Неценовые факторы совокупного спроса и их влияние на совокупные потребительские расходы, на совокупные инвестиционные расходы, на государственные закупки товаров и услуг и на чистый экспорт.

Совокупный спрос и его компоненты. Эффекты, объясняющие отрицательный наклон кривой совокупного спроса (эффект реального богатства Пигу, эффект процентной ставки Кейнса, эффект чистого экспорта Манделла – Флеминга.

Модель AD – ASпозволяет:

- выяснить условия макроэкономического равновесия;

- определить величину равновесного объёма выпуска и равновесного уровня цен;

- объяснить колебания объёма выпуска и уровня цен в экономике;

- показать причины и последствия изменения совокупного спроса и совокупного предложения;

- описать последствия разных вариантов экономической политики государства.

Совокупный спрос (AD)–это общее количество продукции, которое может быть куплено при данном уровне цен.

Величина совокупного спроса - то количество конечных товаров и услуг, на которые будет предъявлен спрос всеми макроэкономически­ми агентами при каждом возможном уровне цен:

AD = С + G + I + Xn.

Неценовые факторы совокупного спроса и их влияние на совокупные потребительские расходы, на совокупные инвестиционные расходы, на государственные закупки товаров и услуг и на чистый экспорт. - student2.ru

Факторы, воздействующие на государственные закупки товаров и услуг.

Ве­личина государственных закупок товаров и услуг (G)определяется государствен­ными законодательными органами (Государственной Думой, Парламентом, Конгрессом и т.п.) при разработке государственного бюджета на очередной финансовый год.

Рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос (сдвиг кривой ADвправо), а их снижение — сокращает. Изменение величины государственных закупок выступает важным инструментом стабилизации экономики (инструментом фискальной политики), который используется для воздействия на совокупный спрос с целью поддержания полной занятости и стабильного уровня цен.

4) Факторы, воздействующие на чистый экспорт:

- величина валового внутреннего продукта и национального дохода в дру­гих странах (Yf).

Рост ВВП и НД в иностранном секторе ведет кросту спроса на товары и услуги данной страны и, следовательно, кувеличению её экспорта и в результате к росту чистого экспорта, что увеличивает совокупный спрос;

- величина валового внутреннего продукта и национального дохода в данной стране (Y).Если ВВП и НД в стране увеличиваются, то её экономические агенты увеличивают спрос на товары и услуги других стран (иностранного сектора), что ведет к росту импорта, сокращению чистого экспорт а и, следовательно, сокращению совокупного спроса в данной стране. Кривая ADсдвигается влево;

- валютный курс национальной денежной единицы (exchange rate — е).Валютный курс — это цена национальной денежной единицы, выраженная в определенном количестве денежных единиц другой страны, т.е. это то количество иностранной валюты, которое можно получить за одну денежную единицу данной страны. Чем выше валютный курс национальной денежной единицы, тем меньше чистый экспорт и совокупный спрос.

Неценовыми факторами, также оказывающими влияние на совокупный спрос и объясняющими сдвиги кривой AD, являются денежные факторы.

Из уравнения количественной теории денег MV = PY, где М — масса (количество) денег в обращении, V — скорость обращения де­нег (величина, показывающая количество оборотов, которое в среднем со­вершает за год одна денежная единица, или количество сделок, которое в среднем обслуживает в год одна денежная единица), Р— уровень цен в эко­номике, Y — реальный ВВП, получаем два неценовых фактора совокупного спроса, изменение которых меняет совокупный спрос, сдвигая кривую AD:

1) масса денег в обращении (предложение денег). Рост предложения де­нег в экономике увеличивает совокупный спрос. И наоборот, уменьшение предложения денег в экономике снижает совокупный спрос, сдвигая кривую ADвлево;

2) скорость обращения денег. Если увеличивается скорость обращения денег, совокупный спрос также растёт

Uфр.

u фр. = --------------- 100%.

L

2) Структурная безработица(structural unemployment), обусловлена стру­ктурными сдвигами (structural shifts) в экономике, связанными:

- с изменением структуры спроса на продукцию разных отраслей

- с изменениями отраслевой структуры экономики, причиной которых является научно-технический прогресс.

- к структурным безработным относят также людей, впервые появившихся на рынке труда, в том числе выпускников высших и средних специальных учебных заведений, чья профессия уже не требуется в экономике.

Причина существования структурной безработицы — несоответствие структуры рабочей силы структуре рабочих мест.

Уровень структурной безработицырассчитывается как отношение коли­чества структурных безработных к общей численности рабочей силы, выра­женное в процентах:

U стр.

u стр. = --------------- 100%.

L

Уровень безработицы при полной занятости, соответствующий потенциальному ВВП, носит название естественного уровня безработицы (u*).

Uфр. + U стр.

и * = и фр. + u стр. = ----------------------- 100%.

L

Естественный уровень безработицы— это уровень безработицы при нормальном устойчивом состоянии экономики, вокруг которого колеблется её фактический уровень.

3) Величина безработицы, равная разнице между фактическим (и) и естественным (и*) уровнем безработицы называется уровнем циклической безработицы.

uцикл. = u факт. – u* .

Циклическая безработица связана с кратко­срочными колебаниями экономической активности и представляет собой отклонение от естественного уровня безработицы (и *).

Причиной циклической безработицы выступает рецессия (спад) в экономике

Фактический уровень безработицырассчитывается как процентное отно­шение общего количества безработных (фрикционных, структурных, ци­клических) к общей численности рабочей силы или как сумма уровней без­работицы всех типов:

Закон Оукена: каждый % превышения фактического уровня безработицы над естественным приводит к недополучению ВВП в размере 2,5 % от достигнутой величины.

Совокупный спрос и его компоненты. Эффекты, объясняющие отрицательный наклон кривой совокупного спроса (эффект реального богатства Пигу, эффект процентной ставки Кейнса, эффект чистого экспорта Манделла – Флеминга.

Модель AD – ASпозволяет:

- выяснить условия макроэкономического равновесия;

- определить величину равновесного объёма выпуска и равновесного уровня цен;

- объяснить колебания объёма выпуска и уровня цен в экономике;

- показать причины и последствия изменения совокупного спроса и совокупного предложения;

- описать последствия разных вариантов экономической политики государства.

Совокупный спрос (AD)–это общее количество продукции, которое может быть куплено при данном уровне цен.

Величина совокупного спроса - то количество конечных товаров и услуг, на которые будет предъявлен спрос всеми макроэкономически­ми агентами при каждом возможном уровне цен:

AD = С + G + I + Xn.

Неценовые факторы совокупного спроса и их влияние на совокупные потребительские расходы, на совокупные инвестиционные расходы, на государственные закупки товаров и услуг и на чистый экспорт. - student2.ru

Неценовые факторы совокупного спроса и их влияние на совокупные потребительские расходы, на совокупные инвестиционные расходы, на государственные закупки товаров и услуг и на чистый экспорт.

Неценовые факторы влияют на сам совокупный спрос. Это означает, что проис­ходит сдвиг кривой AD.

1) факторы, воздействующие на совокупные потребительские расходы (C):

- уровень благосостояния, или величина богатства.Чем выше уровень благосостояния, т.е. величина богатства, тем больше потребительские расходы и тем больше совокупный спрос — кривая ADсдвигается вправо. В противоположном случае она сдвигается влево;

- уровень текущего дохода (yield — Y).Рост уровня дохода ведет к росту потребления и поэтому к увеличению совокупного спроса (сдвиг кривой ADвправо);

- ожидания потребителей, которые включают:

а) ожидания изменения дохода в будущем,

b) ожидания изменения уровня цен;

- налоги (taxes — Tx).Рост налогов приводит к сокращению располагаемого дохода (Yd), частью которого является потребление, и, следовательно, к уменьшению совокупного спроса и сдвигу кривой ADвлево;

- трансферты(transfers — Tr).Увеличение трансфертов означает рост личного, а при неизменных налогах (т.е. при прочих равных условиях) рост располагаемого дохода, поэтому потребительские расходы растут и совокупный спрос увеличивается, обусловливая сдвиг кривой ADвправо;

- уровень задолженности домохозяйств.Чем выше степень задолженности, тем большую долю дохода домохозяйства вынуждены направлять на выплату долгов в настоящем или откладывать в виде сбережений для выплаты долгов в будущем, что ведет к сокращению потребления и соответственно совокупного спроса (сдвиг кривой ADвлево);

- ставка процента по потребительскому кредиту(interest rate — R) — чем выше ставка процента по потребительскому кредиту (при этом изменение ставки не должно быть обусловлено изменением уровня цен), который домохозяйства берут на покупку дорогостоящих товаров длительного пользования, тем меньше потребительские расходы (сдвиг кривой ADвлево).

2) Факторы, воздействующие на совокупные инвестиционные расходы:

- ожидания инвесторов (фирм),которые связаны, прежде всего, с ожидаемой внутренней нормой отдачи от инвестиций (internal rate of return - IRR), т.е. ожидаемой нормой прибыли. Если инвесторы ожидают высокой нормы отдачи от инвестиций, они будут финансировать инвестиционные проекты. Инвестиционный спрос увеличится, и AD сдвинется вправо. Если инвесторы настроены пессимистично в отношении
своих будущих доходов, инвестиционные расходы сокращаются;

- ставка процента (interest rate — R).Чем выше ставка процента, т.е. чем дороже кредитные ресурсы, тем меньше кредитов будут брать инвесторы и тем меньше инвестиционные расходы, кривая ADсдвигается влево. И наоборот;

- величина дохода (yield — Y).Поскольку часть своего дохода фирмы могут использовать на покупку инвестиционных товаров с целью расширения производства, то чем выше уровень дохода фирм, тем больше совокуп­ные инвестиционные расходы. Инвестиции, которые зависят от величины совокупного дохода, называются индуцированными инвестициями;

- налоги (taxes — Tx).Рост налогов снижает доходы (прибыль) инвесто­ров, что является внутренним источником финансирования фирм и основой чистых инвестиций. Следовательно, инвестиционные расходы уменьшаются, сдвигая кривую ADвлево;

- трансферты фирмам (transfers —Tr ).Они выступают в виде субси­дий, субвенций и льготного налогового кредита и стимулируют инвестиционный спрос;

- технологии (technological progress — t).Появление более производительных технологий, обеспечивающих снижение издержек на единицу продукции и эффект масштаба, увеличивает прибыль фирм и ведет к росту инвестиционных расходов и сдвигу кривой AD вправо;

- избыточные производственные мощности (К excess).Их наличие снижает инвестиционный спрос фирм, поскольку увеличение запаса капитала в условиях недоиспользования уже имеющегося у фирм количества оборудования бессмысленно;

- величина запаса капитала фирм (Ко).Если фирмы имеют оптимальный запас капитала, при котором их прибыль максимальна, то они не будут делать инвестиции. Чем меньше изменится у фирм запас капитала по сравнению с оптимальным, тем больше инвестиционный спрос.

Наши рекомендации