Экономический рост и производственные возможности
Вспомним, что кривая, подобная кривой АВ на рис. 18-1, является кривой производственных возможностей. Она показывает различные максимальные по объему сочетания продуктов, которые экономика способна произвести при заданных количестве и качестве природных, человеческих и капитальных ресурсов и технологическом уровне. Улучшение любого из факторов предложения смещает кривую производственных возможностей выше и правее, например, от АВ до CD.
Но факторы спроса и эффективности напоминают нам, что экономика не обязательно достигнет своего максимального производственного потенциала. Кривая может сдвинуться правее и выше, но
Рисунок 18-1*Экономический рост и кривая
производственных возможностей
Экономический рост возможен при наличии четырех факторов предложения, которые сдвигают кривую производственных возможностей из положения АВ в положение CD. Экономический рост реализуется, когда фактор спроса и фактор эффективности сдвигают экономику из точки а в точку в.
экономика при этом останется на более низком уровне, например в точке я на кривой АВ. Поскольку точка а расположена внутри новой кривой CD, экономика не достигла своего потенциала роста, Прирост производственного потенциала реализуется только при условии, что: I) совокупный спрос увеличивается в достаточной степени, чтобы соответствовать полной занятости; 2) дополнительные ресурсы используются эффективно, то есть вносят максимальный стоимостный вклад в производство продукции.
Увеличение совокупного спроса должно переместить экономику из точки а в какую-то точку на кривой CD, Причем для получения наибольшего прироста денежной стоимости производственного продукта, то есть наибольшего прироста реально-го ВВП, это положение на кривой CD должно быть оптимальным. Из главы 2 мы знаем, что «наилучшее положение» устанавливается при наращивании производства каждого товара до тех пор, пока его предельная выгода будет равна его предельным издержкам. За оптимальное сочетание инвестиционных и потребительских товаров мы принимаем точку Ь.
Возьмем для иллюстрации такой пример. Чистый прирост рабочей силы в США составляет I ?5 млн человек в год. Сам по себе этот прирост увеличивает производственную мощность экономики. Но для того чтобы эти новые 1,5 млн работников произвели то количество дополнительного продукта, какое способны, им всем необходимо найти работу, причем именно в тех отраслях и фирмах, где их способности полностью и наилучшим образом реализуются. Общество не нуждается ни в новых трудовых ресурсах, пополняющих ряды безработных, ни в педиатрах, работающих водопроводчиками; равно как ему не нужны рабочие, производящие продукте более высокими предельными издержками, чем предельная выгода, (Ключевой вопрос 2.)
Труди производительность. При всей важности факторов спроса и эффективности основное внимание при обсуждении проблем роста экономисты уделяют предложению. На рис. 18-2 схематично очерчены ключевые вопросы, вокруг которых строится это обсуждение, и показаны два основополагающих способа, какими общество способно добиться увеличения своего реального продукта и дохода: 1) вовлечение в производство большего объема ресурсов; 2) наращивание производительности этих ресурсов. Можно утверждать, что объем реального ВВП любого года зависит от трудозатрат (измеряемых в отра-бот анн ых ч еловеко - на сах), п ом н ожени ых 11a iipo из в о -дительностъ труда (измеряемую почасовой выработкой одного работника).
С о во куп н ы й К ол и ч е ст в о
объем = отработанных х производства человеко-часов
П рои звод ител ьн ость труда.
Приведем такой пример. Предположим, что в хозяйстве занято 10 человек, каждый из которых от-
Рисунок 18-2.Факторы, определяющие объем реального
продукта
Реальный ВВП можно представить как произведение тру доаатрат и производительности труда.
рабатывает 2 тыс. часов в год (50 недель по 40 рабочих часов в неделю), так что общее количество отработанных человеко-часов составляет 20 тыс. Если производительность труда, то есть средняя удельная выработка (выработка в расчете на человеко-час), равна 5 дол., то общий объем производства, или реальный ВВП, составит 100 тыс. дол, (20 тыс. х
х 5 дол.)*
Чем определяется количество отработанных часов? И от чего зависит производительность труда? Рисунок 18-2 дает нам некоторые ответы на эти вопросы. Величина трудозатрат зависит от численности занятых и средней продолжительности рабочей недели. Численность занятых зависит от численности трудоспособного населения и уровня вовлеченности в состав рабочей силы, то есть от доли трудоспособного населения, которое реально представляет рабочую силу. Средняя продолжительность рабочей недели определяется организационно-правовым и факторами, а также условиями коллективных трудовых соглашений.
Производительность труда определяется такими факторами, как технический прогресс, фондовооруженность труда (объем доступного для трудовой деятельности основного капитала), качество самой рабочей силы и эффективность распределения и сочетания различных ресурсов, а также управления ими. Производительность труда повышается по мере улучшения здоровья, профессиона_пьной подготовки, образования работников и повышения их заинтересованности в труде; по мере роста обеспеченности труда машинами, оборудованием и сырьем; по мере совершенствования организации производства и управления им; по мере перераспределения трудовых ресурсов из менее эффективных в более эффективные отрасли.
Расширенная модель совокупного спроса -совокупного предложения (AD-AS)
Экономический рост можно также рассматривать через призму модели долгосрочного совокупного предложения и совокупного спроса, рассмотренной в главе 16.
Предположим, совокупный спрос представлен кривой ADy, а долгосрочное и краткосрочное совокупное предложение — кривыми ASLA] и ASh как показано на рис. 18-3, Равновесный уровень цен равен Р]у а реальный объем производства — Q^ При уровне ntw P{ краткосрочное совокупное предложение представлено кривой AS\; она сдвигается вверх, потому что в краткосрочной перспективе изменения в уровне цен изменяют уровень реального выпуска. В долгосрочной перспективе, однако, номинальная заработная плата полностью при-
Рисунок 18-3.
\а модель совокупного спроса - совокупного пред пожен и я [AD-AS]
Кривые долгосрочного и краткосрочного совокупного предложения со временем смещаются вправо, например, от AS^ до ASL42 и от AS, до Д$5. Вместе с тем совокупный спрос может также сместиться вправо от Л01 до AD2, Результатом такого сочетания сдвигов станет экономический рост, который показан увеличением реального продукта от йл До Qb сопровождаемый инфляцией, которая показана повышением уровня цен от Р1 до Рг.
спосабливаются к новому уровню цеи, в результате чего кривая совокупного предложения принимает вид вертикальной прямой па уровне экономики при полной занятости, или Q,. Как и в случае с кривой производственных возможностей, уровень реального производства при полной занятости определяют реальные факторы предложения— количество и качество ресурсов и технологии. Изменения уровня цен не меняют положения кривой производственных возможностей; не меняют они и положение кривой долгосрочного совокупного предложения.
Рост краткосрочного и долгосрочного совокупного предложения. Теперь предположим, что изменения факторов предложения сдвигают кривую долгосрочного совокупного предложения вправо от ASLR] до ASLRV Это означает, что кривая производственных возможностей, изображенная на рис. 18-2, сместилась правее и выше, В результате экономический потенциал страны возрос.
Рост совокупного спроса. Если предположить, что
произойдет снижение цен, то при негибкой заработной плате экономика может достигнуть большего производственного потенциала только путем увеличения совокупного спроса. Глядя на рис. 18-3, допустим, что рост потребления, инвестиций, государственных расходов и чистого экспорта сместит кривую спроса из положения ADX в положение AD2 Мы также будем считать, что экономика продолжает эффективно использовать свои ресурсы.
Экономические выводы. Рост совокупного предложения и совокупного спроса, отраженный на рис. 18-3, вызвал увеличение реального производ-
ства с Qi до Q2 и повышение уровня цен с Р} до Р2. При более высоком уровне цен Р2 экономика окажется на новой кривой краткосрочного совокупного предложения AS2< Результатом изменений, описанных на рис. 18-3, яапяется экономический рост, сопровождающийся незначительными инфляционными явлениями. Эти выводы вполне согласуются с фактическими тенденциями роста реального ВВП и уровнем цен в экономике США. Вы можете удостовериться в этом, изучив строки 18 и 21 таблицы, помещенной на форзаце этой книги. (1&ючевой вопрос 3.)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ США
Таблица 18-1 дает представление об экономическом росте США за последние десятилетия, В столбце (2} рост представлен в виде увеличения реального ВВП. С 1940 г, реальный ВВП вырос почти в шесть раз. Однако численность населения США также существенно увеличилась. В столбце (4) мы видим, что реальный ВВП на душу населения е 1997 г. в 3,5 раза превысил аналогичный показатель 1940 г.
А что можно сказать о темпах роста? Как явствует из раздела «Международный ракурс 18-Ь, ежегодные темпы роста реального ВВП США начиная с )948 г составляли 3,1%. Не представленный в разделе показатель реального ВВП на душу населения увеличивался в тот же период примерно на 2% к год. Эти сухие цифры нуждаются в некоторых уточнениях.
L Повышение качества товаров и услуг* Данные, приведенные в табл. 18-1 и разделе «Международ-
Таблица 18-1-Реальный ВВП и ВВП на душу населения,
1929-1997 гг,
т | е; | (3) | № ..I | |
Годы | ВВП | Численность | ВВП на душу | |
[в млрд дол., | населения | населения | ||
в ценах 1992 гJ | [б млн человек) | (в ценах 1992 г J | ||
№/№ | ||||
64S4 | ||||
11 691 | ||||
10 599 | ||||
12 054 | ||||
I960 | 12 503 | |||
14 851 | ||||
16 576 | ||||
18 103 | ||||
20 241 | ||||
22 276 | ||||
24 544 | ||||
25 635 | ||||
£68 | 26 832 . . |
Источник: Economic Report of the President, 1998: Department of
Commerce.
ный ракурс 18-1», не полностью отражают повышение качества товаров и услуг и потому, вероятнее всего, занижают истинный рост благосостояния общества. Количественные показатели сами по себе не позволяют провести точное сравнение эпохи погребов и долгоиграющих пластинок с эпохой холодильников и компакт-дисков.
2. Увеличение свободного времени* Рост реального ВВП и ВВП на душу населения, показанный в табл. 18-1, происходил, несмотря на значительное увеличение свободного времени. Обычная рабочая неделя, некогда 50-часовая, теперь составляет приблизительно 40 часов. И вновь получается, что оценка экономического благосостояния заниже н а.
3. Воздействие па окружающую среду. Но количественные показатели не отражают также и того отрицательного воздействия, которое экономический рост оказывает на окружающую среду и качество жизни. Если экономический рост ухудшает состояние природной среды и создает стрессовые нагрузки на производстве, то статистические данные завышают выгоды такого роста.
4. Между н ароди ы е сравнен ия. 3 а п о ел е д н и е 5 0 л ет Соединенные Штаты имеют куда менее впечатляющие показатели экономического роста, чем многие промышленно развитые страны. Как явствует из раздела «Международный ракурс 18-Ь>, темпы экономического роста Японии в последние десятилетия более чем вдвое превосходили темпы роста США, Однако в настоящее время наблюдается некоторое замедление темпов экономического роста
МЕЖДУНАРОДНЫЙ РАКУРС 18-1
Среднегодовые темпы росте в отдельных странах! начиная с 1948г.
С 1948 г. реальный ВВП в Соединенных Штатах рос--медленнее, чем в некоторых других промышленно развитых странах. Наиболее высокие ежегодные темпы роста в этот период продемонстрировав Япония и Германия.
Источник: Organization for Economic Cooperetion end Detfertop
ment
в Японии и Германии. Также в последние годы темп прироста ВВП надушу населения в странах с невысокими абсолютными значениями этого показателя опережал темп роста этого показателя в странах с большими значениями.
КРАТКОЕ ПОВТОРЕНИЕ '18-1
+ Экономическийрост можно оценивать как увеличение с течением времени а) либо реального ВВП в чистом виде, б) либо реального ВВП в расчет© на душу носелекия*
+ В графическом изображении экономический рост выглядит кок а) сдвиг правее и выше кривой производственных возможностей (что сопровожден ется перемещением некоторых точек со «старой» кривой но «новую» кривую) или как 6) одновременный сдвиг вправо кривых долгосрочного и краткосрочного совокупного предложения и совокупного спроса.
+ Со времени второй мировой войны ежегодные темпы роста реального ВВП в Соединенных Штатах составляли чуть более 3%.
ОЦЕНКА ФАКТОРОВ РОСТА
Б табл. 18-2 приводятся оценки относительной значимости различных факторов экономического роста США, Данные и термины взяты из работ экономиста Эдварда Ф+ Денисона (Edward F, Denison), который провел количественную оценку относительной значимости различных факторов экономического роста в периоде 1929 по 1982 г, Мы экстраполировали оценки Денисона вплоть до настоящего времени с незначительными поправками на основе данных после 1982 г.
Затраты ресурсов
И производительность труда
Самый очевидный вывод из табл, 18-2 состоит в том, что основным источником роста реального продукта и национального дохода служит повышение производительности труда в США. Увеличение трудозатрат (строка 1) дает лишь 1/г прироста реального выпуска с 1929 г; остальные 2Д обеспечивает повышение производительности труда (строка 2). Трудозатраты
С течением времени численность населения и рабочей силы США существенно увеличилась. Начиная с 1929 г, население возросло со 122 млн до 268 млн человек, а рабочая сила — с 49 млн до 136 млн человек. Сокращение средней продолжительности рабочей недели перед второй мировой войной привело к уменьшению трудозатрат, но с тех пор рабочая неделя сокращалась весьма незначительно. Из-за падения рождаемости за последние 30 лет в стране про-
Таблица 18-2,Источники роста реального национального
дохода США, 1929-1997 гг.
Источник роста | Доля | каждого | |
источника (а %} | |||
(1) Увеличение трудозатрат | |||
[2) Повышение производительности | |||
труда | |||
[3] Технический прогресс | |||
(4) Накопление капитала | 20 | ||
Е5) Образование и профессиональная | |||
подготовка | |||
(6] Эффект масштаба | |||
(7) Совершенствование распределения | |||
ресурсов | |||
(8) | Правовой, человеческий и прочие | -9 | |
.;, факторы | |||
Источник:Denison Е, Я Trends in American Economic Grourth, 19ЭЭ-19B2. Washington; Orookfrgs Institution, 1985. P> 30 (сумме строк может не сходиться с итоговыми результатами из-за округпення).
изошло замедление демографического роста, которое, однако, отчасти перекрывалось увеличением численности иммигрантов. Но самое главное, что произошло в сфере трудозатрат, — это массовый приток женщин на рынки труда. Главным образом под воздействием этой тенденции численность рабочей силы США за последние 25 лет ежегодно увеличивалась примерно на 2 млн человек.
Технический прогресс
Основным двигателем экономического роста служит технический прогресс (строка 3 табл. 18-2), обеспечивший 28% прироста реального выпуска за период с 1929 г.
Понятие «технический прогресс» охватывает не только разработку и внедрение новых производственных технологий, но и появление новых методов управления и новых форм организации бизнеса. Вообще говоря, технический про фесе связан с появлением новых знаний и научных открытий, позволяющих по-новому комбинировать имеющиеся ресурсы заданного объема, с тем чтобы добиться наращивания производства.
Технический про фесе тесно связан с накоплением капитала (инвестиция ми): зачастую он настоятельно требует вложения капитала в новые машины и оборудование. Закупка новых компьютеров означает не просто увеличение их количества, но более быстрое и энергичное распространение компьютерных технологий. Вместе с тем, хотя современный севооборот и контурное земледелие обеспечивают значительный прирост сельскохозяйственного производства, они совсем не обязательно требуют вовлечения новых видов капитального оборудования или увеличения объема имеющегося.
Технический про фесе — процесс стремительный
и глубинный. К наиболее важным достижениям прошлого относятся газовые и дизельные двигатели, конвейеры и сборочные линии. Позже новые технологии породили автоматизированное производство и производства, управляемые с одного пульта. Более крупные, быстрые и экономичные коммерческие самолеты, интегральные микросхемы, компьютеры, ксероксы, контейнерные перевозки, не говоря уже о биотехнологии, лазерах и сверхпроводимости, — это те современные технологические достижения, которые еще одно-два поколения назад относились к области фантастики.
Накопление капитала
Около 20%, то есть примерно 1Д, ежегодного прироста реального выпуска в период с 1929 п было обеспечено за счет накопления капитала (строка 4 табл. 18-2). Рабочие, лучше оснащенные средствами производства, трудятся более производительно. А общество накапливает капитал благодаря сбережениям и инвестициям в предприятия и оборудование, создающие возможности для таких сбережений. По оценкам недавних исследований, общий объем производства возрастает примерно на у4 процентного пункта от каждого дополнительного процента ВВП, инвестированного в средства производства.
Очень важный фактор производительности труда — объем основного капитала в расчете на одного рабочего. Даже если в определенный период времени объем капитала увеличивается, но при этом численность рабочей силы также быстро растет, производительность труда не обязательно повысится, потому что фондовооруженность каждого работника в подобных обстоятельствах может и не возрасти. Именно так развивались события в 70—80-х годах, когда существенное увеличение численности рабочей силы привело к замедлению роста производительности труда в США.
Фондовооруженность в расчете на одного рабочего в Соединенных Штатах постоянно повышается. Сегодня на каждого работника приходится около 90 тыс. дол. основного капитала (в форме зданий и оборудования).
Здесь необходимо сделать две оговорки: ':: j
1. В последние годы Соединенные Штаты сберегают и инвестируют меньшую долю ВВП, чем 6ольшинство других промышленно развитых стран. Это помогает понять причины не слишком внушительного роста экономики США. Объем инвестиций как доля ВВП и темпы роста реального ВВП на душу населения находятся в прямой зависимости (см. «Международный ракурс 2-1*).
2, Инвестиции осуществляет не только частный, но и государственный сектор. Американская инфраструктура - автострады и мосты, общественный транспорт и государственная система очистки сточных вод, муниципальные системы водоснабжения и аэропорты — в последнее время испытывает острые проблемы, связанные с физическим износом, техническим устареванием и нехваткой мощностей для обслуживания дальнейшего экономического роста.
Кроме того, государственный капитал (инфраструктура) и частный капитал взаимно дополняют друг друга. Инвестиции в строительство новых автострад стимулируют частные инвестиции в новые производственные предприятия и предприятия розничной торговли, расположенные вдоль этих автострад. Промышленные центры, строительство которых осуществляют местные власти, привлекают частных производителей. В замедлении развития американской инфраструктуры некоторые экономисты усматривают важнейшую причину сокращения частных инвестиций.
Образование и профессиональная подготовка
Бенджамин Франклин сказал как-то; «Тот, кто приобрел ремесло, приобрел состояние». Он имел в> виду, что образование и профессиональная подготовка повышают производительность труда работника и в результате дают ему возможность больше зарабатывать. Инвестиции в человеческий капитал, равно как и инвестиции в материальные активы, — важное средство повышения производительности труда. Как видно из табл. 18-2, повышение качества рабочей силы (строка 5) обеспечило 12% прироста реального выпуска США, начиная с 1929 г. :
Вероятно, самым простым показателем качества рабочей силы является уровень образования. На рис. 18-4 отражены изменения, которые происходили в этой области за последние десятилетия. В настоящее время 82% американской рабочей силы в возрасте не моложе 25 лет имеют по крайней мере среднее образование; из них 22% получили высшее образование (не ниже колледжа). Как видно из рис. 18-4, образование становится доступно все большему числу людей.
Однако качество образования в США вызывает серьезную обеспокоенность. Оценки стандартных проверочных тестов при поступлении в колледж существенно снизились по сравнению с прошлыми десятилетиями. Более того, американские студенты, изучающие естественные науки и математику, значительно уступают по уровню знаний учащимся многих других промышленно развитых стран (см. «Международный ракурс 18-2»). У японских детей
Рисунок 18-4.Изменение уровня образования взрослого
населения США
Доля взрослого населения старше 25 лет, закончившего среднюю школу и высшее учвбнов заведение, за последние десятилетия увеличилась. [Источник: Statistical Abstract of the United States. 1997. P. 159.)
более продолжительный учебный день, да и учебный год в Японии состоит из 240 дней, по сравнению со 180 днями в США. К тому же американские учебные заведения выпускают все меньше инженеров и ученых, причем истоки этой проблемы кроются все в той же недостаточной подготовке по математике и естественным наукам, которую получают дети в начальной и средней школе. Кроме того, считается, что в Японии и Германии — странах с наиболее высокими темпами роста производительности труда — шире распространена и лучше, чем в США, организована профессиональная подготовка без отрыва от производства.