Логически ошибочное обобщение

Другой ловушкой в экономических рассуждениях является допущение, согласно которому «то, что верно для индивидуума или части группы, обяза­тельно верно также и для группы в целом». Это логически ошибочное обобщение, или неправильное суждение. Истинность конкретного обобщения в отношении индивидуума или части группы не обя­зательно означает также истинность его и в отно­шении группы в целом.

Это можно проиллюстрировать на неэкономи­ческом примере. Вы смотрите футбольный матч, и местная команда демонстрирует великолепную игру. В состоянии эмоционального возбуждения вы вскакиваете со своего места, чтобы лучше видеть поле. Можно сделать справедливый вывод: «Если вы, индивид, смотрите стоя, вы лучше так видите». Но будет ли это утверждение справедливым также и в отношении всей группы, то есть для всех зрите­лей, наблюдающих игру? Вовсе не обязательно. Если все станут смотреть игру стоя, то каждый зритель — и вы тоже — будет видеть поле так же или еще хуже, чем когда все наблюдали игру сидя!

Рассмотрим другой пример — теперь уже из об­ласти Экономикс: индивидуальный фермер, которо­му удалось собрать исключительно богатый урожай, должен в результате получить доход выше обычно­го. Но данное утверждение не может быть приме­нимо ко всем фермерам как к группе. Высокий, или небывалый, урожай, собранный фермером, не ока­жет влияния на цену (не приведет к ее снижению), так как каждый фермер производит лишь очень не­значительную часть общего урожая. Но для всех фермеров как группы цена понизится, если общий объем урожая увеличится. Таким образом, если все фермеры соберут необычайно высокий урожай, то обший объем сельскохозяйственной продукции уве­личится, что приведет к снижению цен на урожай. Если снижение цен окажется существенным, то общий доход фермерских хозяйств может даже упасть.

Вспомните различие между макро- и микроэко­номикс, которое мы сделали ранее: логически оши­бочные обобщения напоминают нам о том, что обоб­щения, которые справедливы для одного из этих уров­ней анализа, справедливы для других.

Нарушение причинно-следственной связи

В экономике иногда бывает трудно определить при­чинно-следственную связь. Две важные логические ошибки часто мешают проводить экономический анализ.

Логическая ошибка post hoc. Необходимо соблюдать осторожность, делая следующее заключение: «По­скольку событие А предшествует событию В, то А является причиной В». Этот вид ошибочного рас­суждения известен из латинского изречения «post hoc, ergo propter hoc», что означает «после этого, сле­довательно, по причине этого».

Например, предположим, что в начале каждой весны шаман племени совершает ритуальный танец. А примерно через неделю деревья и трава покрыва­ются зеленью. Можем ли мы на основе этого с уве­ренностью заключить, что событие А - танец ша­мана — вызвало событие В — появление весенней зелени? Конечно, нет! Петух кричит перед рассве­том, но это совсем не значит, что петух вызвал вос­ход солнца!

Допустим, университет принимает на работу но­вого тренера баскетбольной команды и результаты команды улучшаются. Стал ли причиной новый тренер? Вероятно. Но, возможно, истинной причи­ной послужило присутствие более опытных игро­ков или менее напряженный график тренировок.

ПОСЛЕДНИЙ ШТРИХ

РЕСТОРАНЫ БЫСТРОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Как экономический подход может помочь нам понять поведение потребителей в ресторанах быстрого обслужива­ния?

Вы входите в ресторан быстрого обслуживания. Смот­рите ли вы сразу, какая очередь будет двигаться быстрее других? Что вы делаете, когда стоите в середине длинной очереди и открывается новое окно раздачи? Приходилось ли вам зайти в ресторан быстрого обслуживания, увидеть длинную очередь и уйти? Раздражало ли вас когда-нибудь, что человек, стоявший перед вами в очереди, делал заказ, выполнение которого занимает много времени?

При анализе поведения посетителей ресторана быстро­го обслуживания полезно встать на экономическую точку зрения. Эти посетители пришли в ресторан, поскольку они ожидают, что предельная выгода, или удовлетворение от еды, которую покупают, будет равна предельным издержкам или превысит их. Когда посетители входят в ресторан, они на­правляются к самой короткой очереди, полагая, что самая короткая очередь сократит затраты времени на получение пищи. Они действуют целенаправленно: время ограничено. И большинство людей предпочтет потратить его на что-то иное, чем стояние в очереди.

Если одна из очередей временно становится короче, чем другие, некоторые люди переместятся в нее. Эти люди, оче­видно, считают, что экономия времени за счет перемеще­ния в более короткую очередь превышает издержки, свя­занные с переходом из одной очереди в другую. Перемеще­ние из очереди в очередь обычно приводит к выравниванию всех очередей. Как только все очереди становятся одинако­вой длины, никакого дальнейшего движения не происходит.

Посетители ресторана быстрого обслуживания сталкива­ются с необходимостью принимать решение по поводу из­держек и выгод еще в одном случае - когда открывается до­полнительное окно обслуживания. Вы сами перейдете к но­вому окну или останетесь на месте? Те, кто перемещается в новую очередь, считают, что выгода от экономии времени в результате перемещения превышает дополнительные издер­жки. Принимая такое решение, посетители должны также оце-

нить, насколько быстро они попадут к новому окну по сравне­нию с другими, кто тоже обдумывает такое решение. (Те, кто в этой ситуации колеблется, проигрывают!)

Посетители в ресторанах быстрого обслуживания выби­рают очереди, не имея полной информации. Например, преж­де чем решить, в какую очередь вставать, они не изучают стоящих в очередях людей, чтобы определить, что те будут заказывать. Для этого существуют две причины. Во-первых, большинство посетителей ответило бы им: «Это не ваше дело)), - и, следовательно, никакой информации не появи­лось бы. Во-вторых, даже если бы они и смогли собрать ин­формацию, количество времени, необходимого для ее полу­чения (издержки), скорее всего, превысило бы любую эко­номию времени, связанную с определением наилучшей оче­реди (выгоды). Поскольку получение информации связано с издержками, посетители ресторана выбирают очередь на основании несовершенной информации. Таким образом, не все решения приводят к ожидаемым результатам. Напри­мер, кто-то встанет в очередь, в которое стоящий впереди человек закажет гамбургеры и жареную картошку на 40 че­ловек, ожидающих в припаркованном позади ресторана ав­тобусе! Тем не менее в тот момент, когда посетитель при­нимал решение, он считал его оптимальным.

Неполнота информации также объясняет, почему неко­торые люди, войдя в ресторан быстрого обслуживания и увидев длинные очереди, сразу уходят. Эти люди заключают, что предельные издержки [денежные плюс временные) слишком велики по сравнению с предельной выгодой. Они вообще не пришли бы в ресторан, если бы знали, что оче­редь такая большая. Но получение такой информации путем предварительной разведки с помощью сотового телефона обошлось бы дороже, чем предполагаемая выгода.

Наконец, подходя к прилавку, посетители должны решить, что они закажут. Делая этот выбор, они опять сравнивают предельные издержки и предельные выгоды, пытаясь полу­чить за потраченные деньги наибольшее личное удовлетво­рение или блага.

С точки зрения экономиста, то, что верно для посетите­лей ресторанов быстрого обслуживания, верно и для эконо­мического поведения в целом. Столкнувшись с различными вариантами выбора, потребители, работники и фирмы при принятии решения сравнивают предельные издержки и пре­дельные выгоды.

Корреляция и каузальность. Не следует путать кор­реляцию, или взаимосвязь, с каузальностью. Кор­реляция между двумя событиями или двумя комп­лектами данных указывает на то, что они взаимо­связаны, и эта взаимосвязь носит систематический и взаимозависимый характер. Например, мы можем заметить, что при увеличении переменной А'пере­менная К тоже возрастает. Но эта корреляция еще не означает, что между ними присутствует причинно-следственная связь и увеличение переменной X является причиной увеличения переменной Y. Эта взаимосвязь может быть абсолютно случайной или находиться в зависимости от какого-то другого фак­тора (обозначим его Z), который не был учтен при анализе.

Приведем пример из области экономики: эко­номисты выявили положительную корреляцию меж­ду образованием и доходом. Обычно люди с более высоким уровнем образования получают более вы­сокие доходы, чем люди с более низким уровнем образования. Здравый смысл указывает на то, что уровень образования является причиной, а более высокие доходы — следствием. Более высокий уро­вень образования предполагает, что работники об­ладают более обширными знаниями и более высо­кой производительностью. И такие работники по­лучают более высокую заработную плату.

Но каузальность работает и в обратном направ­лении. Люди с более высокими доходами могут позволить себе получить более высокий уровень образования, так же как они могут себе позволить купить больше мебели и бифштексов. А может быть, что какая-то часть этой каузальности объясняется и другими факторами. Не выступает ли положитель­ная корреляция между уровнями образования и дохода следствием проявления необходимых для успеха в образовании качеств — способностей, мотивации, личных привычек, то есть тех же качеств, которые необходимы и для того, чтобы работник мог достичь более высокого уровня производитель­ности и получал более высокую заработную плату? Если это действительно так, то люди с этими каче­ствами, скорее всего, получат более высокое обра­зование ибудут получать более высокие доходы. Но сам по себе более высокий уровень образования не является причиной более высоких доходов. (Ключе­вой вопрос 9.)

ЗАГЛЯДЫВАЯ ВПЕРЕД

Идеи, изложенные в данной главе, будут рассмотре­ны более подробно в последующих главах части пер­вой, в которых мы изучим конкретные экономичес­кие принципы и модели. В частности, в главе 2 мы выстроим модель выбора вида производства, с кото­рым сталкивается экономика. В главе 3 мы выстро­им модель, которая поможет вам понять, каким об­разом устанавливаются цены и определяется коли­чество товаров и услуг на отдельных рынках. В главе 4 мы объединим все рынки и посмотрим, как рабо­тает так называемая рыночная система. И наконец, в главах 5 и 6 мы рассмотрим важные секторы (со­ставляющие) экономики, а именно частный, госу­дарственный и международный секторы.

РЕЗЮМЕ

1. Предмет экономикс — поиск эффективных путей использования ограниченных ресурсов в про­изводстве товаров и услуг для удовлетворения как можно большего числа потребностей.

2. Экономический подход включает три элемен­та: ограниченность ресурсов и необходимость вы­бора; рациональное поведение; маржинализм. Эко­номический подход предполагает, что индивидуумы и институты принимают рациональные решения на основе сравнения предельных издержек и предель­ных выгод.

3. Знание экономикс способствует эффективной жизни гражданского общества и служит по­лезным инструментом для политиков, потребителей и работников.

4. Задачи эмпирической экономикс заключаются в: а) сборе тех экономических фактов, которые от­носятся к конкретной проблеме или отдельному сек­тору экономики; б) проверке гипотез с помощью фактов для подтверждения правильности теорий.

5. Сформулированные экономистами обобщения называются принципами, теориями, законами или моделями. Формулирование этих принципов состав­ляет задачу теоретической экономике.

6. Индукция представляет собой процесс фор­мирования теорий на основе фактов; дедукция — это построение гипотез на основе логики, а затем проверка их посредством сопоставления с фактами.

7. Экономические принципы являются ценны­ми инструментами прогнозирования. Они служат основой экономической политики, которая пред­назначена для определения и решения проблем и контроля за нежелательными явлениями.

8. Широко признанными экономическими це­лями общества являются экономический рост, пол­ная занятость, экономическая эффективность, ста­бильный уровень цен, экономическая свобода, спра­ведливость в распределении доходов, экономичес­кая безопасность и рациональный баланс междуна­родной торговли и финансов. Некоторые из этих целей являются взаимодополняемыми, другие - вза­имоисключающими.

9. Макроэкономикс рассматривает экономику в целом или ее отдельные важнейшие составляющие. Микроэкономикс занимается изучением кон­кретных экономических субъектов или институтов.

10. Позитивные утверждения отражают факты («что есть»), тогда как нормативные утверждения отражают оценочные суждения («что должно быть»).

11. При изучении экономикс мы сталкиваемся со множеством ловушек, таких, как предубеждения и заблуждения, незнакомая или непонятная термино­логия, логические ошибки построения и трудности выявления четких причинно-следственных связей.

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

Экономикс (economics)

Экономический подход (economic perspective)

Маржинальный анализ (marginal analysis)

Экономическая теория (theoretical economics)

Индукция (induction)

Дедукция (deduction)

Принципы (principles)

Обобщения (generalizations)

Допущение «при прочих равных условиях» («оther things – eqиаl-assumption) Экономическая политика (policy economics)

Компромиссы (tradeoffs) Макроэкономике (macroeconomics) Агрегированная составляющая (aggregate) Микроэкономикс (тicroeconотics) Позитивная экономике (positive economics) Нормативная экономикс (normative economics) Логически ошибочное обобщение

(fallacy of composition) Ошибочное рассуждение «После этого, следовательно, по причине этого» («after this, therefore because of this» fallacy)

ВОПРОСЫ И УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Ключевой вопрос. Используя экономический подход, объясните, почему тот, кто обычно ест в меру в традиционном ресторане, может считаться обжорой в ресторане с буфетной стойкой, который берет с посетителей фиксированную сумму за обед, независимо от количества съеденного.

2. Покажите различия между индуктивным и дедуктивным методами в ходе определения эконо­мических принципов. Почему при обоих методах в конечном итоге необходим сбор фактов?

3. Почему так важно понимать, что экономика не является лабораторной наукой? Какие проблемы могут возникать при формулировании и примене­нии экономических принципов?

4. Прокомментируйте следующие утверждения:

а. Для хорошей экономической политики необ­ходима хорошая экономическая теория.

б. Обобщения и абстракции - это синонимы.

в. Факты необходимы для отделения правильных теорий от ошибочных.

г. Допущение «при прочих равных условиях» помо­гает вы делить основные экономические принципы.

5. Ключевой вопрос. Представьте подробное объяснение взаимосвязи между экономическими фактами, теорией и политикой. Дайте критическую оценку следующего утверждения: «Проблема эко­номической теории заключается в том, что она не

применима на практике. Она является оторванной от реальной жизни».

6. В какой степени вы согласны с представлен­ными в данной главе восемью экономическими целями? В каком порядке приоритетности вы бы их

перечислили?

7. Ключевой вопрос. Укажите, какое из следую­щих утверждений относится к области макроэко­номике, а какое — к области микроэкономике:

а. Уровень безработицы в США в августе 1997 г. составил 4,9%.

б. Фабрика собачьих консервов фирмы Alpo в Боузере, штат Айова, уволила в прошлом месяце 15 рабочих.

в. Внезапные холода в центре Флориды сокра­тили урожай цитрусовых и вызвали повышение цен на апельсины.

г. Американский ВНП, с поправкой на инфля­цию, возрос в 1995 г. на 2%.

д. На прошлой неделе банк Wells Fargo снизил процентную ставку по коммерческим кредитам на половину процентного пункта.

е. В 1997 г, индекс потребительских цен вырос на 2,3%.

8. Ключевой вопрос. Определите, какое из следу­ющих утверждений относится к позитивным, а ка­кое к нормативным:

а. Максимальная температура сегодня составила 89 градусов (по Фаренгейту).

б. Сегодня было слишком жарко.

в. В прошлом году общий уровень цен вырос на 4,4%.

г. В прошлом году инфляция существенно сни­зила уровень жизни, и государственная политика должна сократить темп инфляции.

9. Ключевой вопрос. Объясните и приведите при­мер: а) логически ошибочного построения; б) оши­бочного утверждения «после этого, следовательно, по причине этого». Почему в общественных науках трудно выявить причинно-следственные связи?

10. Предположим, эмпирические исследования показывают, что студенты, которые тратят на обу­чение больше времени, получают более высокие опенки. Может ли эта взаимосвязь гарантировать, что любой конкретный студент, который будет зани­маться дольше, получит более высокую оценку?

11. Исследования показывают, что женатые муж­чины в среднем зарабатывают больше, чем их не­женатые сверстники. Почему следует с осторожно­стью относиться к утверждению о том, что брак яв­ляется причиной, а высокий доход — следствием!

12. («Последний штрих».) Объясните с помощью экономического подхода поведение работников (а не потребителей) ресторана быстрого обслуживания. Почему эти работники находятся в ресторане, а не, скажем, разъезжают по окрестностям в своих авто­мобилях? Почему они так старательно работают? Почему многие уходят с этой работы, как только заканчивают среднюю школу?

13. Интернет-вопрос. Достигаем ли мы экономи­ческих целей? Тремя первостепенными экономичес­кими целями являются экономический рост, пол­ная занятость и стабильность уровня цен. На своем сайте в Интернете (http://www.whitehouse.gov/fsbr/ esbr.html) Белый дом дает ссылки на многочислен­ные источники экономической информации, пре­доставляемые рядом правительственных учрежде­ний. Посетите страницы, на которые даны ссылки: национальный продукт, бюджетные доходы и рас­ходы, благосостояние, занятость, безработица и доходы.

14. Интернет-вопрос. Нормативная экономикс — республиканцы против демократов. Многие утверж­дения, касающиеся экономической политики, сде­ланные как республиканцами (http://www.rnc.org/), так и демократами (http://www.democrats.org/). яв­ляются утверждениями скорее нормативной, чем позитивной экономике. Посетите сайты и респуб­ликанцев, и демократов и объясните, в чем схожи и чем отличаются их мнения относительно того, как можно достичь экономических целей. Насколько больше риторики содержат в себе позитивные ут­верждения по сравнению с нормативными?

Приложение к главе 1. Графики и их значение.

Если вы перелистаете страницы этой книги, то об­наружите множество графиков. Одни из них выгля­дят относительно простыми, другие более сложны­ми. Все они важны. Цель графиков - помочь сту­дентам четко представить и понять важные эконо­мические взаимосвязи. Физики и химики иногда иллюстрируют свои теории, строя игрушечные кон­струкции из соединенных проволокой или стерж­нями многоцветных деревянных шаров, представ­ляющих протоны, нейтроны, которые показывают правильные соотношения между элементами. Уви­дев и поняв пропорции в такой конструкции, вам будет легко понять связи и пропорции в экономи­ке. Большинство рассматриваемых нами принципов или моделей, с которыми мы встретимся, будут объяснять связь лишь между двумя группами экономических фактов; поэтому простые двухмерные графики служат удобным средством демонстрации этих связей и манипулирования ими.

Построение графика

График представляет собой наглядное изображение зависимости между двумя переменными. Таблица 1 дает нам простую гипотетическую иллюстрацию за­висимости между доходом и потреблением. Даже не изучая экономике, можно предположить, что люди с высоким доходом потребляют больше, чем люди с низким доходом. Поэтому не следует удивляться тому, что табл. 1 иллюстрирует тезис, согласно которому потребление возрастает по мере увеличения дохода.

Информация, содержащаяся в табл. 1, графичес­ки изображена на рис. I. Посмотрим, как это сде­лано. Сейчас мы попытаемся наглядно, или графи­чески, показать, как изменяется потребление по мере изменения дохода. Поскольку определяющим фактором здесь выступает доход, мы представляем его на горизонтальной оси графика — оси абсцисс, как это обычно принято. А так как потребление яв­ляется переменной, зависящей от дохода, мы пред­ставляем его на вертикальной оси графика - оси ординат, что также обычно принято. Независимую пе­ременную мы пометаем на горизонтальной оси, а за­висимую переменную — на вертикальной.

Теперь нам просто следует выбрать масштабы на вертикальной и горизонтальной осях графика таким образом, чтобы были наглядно представлены облас­ти изменения величин потребления и дохода, а так­же чтобы рассматриваемые приросты этих величин удобно отражались графически. Как видно, область изменения величин на графике соответствует облас­ти изменения величин в табл. 1. В свою очередь, в данном примере прирост величин на 100 дол. соот­ветствует отрезку размером приблизительно в 1 см.

Таблица 1.Зависимость между доходом и потреблением

Доход (за неделю, в дол.) Потребление (за неделю, в дол.) Точки
*
  а
  b
  с
  d
  е

Поскольку график имеет два параметра, то каждой точке дохода соответствует конкретная точка объема потребления. Наши пять комбинаций «до­ход — потребление» наносятся на график путем про­ведения перпендикуляров к соответствующим точ­кам на осях ординат и абсцисс. Например, для на­хождения точки с (200 дол. дохода минус 150 дол. потребления) следует провести перпендикуляры к горизонтальной оси (доход) в точке 200 дол. и к вер­тикальной оси в точке 150 дол. Эти перпендикуля­ры пересекутся в точке сл которая и образует конк­ретное сочетание «доход — потребление». Вам сле­дует удостовериться в том, что все остальные ком­бинации «доход — потребление», приведенные в табл. 1, правильно размешены на рис. 1. Приняв допущение, что такое же общее соотношение меж­ду доходом и потреблением распространяется и на все другие точки между пятью, нанесенными на графике, можно начертить прямую или кривую ли­нию, соединяющую эти точки. Эта прямая показы­вает соотношение между потреблением и доходом.

Если на рис. 1 это соотношение отображается прямой линией, то мы называем его линейным.

Прямые и обратные зависимости

Восходящая линия на рис. 1 указывает нам на на­личие прямой зависимости между доходом и потреб­лением. Прямая зависимость (или положительная за­висимость) означает, что две переменные — в дан­ном случае потребление и доход — изменяются в одном и том же направлении. Увеличение потреб­ления сопровождается приростом дохода; наоборот, уменьшение потребления сопровождается сокращением дохода.

Рисунок 1

Графическое изображение прямо пропорциональ­ной зависимости между доходом и потреблением

Два ряда прямо пропорционально связанных между собой величин, скажем потребления и дохода, изображаются в виде восходящей прямой

Когда между двумя рядами данных су­ществует положительная, или прямая, зависимость, они всегда графически изображаются в виде восхо­дящей линии, как на рис. I.

В противоположность этому примеру связь меж­ду двумя рядами данных может быть и обратной. Посмотрите на табл. 2, которая показывает связь между ценой билетов на баскетбольные матчи и числом посетителей этих матчей в университете штата. Здесь мы видим отрицательную, или обрат­ную, зависимость между ценами на билеты и числом посетителей; эти две переменные изменяются в про­тивоположных направлениях. Когда цены на биле­ты снижаются, число посетителей увеличивается. Наоборот, когда цены на билеты повышаются, чис­ло посетителей уменьшается. На рис. 2 мы нанесли шесть точек по данным табл. 2, следуя указанному выше методу. При этом обнаружили, что обратная связь всегда изображается на графике в виде нисхо­дящей линии.

Зависимые и независимые переменные

Несмотря на то что сама по себе эта задача чрезвы­чайно трудна, экономисты стремятся определить, ка­кая из переменных служит «причиной», а какая — «следствием». Иначе говоря, мы должны установить, какая переменная независима, а какая зависима. Зависимая переменная — следствие, или результат; это переменная, которая изменяется вследствие измене­ния какой-то другой (независимой) переменной. Независимая переменная — причина, или источник; это переменная, которая изменяется первой. Как уже отмечалось в нашем примере с соотношением «до­ход — потребление», общепризнано, что доход пред­ставляет собой независимую переменную, а потреб­ление — зависимую переменную. Размер дохода оп­ределяет величину потребления, а не наоборот. Точ­но так же цены на билеты определяют посещаемость баскетбольных матчей на стадионе университета, по­сещаемость же не определяет цену билетов. Цена билетов — независимая переменная, а количество купленных билетов — зависимая переменная.

Вспомните, что на уроках в средней школе учи­теля математики всегда помещали независимую переменную (причину) на горизонтальной оси, а за­йме имую переменную (следствие) - на вертикаль­ной оси. Экономисты не столь последовательны; они разметают па графиках независимые и зависи­мые переменные более произвольно. Например, связь «доход — потребление» они наносят на гра­фик так же, как и учителя математики. Однако дан­ные о ценах и издержках они помешают на верти­кальной оси. Следовательно, изображение ими на графике связи между пенами на билеты и посеща­емостью стадиона не соответствует принятому у ма­тематиков правилу.

Таблица 2.Зависимость между ценой билета и числом посетителей

Рисунок 2.Графическое изображение обратно пропорцио-

напьной зависимости между ценами на билеты и числом посетителей матчей

Два ряда величин, связанных между собой обратно пропорци-онапьной зависимостью, в данном случае цены на бипеты и посе­щаемость баскетбольных матчей, изображают на графике в виде

нисходящей прямой.

При прочих равных условиях

Наши простые графики, изображающие связь двух переменных, игнорируют множество других факто­ров, которые могут повлиять на величину потребле­ния при данном уровне дохода или на число посе­тителей баскетбольных матчей при каждой возмож­ной цене билета. Когда экономисты изображают связь между двумя переменными, они призывают себе на помощь рассмотренное в основном тексте это и главы допущение ceteris paribus, или «при про­чих равных условиях». Так, на рис. 1 предполагает­ся, что все прочие факторы (то есть все факторы, кроме дохода), которые могут повлиять на объем потребления, остаются постоя н ными, in и неизмен­ными. Равным образом и на рис. 2 все факторы (кроме цен на билеты), которые могут повлиять на посещаемость баскетбольных матчей, также счита­ются постоянными. В реальной действительности, как мы знаем, «прочие условия» часто меняются. И когда это происходит, конкретные связи, пред­ставленные в наших двух таблицах и на двух графи­ках, претерпевают изменения. Соответственно, сле­дует полагать, что линии на графиках сместятся и примут новое положение.

Предположим, что на фондовой бирже происхо­дит «крах». Ожидаемый результат резкого снижения курса акций может состоять в том, что люди почув­ствовали себя менее обеспеченными, а поэтому менее склонными сохранять прежний уровень по­требления на каждом из уровней дохода. Короче говоря, следовало бы ожидать, что линия потребле­ния на рис. 1 сдвинется вниз. Пришлось бы строить новую линию потребления, основанную на предпо­ложении, что при каждом уровне дохода объем по­требления уменьшится, скажем, на 20 дол. Заметьте, что связь между этими переменными остается прямой, но линия просто сместилась, чтобы отра­зить меньший объем потребительских расходов при каждом уровне дохода.

Точно так же на посещаемость баскетбольных матчей может повлиять много других факторов, кро­ме цены билетов. Например, если бы баскетболь­ная команда проводила матч в том же городе, где находится университет, то посещаемость баскет­больных матчей также снизилась бы при любой иене билета. Вам необходимо заново построить рис. 2. исходя из предположения, что баскетбольные мат­чи посещает на 2 тыс. студентов меньше соответ­ственно при каждой цепе билета. (Ключевой вопрос 2 к приложению,)

Наклон прямой

Прямые можно характеризовать по крутизне их на­клона. Наклон прямой между двумя точками опре­деляется как отношение ее вертикального смеше­ния (повышения или снижения) к горизонтально­му смещению (шаг по оси), обусловленноепередвижением между двумя любыми точками прямой.

Положительный угол наклона. Перемешаясь от точ­ки h к точке с на рис. 1, мы обнаруживаем, что повышение, или вертикальное смещение (измене­ние объема потребления), составляет +50 дол., а шаг по оси абсписс, или горизонтальное смешение (из­менение размера дохода), равно НПО дол. Отсюда:

Обратите внимание на то, что наклон в V- или 0,5. является положительным, так как потребление и доход изменяются в одном и том же направлении, то есть между потреблением и доходом существует пря­мая, или положительная, связь.

Наклон, равный 0,5, свидетельствует о том, что каждый прирост дохода на 2 дол. сопровождается уве­личением потребления на 1 дол. Таким же образом он показывает, что каждое снижение дохода на 2 дол. приводит к сокращению потребления на 1дол.

Отрицательный угол наклона.Связь между двумя любыми зависимыми переменными на рис. 2, напри­мер, между точкой с и точкой d показывает, что вер­тикальное смещение (снижение) составляет—5, а го­ризонтальное смещение (рост) равно +4. Отсюда:

Наклон "=

Вертикальное смещение

Горизонтальное смешение

—э

+4

I-4

1,25

Наклон кривой в данном случае будет отрицатель­ным, поскольку между иеной билета и посещаемо -С1ью матчей существует обратная зависимость.

Обратите внимание, что па горизонтальной оси данные приводятся в тысячах человек. Поэтому на­клон 7+4, или —1,25, подразумевает, что сниже­ние цены билета на 5 дол. будет сопровождаться увеличением числа посетителей на 4 тыс. человек. Иначе говоря, это означает, что снижение цены би­лета на 1.25 дол. увеличивает посещаемость матча на 1000 человек.

Наклон и единицы измерения.На наклон прямой может влиять выбор единиц измерения для описа­ния любой переменной. Если бы в нашем примере мы стали измерять посещаемость числом человек, то горизонтальное изменение составило бы 4 тыс. и наклон был бы равен:

Наклон

f 40(H)

0.00125,

Измерение наклона зависит от выбора единиц изме­рения переменных.

Маржинальный анализ и наклон.Вспомним, что эко­номике в основном занимается изучением измене­ний status quo. Эта идея имеет отношение к нашей теме, потому что наклоны прямых отражают пре­дельные изменения — иными словами то, что про­изойдет с процессом, если добавить (или убрать) 1 единицу. Например, на рис. 1 наклон показывает, что 0,5 дол. дополнительного, или предельного, по­требления повлечет за собой увеличение дохода на 1 дол. В этом примере потребители потратят поло­вину любого увеличения своего дохохьа в 1 дол. и снизят потребление на половину уменьшения дохо­да — на 0,5 дол.

Бесконечные и нулевые наклоны.Многие перемен­ные никак не связаны между собой или не зависят друг от друга. Не стоит ожидать, что цена па бана­ны будет как-то связана с количеством купленных наручных часов. На рис. За отложим цену бананов на вертикальной оси, а спрос на часы — на гори­зонтальной. Отсутствие взаимосвязи между ними будет выражаться линией, параллельной вертикаль­ной оси, указывающей на то, что изменение цены бананов не влияет на покупку часов. Наклон такой прямой будет бесконечным.

Таким же образом, совокупное потребление со­вершенно не связано с уровнем разводов. На рис. 36 отложим потребление на вертикальной оси, а уро­вень разводов - на горизонтальной. Отсутствие вза­имосвязи будет представлено прямой, параллельной горизонтальной оси. В таком случае линия имеет нулевой наклон.

Наши рекомендации