Недружественные торговые блоки или перспективы интеграции
Может показаться, что с формированием НАФТА страны во всем мире объединяются в потенциально враждебные друг другу торговые блоки. Но НАФТА представляет собой механизм, пригодный для ведения переговоров о снижении торговых барьеров и с ЕС, и с Японией, и с другими торгующими странами. Доступ к огромному североамериканскому рынку важен для ЕС и Японии так же, как важен доступ к их рынкам для Канады, США и Мексики. НАФТА дает Соединенным Штатам инструмент для будущих торговых переговоров с ЕС и Японией. Предполагается, что прямые переговоры между НАФТА и ЕС могли бы в конце концов связать две зоны свободной торговли. Япония и другие крупные торгующие страны, не желающие остаться в стороне от самых богатых торговых рынков мира, были бы вынуждены отказаться от высоких торговых барьеров, чтобы шире открыть свои внутренние рынки для импорта. Также нет ни одной страны или торгового блока, которые хотели бы оказаться исключенными из зон свободной торговли. Тому есть множество примеров.
1. АПЕК. В конце 1994 г. Соединенные Штаты и
ряд других государств - участников Азиатско-Тихоокеанского экономического объединения (АПЕК) договорились об установлении более свободного режима торговли и инвестирования в течение нескольких следующих десятилетий. В АПЕК входят Австралия, Бруней, Канада, Чили, Китай (Гонконг), Индонезия, Япония, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Филиппины, Новая Гвинея, Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Таиланд и США.
2. Потенциальное вступление Чили в НАФТА. По приглашению Канады, Мексики и Соединенных Штатов Чили согласилась стать четвертым партнером в НАФТА.
3. Меркозур. Регион свободной торговли, куда входят Бразилия, Аргентина, Уругвай и Парагвай, именуемый Меркозур, проявляет заинтересованность в связях с НАФТА.
Экономисты сходятся во мнении, что в идеале зоной свободной торговли должен стать весь мир. {Ключевой вопрос 10.)
Ф Различные раунды Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) привели к многостороннему снижению тарифов и импортных квот для более чем 1 20 стран-участниц.
+ Уругвайский раунд ГАТТ, который начался в 1 995 г. и должен полностью реализоваться в 2005 г., привел к: а) снижению тарифов по всему миру; б) либерализации правил, препятствовавших торговле услугами; в) сокращению сельскохозяйственных субсидий; г) создонию новых механизмов охраны интеллектуальной собственности; д) отмене импортных квот на текстиль и одежду; е) образованию Всемирной торговой организации.
Ф Европейский союз (ЕС) и Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) снизили международные торговые барьеры, создав обширные зоны свободной торговли.
Ф Правительства стимулируют экспорт и ограни чивают импорт с помощью тарифов, квот, нетариф ных барьеров и экспортных субсидий.
АМЕРИКАНСКИЕ ФИРМЫ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
Установление более свободных условий международной торговли повлекло за собой усиление конкуренции на множестве товарных рынков в Соединенных Штатах и во всем мире. Не так давно в автомобильной промышленности США доминировали три крупных внутренних производителя. Импортные автомобили были редки и составляли лишь малую долю в общем объеме продаж отрасли. Но теперь Genera! Mo tors, Fo rd и Ch rysle г ст ол к н ул и с ь с сильнейшей конкуренцией и борются за свою долю рынка против фирм Nissan, Honda, Toyota, Hyundai, BMW и др. Импортная продукция завоевала также крупные рыночные доли на рынках автомобильных шин, одежды, спортивных товаров, электроники, мотоциклов, подвесных моторов и игрушек.
Вместе с тем тысячи американских фирм, крупных и мелких, процветали и преуспевали на мировых рынках. Boeing, McDonald's, Dow Chemicals, Intel, Coca-Cola, 3M, Microsoft, AT&T, Monsanto, Procter & Cambie, Hewlett-Packard — далеко не полный перечень таких фирм. Эти и многие другие компании сохраняли за собой крупные рыночные доли у себя дома и резко увеличили продажи за границей. Конечно, не все фирмы действовали настолько успешно. Некоторые корпорации оказались просто не способны к конкуренции; их международные конкуренты производят более высококачественную продукцию, имеют более низкие производственные издержки либо и то и другое. Неудивительно, что наиболее уязвимыми для иностранной конкуренции оказались именно те американские фирмы, которые долгое время наслаждались всеми благами протекционизма с помощью тарифов и квот. Барьеры на пути импорта искусственно ограничивали конкуренцию, ослабляя стимулы к нововведениям, сни-
6 - 7084
ПОСЛЕДНИЙ ШТРИХ
126 часть первая ______
Введение в экономике и экономику
ПОКУПАЙТЕ АМЕРИКАНСКОЕ: ВСЕМИРНЫЙ ХОЛОДИЛЬНИК
Юморист Арт Бухвальд рассматривает логику кампании «Покупайте американское».
- Страна может встать на ноги топько одним способом, -заявил Бэлфул.
~ Каким же именно? - спросил я, когда мы пили кофе в его офисе в компании Baleful Refrigerator.
- Потребитепь должен начать покупать американское, -сказал он, стукнув кулаком по столу. - Каждый раз, когда американец покупает иностранный холодильник, один из моих рабочих лишается своего места. И каждый раз, когда кто-то из моих людей становится безработным, это означает, что он или она не сможет покупать холодильники.
~ Это замкнутый круг, - сказал я. Вошел секретарь Бзлфула:
- Вас просит к телефону мистер Томпсон, торговец сталью.
Мой друг схватил трубку:
- Томпсон, где партия стали из Японии, которая должна была прийти в прошлый выходной?.. Погода меня не касает-
жению издержек и повышению качества продукции. Кроме того, торговые барьеры защищали некоторые фирмы от естественных последствий изменения относительного преимущества национальной экономики с течением времени. По мере ослабления торгового протекционизма под давлением ВТО и НАФТА некоторые американские фирмы вскоре обнаружат, что они выпускают товары, в производстве которых Америка не только не обладает конкурентным преимуществом, но просто явно отстает (например, одежда).
Является ли усиление конкуренции, сопутствующее глобализации мирохозяйственных связей, положительным явлением? Хотя некоторым внутренним производителям и работникам это не нравится, иностранная конкуренция явно выгодна для потребителей. Импорт способствует снижению цен и обеспечивает потребителей более разнообразными товарами. Иностранная конкуренция также принуж-
РЕЗЮМЕ
1. Значение международной торговли возрастает для всего мира, равно как и для Соединенных Штатов. Международная торговля жизненно важна для США по двум причинам: а) абсолютные объемы американского импорта и экспорта пре-
ся. У нас почти кончилась сталь, на следующей неделе мне придется остановить сборочный конвейер. Если вы не в состоянии поставлять сталь в обещанные сроки, я найду себе другого брокера.
- Вы попучаете сталь из Японии? - спросил я Бэлфула.
- Даже с транспортными затратами цена выходит ниже, чем у стали из Европы. Раньше мы попучали стальные листы из Бельгии, но теперь Япония их обскакала.
Телефонный звонок заставил Бэлфула насторожиться. Он несколько секунд прислушивался, потом сказал:
- Извини, мне звонят из Тайваня. Марк Фор? Послушайте, R&D сконструировали новую дверную ручку с кнопкой, и мы собираемся послать вам образцы. Скажите мистеру Чау, что, если его люди изготовят для нас изделие и сумеют уложиться в цену старой ручки, мы дадим заказ его компании.
Вошел человек с пластиковым контейнером в руках и сказал:
- Мистер Бэлфул, вы сказали, что хотели посмотреть это, прежде чем мы их закажем. Это контейнеры для приготовления льда в холодильнике.
Бэлфул внимательно рассмотрел контейнер и стукнул им пару раз об пол:
- А сколько он стоит?
дает внутренних производителей к повышению эффективности и улучшению качества продукции — именно такой результат наблюдается в нескольких отраслях американской промышленности, включая автомобильную и сталелитейную. Существуют доказательства того, что большинство фирм США, хотя и не все из них, способны успешно конкурировать на мировом рынке и делают это.
А как быть с теми американскими фирмами, которые не в состоянии успешно конкурировать на открытых рынках? Грубая реальность состоит в том, что им следует уйти из бизнеса, так же как это происходит с мелким торговцем-неудачником. Постоянные экономические убытки означают, что ценные ограниченные ресурсы используются неэффективно. Перераспределение этих ресурсов в альтернативную сферу применения, где они будут использоваться с выгодой, увеличит валовой объем производства США.
вышают объемы импорта и экспорта любой другой отдельно взятой страны; б) США полностью зависят от международной торговли определенными товарами и материалами, которые нельзя получить внутри страны.
Ь^ИЧЧПвНВЯАчатчмнтччнрРвШАННМиМИ *A*v**'*s;^***'v* W—^ ■»™*»4,>***Y*-iTW4l *•«» ■■■■U"™" »nili ■Шнпм ■■! i:
*™ Ч>**^'Ь^.*.*Л.-^*л1;^У*>1Ч*ЛК№«&'1>'
США в мировой экономике
>\ -'i-j^i;.; *i;.\\;"
*ОТ^^Щз^^Щв^^^ШШМ1и»*«'-'
-чдемвдвд
1ШШШ^^^^-
^«ш^Ш^^ШшШШш
гй^^М*»'"!»*''
~ Гонконг может поставлять по два доллара, а в Dong-Fu Plastics из Южной Кореи сказали, что они готовы делать его за доллар семьдесят.
~ Это всего лишь лластиковый поднос. Примите южнокорейское предложение. А Гонконг пусть снабжает нас полками для морозильника. А что слышно лро моторы?
- Есть немецкая компания в Бразилии, которая только что выпустила новый мотор, и он прошел все наши тесты, так что Джонсон заказал 50 тысяч штук.
- Позвоните в Cleveland Motors и передайте им, что нам очень жаль, но цена, которую они назвали, слишком высока.
- Да, сэр, - сказал человек и удалился. Секретарь вошел снова и сообщил:
- Звонил Гарри и хотел сообщить вам, что размораживатели только что прибыли из Финляндии. Они разгружают контейнеры.
- Хорошо. Что-нибудь слышно про деревянную тару из Сингапура?
- Она в доке в Хобокене.
- Слава тебе, Господи. Отмените заказ в Boise Cascade.
- А на что сослаться?
- Скажите им, что мы перепутали или что мы переходим на пластик. Мне не важно, что вы им скажете.
Бэлфул повернулся ко мне:
- Так о чем мы говорили?
~ Ты говорил, что, если потребитель не начнет покупать американское, у страны будет масса неприятностей.
- Верно. Это не только его патриотический долг, это вопрос жизни и смерти. Я собираюсь на следующей неделе в Вашингтон, в сенатский Комитет по торговле, чтобы сказать им, что, если они как следует не возьмутся за дело, в этой стране не останется ни одного отечественного холодильника. Мы не собираемся вести бизнес за просто так.
- Давай, внуши им, - поддержал я его. Бэлфул предложил:
- Пойдем со мной в демонстрационный зал.
Я последовал за ним. Он подошел к своей последней модели и открыл дверцу.
-Это американский холодильник, сделанный американскими рабочими для американского потребителя. Ну и что ты на это скажешь?
- Он замечательный, - ответил я. - Импортные по сравнению с ним никуда не годятся.
Источник: Art Buchwald. Being Bullish on Buying American Master Curriculum Guide in Economics: Teaching Strategies for International Trade. New York: Joint Council on Economic Education, 19B8 [перепечатываете^ по специальному разрешению).
*Vv4v'"^*^^_H*^*™J^-**^L-ii*Ww*t-w-t»i"^**f^kfi v ■iiifT**i*V"*¥TTT™:\*хле* "41 *-—:■■"
p ^i»w**i»*"J, J !■ ЦЬХПГ WITi (-**"«■
2. Основные статьи экспорта США включают химические продукты, компьютеры, потребительские товары длительного пользования, самолеты и зерно; основные статьи импорта — это нефть, автомобили, одежда, компьютеры и бытовая техника. В количественном отношении основным торговым партнером США является Канада.
3. Мировая торговля стала быстрее развиваться в результате: а) совершенствования технологии транспортировки; б) совершенствования технологии связи; в) общего снижения тарифов; г) мирных взаимоотношений между основными промышленно развитыми странами. США, Япония и страны Западной Европы занимают ведущие позиции в мировой экономике. Но общий объем международной торговли увеличился в связи с появлением новых участников, таких, как «азиатские тигры» (Гонконг, Сингапур, Южная Корея и Тайвань), Китай, страны Восточной Европы и новые независимые государства, прежде входившие в состав бывшего Советского Союза.
4. Модель кругооборота в открытой экономике связывает внутреннюю экономику США с остальным миром. Иностранные потребители приходят на рынки США, чтобы купить какую-либо продукцию. Этот американский экспорт приносит денежные поступления и увеличивает доходы в Соединенных Штатах. Американские домохозяйства тратят часть своего денежного дохода на товары, изготовленные заграницей и импортированные в США.
5. Специализация в соответствии с относительным преимуществом позволяет странам достигать более высокого уровня жизни путем обмена с другими странами. Торговый партнер должен специализироваться в производстве таких товаров и услуг, где его внутренние альтернативные издержки наименьшие. Условия торговли должны быть таковы, чтобы в результате обмена обе страны получили больше конкретной продукции, чем они в состоянии произвести сами.
6. Международный валютный рынок устанавливает курс обмена между валютами двух стран. Иностранные импортеры обеспечивают предложение своей валюты, а американские импортеры создают спрос на нее. Установленный в результате равновесный курс обмена связывает уровни цен во всех странах. Снижение курса доллара сокращает американский импорт и увеличивает экспорт; повышение курса доллара увеличивает импорт и сокращает экспорт.
7. Правительства формируют торговые потоки с помощью: а) протекционистских тарифов; б) квот; в) нетарифных барьеров; г) экспортных субсидий. Все они препятствуют свободной торговле; эти меры проистекают из непонимания выгод от обмена и из политических соображений. Повышая цены на товары, торговые барьеры обходятся американским потребителям в миллиарды долларов ежегодно.
8. Закон о соглашениях о взаимной торговле 1934 г. обозначил начало курса на снижение амери-
6*
ЧАСТЬ ПЕРВА
«Я ■ИМНИМ'
Введение в экономике и экономику
канских тарифов. В 1947 г. возникло Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), цели которого заключались в установлении недискриминационных отношений между всеми торгующими странами, снижении тарифов, отмене импортных квот.
9. Уругвайский раунд переговоров ГАТТ, завершившийся в 1993 г. и действующий до 2005 г., привел к: а) снижению тарифов; б) либерализации торговли услугами; в) сокращению сельскохозяйственных субсидий; г) уменьшению пиратства в отношении интеллектуальной собственности; д) отмене импортных квот на текстиль и одежду; е) созданию Всемирной торговой организации.
^\f&+4>^t?L<4fwir^s^ttpcU**^^'>f&*S^V*^**t^>^^ ^ч^чч ^Х\Ч ^Ч»\* UV1 iMIMUCW-bN
^mr>-TL4Trft*irtiT«^*tJT*+Vv^v w^W^y
10. Зоны свободной торговли (торговые блоки) способствуют либерализации торговли внутри регионов, но могут также создавать препятствия торговле с третьими странами, не входящими в блок. Примерами соглашений о свободной торговле являются: а) Европейский союз (ЕС), бывшее Европейское сообщество, или Общий рынок; б) Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), куда вошли Канада, Мексика, США.
11. Глобализация мирохозяйственных связей привела к обострению иностранной конкуренции на многих американских товарных рынках, но большая часть американских компаний смогут конкурировать и на внутренних и на международных рынках.
янтшв m
■ -v тт#тт*г > л*мэеч
JT^-Л /-S?
■У'*,^>ЧД*ТЛ4^TTT^T^-Wfc.r?"?\ЗУ-J*'>^ *?■**!*wж^р.т^лмъ^шюа+ш а I^т^т^^^^тачте-^^^^а^^^L^^>f^ITtt4ft^¥^fa^^^яр^^^^^w^^^^v^ 11ь-*^^»ш^^-^а^^-л
ТЕРМИНЫ И ПОН
Многонациональные корпорации
(multinational corporations) «Азиатские тигры» («asian tigers») Сравнительное (относительное) преимущество
(comparative advantage) Условия торговли {terms of trade) Международный валютный рынок
(foreign exchange market) Обменные курсы (exchange rates) Обесценение (depreciation) Удорожание (appreciation) Протекционистские тарифы (protective tariffs) Импортные квоты (import quotas) Нетарифные барьеры (поntariff barriers) Экспортные субсидии (export subsidies)
Закон о тарифах Смута—Хоули 1930 г.
(Smoot-Hawley Tariff Act of 1930) Закон о соглашениях о взаимной торговле 1934 г.
(Reciprocal Trade Agreements Act of 1934) Режим наибольшего благоприятствования
(most-favored-nation clauses) Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ)
(General Agreement on Tariffs and Trade, GA TT) Всемирная торговая организация (ВТО)
(World Trade Organization, WTO) Европейский союз (ЕС) (European Union, EU) Торговый блок (trade bloc) Североамериканское соглашение о свободной
торговле (НАФТА)
(North American Free Trade Agreement, NAFTA)
ЫЙЙПП'ЖЪЧ'ГГЛУ/'1: -- t^T^"Vkt*J r^JTITT if^ ^11**1 '^S.^-
*te*>» Ttf- ,4^4^:j"^>y,*d»'e™ i^™^/^^ *
ОПРОСЫ И УЧЕ
1. Каково значение международной торговли для Соединенных Штатов? Какая страна является наиболее важным торговым партнером США с количественной точки зрения? Как финансируется постоянный внешнеторговый дефицит Соединенных Штатов? «Внешнеторговый дефицит означает, что мы получаем от остального мира больше товаров, чем поставляем взамен. Следовательно, торговые дефициты желательны с экономической точки зрения». Вы согласны с этим утверждением? Почему согласны или не согласны?
2. Назовите факторы быстрого роста мировой торговли после второй мировой войны. Кто занимает ведущие позиции в международной торговле? Кто такие «азиатские тигры» и насколько важна их роль в международной торговле?
3. Ключевой вопрос. Используйте модель кругооборота (рис. 6-3), чтобы объяснить, каким образом увеличение экспорта повлияет на прибыли фирм внутри страны, денежные доходы домохо-зяйств и импорт из-за границы. Используйте табл. 6-3, чтобы определить точные объемы (на 1996 г.) экспорта Соединенных Штатов (поток 13) и импорта (поток 16) в модели кругооборота. Как влияют эти количественные показатели на потоки (14) и (15)?
4. Ключевой вопрос. Ниже приведены таблицы производственных возможностей для Южной Кореи и США. Предположим, что до специализации и обмена оптимальной производственной комбинацией для Южной Кореи был вариант В, а для Соединенных Штатов — вариант U.
титш—иишini"i дшшг■ n—тгмппмгп * —мч i it 11 n n i
Продукт Производственные возможности Южной Кореи
__ _ ______ _ _
Радиоприемники
[в тыс. шт.) 30 24 18 12 6 О
Химикаты (в т) 0 6 12 18 24 30
Продукт Производственные возможности США
' R S Т " ЕГ V w"
Радиоприемники
(в тыс. шт.) 10 8 6 4 2 О
Химикаты [вт] 0 4 8 12 16 20
а. Каковы в данном случае сравнительные издержки? При таких издержках следует ли странам специализироваться в этих отраслях и если да, то какой продукт надо производить каждой из стран?
б. Каков общий выигрыш в производстве радиоприемников и химикатов в результате специализации?
в. Каковы ограничения в условиях торговли? Предположим, что условия торговли таковы: одна единица радиоприемников на полторы единицы химикатов, и четыре единицы радиоприемников обменены на шесть единиц химикатов. Каков выигрыш от специализации и обмена для каждой отрасли, страны?
г. Можете ли вы заключить из этого примера, что специализация в соответствии с относительным преимуществом способствует более эффективному использованию мировых ресурсов? Объясните ваш ответ.
5. Предположим, что соотношения сравнительных издержек производства двух продуктов — детской смеси и тунца — у гипотетических стран Кен-суики и Туната следующие:
Кенсуики: 1 банка детской смеси = 2 банки тун-иа;
Туната: 1 банка детской смеси = 4 банки тунца.
В производстве какого продукта следует специализироваться каждой из стран? Объясните, почему условия обмена 1 банки детской смеси на 2,5 банки тунца приемлемы для обеих стран.
6. Ключевой вопрос. «Американский экспорт создает спрос на иностранную валюту; иностранный импорт товаров в США создает предложение иностранной валюты». Вы согласны с этим утверждением? В результате снижения доходов в США или ослабления предпочтений американских потребителей по отношению к иностранным товарам произойдет удорожание или обесценение доллара? Каково влияние удорожания или обесценения доллара на экспорт и импорт в США?
7. Если курс французского франка на рынке иностранной валюты понизится (франк обесценится), легче или труднее будет французам продавать свои вина в США? Предположим, что вы планировали путешествие в Париж. Как обесценение фран-
______________________ ГЛАВА 6 129
США в мировой экономике
ка повлияет на выраженную в долларах стоимость вашей поездки?
8. Верно или неверно следующее утверждение: «Увеличение цены немецкой марки в американских долларах означает, что немецкая марка обесценилась»? Объясните ваш ответ.
9. Какие инструменты использует государство для стимулирования экспорта и ограничения импорта? Каковы выгоды и издержки политики протекционизма? Каков чистый результат для общества?
10. Ключевой вопрос. Что такое ГАТТ? Как оно влияет практически на всех людей в мире? Каковы основные результаты Уругвайского раунда ГАТТ? Как ГАТТ связано с Европейским союзом (ЕС) и Североамериканским соглашением о свободной торговле (НАФТА)?
11. Объясните смысл утверждения: «Зоны свободной торговли, такие, как ЕС и НАФТА, играют двойственную роль. Они способствуют свободной торговле между своими членами, но ставят серьезные препятствия торговле с третьими странами». Как вы думаете, плохо или хорошо в конечном счете влияют торговые блоки на международную торговлю? Почему?
12. В чем, на ваш взгляд, заключаются сильные стороны конкурентоспособности американских компаний? А слабые? Объясните тезис: «Даже если бы Япония полностью захватила мировой рынок автомобилей, это просто означало бы, что Япония вынуждена покупать всю остальную продукцию за границей. Поэтому США и другие индустриальные державы обязательно увеличили бы свой экспорт в Японию».
13. («Последний штрих».) К чему привлекает внимание Арт Бухвальд в своем юмористическом рассказе о Baleful Refrigerator Company] Почему мистер Бэлфул мог бы возражать против тарифов на импортные товары, несмотря на то что он хочет, чтобы потребители покупали «американские» холодильники?
14. Интернет-вопрос. Торговый баланс со странами-партнерами. Американское Бюро переписи населения (http://www.census.gov/foreign-trade/www/ javabal.html) составило перечень торговых партнеров США (по импорту и экспорту), а также список 10 стран, с которыми у США есть дефицит и доход по торговому балансу. На основе данных текущего года сравните ситуацию дефицита с 10 странами и дохода по торговому балансу с 10 странами - торговыми партнерами. Одинаково ли в этих списках представлены страны, с которыми у США дефицит и с которыми у США доход по торговому балансу — или в списке доминирует какая-то одна группа стран? Какую долю импорта и какую долю экспорта США составляют 10 ведущих торговых партнеров?
130 ЧАСТЬ ПЕРВАЯ____________________
Введение в экономике и экономику
15. Интернет-вопрос. Обменные курсы иена — доллар. Федеральная резервная система (http:// www.bog.frb.fed.us/releases/HlO/list/) дает исторические данные относительно обменных курсов по большой группе валют. Информация основана на данных, собранных Федеральным резервным банком Нью-Йорка на основе опроса большой выборки участников рынка. Изучите динамику курса японской иены с 90-х годов по настоящее время. Теперь предположим, что вы жили в Токио с 1 января 1990 г.
по настоящее время и регулярно покупали бенто (японский завтрак в коробке) за 1000 иен. Пересчитайте эту сумму в доллары, используя исторические валютные курсы за каждый год начиная с 1990 г., и посмотрите, как будет меняться цена бенто с течением времени. Как вы считаете, увеличилась или снизилась цена доллара в иенах за это время? Какую наименьшую цену в долларах вы за это время уплатили за бенто? Какую самую высокую цену?
- «rx№%-
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Национальный доход,