Экономический рост и производственные возможности

Вспомним, что кривая, подобная кривой АВ на рис. 18-1, является кривой производственных воз­можностей. Она показывает различные максималь­ные по объему сочетания продуктов, которые эконо­мика способна произвести при заданных количестве и качестве природных, человеческих и капитальных ресурсов и технологическом уровне. Улучшение лю­бого из факторов предложения смещает кривую производственных возможностей выше и правее, напри­мер, от АВ до CD.

Но факторы спроса и эффективности напоми­нают нам, что экономика не обязательно достигнет своего максимального производственного потенци­ала. Кривая может сдвинуться правее и выше, но

Рисунок 18-1*Экономический рост и кривая

производственных возможностей

Экономический рост возможен при наличии четырех факторов предложения, которые сдвигают кривую производственных возможностей из положения АВ в положение CD. Экономи­ческий рост реализуется, когда фактор спроса и фактор эф­фективности сдвигают экономику из точки а в точку в.

экономика при этом останется на более низком уровне, например в точке я на кривой АВ. Посколь­ку точка а расположена внутри новой кривой CD, экономика не достигла своего потенциала роста, Прирост производственного потенциала реализует­ся только при условии, что: I) совокупный спрос увеличивается в достаточной степени, чтобы соот­ветствовать полной занятости; 2) дополнительные ресурсы используются эффективно, то есть вносят максимальный стоимостный вклад в производство продукции.

Увеличение совокупного спроса должно переме­стить экономику из точки а в какую-то точку на кривой CD, Причем для получения наибольшего прироста денежной стоимости производственного продукта, то есть наибольшего прироста реально-го ВВП, это положение на кривой CD должно быть оптимальным. Из главы 2 мы знаем, что «наилуч­шее положение» устанавливается при наращивании производства каждого товара до тех пор, пока его предельная выгода будет равна его предельным из­держкам. За оптимальное сочетание инвестицион­ных и потребительских товаров мы принимаем точ­ку Ь.

Возьмем для иллюстрации такой пример. Чис­тый прирост рабочей силы в США составляет I ?5 млн человек в год. Сам по себе этот прирост уве­личивает производственную мощность экономики. Но для того чтобы эти новые 1,5 млн работников произвели то количество дополнительного продук­та, какое способны, им всем необходимо найти ра­боту, причем именно в тех отраслях и фирмах, где их способности полностью и наилучшим образом реализуются. Общество не нуждается ни в новых трудовых ресурсах, пополняющих ряды безработ­ных, ни в педиатрах, работающих водопроводчика­ми; равно как ему не нужны рабочие, производя­щие продукте более высокими предельными издер­жками, чем предельная выгода, (Ключевой вопрос 2.)

Труди производительность. При всей важности фак­торов спроса и эффективности основное внимание при обсуждении проблем роста экономисты уделя­ют предложению. На рис. 18-2 схематично очерче­ны ключевые вопросы, вокруг которых строится это обсуждение, и показаны два основополагающих способа, какими общество способно добиться уве­личения своего реального продукта и дохода: 1) во­влечение в производство большего объема ресурсов; 2) наращивание производительности этих ресурсов. Можно утверждать, что объем реального ВВП любого года зависит от трудозатрат (измеряемых в отра-бот анн ых ч еловеко - на сах), п ом н ожени ых 11a iipo из в о -дительностъ труда (измеряемую почасовой выработ­кой одного работника).

С о во куп н ы й К ол и ч е ст в о

объем = отработанных х производства человеко-часов

П рои звод ител ьн ость труда.

Приведем такой пример. Предположим, что в хо­зяйстве занято 10 человек, каждый из которых от-

Рисунок 18-2.Факторы, определяющие объем реального

продукта

Реальный ВВП можно представить как произведение тру доаатрат и производительности труда.

рабатывает 2 тыс. часов в год (50 недель по 40 рабо­чих часов в неделю), так что общее количество от­работанных человеко-часов составляет 20 тыс. Если производительность труда, то есть средняя удель­ная выработка (выработка в расчете на человеко-час), равна 5 дол., то общий объем производства, или реальный ВВП, составит 100 тыс. дол, (20 тыс. х

х 5 дол.)*

Чем определяется количество отработанных ча­сов? И от чего зависит производительность труда? Рисунок 18-2 дает нам некоторые ответы на эти во­просы. Величина трудозатрат зависит от численно­сти занятых и средней продолжительности рабочей недели. Численность занятых зависит от численно­сти трудоспособного населения и уровня вовлечен­ности в состав рабочей силы, то есть от доли трудо­способного населения, которое реально представляет рабочую силу. Средняя продолжительность рабочей недели определяется организационно-правовым и факторами, а также условиями коллективных тру­довых соглашений.

Производительность труда определяется такими факторами, как технический прогресс, фондовоору­женность труда (объем доступного для трудовой деятельности основного капитала), качество самой рабочей силы и эффективность распределения и сочетания различных ресурсов, а также управления ими. Производительность труда повышается по мере улучшения здоровья, профессиона_пьной подготов­ки, образования работников и повышения их заин­тересованности в труде; по мере роста обеспечен­ности труда машинами, оборудованием и сырьем; по мере совершенствования организации производ­ства и управления им; по мере перераспределения трудовых ресурсов из менее эффективных в более эффективные отрасли.

Расширенная модель совокупного спроса -совокупного предложения (AD-AS)

Экономический рост можно также рассматривать через призму модели долгосрочного совокупного предложения и совокупного спроса, рассмотренной в главе 16.

Предположим, совокупный спрос представлен кривой ADy, а долгосрочное и краткосрочное сово­купное предложение — кривыми ASLA] и ASh как показано на рис. 18-3, Равновесный уровень цен ра­вен Р а реальный объем производства — Q^ При уровне ntw P{ краткосрочное совокупное предло­жение представлено кривой AS\; она сдвигается вверх, потому что в краткосрочной перспективе изменения в уровне цен изменяют уровень реаль­ного выпуска. В долгосрочной перспективе, одна­ко, номинальная заработная плата полностью при-

Рисунок 18-3.

\а модель совокупного спроса - совокупного пред пожен и я [AD-AS]

Кривые долгосрочного и краткосроч­ного совокупного предложения со време­нем смещаются вправо, например, от AS^ до ASL42 и от AS, до Д$5. Вместе с тем со­вокупный спрос может также сместиться вправо от Л01 до AD2, Результатом такого сочетания сдвигов станет экономический рост, который показан увеличением реаль­ного продукта от йл До Qb сопровождае­мый инфляцией, которая показана повы­шением уровня цен от Р1 до Рг.

спосабливаются к новому уровню цеи, в результа­те чего кривая совокупного предложения принима­ет вид вертикальной прямой па уровне экономики при полной занятости, или Q,. Как и в случае с кри­вой производственных возможностей, уровень ре­ального производства при полной занятости опре­деляют реальные факторы предложения— количе­ство и качество ресурсов и технологии. Изменения уровня цен не меняют положения кривой произ­водственных возможностей; не меняют они и поло­жение кривой долгосрочного совокупного предло­жения.

Рост краткосрочного и долгосрочного совокупного предложения. Теперь предположим, что изменения факторов предложения сдвигают кривую долго­срочного совокупного предложения вправо от ASLR] до ASLRV Это означает, что кривая производствен­ных возможностей, изображенная на рис. 18-2, сме­стилась правее и выше, В результате экономический потенциал страны возрос.

Рост совокупного спроса. Если предположить, что

произойдет снижение цен, то при негибкой за­работной плате экономика может достигнуть боль­шего производственного потенциала только путем увеличения совокупного спроса. Глядя на рис. 18-3, допустим, что рост потребления, инвестиций, госу­дарственных расходов и чистого экспорта сместит кривую спроса из положения ADX в положение AD2 Мы также будем считать, что экономика продолжа­ет эффективно использовать свои ресурсы.

Экономические выводы. Рост совокупного предло­жения и совокупного спроса, отраженный на рис. 18-3, вызвал увеличение реального производ-

ства с Qi до Q2 и повышение уровня цен с Р} до Р2. При более высоком уровне цен Р2 экономика ока­жется на новой кривой краткосрочного совокупно­го предложения AS2< Результатом изменений, опи­санных на рис. 18-3, яапяется экономический рост, сопровождающийся незначительными инфляцион­ными явлениями. Эти выводы вполне согласуются с фактическими тенденциями роста реального ВВП и уровнем цен в экономике США. Вы можете удо­стовериться в этом, изучив строки 18 и 21 таблицы, помещенной на форзаце этой книги. (1&ючевой воп­рос 3.)

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ США

Таблица 18-1 дает представление об экономическом росте США за последние десятилетия, В столбце (2} рост представлен в виде увеличения реального ВВП. С 1940 г, реальный ВВП вырос почти в шесть раз. Однако численность населения США также суще­ственно увеличилась. В столбце (4) мы видим, что реальный ВВП на душу населения е 1997 г. в 3,5 раза превысил аналогичный показатель 1940 г.

А что можно сказать о темпах роста? Как явст­вует из раздела «Международный ракурс 18-Ь, еже­годные темпы роста реального ВВП США начиная с )948 г составляли 3,1%. Не представленный в разделе показатель реального ВВП на душу населения увеличивался в тот же период примерно на 2% к год. Эти сухие цифры нуждаются в некоторых уточ­нениях.

L Повышение качества товаров и услуг* Данные, приведенные в табл. 18-1 и разделе «Международ-

Таблица 18-1-Реальный ВВП и ВВП на душу населения,

1929-1997 гг,

т е; (3)   № ..I
Годы ВВП Численность ВВП на душу
  [в млрд дол., населения населения
  в ценах 1992 гJ [б млн человек) (в ценах 1992 г J
        №/№
  64S4
 
 
  11 691
  10 599
  12 054
I960   12 503
  14 851
  16 576
  18 103
  20 241
  22 276
  24 544
  25 635
  £68 26 832 . .

Источник: Economic Report of the President, 1998: Department of

Commerce.

ный ракурс 18-1», не полностью отражают повыше­ние качества товаров и услуг и потому, вероятнее всего, занижают истинный рост благосостояния об­щества. Количественные показатели сами по себе не позволяют провести точное сравнение эпохи погребов и долгоиграющих пластинок с эпохой хо­лодильников и компакт-дисков.

2. Увеличение свободного времени* Рост реаль­ного ВВП и ВВП на душу населения, показанный в табл. 18-1, происходил, несмотря на значитель­ное увеличение свободного времени. Обычная ра­бочая неделя, некогда 50-часовая, теперь состав­ляет приблизительно 40 часов. И вновь получает­ся, что оценка экономического благосостояния заниже н а.

3. Воздействие па окружающую среду. Но коли­чественные показатели не отражают также и того отрицательного воздействия, которое экономичес­кий рост оказывает на окружающую среду и качест­во жизни. Если экономический рост ухудшает со­стояние природной среды и создает стрессовые на­грузки на производстве, то статистические данные завышают выгоды такого роста.

4. Между н ароди ы е сравнен ия. 3 а п о ел е д н и е 5 0 л ет Соединенные Штаты имеют куда менее впечатляю­щие показатели экономического роста, чем многие промышленно развитые страны. Как явствует из раздела «Международный ракурс 18-Ь>, темпы эко­номического роста Японии в последние десятиле­тия более чем вдвое превосходили темпы роста США, Однако в настоящее время наблюдается не­которое замедление темпов экономического роста

МЕЖДУНАРОДНЫЙ РАКУРС 18-1

Среднегодовые темпы росте в отдельных странах! на­чиная с 1948г.

С 1948 г. реальный ВВП в Соединенных Штатах рос--медленнее, чем в некоторых других промышленно развитых странах. Наиболее высокие ежегодные темпы роста в этот период продемонстрировав Япония и Германия.

Источник: Organization for Economic Cooperetion end Detfertop

ment

в Японии и Германии. Также в последние годы темп прироста ВВП надушу населения в странах с невы­сокими абсолютными значениями этого показателя опережал темп роста этого показателя в странах с большими значениями.

КРАТКОЕ ПОВТОРЕНИЕ '18-1

+ Экономическийрост можно оценивать как уве­личение с течением времени а) либо реального ВВП в чистом виде, б) либо реального ВВП в расчет© на душу носелекия*

+ В графическом изображении экономический рост выглядит кок а) сдвиг правее и выше кривой производственных возможностей (что сопровожден ется перемещением некоторых точек со «старой» кривой но «новую» кривую) или как 6) одновре­менный сдвиг вправо кривых долгосрочного и крат­косрочного совокупного предложения и совокупно­го спроса.

+ Со времени второй мировой войны ежегодные темпы роста реального ВВП в Соединенных Штатах составляли чуть более 3%.

ОЦЕНКА ФАКТОРОВ РОСТА

Б табл. 18-2 приводятся оценки относительной зна­чимости различных факторов экономического роста США, Данные и термины взяты из работ экономи­ста Эдварда Ф+ Денисона (Edward F, Denison), кото­рый провел количественную оценку относительной значимости различных факторов экономического роста в периоде 1929 по 1982 г, Мы экстраполиро­вали оценки Денисона вплоть до настоящего вре­мени с незначительными поправками на основе данных после 1982 г.

Затраты ресурсов

И производительность труда

Самый очевидный вывод из табл, 18-2 состоит в том, что основным источником роста реального продук­та и национального дохода служит повышение про­изводительности труда в США. Увеличение трудо­затрат (строка 1) дает лишь 1/г прироста реального выпуска с 1929 г; остальные 2Д обеспечивает повы­шение производительности труда (строка 2). Трудозатраты

С течением времени численность населения и рабо­чей силы США существенно увеличилась. Начиная с 1929 г, население возросло со 122 млн до 268 млн человек, а рабочая сила — с 49 млн до 136 млн чело­век. Сокращение средней продолжительности рабо­чей недели перед второй мировой войной привело к уменьшению трудозатрат, но с тех пор рабочая неде­ля сокращалась весьма незначительно. Из-за паде­ния рождаемости за последние 30 лет в стране про-

Таблица 18-2,Источники роста реального национального

дохода США, 1929-1997 гг.

Источник роста Доля каждого
  источника (а %}
(1) Увеличение трудозатрат  
[2) Повышение производительности  
труда    
[3] Технический прогресс  
(4) Накопление капитала 20  
Е5) Образование и профессиональная  
подготовка    
(6] Эффект масштаба  
(7) Совершенствование распределения  
  ресурсов    
(8) Правовой, человеческий и прочие -9  
.;, факторы    
     

Источник:Denison Е, Я Trends in American Economic Grourth, 19ЭЭ-19B2. Washington; Orookfrgs Institution, 1985. P> 30 (сумме строк может не сходиться с итоговыми результатами из-за округпення).

изошло замедление демографического роста, кото­рое, однако, отчасти перекрывалось увеличением численности иммигрантов. Но самое главное, что произошло в сфере трудозатрат, — это массовый при­ток женщин на рынки труда. Главным образом под воздействием этой тенденции численность рабочей силы США за последние 25 лет ежегодно увеличива­лась примерно на 2 млн человек.

Технический прогресс

Основным двигателем экономического роста слу­жит технический прогресс (строка 3 табл. 18-2), обеспечивший 28% прироста реального выпуска за период с 1929 г.

Понятие «технический прогресс» охватывает не только разработку и внедрение новых производст­венных технологий, но и появление новых методов управления и новых форм организации бизнеса. Вообще говоря, технический про фесе связан с по­явлением новых знаний и научных открытий, позво­ляющих по-новому комбинировать имеющиеся ре­сурсы заданного объема, с тем чтобы добиться на­ращивания производства.

Технический про фесе тесно связан с накопле­нием капитала (инвестиция ми): зачастую он насто­ятельно требует вложения капитала в новые маши­ны и оборудование. Закупка новых компьютеров означает не просто увеличение их количества, но более быстрое и энергичное распространение ком­пьютерных технологий. Вместе с тем, хотя совре­менный севооборот и контурное земледелие обес­печивают значительный прирост сельскохозяй­ственного производства, они совсем не обязатель­но требуют вовлечения новых видов капитального оборудования или увеличения объема имеющегося.

Технический про фесе — процесс стремительный

и глубинный. К наиболее важным достижениям прошлого относятся газовые и дизельные двигате­ли, конвейеры и сборочные линии. Позже новые технологии породили автоматизированное произ­водство и производства, управляемые с одного пуль­та. Более крупные, быстрые и экономичные ком­мерческие самолеты, интегральные микросхемы, компьютеры, ксероксы, контейнерные перевозки, не говоря уже о биотехнологии, лазерах и сверхпро­водимости, — это те современные технологические достижения, которые еще одно-два поколения на­зад относились к области фантастики.

Накопление капитала

Около 20%, то есть примерно 1Д, ежегодного приро­ста реального выпуска в период с 1929 п было обес­печено за счет накопления капитала (строка 4 табл. 18-2). Рабочие, лучше оснащенные средствами производства, трудятся более производительно. А об­щество накапливает капитал благодаря сбережениям и инвестициям в предприятия и оборудование, со­здающие возможности для таких сбережений. По оценкам недавних исследований, общий объем про­изводства возрастает примерно на у4 процентного пункта от каждого дополнительного процента ВВП, инвестированного в средства производства.

Очень важный фактор производительности тру­да — объем основного капитала в расчете на одного рабочего. Даже если в определенный период време­ни объем капитала увеличивается, но при этом чис­ленность рабочей силы также быстро растет, произ­водительность труда не обязательно повысится, потому что фондовооруженность каждого работни­ка в подобных обстоятельствах может и не возрас­ти. Именно так развивались события в 70—80-х го­дах, когда существенное увеличение численности рабочей силы привело к замедлению роста произ­водительности труда в США.

Фондовооруженность в расчете на одного рабо­чего в Соединенных Штатах постоянно повышает­ся. Сегодня на каждого работника приходится око­ло 90 тыс. дол. основного капитала (в форме зданий и оборудования).

Здесь необходимо сделать две оговорки: ':: j

1. В последние годы Соединенные Штаты сбе­регают и инвестируют меньшую долю ВВП, чем 6ольшинство других промышленно развитых стран. Это помогает понять причины не слишком внуши­тельного роста экономики США. Объем инвести­ций как доля ВВП и темпы роста реального ВВП на душу населения находятся в прямой зависимости (см. «Международный ракурс 2-1*).

2, Инвестиции осуществляет не только частный, но и государственный сектор. Американская ин­фраструктура - автострады и мосты, общественный транспорт и государственная система очистки сточ­ных вод, муниципальные системы водоснабжения и аэропорты — в последнее время испытывает ос­трые проблемы, связанные с физическим износом, техническим устареванием и нехваткой мощностей для обслуживания дальнейшего экономического роста.

Кроме того, государственный капитал (инфра­структура) и частный капитал взаимно дополняют друг друга. Инвестиции в строительство новых ав­тострад стимулируют частные инвестиции в новые производственные предприятия и предприятия роз­ничной торговли, расположенные вдоль этих авто­страд. Промышленные центры, строительство ко­торых осуществляют местные власти, привлекают частных производителей. В замедлении развития американской инфраструктуры некоторые экономи­сты усматривают важнейшую причину сокращения частных инвестиций.

Образование и профессиональная подготовка

Бенджамин Франклин сказал как-то; «Тот, кто при­обрел ремесло, приобрел состояние». Он имел в> виду, что образование и профессиональная подго­товка повышают производительность труда работ­ника и в результате дают ему возможность больше зарабатывать. Инвестиции в человеческий капитал, равно как и инвестиции в материальные активы, — важное средство повышения производительности труда. Как видно из табл. 18-2, повышение каче­ства рабочей силы (строка 5) обеспечило 12% при­роста реального выпуска США, начиная с 1929 г. :

Вероятно, самым простым показателем качества рабочей силы является уровень образования. На рис. 18-4 отражены изменения, которые происходи­ли в этой области за последние десятилетия. В на­стоящее время 82% американской рабочей силы в возрасте не моложе 25 лет имеют по крайней мере среднее образование; из них 22% получили высшее образование (не ниже колледжа). Как видно из рис. 18-4, образование становится доступно все большему числу людей.

Однако качество образования в США вызывает серьезную обеспокоенность. Оценки стандартных проверочных тестов при поступлении в колледж существенно снизились по сравнению с прошлыми десятилетиями. Более того, американские студен­ты, изучающие естественные науки и математику, значительно уступают по уровню знаний учащимся многих других промышленно развитых стран (см. «Международный ракурс 18-2»). У японских детей

Рисунок 18-4.Изменение уровня образования взрослого

населения США

Доля взрослого населения старше 25 лет, закончившего среднюю школу и высшее учвбнов заведение, за последние де­сятилетия увеличилась. [Источник: Statistical Abstract of the United States. 1997. P. 159.)

более продолжительный учебный день, да и учеб­ный год в Японии состоит из 240 дней, по сравне­нию со 180 днями в США. К тому же американские учебные заведения выпускают все меньше инжене­ров и ученых, причем истоки этой проблемы кро­ются все в той же недостаточной подготовке по ма­тематике и естественным наукам, которую получа­ют дети в начальной и средней школе. Кроме того, считается, что в Японии и Германии — странах с наиболее высокими темпами роста производитель­ности труда — шире распространена и лучше, чем в США, организована профессиональная подготовка без отрыва от производства.

Наши рекомендации