Экономические издержки безработицы
Безработица выше естественного уровня влечет за собой крупные экономические и социальные издержки.
Разрыв в ВВП и закон Оукена. Главная «цена» безработицы — это невыпущенная продукция. Когда экономика не в состоянии создать достаточное число рабочих мест для всех, кто способен и готов работать, потенциальное производство товаров и услуг теряется безвозвратно. На основании анализа, проведенного в главе 2, можно сказать, что безработица мешает обществу двигаться вверх по кривой своих производственных возможностей. Экономисты определяют эту потерянную продукцию как потери (разрыв в) ВВП, измеряемые величиной, на которую фактический объем ВВП отстает от потенциального объема ВВП.
Потенциальный объем ВВП определяется исходя из допущения естественного уровня безработицы. Рост потенциального ВВП проецируется в перспективе на основе «нормальных» темпов роста реального ВВП. Рисунок 8-5 показывает разрыв между
уровнями ВВП США за последние годы и тесную взаимосвязь между фактическим уровнем безработицы (рис. 8-56) и потерями ВВП (рис. 8-5а). Чем выше уровень безработицы, тем больше потери ВВП.
Артур Оукен (Arthur Okun), исследовавший явления макроэкономики, математически выразил этот разрыв соотношением между уровнем безработицы и потерями ВВП. Закон Оукена показывает, что если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на /%, то потери ВВП составляют около 2%. Исходя из такого соотношения уровня безработицы и потерь ВВП, мы можем вычислить абсолютные потери продукции при любом уровне безработицы выше естественного. Например, в 1992 г. уровень безработицы составлял 7,4%, то есть на 1,4 процентного пункта превышал предполагаемый естественный уровень, равный примерно 6%. Умножив 1,4% на коэффициент Оукена (2), получим, что в 1992 г потери ВВП составляли 2,8% потенциального ВВП (вреальном исчислении). Вычислив, сколько составляют 2,8% потерь от номинального объема ВВП, равного в 1992 г. 6300 млрд дол., мы обнаружили, что экономика США недополучила продукции почти на 176 млрд дол., из-за того что не был достигнут естественный уровень безработицы. (Ключевой вопрос 5.)
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
OJ (J)
X
CD X CD U
CD
о
a
c;
Национальный доход, занятость и фискальная политика
7000___
1 1 i 1 | i | \ | t | i | t | ! | ! | ! | i | i | ! | ' 1......... | i | i i | ! ! | |
—- -...... | [ 1 1—1 | - -4 - | - -1 - | -4- | - 4 • | _ 4 _ | - 4 - | -4 - | - 4- | - 4- | - 4- | - 4- | - 4 - | - 4 - | _ |------1_ | ---- [ —^. -^-„ j _«*. ««, |
1. . ...!... .1..... J | ■~1 ~ | ' "1 ' | ! | .1 - т - | - -t- — i | -1-- | -r - | -r ~ | 1 1 | -1—r | ||||||
__ —■ — | S--I- -'--!- | - -4 - | - -1- | _ 4 _ | • 4 • | - 4 ~ | , 4_ | • 4- - | - 4_ | • 4- | - 4 - | -4 - | - 4 - | _ L__ | „1------1_ | — j— ^— t^^w" |
_ -—. | 1 ! I1 | . _1_ t | _ J_ | _ J _ | .J . | - Л _ | . X_ i | . L __ | . X_ I | .L _ i | _ JX_ | _ L_ | „L„ | _L _1_ | -----I----- jjf||Kgj«^_ —. | |
----- ...... | __„„.„__]_ | I • -1 - | " 1- | " "Г ~ | • -f- | - ~r~ | ! | ■ r - | I - т ~ | - r - | - r - | - r- | - t~ - | -r - | -tHr' | -------1------- -— 1------- -^ |
----- ...... | --------------1------1 - | - 4 - | . _| _ | -4 - | • 4 - | - 4 - | - 4- | - 4 - | - 4 - | - 4- | - 4 - | - 4- | -4 - | -\-f | И~-1- | -^— ^-^- -^ ------- ------- |
— -— | i_-l_ —!------i — | ._!_ | . J„ | _J _ | . J . | _ X - | ! -<<0тр1 | I 1цательный» — | „ JX_ | _ L _ | ■ | _L„L | _^. 1 .— .— I---- ---- | |||
««- ------ | 1 ! ! I | " ~1 - | _ ^ _ | . ^ . | 1 " T " | разрыв в i i ' T~ Г" | ВВП | I | - т ~ | _ p - | ! ! | |||||
_ r _ | "Г- | "1------Г | -_ 1 «™— ^_ .-------- -------- | |||||||||||||
— -— | 1------1------1_ ._j _ | . 4 . | - 4 - | -4 - | ■ 4 - | _ 4 _ | - 4- | - 4- | ^?Х%£ДД?*^ | -4 - | - 4 - | - 4- | -4 - | - 4 - | - 1------1- | ------- — ------- ------- ------- |
----- _ 1 | ----— ™j- | i | . J_ | _ J _ | . J. | _ J. _ 1 | .X_ | Jf- | _ X_ | . L _ | _ JX_ | _ L. 1 | .L„ | _L_ | „L_L | -----' -—- -----1 —- —«- |
—— —— 1 | | i | "Потенциальный ВВГР | "3d | ]^*ъШ | "T~ | T" | . T - | ' Г ~ | "Г" | _ p _ | "Г" | "! Г | -— . — -«« ------ ------ | ||||
~— —— | 1-------1-------j-------j _ | ■4 - | - H- | - -Xggg | - -г" - | - + - | -4- | - + - | ■ 4 - | - 4- | - 4 - | -4 - | - \- ~ | -4-1- | ■...... >"—- —_ j ~_^ _ | |
_ _ ■ | 1____I____1____1 - | . J - | - -Jrf^ | Щ - | _ _L „ | - J- - | . -L_ | - X - | . 1. _ | _ X - | _ X _ | _L _ | _U - | _ 1____|_ | -^— ] ~^_ - { ^__ . | |
1 I I ! | - n- | ~M ~~ | 7" | Потери ~ 1 ~ | ВВП " T ~ | i I " 7 " | f - T _ | ' Г " | "T " | 1 "Г" | I 1 - p _ | 1 "Г" | 1 I 1 ! _! r | -^— . ~^_ ■ —^ | ||
----- -—- | ||||||||||||||||
™- —. 1 | — г^-—\-----1 - | - 4 - | - ™|- | - -t ~ | 4 - | - -г- - | - + - | - 4- | - + - | ■ 4 - | - 4 - | _ H _ | -4 - | - \- - | _ |---------j_ | ■■■.....1 —— •• — 1 -^— —— |
_^rf^r* | W. Реальный ВВП | 1 J . | ! | I | -i | . X | I. | ... ! | I | .. I ... | L ! | |||||
W\\ | ! 1 ! i ! 1 1 1 ! 1 ! 1 1 I | t I 1 | 1 | 1 1 | MMi | 1 1 I | MM! | 9 111 | MM | MM | |IM | MM | MM | Mm | III! | Ml!!!!! | ! M M1 ! ! 1 |
а] Потери В8П
1986 Годы
b: ш
^n ^ СГ
^ J3 CD
^54
. ^н- j4^4444^jxt44^ |
■ I I I I i Уровень безработицы i i I i ! I I I I |
1986 Годы
б) Уровень безработицы
Рисунок 8-5, Потенциальный и реальный ВВП и уровень безработицы
а) Разница между потенциальным и фактическим объемами ВВП составляет величину потерь ВВП, Разрыв в ВВП представляет собой объем продукции, который экономика теряет из~за неспособности в полной мере использовать свой производственный потенциал.
б) Чем выше уровень безработицы, тем больше потери ВВП, и наоборот.
(Источник; Economic Report of the President; Gordon R. J. Macroeconomics. 7th ed. New York: Addison-Wesley, 1998 (фактические данные осовременены)).
Но, как показывает рис. 8-5, фактический объем национального продукта иногда может превышать его потенциальный объем. Мы уже упоминали о том, что такое положение дел сложилось во время второй мировой войны, когда уровень безра-
ботицы упал ниже 2%. В производство вовлекались дополнительные смены рабочих, капитальное оборудование использовалось сверх проектной мощности, сверхурочная работа и совместительство стали
обычным явлением и т.д. На рис. 8-5 мы также ви-
ГЛАВА
■<■!■ w4niiTMnmn.ini т над
Макроэкономическая нестабильность: безработица и инфляция
дим, что экономический рост и в 1988 и в 1989 гг. привел к превышению фактического объема ВВП над его потенциальным объемом, то есть к «отрицательному» разрыву, или потерям ВВП. Таким образом, временами фактический ВВП может подняться выше уровня потенциального ВВП, что является причиной инфляции, но сохранять подобное превышение неопределенно долгое время невозможно.
Таблица 8-2
паковое оречя. Обществу было бы легче примириться с повышением уровня безработицы, скажем, с 5,5 до 9—10%, если бы рабочий день и зарплата каждого рабочего сокращались пропорционально. Но на самом деле это не так. Часть бремени безработицы состоит в том, что ее издержки распределены неравномерно.
В табл. 8-2 сравниваются уровни безработицы среди различных групп на рынке труда за два года. Спад 1990—1991 гг. вызвал повышение безработицы но 7,4%. В противоположность этому полная занятость в 1996 г. была достигнута в экономике США при уровне безработицы в 5,4%. Если мы обратим внимание на существенные различия в уровнях безработицы в разных демографических группах в пределах каждого года и сравним уровни двух лет, то сможем сделать некоторые выводы.
1. Род занятий. Уровень безработицы среди «белых воротничков» ниже, чем среди «синих воротничков». «Белые воротнички», как правило, заняты в отраслях, меньше подверженных циклическим колебаниям (сфера услуг и производство товаров кратковременного пользования), или они самостоятельно обеспечивают собственную занятость. Кроме того, «белые воротнички» реже, чем «синие», теряют работу в периоды спада. Фирмы стремятся сохранять свои высококвалифицированные «белые воротнички», в обучение которых они вложили значительные средства. Но так происходит не всегда. В период спада 1990—1991 гг. многие фирмы сокращали свои управленческие структуры, уволив значительно больше «белых воротничков», чем когда-либо прежде. Уровень безработицы в этой категории работников рос быстрее, чем среди «синих воротничков». Тем не менее безработица среди «белых воротничков» оставалась ниже уровня безработицы в группе «синих воротничков».
2. Возраст. Уровень безработицы среди молодежи гораздо выше, чем среди взрослых. Это объясняется тем, что молодые люди имеют низкую квалификацию, чаще уходят с работы и увольняются нанимателем, а также отличаются меньшей географической мобильностью. Многие молодые люди впервые вступают на рынок труда в поисках работы.
3. Раса. Уровень безработицы среди чернокожего населения — как взрослых, так и молодежи — примерно вдвое выше, чем среди белых. Это можно объяснить рядом факторов: дискриминацией в об-
Уровни безработицы в разных
демографических группах в период спада (1992 г.) и приполной занятости (1996 г,)
Демографическая | РТТ.%Г"-г1.Ч™ '.■ 111 ■ '"J' ■ ■ ЧЧ ■■ 1 ■ ■ ™ ■ ■■we™ i \ i i "i ■ ■ i itirthhBh U^hIi'i i ' I Pih4 Hh4Ii ih ЬИ*Ч П Уровень безрабо- | - Уровень безрабо- | ||
группа | тицы, (в %} | 1992 г. | тицы, (в %) | 1996 г. |
Всего | 7,4 | 5,4 | ||
Профессия | ||||
«Синие воротнички» | 9,3 | 7,1 | ||
«Белые воротнички» | 4,6 | 3,4 | ||
Возраст | ||||
16-19 лет | 20,2 | 18,1 | ||
Чернокожие 16-19 пет | 39,8 | 30,6 | ||
Белые 16-19 лет | 17,1 | 14,2 | ||
Мужчины старше | ||||
20 лет | 7,0 | 4,6 | ||
Женщины старше | ||||
20 лет | 6,3 | 4,8 | ||
Раса | ||||
Чернокожие | 14,1 | 10,5 | ||
Белые | 6,5 | 4,7 | ||
Пол | ||||
Женщины | 6,9 | 5,4 | ||
Мужчины | 7,8 | 5,4 | ||
Образование | ||||
Среднее, нет | ||||
диплома старшей школы | 13,5 | 10,9 | ||
Диплом | ||||
старшей школы | 7,7 | 5,5 | ||
Диплом колледжа | ||||
или выше | 2,9 | 2,2 | ||
Продолжительность | ||||
15 недель или более | 2,6 |
* Данные относятся к рабочей сипе, занятой в гражданских отраслях экономики. Безработица 1992 г. представпяет собой отсроченное последствие спада 1990-1991 гг.
Источник: Economic Report of the President; Employment and Earnings; Census Bureau.
ласти образования и на рынке труда, концентрацией чернокожих работников в тех профессиях, которые не требуют высокой квалификации («синие воротнички»), географической изоляцией чернокожего населения в крупных городах, где возможность получить работу тем, кто впервые приходит на рынок труда, сведена к минимуму.
4. Пол. Уровни безработицы среди мужчин и среди женшин вполне сопоставимы. Более низкий уровень безработицы среди женщин в 1992 г. свидетельствует о том, что в таких остро реагирующих на колебания цикла отраслях экономики, производящих инвестиционные товары, как автомобильная, сталелитейная промышленность и строительство, преобладают мужчины.
5. Образование. Среди менее образованных работников в среднем уровень безработицы выше, чем среди более образованных. Более низкое образование обычно ассоциируется с более низкой профессиональной подготовкой, отсутствием постоянной
Национальный доход, занятость и фискальная политика
работы, большими перерывами в занятости, с рабочими местами, подверженными циклическому сокращению.
6. Продолжительность безработицы. Число людей, лишенных работы в течение длительного периода — 15 недель и более, — в процентном отношении к общей численности рабочей силы гораздо меньше уровня безработицы в целом. Но их доля существенно увеличивается во время спадов. В 1996 г. «долгосрочные» безработные составляли лишь 1,7% от всей рабочей силы, а обший уровень безработицы — 5,4%. Основная доля безработных пребывает в таком статусе относительно непродолжительный период. Однако следует также отметить, что в 1992 г. доля «долгосрочных» безработных составляла 2,6% общей численности рабочей силы; эти люди переживают тяжелые времена в периоды экономических спадов.
Неэкономические издержки
Циклическая безработица — нечто большее, чем экономический недуг, это еще и социальное бедствие. Депрессия приводит к бездеятельности, а бездеятельность — к потере квалификации, самоуважения, упадку моральных устоев, распаду семей, а также к общественным и политическим беспорядкам. Работа же:
«...Дает надежду на улучшение материального и социального положения. Она позволяет человеку обеспечить своим детям более благоприятный старт в жизни. Для кого-то она может оказаться единственным честным способом избежать нищеты, в которой жили родители. Она помогает преодолевать расовые и другие социальные барьеры. Короче говоря... работа - это пропуск к свободе и лучшей жизни. Лишить людей работы — значит вычеркнуть их из нашего общества»1.
История убедительно показывает, что массовая безработица приводит к быстрым, иногда очень бурным социальным и политическим переменам. Об этом свидетельствует «полевение» американской политической философии в период Великой депрессии 30-х годов. Вызванный депрессией «новый курс» стал подлинной революцией в американском политическом и экономическом мышлении. Еще одним примером служит приход Гитлера к власти в условиях безработицы. Более того, несомненно, что высокий уровень безработицы среди чернокожих и других национальных меньшинств является причиной серьезных беспорядков и насилия, которые периодически охватывают города США и других стран. Что касается простых обывателей, исследователи усматривают прямую
■ ReussH.R. The Critical Decade. N.Y.: McGraw-Hill Book Company, 1954. P. 133.
- v. v...v.y..j.;. ;У:^:>:т:::;:: vi- :■':•: ■»:
МЕЖДУНАРОДНЫЙ РАКУРС 8-1