пребывала в состоянии равновесия, покупая две единицы А и четыре единицы В. Но после снижения цены товара В до 1 дол. на ту же комбинацию продуктов Холл и потратит всего 6, а не 10 дол. У нее останутся еще 4 дол, на покупку дополнительного количества продукта А или В либо и того и другого. Короче говоря, снижение цены товара В привело к росту реального дохода Холл и, так что у нее появилась возможность покупать большее количество продуктов А и В на те же 10 дол. денежного дохода. Доля прироста покупок продукта В в результате роста реального дохода представляет собой эффект дохода. (Ключевой вопрос 5.)
КРАТКОЕ-ПОВТОРЕНИЕ'21'-2"
+ Согласно теории поведения потребителей, при ограниченном денежном доходе и данных товарных ценах потребители делают разумный выбор, исходя из вполне определенных предпочтений.
+ Потребители максимизируют полезность, распределяя свой денежный доход таким образом, чтобы предельная полезность в расчете на доллар, затраченный на приобретение каждого продукта, имела одинаковую величину.
+ Изменение цены продукта и изменение спроса на максимизирующее полезность количество продукта в модели поведения потребителей позволяет построить нисходящую кривую спроса.