Факторы, способствующие быстрому росту торговли
Несколько факторов способствовало быстрому росту международной торговли после второй мировой войны.
Техиологии транспортировки. Высокие транспортные издержки служат барьером для любого типа торговли и особенно для торговли между удаленными друг от друга регионами. Но совершенствование транспортных средств привело к тому что земной шар как бы съежился, и это очень облегчило международную торговлю. Самолеты теперь быстро доставляют легкие ценные товары, например алмазы или полупроводники, из одной страны в другую. Нефть обычно транспортируется в огромных танкерах, что значительно сократило стоимость перевозки в расчете на единицу объема. Зерно отгружается на океанские корабли из современных зернохранилищ на Великих озерах и в прибрежных портах. Контейнерные суда доставляют железнодорожные контейнеры прямо в иностранные порты, где краны перегружают их на железнодорожные платформы для внутренних перевозок. Природный газ течет по трубам большого диаметра от стран-экспортеров к импортерам, например из России в Германию или из Канады в Соединенные Штаты. Рабочие потрошат рыбу на больших рыболовецких судах прямо в местах лова. В специальных холодильниках рыбу затем доставляют в зарубежные порты.
Технологии связи. Международная торговля расширилась также благодаря крупным улучшениям в коммуникационной технологии. Телефоны, факсы и компьютеры теперь непосредственно связывают торговцев во всем мире, позволяя экспортерам искать и отбирать наиболее выгодные возможности для продажи товаров за границей и заключения торговых сделок. Новые средства связи позволяют перемещать деньги по всему миру в мгновение ока. Курсы обмена, цены акций и процентные ставки почти одновременно появляются на экранах компьютеров в Лос-Анджелесе, Лондоне и Лиссабоне. В настоящее время экспортеры и импортеры могут вести переговоры между Швецией и Австралией так же легко, как между Оклендом и Сан-Франциско. Дистрибьютор во Флориде может получить расценки на 1000 плетеных корзинок в Таиланде так же быстро, как на 1000 компьютеров в Нью-Джерси.
Общее снижение тарифов. Тарифы — акцизы или пошлины на импортируемые товары — то и дело скачут то вверх, то вниз, но с 1940 г. снизились во всем мире. Взглянув на рис. 6-6, можно увидеть, что в США тарифные сборы как доля общего объема облагаемого пошлинами импорта теперь составляют около 5% по сравнению с 37% в 1940 г. Во многих странах до сих пор существуют барьеры на пути свободной торговли, но в среднем тарифы значительно сократились, что привело к увеличению объемов международной торговли.
Мир. Во время второй мировой войны крупные промышленные державы воевали друг с другом, что нанесло серьезный ущерб международной торговле. С тех пор торговля не только восстановилась, но и значительно расширилась благодаря мирным взаимоотношениям и торговым организациям, связывающим большинство промышленно развитых стран. В частности, Япония и Германия — две силы, проигравшие вторую мировую войну, — теперь входят в число ведущих участников международной торговли.
Участники
Все страны в мире в какой-то степени участвуют в международной торговле.
Соединенные Штаты, Япония и Западная Европа. Как показано в разделе «Международный ракурс 6-1», самыми крупными участниками международной торговли являются США, Германия и Япония. В 1996 г. суммарный экспорт этих государств составлял 1,6 трлн дол. Помимо Германии в число крупнейших экспортеров и импортеров входят такие западноевропейские страны, как Франция, Великобритания и Италия. Эти три основных «игрока» - Соединенные Штаты, Япония и Западная Европа — сейчас поистине доминируют в международной торговле. Эти же три региона образуют сердцевину мировой финансовой системы и служат местом базирования большинства крупных мировых многонациональных корпораций — фирм, значительную часть активов которых составляют зарубежные производственные и распределительные структуры. Среди 25 крупнейших многонациональных корпораций можно назвать Royal Dutch Shell и Unilever (Великобритания/Нидерланды), Ford Motor, General Motors и IBM (Соединенные Штаты), British Petroleum (Великобритания), Nestle (Швейцария), Fiat (Италия), Siem ens и Bayer С hem ica Is (Ге р м а н и я), Mitsubishi и Mitsui (Япония) и Elf Aquitaine (Франция).
Новые игроки. Недавно на мировой торговой арене появились новые важные игроки. Одну такую группу стран представляют недавно ставшие индустриальными азиатские экономики Гонконга (ныне — часть Китая), Сингапура, Южной Кореи и Тайваня. Эти «азиатские тигры» увеличили свою долю в мировом экспорте с 3% в 1972 г. до более
МЕЖДУНАРОДНЫЙ РАКУРС 6-1