Чистый экспорт и совокупные расходы

Так же как потребление и инвестиции, экспорт (X) способствует росту производства, дохода и занятости внутри страны. Хотя товары и услуги, производство которых связано с определенными расходами, от­правляются за границу, затраты иностранных госу­дарств на приобретение американских товаров уве­личивают объем производства, создают рабочие места и доход в Соединенных Штатах. Поэтому экспорт следует включить в совокупные расходы в качестве компонента.

И наоборот, если экономика открыта для внеш­ней торговли, часть ее расходов на потребление и инвестиции уйдет на импорт (А/), то есть на приоб­ретение товаров и услуг, производимых за грани­цей, а не внутри страны. Значит, чтобы не завысить стоимость отечественного производства, надо уменьшить величину расходов на потребление и инвестиции на сумму, затраченную на импортные товары. Оценивая совокупные расходы на отечест­венные товары и услуги, следует вычесть расходы на импорт.

Короче говоря, для частной закрытой экономики совокупные расходы равны С + fg. Для открытой экономики с внешней торговлей совокупные рас­ходы составляют С + Ig+ (X — М). Помня о том, что чистый экспорт (ХЙ) равен (X - М), можно также сказать, что совокупные расходы для частной от­крытой экономики составляют С + /g + Хп.

График чистого экспорта

Таблица 10-2 содержит данные для двух потенци­альных графиков чистого экспорта в гипотетичес­кой экономике, параметры которой были представ­лены ранее в табл. 9-1 и 9-4. Подобно графикам по­требления и инвестиций, график чистого экспорта

Таблица 10-2.Две шкалы чистого экспорта [в млрд дол.)

П)   (3)   (•члита'лиетвдадтлмил'яМ'Ч з-е*иччтд.в>дм?с»л—ч^то«|дарпд~з
Уровень ВВП Чистый экспорт Чистый экспорт
  Xni (Х>М) Хп2 2L <М)
  +5     -5
  +5     -5
  +5     -5
  +5     -5
  +5     -5
  +5     -5
  +5     -5
  +5     -5
  +5     -5
  +5     -5

отражает значения конкретных расходов — в данном случае чистого экспорта - при любом уровне ВВП. Показатели чистого экспорта Хп1 (столбцы 1 и 2) сви­детельствуют о том, что экспорт превышает импорт на 5 млрд дол. на каждом уровне ВВП. Например, экспорт равен 15 млрд дол., а импорт — 10 млрд дол. Показатели Х (столбцы 1 и 3) свидетельствуют, что импорт на 5 млрд дол. превышает экспорт. Напри­мер, импорт равен 20 млрд дол., а экспорт - 15 млрд дол. Чтобы упростить наши рассуждения, мы в обо­их случаях допускаем, что чистый экспорт автоно­мен, то есть не зависит от ВВП1.

Две кривые чистого экспорта, описанные в табл. 10-2, графически изображены на рис. 10-46. Кривая Х показывает, что положительный чистый экспорт в 5 млрд дол. соответствует каждому уров­ню ВВП. И наоборот, кривая Х„2 находится ниже горизонтальной оси и показывает отрицательные 5 млрд дол. чистого экспорта при всех уровнях ВВП.

Чистый экспорт и равновесный ВВП

Кривая совокупных расходов, обозначенная С + Ig на рис. 10-4а, идентична кривой на рис. 9-8 (число­вые значения табл. 9-4). Это значит, что С + Ig от­ражает общую сумму расходов на потребление и валовые инвестиции при любом уровне ВВП. Без иностранного сектора равновесный уровень ВВП составляет 470 млрд дол. Этот равновесный уро­вень производства определяется в точке пересе­чения кривой С + Ig с биссектрисой. Только в этой точке совокупные расходы будут равны ВВП.

Но чистый экспорт может иметь либо положи­тельное, либо отрицательное значение. Теперь по-

1 Если наш экспорт зависит от доходов иностранных государств, а не от американского ВВП, то наш импорт находится в прямой зависимости от нашего внутреннего национального дохода. Как наше внутреннее потребление изменяется прямо пропорционально наше­му ВВП, точно так же изменяются и наши закупки иностранных то­варов. По мере возрастания отечественного ВВП американские домохозяйства покупают больше не только «понтиаков» и «пепси», но также «порше» и «перрье». Однако пока мы не будем принимать во внимание сложности, связанные с определенной взаимозависи­мостью импорта и американского ВВП.

смотрим, как повлияет на равновесный ВВП каж­дый график, представленный на рис. 10-46.

ложительный чистый экспорт. Предположим, что кривая чистого экспорта выглядит как Х,,{. Дополни­тельные расходы других стран на наш чистый экс­порт в размере 5 млрд дол. добавляются к кривой С + [,, на рис. 10-4а. Поэтому величина совокупных расходов при любом уровне ВВП оказывается на 5 млрд дол. больше, чем та, что представлена собст­венно кривой С+ L. На самом деле кривая совокуп­ных расходов для открытой экономики принимает вид С + Ig + Xfll. Следовательно, международная тор­говля привела к увеличению равновесного ВВП с 470 млрд дол. в частной закрытой экономике до

490 млрд дол. в более реалистичной открытой эко­номике.

Вы можете убедиться в том, что новый равно­весный ВВП равен 490 млрд дол. Для этого надо добавить Х„ = 5 млрд дол. к каждому уровню сово­купных расходов, представленных в табл. 9-4, и оп­ределить, на каком уровне величина С + Ig + Х„ равна ВВП.

Подведем итоги. Положительный чистый экспорт влечет за собой увеличение совокупных расходов по сравнению с их объемом в закрытой экономике и по­этому приводит к возрастанию ВВП. В данном слу­чае добавление чистого экспорта в размере 5 млрд дол. привело к возрастанию ВВП на 20 млрд дол., то есть мультипликатор равен 4.

Реальный внутренний продукт, ВВП (в млрд дол.)

а) График совокупных расходов

6) График чистого экспорта, X

Г)

Рисунок10-4. Чистый экспорт

и равновесный ВВП

Положительный чистый экспорт, пред­ставленный кривой чистого экспорта Хп1 (рис. б), смещает кривую совокупных рас­ходов [рис. а) вверх от уровня С + lg, ха­рактерного для закрытой экономики, до уровня С + /0 + ХпЛ в открытой экономике. Отрицательный чистый экспорт, представ­ленный кривой чистого экспорта Хп2 (рис. б), смещает кривую совокупных рас­ходов (рис. а) вниз от уровня С + /^харак­терного для закрытой экономики, до уров­ня С + \и + Х,;? в открытой экономике.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ РАКУРС 10-1

Чистый экспорт товаров в некоторых странах

Некоторые страны, такие, как Япония и Германия, имеют по­ложительный чистый экспорт; другие, такие, как Соединенные Штаты и Великобритания, имеют отрицательный чистый экс­порт.

Отрицательный чистый экспорт

I ! I t

Канада ■■ Франция

Германия Итапия

Япония

-1В0 -140 -100 -60 -20 0 20

(в мпрддоп.)

Совокупные расходы: мультипликатор, чистый экспорт и государство

Отрицательный чистый экспорт. Расширив сферу наших рассуждений, мы имеем возможность опре­делить, какое влияние оказывает отрицательный чистый экспорт на ВВП. Если чистый экспорт ра­вен ХпЪ как показано на рис. 10-46, то он составит минус 5 млрд дол. Это означает, что наша гипотети­ческая экономика импортирует товаров на 5 млрд дол. больше, чем продает за границу. Следователь­но, кривая совокупных расходов, обозначенная на рис. 10-4а как С + /g, завышает расходы на внут­реннее производство на каждом уровне ВВП. Из суммы расходов на потребление и инвестиции надо вычесть 5 млрд дол., то есть величину затрат на приобретение импортных товаров. Надо вычесть 5 млрд дол. чистого импорта (—5 млрд дол. чистого экспорта) из совокупных расходов на потребление и инвестиции (С 4- Ig).

После того как мы сократим на 5 млрд дол. зна­чения С+ Ig, представленные кривой на рис. 10-4а, соответствующий график совокупных расходов при­мет вид С + [g+ Хп2и равновесный ВВП уменьшит­ся с 470 млрд до 450 млрд дол. И снова изменение чистого экспорта на 5 млрд дол. привело к четырех­кратному изменению ВВП, напоминая нам о том, что мультипликатор равен 4. Чтобы определить ве­личину нового равновесного ВВП, надо вычесть 5 млрд дол. (Х„ = —5 млрд дол.) из совокупных рас­ходов на каждом уровне ВВП (см. табл. 9-4), таким образом мы получим С + fg + Хп = ВВП.

Напрашивается еще один вывод. Отрицатель­ный чистый экспорт приводит к уменьшению со­вокупных расходов по сравнению с их величиной в закрытой экономике и, следовательно, к сокраще­нию ВВП. Импорт увеличивает запасы доступных товаров в экономике, но уменьшает реальный ВВП, сокращая расходы на товары отечественного производства.

Наши выводы о положительном и отрицатель­ном чистом экспорте, а также о равновесном ВВП сводятся к тому, что уменьшение чистого экспорта, то есть сокращение экспорта или увеличение им­порта, снижает совокупные расходы и сокращает ВВП. И наоборот, увеличение чистого экспорта в результате возрастания экспорта или уменьшения импорта приводит к росту совокупных расходов и ВВП.

В разделе «Международный ракурс 10-1» пока­зано, что объемы чистого экспорта ведущих про­мышленных стран существенно отличаются друг от друга. (Ключевой вопрос 5.)

Внешнеэкономические связи

Анализ чистого экспорта и реального ВВП показы­вает, каким образом политическая или экономиче­ская конъюнктура за рубежом может оказывать вли­яние на ВВП.

Положительный

чистый экспорт

Источник: Organization for Economic Cooperation and Develop ment (данные за 1996 г.).

Процветание в зарубежных странах. Рост уровня национального дохода у торговых партнеров позво­ляет продавать больше товаров за границу и тем самым увеличивать чистый экспорт и реальный ВВП. Мы должны быть заинтересованы в процве­тании наших торговых партнеров, потому что их благосостояние дает им возможность покупать боль­ше наших экспортных товаров и тем самым «пере­дать» нам частицу своего процветания.

Тарифы. Предположим, что торговые партнеры США повысят тарифы на американские товары, чтобы сократить свой импорт и стимулировать соб­ственное производство. Но их импорт - для США экспорт. Когда они ограничивают импорт, чтобы стимулировать свою экономику, они сокращают аме-рианский экспорт и способствуют спаду в амери­канской экономике. США могут ответить введени­ем торговых барьеров на их товары. В таком случае их экспорт в США уменьшится, чистый экспорт так­же может сократиться. При этом непонятно, явля­ется ли эта ситуация результатом роста тарифов или сокращением чистого экспорта страны. Во время Великой депрессии 30-х годов многие страны, в том числе и Соединенные Штаты, ввели торговые барь-

Национальный доход, занятость и фискальная политика

еры для уменьшения безработицы. Но эти ответные меры просто задушили международную торговлю, усилили депрессию и увеличили безработицу.

iki,fU*'*Hi/a > н д Обесценение доллара по отноше­нию к другим валютам (глава 6) позволяет живу­щим за рубежом получать больше долларов за еди­ницу своей валюты. Цена американских товаров в этих валютах упадет, стимулируя закупки американ­ских экспортных товаров. Кроме того, американс­ким покупателям потребуется больше долларов для покупки иностранных товаров, поэтому сократятся их затраты на импортную продукцию. В результате американский экспорт увеличится, а импорт умень­шится, что будет способствовать возрастанию аме­риканского чистого экспорта и ВВП.

Приведет ли обесценение доллара к подъему реального ВВП или инфляции, зависит от исходно­го состояния экономики в сравнении с объемом производства при полной занятости. Если эконо­мика функционирует на уровне ниже своих произ­водственных возможностей, то обесценение долла­ра и вызванное этим увеличение чистого экспорта приведут к возрастанию реального ВВП. Но если экономика уже исчерпала все свои ресурсы, то рост чистого экспорта и совокупных расходов приведет к инфляции спроса. Поскольку все ресурсы страны используются сполна, дополнительное увеличение расходов уже не приведет к расширению реального совокупного продукта, но это обстоятельство мо­жет и действительно способствует росту цен при данном уровне производства.

Итак, в последнем примере рассматривались последствия девальвации доллара. Проанализируйте воздействие повышения стоимости доллара на чис­тый экспорт и равновесный ВВП.

КРА ТКОЕ ПО В ГОРЕНИЕ 10-1

*• Эффект мультипликатора состоит в том, что первоначальное изменение расходов может в не­сколько раз больше изменить величину националь­ного дохода и валового продукта. Мультипликатор -это фактор, отражающий величину первоначальных изменений: Мультипликатор - Изменения в реаль­ном ВВП / Первоначальные изменения в расходах.

Т Чем выше предельная склонность к потребле­нию (или чем ниже предельная склонность к сбере­жению), тем больше величина простого мультипли­катора: Мультипликатор = 1/ППС.

♦ Положительный чистый экспорт приводит к уве­личению совокупных расходов на товары отечест­венного производства и росту равновесного ВВП; отрицательный чистый экспорт влечет за собой умень­шение совокупных расходов на товары отечест­венного производства и сокращение равновесного

ВВП.

Последний этап построения нашей модели совокуп­ных расходов заключается в переходе от частной (негосударственной) открытой экономики к сме­шанной экономике, в которую входит государствен­ный сектор. Это означает включение в модель госу­дарственных расходов и налогов.

Для простоты и ясности рассуждений введем следу­ющие допущения.

1. Мы по-прежнему используем упрощенные графики инвестиций и чистого экспорта, где их уровни не зависят от объема ВВП.

2. Мы допускаем, что государственные закупки не приводят ни к снижению, ни к повышению рас­ходов частного сектора. Они не вызывают сдвига кривых потребления и инвестиций ни вверх, ни вниз.

3. Мы допускаем, что государство получает чис­тый доход — общие доходы от налогов минус «отри­цательные налоги» в виде трансфертных платежей — только от налогов с физических лиц. Кроме того, располагаемый доход (РД) меньше личного дохода (ЛД) на величину государственных налогов; ВВП, НД и ЛД равны.

4. Мы предполагаем, что государство получает фиксированную сумму налогов независимо от уров­ня ВВП.

5. Мы по-прежнему исходим из того, что, если нет никаких специальных оговорок, уровень цен остается неизменным.

Эти допущения дадут нам простую и целостную картину того, как государственные расходы и нало­ги вписываются в модель совокупных расходов. В главе 12 мы откажемся от большинства этих до­пущений, когда будем рассматривать, как прави­тельство использует изменения в своих расходах и налогах для изменения уровней ВВП и инфляции.

Допустим, что правительство решило закупить то­вары и услуги на 20 млрд дол., независимо от уров­ня ВВП.

Г;{§ли*шш1 пример. Таблица 10-3 показывает воз­действие государственных закупок на равновесный ВВП. Столбцы (1) — (4) перенесены сюда из табл. 9-4 для частной закрытой экономики, в которой рав­новесный ВВП составляет 470 млрд дол. Единствен-

Таблица 10-3,Влияние государственных закупок на равновесный ВВП (в млрд дол.)

'ЛЧПЧЧ'ГЧЧМ*'

S4J*«Afc*>*2F»itf.*Y-LYT*^Ci» Ч *****

Ш

Реальный

объем про­изводства и дохода [ВВП = РЦ)

(1)

(2) (3) (4) (5) (6) (7] (8} 0} (Ю)

370 390 410 430 450 470 490 510 530 550

Потребление, С

(3)

Сбережения,

S

375 390 405 420 435 450 465 480 495 510

-5

О 5 10 15 20 25 30 35 40

(4)

Инвестиции,

20 20 20 20 20 20 20 20 20 20

15}

Чистый экспорт, X,

Экспорт, X Импорт, М

(В)

ные новшества в этой таблице — это включение чистого экспорта (экспорт минус импорт) в столб­це (5) и государственных закупок в столбце (6). (От­метим, что чистый экспорт в столбце (5) равен нулю.) Добавив расходы на государственные закупки к зат­ратам частного сектора (С + Ig + XX получим но­вый, более высокий уровень совокупных расходов, показанный в столбце (7). Сравнивая столбцы (1) и (7), увидим, что при более высоком уровне ВВП со­вокупные расходы и объем производства равны друг другу Без государственных расходов равновесный ВВП составлял 470 млрд дол. (строка 6); с учетом государственных затрат и совокупные расходы, и ре­альный объем производства равны 550 млрд дол. (строка 10). Увеличение государственных, так же как и частных расходов, приводит к сдвигу кривой сово­купных расходов вверх и к повышению уровня равно­весного ВВП.

Отметим также, что государственные расходы определяются эффектом мультипликатора. Увели­чение государственных закупок на 20 млрд дол. привело к возрастанию равновесного ВВП на 80 млрд дол. (с 470 млрд до 550 млрд дол.). Мульти­пликатор в этом примере равен 4.

Это увеличение государственных расходов на 20 млрд дол. финансируется не за счет прироста на­логовых поступлений. Мы скоро увидим, что воз­растание налогов приводит к уменьшению равновес­ного ВВП.

В соответствии с моделью изъятий и вливаний государственные закупки представляют собой вли­вания расходов. Изъятие средств на сбережения и импорт приводит к тому, что потребление реально­го объема произведенной продукции отстает от до­хода, создавая потенциальный дефицит расходов. Этот дефицит можно покрыть за счет увеличения

инвестиций, экспорта и государственных закупок. В табл. 10-3 показано, что равновесный уровень ВВП в 550 млрд дол. (строка 10) достигается в том случае, когда S + М = Ig + X + (7, то есть при отсут­ствии налогов 40 + 10 - 20 + 10 + 20.

Графический анализ. На рис. 10-5а мы добавляем по вертикали 20 млрд дол. государственных закупок G к уровню частных расходов, С + Ig + Х„. В резуль­тате сумма совокупных расходов увеличивается (ча­стные плюс государственные) до С + !g + Хп + G, что приводит к возрастанию равновесного ВВП на 80 млрд дол. - с 470 млрд до 550 млрд дол.

Рисунок 10-56 свидетельствует о таком же изме­нении равновесного ВВП при применении мето­да изъятий и вливаний. Подобно инвестициям и экспорту, государственные расходы компенсиру­ют утечку средств на сбережения и импорт. Такая политика связана с ростом вливаний, как показа­но на графике. При отсутствии налогов равновес­ный ВВП соответствует точке пересечения кривых S + М v\ Is + Х+ G

Применяя обе модели — совокупных расходов и изъятий и вливаний, — получаем один и тот же равновесный ВВП, равный 550 млрд дол. Это на 80 млрд дол. выше, чем равновесный уровень ВВП в 470 млрд дол. в частной закрытой экономике.

Сокращение государственных расходов G при­ведет к уменьшению величины совокупных расходов на рис. 10-5а и смещению вниз кривой !g + Х+ (7на рис. 10-56. В обоих случаях равновесный ВВП уменьшится в несколько раз. Вы можете это прове­рить по табл. 10-3: если государственные расходы снизятся с 20 млрд до 10 млрд дол., то равновесный ВВП уменьшится на 40 млрд дол., то есть с 550 млрд до 510 млрд дол.

Государство, помимо прочего, собирает налоги. Предположим, что оно ввело аккордный налог,

который представляет собой постоянную величину или, точнее говоря, приносит одну и ту же величину дохода при каждом уровне ВВП. Также предположим, что сумма аккордного налога составляет 20 млрд дол.; это означает, что при любом уровне ВВП государство будет получать 200 млрд дол. в виде поступлений доходов от налогов.

Таблица 10-4 является продол­жением нашего примера. В столбце (2) представле­ны налоги, а в столбце (3) мы видим, что РД (после уплаты налогов) уменьшается на 20 млрд дол., то есть РД меньше ВВП (столбец 1) на сумму налогов. Поскольку РД расходуется на потребление и сбере­жения, его уменьшение приведет к снижению и по­требления, и сбережений в сравнении с тем, каким они могли бы быть в частной экономике. Но насколь­ко они сократятся в результате налогообложения в размере 20 млрд дол.? Ответ содержится в показате-

Реальный внутренний продукт, ВВП {в млрд дол

:э] Метод со песта Елен ил совокупных расходов и внутреннего обьема производств

Реальный внутренний продукт. ВВП (в млрд дол

б] Метод сопоставления изъятий и вливаний

Государственные расходы и равновесный ВВП

а) Метод сопоставления совокупных рас­ходов и внутреннего объема производства. Включение государственных расходов в наш анализ показывает, что их увеличение, так же как увеличение С, lg или X,,, приводит к росту совокупных расходов [С + /g + Xn + G) и рав­новесного ВВП.

б] Метод сопоставления изъятий и вли­вании. Государственные расходы -- это вли­вания в экономику, которые дополняют част­ные инвестиции и расходы на экспорт [/,, + Х + + G), увеличивая равновесный ВВП.

лях ПСП и ПСС. ПСП определяет, какую долю уменьшения РД составляет потребление, а ПСС — какая доля уменьшения РД приходится на сбереже­ния. Поскольку ПСП равна 0,75, то, если государст­во собирает налоги на 20 млрд дол. при любом уров­не ВВП, объем потребления на каждом уровне ВВП уменьшается на 15 млрд дол. (0,75 х 20 млрд дол.). Поскольку ПСС равна 0,25, объем сбережений на каждом уровне ВВП сократится на 5 млрд дол. (0,25 х 20 млрд дол.).

В столбцах (4) — (5) табл. 10-4 объемы потребле­ния и сбережений на каждом уровне ВВП соответст­венно на 15 млрд и 5 млрд дол. меньше, чем в табл. 10-3. Например, до введения налогов, когда ВВП был равен РД, потребление составляло 420 млрд дол., а сбережения 10 млрд дол. при уровне ВВП 430 млрд дол. (строка 4 табл. 10-3). После введения налогов РД составил 410 млрд дол., что на 20 млрд дол. меньше ВВП, равного 430 млрд дол.; в результа­те этого потребление составило всего 405 млрд дол., а сбережения - 5 млрд дол. (строка 4 табл. 10-4).

Налогообложение вызывает падение РД относи­тельно ВВП на величину налогов. Такое уменьшение РД приводит к сокращению как потребления, так и сбережений на каждом уровне ВВП. Размеры сокра­щения С и S определяются величинами ПСП и ПСС.

Какое влияние оказывают налоги на равновес­ный ВВП? Еще раз вычислим величину совокуп­ных расходов, как показано в столбце (9) табл. 10-4. Отметим, что при каждом реальном уровне произ­водства совокупные расходы здесь на 15 млрд дол. меньше, чем в табл. 10-3. Причина заключается в том, что потребление после введения налогов, обо­значенное как Са, сокращается на 15 млрд дол. при каждом уровне ВВП. Сравнивая величину реального продукта и совокупные расходы в столбцах (1) и (9), мы видим, что совокупные объемы производства и потребления равны только при уровне ВВП в

490 млрд дол. (строка 7). Аккордный налог в разме­ре 20 млрд дол. вызывает падение равновесного ВВП на 60 млрд дол. - с 550 млрд (строка 10 табл. 10-3) до 490 млрд дол. (строка 7 табл. 10-4).

Другой метод - сопоставление изъятий и влива­ний — подтверждает этот результат. Подобно сбере­жениям и импорту, налоги представляют собой изъ­ятие средств из потока доходов и расходов внутри страны. Доход используется на сбережение, приоб­ретение импортных товаров и уплату налогов, а не на внутреннее потребление. Оно теперь окажется меньше объема производства на величину послена-логовых сбережений и импорта плюс налоги, что приведет к потенциальному дефициту расходов. Этот дефицит можно покрыть за счет запланирован­ных инвестиций, экспорта и государственных заку­пок. Следовательно, согласно методу изъятий и вли­ваний новое равновесное состояние ВВП примет следующий вид: сумма сбережений после введения налогов Sa плюс импорт плюс налоги равна сумме запланированных инвестиций, экспорта и государст­венных закупок, то есть Sa + М + Т — fg + X + G. По табл. 10-4 можно проверить, что равенство изъя­тий и вливаний существует только при ВВП в 490 млрд дол. (строка 7).

Графический анализ. На рис. 10-6а увеличение на­логов на 20 млрд дол. приводит к смещению кри­вой совокупных расходов (Са + 1$.+ Xп + G) вниз на 15 (а не на 20) млрд дол. Учитывая наше преж­нее условие, что подоходный налог взимается только с физических лиц, можно сделать следую­щий вывод: уменьшение совокупных расходов яв­ляется исключительно результатом сокращения потребительского компонента графика совокуп­ных расходов. Из-за уменьшения объема потреб­ления, вызванного введением налогов, равновес­ный ВВП сокращается с 550 млрд до 490 млрд дол.

Таблица 10-4.Определение равновесных уровней занятости, производства и дохода: частный и государственный секторы

(в млрд дол.]

ш (2) (3} (4} (51 (В) (7}     (В) (9)  
Реальный объем произ- Налоги, Т Располага- flUi/ ijj; fT/Л— Потребле­ние, Са Сбереже­ния, Sa Инвест- 1 ИА1А 1 Чистый экспорт, Х„ Государст­венные за- Совокупные расходы
  ъМЫИ ДО ЦИИ, 1д      
водства и до-   ход (РД}   (3} - (4}   Экспорт Импорт, М купки, G Ш6 + 1м+к, + т
хода (ВВП =   ft J-(21               (41 * 16} + [7] + (8}
= НД-РД}                      
(1) 370 -10    
[2] 390 -5    
[3] 410    
[4] 430    
[5] 450    
[6] 470    
(7) 490    
[8] 510    
[9] 530    
(10) 550    

Реапьный внутренний продукт, ВВП (в мпрд доп.)

а) Метод сопоставления совокупных расходов и внутреннего объема производства

S + M

S*M

а

ад»»чыда»5ю»ли*^>х

+ X + G

о

Реапьный внутренний продукт, ВВП (в мпрд доп.)

б) Метод сопоставления изъятий и Бпиваний

Рисунок 10-6,

Налоги и равновесный

ВВП

а] Метод сопоставления совокупных рас­ходов и внутреннего объема производства. Если ПСП равна 0,75, то введение налогов в размере 20 млрд дол. приведет к снижению потребления на 15 млрд дол. и к уменьше­нию равновесного ВВП.

б] Метод сопоставления изъятий и вли­ваний. Налоги оказывают двойственное вли­яние, Во-первых, при ПСС, равной 0,25, вве­дение налогов в размере 20 млрд дол. при­ведет к уменьшению РД на 20 млрд и сбе­режений на 5 млрд дол. при любом уровне ВВП. Зто показано смещением кривой от S (сбережения до введения налогов) 4- M до Sa (сбережения после введения налогов) + М. Во-вторых, введение налогов в размере 20 млрд дол. • это дополнительное изъятие 20 млрд дол. на каждом уровне ВВП, что дает нам Sa + М + Т. С добавлением государ­ственных расходов равновесное состояние изменяется и имеет вид Sa + М + Г = /д + X + G вместо S + М = / + X.

Увеличение налогов приводит к смещению кривой со­вокупных расходов вниз относительно биссектрисы и сокращению равновесного ВВП.

Теперь рассмотрим данную проблему, используя метод сопоставления изъятий и вливаний. В этом случае анализ окажется несколько сложнее, так как введение налога в размере 20 млрд дол. имеет дво­якое воздействие (рис. 10-66);

1. Налоги сокращают РД на 20 млрд дол., а при ПСС, равной 0,25, вызывают уменьшение сбереже­ний на 5 млрд дол. при каждом уровне ВВП. На рис. 10-66 это выражено смещением кривой от S + М (сбережения до введения налогов плюс им-

порт) до SQ + М (сбережения после введения нало­гов плюс импорт).

2. 20 млрд дол. налогов представляют собой утеч­ку средств при каждом уровне ВВП, которую надо прибавить к Sa + М (а не к S + М), в результате чего получим SCI + М + Т.

Теперь равновесие достигается при уровне ВВП 490 млрд дол., когда сбережения домохозяйств плюс импорт плюс налоги, которые государство намере­но собрать, равны общей сумме запланированных инвестиций плюс экспорт плюс объем государствен­ных закупок. Условия равновесия для метода сопо­ставления изъятий и вливаний принимают следующий вид: Sa + М + Т = fg + X + G. Ha графике равновесный ВВП устанавливается в точке пересе­чения кривых $а + М + TvlL + X+G,

В отличие от нашего примера, сокращение суще­ствующих налогов вызовет смещение кривой сово­купных расходов вверх в результате сдвига вверх кривой потребления в ответ на рост потребления при всех уровнях ВВП (см. рис. 10-6а). Снижение налогов приведет также к смещению кривой Sa + M+ Г вниз на рис. 10-66. Вследствие этого в любом случае равновесный ВВП возрастет в не­сколько раз. Вам следует использовать оба метода, сопоставляя расходы с реальным объемом произ­водства, а изъятия — с вливаниями, чтобы удосто­вериться в том, что уменьшение налогов на 10 млрд дол. (с существующих в настоящее время 20 млрд до 10 млрд дол.) приведет к увеличению равновес­ного ВВП с 490 млрд до 520 млрд дол. (Ключевой вопрос 8.)

Наши рекомендации