Чистый экспорт и совокупные расходы
Так же как потребление и инвестиции, экспорт (X) способствует росту производства, дохода и занятости внутри страны. Хотя товары и услуги, производство которых связано с определенными расходами, отправляются за границу, затраты иностранных государств на приобретение американских товаров увеличивают объем производства, создают рабочие места и доход в Соединенных Штатах. Поэтому экспорт следует включить в совокупные расходы в качестве компонента.
И наоборот, если экономика открыта для внешней торговли, часть ее расходов на потребление и инвестиции уйдет на импорт (А/), то есть на приобретение товаров и услуг, производимых за границей, а не внутри страны. Значит, чтобы не завысить стоимость отечественного производства, надо уменьшить величину расходов на потребление и инвестиции на сумму, затраченную на импортные товары. Оценивая совокупные расходы на отечественные товары и услуги, следует вычесть расходы на импорт.
Короче говоря, для частной закрытой экономики совокупные расходы равны С + fg. Для открытой экономики с внешней торговлей совокупные расходы составляют С + Ig+ (X — М). Помня о том, что чистый экспорт (ХЙ) равен (X - М), можно также сказать, что совокупные расходы для частной открытой экономики составляют С + /g + Хп.
График чистого экспорта
Таблица 10-2 содержит данные для двух потенциальных графиков чистого экспорта в гипотетической экономике, параметры которой были представлены ранее в табл. 9-1 и 9-4. Подобно графикам потребления и инвестиций, график чистого экспорта
Таблица 10-2.Две шкалы чистого экспорта [в млрд дол.)
П) | № | (3) | (•члита'лиетвдадтлмил'яМ'Ч з-е*иччтд.в>дм?с»л—ч^то«|дарпд~з | ||
Уровень ВВП | Чистый экспорт | Чистый экспорт | |||
Xni | (Х>М) | Хп2 | 2L | <М) | |
+5 | -5 | ||||
+5 | -5 | ||||
+5 | -5 | ||||
+5 | -5 | ||||
+5 | -5 | ||||
+5 | -5 | ||||
+5 | -5 | ||||
+5 | -5 | ||||
+5 | -5 | ||||
+5 | -5 |
отражает значения конкретных расходов — в данном случае чистого экспорта - при любом уровне ВВП. Показатели чистого экспорта Хп1 (столбцы 1 и 2) свидетельствуют о том, что экспорт превышает импорт на 5 млрд дол. на каждом уровне ВВП. Например, экспорт равен 15 млрд дол., а импорт — 10 млрд дол. Показатели Х1й (столбцы 1 и 3) свидетельствуют, что импорт на 5 млрд дол. превышает экспорт. Например, импорт равен 20 млрд дол., а экспорт - 15 млрд дол. Чтобы упростить наши рассуждения, мы в обоих случаях допускаем, что чистый экспорт автономен, то есть не зависит от ВВП1.
Две кривые чистого экспорта, описанные в табл. 10-2, графически изображены на рис. 10-46. Кривая Х1й показывает, что положительный чистый экспорт в 5 млрд дол. соответствует каждому уровню ВВП. И наоборот, кривая Х„2 находится ниже горизонтальной оси и показывает отрицательные 5 млрд дол. чистого экспорта при всех уровнях ВВП.
Чистый экспорт и равновесный ВВП
Кривая совокупных расходов, обозначенная С + Ig на рис. 10-4а, идентична кривой на рис. 9-8 (числовые значения табл. 9-4). Это значит, что С + Ig отражает общую сумму расходов на потребление и валовые инвестиции при любом уровне ВВП. Без иностранного сектора равновесный уровень ВВП составляет 470 млрд дол. Этот равновесный уровень производства определяется в точке пересечения кривой С + Ig с биссектрисой. Только в этой точке совокупные расходы будут равны ВВП.
Но чистый экспорт может иметь либо положительное, либо отрицательное значение. Теперь по-
1 Если наш экспорт зависит от доходов иностранных государств, а не от американского ВВП, то наш импорт находится в прямой зависимости от нашего внутреннего национального дохода. Как наше внутреннее потребление изменяется прямо пропорционально нашему ВВП, точно так же изменяются и наши закупки иностранных товаров. По мере возрастания отечественного ВВП американские домохозяйства покупают больше не только «понтиаков» и «пепси», но также «порше» и «перрье». Однако пока мы не будем принимать во внимание сложности, связанные с определенной взаимозависимостью импорта и американского ВВП.
смотрим, как повлияет на равновесный ВВП каждый график, представленный на рис. 10-46.
ложительный чистый экспорт. Предположим, что кривая чистого экспорта выглядит как Х,,{. Дополнительные расходы других стран на наш чистый экспорт в размере 5 млрд дол. добавляются к кривой С + [,, на рис. 10-4а. Поэтому величина совокупных расходов при любом уровне ВВП оказывается на 5 млрд дол. больше, чем та, что представлена собственно кривой С+ L. На самом деле кривая совокупных расходов для открытой экономики принимает вид С + Ig + Xfll. Следовательно, международная торговля привела к увеличению равновесного ВВП с 470 млрд дол. в частной закрытой экономике до
490 млрд дол. в более реалистичной открытой экономике.
Вы можете убедиться в том, что новый равновесный ВВП равен 490 млрд дол. Для этого надо добавить Х„ = 5 млрд дол. к каждому уровню совокупных расходов, представленных в табл. 9-4, и определить, на каком уровне величина С + Ig + Х„ равна ВВП.
Подведем итоги. Положительный чистый экспорт влечет за собой увеличение совокупных расходов по сравнению с их объемом в закрытой экономике и поэтому приводит к возрастанию ВВП. В данном случае добавление чистого экспорта в размере 5 млрд дол. привело к возрастанию ВВП на 20 млрд дол., то есть мультипликатор равен 4.
Реальный внутренний продукт, ВВП (в млрд дол.)
а) График совокупных расходов
6) График чистого экспорта, X
Г)
Рисунок10-4. Чистый экспорт
и равновесный ВВП
Положительный чистый экспорт, представленный кривой чистого экспорта Хп1 (рис. б), смещает кривую совокупных расходов [рис. а) вверх от уровня С + lg, характерного для закрытой экономики, до уровня С + /0 + ХпЛ в открытой экономике. Отрицательный чистый экспорт, представленный кривой чистого экспорта Хп2 (рис. б), смещает кривую совокупных расходов (рис. а) вниз от уровня С + /^характерного для закрытой экономики, до уровня С + \и + Х,;? в открытой экономике.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ РАКУРС 10-1
Чистый экспорт товаров в некоторых странах
Некоторые страны, такие, как Япония и Германия, имеют положительный чистый экспорт; другие, такие, как Соединенные Штаты и Великобритания, имеют отрицательный чистый экспорт.
Отрицательный чистый экспорт
I ! I t
Канада ■■ Франция
Германия Итапия
Япония
-1В0 -140 -100 -60 -20 0 20
(в мпрддоп.)
Совокупные расходы: мультипликатор, чистый экспорт и государство
Отрицательный чистый экспорт. Расширив сферу наших рассуждений, мы имеем возможность определить, какое влияние оказывает отрицательный чистый экспорт на ВВП. Если чистый экспорт равен ХпЪ как показано на рис. 10-46, то он составит минус 5 млрд дол. Это означает, что наша гипотетическая экономика импортирует товаров на 5 млрд дол. больше, чем продает за границу. Следовательно, кривая совокупных расходов, обозначенная на рис. 10-4а как С + /g, завышает расходы на внутреннее производство на каждом уровне ВВП. Из суммы расходов на потребление и инвестиции надо вычесть 5 млрд дол., то есть величину затрат на приобретение импортных товаров. Надо вычесть 5 млрд дол. чистого импорта (—5 млрд дол. чистого экспорта) из совокупных расходов на потребление и инвестиции (С 4- Ig).
После того как мы сократим на 5 млрд дол. значения С+ Ig, представленные кривой на рис. 10-4а, соответствующий график совокупных расходов примет вид С + [g+ Хп2и равновесный ВВП уменьшится с 470 млрд до 450 млрд дол. И снова изменение чистого экспорта на 5 млрд дол. привело к четырехкратному изменению ВВП, напоминая нам о том, что мультипликатор равен 4. Чтобы определить величину нового равновесного ВВП, надо вычесть 5 млрд дол. (Х„ = —5 млрд дол.) из совокупных расходов на каждом уровне ВВП (см. табл. 9-4), таким образом мы получим С + fg + Хп = ВВП.
Напрашивается еще один вывод. Отрицательный чистый экспорт приводит к уменьшению совокупных расходов по сравнению с их величиной в закрытой экономике и, следовательно, к сокращению ВВП. Импорт увеличивает запасы доступных товаров в экономике, но уменьшает реальный ВВП, сокращая расходы на товары отечественного производства.
Наши выводы о положительном и отрицательном чистом экспорте, а также о равновесном ВВП сводятся к тому, что уменьшение чистого экспорта, то есть сокращение экспорта или увеличение импорта, снижает совокупные расходы и сокращает ВВП. И наоборот, увеличение чистого экспорта в результате возрастания экспорта или уменьшения импорта приводит к росту совокупных расходов и ВВП.
В разделе «Международный ракурс 10-1» показано, что объемы чистого экспорта ведущих промышленных стран существенно отличаются друг от друга. (Ключевой вопрос 5.)
Внешнеэкономические связи
Анализ чистого экспорта и реального ВВП показывает, каким образом политическая или экономическая конъюнктура за рубежом может оказывать влияние на ВВП.
Положительный
чистый экспорт
Источник: Organization for Economic Cooperation and Develop ment (данные за 1996 г.).
Процветание в зарубежных странах. Рост уровня национального дохода у торговых партнеров позволяет продавать больше товаров за границу и тем самым увеличивать чистый экспорт и реальный ВВП. Мы должны быть заинтересованы в процветании наших торговых партнеров, потому что их благосостояние дает им возможность покупать больше наших экспортных товаров и тем самым «передать» нам частицу своего процветания.
Тарифы. Предположим, что торговые партнеры США повысят тарифы на американские товары, чтобы сократить свой импорт и стимулировать собственное производство. Но их импорт - для США экспорт. Когда они ограничивают импорт, чтобы стимулировать свою экономику, они сокращают аме-рианский экспорт и способствуют спаду в американской экономике. США могут ответить введением торговых барьеров на их товары. В таком случае их экспорт в США уменьшится, чистый экспорт также может сократиться. При этом непонятно, является ли эта ситуация результатом роста тарифов или сокращением чистого экспорта страны. Во время Великой депрессии 30-х годов многие страны, в том числе и Соединенные Штаты, ввели торговые барь-
Национальный доход, занятость и фискальная политика
еры для уменьшения безработицы. Но эти ответные меры просто задушили международную торговлю, усилили депрессию и увеличили безработицу.
iki,fU*'*Hi/a > н д Обесценение доллара по отношению к другим валютам (глава 6) позволяет живущим за рубежом получать больше долларов за единицу своей валюты. Цена американских товаров в этих валютах упадет, стимулируя закупки американских экспортных товаров. Кроме того, американским покупателям потребуется больше долларов для покупки иностранных товаров, поэтому сократятся их затраты на импортную продукцию. В результате американский экспорт увеличится, а импорт уменьшится, что будет способствовать возрастанию американского чистого экспорта и ВВП.
Приведет ли обесценение доллара к подъему реального ВВП или инфляции, зависит от исходного состояния экономики в сравнении с объемом производства при полной занятости. Если экономика функционирует на уровне ниже своих производственных возможностей, то обесценение доллара и вызванное этим увеличение чистого экспорта приведут к возрастанию реального ВВП. Но если экономика уже исчерпала все свои ресурсы, то рост чистого экспорта и совокупных расходов приведет к инфляции спроса. Поскольку все ресурсы страны используются сполна, дополнительное увеличение расходов уже не приведет к расширению реального совокупного продукта, но это обстоятельство может и действительно способствует росту цен при данном уровне производства.
Итак, в последнем примере рассматривались последствия девальвации доллара. Проанализируйте воздействие повышения стоимости доллара на чистый экспорт и равновесный ВВП.
КРА ТКОЕ ПО В ГОРЕНИЕ 10-1
*• Эффект мультипликатора состоит в том, что первоначальное изменение расходов может в несколько раз больше изменить величину национального дохода и валового продукта. Мультипликатор -это фактор, отражающий величину первоначальных изменений: Мультипликатор - Изменения в реальном ВВП / Первоначальные изменения в расходах.
Т Чем выше предельная склонность к потреблению (или чем ниже предельная склонность к сбережению), тем больше величина простого мультипликатора: Мультипликатор = 1/ППС.
♦ Положительный чистый экспорт приводит к увеличению совокупных расходов на товары отечественного производства и росту равновесного ВВП; отрицательный чистый экспорт влечет за собой уменьшение совокупных расходов на товары отечественного производства и сокращение равновесного
ВВП.
Последний этап построения нашей модели совокупных расходов заключается в переходе от частной (негосударственной) открытой экономики к смешанной экономике, в которую входит государственный сектор. Это означает включение в модель государственных расходов и налогов.
Для простоты и ясности рассуждений введем следующие допущения.
1. Мы по-прежнему используем упрощенные графики инвестиций и чистого экспорта, где их уровни не зависят от объема ВВП.
2. Мы допускаем, что государственные закупки не приводят ни к снижению, ни к повышению расходов частного сектора. Они не вызывают сдвига кривых потребления и инвестиций ни вверх, ни вниз.
3. Мы допускаем, что государство получает чистый доход — общие доходы от налогов минус «отрицательные налоги» в виде трансфертных платежей — только от налогов с физических лиц. Кроме того, располагаемый доход (РД) меньше личного дохода (ЛД) на величину государственных налогов; ВВП, НД и ЛД равны.
4. Мы предполагаем, что государство получает фиксированную сумму налогов независимо от уровня ВВП.
5. Мы по-прежнему исходим из того, что, если нет никаких специальных оговорок, уровень цен остается неизменным.
Эти допущения дадут нам простую и целостную картину того, как государственные расходы и налоги вписываются в модель совокупных расходов. В главе 12 мы откажемся от большинства этих допущений, когда будем рассматривать, как правительство использует изменения в своих расходах и налогах для изменения уровней ВВП и инфляции.
Допустим, что правительство решило закупить товары и услуги на 20 млрд дол., независимо от уровня ВВП.
Г;{§ли*шш1 пример. Таблица 10-3 показывает воздействие государственных закупок на равновесный ВВП. Столбцы (1) — (4) перенесены сюда из табл. 9-4 для частной закрытой экономики, в которой равновесный ВВП составляет 470 млрд дол. Единствен-
Таблица 10-3,Влияние государственных закупок на равновесный ВВП (в млрд дол.)
'ЛЧПЧЧ'ГЧЧМ*'
S4J*«Afc*>*2F»itf.*Y-LYT*^Ci» Ч *****
Ш
Реальный
объем производства и дохода [ВВП = РЦ)
(1)
(2) (3) (4) (5) (6) (7] (8} 0} (Ю)
370 390 410 430 450 470 490 510 530 550
№
Потребление, С
(3)
Сбережения,
S
375 390 405 420 435 450 465 480 495 510
-5
О 5 10 15 20 25 30 35 40
(4)
Инвестиции,
20 20 20 20 20 20 20 20 20 20
15}
Чистый экспорт, X,
Экспорт, X Импорт, М
(В)
ные новшества в этой таблице — это включение чистого экспорта (экспорт минус импорт) в столбце (5) и государственных закупок в столбце (6). (Отметим, что чистый экспорт в столбце (5) равен нулю.) Добавив расходы на государственные закупки к затратам частного сектора (С + Ig + XX получим новый, более высокий уровень совокупных расходов, показанный в столбце (7). Сравнивая столбцы (1) и (7), увидим, что при более высоком уровне ВВП совокупные расходы и объем производства равны друг другу Без государственных расходов равновесный ВВП составлял 470 млрд дол. (строка 6); с учетом государственных затрат и совокупные расходы, и реальный объем производства равны 550 млрд дол. (строка 10). Увеличение государственных, так же как и частных расходов, приводит к сдвигу кривой совокупных расходов вверх и к повышению уровня равновесного ВВП.
Отметим также, что государственные расходы определяются эффектом мультипликатора. Увеличение государственных закупок на 20 млрд дол. привело к возрастанию равновесного ВВП на 80 млрд дол. (с 470 млрд до 550 млрд дол.). Мультипликатор в этом примере равен 4.
Это увеличение государственных расходов на 20 млрд дол. финансируется не за счет прироста налоговых поступлений. Мы скоро увидим, что возрастание налогов приводит к уменьшению равновесного ВВП.
В соответствии с моделью изъятий и вливаний государственные закупки представляют собой вливания расходов. Изъятие средств на сбережения и импорт приводит к тому, что потребление реального объема произведенной продукции отстает от дохода, создавая потенциальный дефицит расходов. Этот дефицит можно покрыть за счет увеличения
инвестиций, экспорта и государственных закупок. В табл. 10-3 показано, что равновесный уровень ВВП в 550 млрд дол. (строка 10) достигается в том случае, когда S + М = Ig + X + (7, то есть при отсутствии налогов 40 + 10 - 20 + 10 + 20.
Графический анализ. На рис. 10-5а мы добавляем по вертикали 20 млрд дол. государственных закупок G к уровню частных расходов, С + Ig + Х„. В результате сумма совокупных расходов увеличивается (частные плюс государственные) до С + !g + Хп + G, что приводит к возрастанию равновесного ВВП на 80 млрд дол. - с 470 млрд до 550 млрд дол.
Рисунок 10-56 свидетельствует о таком же изменении равновесного ВВП при применении метода изъятий и вливаний. Подобно инвестициям и экспорту, государственные расходы компенсируют утечку средств на сбережения и импорт. Такая политика связана с ростом вливаний, как показано на графике. При отсутствии налогов равновесный ВВП соответствует точке пересечения кривых S + М v\ Is + Х+ G
Применяя обе модели — совокупных расходов и изъятий и вливаний, — получаем один и тот же равновесный ВВП, равный 550 млрд дол. Это на 80 млрд дол. выше, чем равновесный уровень ВВП в 470 млрд дол. в частной закрытой экономике.
Сокращение государственных расходов G приведет к уменьшению величины совокупных расходов на рис. 10-5а и смещению вниз кривой !g + Х+ (7на рис. 10-56. В обоих случаях равновесный ВВП уменьшится в несколько раз. Вы можете это проверить по табл. 10-3: если государственные расходы снизятся с 20 млрд до 10 млрд дол., то равновесный ВВП уменьшится на 40 млрд дол., то есть с 550 млрд до 510 млрд дол.
Государство, помимо прочего, собирает налоги. Предположим, что оно ввело аккордный налог,
который представляет собой постоянную величину или, точнее говоря, приносит одну и ту же величину дохода при каждом уровне ВВП. Также предположим, что сумма аккордного налога составляет 20 млрд дол.; это означает, что при любом уровне ВВП государство будет получать 200 млрд дол. в виде поступлений доходов от налогов.
Таблица 10-4 является продолжением нашего примера. В столбце (2) представлены налоги, а в столбце (3) мы видим, что РД (после уплаты налогов) уменьшается на 20 млрд дол., то есть РД меньше ВВП (столбец 1) на сумму налогов. Поскольку РД расходуется на потребление и сбережения, его уменьшение приведет к снижению и потребления, и сбережений в сравнении с тем, каким они могли бы быть в частной экономике. Но насколько они сократятся в результате налогообложения в размере 20 млрд дол.? Ответ содержится в показате-
Реальный внутренний продукт, ВВП {в млрд дол
:э] Метод со песта Елен ил совокупных расходов и внутреннего обьема производств
Реальный внутренний продукт. ВВП (в млрд дол
б] Метод сопоставления изъятий и вливаний
Государственные расходы и равновесный ВВП
а) Метод сопоставления совокупных расходов и внутреннего объема производства. Включение государственных расходов в наш анализ показывает, что их увеличение, так же как увеличение С, lg или X,,, приводит к росту совокупных расходов [С + /g + Xn + G) и равновесного ВВП.
б] Метод сопоставления изъятий и вливании. Государственные расходы -- это вливания в экономику, которые дополняют частные инвестиции и расходы на экспорт [/,, + Х + + G), увеличивая равновесный ВВП.
лях ПСП и ПСС. ПСП определяет, какую долю уменьшения РД составляет потребление, а ПСС — какая доля уменьшения РД приходится на сбережения. Поскольку ПСП равна 0,75, то, если государство собирает налоги на 20 млрд дол. при любом уровне ВВП, объем потребления на каждом уровне ВВП уменьшается на 15 млрд дол. (0,75 х 20 млрд дол.). Поскольку ПСС равна 0,25, объем сбережений на каждом уровне ВВП сократится на 5 млрд дол. (0,25 х 20 млрд дол.).
В столбцах (4) — (5) табл. 10-4 объемы потребления и сбережений на каждом уровне ВВП соответственно на 15 млрд и 5 млрд дол. меньше, чем в табл. 10-3. Например, до введения налогов, когда ВВП был равен РД, потребление составляло 420 млрд дол., а сбережения 10 млрд дол. при уровне ВВП 430 млрд дол. (строка 4 табл. 10-3). После введения налогов РД составил 410 млрд дол., что на 20 млрд дол. меньше ВВП, равного 430 млрд дол.; в результате этого потребление составило всего 405 млрд дол., а сбережения - 5 млрд дол. (строка 4 табл. 10-4).
Налогообложение вызывает падение РД относительно ВВП на величину налогов. Такое уменьшение РД приводит к сокращению как потребления, так и сбережений на каждом уровне ВВП. Размеры сокращения С и S определяются величинами ПСП и ПСС.
Какое влияние оказывают налоги на равновесный ВВП? Еще раз вычислим величину совокупных расходов, как показано в столбце (9) табл. 10-4. Отметим, что при каждом реальном уровне производства совокупные расходы здесь на 15 млрд дол. меньше, чем в табл. 10-3. Причина заключается в том, что потребление после введения налогов, обозначенное как Са, сокращается на 15 млрд дол. при каждом уровне ВВП. Сравнивая величину реального продукта и совокупные расходы в столбцах (1) и (9), мы видим, что совокупные объемы производства и потребления равны только при уровне ВВП в
490 млрд дол. (строка 7). Аккордный налог в размере 20 млрд дол. вызывает падение равновесного ВВП на 60 млрд дол. - с 550 млрд (строка 10 табл. 10-3) до 490 млрд дол. (строка 7 табл. 10-4).
Другой метод - сопоставление изъятий и вливаний — подтверждает этот результат. Подобно сбережениям и импорту, налоги представляют собой изъятие средств из потока доходов и расходов внутри страны. Доход используется на сбережение, приобретение импортных товаров и уплату налогов, а не на внутреннее потребление. Оно теперь окажется меньше объема производства на величину послена-логовых сбережений и импорта плюс налоги, что приведет к потенциальному дефициту расходов. Этот дефицит можно покрыть за счет запланированных инвестиций, экспорта и государственных закупок. Следовательно, согласно методу изъятий и вливаний новое равновесное состояние ВВП примет следующий вид: сумма сбережений после введения налогов Sa плюс импорт плюс налоги равна сумме запланированных инвестиций, экспорта и государственных закупок, то есть Sa + М + Т — fg + X + G. По табл. 10-4 можно проверить, что равенство изъятий и вливаний существует только при ВВП в 490 млрд дол. (строка 7).
Графический анализ. На рис. 10-6а увеличение налогов на 20 млрд дол. приводит к смещению кривой совокупных расходов (Са + 1$.+ Xп + G) вниз на 15 (а не на 20) млрд дол. Учитывая наше прежнее условие, что подоходный налог взимается только с физических лиц, можно сделать следующий вывод: уменьшение совокупных расходов является исключительно результатом сокращения потребительского компонента графика совокупных расходов. Из-за уменьшения объема потребления, вызванного введением налогов, равновесный ВВП сокращается с 550 млрд до 490 млрд дол.
Таблица 10-4.Определение равновесных уровней занятости, производства и дохода: частный и государственный секторы
(в млрд дол.]
ш | (2) | (3} | (4} | (51 | (В) | (7} | (В) | (9) | |||
Реальный объем произ- | Налоги, Т | Располага- flUi/ ijj; fT/Л— | Потребление, Са | Сбережения, Sa | Инвест- 1 ИА1А 1 | Чистый | экспорт, Х„ | Государственные за- | Совокупные расходы | ||
ъМЫИ ДО | ЦИИ, 1д | ||||||||||
водства и до- | ход (РД} | (3} - (4} | Экспорт | ,х | Импорт, М | купки, G | Ш6 | + 1м+к, + т | |||
хода (ВВП = | ft J-(21 | (41 | * 16} + [7] + (8} | ||||||||
= НД-РД} | |||||||||||
(1) 370 | -10 | ||||||||||
[2] 390 | -5 | ||||||||||
[3] 410 | |||||||||||
[4] 430 | |||||||||||
[5] 450 | |||||||||||
[6] 470 | |||||||||||
(7) 490 | |||||||||||
[8] 510 | |||||||||||
[9] 530 | |||||||||||
(10) 550 |
Реапьный внутренний продукт, ВВП (в мпрд доп.)
а) Метод сопоставления совокупных расходов и внутреннего объема производства
S + M
S*M
а
ад»»чыда»5ю»ли*^>х
+ X + G
о
Реапьный внутренний продукт, ВВП (в мпрд доп.)
б) Метод сопоставления изъятий и Бпиваний
Рисунок 10-6,
Налоги и равновесный
ВВП
а] Метод сопоставления совокупных расходов и внутреннего объема производства. Если ПСП равна 0,75, то введение налогов в размере 20 млрд дол. приведет к снижению потребления на 15 млрд дол. и к уменьшению равновесного ВВП.
б] Метод сопоставления изъятий и вливаний. Налоги оказывают двойственное влияние, Во-первых, при ПСС, равной 0,25, введение налогов в размере 20 млрд дол. приведет к уменьшению РД на 20 млрд и сбережений на 5 млрд дол. при любом уровне ВВП. Зто показано смещением кривой от S (сбережения до введения налогов) 4- M до Sa (сбережения после введения налогов) + М. Во-вторых, введение налогов в размере 20 млрд дол. • это дополнительное изъятие 20 млрд дол. на каждом уровне ВВП, что дает нам Sa + М + Т. С добавлением государственных расходов равновесное состояние изменяется и имеет вид Sa + М + Г = /д + X + G вместо S + М = / + X.
Увеличение налогов приводит к смещению кривой совокупных расходов вниз относительно биссектрисы и сокращению равновесного ВВП.
Теперь рассмотрим данную проблему, используя метод сопоставления изъятий и вливаний. В этом случае анализ окажется несколько сложнее, так как введение налога в размере 20 млрд дол. имеет двоякое воздействие (рис. 10-66);
1. Налоги сокращают РД на 20 млрд дол., а при ПСС, равной 0,25, вызывают уменьшение сбережений на 5 млрд дол. при каждом уровне ВВП. На рис. 10-66 это выражено смещением кривой от S + М (сбережения до введения налогов плюс им-
порт) до SQ + М (сбережения после введения налогов плюс импорт).
2. 20 млрд дол. налогов представляют собой утечку средств при каждом уровне ВВП, которую надо прибавить к Sa + М (а не к S + М), в результате чего получим SCI + М + Т.
Теперь равновесие достигается при уровне ВВП 490 млрд дол., когда сбережения домохозяйств плюс импорт плюс налоги, которые государство намерено собрать, равны общей сумме запланированных инвестиций плюс экспорт плюс объем государственных закупок. Условия равновесия для метода сопоставления изъятий и вливаний принимают следующий вид: Sa + М + Т = fg + X + G. Ha графике равновесный ВВП устанавливается в точке пересечения кривых $а + М + TvlL + X+G,
В отличие от нашего примера, сокращение существующих налогов вызовет смещение кривой совокупных расходов вверх в результате сдвига вверх кривой потребления в ответ на рост потребления при всех уровнях ВВП (см. рис. 10-6а). Снижение налогов приведет также к смещению кривой Sa + M+ Г вниз на рис. 10-66. Вследствие этого в любом случае равновесный ВВП возрастет в несколько раз. Вам следует использовать оба метода, сопоставляя расходы с реальным объемом производства, а изъятия — с вливаниями, чтобы удостовериться в том, что уменьшение налогов на 10 млрд дол. (с существующих в настоящее время 20 млрд до 10 млрд дол.) приведет к увеличению равновесного ВВП с 490 млрд до 520 млрд дол. (Ключевой вопрос 8.)