Глава 3. анализ конкретных рынков: спрос и предложение

Согласно старой шутке, достаточно научить попугая произносить слова «спрос и предложение» — и перед вами экономист! В этом язвительном высказывании заключена большая доля правды, так как, по существу простейшие экономические рычаги - спрос и предложение — способны дать нам глубокое представление не только об отдельных экономических проблемах, но также и о работе экономической системы в целом.

Приведенная в главе 2 модель кругооборота представила нам участников на обоих рынках - на рынке ресур­сов, и на рынке товаров. Там мы убедились, что цены определяются путем «взаимодействия» между спросом и предолжением на этих рынках. В этой главе мы изучим это «взаимодействие» детально и объясним, как устанав­ливаются цены и определяются объемы производства, или выпуск.

РЫНКИ

Давайте вспомним определение понятия «рынок», данное в главе 2. Итак, рынок — это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъяви­телей спроса) и продавцов (тех, кто обеспечивает предложение) отдельных товаров, услуг или ресурсов. При этом рынки принимают самые разные формы. Ближайшая автозаправочная станция, закусочная, музыкальный магазин, придорожный ларек ферме-ра - все это обычные рынки. Нью-Йоркская фон­довая биржа и Чикагская торговая палата — это уже высокоразвитые рынки, на которых покупатели и продавцы соответственно акций, облигаций и сель­скохозяйственной продукции со всего мира взаимо­действуют друг с другом — путем продажи и купли друг у друга. Подобным же образом организаторы аукционов сводят вместе потенциальных покупате­лей и продавцов предметов искусства, скота, подер-

жанного сельскохозяйственного оборудования, а иногда и недвижимости. Известный на всю Амери­ку футболист и его агент ведут переговоры о кон­тракте с владельцем команды Национальной фут­больной лиги. Выпускник финансового факультета беседует с представителями банков Citicorp или Wells Fargo в университетском бюро трудоустройства, по­могающем выпускникам получить работу.

Все эти ситуации, которые связывают потенци­альных покупателей с потенциальными продавца­ми, образуют рынки. Как следует из приведенных примеров, одни рынки являются локальными, тог­да как другие носят национальный или междуна­родный характер. Некоторые отличает личный кон­такт между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными — на них покупа­тель и продавец никогда не видят или вовсе не зна­ют друг друга.

Для упрощения анализа мы посвятим эту главу рынкам, где встречается огромное число действующих независимо покупателей и продавцов, они об­мениваются между собой стандартизованной продук­цией. Это высоко конкурентные рынки, например, это может быть рынок зерновых — центральная бир­жа зерна, фондовая биржа или рынок иностранных валют, где равновесная цена «обнаруживается» как результирующая всех независимых решений продав­цов и покупателей. Это не те рынки, где один прода­вец или небольшая группа производителей «уста­навливает» цены, как это может быть на таких рын­ках, как рынок коммерческих самолетов или поздра­вительных открыток.

СПРОС

Спрос можно представить в виде шкалы, или кривой, показывающей количество продукта, которое потре­бители готовы и в состоянии купить по каждой кон­кретной цене из ряда возможных в течение опреде­ленного периода времениК Спрос, таким образом, по­казывает то количество продукта, на которое будет предъявлен спрос при разных возможных ценах при прочих равных условиях. Спрос можно наглядно пред­ставить в виде таблицы. В табл. 3-1 приведена ги­потетическая шкала спроса одного потребителя, покупающего какое-то количество бушелей зерна.

Эта табличная схема спроса отражает связь меж­ду возможными ценами зерна и ее количеством, ко­торое наш мифический потребитель желает и в со­стоянии купить по кажхюй из этих цен. Мы гово­рим «желает» и «в состоянии», так как одного лишь желания на рынке недостаточно. Я могу «хотеть» купить «порше», но если это желание не подкреп­ляется способностью купить, то есть необходимой суммой денег, оно окажется недействительным и, соответственно, не получит воплощения на рынке. Как видно из табл. 3-1, если цена за бушель зерна составляет на рынке 5 дол., наш потребитель будет готов и способен покупать по 10 бушелей зерна в неделю; если же цена составит 4 дол., потребитель будет готов и способен покупать уже по 20 бушелей в неделю и т.д.

Шкала спроса в нашей таблице сама по себе не дает ответа на вопрос, какая из пяти возможных цен реально существует на рынке зерна. Как уже было сказано, это зависит от соотношения спроса и пред­ложения. Следовательно, спрос — это просто выра­женные в форме таблицы планы или намерения по­купателя относительно покупки продукта.

Для того чтобы величины спроса имели какое-то значение, они должны относиться к определен­ному отрезку времени - дню, неделе, месяцу. Заяв-

Таблица 3-1, Спрос индивидуального покупателя на зерно

(в бушелях)

1 Применяя это определение к рынку ресурсов, просто подставь­те вместо слова «продукт» слово «ресурс» и вместо слова «потребители» слово «фирмы».

ление о том, что «потребитель может купить 10 бу­шелей зерна по цене 5 дол. за бушель», неопреде­ленно и бессмысленно. А вот заявление о том, что «потребитель будет еженедельно покупать 10 буше­лей зерна по 5 дол. за бушель», ясно и исполнено большого смысла. Не зная, о каком конкретно пе­риоде времени идет речь, мы не сможем сказать-велик или мал спрос на конкретный товар.

Закон спроса

Коренное свойство спроса заключается в следую­щем: при неизменности всех прочих параметров сни­жение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. И напротив, при прочих равных ус­ловиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. Короче говоря, суще­ствует отрицательная, или обратная, зависимость между ценой и величиной спроса. Экономисты на­звали эту обратную зависимость законом спроса.

Допущение «при прочих равных условиях» име­ет здесь принципиальное значение. На количество купленного товара, помимо пены рассматриваемо­го продукта, влияют многие другие факторы. Коли­чество приобретенных кроссовок фирмы Nike будет зависеть не только от их цены, но и от цены таких заменителей этого товара, как кроссовки фирмы Reebok^ Adidas и Filas. Закон спроса в этом случае гласит, что кроссовок Nike будет приобретено мень­ше, если их цена растет, в то время как цена кроссо­вок фирмы Reebok, Adidas и Fit as остается постоян­ной. Короче, если относительная цена кроссовок Nike повышается, их будет куплено меньше. Одна­ко, если цена кроссовок Nike, равно как и всех дру­гих конкурирующих торговых марок кроссовок, возрастет на некоторую сумму, например на 5 дол., потребители могут купить больше, меньше или столько же кроссовок Nike.

Что же лежит в основе закона спроса? Ответить на этот вопрос можно с разной степенью углубле­ния в научный анализ. Давайте рассмотрим три следующих соображения.

1. Здравый смысл и элементарное наблюдение реальной жизни согласуются с тем, что нам пока­зывает нисходящая кривая спроса. Обычно люди действительно покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой. Для потребителей цена представляет собой барьер, мешающий им со­вершить покупку. Чем выше этот барьер, тем мень­ше продукта они будут покупать, а чем ниже цено­вой барьер, тем большее количество товара они при­обретут. Иными словами, высокая цена отбивает у потребителей охоту покупать, а низкая цена усили­вает их желание совершить покупку. Уже тот факт, что фирмы устраивают «распродажи», служит на­глядным свидетельством их веры в закон спроса. «Дни торговли по сниженным ценам» основаны на законе спроса. Фирмы сокращают свои товарные за­пасы не путем повышения цен, а путем их сниже­ния.

2. В любой данный период времени каждый по­купатель продукта получает меньше удовлетворения, или выгоды, или пользы, от каждой последующей единицы продукта. Например, второй «биг-мак» дает потребителю меньше удовлетворения, чем пер­вый; третий приносит еще меньше удовольствия, или пользы, чем второй, и т.д. Отсюда следует, что, поскольку потребление подвержено действию прин­ципа убывающей предельной полезности — то есть принципа, согласно которому последующие едини­цы данного продукта приносят все меньше и мень­ше удовлетворения, — потребители покупают допол­нительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается.

3, Закон спроса можно также объяснить в тер­минах эффекта дохода и замещения. Эффект дохо­да указывает на то, что при более низкой цене че­ловек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров. Иными словами, сни­жение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, поэто­му он в состоянии купить большее количество дан­ного продукта, чем прежде. Более высокая цена приводит к противоположному результату.

Эффект замещения выражается в том, что при более низкой пене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь стоят относительно доро­же. Потребители склонны заменять дорогие продук­ты более дешевыми.

Приведем для иллюстрации следующий пример: снижение цены на говядину повышает покупатель­ную способность дохода потребителя и позволяет ему покупать больше говядины (эффект дохода). При более низкой цене говядины ее покупка стано­вится относительно более заманчивой, и ее покупа­ют вместо свинины, баранины, цыплят и рыбы (эф­фект замещения). Эффекты дохода и замещения совмещаются и приводят к тому, что у потребите­лей возникает возможность и желание покупать большее количество продукта по более низкой цене, чем по высокой.

Кривая спроса

Обратную связь между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде простого графика, условно показывающего величину спроса на горизон­тальной оси, а цену — на вертикальной оси. Размес­тим на графике (рис. 3-1) те пять вариантов «цена -количество», которые показаны в табл. 3-1, проведя перпендикуляры к соответствующим точкам на двух осях. Соединив полученные таким образом значения, мы получим плавную кривую, которую мы назовем D. Полученная таким образом кривая называется кри­вой спроса. Она направлена вниз и вправо, так как отражаемая ею связь между ценой и величиной спро­са обратная. Закон спроса - люди покупают боль­шее количество продукта при низкой цене, чем при высокой, — находит отражение в нисходящем направ­лении кривой спроса.

Таблица 3-1 и рис. 3-1 содержат одни и те же данные и отражают одинаковую связь между ценой и величиной спроса. Преимущество графического изображения заключается в том, что оно позволяет нам четко представить эту связь более простым способом, чем если бы пришлось пользоваться ее словесным или табличным описанием. Кроме того. с помощью графиков намного проще определять по­следствия изменений переменных. Графики представ­ляют собой важные инструменты экономического анализа.

О 10 20 30 40 50 60 70 80 Q

Величина спроса (число бушелей в неделю)

Рисунок 3-1.Кривая индивидуального спроса на зерно

Шкала индивидуального спроса представлена на графике в виде нисходящей кривой D, поскольку между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость. При этом по закону спроса, при прочих равных условиях, потребители покупают большее количество продукта, когда ценз на него снижается. Здесь и в дальнейшем Р - цена; Q - количество продукта (спрос или предложение).

Таблица 3-2,

Рыночный спрос на зерно, 3 покупателя (в бушелях)

Индивидуальный ирыночный спрос

До сих пор мы рассматривали проблему с позиции единственного потребителя. Но наличие конкурен­ции обязывает нас рассмотреть ситуацию, когда на рынке выступает много покупателей. Перейти от ин­дивидуального спроса к рыночному спросу можно посредством суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных возможных ценах. Если бы на рынке действовали лишь три покупателя, как это показано в табл. 3-2, было бы легко определить общие величин hi спроса при каждой пейс. На рис. 3-2 данный процесс сум­мирования изображен графически. При каждой цене мы суммировали индивидуальный спрос и получа­ли совокупный спрос при данной цене, затем мы просто наносим иену и совокупный спрос как точ­ку на кривой рыночного спроса.

Разумеется, конкуренция предполагает намного большее число покупателей продукта на рынке, чем три. Чтобы избежать длительного процесса сумми­рования сотен или даже тысяч или миллионов слага­емых, предположим, что все покупатели па рынке решили приобрести одинаковое количество продук­та по каждой из возможных иеп. Таким образом, мы можем определить рыночный спрос путем умноже­ния этих величин на число покупателей. Получен­ная таким образом кривая А на рис. 3-3 показывает эту кривую рыночного спроса со стороны 200 поку-

Табли

Рыночный спрос на зерно, 200 покупателей (в бушелях]

пателей зерна — как в табл. 3-1. В табл. 3-3 приво­дятся все соответствующие расчеты.

Детерминанты спроса

Когда экономист строит кривую спроса — скажем, такую, как Д на рис. 3-3, — он исходит из допуще­ния, что пена служит самой важной детерминантом количества любого покупаемого продукта. Однако экономисту известно, что существуют и другие фак­торы, которые могут повлиять и действительно вли­яют на объем покупок. Эти факторы называются де­терминантами спроса. При построении кривой спро­са D] следует также допустить, что эти детерминанты будут оставаться неизменными. Эти те самые «про­чие равные условия» в соотношении между ценой и величиной спроса. Когда эти детерминанты изменя­ются, изменяется и положение кривой — она смеща­ется вправо или влево. Поэтому указанные детерми­нанты называют факторами изменения спроса.

Основные детерминанты, или факторы, рыноч­ного спроса следующие: 1) вкусы, или предпочте­ния, потребителей: 2) число потребителей на рын­ке; 3) денежные доходы потребителей: 4) цепы на сопряженные товары; 5) потребительские ожидания относительно будущих ней и доходов.

ивая рыночного спроса на зерно трех покупателей

Q

[=35 + 39 + 26]

Кривая совокупного рыночного спроса О образуется путем горизонтального совмещения кривых индивидуального спроса (D1f D2 и Ш всех потребителей на рынке. При цене, например. 3 дол. все индивидуальные кривые образуют совокупный спрос в 100 бушелей.

Рисунок 3-3. Изменение спроса на зерно

Изменение одной или более детерминанты спроса вызыва­ет изменение спроса. Увепичение спроса смещает кривую спро­са вправо, например от Ол к D2. Уменьшение спроса смещает кривую спроса впево, например от Ол к 03. Изменение спроса, в отличие от изменения величины спроса, которое вызвано из­менением цены данного продукта, показано как смещение от одной точки к другой на постоянной кривой спроса Ол\ на нашем графике - от а к Ь.

Изменение спроса

Изменение одной или нескольких детерминант спроса изменяет шкалу спроса, представленную в табл. 3-3, а следовательно, и положение кривой спроса на рис. 3-3. Такое изменение шкалы спроса или - графически - смешение положения кривой спроса называется изменением спроса.

Если потребители обнаруживают желание и спо­собность покупать большее количество данного то­вара по каждой из возможных цен, чем продемон­стрировано в столбце (4) табл. 3-3, очевидно, что произошло увеличение спроса. На рис. 3-3 это уве­личение спроса находит выражение в смещении кривой спроса вправо, например от Z), к D2. И на­оборот, уменьшение спроса происходит тогда, когда из-за изменения одной его детерминанты (или не­скольких) потребители покупают меньшее количе­ство продукта по каждой из возможных цен, чем указано в столбце (4) табл. 3-3. Графически падение спроса выражается в смещении кривой спроса вле­во, например от D{ к Д, как на рис. 3-3.

А теперь рассмотрим влияние, которое оказыва­ет на спрос каждая из перечисленных выше детер­минант.

отребительские вкусы. Благоприятное для дан­ного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений будет означать, что спрос воз­растет при каждой цене. Спрос на продукт возра­стет, и кривая спроса сместится вправо. Небла­гоприятные перемены в предпочтениях потреби-

телей вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса влево.

На вкусы потребителей могут повлиять техно­логические изменения, воплощенные в новом про­дукте. Например, появление компакт-дисков силь­но снизило спрос на аудиокассеты. Потребители, которые озабочены угрозой здоровью, вызванной холестерином и излишней тучностью, увеличили спрос на капусту брокколи, низкокалорийные за­менители сахара и свежие фрукты, сократив спрос на говядину, телятину, яйца и цельное молоко. За последнее время резко вырос спрос на небольшие грузовики и спортивные средства передвижения, что также было связано с изменением вкусов по­требителей. Это же можно отнести к спросу на бублики.

Количество покупателей. Очевидно, что и увели­чение на рынке числа потребителей способствует повышению спроса. А уменьшение числа потреби­телей находит отражение в сокращении спроса. Приведем примеры. Совершенствование средств связи необычайно расширило границы междуна­родных финансовых рынков и привело к увеличе­нию спроса на акции, облигации и другие финан­совые активы. Всплеск рождаемости после второй мировой войны привел к повышению спроса на пе­ленки, детские лосьоны и акушерские услуги. Ког­да в 70-х годах дети, появившиеся на свет в период этого всплеска рождаемости, достигли двадцати­летнего возраста, возрос спрос на жилье. А взрос­ление этого поколения, наоборот, вызвало спад спроса на жилье в 80-х и 90-х годах. Рост продол­жительности жизни увеличил потребность в меди­цинском обслуживании, услугах сиделок и домах престарелых. Недавние международные торговые соглашения, такие, как Североамериканское согла­шение о свободной торговле (НАФТА) и Генераль­ное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), сни­зили иностранные торговые барьеры для американ­ских сельскохозяйственных продуктов, также уве­личив спрос на эти продукты.

Доход. Воздействие на спрос изменений денежно­го дохода несколько более сложное. Применитель­но к большинству товаров повышение дохода при­водит к увеличению спроса. По мере роста доходов потребители, как правило, покупают больше биф­штексов, солнцезащитных штор, стереоустановок. И наоборот, при снижении доходов спрос на такие товары падает. Товары, спрос на которые изменяет­ся в прямой зависимости от изменения денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами.

Хотя большинство продуктов относится к нор­мальным товарам, существует несколько исключе­ний. В том случае, когда доходы превышают изве­стный уровень, потребители могут покупать меньше хлеба, сала или капусты, поскольку возросший доход позволяет им покупать продукты с более вы­соким содержанием протеина, например молочные продукты и мясо. Увеличение доходов может также вести к снижению спроса на ношеную одежду и по­держанные автомобили. Точно так же повышение доходов может снизить спрос на гамбургеры и уголь­ные грили, так как более состоятельные потребите­ли переключаются на потребление натурального бифштекса с косточкой и газовые грили. Товары, спрос на которые изменяется в обратной зависимо­сти от изменения доходов, называются товарами низшей категории (непрестижными товарами).

Цены на сопряженные товары. Изменение цены на сопряженный товар может привести к повышению или снижению спроса на рассматриваемый продукт, в зависимости от того, являются ли они взаимоза­меняемыми или дополняющими. Взаимозаменяемы­ми (или товарами-заменителями) называют товары, когда можно использовать один вместо другого. Взаимодополняющий (или сопутствующий) товар ис­пользуется в сочетании с другим товаром.

Товары-заменители. Примером взаимозаменяе­мых товаров могут служить говядина и цыплята. Когда цена на говядину растет, потребители поку­пают ее в меньшем количестве, а это вызывает по­вышение спроса на цыплят. И наоборот, когда цена на говядину снижается, потребители покупают ее в большем количестве, вызывая этим уменьшение спроса на цыплят. Обобщим сказанное: когда два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая зависи­мость. Именно так обстоит дело с товарами фирм Nike и Reebok, свитерами и пиджаками, автомо­билями «тойота» и «хонда», напитками «кока» и «пепси».

Взаимодополняющие товары. Другой тип взаи­мосвязанных товаров представляют собой взаимо­дополняющие товары. Когда цена на бензин сни­жается и вы в результате больше ездите, увеличен­ный пробег вашего автомобиля повысит ваш спрос на моторное масло. Таким образом, спрос на бен­зин и масло сопряжен — это сопутствующие това­ры. То же относится к ветчине и яйцам, плате за обучение и учебникам, кинофильмам и жареной кукурузе, фотоаппаратам и фотопленке и т.д. Когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом па другой существует обратная зависимость — когда цепа растет, спрос движется в обратном направлении.

Независимые товары. Разумеется, многие това­ры вовсе не связаны между собой. Это независи­мые, самостоятельные товары. Для таких пар това­ров, например сливочного масла и мячей для игры в гольф, картофеля и автомобилей, бананов и на­ручных часов, изменение цены на один из них

очень мало повлияет или вовсе не повлияет на спрос на другой.

Ожидания. Потребительские ожидания относи­тельно таких факторов, как будущие цены на това­ры, наличие товаров и будущий доход, способны из­менить спрос. Ожидания потребителей повышения цен в будущем могут побудить их покупать сейчас же, чтобы «упредить» угрожающее повышение цен; равным образом и ожидание увеличения доходов может заставить потребителей меньше ограничивать текущие расходы. Наоборот, ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары.

Первый пример: когда холода уничтожают зна­чительную часть урожая цитрусовых во Флориде, у потребителей есть основания считать, что предсто­ящая нехватка апельсинового сока повысит цену на него. Поэтому они «запасают» апельсиновый сок, скупая его немедленно в необычайно больших ко­личествах.

Второй пример: в конце 1993 г. наблюдалось за­метное увеличение спроса на оружие. Причина -ожидание, что Конгресс примет более строгие за­коны, контролирующие покупку оружия.

Третий пример: выбор футболиста в первый круг Национальной футбольной лиги может спровоци­ровать его на покупку нового «мерседеса» в связи с ожиданием выгодного контракта с профессиональ­ной командой.

Из сказанного выше можно сделать следующий вывод. Увеличение спроса — решение потребителей покупать большее количество товара при любой воз­можной цене - может быть вызвано:

1. Благоприятными изменениями вкусов потре­бителей;

2. Увеличением числа покупателей;

3. Ростом доходов, если это нормальный товар;

4. Сокращением доходов, если это товар низшей категории;

5. Повышением цены на товар-заменитель;

6. Снижением цены на сопутствующий товар;

7. Ожиданиями потребителей повышения в бу­дущем цен и доходов.

Убедитесь, что вы способны «перевернуть» эти обобщения, чтобы объяснить снижение спроса. В табл. 3-4 приведены дополнительные примеры, которые помогут вам лучше разобраться в факто­рах, определяющих спрос. (Ключевой вопрос 2.)

Изменение величины спроса

Понятие «изменение спроса» не следует смешивать с понятием «изменение величины спроса». Мы уже от­мечали, изменение спроса выражается в смещении

Таблица 3-4.Детерминанты спроса: факторы, смещающие

кривую спроса

1. Изменение вкусов покупателей.Пример: физическое

здоровье становится все более популярным, а это способст­вует повышению спроса на кроссовки и велосипеды.

2.

3.

4.

5.

Изменение числа покупателей.Примеры: японцы сокра­щают импортные квоты на американское телекоммуникаци­онное оборудование, тем самым повышая спрос на такое оборудование; снижение уровня рождаемости уменьшает спрос на образование.

Изменение дохода.Примеры: увеличение доходов повы­шает спрос на такие нормальные товары, как сливочное масло, омары, филе, и снижает спрос на такие товары низ­шей категории, как капуста, репа, восстановленные шины иношеная одежда.

Изменение цен на сопряженные товары.Примеры; сни­жение тарифов на пассажирские авиаперевозки сокращает спрос на поездки автобусным транспортом (взаимозаменяе­мые товары); снижение цены на проигрыватели компакт-дис­ков повышает спрос на компакт-диски [взаимодополняющие товары).

Изменение ожиданий потребителей.Пример: неблаго­приятная погода вЮжной Америке порождает ожидания более высоких в будущем цен на кофе и тем самым повы­шает текущий спрос на него.

всей кривой спроса либо вправо (увеличение спро­са), либо влево (сокращение спроса). Это происхо­дит потому, что намерения потребителей относи­тельно покупки продукта изменились. Причиной тому стало изменение одной или более детерминант спроса. Напомним, что понятие «спрос» можно выразить в виде шкалы или кривой, поэтому «изме­нение спроса» должно означать, что вся шкала из­менилась или кривая целиком изменила свое поло­жение.

В противоположность этому изменение величины спроса означает передвижение от одной точки к другой на неизменной кривой спроса, то есть пере­ход от одной комбинации «цена — количество про­дукта» к другой их комбинации. Причиной измене­ния величины спроса служит изменение цены дан­ного продукта. Из табл. 3-3 видно, что снижение цены, запрашиваемой поставщиками зерна с 5 до 4 дол., повышает величину спроса на зерно с 2 тыс. до 4 тыс. бушелей.

На рис. 3-3 смещение кривой спроса Dl либо в положение /)2, либо в положение D% означает «из­менение спроса». Между тем передвижение от точ­ки а к точке Ь на кривой Dx иллюстрирует «измене­ние величины спроса»: однако спрос в нашем при­мере не изменился, а остался прежним.

глава 3. анализ конкретных рынков: спрос и предложение - student2.ru

глава 3. анализ конкретных рынков: спрос и предложение - student2.ru

+ Рынок - это механизм, облегчающий приоб­ретение и продажу товаров, услуг или ресурсов.

Ф Спрос можно изобразить с помощью шкалы или кривой, показывающей, какое количество про­дукта желают и способны приобрести покупатели за каждую потенциально возможную цену в ряду цен.

♦ Закон спроса гласит, что при прочих равных условиях количество приобретенного товара изме­няется обратно пропорционально его цене.

♦ Кривая спроса смещается в результате изме­нений: а) вкусов потребителей; б) количества поку­пателей на рынке; в) доходов; г) цен на товары-за­менители и взаимодополняющие товары; д) ожида­ний потребителей.

>- Изменение величины спроса соответствует пе­ремещению от одной точки к другой на стабильной кривой спроса; изменение спроса означает смеще­ние всей кривой спроса.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Предложение можно определить как шкалу, показы­вающую количество продукта, которое производитель желает и способен произвести и предложить к про-даже на рынке по каждой конкретной иене из ряда возможных цеп в течение определенного периода вре­мени2. В табл. 3-5 представлена гипотетическая шка­ла предложения для индивидуального производите­ля зерна. Она показывает, какие объемы зерна бу­дут предложены для продажи по разным цепам при прочих равных условиях.

Закон предложения

Данные табл. 3-5 указывают на положительную, или прямую, зависимость между ценой и объемом пред­ложения продукта. С повышением цен соответствен­но возрастает и величина предложения; со снижени­ем цен сокращается также и предложение. Эга спе­цифическая связь называется законом предложения. Суть его состоит в том, что производители изготав­ливают и предлагают к продаже большее количест­во своего продукта но высокой цене, чем по низ­кой. Это в основном дикгуется здравым смыслом. С точки зрения потребителя, который платит за товар, цена служит сдерживающим фактором. Вы­сокая цена приводит к тому, что меньше потребите-

с Когда речь идет о рынке ресурсов, наше определение понятия «предложение» гласит; это шкала, показывающая количество ре­сурсов, которое его собственники желают предложить к продаже на рынке по каждой возможной цен? из данного ряда цен в течение определенного периода времени.

Таблица 3~-5„ Предложение зерна индивидуальным произво

дителем [в бушелях)

лей покупают продукт. Однако поставщик выступа­ет в роли получателя денег за продукт. Для него цена продукта представляет выручку, потому она стиму­лирует производство и продажу продукта. Таким об­разом, более высокая цена способствует интенси­фикации производства и росту предложения.

Представим фермера, который может использо­вать свои ресурсы для производства альтернативных продуктов. Если цены изменяются так, как показа­но в табл. 3-5, фермер в целях получения прибыли вместо производства пшеницы, овса и соевых бо­бов будет производить кукурузу. Более высокие цены на кукурузу позволят фермеру покрывать издерж­ки, обусловленные более интенсивной обработкой земли и применением в большем объеме минераль­ных удобрений и пестицидов. Все это приведет к увеличению объема производства кукурузы.

Теперь рассмотрим предприятие обрабатываю­щей промышленности. При определенном объеме производства промышленники обычно сталкивают­ся с увеличением издержек производств дополни­тельных единиц продукции. Некоторые производ­ственные ресурсы, в особенности производственные площади и машинный парк, невозможно увеличить за короткое время. Поэтому фирма начинает ис­пользовать больше других ресурсов, таких, как труд, для производства большего объема продукции. Од­нако в какой-то момент площади становятся пере­груженными, в результате чего эффективность про­изводства снижается, а издержки производства каж­дой последующей единицы продукта возрастают. Компания не станет производить эти более дорогие единицы продукции до тех пор, пока она не будет уверена, что сможет получить более высокую цену. И опять — между ценой и величиной предложения существует прямая связь.

Кривая предложения

Понятие предложения, так же как и спроса, удобно представить графически. Данные о рыночном пред­ложении, изображенные на рис. 3-4 в виде кри­вой 54, приведены в табл. 3-6. В ней сделано допу­щение, что все действующие на рынке 200 постав­щиков желают и способны поставлять зерно в соот­ветствии со шкалoii в табл. 3-5. Таким образом, мы получаем кривую предложения путем горизонталь-

ного сложения кривых предложения индивидуаль­ных производителей. Обратите внимание, что оси на рис. 3-4 — те же, что и на нашем предыдущем графике спроса, кроме того, что «величина спроса» теперь заменена «величиной предложения» на го­ризонтальной оси.

Детерминанты предложения

При построении кривой предложения экономист исходит из допущения, что цена служит самой зна­чительной детерминантой величины предложения любого продукта. Но другие факторы (при прочих равных условиях) также могут изменять и действи­тельно изменяют величину предложения. Однако наша кривая предложения строится исходя из того, что эти прочие равные условия остаются постоян­ными. Если одна из этих детерминант в действи­тельности претерпевает изменения, положение кри­вой предложения сместится.

К основным детерминантам предложения отно­сятся следующие: 1) цены на ресурсы; 2) техноло­гия производства; 3) налоги и субсидии; 4) иены на другие товары; 5) ожидания изменения цен; 6) чис­ло продавцов на рынке. Изменение одной (или бо­лее) из этих детерминант, или факторов изменения предложения, приведет к смещению кривой предло­жения продукта либо вправо, либо влево. Смеще­ние вправо, от St к S2 на рис. 3-4, означает увеличение предложения: производители при этом поставляют большее количество продукта по каждой из возмож­ных цен. Смещение влево, от ^ к S3 на рис. 3-4, ука­зывает на сокращение предложения: поставщики предлагают меньшее количество продукта по каж­дой из возможных цен.

Изменение предложения

Рассмотрим теперь воздействие на предложение каждой из перечисленных детерминант. Как вы помните из нашего рассуждения, издержки являют­ся основным фактором, влияющим на положение кривой предложения; все, что может влиять на ве­личину затрат (кроме изменения самого объема про­изводства), обычно смещает кривую предложения.

Цены на ресурсы. Цены на ресурсы, использован­ные в процессе производства, помогают вычислить размеры производственных затрат, которые несут компании. Чем выше цены на ресурсы, тем выше производственные издержки, и если при этом цена продукта будет оставаться на прежнем уровне, то прибыли будут в таком случае сокращаться. Такое снижение прибылей будет сужать мотивы и стиму­лы компаний поддерживать предложение и произ­водство такого продукта по данной цене. В проти­воположность этому — более низкая цена на ресур-

Р

глава 3. анализ конкретных рынков: спрос и предложение - student2.ru

О

10 12 14 16

0

Величина предложения (в тыс. бушелей в неделю]

Рисунок 3-4.Изменения предложения зерна

Изменение одной или более детерминант предложения вы­зывает изменение предложения. Увеличение предложения сме­щает кривую предложения вправо, от S^ к В2. Сокращение пред­ложения смещает кривую предложения влево, otS1 к S3. Изме­нение величины предложения вследствие изменения цены рас­сматриваемого продукта вызывает передвижение на неизмен­ной кривой предложения от одной точки к другой, например от а к Ь.

сы будет стимулировать компании расширять про­изводство и поставки продукта на рынок по каждой возможной цене, поскольку издержки производства в таком случае снижаются, а прибыли — растут.

Отсюда следует, что снижение цен на ресурсы снизит издержки производства и увеличит предло­жение, то есть переместит кривую предложения вправо. И наоборот, повышение цен на ресурсы уве­личит издержки производства и сократит предло­жение, то есть сместит кривую предложения влево. Повышение цен на железную руду и кокс увеличи­вает издержки производства стали и ведет к сокра­щению ее предложения.

Технология. Совершенствование технологии по-звляет компаниям производить каждую единицу

Таблица 3-6. Рыночное предложение зерна (в бушелях],

200 производителей

т (2)   (3) (4)
Цена Величина   Число Совокупная
за бушель предложения продавцов величина
(в дол.) в неделю,   на рынке предложения
  один произ-   в неделю
  водитель      
X = 12 000
X - 10 000
X 7 000
X 4 000
X 1 000

продукции с меньшими затратами ресурсов. По­скольку ресурсы дороги, то сокращение потребле­ния ресурсов позволяет снизить издержки производ­ства и увеличить предложение. Пример: недавние достижения в области повышения эффективности авиационных двига<

Наши рекомендации