Часть 1. Введение в экономикс и экономику

Глава 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД Экономикс

Человеческие существа — несчастные создания, обремененные потребностями. В числе прочего нам нужны любовь, обшественное признание, материальные блага и жизненные удобства. Прикладываемые нами усилия для удовлетворения этих материальных потребностей, т.е. для улучшения нашего материального благосостояния, наше стремление «заработать на жизнь» — это и есть предмет экономике.

В биологическом смысле нам необходимы лишь воздух, вода, пиша, одежда и кров. Однако в современном обществе мы стремимся также приобрести многие товары и услуги, ассоциируемые с приличным или высоким уровнем жизни. К счастью, общество располагает производительными силами — трудом и предпринимательской способностью, инструментами и оборудованием, землей и минеральными ресурсами, — которые используются для производства товаров и оказания услуг. Эти товары и услуги удовлетворяют многие наши материальные потребности, а их производство осуществляется с помощью организационного механизма, называемого экономи­ческой системой, или, говоря проще, экономикой.

Однако совокупность всех наших материальных потребностей во много раз превышает производительные возможности наших ограниченных ресурсов, и это — непреложный факт. Таким образом, полное удовлетворение наших материальных потребностей является невозможным. Этот неоспоримый факт и лежит в основе нашего определения экономике как общественной науки, исследующей проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов с целью максимального удовлетворения материальных потребностей человека.

Хотя, может быть, это и не очевидно, но все насущные проблемы сегодняшнего дня — инфляция, безработи­ца, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, дефицит бюджета, дискриминация, налоговые рефор­мы, бедность и неравенство, загрязнение окружающей среды, государственное регулирование и децентрализация экономики — уходят своими корнями в проблему эффективного использования ограниченных ресурсов.

В главе I, тем не менее, мы не станем углубляться в суть конкретных проблем и вопросов, а обсудим ряд отдельных важных вводных вопросов. В частности, мы сначала рассмотрим экономический подход: каким обра­зом экономисты исследуют проблемы. Затем мы обратимся к специфическим методам, используемым экономи­стами для изучения экономического состояния и экономики, разграничив макро- и микроэкономике. И нако­нец, мы рассмотрим проблемы, ограничения и трудности, которые могут помешать провести качественный эко­номический анализ.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Экономисты видят реальность в специфической перспективе. Экономический подход, или экономичес­кое мышление, имеет несколько важных и тесно вза­имосвязанных характеристик.

Ограниченность ресурсов и выбор

Из нашего определения экономике легко понять, почему экономисты рассматривают мир с точки зрения ограниченности ресурсов. Поскольку чело­веческие и материальные ресурсы являются огра­ниченными, то и производимые нами товары и ус­луги также ограниченны. Ограниченность сужает наши возможности и диктует необходимость выбо­ра. Поскольку мы «не можем иметь всего», мы дол­жны решить, что мы выбираем.

В основе Экономикс лежит мысль о том, что «бесплатных обедов не бывает». Вас могут угостить обедом, делая его для вас «бесплатным», но кому-то все равно придется платить за него, в конечном итоге — обществу. Для приготовления обеда необ­ходимо будет использовать землю, оборудование, труд фермеров, поваров и официантов, а также при­ложить управленческий талант. Однако эти ресур­сы могли бы быть использованы и в другой произ­водственной деятельности, этими ресурсами, а так­же другими товарами и услугами, которые могли бы быть с их помощью произведены, пожертвовали, чтобы обеспечить вам «бесплатный» обед. Эконо­мисты называют те ресурсы, которыми пожертво­вали, альтернативными издержками.

Рациональное поведение

Экономикс основана на предположении о «рацио­нальном эгоизме». Иными слонами, люди прини­мают рациональные решения для достижения наи­большего удовлетворения или максимально полной реализации своих целей. Например, они тратят до­ходы таким образом, чтобы получить наибольшую выгоду от товаров и услуг, которые они могут себе позволить.

Рациональное поведение означает, что разные люди будут делать разный выбор, так как их пред­почтения, обстоятельства и доступная им информа­ция различны. Вы можете посчитать, что в ваших интересах будет сначала закончить колледж, а за­тем уже начать работать, в то время как однокласс­ник может принять решение не продолжать учебу, а сразу идти работать. Почему вы сделали различ­ный выбор? Может быть, ваши способности к уче­бе, а также семейный доход выше, чем у вашего од­ноклассника. Возможно, вы также лучше информи­рованы и знаете, что работники, окончившие кол-

ледж, имеют гораздо оолее высокий доход и с мень­шей вероятностью окажутся безработными, чем работники с более низким уровнем образования. Таким образом, вы выбираете колледж, а бывший одноклассник — тот, у кого меньше способностей к обучению, меньше денег и меньше информации. — выбирает работу. Оба решения вполне рациональ­ны, но основаны на различных обстоятельствах и уровне информированности.

Конечно, рациональные решения могут менять­ся по мере изменения обстоятельств. Предположим, что федеральное правительство сочтет, что в наци­ональных интересах будет увеличить число работ­ников, окончивших колледж. Тогда правительство может начать предоставлять бесплатное двухгодич­ное обучение в местных колледжах для учащихся из малообеспеченных семей. В этих новых условиях ваш одноклассник вполне может решить пойти в колледж, а не начать работать.

Важно помнить, что рациональный эгоизм — это не себялюбие. Люди готовы чем-то жертвовать, что­бы помочь членам своей семьи или друзьям, и жер­твуют деньги на благотворительность, потому что получают удовольствие, поступая так. Родители платят за образование своих детей, поскольку по­лучают удовлетворение от подобного выбора. Такой рациональный эгоизм, но не себялюбие позволяет получить максимальное удовлетворение от вложе­ния средств в товары и услуги.

Наши рекомендации