Часть 1. Введение в экономикс и экономику
Глава 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД Экономикс
Человеческие существа — несчастные создания, обремененные потребностями. В числе прочего нам нужны любовь, обшественное признание, материальные блага и жизненные удобства. Прикладываемые нами усилия для удовлетворения этих материальных потребностей, т.е. для улучшения нашего материального благосостояния, наше стремление «заработать на жизнь» — это и есть предмет экономике.
В биологическом смысле нам необходимы лишь воздух, вода, пиша, одежда и кров. Однако в современном обществе мы стремимся также приобрести многие товары и услуги, ассоциируемые с приличным или высоким уровнем жизни. К счастью, общество располагает производительными силами — трудом и предпринимательской способностью, инструментами и оборудованием, землей и минеральными ресурсами, — которые используются для производства товаров и оказания услуг. Эти товары и услуги удовлетворяют многие наши материальные потребности, а их производство осуществляется с помощью организационного механизма, называемого экономической системой, или, говоря проще, экономикой.
Однако совокупность всех наших материальных потребностей во много раз превышает производительные возможности наших ограниченных ресурсов, и это — непреложный факт. Таким образом, полное удовлетворение наших материальных потребностей является невозможным. Этот неоспоримый факт и лежит в основе нашего определения экономике как общественной науки, исследующей проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов с целью максимального удовлетворения материальных потребностей человека.
Хотя, может быть, это и не очевидно, но все насущные проблемы сегодняшнего дня — инфляция, безработица, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, дефицит бюджета, дискриминация, налоговые реформы, бедность и неравенство, загрязнение окружающей среды, государственное регулирование и децентрализация экономики — уходят своими корнями в проблему эффективного использования ограниченных ресурсов.
В главе I, тем не менее, мы не станем углубляться в суть конкретных проблем и вопросов, а обсудим ряд отдельных важных вводных вопросов. В частности, мы сначала рассмотрим экономический подход: каким образом экономисты исследуют проблемы. Затем мы обратимся к специфическим методам, используемым экономистами для изучения экономического состояния и экономики, разграничив макро- и микроэкономике. И наконец, мы рассмотрим проблемы, ограничения и трудности, которые могут помешать провести качественный экономический анализ.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Экономисты видят реальность в специфической перспективе. Экономический подход, или экономическое мышление, имеет несколько важных и тесно взаимосвязанных характеристик.
Ограниченность ресурсов и выбор
Из нашего определения экономике легко понять, почему экономисты рассматривают мир с точки зрения ограниченности ресурсов. Поскольку человеческие и материальные ресурсы являются ограниченными, то и производимые нами товары и услуги также ограниченны. Ограниченность сужает наши возможности и диктует необходимость выбора. Поскольку мы «не можем иметь всего», мы должны решить, что мы выбираем.
В основе Экономикс лежит мысль о том, что «бесплатных обедов не бывает». Вас могут угостить обедом, делая его для вас «бесплатным», но кому-то все равно придется платить за него, в конечном итоге — обществу. Для приготовления обеда необходимо будет использовать землю, оборудование, труд фермеров, поваров и официантов, а также приложить управленческий талант. Однако эти ресурсы могли бы быть использованы и в другой производственной деятельности, этими ресурсами, а также другими товарами и услугами, которые могли бы быть с их помощью произведены, пожертвовали, чтобы обеспечить вам «бесплатный» обед. Экономисты называют те ресурсы, которыми пожертвовали, альтернативными издержками.
Рациональное поведение
Экономикс основана на предположении о «рациональном эгоизме». Иными слонами, люди принимают рациональные решения для достижения наибольшего удовлетворения или максимально полной реализации своих целей. Например, они тратят доходы таким образом, чтобы получить наибольшую выгоду от товаров и услуг, которые они могут себе позволить.
Рациональное поведение означает, что разные люди будут делать разный выбор, так как их предпочтения, обстоятельства и доступная им информация различны. Вы можете посчитать, что в ваших интересах будет сначала закончить колледж, а затем уже начать работать, в то время как одноклассник может принять решение не продолжать учебу, а сразу идти работать. Почему вы сделали различный выбор? Может быть, ваши способности к учебе, а также семейный доход выше, чем у вашего одноклассника. Возможно, вы также лучше информированы и знаете, что работники, окончившие кол-
ледж, имеют гораздо оолее высокий доход и с меньшей вероятностью окажутся безработными, чем работники с более низким уровнем образования. Таким образом, вы выбираете колледж, а бывший одноклассник — тот, у кого меньше способностей к обучению, меньше денег и меньше информации. — выбирает работу. Оба решения вполне рациональны, но основаны на различных обстоятельствах и уровне информированности.
Конечно, рациональные решения могут меняться по мере изменения обстоятельств. Предположим, что федеральное правительство сочтет, что в национальных интересах будет увеличить число работников, окончивших колледж. Тогда правительство может начать предоставлять бесплатное двухгодичное обучение в местных колледжах для учащихся из малообеспеченных семей. В этих новых условиях ваш одноклассник вполне может решить пойти в колледж, а не начать работать.
Важно помнить, что рациональный эгоизм — это не себялюбие. Люди готовы чем-то жертвовать, чтобы помочь членам своей семьи или друзьям, и жертвуют деньги на благотворительность, потому что получают удовольствие, поступая так. Родители платят за образование своих детей, поскольку получают удовлетворение от подобного выбора. Такой рациональный эгоизм, но не себялюбие позволяет получить максимальное удовлетворение от вложения средств в товары и услуги.