Низшие пределы цен и товарные излишки
Низший предел цены — это минимальная цена, уста-новленная правительством. Любая цена выше этого предела или равная ему законна, цена ниже этого предела незаконна. Низший предел цены, превышающий равновесную цену, обычно вводится тогда, когда в обществе складывается представление, что свободная работа рыночной системы не обеспечивает достаточный уровень дохода некоторым категориям поставщиков ресурсов или производителей.
Законодательство о минимальном уровне заработной платы и поддержание цен на сельскохозяйственную продукцию - вот два примера установления правительством низшего предела цен. Давайте рассмотрим эту меру применительно к конкретному продукту
Предположим, текущая рыночная цена кукурузы составляет 2 дол. за бушель, и в результате доходы многих фермеров чрезвычайно низки. Правительство принимает решение помочь им, официально установив низкий предел цены (или «поддержав» цену на уровне) 3 дол- за бушель.
Каковы будут последствия? При любой цене выше равновесной величина предложения превысит величину спроса, то есть возникнет устойчивый избыток предложения, или излишек продукта. Фермеры будут стремиться производить и предлагать па рынке больше продукта, чем захотят приобрести частные покупатели по минимальной цене. Размеры этого излишка пропорциональны эластичности спроса и предложения. Чем больше эластичность, тем больше возникающий о результате излишек. Так же как и в случае с потолком цен, официальное регулирование низшего предела цены парализует способность свободного рынка к нормированию.
Рисунок 20-5 наглядно иллюстрирует эффект введения низшего предела цены. Допустим, Sa D — это кривые предложения кукурузы и спроса на нее. Очевидно, равновесная цена равна Р0, а равновесное количество продукта — Q0. Если правительство установит низший предел цены Р/} фермеры будут
производить Qs продукта, однако частные покупатели по такой цене приобретут лишь количество Q^ Возникающий в результате излишек продукта равен разности между Q, и Qd.
Справиться с излишком, порождаемым установлением низшего предела цен, правительство может двумя путями»
1. Ограничить предложение (например, договориться с фермерами о предельных посевных площадях под данную культуру) или увеличить спрос (например, разработать новые возможности использования сельскохозяйственных продуктов). Это позволит сократить разрыв между равновесной ценой
-,•*■-
Рисунок 20-5.Установление низшего предела цены приводит
к устойчивому избытку продукта
Установление низшего предела цены [официальной минимальной цены), например Р(, ведет к образованию устойчивого излишка продукции, величина которого определяется отрезком QJ&S.
и низшим пределом цены, а следовательно, и величину возникающего в результате излишка.
2. Если эти усилия окажутся не вполне успешными, то правительство должно закупить излишнюю продукцию (тем самым субсидируя фермеров) и заложить на хранение либо как-то иначе распорядиться ею. .. , .
Сомнительные компромиссы
В рыночной экономике силы спроса и предложения способны гармонично согласовывать решения производителей о выпуске товаров и решения покупателей об их приобретении. Но установление потолка или нижнего порога цен вносит в этот механизм диссонанс. Правительство вынуждено либо вводить систему нормирования потребления, чтобы справиться с дефицитом, возникающим вследствие установленного потолка цен, либо разрабатывать методы рассасывания избытка товаров, возникающего в результате установления низшего предела цены. Таким образом, законодательно установленный потолок или порог цен представляет собой противоречивый компромисс. Необходимо тщательно взвешивать все выгоды, которые получают потребители или производители в результате установления контроля над ценами, и затраты общества по борьбе с дефицитом или излишками продукции.
Более того, наш анализ контроля за ценами в период второй мировой войны, контроля за у ров-
ПОСЛЕДНИЙ ШТРИХ
РЫНОЧНЫЕ СИЛЫ И ЦЕННОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ
Происходивший в последние годы рост доходов работников с высшим образованием по сравнению с доходами менее образованных работников отражает тот факт, что предложение высококвалифицированных кадров на рынке труда не поспевает за стремительно растущим спросом на их квалификацию,
Сравнение реальных средних доходов выпускников колледжей и средних школ показывает, что начиная с 1980 г. разрыв мажду ними - именуамый «надбавкой за высшее образование)) - резко увеличился, Другими словами, ценность образования продолжает расти. Эту вса увеличивающуюся разницу в доходах можно такжа объяснить изменениями спроса и предложения, затрагивающими успуги работников со средним и высшим образованием.
Эту ситуацию иллюстрирует график, на вертикальной оси которого отложвно соотношение медианного дохода вылус^ кников колладжей и медианного дохода выпускников средних школ [показатель «надбавки}} за высшее образование колледжа]. Такое соотношение, равноа 1н5, указывает на то, что выпускники колледжей зарабатывают на 50% больше, чем выпускники средних школ. Горизонтальная ось показывает процент молодых людай (в возрасте от 25 до 34 лет), не манаа четырех лет отучившихся в колледже. Вертикальные (то есть совершенно неэластичные] кривые предложе-
ния отражают тот факт, что численность выпускников колледжей очень медленно реагирует на изменение в соотношении доходов. Например, при росте этого соотношения понадобится 4-5 лет, пока новый набор студентов получит свои дипломы и попадет на рынок труда. Убывающий характер кривых спроса D показывает, что, чем меньше надбавка за высшее образование, большее количество выпускников колледжей захотят нанять работодатели,
В 1 967 г. отмачалось соотношение доходов, близкое к 1,5, а это говорит о том, что в то время выпускники колледжей зарабатывали на 50% больше, чем выпускники средних школ. Но уже к 1995 г, этот разрыв увеличился до 30%, Объясняется это тем, что, несмотря на увеличение предложения выпускников колледжей [с 16,5% до более 2Ъ% молодых людей в возрасте от 25 до 34 лет), спрос возрос нв относитепьно большую величину.
Почему? Что касается спроса, то начиная примерно с 1980 г. технический програсс все больше и большв опирается на квалификацию. Нововведения способствуют росл; производительности труда и, следовательно, увеличению спроса на более образованных работников в большей мара, чем росту производительности менвв квалифицированных работников. Одной пишь компьютеризацией рабочих мест можно объяс^ нить от Уз До 2/з увеличения отдачи от образования. Это также объясняется болае интенсивным использованием в произ^ водстве высокотехнологичных средств производства,
Снижение мировых торговых барьеров также повлияло на спрос на рынка труда. Более низкие барьеры привели к уваличению внешнего спроса на экспортируемые высоко-
нем арендной платы и последствий установления потолка процентной ставки по кредитным карточкам показывает, что государственное вмешательство в деятельность рынка порой влечет за собой непредсказуемые и нежелательные побочные эффекты. Контроль за уровнем арендной платы может послужить тормозом для жилищного строительства и обновления наличного жилищного фонда. А введение потолка процентной ставки по кредитным карточкам, вместо того чтобы защитить семьи с низкими доходами от необходимости платить высокие проценты, просто лишает их доступа к кредиту.
КРАТКОЕ ПОВТОРЕНИЕ 20-3
+Ценовая эластичность предложения показывает восприимчивость поставщиков продукта к изменению цены. Коэффициент ценовой эластичности предложения Es представляет собой отношение процентного изменения объема предложения к процентному изменению цены. Эластичность предложения прямо
пропорциональна количеству времени, которым располагают производители, для того чтобы ответить на изменение цены,
+ Коэффициент перекрестной эластичности спроса £ представляет собой отношение процентного изменения величины спроса на один продукт X к процентному изменению цены другого продукта V, Если коэффициент перекрестной эластичности - величина положительная, значит, два продукта - взаимозаменяемые товары; если же коэффициент перекрестной эластичности имеет отрицательное значение, то эти два продукта - сопутствующие товары.
♦ Коэффициент эластичности по доходу представляет собой отношение процентного изменения величины спроса к процентному изменению дохода, Положительный коэффициент эластичности по доходу свидетельствует о нормальном товаре, или товоре высшей категории. Отрицательный коэффициент указывает на товор низшей категории.
+ Государственное регулирование цен - установление потолков и низших пределов цен - лишает цены их нормативной (распределительной) функции и влечет за собой непредвиденные побочные эффекты.
технологичные виды продукции и более квалифицированную рабочую силу, производящую их. И наоборот, более свободная торговпя расширила внутренний спрос на недорогие импортные товары, изготовленные менее квалифицированной иностранной рабочей силой. Такой импорт привел к усилению конкуренции, с которой сталкиваются менее квалифицированные рабочиа в Соединенных Штатах и которая сдерживает рост их доходов. Приток малоквалифицированной рабочей силы из числа иммигрантов в 80-х и 90-х годах токе замедлил рост доходов мвнае образованной части трудовых ресурсов в США.
Почему же предложение выпускников колпеджей на рынке труда не увеличилось больше, чем показано на графике, сдерживая таким образом рост надбавки за высшее образование? Б конце концов, поскольку разрыв в доходах стал увеличиваться вще в начале 80-х годов, не способствовало ли это тому, что больше молодежи стало поступать и со временем заканчиввть колледжи? Но другие факторы -в частности, повышение реальной стоимости образования в колледж.е ^ ограничили рост предложения выпускников колледжей на рынкв труда. В 80-х годах стоимость высшего образования в государственных колледжах в два раза опережала темпы инфляции; а в частных школах - в три раза. В тоже время государственные лособия и кредиты студентам отставали от темпов инфляции.
Некоторые последствия, Во-пераых, в настоящее время индивидуальное экономическое благосостояние более тесно, чем Прежде, связано с уровнем образования человека, Во-вторых, разрыв е заработной плате более и менее образованных работников все время растет и способствует установлению большего неравенства доходов б экономике е целом, В-третьих, процветание любого города, штата или рагиона все в большей мера зависит от его заботы об образовании.
Источник: На основе данных: Groshen E. L and Drozdowski С.
The Recent Rise in the Value of Education: Market Forces at Work// Economic Commentary, Federal Reserve Bank of Cleveland, 15 August, 1992 [уточненные двнные),
РЕЗЮМЕ
h Ценовая эластичность спроса измеряет чувствительность потребителей к изменению цены. Если потребители относительно чувствительны к изменению цен; спрос является эластичным. Если потребители относительно нечувствительны к изменению цен, спрос неэластичен.
2. Формула ценовой эластичности позволяет измерить степень эластичности или неэластичности спроса. Она имеет следующий вид:
Процентное изменение величины спроса на продукт X
Процентное изменение цены продукта Y
При определении процентных изменений цены и величины спроса в качестве отправной точки используются средние значения всех рассматриваемых цен и величин спроса. Если Ed больше единицы, спрос считается эластичным. Если Ed меньше единицы, спрос неэластичен. Единичная эластичность встречается в особом случае, когда £d равняется единице.
3. Кривая совершенно неэластичного спроса изображается прямой линией, параллельной вертикальной оси; кривая совершенно эластичного спроса — прямой линией, расположенной выше и параллельно горизонтальной оси.
4. В разных ценовых интервалах на кривой спроса эластичность различна; кривая, как правило, эластична в левой верхней части графика и неэластична в его правой нижней части. Об эластичности нельзя судить по степени крутизны или пологости кривой спроса на графике.
5* Если цена и общая выручка изменяются в противоположных направлениях, значит, спрос эластичен. Если цена и общая выручка изменяются в одном и том же направлении, спрос неэластичен. В случае единичной эластичности спроса изменение цены оставляет общую выручку неизменной.
6. Количество доступных товаров-заменителей, удельный вес продукта в бюджете покупателя, его принадлежность к предметам пер ной необходимости или к предметам роскоши, а также продолжительность анализируемого периода времени - нее это факторы, определяющие эластичность спроса, :
7. Концепция эластичности применима и к пред-ложению. Коэффициент ценовой эластичности предложения можно рассчитать по формуле
=
Процентное изменение величины предложения
товара X
Процентное изменение цены товара У
Эластичность предложения зависит от того, насколько легко перераспределяются ресурсы между альтернативными сферами их использования. В свою очередь^ эта мобильность ресурсов прямо пропорциональна количеству времени, которым располагают производители, для того чтобы приспособиться к данному изменению цен+
8. Перекрестная эластичность указывает, насколько чувствителен объем покупок одного продукта к изменению цены другого. Коэффициент перекрестной эластичности можно рассчитать по формуле:
Процентное изменение величины спроса
на товарX
Процентное изменение цены товара У
Положительный коэффициент перекрестной эластичности свидетельствует о взаимозаменяемых товарах, отрицательный — о сопутствующих товарах. 9, Эластичность спроса по доходу показывает, как реагирует объем покупок потребителя на изменение его дохода. Коэффициент эластичности спроса по доходу находится по формуле
Процентное изменение величины спроса
на товаре
Процентное изменение дохода
Для нормальных товаров данный коэффициент по-ложителен, а для товаров низшей категории - отрицателен.
10. Государственное регулирование цен лишает равновесные иены способности выполнять нормативную функцию. Установление эффективных потолков цен приводит к возникновению устойчивых товарных дефицитов, и если правительство стремится к справедливому распределению продукта, ему приходится брать на себя функцию нормирования потребления. Установление низшего предела цен способствует производству излишков продукта; правительство вынуждено закупать эти излишки или устранять их, вводя ограничения на производство или стимулируя потребительский спрос.
ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ
Ценовая эластичность спроса
(price elasticity of demand) Эластичный спрос (elastic demand) Неэластичный спрос (inelastic demand)
Единичная эластичность
(unit elasticity) Совершенно неэластичный спрос
(perfectly inelastic demand) Совершенно эластичный спрос
(perfectly elastic demand) Общая выручка (total revenue) Оценка do показателю общей выручки
{total-revenue test)
Ценовая эластичность предложения
(price elasticity of supply) Рыночный период (market period) Краткосрочный период
(short run) Долгосрочный период
(long run) Перекрестная эластичность спроса
(cross elasticity of demand) Эластичность спроса по доходу
(incom e e lasiicity of dem and) Потолок цены (price ceiling) Низший предел цены (price floor)
ВОПРОСЫ И УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ
L Повторите вопросы 1, 4 и 8 в конце главы 3.
2, Ключевой вопрос. На основе приведенных ниже данных о спросе постройте график, а затем воспользуйтесь формулой центральной точки Ed, чтобы определить ценовую эластичность спроса для каждого
из четырех изменений цены на 1 дол. Что вы можете сказать о соотношении наклона кривой и эластичности? Не вдаваясь в технические детали, объясните, почему спрос эластичен в левой верхней части кривой спроса и неэластичен в правой нижней части.
Спрос и предложение:
Цена продукта (в дол.] Bvnmma спроса
5 1
4 2
3 3
г 4
1 5
3, Нарисуйте дне линейные кривые спроса параллельно друг другу. Покажите, что для любого заданного изменения цены спрос более эластичен на кривой^ расположенной ближе к началу координат.
4, Ключевой вопрос. Вычислите значение показателя обшей выручки на основе данных о спросе из вопроса 2. Постройте график общей выручки по вашей кривой спроса. В общем виде сформулируйте, каково соотношение ценовой эластичности и
общей выручки.
5* Кгючевой вопрос. Каким образом следующие изменения цены повлияют на общую выручку (совокупные расходы) - увеличится ли общая выручка, сократится ли она или останется неизменной?
а) цена налает, спрос неэластичен; ■-■: ------
6} цена растет, спрос эластичен;
в) цена растет, предложение эластично;
г) цена растет, предложение неэластично;
д) цена растет, спрос неэластичен;
е) цена падает, спрос эластичен;
ж) цена падает, спросу свойственна единичная
эластичность,
6. Ключевой вопрос. Каковы основные факторы,
определяющие эластичность спроса? Опираясь на эти факторы, оцените эластичность или неэластичность спроса на следующие продукты: а) апельсины; б) сигареты; в) сигареты «винстон»; г) бензин; л) сливочное масло; е) соль; ж) автомобили; з) билеты на футбольные матчи; и) браслеты с бриллиантами; к) этот учебник,
1. Каким образом повлияет введение правила о проживании студентов исключительно в университетских общежитиях на ценовую эластичность спроса на жилую площадь в общежитиях? Какое воздействие это в свою очередь окажет на арендную плату за комнату?
8, «Если спрос на сельскохозяйственную продукцию обладает низкой ценовой эластичностью, то богатый урожай может отрицательно отразиться на дохода х фе р м е ро в». Оцени те да н н о е с ужде н и е и да й -те его графическую иллюстрацию.
9, Вы назначены на должность председателя налоговой комиссии штата. Ваша обязанность — разработать программу пополнения казны штата за счет акцизных налогов. Принимая решение о том, какие тонары обложить таким налогом, будете ли вы пользоваться информацией об эластичности спроса на эти товары? Поясните ответ,
10, Ключевой вопрос. В мае 1990 г, картина Ван Го га «Портрет доктора Гаше» была продана с аукци-
_______________________ГЛАВА 20 453
астичность и реальные проявления
она за 82,5 млн дол. Дайте графическую иллюстрацию данной ситуации, используя кривые спроса и предложения. Прокомментируйте ее, обращая осо*=-бое внимание на эластичность предложения.
11, В 50-е годы местный отряд бойскаутов в Джексоне (штат Вайоминг) решил собирать и продавать на аукционе лосиные рога, сбрасываемые тысячами лосей, зимующих в этом районе. Покупателями выступали в основном местные ремесленники, использовавшие рога для изготовления п ряже к дл я ре м ней, пуговиц и закол о к дл я гал сту-ков. Цена составляла 6 центов за фунт, и отряд выручал по 500 дол. ежегодно. Но в 70-е годы в Азии получило распространение поверье, согласно которому смолотый в муку и добавленный в пищу лосиный рог якобы способствует повышению половой потенции. В 1979 г. цена лосиного рога на аукционе в Джексоне составила 6 дол. за фунт, и бойскауты заработали 51 тыс. дол.! Покажите графически и объясните на словах эти значительные изменения цены и общей выручки. Предположив, что кривая предложения лосиных рогов осталась неизменной, вычислите коэффициент эластичности предложения с помощью формулы центральной точки.
12. Ключевой вопрос. Предположим, что перекрестная эластичность спроса на продукты Л и В составляет +3,6, а на продукты Си D равна -5,4. Какие выводы о взаимосвязи продуктов А и В, С и D вы можете сделать?
13. Ключевой вопрос. Эластичность по доходу спроса на кинофильмы, услуги зубных врачей и одежду оценивается величинами +3,4, +1,0 и +0,5
соответственно. Объясните смысл этих коэффициентов. Что означает отрицательный коэффициент эластичности спроса по доходу?
14, Почему желательно, чтобы установление потолка цен сопровождалось государственным нормированием потребления? А установлению низшего предела цен сопутствовали программы закупок излишков продукта, ограничения производства или расширения спроса? Покажите графически, что введение потолка цен вызывает дефицит товаров, а низшего предела цен — их излишек. Каким образом эластичность спроса и предложения влияет на величину этого дефицита или излишка (и влияет ли вообще)? Объясните ваш ответ,
15- («Последний штрих».) Как за последние годы изменился разрыв в доходах между выпускниками высших учебных заведений и работниками, закончившими лишь среднюю школу? Поясните эти изменения с помощью факторов спроса и предложения.
16. Интернет-вопрос. Детерлшнанты ценовой эластичности спроса и выборка товаров под названием «Голубые огни» в супермаркетах системы К-mart. В целом эластичность спроса на товар тем выше.
454 ЧАСТЬ ПЯТАЯ____________________
Микроэкономике товарных рынков
чем; а) больше у него заменителей; б) больше его
удельный вес в доходах потребителя; в) с меньшей вероятностью он может быть отнесен к товарам первой необходимости. Супермаркеты K-mart (http:// www,kmart.coiri/) еженедельно публикуют данные по продажам выборочных товаров. Если сокращение цены приводит к росту общего дохода, то K-mart относит товар из этой выборки в рубрику под условным названием «Голубые огни», то есть к товарам, пользующимся эластичным спросом. Просмотрите выборку за эту неделю и для каждого товара начислите по 1 баллу за соответствие одному из вышеперечисленных критериев эластичного спро- ■ с а. Сколько товаров из выборки набрало 3 балла? А есть ли такие, что не набрали ни одного? Зачем, интересно, K-mart включает в выборку товары, набирающие менее 3 баллов?
17, Интернет-вопрос. Квартиры в Нью-Йорке-последствия введения потолка цен,В Нью-Йорке контроль за арендной платой за жилье был введен во время второй мировой войны и сохранен муниципалитетом Нью-Йорка после ее окончания. В 1997 г. контроль за арендной платой охватывал примерно 71 тыс. городских квартир. Определите разницу между понятиями «контроль за арендной платой» и «политика стабилизации арендной пла-ты>, посетив сайт сети квартиросъемщиков (http:// www.tenant.net/) и сайт «Рекомендации по аренде
квартир Нью-Йорке» (http://www.nycrgb.coTn/). Не являются ли оба эти понятия завуалированным способом контроля цен? Какие могут быть последствия такого контроля? Сокращаются или, наоборот, расширяются масштабы контроля за арендной платой?
в
ам, возможно, попадались футболки с надписью «Пройдусь-ка я по магазинам* или «Ходи по магазинам до упаду». Американцы, действительно, — нация покупателей, В 199? г. они истратили на товары и услуги около 5.2 трлн дол. Эти расходы составили примерно 93% общего п о ел ен ал о го во го дохода США. В этом же году уровень потребления на душу населения достиг 19 410 дол.
Одна из задач макроэкономике — изучение структуры потребительских расходов. Если бы вам довелось сравнить содержимое тележек двух покупателей, вы бы обнаружили колоссальную разницу. Почему Паула погрузила б свою тележку картофель, пастернак, гранаты и «пепси-колу», а Сэм — сахар, соленья, мыло, колбасный фарш и «севен-ап»? Почему Паула не купила также свинину и душистый перец, а Сэм, зайдя в бакалейный отдел, не остановил свой выбор на супе и спагетти? Из этой главы мы узнаем, как покупатели распределяют свои денежные доходы на различные доступные им товары и услуги. Почему потребитель покупает именно этот, а не какой-то другой набор товаров? Разбирая и анализируя эти вопросы, мы расширим наше понимание закона спроса.
Л" !f
а ■'\'I' \
- v "•
*.■ J
J,-
J * С
п:
->
ДВА ОБЪЯСНЕНИЯ ЗАКОНА СПРОСА
Закон спроса опирается просто на здравый смысл. Высокая цена подавляет желание потребителя совершить покупку, низкая же цена поощряет его приобрести товар. Давайте теперь рассмотрим еще два объяснения нисходящего характера кривой спроса, которые лишь подтверждают правильность наших повседневных наблюдений. (Третье объяснение, основанное на кривых безразличия, в определенном с м ы:с л еполнееи гл убже расе м атр и а а е м ы х з д е с ь; о н о разбирается в приложении к этой главе.)
Эффекты дохода и замещения
В главе 3 нисходящий характер кривой спроса впервые объяснялся эффектами дохода и замещения,
1, Эффект дохода. Эффект дохода - это то воздействие, какое изменение иены продукта оказывает на реальный доход потребителей и, следовательно} на величину спроса на продукт. Если цена продукта, например говядины, падает; то реальный доход, иди покупательная способность, того, кто покупает этот продукт, возрастает. Это увеличение реального дохода проявится н росте объема покупок разнообразных товаров, включая и говядину. Так, при постоянном денежном доходе 20 дол. и неделю вы в состоянии приобрести 10 фунтов говядины по 2 дол. за фунт. Но если цена говядины упадет до 1 дол. за фунт и вы купите те же 10 фунтов, то у вас высвободится еще 10 дол. в неделю, которыми вы сможете воспользоваться для приобретения дополнительного количества говядины или любых других товаров. Снижение цены говядины увеличивает реальный доход потребителя, тем самым позволяя ему покупать большее количество говядины. Это и называется эффектом дохода.
2. Эффект замещения. Эффект замещения — это то
воздействие, какое изменение цены продукта оказывает на его относительную стоимость и, следовательно, на величину спроса на него. Когда цена продукта падает, он становится дешевле по отношению ко всем другим продуктам. И потребители будут стремиться заменить более дешевым товаром другие продукты, которые стали теперь относительно дороже. В нашем примере снижение цены на говядину — при неизменных ценах на все другие продукты — делает ее все более привлекательной для покупателей. При цене 1 дол. за фунт она представляет собой более «удачное приобретение», чем при
цене 2 дол. Более низкая цена побуждает потребителя замещать говядиной некоторые другие продукты} ставшие относительно менее привлекательными. Говядина вполне может заменить свинину, телятину, птицу, рыбу и целый ряд других продуктов питания. Снижение цены увеличивает относительную привлекательность продукта, и потребители приобретают его в большем количестве. Это и называется эффектом замещения.
Эффекты дохода и замещения дополняют друг друга, обусловливая способность и желание потребителя покупать большее количество определенного товара, по низкой цене, чем по высокой,