I. введение в экономику

С.П. Анофриков, Д.А. Казначеев

ЭКОНОМИКА

Практикум

Новосибирск 2008

УДК 33(076)

ББК Уя73

Кэн, доцент С.П. Анофриков, кэн, доцент Д.А. Казначеев. Экономика: Практикум. / СибГУТИ. – Новосибирск, 2008 г., – 32 с.

Практикум является основой учебно-методического обеспечения дисциплины «Экономика», читаемой на технических факультетах.

Включает варианты тестовых заданий, а также задачи по темам: введение в экономику, производство, собственность, рынок, его основы и механизм функционирования, спрос и предложение, фирма в рыночной экономике, рынки факторов производства, национальная экономика.

Кафедра экономической теории

Табл. – 9, рис. – 7, список литер. – 8 наименов.

Рецензент: кэн, доцент Л.Б. Пожидаева

Для всех специальностей технических факультетов.

Утверждено редакционно-издательским советом СибГУТИ в качестве практикума

©Анофриков С.П., Казначеев Д.А.

©Сибирский государственный университет

телекоммуникаций и информатики, 2008 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. Введение в экономику…………………………….………………….. 4

II. Производство………………………….....…………………………… 6

III. Собственность……………………………………………..………… 8

IV. Спрос, предложение, эластичность………………………………… 10

V. Типы рыночных структур……………………………………………. 13

VI. Рынки ресурсов (факторов производства)….……………………… 14

VII. Фирма, издержки, прибыль, дисконтирование…………………… 16

VIII. Потребительское поведение………………………………………. 20

IX. Макроэкономика, основные макропоказатели……………………. 21

X. Потребление, сбережения……………………………………………. 22

XI. Макроэкономическое равновесие…………………………………… 23

XII. Экономический рост………………………………………………… 24

XIII. Экономические циклы……………………………………………… 25

XIV. Безработица…………………………………………………………. 25

XV. Инфляция……………………………………………………………. 26

XVI. Государственный бюджет, налоги……………………………….. 27

XVII. Деньги……………………………………………………………… 28

XVIII. Банки………………………………………………………………. 29

Список литературы ……………………………………………….. 31

I. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ

1. Ограниченность ресурсов – это проблема:

а) бедных стран и бедных людей;

б) традиционной экономики;

в) плановой экономики;

г) любого человека и любого общества.

2. Фундаментальный вопрос экономической теории - это:

а) дать каждому возможность иметь яхту и автомобиль;

б) перераспределить доходы и устранить нищету;

в) понизить или ликвидировать безработицу;

г) научиться справляться с дефицитом всех ресурсов.

3. Основное значение экономической науки состоит в том, что она:

а) помогает предпринимателям вести успешный бизнес;

б) дает ученым возможность реализовать свои способности;

в) показывает пути наилучшей организации общественного устройства с точки зрения удовлетворения потребностей людей;

г) раскрывает человеку истинные мотивы его поведения.

4. В каком из вариантов наилучшим образом представлены факторы производства – труд, земля и капитал:

а) рента, рабочие, деньги;

б) нефть, водитель такси, ценные бумаги;

в) железная руда, учителя, грузовики;

г) фермеры, банкиры, производители.

5. Альтернативная стоимость строительства новой школы – это:

а) деньги на оплату труда преподавателей новой школы;

б) затраты на строительство новой школы в текущих ценах;

в) сумма годового налога;

г) другие товары и услуги, от которых придется отказаться в пользу строительства школы.

6. Процесс фокусирования только на наиболее важных факторах для объяснения феномена или явления называется:

а) маржинальным анализом;

б) абстракцией;

в) рациональным выбором;

г) экспериментом.

7. Искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения называется...

а) экономическим экспериментом

б) экономической парадигмой

в) экономической теорией

г) экономической моделью

8. Объективно существующие устойчивые причинно-следственные связи между явлениями экономической науки – это экономические...

а) законы;

б) потребности;

в) противоречия;

г) категории.

9. Переход от изучения единичных факторов к общим положениям и выводам обеспечивается при помощи такого метода экономической науки, как…

а) дедукция;

б) индукция;

в) моделирование;

г) синтез.

10. Современную экономическую теорию можно определить как науку о распределении ограниченных ресурсов. ВЕРНО / НЕВЕРНО

11. Утверждение «в ходе экономических реформ в России на 54% снизилось производство и наблюдаются высокие темпы инфляции» является позитивным. ВЕРНО / НЕВЕРНО

12. Утверждение «необходима выработка комплекса мер по прекращению спада производства, снижению темпов инфляции и повышению жизненного уровня населения» является позитивным. ВЕРНО / НЕВЕРНО

13. Безграничность потребностей и редкость экономических ресурсов – основная проблема экономической теории. Что имеют в виду, утверждая, что каждая экономическая система сталкивается с фактом ограниченности ресурсов?

а) Бывает так, что некоторые продукты можно купить только по очень высоким ценам;

б) с нехваткой ресурсов сталкиваются только бедные государства, богатые же смогли преодолеть эту проблему;

в) производственные ресурсы никогда не бывают достаточными, чтобы удовлетворить все человеческие потребности;

г) в любой экономике бывают периоды спада, когда существует ограниченность ресурсов.

14. Всем известно, что футбол гораздо мене необходим, чем пища и сталь. Тем не менее, зарплата у футболистов гораздо больше, чем у фермеров и сталеваров. Почему?

а) Хорошие футболисты редки по сравнению с существующим на них спросом;

б) владельцы футбольных клубов – монополисты;

в) футболисты – спортсмены, а не производители;

г) футболистов меньше, чем фермеров и сталеваров.

II. ПРОИЗВОДСТВО

1.Максимально возможный объем производства в стране в каждый момент времени определяется:

а) объемом спроса на товары и услуги;

б) количеством выпущенных в обращение денег;

в) количеством и качеством труда, капитала и природных ресурсов при условии их полного и эффективного использования;

г) государственным планом;

д) нет верного ответа.

2. Альтернативная стоимость...

а) может быть измерена как в денежных, так и в натуральных величинах;

б) может быть измерена только в натуральных величинах;

в) может быть измерена только в денежных величинах;

г) существует в любой ситуации выбора из нескольких альтернативных вариантов;

д) представляет собой все, от чего пришлось отказаться ради осуществления выбранного действия.

3. Фермер выращивает картофель и пшеницу на двух полях. На графике приведена кривая производственных возможностей фермера.

I. введение в экономику - student2.ru

Альтернативная стоимость производства одной тонны картофеля, если его выращивается 75 т, составляет ...

а) 0,1 тонна пшеницы;

б) 0,2 тонны пшеницы;

в) 2 тонны пшеницы;

г) 1 тонна пшеницы.

4. Страна производит автомобили и пушки

Автомобили
Пушки

Альтернативные издержки производства одной дополнительной пушки составляют:

а) 1 автомобиль;

б) 3/5 автомобиля;

в) 4 автомобиля;

г) 1/5 автомобиля.

5. Дана графическая модель производственных возможностей экономики

I. введение в экономику - student2.ru

Альтернативные издержки производства единицы продукции X составят…

а) 10 ед. продукции Y;

б) 5 ед. продукции Y;

в) 50 ед. продукции Y;

г) 1/5 ед. продукции Y.

6. Дана кривая производственных возможностей экономики.

I. введение в экономику - student2.ru

Максимальная альтернативная стоимость производства единицы продукции А составит…

а) 4 ед. продукции В;

б) 12 ед. продукции В;

в) 0,5 ед. продукции В;

г) 2 ед. продукции В.

7. Дана кривая производственных возможностей экономики.

I. введение в экономику - student2.ru

При производстве 5 ед. товара А и 6 ед. товара В объем выпуска товаров А и В может быть увеличен соответственно…

а) товара А до 15 ед. и товара В до 10 ед.;

б) товара А до 10 ед. и товара В до 8 ед.;

в) товара А до 20 ед. и товара В до 12 ед.;

г) товара А до 10 ед. и товара В до 12 ед.

III. СОБСТВЕННОСТЬ

1. С проблемой какого выбора сталкивается любая экономическая система?

Как: а) сбалансировать импорт и экспорт;

б) сбалансировать государственный бюджет;

в) наиболее рационально распорядиться ограниченными ресурсами;

г) сэкономить средства, чтобы сократить государственный долг.

2. Главным типом отношений между домашними хозяйствами при наличии частной собственности является…

а) потребление;

б) распределение;

в) обмен;

г) пожертвование.

3. Хозяйства каких стран с преобладанием государственной собственности и государственного регулирования можно отнести к административно-командной системе:

а) СССР (1930 – 1980);

б) Древнего Египта;

в) Германии (1933 – 1945);

г) Китая (1644 – 1911).

4. Какие черты рыночной экономики существовали в период расцвета административно-командной системы:

а) конкуренция;

б) частная собственность на землю;

в) свобода ценообразования на негосударственном рынке товаров и услуг;

г) свобода предпринимательского выбора.

5. В какой из вариантов включены основные вопросы, решаемые любой экономической системой:

а) что производится, как производится, кем потребляется;

б) что потребляется, как производится, кто производит;

в) что потребляется, как потребляется, кем потребляется;

г) что производится, как потребляется, кем производится.

6. Товарное производство непременно предполагает…

а) господство государственной собственности;

б) обособленность товаропроизводителей;

в) преобладание ручного труда;

г) непосредственную связь производства и потребления.

7. Основной целью приватизации является...

а) ликвидация структурных диспропорций в экономике;

б) установление института собственности и формирование класса собственников;

в) ограничение государственного вмешательства в экономику;

г) запуск рыночного механизма спроса и предложения.

8. К недостаткам варианта радикального перехода от командно-административной к рыночной экономике нельзя отнести…

а) отмену монополии на внешнеэкономическую деятельность;

б) отток ресурсов из производственной сферы;

в) появление высокой открытой инфляции;

г) усиление социальной дифференциации населения.

9. В условиях недостаточности денежного капитала у населения целесообразно применять такой метод приватизации, как …

а) целевая продажа;

б) аукцион;

в) ваучерный;

г) тендер.

10. Основной целью приватизации является...

а) ограничение государственного вмешательства в экономику;

б) запуск рыночного механизма спроса и предложения;

в) ликвидация структурных диспропорций в экономике;

г) установление института собственности и формирование класса собственников.

11. Методом реализации платной формы приватизации не является...

а) тендер;

б) аукцион;

в) ваучерная приватизация;

г) целевая продажа.

12. В число основных задач при пeреxoдe от командно-административной к рыночной экономике не входит...

а) либерализация;

б) национализация;

в) финансовая стабилизация;

г) демонополизация.

13. Наличие единого экономического центра характерно для ...

а) смешанной экономики;

б) командно-административной экономики;

в) рыночной экономики;

г) традиционной экономики.

14. В смешанной экономике государству как хозяйствующему субъекту следует...

а) управлять предприятиями частного бизнеса из единого центра;

б) инвестировать только в частный бизнес;

в) брать на себя лишь то, что не способен осуществить частный бизнес;

г) ограничивать прибыль частному капиталу.

15. Производство в смешанной экономике ориентировано в первую очередь на интересы …

а) наемной рабочей силы;

б) покупателей предметов потребления;

в) собственника средств производства;

г) органов государственной власти.

16. Решение экономических проблем частично рынком, частично государством характерно для экономики …

а) командной;

б) смешанной;

в) натуральной;

г) рыночной.

17. Наименьший прибавочный продукт создается в экономической системе …

а) традиционной;

б) рыночной;

в) плановой;

г) смешанной.

Наши рекомендации