Эффект вытеснения и накопление капитала
Обратимся теперь к потенциально более серьезной проблеме. Государственный долг все же может послужить источником реального экономического бремени для грядущих поколений, в частности потому, что под воздействием долга будущие поколения наследуют меньший запас инвестиционных товаров (средств производства), то есть меньшую-«национальную фабрику». Такое развитие событий связано с эффектом вытеснения, который заключается в том, что дефицитное финансирование приводит к росту процентных ставок и сокращению частных инвестиционных расходов. Если это происходит, то будущим поколениям достанется экономика, обладающая меньшим производственным потенциалом, и при прочих равных условиях их уровень жизни окажется ниже, чем в ином случае.
Предположим, что экономика функционирует на уровне производства при полной занятости и бюджет изначально сбалансирован. Теперь по тем или иным причинам правительство увеличило объем своих расходов. Прирост государственных расходов скажется в первую очередь на тех, кто живет в это время. Вспомним кривую производственных возможностей с товарами государственного сектора на одной оси и товарами частного сектора - на другой. В экономике, достигшей полной занятости, увеличение государственных расходов смешает экономику вдоль кривой по направлению к оси товаров государственного сектора, что означает сокращение частного производства.
Но в частном секторе производятся как потребительские, так и инвестиционные (капитальные) товары. Если увеличение производства в государственном секторе происходит за счет потребительских товаров, то все бремя этого в форме более низкого, уровня жизни ляжет на плечи нынешнего поколения, поскольку не затронет ни текущий уровень инвестиций, ни, следовательно, размер «национальной фабрики», которую унаследуют грядущие поколения. Если же увеличение производства в государственном секторе ведет к сокращению производства инвестиционных товаров, то это никак не отразится на уровне потребления (уровне жизни) нынешнего поколения. Но детям и внукам этого поколения в будущем достанутся меньший запас основных фондов (накопленного капитала) и более низкий доход.
Два сценария. Давайте рассмотрим два сценария развития событий, которые ведут к разным результатам.
Первый сценарий. Допустим, что упомянутое нами увеличение государственных расходов финансируется за счет повышения налогов — скажем, индивидуального подоходного налога. Как известно, большая часть дохода используется на потребление, поэтому потребительские расходы сократятся почти на столько же, на сколько возросли налоги. Таким образомj основное бремя увеличения государственных расходов примет на себя нынешнее поколение: ему достанется меньше потребительских товаров.
Второй сценарий. Теперь предположим, что увеличение государственных расходов финансируется за счет наращивания государственного долга. Это означает, что правительство выходит на денежный рынок и вступает в конкуренцию за финансовые ресурсы с частными заемщиками. При данном уровне предложения денег это увеличение спроса на деньги приведет к росту процентной ставки, то есть «цены», уплачиваемой за пользование деньгами.
Кривая /rfl на рис. 19-2 воспроизводит кривую спроса на инвестиции, изображенную на рис. 9-5. (Пока отвлечемся от кривой Idt) Кривая спроса на инвестиции является нисходящей; зто означает, что объем инвестиционных расходов изменяется обратно пропорционально процентной ставке. В данном случае дефицитное финансирование государственных расходов ведет к росту процентной ставки и. следовательно, к сокращению частных инвестиций. Если государственные займы поднимут процентную ставку с 6 до 10%, то объем инвестиционных расходов уменьшится с 25 млрд до 15 млрд дол., то есть 10 млрд дол. частных инвестиций окажутся вытеснены.
Вывод: при Дефицитном финансировании предполагаемое увеличение производства в государственном секторе, скорее всего, происходит за счет сокращения частного производства инвестиционных товаров. Вследствие дефицитного финансирования, в отличие от финансирования из налоговых поступлений, грядущим поколениям достанется в наследство «национальная фабрика» меньших размеров,
а следовательно, их уровень жизни будет ниже.
Две оговорки. Но у наших рассуждений есть два ограничения, из-за которых может оказаться, что экономическое бремя, перекладываемое на плечи грядущих поколений, на самом деле куда меньше, если вообще существует.
JL Государственные инвестиции. В наших рассуждениях мы не принимали во внимание характер прироста государственных расходов. Продукция государственного сектора, равно как и продукция частного производства, включает в себя и потребительские и инвестиционные товары. Если прирост
Рисунок 19-2. Кривая спроса на инвестиции и эффект вытеснения
Эффект вытеснения заключается в том, что при фиксированной кривой спроса нз инвестиции /ri1 повышение процентной ставки, вызванное дефицитным финансированием государственных расходов, ведет к сокращению частных инвестиционных расходов и уменьшению размера «национальной фабрики», которая достанется в наследство грядущим поколениям. В данном случае повышение процентной ставки с 6 до 10% вытаскает 10 мпрд дол. частных инвестиций. Однако, если изначально экономика переживает спад, то дефицитное финансирование способно породить у предпринимателей благоприятные ожидания будущих прибылей и сместить кривую Спроса на инвестиции от (л к 4>э- Такой сдвиг кривой может частично или полностью перекрыть эффект вытеснения.
государственных расходов складывается из затрат потребительского характера — субсидий на школьные завтраки или оплаты автомобилей для правительственных чиновников, тогда вывод из нашего второго сценария, согласно которому в результате роста долга его бремя перекладывается на грядущие поколения, вполне справедлив. Но что, если правительственные расходы носят инвестиционный характер, например, если это вложения в строительство автострад, портов, систем паводкового контроля или инвестиции в «человеческий капитал* -образование, систему подготовки кадров, здравоохранение?
Как и частные расходы на машины и оборудование, государственные инвестиции укрепляют будущий производственный потенциал экономики. Следовательно, в этом случае запас накопленного капитала, который поступит в распоряжение будущих поколений, не должен сократиться, скорее изменится его структура: увеличится доля государственного капитала и уменьшится доля частного.
2. Безработица. Другое ограничение связано с нашим предположением о том, что первоначально рост государственных расходов происходит в экономике, достигшей полной занятости. И вновь кривая производственных возможностей напоминает нам о том, что если экономика не достигла уровня полной занятости, или графически соответствует точке на кривой производственных возможностей, то увеличение государственных расходов может переместить экономику ближе к кривой без всякого ущерба для текущего потребления или накопления капитала. Следовательно, если в экономике изначально существует безработица, дефицитное финансирование государственных расходов не обязательно создает бремя для будущих поколений в форме сокращения размеров «национальной фабрики*.
Давайте еще раз вернемся к рис, 19-2. Если дефицитное финансирование приведет к росту процентной ставки с б до 10%, то произойдет вытеснение 10 млрд дол. инвестиций. Но увеличение государственных расходов окажет на экономику, находящуюся в состоянии спада, стимулирующее воздействие через эффект мультипликатора, формируя у предпринимателей благоприятные ожидания будущих прибылей и смещая спрос на инвестиции вправо к: Idl. В подобных обстоятельствах, несмотря на рост процентной ставки до 10%, инвестиционные расходы останутся на уровне 25 млрд дол. Конечно, спрос на инвестиции может увеличиться в меньшей или большей степени, чем это показано на рис, 19-2. В первом случае эффект вытеснения не будет полностью перекрыт; во втором случае он будет перекрыт с избытком. Главное же, что прирост спроса на инвестиции служит противовесом эффекту вытеснения. (Ключевой вопрос 7>)
ДЕФИЦИТ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В НЕДАВНЕМ ПРОШЛОМ
В последнее десятилетие дефицит федерального бюджета и растущий государственный долг находились в центре внимания экономистов.
Огромные размеры
Как видно из рис. 19-3, абсолютный размер ежегодного дефицита федерального бюджета в SO—90-х голах значительно возрос. В 70-х годах среднегодовой дефицит был равен примерно 35 млрд дол. В 80-х годах дефицит увеличился в пять раз, следовательно, государственный долг за то же время утроился (табл. 19-1).
В 1991 г. дефицит федерального бюджета вырос до 269 млрд дол., а в 1992 г. - до 290 млрд дол., в основном потому; что из-за экономического спада 1990-1991 п\ и последовавшего за ним вялого подъема приток налоговых поступлений замедлился. 3начительные затраты правительства на «спасение» ссудо-сберегательных ассоциаций также способствовали образованию огромных дефицитов этих лет. Затем в 1993 и 1994 гг., когда развитие экономики ускорилось и администрация Клинтона стала предпринимать усилия по сокращению дефицита, он начал уменьшаться. В 1997 г. дефицит сократился до 22 млрд дол+
Недооценка? Возможно, бюджетный дефицит за большинство последних лет, представленных на рис. 19-3, занижен. В последние годы правительство получало больше средств от взносов в систему социального обеспечения, чем выплачивало в качестве пенсионных пособий нынешним пенсионерам. Цель создания такого излишка — подготовка к будущему когда начнут уходить на пенсию родившиеся в период пика рождаемости. Некоторые экономисты утверждают, что эти поступления не следует принимать в расчет при оценке текущего дефицита, поскольку они фактически «доллар в доллар» составляют долговые обязательства будущих правительств. При таком подходе излишек, образующийся за счет взносов в систему социального обеспечения, не должен рассматриваться в качестве покрытия текущих государственных расходов. Исключив этот излишек из оценки дефицита, мы обнаружим, что его величина возрастает на 60—80 млрд дол. ежегодно.
Рост процентных платежей. Столбец (4) табл. 19-1
свидетельствует о том, что в 1970 г. процентные платежи по государственному долгу увеличились более чем в 17 раз. В 1997 г. процентные платежи составили 244 млрд дол. — величину, превосходящую общий размер дефицита за многие предыдущие годы! Поскольку процентные платежи составляют часть государственных расходов, долг, порождающий эти платежи, «питает сам себя». Процентные платежи по обслуживанию долга - это единственный компонент государственных расходов, которые Конгресс не вправе урезать, поэтому их спиралеобразный рост усложняет контроль за расходами правительства и величиной будущего дефицита.
Неадекватная политика» В отдельные годы бюджетный дефицит формировался в экономике, достигшей или весьма близкой к полной занятости. В прошлом дефицит бюджета — особенно крупный — возникал вследствие финансирования военных действий и экономических спадов. И хотя экономические спады 1980-1982 и 1990-1991 гг. способствовали образованию огромных дефицитов, все же стало окончательно ясно, что устойчивый дефицит значительных размеров — это результат снижения налогов и наращивания государственных расходов в 1981 г. Анализируя рис, 12-3, можно сказать, что снижение налогов 1981 г сместило прямую налоговых поступлений вниз. Тем временем, в
Рисунок 19-3.Ежегодный дефицит федерального бюджета, 1970-1998 г г, (итоги бюджетного года, в млрд дол.)
■' Размеры ежегодного бюджетного дефицита в 80-х и 90-х годах существенно возросли в Сравнении с 70-ми годами. (Источник Economic Report of the President, 1998. Бюджетный год представпяет собой деенадцатимееячный период, который заканчивается 30 сентября, а не 31 декабря, как календарный год. За 1998 г, приводятся оценочные данные.]
основном из-за увеличения расходов на социальные програ м м ы, пря мая государстве н н ы х расходов с д ви -нулась вверх. Таким образом, даже при производстве на уровне полной занятости (ВВП,) сохраняется крупный структурный дефицит.
Во время экономического процветания крупный дефицит вызывает обеспокоенность как возможный источник инфляции спроса. Для противодействия потенциальному росту цен ФРС вынуждена проводить более жесткую кредитно-денежную политику. Политика «дорогих» денег; наряду с высоким спросом на деньги в частном секторе, приводит к росту реальных процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов. Бюджетный дефицит порождает наиболее мощный эффект вытеснения, когда экономика достигает полной занятости или близка к ней.
Проблемы внешнеторгового баланса. Наличие крупного бюджетного дефицита весьма затрудняет для страны достижение баланса и международной торговле. Как мы увидим позже, крупный ежегодный бюджетный дефицит способствует расширению импорта и сдерживает экспорт. Кроме того, бюджетный дефицит считается главной причиной двух взаимосвязанных явлений: 1) полученного Соединенными Штатами статуса «крупнейшей в мире страны-должника»; 2) так называемой «распродажи Америки» иностранным инвесторам. .
БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ДЕФИЦИТ ВНЕШНЕТОРГОВОГО БАЛАНСА
Многие экономисты усматривают причинно-следственную связь между дефицитом федерального бюджета и внешнеторговым дефицитом. Рисунок 19-4 помогает уяснить логику их рассуждений.
Рост процентных ставок
Взглянув на блоки 1 и 2, мы вновь увидим, что для финансирования бюджетного дефицита правительство должно выходить на денежный рынок и вступать в конкуренцию за привлечение средств с частным сектором. Как мы знаем, это способствует росту процентных ставок, который, в свою очередь, имеет два важных последствия. Как явствует из блока 3, рост процентных ставок подавляет частные инвестиционные расходы, то есть здесь проявляется эффект вытеснения. Когда экономика близка к полной занятости, эффект вытеснения может быть очень значительным. В связи с этим даже те экономисты, кто с готовностью признает за бюджетным дефицитом краткосрочное стимулирующее воздействие на деловую активность, высказывают опасение, что в долгосрочной перспективе дефицит ведет к снижению темпов экономического роста. Они указывают на то,
Рисунок 19-fl.Бюджетный дефицит и дефицит внешнеторгового баланса
Крупный бюджетный дефицит может иметь несколько последствий. Дефицит ведет к росту внутренних процентных ставок, в резупьтате чего происходит вытеснение частных инвестиций, а также повышается спрос на американские ценные бумаги. Под воэ-j действием этого последнего явления увеличиваются внешний долг США и спрос на доллары. Высокий спрос на доплары способствуй ет росту международной стоимости доллара, а следствием этого становится удорожание американского экспорта для иностранцев и удешевление импорта для американцев. Таким образом, в США экспорт сокращается, а импорт расширяется, и, следовательно, образуется внешнеторговый дефицит, который оказывает сдерживающее воздействие на экономику.
что дефицит используется для финансирования программ социальных льгот и производства в государственном секторе товаров потребительского типа за счет инвестиций в модернизацию предприятий и н о вое оборуд о ва 1i и е. По раси ро стра н е н н о м у м нению, дефицит подталкивает экономику на путь замедленного долгосрочного роста.
Удорожание доллара
Второе последствие, показанное и блоке 4, состоит в том, что более высокие реальные процентные ставки по американским государственным и частным ценным бумагам делают финансовые инвестиции в эконом и ку С Ш А б о л е е п р и вл е ка тельным и дл я и и о -страниев. И хотя возникающий вследствие этого приток средств из-за рубежа позволяет финансировать и дефицит, и частные инвестиции, блок 5 напоминает нам о том, что такой приток средств представляет собой прирост внешнего долга. Выплата процентов и погашение долгов иностранцам неизбежно означают сокращение будущего реального продукта, доступного внутренней экономике.
Блок 6 показывает, что для приобретения высокодоходных американских ценных бумаг иностранцам сначала нужно купить доллары США за свою национальную валюту. Это увеличивает общемировой сирое на доллары и повышает международную цену или обменную стой мост ь, доллара. 6 качестве
иллюстрации допустим, что до образования крупного дефицита в США американский доллар ($) и французский франк (F) обменивались на рынке по курсу $1 = FJ0, Но затем финансирование крупного дефицита привело к росту процентных ставок в США и, таким образом, к увеличеншо спроса на доллары, за которые можно приобрести американские ценные бумаги. Предположим, что это повышает курс доллара до $1 = F1L
Внешнеторговый дефицит
Такое удорожание доллара, естественно, оказывает угнетающее воздействие на американский экспорт (блок 7) и ведет к расширению импорта (блок 8), формируя таким образом * неблагоприятный» торговый баланс. Давайте посмотрим, как это происходит; Мы уже знаем, что валютные курсы привязаны к уровням цен в разных странах. Когда стоимость доллара повышается, то есть когда доллар становится для иностранцев дороже, то же самое происходит со всеми американскими товарами.
В нашем примере рост стоимости доллара с $1 = = F10 до SI = F11 повышает для французов цены всех американских товаров на 10%, Американский товар, который прежде стоил 10 франков, теперь стоит 11 франков. Французы ответят на это приобретением меньшего количества американских товаров; таким образом, произойдет сокращение американ-
ПОСЛЕДНИЙ ШТРИХ