Глава 3. анализ конкретных рынков: спрос и предложение
Согласно старой шутке, достаточно научить попугая произносить слова «спрос и предложение» — и перед вами экономист! В этом язвительном высказывании заключена большая доля правды, так как, по существу простейшие экономические рычаги - спрос и предложение — способны дать нам глубокое представление не только об отдельных экономических проблемах, но также и о работе экономической системы в целом.
Приведенная в главе 2 модель кругооборота представила нам участников на обоих рынках - на рынке ресурсов, и на рынке товаров. Там мы убедились, что цены определяются путем «взаимодействия» между спросом и предолжением на этих рынках. В этой главе мы изучим это «взаимодействие» детально и объясним, как устанавливаются цены и определяются объемы производства, или выпуск.
РЫНКИ
Давайте вспомним определение понятия «рынок», данное в главе 2. Итак, рынок — это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (тех, кто обеспечивает предложение) отдельных товаров, услуг или ресурсов. При этом рынки принимают самые разные формы. Ближайшая автозаправочная станция, закусочная, музыкальный магазин, придорожный ларек ферме-ра - все это обычные рынки. Нью-Йоркская фондовая биржа и Чикагская торговая палата — это уже высокоразвитые рынки, на которых покупатели и продавцы соответственно акций, облигаций и сельскохозяйственной продукции со всего мира взаимодействуют друг с другом — путем продажи и купли друг у друга. Подобным же образом организаторы аукционов сводят вместе потенциальных покупателей и продавцов предметов искусства, скота, подер-
жанного сельскохозяйственного оборудования, а иногда и недвижимости. Известный на всю Америку футболист и его агент ведут переговоры о контракте с владельцем команды Национальной футбольной лиги. Выпускник финансового факультета беседует с представителями банков Citicorp или Wells Fargo в университетском бюро трудоустройства, помогающем выпускникам получить работу.
Все эти ситуации, которые связывают потенциальных покупателей с потенциальными продавцами, образуют рынки. Как следует из приведенных примеров, одни рынки являются локальными, тогда как другие носят национальный или международный характер. Некоторые отличает личный контакт между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными — на них покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга.
Для упрощения анализа мы посвятим эту главу рынкам, где встречается огромное число действующих независимо покупателей и продавцов, они обмениваются между собой стандартизованной продукцией. Это высоко конкурентные рынки, например, это может быть рынок зерновых — центральная биржа зерна, фондовая биржа или рынок иностранных валют, где равновесная цена «обнаруживается» как результирующая всех независимых решений продавцов и покупателей. Это не те рынки, где один продавец или небольшая группа производителей «устанавливает» цены, как это может быть на таких рынках, как рынок коммерческих самолетов или поздравительных открыток.
СПРОС
Спрос можно представить в виде шкалы, или кривой, показывающей количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по каждой конкретной цене из ряда возможных в течение определенного периода времениК Спрос, таким образом, показывает то количество продукта, на которое будет предъявлен спрос при разных возможных ценах при прочих равных условиях. Спрос можно наглядно представить в виде таблицы. В табл. 3-1 приведена гипотетическая шкала спроса одного потребителя, покупающего какое-то количество бушелей зерна.
Эта табличная схема спроса отражает связь между возможными ценами зерна и ее количеством, которое наш мифический потребитель желает и в состоянии купить по кажхюй из этих цен. Мы говорим «желает» и «в состоянии», так как одного лишь желания на рынке недостаточно. Я могу «хотеть» купить «порше», но если это желание не подкрепляется способностью купить, то есть необходимой суммой денег, оно окажется недействительным и, соответственно, не получит воплощения на рынке. Как видно из табл. 3-1, если цена за бушель зерна составляет на рынке 5 дол., наш потребитель будет готов и способен покупать по 10 бушелей зерна в неделю; если же цена составит 4 дол., потребитель будет готов и способен покупать уже по 20 бушелей в неделю и т.д.
Шкала спроса в нашей таблице сама по себе не дает ответа на вопрос, какая из пяти возможных цен реально существует на рынке зерна. Как уже было сказано, это зависит от соотношения спроса и предложения. Следовательно, спрос — это просто выраженные в форме таблицы планы или намерения покупателя относительно покупки продукта.
Для того чтобы величины спроса имели какое-то значение, они должны относиться к определенному отрезку времени - дню, неделе, месяцу. Заяв-
Таблица 3-1, Спрос индивидуального покупателя на зерно
(в бушелях)
1 Применяя это определение к рынку ресурсов, просто подставьте вместо слова «продукт» слово «ресурс» и вместо слова «потребители» слово «фирмы».
ление о том, что «потребитель может купить 10 бушелей зерна по цене 5 дол. за бушель», неопределенно и бессмысленно. А вот заявление о том, что «потребитель будет еженедельно покупать 10 бушелей зерна по 5 дол. за бушель», ясно и исполнено большого смысла. Не зная, о каком конкретно периоде времени идет речь, мы не сможем сказать-велик или мал спрос на конкретный товар.
Закон спроса
Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. И напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. Короче говоря, существует отрицательная, или обратная, зависимость между ценой и величиной спроса. Экономисты назвали эту обратную зависимость законом спроса.
Допущение «при прочих равных условиях» имеет здесь принципиальное значение. На количество купленного товара, помимо пены рассматриваемого продукта, влияют многие другие факторы. Количество приобретенных кроссовок фирмы Nike будет зависеть не только от их цены, но и от цены таких заменителей этого товара, как кроссовки фирмы Reebok^ Adidas и Filas. Закон спроса в этом случае гласит, что кроссовок Nike будет приобретено меньше, если их цена растет, в то время как цена кроссовок фирмы Reebok, Adidas и Fit as остается постоянной. Короче, если относительная цена кроссовок Nike повышается, их будет куплено меньше. Однако, если цена кроссовок Nike, равно как и всех других конкурирующих торговых марок кроссовок, возрастет на некоторую сумму, например на 5 дол., потребители могут купить больше, меньше или столько же кроссовок Nike.
Что же лежит в основе закона спроса? Ответить на этот вопрос можно с разной степенью углубления в научный анализ. Давайте рассмотрим три следующих соображения.
1. Здравый смысл и элементарное наблюдение реальной жизни согласуются с тем, что нам показывает нисходящая кривая спроса. Обычно люди действительно покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой. Для потребителей цена представляет собой барьер, мешающий им совершить покупку. Чем выше этот барьер, тем меньше продукта они будут покупать, а чем ниже ценовой барьер, тем большее количество товара они приобретут. Иными словами, высокая цена отбивает у потребителей охоту покупать, а низкая цена усиливает их желание совершить покупку. Уже тот факт, что фирмы устраивают «распродажи», служит наглядным свидетельством их веры в закон спроса. «Дни торговли по сниженным ценам» основаны на законе спроса. Фирмы сокращают свои товарные запасы не путем повышения цен, а путем их снижения.
2. В любой данный период времени каждый покупатель продукта получает меньше удовлетворения, или выгоды, или пользы, от каждой последующей единицы продукта. Например, второй «биг-мак» дает потребителю меньше удовлетворения, чем первый; третий приносит еще меньше удовольствия, или пользы, чем второй, и т.д. Отсюда следует, что, поскольку потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности — то есть принципа, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят все меньше и меньше удовлетворения, — потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается.
3, Закон спроса можно также объяснить в терминах эффекта дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров. Иными словами, снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, поэтому он в состоянии купить большее количество данного продукта, чем прежде. Более высокая цена приводит к противоположному результату.
Эффект замещения выражается в том, что при более низкой пене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь стоят относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми.
Приведем для иллюстрации следующий пример: снижение цены на говядину повышает покупательную способность дохода потребителя и позволяет ему покупать больше говядины (эффект дохода). При более низкой цене говядины ее покупка становится относительно более заманчивой, и ее покупают вместо свинины, баранины, цыплят и рыбы (эффект замещения). Эффекты дохода и замещения совмещаются и приводят к тому, что у потребителей возникает возможность и желание покупать большее количество продукта по более низкой цене, чем по высокой.
Кривая спроса
Обратную связь между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде простого графика, условно показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену — на вертикальной оси. Разместим на графике (рис. 3-1) те пять вариантов «цена -количество», которые показаны в табл. 3-1, проведя перпендикуляры к соответствующим точкам на двух осях. Соединив полученные таким образом значения, мы получим плавную кривую, которую мы назовем D. Полученная таким образом кривая называется кривой спроса. Она направлена вниз и вправо, так как отражаемая ею связь между ценой и величиной спроса обратная. Закон спроса - люди покупают большее количество продукта при низкой цене, чем при высокой, — находит отражение в нисходящем направлении кривой спроса.
Таблица 3-1 и рис. 3-1 содержат одни и те же данные и отражают одинаковую связь между ценой и величиной спроса. Преимущество графического изображения заключается в том, что оно позволяет нам четко представить эту связь более простым способом, чем если бы пришлось пользоваться ее словесным или табличным описанием. Кроме того. с помощью графиков намного проще определять последствия изменений переменных. Графики представляют собой важные инструменты экономического анализа.
О 10 20 30 40 50 60 70 80 Q
Величина спроса (число бушелей в неделю)
Рисунок 3-1.Кривая индивидуального спроса на зерно
Шкала индивидуального спроса представлена на графике в виде нисходящей кривой D, поскольку между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость. При этом по закону спроса, при прочих равных условиях, потребители покупают большее количество продукта, когда ценз на него снижается. Здесь и в дальнейшем Р - цена; Q - количество продукта (спрос или предложение).
Таблица 3-2,
Рыночный спрос на зерно, 3 покупателя (в бушелях)
Индивидуальный ирыночный спрос
До сих пор мы рассматривали проблему с позиции единственного потребителя. Но наличие конкуренции обязывает нас рассмотреть ситуацию, когда на рынке выступает много покупателей. Перейти от индивидуального спроса к рыночному спросу можно посредством суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных возможных ценах. Если бы на рынке действовали лишь три покупателя, как это показано в табл. 3-2, было бы легко определить общие величин hi спроса при каждой пейс. На рис. 3-2 данный процесс суммирования изображен графически. При каждой цене мы суммировали индивидуальный спрос и получали совокупный спрос при данной цене, затем мы просто наносим иену и совокупный спрос как точку на кривой рыночного спроса.
Разумеется, конкуренция предполагает намного большее число покупателей продукта на рынке, чем три. Чтобы избежать длительного процесса суммирования сотен или даже тысяч или миллионов слагаемых, предположим, что все покупатели па рынке решили приобрести одинаковое количество продукта по каждой из возможных иеп. Таким образом, мы можем определить рыночный спрос путем умножения этих величин на число покупателей. Полученная таким образом кривая А на рис. 3-3 показывает эту кривую рыночного спроса со стороны 200 поку-
Табли
Рыночный спрос на зерно, 200 покупателей (в бушелях]
пателей зерна — как в табл. 3-1. В табл. 3-3 приводятся все соответствующие расчеты.
Детерминанты спроса
Когда экономист строит кривую спроса — скажем, такую, как Д на рис. 3-3, — он исходит из допущения, что пена служит самой важной детерминантом количества любого покупаемого продукта. Однако экономисту известно, что существуют и другие факторы, которые могут повлиять и действительно влияют на объем покупок. Эти факторы называются детерминантами спроса. При построении кривой спроса D] следует также допустить, что эти детерминанты будут оставаться неизменными. Эти те самые «прочие равные условия» в соотношении между ценой и величиной спроса. Когда эти детерминанты изменяются, изменяется и положение кривой — она смещается вправо или влево. Поэтому указанные детерминанты называют факторами изменения спроса.
Основные детерминанты, или факторы, рыночного спроса следующие: 1) вкусы, или предпочтения, потребителей: 2) число потребителей на рынке; 3) денежные доходы потребителей: 4) цепы на сопряженные товары; 5) потребительские ожидания относительно будущих ней и доходов.
ивая рыночного спроса на зерно трех покупателей
Q
[=35 + 39 + 26]
Кривая совокупного рыночного спроса О образуется путем горизонтального совмещения кривых индивидуального спроса (D1f D2 и Ш всех потребителей на рынке. При цене, например. 3 дол. все индивидуальные кривые образуют совокупный спрос в 100 бушелей.
Рисунок 3-3. Изменение спроса на зерно
Изменение одной или более детерминанты спроса вызывает изменение спроса. Увепичение спроса смещает кривую спроса вправо, например от Ол к D2. Уменьшение спроса смещает кривую спроса впево, например от Ол к 03. Изменение спроса, в отличие от изменения величины спроса, которое вызвано изменением цены данного продукта, показано как смещение от одной точки к другой на постоянной кривой спроса Ол\ на нашем графике - от а к Ь.
Изменение спроса
Изменение одной или нескольких детерминант спроса изменяет шкалу спроса, представленную в табл. 3-3, а следовательно, и положение кривой спроса на рис. 3-3. Такое изменение шкалы спроса или - графически - смешение положения кривой спроса называется изменением спроса.
Если потребители обнаруживают желание и способность покупать большее количество данного товара по каждой из возможных цен, чем продемонстрировано в столбце (4) табл. 3-3, очевидно, что произошло увеличение спроса. На рис. 3-3 это увеличение спроса находит выражение в смещении кривой спроса вправо, например от Z), к D2. И наоборот, уменьшение спроса происходит тогда, когда из-за изменения одной его детерминанты (или нескольких) потребители покупают меньшее количество продукта по каждой из возможных цен, чем указано в столбце (4) табл. 3-3. Графически падение спроса выражается в смещении кривой спроса влево, например от D{ к Д, как на рис. 3-3.
А теперь рассмотрим влияние, которое оказывает на спрос каждая из перечисленных выше детерминант.
отребительские вкусы. Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений будет означать, что спрос возрастет при каждой цене. Спрос на продукт возрастет, и кривая спроса сместится вправо. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потреби-
телей вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса влево.
На вкусы потребителей могут повлиять технологические изменения, воплощенные в новом продукте. Например, появление компакт-дисков сильно снизило спрос на аудиокассеты. Потребители, которые озабочены угрозой здоровью, вызванной холестерином и излишней тучностью, увеличили спрос на капусту брокколи, низкокалорийные заменители сахара и свежие фрукты, сократив спрос на говядину, телятину, яйца и цельное молоко. За последнее время резко вырос спрос на небольшие грузовики и спортивные средства передвижения, что также было связано с изменением вкусов потребителей. Это же можно отнести к спросу на бублики.
Количество покупателей. Очевидно, что и увеличение на рынке числа потребителей способствует повышению спроса. А уменьшение числа потребителей находит отражение в сокращении спроса. Приведем примеры. Совершенствование средств связи необычайно расширило границы международных финансовых рынков и привело к увеличению спроса на акции, облигации и другие финансовые активы. Всплеск рождаемости после второй мировой войны привел к повышению спроса на пеленки, детские лосьоны и акушерские услуги. Когда в 70-х годах дети, появившиеся на свет в период этого всплеска рождаемости, достигли двадцатилетнего возраста, возрос спрос на жилье. А взросление этого поколения, наоборот, вызвало спад спроса на жилье в 80-х и 90-х годах. Рост продолжительности жизни увеличил потребность в медицинском обслуживании, услугах сиделок и домах престарелых. Недавние международные торговые соглашения, такие, как Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) и Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), снизили иностранные торговые барьеры для американских сельскохозяйственных продуктов, также увеличив спрос на эти продукты.
Доход. Воздействие на спрос изменений денежного дохода несколько более сложное. Применительно к большинству товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса. По мере роста доходов потребители, как правило, покупают больше бифштексов, солнцезащитных штор, стереоустановок. И наоборот, при снижении доходов спрос на такие товары падает. Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости от изменения денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами.
Хотя большинство продуктов относится к нормальным товарам, существует несколько исключений. В том случае, когда доходы превышают известный уровень, потребители могут покупать меньше хлеба, сала или капусты, поскольку возросший доход позволяет им покупать продукты с более высоким содержанием протеина, например молочные продукты и мясо. Увеличение доходов может также вести к снижению спроса на ношеную одежду и подержанные автомобили. Точно так же повышение доходов может снизить спрос на гамбургеры и угольные грили, так как более состоятельные потребители переключаются на потребление натурального бифштекса с косточкой и газовые грили. Товары, спрос на которые изменяется в обратной зависимости от изменения доходов, называются товарами низшей категории (непрестижными товарами).
Цены на сопряженные товары. Изменение цены на сопряженный товар может привести к повышению или снижению спроса на рассматриваемый продукт, в зависимости от того, являются ли они взаимозаменяемыми или дополняющими. Взаимозаменяемыми (или товарами-заменителями) называют товары, когда можно использовать один вместо другого. Взаимодополняющий (или сопутствующий) товар используется в сочетании с другим товаром.
Товары-заменители. Примером взаимозаменяемых товаров могут служить говядина и цыплята. Когда цена на говядину растет, потребители покупают ее в меньшем количестве, а это вызывает повышение спроса на цыплят. И наоборот, когда цена на говядину снижается, потребители покупают ее в большем количестве, вызывая этим уменьшение спроса на цыплят. Обобщим сказанное: когда два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая зависимость. Именно так обстоит дело с товарами фирм Nike и Reebok, свитерами и пиджаками, автомобилями «тойота» и «хонда», напитками «кока» и «пепси».
Взаимодополняющие товары. Другой тип взаимосвязанных товаров представляют собой взаимодополняющие товары. Когда цена на бензин снижается и вы в результате больше ездите, увеличенный пробег вашего автомобиля повысит ваш спрос на моторное масло. Таким образом, спрос на бензин и масло сопряжен — это сопутствующие товары. То же относится к ветчине и яйцам, плате за обучение и учебникам, кинофильмам и жареной кукурузе, фотоаппаратам и фотопленке и т.д. Когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом па другой существует обратная зависимость — когда цепа растет, спрос движется в обратном направлении.
Независимые товары. Разумеется, многие товары вовсе не связаны между собой. Это независимые, самостоятельные товары. Для таких пар товаров, например сливочного масла и мячей для игры в гольф, картофеля и автомобилей, бананов и наручных часов, изменение цены на один из них
очень мало повлияет или вовсе не повлияет на спрос на другой.
Ожидания. Потребительские ожидания относительно таких факторов, как будущие цены на товары, наличие товаров и будущий доход, способны изменить спрос. Ожидания потребителей повышения цен в будущем могут побудить их покупать сейчас же, чтобы «упредить» угрожающее повышение цен; равным образом и ожидание увеличения доходов может заставить потребителей меньше ограничивать текущие расходы. Наоборот, ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары.
Первый пример: когда холода уничтожают значительную часть урожая цитрусовых во Флориде, у потребителей есть основания считать, что предстоящая нехватка апельсинового сока повысит цену на него. Поэтому они «запасают» апельсиновый сок, скупая его немедленно в необычайно больших количествах.
Второй пример: в конце 1993 г. наблюдалось заметное увеличение спроса на оружие. Причина -ожидание, что Конгресс примет более строгие законы, контролирующие покупку оружия.
Третий пример: выбор футболиста в первый круг Национальной футбольной лиги может спровоцировать его на покупку нового «мерседеса» в связи с ожиданием выгодного контракта с профессиональной командой.
Из сказанного выше можно сделать следующий вывод. Увеличение спроса — решение потребителей покупать большее количество товара при любой возможной цене - может быть вызвано:
1. Благоприятными изменениями вкусов потребителей;
2. Увеличением числа покупателей;
3. Ростом доходов, если это нормальный товар;
4. Сокращением доходов, если это товар низшей категории;
5. Повышением цены на товар-заменитель;
6. Снижением цены на сопутствующий товар;
7. Ожиданиями потребителей повышения в будущем цен и доходов.
Убедитесь, что вы способны «перевернуть» эти обобщения, чтобы объяснить снижение спроса. В табл. 3-4 приведены дополнительные примеры, которые помогут вам лучше разобраться в факторах, определяющих спрос. (Ключевой вопрос 2.)
Изменение величины спроса
Понятие «изменение спроса» не следует смешивать с понятием «изменение величины спроса». Мы уже отмечали, изменение спроса выражается в смещении
Таблица 3-4.Детерминанты спроса: факторы, смещающие
кривую спроса
1. Изменение вкусов покупателей.Пример: физическое
здоровье становится все более популярным, а это способствует повышению спроса на кроссовки и велосипеды.
2.
3.
4.
5.
Изменение числа покупателей.Примеры: японцы сокращают импортные квоты на американское телекоммуникационное оборудование, тем самым повышая спрос на такое оборудование; снижение уровня рождаемости уменьшает спрос на образование.
Изменение дохода.Примеры: увеличение доходов повышает спрос на такие нормальные товары, как сливочное масло, омары, филе, и снижает спрос на такие товары низшей категории, как капуста, репа, восстановленные шины иношеная одежда.
Изменение цен на сопряженные товары.Примеры; снижение тарифов на пассажирские авиаперевозки сокращает спрос на поездки автобусным транспортом (взаимозаменяемые товары); снижение цены на проигрыватели компакт-дисков повышает спрос на компакт-диски [взаимодополняющие товары).
Изменение ожиданий потребителей.Пример: неблагоприятная погода вЮжной Америке порождает ожидания более высоких в будущем цен на кофе и тем самым повышает текущий спрос на него.
всей кривой спроса либо вправо (увеличение спроса), либо влево (сокращение спроса). Это происходит потому, что намерения потребителей относительно покупки продукта изменились. Причиной тому стало изменение одной или более детерминант спроса. Напомним, что понятие «спрос» можно выразить в виде шкалы или кривой, поэтому «изменение спроса» должно означать, что вся шкала изменилась или кривая целиком изменила свое положение.
В противоположность этому изменение величины спроса означает передвижение от одной точки к другой на неизменной кривой спроса, то есть переход от одной комбинации «цена — количество продукта» к другой их комбинации. Причиной изменения величины спроса служит изменение цены данного продукта. Из табл. 3-3 видно, что снижение цены, запрашиваемой поставщиками зерна с 5 до 4 дол., повышает величину спроса на зерно с 2 тыс. до 4 тыс. бушелей.
На рис. 3-3 смещение кривой спроса Dl либо в положение /)2, либо в положение D% означает «изменение спроса». Между тем передвижение от точки а к точке Ь на кривой Dx иллюстрирует «изменение величины спроса»: однако спрос в нашем примере не изменился, а остался прежним.
+ Рынок - это механизм, облегчающий приобретение и продажу товаров, услуг или ресурсов.
Ф Спрос можно изобразить с помощью шкалы или кривой, показывающей, какое количество продукта желают и способны приобрести покупатели за каждую потенциально возможную цену в ряду цен.
♦ Закон спроса гласит, что при прочих равных условиях количество приобретенного товара изменяется обратно пропорционально его цене.
♦ Кривая спроса смещается в результате изменений: а) вкусов потребителей; б) количества покупателей на рынке; в) доходов; г) цен на товары-заменители и взаимодополняющие товары; д) ожиданий потребителей.
>- Изменение величины спроса соответствует перемещению от одной точки к другой на стабильной кривой спроса; изменение спроса означает смещение всей кривой спроса.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Предложение можно определить как шкалу, показывающую количество продукта, которое производитель желает и способен произвести и предложить к про-даже на рынке по каждой конкретной иене из ряда возможных цеп в течение определенного периода времени2. В табл. 3-5 представлена гипотетическая шкала предложения для индивидуального производителя зерна. Она показывает, какие объемы зерна будут предложены для продажи по разным цепам при прочих равных условиях.
Закон предложения
Данные табл. 3-5 указывают на положительную, или прямую, зависимость между ценой и объемом предложения продукта. С повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. Эга специфическая связь называется законом предложения. Суть его состоит в том, что производители изготавливают и предлагают к продаже большее количество своего продукта но высокой цене, чем по низкой. Это в основном дикгуется здравым смыслом. С точки зрения потребителя, который платит за товар, цена служит сдерживающим фактором. Высокая цена приводит к тому, что меньше потребите-
с Когда речь идет о рынке ресурсов, наше определение понятия «предложение» гласит; это шкала, показывающая количество ресурсов, которое его собственники желают предложить к продаже на рынке по каждой возможной цен? из данного ряда цен в течение определенного периода времени.
Таблица 3~-5„ Предложение зерна индивидуальным произво
дителем [в бушелях)
лей покупают продукт. Однако поставщик выступает в роли получателя денег за продукт. Для него цена продукта представляет выручку, потому она стимулирует производство и продажу продукта. Таким образом, более высокая цена способствует интенсификации производства и росту предложения.
Представим фермера, который может использовать свои ресурсы для производства альтернативных продуктов. Если цены изменяются так, как показано в табл. 3-5, фермер в целях получения прибыли вместо производства пшеницы, овса и соевых бобов будет производить кукурузу. Более высокие цены на кукурузу позволят фермеру покрывать издержки, обусловленные более интенсивной обработкой земли и применением в большем объеме минеральных удобрений и пестицидов. Все это приведет к увеличению объема производства кукурузы.
Теперь рассмотрим предприятие обрабатывающей промышленности. При определенном объеме производства промышленники обычно сталкиваются с увеличением издержек производств дополнительных единиц продукции. Некоторые производственные ресурсы, в особенности производственные площади и машинный парк, невозможно увеличить за короткое время. Поэтому фирма начинает использовать больше других ресурсов, таких, как труд, для производства большего объема продукции. Однако в какой-то момент площади становятся перегруженными, в результате чего эффективность производства снижается, а издержки производства каждой последующей единицы продукта возрастают. Компания не станет производить эти более дорогие единицы продукции до тех пор, пока она не будет уверена, что сможет получить более высокую цену. И опять — между ценой и величиной предложения существует прямая связь.
Кривая предложения
Понятие предложения, так же как и спроса, удобно представить графически. Данные о рыночном предложении, изображенные на рис. 3-4 в виде кривой 54, приведены в табл. 3-6. В ней сделано допущение, что все действующие на рынке 200 поставщиков желают и способны поставлять зерно в соответствии со шкалoii в табл. 3-5. Таким образом, мы получаем кривую предложения путем горизонталь-
ного сложения кривых предложения индивидуальных производителей. Обратите внимание, что оси на рис. 3-4 — те же, что и на нашем предыдущем графике спроса, кроме того, что «величина спроса» теперь заменена «величиной предложения» на горизонтальной оси.
Детерминанты предложения
При построении кривой предложения экономист исходит из допущения, что цена служит самой значительной детерминантой величины предложения любого продукта. Но другие факторы (при прочих равных условиях) также могут изменять и действительно изменяют величину предложения. Однако наша кривая предложения строится исходя из того, что эти прочие равные условия остаются постоянными. Если одна из этих детерминант в действительности претерпевает изменения, положение кривой предложения сместится.
К основным детерминантам предложения относятся следующие: 1) цены на ресурсы; 2) технология производства; 3) налоги и субсидии; 4) иены на другие товары; 5) ожидания изменения цен; 6) число продавцов на рынке. Изменение одной (или более) из этих детерминант, или факторов изменения предложения, приведет к смещению кривой предложения продукта либо вправо, либо влево. Смещение вправо, от St к S2 на рис. 3-4, означает увеличение предложения: производители при этом поставляют большее количество продукта по каждой из возможных цен. Смещение влево, от ^ к S3 на рис. 3-4, указывает на сокращение предложения: поставщики предлагают меньшее количество продукта по каждой из возможных цен.
Изменение предложения
Рассмотрим теперь воздействие на предложение каждой из перечисленных детерминант. Как вы помните из нашего рассуждения, издержки являются основным фактором, влияющим на положение кривой предложения; все, что может влиять на величину затрат (кроме изменения самого объема производства), обычно смещает кривую предложения.
Цены на ресурсы. Цены на ресурсы, использованные в процессе производства, помогают вычислить размеры производственных затрат, которые несут компании. Чем выше цены на ресурсы, тем выше производственные издержки, и если при этом цена продукта будет оставаться на прежнем уровне, то прибыли будут в таком случае сокращаться. Такое снижение прибылей будет сужать мотивы и стимулы компаний поддерживать предложение и производство такого продукта по данной цене. В противоположность этому — более низкая цена на ресур-
Р
О
10 12 14 16
0
Величина предложения (в тыс. бушелей в неделю]
Рисунок 3-4.Изменения предложения зерна
Изменение одной или более детерминант предложения вызывает изменение предложения. Увеличение предложения смещает кривую предложения вправо, от S^ к В2. Сокращение предложения смещает кривую предложения влево, otS1 к S3. Изменение величины предложения вследствие изменения цены рассматриваемого продукта вызывает передвижение на неизменной кривой предложения от одной точки к другой, например от а к Ь.
сы будет стимулировать компании расширять производство и поставки продукта на рынок по каждой возможной цене, поскольку издержки производства в таком случае снижаются, а прибыли — растут.
Отсюда следует, что снижение цен на ресурсы снизит издержки производства и увеличит предложение, то есть переместит кривую предложения вправо. И наоборот, повышение цен на ресурсы увеличит издержки производства и сократит предложение, то есть сместит кривую предложения влево. Повышение цен на железную руду и кокс увеличивает издержки производства стали и ведет к сокращению ее предложения.
Технология. Совершенствование технологии по-звляет компаниям производить каждую единицу
Таблица 3-6. Рыночное предложение зерна (в бушелях],
200 производителей
т | (2) | (3) | (4) | |
Цена | Величина | Число | Совокупная | |
за бушель | предложения | продавцов | величина | |
(в дол.) | в неделю, | на рынке | предложения | |
один произ- | в неделю | |||
водитель | ||||
X | = 12 000 | |||
X | - 10 000 | |||
X | 7 000 | |||
X | 4 000 | |||
X | 1 000 |
продукции с меньшими затратами ресурсов. Поскольку ресурсы дороги, то сокращение потребления ресурсов позволяет снизить издержки производства и увеличить предложение. Пример: недавние достижения в области повышения эффективности авиационных двига<