Факторы, способствующие быстрому росту торговли

Несколько факторов способствовало быстрому росту международной торговли после второй мировой войны.

Техиологии транспортировки. Высокие транспорт­ные издержки служат барьером для любого типа тор­говли и особенно для торговли между удаленными друг от друга регионами. Но совершенствование транспортных средств привело к тому что земной шар как бы съежился, и это очень облегчило меж­дународную торговлю. Самолеты теперь быстро до­ставляют легкие ценные товары, например алмазы или полупроводники, из одной страны в другую. Нефть обычно транспортируется в огромных танке­рах, что значительно сократило стоимость перевоз­ки в расчете на единицу объема. Зерно отгружается на океанские корабли из современных зернохрани­лищ на Великих озерах и в прибрежных портах. Контейнерные суда доставляют железнодорожные контейнеры прямо в иностранные порты, где краны перегружают их на железнодорожные платформы для внутренних перевозок. Природный газ течет по тру­бам большого диаметра от стран-экспортеров к импортерам, например из России в Германию или из Канады в Соединенные Штаты. Рабочие потро­шат рыбу на больших рыболовецких судах прямо в местах лова. В специальных холодильниках рыбу затем доставляют в зарубежные порты.

Технологии связи. Международная торговля расши­рилась также благодаря крупным улучшениям в коммуникационной технологии. Телефоны, факсы и компьютеры теперь непосредственно связывают торговцев во всем мире, позволяя экспортерам ис­кать и отбирать наиболее выгодные возможности для продажи товаров за границей и заключения тор­говых сделок. Новые средства связи позволяют пе­ремещать деньги по всему миру в мгновение ока. Курсы обмена, цены акций и процентные ставки почти одновременно появляются на экранах ком­пьютеров в Лос-Анджелесе, Лондоне и Лиссабоне. В настоящее время экспортеры и импортеры мо­гут вести переговоры между Швецией и Австралией так же легко, как между Оклендом и Сан-Францис­ко. Дистрибьютор во Флориде может получить рас­ценки на 1000 плетеных корзинок в Таиланде так же быстро, как на 1000 компьютеров в Нью-Джерси.

Общее снижение тарифов. Тарифы — акцизы или пошлины на импортируемые товары — то и дело скачут то вверх, то вниз, но с 1940 г. снизились во всем мире. Взглянув на рис. 6-6, можно увидеть, что в США тарифные сборы как доля общего объе­ма облагаемого пошлинами импорта теперь состав­ляют около 5% по сравнению с 37% в 1940 г. Во мно­гих странах до сих пор существуют барьеры на пути свободной торговли, но в среднем тарифы значи­тельно сократились, что привело к увеличению объемов международной торговли.

Мир. Во время второй мировой войны крупные промышленные державы воевали друг с другом, что нанесло серьезный ущерб международной торговле. С тех пор торговля не только восстановилась, но и значительно расширилась благодаря мирным взаимо­отношениям и торговым организациям, связываю­щим большинство промышленно развитых стран. В частности, Япония и Германия — две силы, проиг­равшие вторую мировую войну, — теперь входят в число ведущих участников международной торговли.

Участники

Все страны в мире в какой-то степени участвуют в международной торговле.

Соединенные Штаты, Япония и Западная Евро­па. Как показано в разделе «Международный ра­курс 6-1», самыми крупными участниками между­народной торговли являются США, Германия и Япония. В 1996 г. суммарный экспорт этих госу­дарств составлял 1,6 трлн дол. Помимо Германии в число крупнейших экспортеров и импортеров вхо­дят такие западноевропейские страны, как Фран­ция, Великобритания и Италия. Эти три основных «игрока» - Соединенные Штаты, Япония и Запад­ная Европа — сейчас поистине доминируют в меж­дународной торговле. Эти же три региона образуют сердцевину мировой финансовой системы и служат местом базирования большинства крупных мировых многонациональных корпораций — фирм, значитель­ную часть активов которых составляют зарубежные производственные и распределительные структуры. Среди 25 крупнейших многонациональных корпо­раций можно назвать Royal Dutch Shell и Unilever (Ве­ликобритания/Нидерланды), Ford Motor, General Motors и IBM (Соединенные Штаты), British Petroleum (Великобритания), Nestle (Швейцария), Fiat (Ита­лия), Siem ens и Bayer С hem ica Is (Ге р м а н и я), Mitsubishi и Mitsui (Япония) и Elf Aquitaine (Франция).

Новые игроки. Недавно на мировой торговой аре­не появились новые важные игроки. Одну такую группу стран представляют недавно ставшие инду­стриальными азиатские экономики Гонконга (ныне — часть Китая), Сингапура, Южной Кореи и Тайваня. Эти «азиатские тигры» увеличили свою долю в мировом экспорте с 3% в 1972 г. до более

МЕЖДУНАРОДНЫЙ РАКУРС 6-1

Наши рекомендации