Логически ошибочное обобщение
Другой ловушкой в экономических рассуждениях является допущение, согласно которому «то, что верно для индивидуума или части группы, обязательно верно также и для группы в целом». Это логически ошибочное обобщение, или неправильное суждение. Истинность конкретного обобщения в отношении индивидуума или части группы не обязательно означает также истинность его и в отношении группы в целом.
Это можно проиллюстрировать на неэкономическом примере. Вы смотрите футбольный матч, и местная команда демонстрирует великолепную игру. В состоянии эмоционального возбуждения вы вскакиваете со своего места, чтобы лучше видеть поле. Можно сделать справедливый вывод: «Если вы, индивид, смотрите стоя, вы лучше так видите». Но будет ли это утверждение справедливым также и в отношении всей группы, то есть для всех зрителей, наблюдающих игру? Вовсе не обязательно. Если все станут смотреть игру стоя, то каждый зритель — и вы тоже — будет видеть поле так же или еще хуже, чем когда все наблюдали игру сидя!
Рассмотрим другой пример — теперь уже из области Экономикс: индивидуальный фермер, которому удалось собрать исключительно богатый урожай, должен в результате получить доход выше обычного. Но данное утверждение не может быть применимо ко всем фермерам как к группе. Высокий, или небывалый, урожай, собранный фермером, не окажет влияния на цену (не приведет к ее снижению), так как каждый фермер производит лишь очень незначительную часть общего урожая. Но для всех фермеров как группы цена понизится, если общий объем урожая увеличится. Таким образом, если все фермеры соберут необычайно высокий урожай, то обший объем сельскохозяйственной продукции увеличится, что приведет к снижению цен на урожай. Если снижение цен окажется существенным, то общий доход фермерских хозяйств может даже упасть.
Вспомните различие между макро- и микроэкономикс, которое мы сделали ранее: логически ошибочные обобщения напоминают нам о том, что обобщения, которые справедливы для одного из этих уровней анализа, справедливы для других.
Нарушение причинно-следственной связи
В экономике иногда бывает трудно определить причинно-следственную связь. Две важные логические ошибки часто мешают проводить экономический анализ.
Логическая ошибка post hoc. Необходимо соблюдать осторожность, делая следующее заключение: «Поскольку событие А предшествует событию В, то А является причиной В». Этот вид ошибочного рассуждения известен из латинского изречения «post hoc, ergo propter hoc», что означает «после этого, следовательно, по причине этого».
Например, предположим, что в начале каждой весны шаман племени совершает ритуальный танец. А примерно через неделю деревья и трава покрываются зеленью. Можем ли мы на основе этого с уверенностью заключить, что событие А - танец шамана — вызвало событие В — появление весенней зелени? Конечно, нет! Петух кричит перед рассветом, но это совсем не значит, что петух вызвал восход солнца!
Допустим, университет принимает на работу нового тренера баскетбольной команды и результаты команды улучшаются. Стал ли причиной новый тренер? Вероятно. Но, возможно, истинной причиной послужило присутствие более опытных игроков или менее напряженный график тренировок.
ПОСЛЕДНИЙ ШТРИХ
РЕСТОРАНЫ БЫСТРОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Как экономический подход может помочь нам понять поведение потребителей в ресторанах быстрого обслуживания?
Вы входите в ресторан быстрого обслуживания. Смотрите ли вы сразу, какая очередь будет двигаться быстрее других? Что вы делаете, когда стоите в середине длинной очереди и открывается новое окно раздачи? Приходилось ли вам зайти в ресторан быстрого обслуживания, увидеть длинную очередь и уйти? Раздражало ли вас когда-нибудь, что человек, стоявший перед вами в очереди, делал заказ, выполнение которого занимает много времени?
При анализе поведения посетителей ресторана быстрого обслуживания полезно встать на экономическую точку зрения. Эти посетители пришли в ресторан, поскольку они ожидают, что предельная выгода, или удовлетворение от еды, которую покупают, будет равна предельным издержкам или превысит их. Когда посетители входят в ресторан, они направляются к самой короткой очереди, полагая, что самая короткая очередь сократит затраты времени на получение пищи. Они действуют целенаправленно: время ограничено. И большинство людей предпочтет потратить его на что-то иное, чем стояние в очереди.
Если одна из очередей временно становится короче, чем другие, некоторые люди переместятся в нее. Эти люди, очевидно, считают, что экономия времени за счет перемещения в более короткую очередь превышает издержки, связанные с переходом из одной очереди в другую. Перемещение из очереди в очередь обычно приводит к выравниванию всех очередей. Как только все очереди становятся одинаковой длины, никакого дальнейшего движения не происходит.
Посетители ресторана быстрого обслуживания сталкиваются с необходимостью принимать решение по поводу издержек и выгод еще в одном случае - когда открывается дополнительное окно обслуживания. Вы сами перейдете к новому окну или останетесь на месте? Те, кто перемещается в новую очередь, считают, что выгода от экономии времени в результате перемещения превышает дополнительные издержки. Принимая такое решение, посетители должны также оце-
нить, насколько быстро они попадут к новому окну по сравнению с другими, кто тоже обдумывает такое решение. (Те, кто в этой ситуации колеблется, проигрывают!)
Посетители в ресторанах быстрого обслуживания выбирают очереди, не имея полной информации. Например, прежде чем решить, в какую очередь вставать, они не изучают стоящих в очередях людей, чтобы определить, что те будут заказывать. Для этого существуют две причины. Во-первых, большинство посетителей ответило бы им: «Это не ваше дело)), - и, следовательно, никакой информации не появилось бы. Во-вторых, даже если бы они и смогли собрать информацию, количество времени, необходимого для ее получения (издержки), скорее всего, превысило бы любую экономию времени, связанную с определением наилучшей очереди (выгоды). Поскольку получение информации связано с издержками, посетители ресторана выбирают очередь на основании несовершенной информации. Таким образом, не все решения приводят к ожидаемым результатам. Например, кто-то встанет в очередь, в которое стоящий впереди человек закажет гамбургеры и жареную картошку на 40 человек, ожидающих в припаркованном позади ресторана автобусе! Тем не менее в тот момент, когда посетитель принимал решение, он считал его оптимальным.
Неполнота информации также объясняет, почему некоторые люди, войдя в ресторан быстрого обслуживания и увидев длинные очереди, сразу уходят. Эти люди заключают, что предельные издержки [денежные плюс временные) слишком велики по сравнению с предельной выгодой. Они вообще не пришли бы в ресторан, если бы знали, что очередь такая большая. Но получение такой информации путем предварительной разведки с помощью сотового телефона обошлось бы дороже, чем предполагаемая выгода.
Наконец, подходя к прилавку, посетители должны решить, что они закажут. Делая этот выбор, они опять сравнивают предельные издержки и предельные выгоды, пытаясь получить за потраченные деньги наибольшее личное удовлетворение или блага.
С точки зрения экономиста, то, что верно для посетителей ресторанов быстрого обслуживания, верно и для экономического поведения в целом. Столкнувшись с различными вариантами выбора, потребители, работники и фирмы при принятии решения сравнивают предельные издержки и предельные выгоды.
Корреляция и каузальность. Не следует путать корреляцию, или взаимосвязь, с каузальностью. Корреляция между двумя событиями или двумя комплектами данных указывает на то, что они взаимосвязаны, и эта взаимосвязь носит систематический и взаимозависимый характер. Например, мы можем заметить, что при увеличении переменной А'переменная К тоже возрастает. Но эта корреляция еще не означает, что между ними присутствует причинно-следственная связь и увеличение переменной X является причиной увеличения переменной Y. Эта взаимосвязь может быть абсолютно случайной или находиться в зависимости от какого-то другого фактора (обозначим его Z), который не был учтен при анализе.
Приведем пример из области экономики: экономисты выявили положительную корреляцию между образованием и доходом. Обычно люди с более высоким уровнем образования получают более высокие доходы, чем люди с более низким уровнем образования. Здравый смысл указывает на то, что уровень образования является причиной, а более высокие доходы — следствием. Более высокий уровень образования предполагает, что работники обладают более обширными знаниями и более высокой производительностью. И такие работники получают более высокую заработную плату.
Но каузальность работает и в обратном направлении. Люди с более высокими доходами могут позволить себе получить более высокий уровень образования, так же как они могут себе позволить купить больше мебели и бифштексов. А может быть, что какая-то часть этой каузальности объясняется и другими факторами. Не выступает ли положительная корреляция между уровнями образования и дохода следствием проявления необходимых для успеха в образовании качеств — способностей, мотивации, личных привычек, то есть тех же качеств, которые необходимы и для того, чтобы работник мог достичь более высокого уровня производительности и получал более высокую заработную плату? Если это действительно так, то люди с этими качествами, скорее всего, получат более высокое образование ибудут получать более высокие доходы. Но сам по себе более высокий уровень образования не является причиной более высоких доходов. (Ключевой вопрос 9.)
ЗАГЛЯДЫВАЯ ВПЕРЕД
Идеи, изложенные в данной главе, будут рассмотрены более подробно в последующих главах части первой, в которых мы изучим конкретные экономические принципы и модели. В частности, в главе 2 мы выстроим модель выбора вида производства, с которым сталкивается экономика. В главе 3 мы выстроим модель, которая поможет вам понять, каким образом устанавливаются цены и определяется количество товаров и услуг на отдельных рынках. В главе 4 мы объединим все рынки и посмотрим, как работает так называемая рыночная система. И наконец, в главах 5 и 6 мы рассмотрим важные секторы (составляющие) экономики, а именно частный, государственный и международный секторы.
РЕЗЮМЕ
1. Предмет экономикс — поиск эффективных путей использования ограниченных ресурсов в производстве товаров и услуг для удовлетворения как можно большего числа потребностей.
2. Экономический подход включает три элемента: ограниченность ресурсов и необходимость выбора; рациональное поведение; маржинализм. Экономический подход предполагает, что индивидуумы и институты принимают рациональные решения на основе сравнения предельных издержек и предельных выгод.
3. Знание экономикс способствует эффективной жизни гражданского общества и служит полезным инструментом для политиков, потребителей и работников.
4. Задачи эмпирической экономикс заключаются в: а) сборе тех экономических фактов, которые относятся к конкретной проблеме или отдельному сектору экономики; б) проверке гипотез с помощью фактов для подтверждения правильности теорий.
5. Сформулированные экономистами обобщения называются принципами, теориями, законами или моделями. Формулирование этих принципов составляет задачу теоретической экономике.
6. Индукция представляет собой процесс формирования теорий на основе фактов; дедукция — это построение гипотез на основе логики, а затем проверка их посредством сопоставления с фактами.
7. Экономические принципы являются ценными инструментами прогнозирования. Они служат основой экономической политики, которая предназначена для определения и решения проблем и контроля за нежелательными явлениями.
8. Широко признанными экономическими целями общества являются экономический рост, полная занятость, экономическая эффективность, стабильный уровень цен, экономическая свобода, справедливость в распределении доходов, экономическая безопасность и рациональный баланс международной торговли и финансов. Некоторые из этих целей являются взаимодополняемыми, другие - взаимоисключающими.
9. Макроэкономикс рассматривает экономику в целом или ее отдельные важнейшие составляющие. Микроэкономикс занимается изучением конкретных экономических субъектов или институтов.
10. Позитивные утверждения отражают факты («что есть»), тогда как нормативные утверждения отражают оценочные суждения («что должно быть»).
11. При изучении экономикс мы сталкиваемся со множеством ловушек, таких, как предубеждения и заблуждения, незнакомая или непонятная терминология, логические ошибки построения и трудности выявления четких причинно-следственных связей.
ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ
Экономикс (economics)
Экономический подход (economic perspective)
Маржинальный анализ (marginal analysis)
Экономическая теория (theoretical economics)
Индукция (induction)
Дедукция (deduction)
Принципы (principles)
Обобщения (generalizations)
Допущение «при прочих равных условиях» («оther things – eqиаl-assumption) Экономическая политика (policy economics)
Компромиссы (tradeoffs) Макроэкономике (macroeconomics) Агрегированная составляющая (aggregate) Микроэкономикс (тicroeconотics) Позитивная экономике (positive economics) Нормативная экономикс (normative economics) Логически ошибочное обобщение
(fallacy of composition) Ошибочное рассуждение «После этого, следовательно, по причине этого» («after this, therefore because of this» fallacy)
ВОПРОСЫ И УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Ключевой вопрос. Используя экономический подход, объясните, почему тот, кто обычно ест в меру в традиционном ресторане, может считаться обжорой в ресторане с буфетной стойкой, который берет с посетителей фиксированную сумму за обед, независимо от количества съеденного.
2. Покажите различия между индуктивным и дедуктивным методами в ходе определения экономических принципов. Почему при обоих методах в конечном итоге необходим сбор фактов?
3. Почему так важно понимать, что экономика не является лабораторной наукой? Какие проблемы могут возникать при формулировании и применении экономических принципов?
4. Прокомментируйте следующие утверждения:
а. Для хорошей экономической политики необходима хорошая экономическая теория.
б. Обобщения и абстракции - это синонимы.
в. Факты необходимы для отделения правильных теорий от ошибочных.
г. Допущение «при прочих равных условиях» помогает вы делить основные экономические принципы.
5. Ключевой вопрос. Представьте подробное объяснение взаимосвязи между экономическими фактами, теорией и политикой. Дайте критическую оценку следующего утверждения: «Проблема экономической теории заключается в том, что она не
применима на практике. Она является оторванной от реальной жизни».
6. В какой степени вы согласны с представленными в данной главе восемью экономическими целями? В каком порядке приоритетности вы бы их
перечислили?
7. Ключевой вопрос. Укажите, какое из следующих утверждений относится к области макроэкономике, а какое — к области микроэкономике:
а. Уровень безработицы в США в августе 1997 г. составил 4,9%.
б. Фабрика собачьих консервов фирмы Alpo в Боузере, штат Айова, уволила в прошлом месяце 15 рабочих.
в. Внезапные холода в центре Флориды сократили урожай цитрусовых и вызвали повышение цен на апельсины.
г. Американский ВНП, с поправкой на инфляцию, возрос в 1995 г. на 2%.
д. На прошлой неделе банк Wells Fargo снизил процентную ставку по коммерческим кредитам на половину процентного пункта.
е. В 1997 г, индекс потребительских цен вырос на 2,3%.
8. Ключевой вопрос. Определите, какое из следующих утверждений относится к позитивным, а какое к нормативным:
а. Максимальная температура сегодня составила 89 градусов (по Фаренгейту).
б. Сегодня было слишком жарко.
в. В прошлом году общий уровень цен вырос на 4,4%.
г. В прошлом году инфляция существенно снизила уровень жизни, и государственная политика должна сократить темп инфляции.
9. Ключевой вопрос. Объясните и приведите пример: а) логически ошибочного построения; б) ошибочного утверждения «после этого, следовательно, по причине этого». Почему в общественных науках трудно выявить причинно-следственные связи?
10. Предположим, эмпирические исследования показывают, что студенты, которые тратят на обучение больше времени, получают более высокие опенки. Может ли эта взаимосвязь гарантировать, что любой конкретный студент, который будет заниматься дольше, получит более высокую оценку?
11. Исследования показывают, что женатые мужчины в среднем зарабатывают больше, чем их неженатые сверстники. Почему следует с осторожностью относиться к утверждению о том, что брак является причиной, а высокий доход — следствием!
12. («Последний штрих».) Объясните с помощью экономического подхода поведение работников (а не потребителей) ресторана быстрого обслуживания. Почему эти работники находятся в ресторане, а не, скажем, разъезжают по окрестностям в своих автомобилях? Почему они так старательно работают? Почему многие уходят с этой работы, как только заканчивают среднюю школу?
13. Интернет-вопрос. Достигаем ли мы экономических целей? Тремя первостепенными экономическими целями являются экономический рост, полная занятость и стабильность уровня цен. На своем сайте в Интернете (http://www.whitehouse.gov/fsbr/ esbr.html) Белый дом дает ссылки на многочисленные источники экономической информации, предоставляемые рядом правительственных учреждений. Посетите страницы, на которые даны ссылки: национальный продукт, бюджетные доходы и расходы, благосостояние, занятость, безработица и доходы.
14. Интернет-вопрос. Нормативная экономикс — республиканцы против демократов. Многие утверждения, касающиеся экономической политики, сделанные как республиканцами (http://www.rnc.org/), так и демократами (http://www.democrats.org/). являются утверждениями скорее нормативной, чем позитивной экономике. Посетите сайты и республиканцев, и демократов и объясните, в чем схожи и чем отличаются их мнения относительно того, как можно достичь экономических целей. Насколько больше риторики содержат в себе позитивные утверждения по сравнению с нормативными?
Приложение к главе 1. Графики и их значение.
Если вы перелистаете страницы этой книги, то обнаружите множество графиков. Одни из них выглядят относительно простыми, другие более сложными. Все они важны. Цель графиков - помочь студентам четко представить и понять важные экономические взаимосвязи. Физики и химики иногда иллюстрируют свои теории, строя игрушечные конструкции из соединенных проволокой или стержнями многоцветных деревянных шаров, представляющих протоны, нейтроны, которые показывают правильные соотношения между элементами. Увидев и поняв пропорции в такой конструкции, вам будет легко понять связи и пропорции в экономике. Большинство рассматриваемых нами принципов или моделей, с которыми мы встретимся, будут объяснять связь лишь между двумя группами экономических фактов; поэтому простые двухмерные графики служат удобным средством демонстрации этих связей и манипулирования ими.
Построение графика
График представляет собой наглядное изображение зависимости между двумя переменными. Таблица 1 дает нам простую гипотетическую иллюстрацию зависимости между доходом и потреблением. Даже не изучая экономике, можно предположить, что люди с высоким доходом потребляют больше, чем люди с низким доходом. Поэтому не следует удивляться тому, что табл. 1 иллюстрирует тезис, согласно которому потребление возрастает по мере увеличения дохода.
Информация, содержащаяся в табл. 1, графически изображена на рис. I. Посмотрим, как это сделано. Сейчас мы попытаемся наглядно, или графически, показать, как изменяется потребление по мере изменения дохода. Поскольку определяющим фактором здесь выступает доход, мы представляем его на горизонтальной оси графика — оси абсцисс, как это обычно принято. А так как потребление является переменной, зависящей от дохода, мы представляем его на вертикальной оси графика - оси ординат, что также обычно принято. Независимую переменную мы пометаем на горизонтальной оси, а зависимую переменную — на вертикальной.
Теперь нам просто следует выбрать масштабы на вертикальной и горизонтальной осях графика таким образом, чтобы были наглядно представлены области изменения величин потребления и дохода, а также чтобы рассматриваемые приросты этих величин удобно отражались графически. Как видно, область изменения величин на графике соответствует области изменения величин в табл. 1. В свою очередь, в данном примере прирост величин на 100 дол. соответствует отрезку размером приблизительно в 1 см.
Таблица 1.Зависимость между доходом и потреблением
Доход (за неделю, в дол.) | Потребление (за неделю, в дол.) | Точки | |
* | |||
а | |||
b | |||
с | |||
d | |||
е |
Поскольку график имеет два параметра, то каждой точке дохода соответствует конкретная точка объема потребления. Наши пять комбинаций «доход — потребление» наносятся на график путем проведения перпендикуляров к соответствующим точкам на осях ординат и абсцисс. Например, для нахождения точки с (200 дол. дохода минус 150 дол. потребления) следует провести перпендикуляры к горизонтальной оси (доход) в точке 200 дол. и к вертикальной оси в точке 150 дол. Эти перпендикуляры пересекутся в точке сл которая и образует конкретное сочетание «доход — потребление». Вам следует удостовериться в том, что все остальные комбинации «доход — потребление», приведенные в табл. 1, правильно размешены на рис. 1. Приняв допущение, что такое же общее соотношение между доходом и потреблением распространяется и на все другие точки между пятью, нанесенными на графике, можно начертить прямую или кривую линию, соединяющую эти точки. Эта прямая показывает соотношение между потреблением и доходом.
Если на рис. 1 это соотношение отображается прямой линией, то мы называем его линейным.
Прямые и обратные зависимости
Восходящая линия на рис. 1 указывает нам на наличие прямой зависимости между доходом и потреблением. Прямая зависимость (или положительная зависимость) означает, что две переменные — в данном случае потребление и доход — изменяются в одном и том же направлении. Увеличение потребления сопровождается приростом дохода; наоборот, уменьшение потребления сопровождается сокращением дохода.
Рисунок 1
Графическое изображение прямо пропорциональной зависимости между доходом и потреблением
Два ряда прямо пропорционально связанных между собой величин, скажем потребления и дохода, изображаются в виде восходящей прямой
Когда между двумя рядами данных существует положительная, или прямая, зависимость, они всегда графически изображаются в виде восходящей линии, как на рис. I.
В противоположность этому примеру связь между двумя рядами данных может быть и обратной. Посмотрите на табл. 2, которая показывает связь между ценой билетов на баскетбольные матчи и числом посетителей этих матчей в университете штата. Здесь мы видим отрицательную, или обратную, зависимость между ценами на билеты и числом посетителей; эти две переменные изменяются в противоположных направлениях. Когда цены на билеты снижаются, число посетителей увеличивается. Наоборот, когда цены на билеты повышаются, число посетителей уменьшается. На рис. 2 мы нанесли шесть точек по данным табл. 2, следуя указанному выше методу. При этом обнаружили, что обратная связь всегда изображается на графике в виде нисходящей линии.
Зависимые и независимые переменные
Несмотря на то что сама по себе эта задача чрезвычайно трудна, экономисты стремятся определить, какая из переменных служит «причиной», а какая — «следствием». Иначе говоря, мы должны установить, какая переменная независима, а какая зависима. Зависимая переменная — следствие, или результат; это переменная, которая изменяется вследствие изменения какой-то другой (независимой) переменной. Независимая переменная — причина, или источник; это переменная, которая изменяется первой. Как уже отмечалось в нашем примере с соотношением «доход — потребление», общепризнано, что доход представляет собой независимую переменную, а потребление — зависимую переменную. Размер дохода определяет величину потребления, а не наоборот. Точно так же цены на билеты определяют посещаемость баскетбольных матчей на стадионе университета, посещаемость же не определяет цену билетов. Цена билетов — независимая переменная, а количество купленных билетов — зависимая переменная.
Вспомните, что на уроках в средней школе учителя математики всегда помещали независимую переменную (причину) на горизонтальной оси, а займе имую переменную (следствие) - на вертикальной оси. Экономисты не столь последовательны; они разметают па графиках независимые и зависимые переменные более произвольно. Например, связь «доход — потребление» они наносят на график так же, как и учителя математики. Однако данные о ценах и издержках они помешают на вертикальной оси. Следовательно, изображение ими на графике связи между пенами на билеты и посещаемостью стадиона не соответствует принятому у математиков правилу.
Таблица 2.Зависимость между ценой билета и числом посетителей
Рисунок 2.Графическое изображение обратно пропорцио-
напьной зависимости между ценами на билеты и числом посетителей матчей
Два ряда величин, связанных между собой обратно пропорци-онапьной зависимостью, в данном случае цены на бипеты и посещаемость баскетбольных матчей, изображают на графике в виде
нисходящей прямой.
При прочих равных условиях
Наши простые графики, изображающие связь двух переменных, игнорируют множество других факторов, которые могут повлиять на величину потребления при данном уровне дохода или на число посетителей баскетбольных матчей при каждой возможной цене билета. Когда экономисты изображают связь между двумя переменными, они призывают себе на помощь рассмотренное в основном тексте это и главы допущение ceteris paribus, или «при прочих равных условиях». Так, на рис. 1 предполагается, что все прочие факторы (то есть все факторы, кроме дохода), которые могут повлиять на объем потребления, остаются постоя н ными, in и неизменными. Равным образом и на рис. 2 все факторы (кроме цен на билеты), которые могут повлиять на посещаемость баскетбольных матчей, также считаются постоянными. В реальной действительности, как мы знаем, «прочие условия» часто меняются. И когда это происходит, конкретные связи, представленные в наших двух таблицах и на двух графиках, претерпевают изменения. Соответственно, следует полагать, что линии на графиках сместятся и примут новое положение.
Предположим, что на фондовой бирже происходит «крах». Ожидаемый результат резкого снижения курса акций может состоять в том, что люди почувствовали себя менее обеспеченными, а поэтому менее склонными сохранять прежний уровень потребления на каждом из уровней дохода. Короче говоря, следовало бы ожидать, что линия потребления на рис. 1 сдвинется вниз. Пришлось бы строить новую линию потребления, основанную на предположении, что при каждом уровне дохода объем потребления уменьшится, скажем, на 20 дол. Заметьте, что связь между этими переменными остается прямой, но линия просто сместилась, чтобы отразить меньший объем потребительских расходов при каждом уровне дохода.
Точно так же на посещаемость баскетбольных матчей может повлиять много других факторов, кроме цены билетов. Например, если бы баскетбольная команда проводила матч в том же городе, где находится университет, то посещаемость баскетбольных матчей также снизилась бы при любой иене билета. Вам необходимо заново построить рис. 2. исходя из предположения, что баскетбольные матчи посещает на 2 тыс. студентов меньше соответственно при каждой цепе билета. (Ключевой вопрос 2 к приложению,)
Наклон прямой
Прямые можно характеризовать по крутизне их наклона. Наклон прямой между двумя точками определяется как отношение ее вертикального смешения (повышения или снижения) к горизонтальному смещению (шаг по оси), обусловленноепередвижением между двумя любыми точками прямой.
Положительный угол наклона. Перемешаясь от точки h к точке с на рис. 1, мы обнаруживаем, что повышение, или вертикальное смещение (изменение объема потребления), составляет +50 дол., а шаг по оси абсписс, или горизонтальное смешение (изменение размера дохода), равно НПО дол. Отсюда:
Обратите внимание на то, что наклон в V- или 0,5. является положительным, так как потребление и доход изменяются в одном и том же направлении, то есть между потреблением и доходом существует прямая, или положительная, связь.
Наклон, равный 0,5, свидетельствует о том, что каждый прирост дохода на 2 дол. сопровождается увеличением потребления на 1 дол. Таким же образом он показывает, что каждое снижение дохода на 2 дол. приводит к сокращению потребления на 1дол.
Отрицательный угол наклона.Связь между двумя любыми зависимыми переменными на рис. 2, например, между точкой с и точкой d показывает, что вертикальное смещение (снижение) составляет—5, а горизонтальное смещение (рост) равно +4. Отсюда:
Наклон "=
Вертикальное смещение
Горизонтальное смешение
—э
+4
I-4
1,25
Наклон кривой в данном случае будет отрицательным, поскольку между иеной билета и посещаемо -С1ью матчей существует обратная зависимость.
Обратите внимание, что па горизонтальной оси данные приводятся в тысячах человек. Поэтому наклон 7+4, или —1,25, подразумевает, что снижение цены билета на 5 дол. будет сопровождаться увеличением числа посетителей на 4 тыс. человек. Иначе говоря, это означает, что снижение цены билета на 1.25 дол. увеличивает посещаемость матча на 1000 человек.
Наклон и единицы измерения.На наклон прямой может влиять выбор единиц измерения для описания любой переменной. Если бы в нашем примере мы стали измерять посещаемость числом человек, то горизонтальное изменение составило бы 4 тыс. и наклон был бы равен:
Наклон
-о
f 40(H)
0.00125,
Измерение наклона зависит от выбора единиц измерения переменных.
Маржинальный анализ и наклон.Вспомним, что экономике в основном занимается изучением изменений status quo. Эта идея имеет отношение к нашей теме, потому что наклоны прямых отражают предельные изменения — иными словами то, что произойдет с процессом, если добавить (или убрать) 1 единицу. Например, на рис. 1 наклон показывает, что 0,5 дол. дополнительного, или предельного, потребления повлечет за собой увеличение дохода на 1 дол. В этом примере потребители потратят половину любого увеличения своего дохохьа в 1 дол. и снизят потребление на половину уменьшения дохода — на 0,5 дол.
Бесконечные и нулевые наклоны.Многие переменные никак не связаны между собой или не зависят друг от друга. Не стоит ожидать, что цена па бананы будет как-то связана с количеством купленных наручных часов. На рис. За отложим цену бананов на вертикальной оси, а спрос на часы — на горизонтальной. Отсутствие взаимосвязи между ними будет выражаться линией, параллельной вертикальной оси, указывающей на то, что изменение цены бананов не влияет на покупку часов. Наклон такой прямой будет бесконечным.
Таким же образом, совокупное потребление совершенно не связано с уровнем разводов. На рис. 36 отложим потребление на вертикальной оси, а уровень разводов - на горизонтальной. Отсутствие взаимосвязи будет представлено прямой, параллельной горизонтальной оси. В таком случае линия имеет нулевой наклон.