Инвестиции и экономический рост в отдельных странах

Страны, инвестирующие значительную долю своего на­ционального продукта, отличаются высокими темпами роста, которые здесь измеряются показателем национального про­дукта в расчете на душу населения. Увеличение количества продуктов производственного назначения способствует по­вышению производительности труда, в результате чего воз­растает объем производства в расчете на душу населения.

Инвестиции и экономический рост в отдельных странах - student2.ru

Источник: Данные Международного валютного фонда. Economic Report of the President, 1994. P. 37.

4. Последствия войны. В начале 90-х годов Ирак напал на Кувейт с целью завоевания его нефтяных ресурсов и установления над ними контроля. Одна­ко быстрые и решительные военные действия США и его военных союзников полностью разрушили экономику Ирака. Бомбардировки нанесли огром­ный материальный ущерб производственным мощ­ностям страны, были разрушены дороги, мосты и средства коммуникаций. Ущерб, нанесенный людс­ким ресурсам Ирака, был также огромным. Поэто­му кривая производственных возможностей стра­ны резко пошла вниз.

5. Рост: Япония и Соединенные Штаты. С 50-х го­дов Япония инвестировала в станки и оборудова­ние свыше 25% своего внутреннего продукта по сравнению с 10% в США. Результаты вполне соот­ветствуют нашим предыдущим выводам. В I960— 1990 гг. внутренний продукт Японии увеличивался примерно на 6,4% в год против 3,2% в Соединен­ных Штатах. (Кривая производственных возможно­стей Японии смещалась вправо и вверх в два раза быстрее, чем соответствующая кривая Соединенных Штатов.) В 1980 г. производство на душу населения в Японии составляло 16 711 дол. по сравнению с 17 643 дол. в Соединенных Штатах. К 1995 г. соот­ношение этих показателей изменилось и составило 39 640 и 26 980 дол. соответственно.

6. Голод в Африке. Современные промышленно развитые страны считают экономический рост, то есть более или менее постоянное смещение кривой производственных возможностей вправо, само собой разумеющимся. Но, как свидетельствует недавний катастрофический голод в африканских государ­ствах региона Сахары, в некоторых обстоятельствах кривая производственных возможностей может сме­ститься влево. Помимо засухи причиной голода в Африке является экологическая деградация, вызван­ная неправильным землепользованием. Сведение лесов, чрезмерное количество земледельческих и па­стбищных угодий привели к снижению производ­ственных возможностей этих аграрных стран. Фак­тически национальный продукт в расчете на душу населения сокращался в этих странах в течение всего последнего десятилетия.

7. Новые технологии. Мировая экономика пережи­вает бум новых технологии, связанных с компьютерами, средствами коммуникаций и биотехнология­ми. Технологический прогресс способствовал резко­му снижению цен на компьютеры и существенному повышению их быстродействия. Сотовые телефоны, Интернет и факсовые аппараты резко повысили воз­можности связи, стимулировали производство и по­высили эффективность рынков. Достижения в обла­сти биотехнологии, особенно в области генной ин­женерии, дали толчок новым открытиям в медицине и повышению эффективности сельскохозяйственно­го производства. Некоторые исследователи считают, что эти новые технологии будут иметь колоссальное значение и внесут существенный вклад в ускорение экономического роста, признаки которого уже на­чинают проявляться в последнее время (более быс­трое смещение вправо кривых национальных произ­водственных возможностей).

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

Общество должно выбрать экономическую систему — конкретный набор институциональных структур и координирующих механизмов — для решения про­блем экономии. Экономические системы различа­ются по двум признакам: 1) форме собственности на средства производства; 2) способу координации и управления экономической деятельностью.

Чистый капитализм

Чистый капитализм, или капитализм свободного пред­принимательства (laissez-faire capitalism), характери­зуется частной собственностью на ресурсы и исполь­зованием системы рынков и цен для координации и управления экономической деятельностью. В та­кой рыночной системе поведение каждого участни­ка мотивируется его личными интересами; каждая экономическая единица стремится максимизировать свою удовлетворенность или прибыль на основе ин­дивидуального принятия решений в отношении по­требления или производства. Рыночная система предоставляет возможность частного владения ка­питалом, обшения с помощью цен и координации экономической деятельности с помощью рынков — мест, где встречаются покупатели и продавцы. То­вары и услуги производятся, а ресурсы предлагают­ся в условиях конкуренции, потому что существует много самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и ресурса. Результатом их взаимоотношений становится соревнование меж­ду многими небольшими и независимыми продав­цами и покупателями каждого продукта или услуги. Таким образом, экономическая власть оказывается широко рассредоточенной.

Защитники чистого капитализма утверждают, что такая экономическая система благоприятствует эффективному использованию ресурсов, стабильному производству и занятости, быстрому экономичес­кому росту. Вот почему здесь крайне мала или вовсе отсутствует необходимость в правительственном планировании, контроле и вмешательстве в эконо­мический процесс. В самом деле, само французское выражение laissez-faire (взятое за основу термина) в приблизительном переводе означает «пусть идет, как идет» («let it be»), то есть пусть правительство не вмешивается в экономику, поскольку такое вмеша­тельство подрывает эффективность рыночной сис­темы. Роль правительства поэтому ограничивается защитой частной собственности и установлением надлежащей правовой структуры функционирова­ния свободных рынков.

Командная экономика

Альтернативой чистому капитализму является ко­мандная экономика, или коммунизм. Эту систему ха­рактеризуют государственная собственность прак­тически на все материальные ресурсы и принятие экономических решений органами централизован­ного экономического планирования. Все крупные решения, касающиеся объема используемых ресур­сов, структуры и распределения продукции, орга­низации производства, принимаются центральным плановым органом. Предприятия являются собст­венностью государства и осуществляют производ­ство на основе государственных директив. Произ­водственные планы устанавливаются плановым ор­ганом для каждого предприятия, причем план кон­кретизирует количество ресурсов, которое должно быть выделено каждому предприятию, чтобы оно могло выполнять свои производственные задания. Соотношение инвестиционных и потребительских товаров (средств производства и предметов потреб­ления) в совокупном продукте также устанавлива­ется централизованно, средства производства рас­пределяются между отраслями на основании долго­временных приоритетов, определяемых централь­ным плановым органом.

Смешанные системы

Реально существующие экономические системы в основном занимают некое промежуточное положе­ние между двумя крайностями — чистым капита­лизмом и командной экономикой. Экономика Со­единенных Штатов явно ближе к чистому капита­лизму, но все же имеет некоторые существенные отличия. Правительство играет активную роль в эко­номике США, способствуя ее стабильности и росту, обеспечивая выпуск некоторых товаров и услуг, которые рыночная система производит в недоста­точном количестве либо не производит вовсе, воздействуя на распределение доходов и т.д. В отличие от чистого капитализма, с характерной для него рассредоточенностью экономической власти среди множества мелких единиц, американский капи­тализм породил могущественные экономические институты в форме крупных корпораций и профсо­юзов. Способность этих мощных блоков манипули­ровать рыночной системой и искажать ее нормаль­ную работу в своих интересах создает дополнитель­ные основания для правительственного вмешатель­ства в экономику.

В свою очередь, бывший Советский Союз, хотя и являл собой весьма точное воплощение команд­ной экономики, все же до некоторой степени опи­рался в своем хозяйстве на рыночные цены и со­хранял какие-то остатки частной собственности. Недавние реформы в бывшем Советском Союзе, Китае и большинстве восточноевропейских стран призваны повернуть их хозяйственные системы от командной к капиталистической, рыночно-ориен-тированной экономике. Наилучшие сохранившие­ся по сей день образчики централизованной плано­вой экономики — это Северная Корея и Куба.

Однако частная собственность и опора на ры­ночные механизмы не всегда сопутствуют друг дру­гу, как, впрочем, и государственная собственность, и централизованное планирование. Примером тому может служить национал-социализм в Германии, который называют авторитарным капитализмом, поскольку экономика там была поставлена под же­сткий контроль и ею так же жестко управляли, хотя собственность продолжала оставаться частной. В противоположность этому экономическую систе­му современного Китая можно охарактеризовать как рыночный социализм. Этой системе свойственна государственная собственность на большинство природных ресурсов и капитал при одновременной опоре на свободный рынок как механизм организа­ции и координации различных направлений эконо­мической деятельности. Экономика Швеции также представляет собой гибридную систему. Несмотря на то что свыше 90% хозяйственной деятельности там сосредоточено в частных фирмах, правительство энергично участвует в обеспечении экономической стабильности и перераспределении доходов. Анало­гичным образом японская экономика также отли­чается весьма развитым планированием и коорди­нацией деятельности государственного и частного секторов.

Традиционная экономика

Хозяйственные системы многих слаборазвитых стран можно назвать традиционной, или патриар­хальной, экономикой, в которой методы производ­ства, обмена товарами и распределения дохода оп­ределяются обычаями. Наследственность и кастовая принадлежность диктуют людям их экономиче­ские роли, и в силу этого господствует социально-экономический застой. Технологические изменения могут также тормозиться из-за того, что вступают в противоречие с традициями и угрожают обществен­ному устройству. Религиозные и культурные ценно­сти здесь первичны по сравнению с экономической деятельностью, а общество отстаивает сохранение status quo.

Следует подчеркнуть главное: не существует однозначного или общепризнанного решения про­блемы экономии. Разные общества с различным культурным и историческим прошлым, разными обычаями и традициями, противоположными иде­ологическими устоями (не говоря уже о ресурсах, различающихся между собой и количественно, и ка­чественно) используют разные институциональные структуры для решения реальной проблемы отно­сительной нехватки ресурсов. Наиболее подходящий и продуктивный для такой экономической системы способ действий может оказаться непригодным для другой системы.

МОДЕЛЬ КРУГООБОРОТА

Поскольку на мировой арене теперь преобладают рыночные системы, мы в конце этой главы и в двух следующих главах уделим основное внимание тому, как страны используют рынки для решения пробле­мы экономии. Наша цель в этом последнем разделе довольно скромная: мы хотим выделить основные группы тех, кто принимает решения, и основные рынки в рыночной системе. При этом мы будем пользоваться схемой кругооборота.

Рынки ресурсов и продуктов

На рис. 2-6 {Ключевой график) представлены две группы тех, кто принимает решения — домохозяй­ства и фирмы. (Государство в качестве еще одного, третьего, участника процесса принятия решений мы рассмотрим в главе 5.) Координирующим механиз­мом, который приводит в соответствие друг с дру­гом решения домохозяйств и фирм, служит рыноч­ная система, в частности рынки ресурсов и про­дуктов.

Верхняя часть схемы описывает рынок ресурсов, то есть место, где ресурсы или услуги поставщиков ресурсов продаются и покупаются. Домохозяйства (люди) прямо или косвенно через свою долю в соб­ственности корпораций владеют всеми экономиче­скими ресурсами. Они предлагают эти ресурсы фир­мам. Фирмы предъявляют спрос на ресурсы, так как именно с их помощью они производят товары и ус­луги. Взаимодействие спроса и предложения при­менительно к огромному разнообразию людских и

КЛЮЧЕВОЙ ГРАФИК

Рисунок 2-6.Кругооборот продукции и доходов

Цены, по которым оплачивают использование земли, труда, капитала и предпринимательской способности, определяются на рынке ресурсов, показанном в верхней части схемы. Здесь фирмы предъявляют спрос, а домохозяйства обеспечивают предложение. Цены на готовые изделия и услуги определяются на рынке продуктов, расположенном в нижней части схемы. На этом рынке уже домохозяйства выступают на стороне спроса, а фирмы - на стороне предложения.

Быстрый тест 2-6

L Рынок ресурсов— это там,где:

а)домашние хозяйства продают, а фирмы поку­пают продукты;

б) фирмы продают ресурсы, а домашние хозяй­ства — продукты;

в) домашние хозяйства продают, а фирмы поку­пают ресурсы (или услуги пользования ресурсами);

г) фирмы продают, а домашние хозяйства поку­пают ресурсы (или услуги пользования ресурсами).

2. Что из приведенного ниже определяется на рын­ке продуктов:

а)заработная плата менеджера;

б) цена оборудования, применяемого на разли­вочном заводе;

в) цена 80 акров фермерской земли;

г) цена пары новых кроссовок.

3. На этом графике кругооборота:

а)деньги движутся против часовой стрелки;

б) ресурсы движутся против часовой стрелки;

в) товары и услуги движутся по часовой стрелке;

г) домашние хозяйства находятся на стороне предложения на рынке продуктов.

4. На этом графике кругооборота:

а)домашние хозяйства расходуют доход на рын­ке продуктов;

б) фирмы предлагают ресурсы домашним хозяй­ствам;

в) домашние хозяйства получают доход с помощь рынка продуктов;

г) домашние хозяйства производят продукты.

Ответы: вр 'д £ 'J £ *я * I

материальных ресурсов определяет цену каждого из них. Платежи, производимые фирмами за получен­ные ресурсы, являются затратами для фирм, но од­новременно представляют собой потоки заработной платы, ренты, процентов и прибыли для домохо-зяйств, поставляющих эти ресурсы. Ресурсы пере­ходят от домашних хозяйств к фирмам, а деньги — от фирм к домашним хозяйствам.

Теперь рассмотрим рынок продуктов, то есть ме­сто, где товары и услуги фирм покупаются и прода­ются, представленный в нижней части схемы. Де­нежный доход, получаемый домохозяйствами от продажи ресурсов, не имеет истинной ценности как таковой. Потребители не могут есть или надевать на себя в качестве одежды монеты и бумажные день­ги. Но они могут расходовать свой денежный до­ход, предъявляя спрос на огромное многообразие то­варов и услуг. Одновременно фирмы комбинируют полученные ресурсы так, чтобы обеспечить произ­водство и предложение товаров и услуг на тех же самых рынках. Взаимодействие решений по поводу спроса и предложения определяет цены продуктов. Поток расходов потребителей на товары и услуги составляет доходы от продаж с точки зрения фирм.

Модель кругооборота представляет собой слож­ный комплекс взаимосвязанных решений и эконо­мических действий. Отметим, что домохозяйства и фирмы действуют на обоих основных рынках, но по разные их стороны. Фирмы на рынке ресурсов являются покупателями, то есть обеспечивают спрос, а домохозяйства как владельцы и поставщи­ки ресурсов являются продавцами, то есть обеспе­чивают предложение. На рынке продуктов они ме­няются местами: домохозяйства в качестве потре­бителей выступают на стороне купли, или спроса, а фирмы — на стороне продажи, или предложения. Каждая группа экономических единиц и покупает, и продает.

Более того, над этими взаимообменами витает призрак нехватки. Поскольку домохозяйства распо­лагают лишь ограниченным количеством ресурсов, которые они могут предложить фирмам, денежные доходы потребителей также оказываются ограничен­ными, то есть доход каждого потребителя может достичь лишь определенной величины. Ограничен­ное количество денег не позволит приобрести все товары и услуги, которые потребитель мог бы по­желать купить. Таким образом, из-за недостатка ресурсов производство товаров и услуг также огра­ниченно.

Подведем итог: в экономике, где используются деньги, домохозяйства как владельцы ресурсов про­дают свои ресурсы фирмам, а в качестве потребите­лей тратят полученный денежный доход, покупая товары и услуги. Фирмы должны покупать ресурсы для производства товаров и услуг; затем они прода­ют готовый продукт своего производства домохо-зяйствам в обмен на потребительские расходы или, с точки зрения фирм, на прибыль. Прибыли исполь­зуются для покупки дополнительного количества ресурсов для обеспечения кругооборота. В резуль­тате возникают реальный поток экономических ре­сурсов, конечной продукции, услуг (на рис. 2-6 — против часовой стрелки) и денежный поток в виде доходов и потребительских расходов (по часовой стрелке). Эти потоки являются одновременными и повторяющимися.

Ограничения

Наша модель во многом упрощена. Взаи­моотношения домохозяйств и фирм здесь скрыты. Государство и «весь остальной мир» как единицы, принимающие решения, игнорируются. Модель подразумевает неизменные потоки продукции и до­ходов, в то время как на самом деле эти потоки ме­няются с течением времени. Кругооборот не явля­ется также вечным двигателем: производство исто­щает человеческую энергию и поглотает физичес­кие ресурсы, а это вызывает проблемы загрязнения окружающей среды. Наконец, наша модель не объ­ясняет, как в действительности определяются цепы на товары и ресурсы. Этот вопрос исследуется в главе 3.

1. Экономикс базируется на двух основных фак­тах: а) материальные потребности людей практичес­ки безграничны; б) экономические ресурсы огра­ниченны.

2. Экономические ресурсы можно классифици­ровать как материальные ресурсы — сырье и капи­тал ~~ и как человеческие ресурсы — труд и пред-

принимательская способность. Эти ресурсы (земля, капитал, труд и предпринимательская способность) являются факторами производства.

3. Экономикс занимается проблемой использо­вания ограниченных ресурсов в производстве това­ров и услуг с целью удовлетворения материальных потребностей общества. Чтобы максимально удовлетворить потребности, жизненно важно обеспечить полную занятость и эффективность имеющихся ресурсов.

ПОСЛЕДНИЙ ШТРИХ

ЖЕНЩИНЫ И РАСШИРЯЮЩИЕСЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Рост числа работающих женщин способствовал смеще­нию кривой производственных возможностей вверх.

Одной из наиболее примечательных перемен, произо­шедших в США за последние полвека, был рост доли рабо­тающих женщин в чиспе высокооплачиваемых категорий ра­ботников. Сегодня около 60% женщин заняты полный рабо­чий день или частично заняты по сравнению только с 40% в 1965 г. Такая перемена произошла по многим причинам.

1. Женщины способствуют повышению ставок за­работной платы.Женщины получили лучшее образование и квалификацию, что способствовало росту производитель­ности на рабочих местах. В результате этого их заработная плата стала постоянно возрастать. Более высокие ставки заработной платы повысили альтернативные издержки -утраченную заработную плату, то есть «стоимость» сидения дома. В ответ на это женщины решили пойти на работу и заместить ею ставшие более дорогостоящими простые до­машние обязанности. Это замещение является особенно до­рогим для замужних женщин.

Более высокая заработная плата женщин способствова­ла и другим переменам в использовании времени и покупа­тельских привычках, новый образ жизни должен был облег­чить женщинам выход на рынок труда. Появились детские сады, которые позволяют женщинам переложить на них за­боту о детях. Расширение сети ресторанов и привычка обе­дать вне дома, рестораны быстрого обслуживания, готовая еда в магазинах и доставка обедов на дом сегодня замести­ли сложные процессы приготовления домашней еды. Была создана сеть специализированных и универсальных магази­нов, система торговли по каталогам, бытовые услуги на дому и пр. Семейные отпуска стали короче - люди теперь летают на курорты на короткие каникулы, а не отправляются в дли­тельные поездки по стране всей семьей на машине, как это было раньше. Микроволновые печи, посудомоечные маши­ны, автоматические стиральные машины и сушки, а также масса других «средств домашнего производства» значитель­но повысили производительность и эффективность домаш­него труда. Такие новшества сделали выход на работу для женщин еще более привлекательным.

2. Рост доступности рабочих мест.Большая доступ­ность рабочих мест, как и рост оплаты труда, является фак­тором повышения уровня занятости женщин. Число рабочих мест в отраслях сферы услуг, где традиционно заняты в основном женщины, за последние 10 лет росло не только абсолютно, но и относительно. Вырос спрос на учителей, медицинских сестер, секретарей, продавцов и других работ­ников сферы услуг - на эти должности привлекались в ос­новном женщины. Кроме того, значительная часть населе­ния за последнее время переехала из сельских районов в города, где женщинам легче получить работу, она может быть ближе в «географическом» плане. И наконец, сокращение продолжительности рабочей недели, появление института ча­стичной занятости также способствовали тому, что женщи­ны получили возможность совмещать работу с заботой о детях и домашними обязанностями.

3. Изменение предпочтений и отношений.Женщи­ны как особая группа также способствовали изменению

4. Эффективное использование ресурсов состо­ит из эффективности производства (производство любого продукта с наименьшими затратами) и эф­фективного распределения ресурсов (производство конкретного набора продуктов, в наибольшей сте­пени желаемого обществом).

5. Экономика, в которой достигнуты полная за­нятость ресурсов и эффективность производства, то есть та, которая функционирует на кривой произ­водственных возможностей, вынуждена жертвовать выпуском одних товаров и услуг для увеличения производства остальных. Поскольку продуктивность ресурсов в разных вариантах их возможного исполь­зования неодинакова, перераспределение ресурсов из одной сферы их применения в другую подчиня­ется закону возрастающих альтернативных издер­жек. Это означает, что производство дополнитель-

ных единиц одного продукта влечет за собой отказ от производства постоянно растущего количества другого продукта.

6. Эффективность распределения ресурсов озна­чает достижение оптимальной точки на кривой про­изводственных возможностей. Она представлена максимальным набором продуктов и определяется таким расширением производства каждого продук­та, когда предельные выгоды (MB) и предельные из­держки (MQ будут равны.

7. С течением времени технологический про­гресс, рост количества и качества ресурсов позво­ляют экономике производить все виды товаров и услуг в возрастающих объемах, а это означает эко­номический рост. Выбор обществом структуры про­изводства — потребительских товаров и продуктов производственного назначения — на данный момент определяет будущее положение кривой его произ­водственных возможностей и возможный экономи­ческий рост.

ПОСЛЕДНИЙ ШТРИХ

предпочтений - они выбрапи работу, а не домашнее хозяй­ство. Растущее чиспо женщин «нашло себя» именно на ра­бочем месте, где они могли проявить свои способности, попучить продвижение в карьере и высокую заработную ппату. В бопее широком ппане необходимо отметить, что общество в целом стало принимать и поощрять женщин к выходу на работу, в том чиспе замужних и с маленькими детьми. Сегодня окопо 60% матерей среди работающих женщин составляют те, у кого есть дети дошкольного воз­раста, причем в 1970 г. их быпо только 30%. Бопее полови­ны работающих женщин возвращаются на работу до дости­жения их младшим ребенком двухлетнего возраста.

4. Снижение рождаемости.8 1 957 г. во время «бэби-бума» уровень рождаемости в США составлял 3,8 ребенка на одну женщину, а сегодня на одну женщину приходится меньше двух детей. Такое снижение размера семьи также дапо женщинам больше времени для занятий работой, по­скольку воспитание детей и домашняя работа поглощали массу времени. Сегодня у женщин не только меньше детей, но меньше стал промежуток времени до рождения второго ребенка. Это означает, что если женщина оставляет работу для воспитания ребенка, она теперь быстрее стала возвра­щаться на свое рабочее место.

Снижение рождаемости стало результатом не только широкого распространения средств контроля рождаемости, но и общего изменения стиля жизни. Этому способствовал также рост ставок заработной платы. Женщины с относи­тельно высокой заработной платой имеют меньше детей, чем женщины с бопее низкой заработной платой. Альтернатив­ная стоимость воспитания детей - зто доход, которым жен­щина жертвует, когда остается дома с детьми, - резко воз-

росла с ростом заработной платы. На языке экономике -бопее высокая «цена», уплачиваемая женщинами, имеющи­ми детей, снизила спрос «на количество детей».

5. Рост числа разводов.Нестабильность семей, рез­кое повышение числа разводов в 70-80-х годах привели к тому, что все больше женщин стали выбирать работу в ущерб

семейным отношениям. Экономические последствия разво­да для многих неработающих женщин были катастрофичес­кими, поскольку они далеко не всегда могли рассчитывать на алименты для поддержки детей. Большинство ранее не-работавших женщин были вынуждены вступить в ряды ра­бочей сипы после развода. Замужние женщины, а также женщины, намеревающиеся вступить в брак, все равно всту­пают в ряды занятых для того, чтобы обезопасить себя от материальных трудностей на случай развода,

6. Стагнация заработной платы мужчин.И наконец, не менее важным фактором, способствовавшим росту за­нятости среди женщин, был относительно незначительный рост заработной платы мужчин за последние 20 пет, осо­бенно среди пиц, не имеющих высшего образования. Эта стагнация заставила многих женщин искать работу для под­держания уровня жизни своей семьи. Если бы женщины в массе своей не вышли на работу, то уровень жизни и раз­мер доходов многих американских семей за последние 20 лет значительно снизился бы как в абсолютном, так и в относительном выражении.

Все зти факторы привели к значительному росту числа занятых женщин в США. Такой рост количества ресурсов позволил сдвинуть кривую производственных возможнос­тей в США вправо и вверх. Этот факт способствовал эконо­мическому росту США,

8. Разные экономические системы мира разли­чаются между собой по своим идеологиям, а также по своему подходу к решению проблемы экономии. Коренные различия между ними сводятся к следу­ющим: а) частная или государственная собствен­ность на ресурсы; б) использование в качестве координирующего механизма рыночной системы или централизованного планирования.

9. Действие капиталистической системы можно описать с помощью модели кругооборота доходов. В этой упрощенной модели представлены рынки продуктов и ресурсов и основные потоки доходов и расходов, а также ресурсов и готовых изделий, ко­торые образуют кровеносную систему капиталисти­ческой экономики.

Проблема экономии (economizing problem)

Полезность (utility)

Экономические ресурсы (economic resources)

Земля (land)

Капитал (capital)

Инвестирование (investment) Труд (labor) Предпринимательская способность

(е п trep re пен ria I a b ility) Факторы производства (factors of production)

Полная занятость (full employment) Полный объем производства (full production) Эффективность производства (productive efficiency) Эффективное распределение ресурсов

(allocative efficiency) Потребительские товары (consumer goods) Товары производственного назначения

(capital goods) Таблица производственных возможностей

(production possibilities table) Кривая производственных возможностей

(production possibilities curve)

Альтернативные издержки (opportunity costs) Закон возрастающих альтернативных издержек

(law of increasing opportunity costs) Экономический рост (economic growth) Экономическая система (economic system) Чистый капитализм (pure capitalism) Рыночная система (market system) Командная экономика (command economy) Традиционная экономика (traditional economies) Рынок ресурсов (resource market) Рынок продуктов (product market) Модель кругооборота (circular flow model)

1. Объясните смысл следующего утверждения: «Если бы ресурсы были неограниченными и сво­бодно доступны Mil, то не было бы предмета под названием "экономике"».

2. Прокомментируйте следующее утверждение, появившееся в газетной статье: «В младших классах нашей средней школы ученикам лают великолеп­ные горячие завтраки стоимостью в 1 дол., причем налогоплательщикам это ничего не стоит, посколь­ку они оплачиваются из правительственной субси­дии».

3. Критически проанализируйте утверждение: «Неправильно, что потребности насытить невоз­можно. Я могу это доказать. Я получаю то количе-ство кофе, которое я хочу выпивать каждое утро за завтраком». Объясните следующее положение: «То­варов и услуг не хватает потому, что ресурсов недо­статочно». Проанализируйте следующее утвержде­ние: «Всем экономическим проблемам присуще одно и то же коренное свойство, а именно то, что мы не располагаем абсолютных! их решением».

4. Что такое экономические ресурсы? Каковы главные функции предпринимателя?

5. Kjimneeou вопрос. Почему проблема незанято­сти ресурсов является составной частью предмета «экономике»? Объясните разницу между эффектив­ностью производства и эффективностью распреде­ления ресурсов. Приведите пример достижения эф­фективности производства, но не распределения ре­сурсов.

6. Ключевой вопрос. Ниже представлена таблица производственных возможностей выпуска военной

и гражданской продукции:

а. Представьте данные графически. На каких конкретных допущениях основана эта кривая про­изводственных возможностей?

б. Если экономика находится в точке С, каковы издержки производства одного дополнительного ав­томобиля? Одной дополнительной ракеты? Объяс­ните, каким образом эта кривая отражает закон воз­растающих альтернативных издержек.

в. Как должна вести себя экономика, чтобы ока­заться в какой-либо точке на кривой производст­венных возможностей?

7. Каковы альтернативные издержки учебы в колледже?

8. Предположим, вы приходите в магазин, со­бираясь заплатить за товар 100 дол., и узнаете, что в магазине в двух милях отсюда его можно купить за 50 дол. Поедете ли вы туда покупать его? Сколь­ко вы выгадаете от такого решения? Каковы аль­тернативные издержки вашего решения? Теперь предположим, что вы приходите в магазин, соби­раясь заплатить за товар 6 тыс. дол., но узнаете, что в другом магазине он стоит 5950 дол. Приме­те ли вы то же решение, что и раньше? Как это не удивительно, вам стоит это сделать! Объясните по­чему.

9. Ключевой вопрос. Опишите и объясните форму кривых предельных выгод и предельных издержек. Как их можно использовать для определения опти­мального распределения ресурсов для конкретного продукта? Если объем производства в настоящий момент таков, что предельные издержки превыша­ют предельные выгоды, то большее или меньшее ко­личество ресурсов следует выделить на производст­во этого продукта? Объясните ваш ответ.

10. Ключевой вопрос. Обозначьте точку G внутри кривой производственных возможностей, которую вы построили при ответе на вопрос 6. Что она озна­чает? Теперь обозначьте точку Н вне кривой. А что означает эта точка? Что должно произойти, прежде

чем экономика сможет достичь уровня производст­ва, обозначенного точкой //?

П. Ключевой вопрос. Возвращаясь к вопросу 6, предположим, что в технологии производства ракет произошло усовершенствование, а технология про­изводства автомобилей осталась неизменной. По­стройте новую кривую производственных возмож­ностей. Теперь предположим, что технологический прогресс затронул производство автомобилей, а не ракет. Пос]ройте новую кривую производственных возможностей, а затем кривую производственных возможностей, отражающую развитие технологии в производстве и ракет, и автомобилей.

12. Объясните, как каждый из перечисленных ниже факторов влияет на положение кривой про­изводственных возможностей.

а. Средние экзаменационные оценки студентов колледжей и учеников старших классов школ сни­жаются.

б. Уровень безработицы падает с 9 до 6% чис­ленности рабочей силы.

в. Расходы на оборону сокращаются, что позво­ляет государству тратить больше средств на здраво­охранение.

г. Общество приходит к выводу, что ему требуют­ся компакт-диски, a Fie долгоиграющие пластинки.

д. Новая технология повышаем эффективность извлечения меди из руды.

е. Новый венлеск рождаемости увеличивает чис­ленность рабочей силы в стране.

13. Объясните смысл фразы: «Завтрашнее изо­билие требует сегодняшпих жертв».

14. Предположим, что согласно данным нацио­нальной кривой производственных возможностей экономика должна пожертвовать 10 тыс. пицц внут­реннего производства для получения одного допол­нительного робота. Но данная страна может полу­чить этого робота путем торгового обмена с другой страной на 9 тыс. пицц. Сравните эту информацию со следующим утверждением: «С помощью между­народной торговли и специализации страна может сократить своп альтернативные издержки получе­ния продуктов и таким образом "сдвинуть свою кривую производственных возможностей"*.

15. Покажите, как различаются подходы к реше­нию проблемы экономической нехватки ресурсов в таких экономических системах, как чистый капи­тализм и командная экономика.

16. Объясните смысл утверждения: «Несмотря на то что в США действует капиталистическая систе­ма, а не традиционная экономика, традиции (на­пример, обручение, празднование Рождества и Хэл-лоуин) играют большую роль в том, какие продук­ты следует производить».

17. Опишите основные свойства модели круго­оборота. В каких случаях домашние хозяйства и фирмы будут выполнять обе функции — предложе­ния и спроса? Покажите, каким образом в модели возникает идея ограниченности.

18. («Последний штрих».) Какие две из шести приведенных в материале причин являются наибо­лее важными для объяснения роста участия жен­щин в трудовой деятельности? Приведите собствен­ные причины,

19. Интернет-вопрос. Различные географические зоны — различный уровень производства; Япония и США. В сравнении с США у Японии только 4% тер­ритории (немного меньше территории штата Кали­форния) и 47% населения (по оценкам 1996 г.). При прочих равных условнх Япония должна производить значительно меньше 47% объема американского про­изводства. Посетите страницу О ЕСD (Organization for Economic Cooperation and Development) (http:// www.oecd.org/std/gdp.htm) и рассчитайте соотноше­ние ВВП Японии и США. Ваша цифра будет выше или ниже 47%? Как вы объясните эту разницу?

20. Интернет-вопрос. Рост производительности в Гонконге. Совет по производительности Гонконга (http://hkpcms.hkpc.org/) был создан в 1967 г. с целью содействия росту национальной производительнос­ти. Совет формулировал свои задачи так: «Достиг­нуть более эффективного использования имеющихся ресурсов и повысить долю добавленной стоимости в продуктах и услугах. Цель — повысить эффективность и конкур

Наши рекомендации