Микроэкономике рынков ресурсов
Глава 27
Спрос иа ресурсы..........................................................613
Глава 28
Определение заработной платы....................................632
Глава 29
Рента, проценты и прибыли..........................................657
ЧАСТЬ 7
Государство и микроэкономике
Глава 30
Несостоятельность государства и рынка:
общественные товары, окружающая среда
и проблемы информации............................................675
Глава 31
Теория общественного выбора
и налогообложение........................................................700
ЧАСТЬ 8
Микроэкономические проблемы и политика
Глава 32
Антитрестовское законодательство
и регулирование........................................................725
Глава 33
Сельское хозяйство: экономика
и политика................................................................747
Глава 34
Неравенство в рспределеиии дохода
и бедность.....................................................................766
Глава 35
Экономика здравоохранения.........................................788
Глава 36
Рынок рабочей силы: профсоюзы,
дискриминация и иммиграция.......................................808
ЧАСТЬ 9
Международная экономике и мировая экономика
Глава 37
Международная торговля.............................................837
Глава 38
Валютные курсы, платежный баланс
и торговый дефицит......................................................863
Глава 39
Экономикс развивающихся стран.................................887
Глава 40
Страны с экономикой переходного периода:
Россия и Китай.............................................................911
Предисловие
Мы с удовольствием приветствуем выход в свет 14-го издания учебника «Экономикс» — самого популярного учебника по экономике. Его прочитали более четырех с половиной миллионов студентов. Учебник адаптирован для студентов Канады, Австралии, Италии и России, он переведен на французский, испанский и другие языки.
Подъем американской экономики, изменение направления кредитно-денежной политики, экономические перипетии в странах Юго-Восточной Азии, динамичное развитие новых технологий, пересмотр американской политики в области сельского хозяйства и социального страхования, колебания валютных курсов и развитие капитализма в России — интересное время для изучения экономике! Конечно, те, кто знаком с принципами экономикс, получат огромное преимущество, они будут понимать, что происходит, и с пользой для себя будут участвовать в экономических процессах.
ЧТО В УЧЕБНИКЕ НОВОГО?
Мы глубоко переработали текст, отшлифовали и внесли исправления в новое издание. (Если прибегать к аналогии с компьютерными программами, то это будет версия 14.0, а не 13.1 или 13.2.) Мы получили замечания от 100 рецензентов и участников обследований, эти замечания легли в основу многих изменений. Благодаря им мы смогли создать новаторский и динамичный текст.
Новые или значительно переработанные главы
В этом издании есть одна совершенно новая глава, в три других внесены значительные изменения.
• Глава 26. Технологии, исследования, разработки и эффективность. Это целиком новая глава. В ней приводится подробное описание дискуссии вокруг микроэкономических проблем, вызванных технологическими нововведениями. Мы считаем, что такие темы, как изобретения, принятие решений в области научных исследований и созидательного разрушения, слишком важны и их не следует игнорировать или откладывать в сторону. Поэтому мы посвящаем целую главу исследованию этих вопросов. (Для того чтобы можно было уделить этим вопросам больше внимания, мы выделили дискуссии о монополистической конкуренции и олигополии в отдельную главу 25.)
• Глава 16. Продолжение анализа совокупного предложения. Эта глава значительно переработана, в том числе уточнены различия между краткосрочным и долгосрочным совокупным предложением. Мы использовали это различие для создания «модели совокупного спроса и совокупного предложения». С помощью этой модели анализируется инфляция спроса, инфляция издержек и спад в экономике. В конце главы рассматриваются другие проблемы, связанные с совокупным предложением, - кривая Филлипса и экономика предложения.
• Глава 17. Дискуссионные вопросы макроэкономической теории и политики. Глава написана практически заново, в ней расширено исследование идей, изложенных в главе 16, и анализируются современные дискуссии вокруг макроэкономической теории и экономической политики. В этом издании в качестве исторического фона мы использовали классический кейнсианский подход, который исследовали в предыдущих изданиях, для анализа современных дискуссий об: 1) источниках макроэкономической нестабильности; 2) возможностях «самокоррекции» («самовосстановления») экономики; 3) «правилах» и «ограничениях». В главе систематически излагаются неоклассические экономические взгляды и предлагаются такие идеи, как теория неправильного восприятия, ошибки координации, эффективная заработная плата и отношения между инсайдерами и аутсайдерами.
• Глава 40. Страны с экономикой переходного периода: Россия и Китай. В предыдущих изданиях мы включили анализ состояния экономики Китая в материалы, относящиеся к России. Здесь дан краткий обзор марксистской идеологии и ее проявлений, а также рассмотрены цели и основные проблемы централизованной плановой экономики. Кроме того, рассказано о крахе советской экономики, различных элементах российских экономических реформ и сегодняшних итогах. В конце главы говорится о главных чертах рыночных реформ в Китае, включая быстрый экономический рост и остающиеся трудности.
Новые педагогические подходы
• Краткие тесты. Мы сопроводили 24 ключевых графика четырьмя вопросами по выбору и ввели новую рубрику — «Краткий тест». Каждый тест соотносится с ключевым графиком. Вопросы сформулированы на том же уровне сложности, что и остальные вопросы к главе. Правильные ответы приводятся тут же, и поэтому студенты смогут немедленно проверить, как она поняли ключевые концепции.
• Интернет-вопросы. В каждой главе есть по два Интернет-вопроса; студенты смогут на них ответить, если обратятся по соответствующим адресам в Интернете. Эти вопросы помогут научиться применять конкретные экономические концепции и познакомят учащихся с соответствующими сайтами в области экономике.
Формирование блоков и подход к макроэкономике
Для подготовки данного издания мы применили поблоковый подход к анализу проблем макроэкономической теории, экономической политики и спорных вопросов. В частности, мы:
• предложили модель совокупных расходов;
• получили модель совокупного спроса на основе анализа модели совокупных расходов и разработали модель совокупного спроса — совокупного
предложения;
• обсудили проблемы фискальной политики на основе модели совокупного спроса — совокупного
предложения;
• включили в модель совокупного спроса — совокупного предложения монетарные концепции;
• обсудили проблемы монетарной политики на основе модели совокупного спроса — совокупного предложения;
• расширили модель совокупного спроса — совокупного предложения путем установления различий между краткосрочным и долгосрочным совокупным предложением;
• применили «расширенную» модель совокупного спроса - совокупного предложения к анализу макроэкономической нестабильности, современным дискуссионным проблемам макроэкономики и экономического роста.
Экономические проблемы женщин, меньшинств и дискриминации
В тексте глав нового издания приводятся новые данные относительно специальных экономических проблем женщин, меньшинств и проблемы дискриминации. Так, например, в главу 2 мы включили в подраздел «Последний штрих» материал о росте доли женщин в рабочей силе. В аналогичном подразделе главы 28 исследуется влияние лицензирования профессии парикмахеров на афростилистов. В главе 36 исследуется модель дискриминации, рассматриваются приемы статистической дискриминации и теории переполнения профессии. Новый подраздел «Последний штрих» в главе 36 рассказывает о «слепом» прослушивании при формировании состава ведущих симфонических оркестров по половому признаку.
Больше внимания экономическим перспективам
По-новому организован материал главы 1, в этом издании она начинается с анализа понятий редкости и выбора, рационального поведения и предельных показателей. В главе 2 мы опираемся на идею предельных выгод и предельных затрат для определения оптимального положения на кривой производственных возможностей. Мы продолжаем развивать идею экономической перспективы и в остальной части книги в ряде дискуссий, включая принятие инвестиционных решений, невозвратные затраты, рациональный подход к решениям по научным исследованиям и разработкам и иммиграционной политике.
Меньше формализма, прямой подход, дополнительные интересные материалы
Внимательное построчное редактирование текста позволило уточнить некоторые формулировки и ослабить формализм, при этом мы стремились сделать так, чтобы объяснения от этого не стали менее основательными и глубокими. Где было необходимо, мы вводили «дополнительные поясняющие фразы», и это выгодно отличает наш учебник от других. Студентам особенно понравятся новые подразделы «Последний штрих» в главе 4 — «Розовый фламинго и голосование долларом», в главе 26 -«На пути к персональному компьютеру и Интернету», в главе 28 - «Несколько слов о тех, кто любит заплетать косички в афро-американском стиле, и скучных экономистах». Все 40 подразделов «Последний штрих» написаны интересно, в современном стиле.
Другие новые темы и подходы к дискуссиям
Наряду с указанными изменениями в новом издании есть также много других переработанных мест.
• Часть L Глава 1; переделан рис. 1-1, заново написаны пояснения к рисунку, приведены новые, более живые примеры. Глава 2: углублено обсуждение экономических пропорций, связанных с ростом затрат, применены новые подходы (противоречия по поводу землепользования, разрушения в результате войн и появление новых технологий), обобщающие соображения по поводу экономических систем. Глава 3; приведены новые примеры - повышение спроса на спортивные снаряды, повышение эффективности использования топлива в авиационных двигателях, повышение спроса на сальсу, выкуп лодок для лова пикши, снижение цены на лососину. Глава 4; проведен углубленный анализ суверенитета потребителя, в табл. 4-1 введена графа «Производство с минимальными издержками», дан новый «Международный ракурс» с анализом индекса экономической свободы. Глава 5; даны новые, более четкие определения акций и облигаций, новые исследования проблемы отношений принципал-агент, новый «Международный ракурс» о проблеме занятости в государственном секторе в сравнении с занятыми во всей экономике различных стран. Глава 6; дано развернутое объяснение принципа «наибольшего благоприятствования».
• Часть 2. Глава 7: изменена терминология на рис. 7-2 (вместо «расширяющаяся», «статичная» и «сжимающаяся» экономика - «расширяющиеся», «статичные» и «сжимающиеся» производственные мощности), дано более простое объяснение индекса цен ВВП (новая табл. 7-5 и 7-6), более глубокое объяснение индекса потребительских цен. Глава & дано углубленное объяснение структурной безработицы, использован новый подход к Закону Оукена, сделано дополнение к табл. 8-2 о темпах роста
безработицы в связи с уровнем образования. Глава 9. рис. 9-5 (потребность в инвестициях) стал теперь ключевым графиком, в главе появился новый рис. 9-6, который отражает смещение кривой потребности в инвестициях. Новый рис. 9-7 графически объединяет реальную ставку процента, кривую спроса на инвестиции и таблицу (график) реальных капиталовложений. Глава 10; рис. 10-8 «Рецессионный и инфляционный разрыв» стал ключевым графиком. Глава 11; дана расширенная дискуссия о возможных причинах снижения цен и негибкости заработной платы. Глава 12; проведено новое исследование требований, обусловливающих бюджетное равновесие, более четко прояснены позиции относительно эффекта вытеснения, вызванного кредитно-денежной политикой, в том числе критика этих идей.
• Часть 3. Глава 13; термин «мера стоимости» заменен новым — «единица учета». Введен новый подраздел о последних мерах в области денежной и банковской политики (относительное сокращение числа банков и сберегательных учреждений, процесс глобализации финансовых рынков, электронные деньги и смарт-карты). Глава 15; дана расширенная дискуссия об учетных ставках федеральных фондов, в новом подразделе «Международный ракурс 15-1» приводится список названий центральных банков ряда стран.
• Часть 4. Глава 16; в этой существенно переработанной главе проводится расширенный анализ совокупного предложения. Глава 17; в новой главе анализируются и сопоставляются современные подходы к макроэкономической теории и политике. Глава 18; дан материал по экономическому росту (глава 19 в 13-м издании), обсуждаются причины низкой прибыльности сектора услуг, противоречивые идеи относительно «новой» экономики. Глава 19; содержатся переработанные материалы о реакции политики на дефицит бюджета, включая законодательное снижение уровня дефицита государственного бюджета в 1992 г. и вето по строкам затрат.
• Часть 5. Глава 20; снова дискутируется (на основе новейших исследований) ценовая эластичность на нелегальные наркотики. Глава 21; рис. 21-1 стал ключевым графиком, в новом издании на рис. 21-2 показана кривая спроса, полученная в результате изменения цены на продукт в модели максимизации полезности. Глава 22; развернутые определения предельного, среднего и совокупного продукта теперь предшествуют дискуссии о сокращении доходов, существенно переработаны рис. 22-1 и 22-2, приведены новые примеры экономии на масштабах производства («необычно большие штамповочные машины»). Глава 23; на рис. 23-2 в новом издании приводится кривая валового дохода компании, графический анализ «валового совокупного дохода — общих издержек» ограничивается максимизацией прибыли; дан подраздел о модели чистой конкуренции. Глава 24: новая табл. 24-2 показывает, как рассчитывать максимизирующий прибыль объем выпуска продукции, цену и прибыль (если она будет) в условиях чистой монополии. На рис. 24-6 даются новые графические сравнения доходов в условиях чистой монополии и совершенной конкуренции. В качестве примера ценовой дискриминации приводится пример «купона со скидкой». Глава 25: в новом издании анализ монополистической конкуренции и олигополии помещены в одну главу. Ломаная кривая спроса поставлена в главу как ключевой график. Приводится ряд новых примеров. Глава 26: новая глава о технологии, научных исследованиях и эффективности.
• Часть 6. Глава 27: в табл. 27-3 показаны различия между заменяющими и дополняющими ресурсами. Приводятся новые примеры спроса на труд, пересмотрен подход к изучению комбинации ресурсов, приносящих максимальную прибыль при минимальных затратах. Глава 28: даны рассуждения о стагнации реальной заработной платы. Заново написан подраздел о несовершенствах рынка труда. Глава 29: раскрыта теория ссудных фондов.
• Часть 7. Глава 30. приводятся новые гипотетические примеры (скульптора, организовавшего свое предприятие) для иллюстрации проблемы «бесплатного проезда» и характеристики товаров общественного пользования; приведены новые соображения о «трагедии общих ресурсов». Глава 31: проведена расширенная дискуссия относительно политики «свинина в обмен на нефть» и неэффективности бюрократии, даны новые материалы о налоге на добавленную стоимость и предложении ввести единую ставку подоходного налога, критика этих предложений.
• Часть 8. Глава 32: дана дискуссия вокруг Microsoft и принудительных контрактов, приводятся новые примеры случаев установления фиксированных цен; внесены коррективы и пересмотрен подраздел, рассказывающий о промышленной политике. Глава 33: приводятся новые рассуждения о реформе политики в отношении фермеров (конец политики поддержки цен на сельскохозяйственную продукцию). Глава 34: уточнены данные об изменчивости доходов, применены новые подходы к исследованию причин роста неравенства, новый подраздел о реформе системы социального страхования. Глава 35: проведено расширенное обсуждение проблем, связанных с управлением здравоохранением (привилегированные организации и организации поддержания здоровья). Глава 36: пересмотрены и обновлены материалы дискуссии о профсоюзах (тред-юнионизме), приведены новые данные и подходы к анализу дискриминации, в том числе дебаты вокруг «положительного воздействия профсоюзов», новые соображения в отношении иммиграции.
• Часть 9. Глава 37: посвящена проблемам
мировой торговли. Глава 38: приведены объяснения статей платежного баланса, новые соображения относительно дискуссии вокруг существовавших систем обменных курсов и написан специальный подраздел о дефиците торгового баланса США. Глава 39: содержит новую карту мира — промышленно развитые страны, развивающиеся страны со средним уровнем доходов и развивающиеся страны с низким уровнем доходов (рис. 39-1); новые соображения по поводу трудностей, связанных с международной задолженностью, в том числе недавние предложения МВФ относительно зачета задолженности стран Юго-Восточной Азии. Полностью пересмотрен материал о политике в отношении развивающихся стран. Глава 40: содержит существенно переработанный материал, который теперь включает анализ проблем, связанных с переходом к рыночной экономике в Китае и России.
Новые подразделы «Последний штрих»
В это издание включено несколько новых подразделов «Последний штрих». Все 40 подразделов сопровождаются новыми рисунками. Мы по-прежнему помещаем эти материалы в конец главы, чтобы до времени не отвлекать внимания читателей.
Среди новых тем — проблемы женщин и расширяющиеся производственные возможности (глава 2), суверенитет потребителя, голосование долларом и пластмассовые розовые фламинго (глава 4), отмена контроля над заработной платой и ценами (глава 16), неуместность (бесполезность) учета невозвратных издержек (глава 22), максимизация прибыли потребителя в условиях совершенной конкуренции (глава 23), краткая история персонального компьютера и Интернета (глава 26), замена автоматических кассовых аппаратов на банкоматы (глава 27), влияние профессионального лицензирования на парикмахеров-афростилистов (глава 28), реформа системы социального страхования (глава 34), дефицит органов человеческого тела для трансплантации (глава 35), влияние прослушивания «вслепую» на долю женщин в составе ряда ведущих симфонических оркестров (глава 36), переход к капиталистическим отношениям на предприятиях в России (глава 40).
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ
Несмотря на то что 14-е издание достаточно отдаленно напоминает первое, наши намерения остались прежними: познакомить студентов, начинающих изучать экономике, с принципами, важными для понимания основной проблемы минимизации затрат, специальных экономических вопросов и научить их разбираться в альтернативных политических направлениях, по поводу которых они смогут сознательно принимать решения. Два удачных побочных «продукта» этой задачи — умение правильно и бесстрастно рассуждать об экономических проблемах и постоянный интерес к экономике. И как обычно, наше изложение принципов и проблем экономике будет прямым и логичным. Мы продолжаем подчеркивать тот факт, что наше изложение предмета — ясное, последовательное и непротиворечивое.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
• Всестороннее объяснение на соответствующем уровне. Экономикс — обширный, аналитический и перспективный предмет, он доступен пониманию студентов с различным уровнем подготовки. Основательная проработка и доступное изложение позволяют преподавателям самостоятельно выбирать темы для специального изучения. При этом преподаватели уверены в том, что студенты смогут прочитать и самостоятельно понять другие заданные ими материалы по книге.
• Исчерпывающее определение экономике. Посколькустуденты должны в первую очередь изучить основы, мы решили посвятить почти всю главу 2 тщательной и всесторонней проработке проблемы экономии (минимизации затрат) и ее различным практическим сторонам. Такой подход позволит выстроить в правильной последовательности ключевые экономические концепции.
• Основы рыночной системы. Различные страныпо всему миру совершают в настоящее время переход от плановой экономики к рыночной. Поэтому наше описание механизмов и институтов рыночной системы в главе 4 сегодня стало как никогда ранее актуальным. Мы обращаем особое внимание на права собственности, свободу частного предпринимательства и выбора, конкуренции и роли прибыли, поскольку эти концепции плохо воспринимаются студентами в начале изучения предмета.
• Ранняя интеграция международной экономике.
Уже в самом начале изложения предмета мы знакомим с принципами и институтами глобальной экономики. Так, в главе 6 исследуется рост мировой торговли и ее основные участники, рассказывается о специализации и сравнительных преимуществах, о мировых валютных рынках, тарифах и субсидиях, а также о различных торговых соглашениях. Такое мощное «введение» в международную экономике позволяет объяснить макроэкономические и микроэкономические проблемы с позиций глобализации.
* Исследование роли государства на ранних этапах обучения. Правительства — часть современного капитализма. В учебнике рассказывается об экономических функциях государства в самом начале -в главе 5. В главе 30 более детально рассматриваются причины несостоятельности государства и рынка, в главе 31 исследуются ведущие проблемы теории общественного выбора и государственных финансов. Как микроэкономический, так и макроэкономический разделы учебника содержат проблемные главы и главы, где излагается экономическая политика.
* Акцент на экономический рост. Это издание продолжает ориентировать на экономический рост. В главе 2 исследуется кривая производственных возможностей и показаны основные слагаемые роста. В главе 18 рассматриваются темпы и причины роста, а также некоторые противоречивые сопутствующие им проблемы. В главе 39 внимание направляется на развивающиеся страны и на препятствия, с которыми они сталкиваются. В главе 40 рассматриваются проблемы, связанные с переходным периодом в экономиках бывшего Советского Союза и Китая. В это издание мы поместили главу, которая может стать основой для понимания экономического роста — это глава (из раздела «микроэкономике») о современных технологиях, научных исследованиях и разработках и эффективности.
* Акцент на теорию фирмы. Мы уделяем большое внимание проблемам микроэкономике в целом и теории фирмы в частности. Для этого есть две причины. Первая — большинство студентов, только начинающих изучать экономике, испытывают здесь большие трудности. Кроме того, довольно сжатое изложение тем обычно только усиливает эти трудности, и у студентов остается больше вопросов, чем ответов. Вторая — мы хотели совместить анализ различных структур рынка с обсуждением влияния каждой из них на уровень цен, объемы выпуска, распределение ресурсов и темпы развития технологии.
* Акцент на экономические проблемы. Многие студенты считают часть 4 (макроэкономические проблемы) и часть 7 (микроэкономические проблемы) основными. Мы постарались сделать так, чтобы направить предмет по логическому пути развития и научить пользоваться аналитическими инструментами. Мы приветствуем инициативу преподавателей при изучении этих частей — они могут пропустить некоторые из них по своему выбору
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ
Изучение некоторых тем и концепций в экономике бросает вызов средним студентам. Например, следует отнестись с большим вниманием к теории фирмы и макроэкономическому подходу к определению уровня выпуска и цены. Здесь простота связана с полнотой, а не с краткостью изложения.
Наш опыт подсказывает, что при рассмотрении любой темы — будь то совокупный спрос и предложение, деньги и банковская система, теория фирмы и международной экономике - желательно, чтобы анализ теории сочетался с анализом экономической политики. В целом можно сказать, что мы исследуем наши аналитические инструменты в три этапа: 1) словесное описание и иллюстрации; 2) числовой пример; 3) графический анализ, основанный на числовом примере.
Все эти соображения привели к тому что мы разделили учебник на девять частей: часть 1 — Введение в экономике и экономику; часть 2 — Национальный доход, занятость и фискальная политика; часть 3 - Деньги, банковское дело и кредитно-денежная политика; часть 4 - Проблемы и противоречия в макроэкономике; часть 5 — Микроэкономике товарных рынков; часть 6 - Микроэкономике рынков ресурсов; часть 7 - Государство и микроэкономике; часть 8 — Микроэкономические проблемы и политика; часть 9 - Международная экономике и мировая экономика.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ
Преподаватели обычно соглашаются с содержанием курсов экономике, однако они часто расходятся во мнении об организации учебного процесса. Наш учебник обладает в этом смысле большой гибкостью. Предыдущие пользователи учебника рассказывали нам, что часто они серьезно изменяли последовательность изучения тем, хотя немного отступали от логики изложения материала.
Мы предпочитаем двигаться от макроэкономике к микроэкономике, однако после части 1 можно перейти к микроэкономическому анализу в частях 5 и 6. Аналогичным образом модели совокупного спроса — совокупного предложения излагаются после двух глав, посвященных анализу совокупных расходов. Те, кто хочет следовать исключительно анализу модели совокупного спроса — совокупного предложения, могут просто пропустить эти две главы и дополнить обсуждение совокупного спроса рассуждениями о спросе на инвестиции и мультипликаторе и причинах смещения кривой совокупного спроса.
Некоторые преподаватели предпочитают перемежать изучение микроэкономических проблем, изложенных в частях 5 и 6, изучением проблем, изложенных в части 8. Так, главу 33 о сельском хозяйстве можно изучать после главы 23 о совершенной конкуренции, глава 32 об антитрестовской политике, регулировании и промышленной политике может следовать за главами 24 и 26 о несовершенной конкуренции и технологических преимуществах. Глава 36 о проблемах рынка труда (профсоюзы, дискриминация и иммиграция) может следовать за главой 28 о заработной плате; глава 34 о неравенстве доходов может следовать за главами 28 и 29 о распределении национального дохода.
Преподаватели, ведущие обычный двухсеместровый курс, которых вполне удовлетворяет наша последовательность изложения материала, обнаружат, что если начать преподавание с частей 1—4 в первом семестре, то во втором следует перейти к частям 6-9. Для тех преподавателей, кто решил уделить больше внимания международным экономическим проблемам, мы рекомендуем в первом семестре изучить части 1, 2, 3 и 9, а во втором семестре - части с 4 по 8.
Если курс экономике излагается на протяжении трех семестров, то в первом изучаются главы с 1 по 12, во втором - с 13 по 29 и в третьем - с 30 по 40.
Если курс преподают только один семестр, то можно рассмотреть различные группы глав. В конце предисловия мы предлагаем три варианта группировки глав для односеместрового обучения -с упором на макроэкономические вопросы, проблемы микроэкономике или на обзор теоретических проблем микро- и макроэкономике, а также два варианта группировки глав для курса, который преподается в течение одной четверти.
БЛАГОДАРНОСТИ
Мы особенно благодарим Джеймса Риза из Университета Южной Каролины (г. Спартансбург), который написал 80 Интернет-вопросов ко всем главам учебника.
Коллеги из Университета Небраска-Линкольн и Лютеранского университета Тихоокеанского побережья щедро делились с нами своими знаниями в областях своей специализации. Они нас поддерживали (вселяли в нас уверенность).
Как мы отмечали ранее, 14-е издание отличается от предыдущих. Рецензенты внесли весомый количественный и качественный вклад, их предложения явились богатым источником для нового пересмотра текста. Список фамилий рецензентов приводится ниже. Профессор Томас Барбьеро из Политехнического института Райерсона предложил себя в качестве соавтора канадского издания «Экономикс». Мы высоко оценили предложения, внесенные профессором Уильямом Вальстадом. Мы благодарим Роберта Иенсена, который внимательно дважды вычитал работу, Уильяма Харриса из Университета штата Делавэр — он предложил несколько оригинальных вопросов в Проверочную базу //.
Мы в большом долгу перед специалистами издательства McGraw-Hill, в частности перед Гари Бёрком, Люсиль Саттон, Марилеей Фрайд, Ли Хертелем, Нельсоном Блэком, Марти Куинном, Миллером Мюрреем, Евой Штрок, Фрэнсисом Оуэнсом, Дианой Кендой и Рамом Аугспургером за профессиональную работу.
Мы благодарим Эда Мильмана и Сюзанну Готтфрид за высокопрофессиональное редактирование текста, Аманду Кавана — за творческий дизайн верстки и Жака Курнойера — за интересные иллюстрации.
Мы также благодарим недавно работающих в компании Irwin/McGraw-Hill специалистов по продажам — они с большим энтузиазмом приветствовали это издание.
Экономикс охватывает проблемы, связанные с достижением целей наилучшими методами. Мы предлагаем вам познакомиться с тем, как повысить эффективность изучения — понимания и оценок — предмета экономике. Помогут вам в этом следующие приемы, использованные в нашем учебнике.
• Приложения к графикам. Пониманию принципов экономике способствуют графический анализ и общие представления о количественных связях. В приложении к главе 1 рассказано о различных видах графиков, а также линейных уравнениях. Пожалуйста, не пропустите их!
• Введения. Введения к каждой главе должны пробудить интерес к теме - в них будут указаны цели и основные положения данной главы.
• Термины и понятия. Терминологии уделено большое внимание во вводной части. Термины выделены в тексте полужирным шрифтом и приведены в конце каждой главы, кроме того, термины сведены в словарь.
• Повторения. Важные мысли надо повторять. В конце каждой главы приводится заключение, кроме того, в каждой главе по ходу изложения вы найдете два-три «Кратких повторения». Эти разделы помогут усвоить основные положения каждой главы и подготовиться к экзаменам. Если какие-то выводы покажутся непонятными, то надо перечитать соответствующий раздел главы.
• Ключевые графики. Некоторые графики мы назвали «ключевыми графиками». Преподаватели почти наверняка будут разбирать эти графики на занятиях. Нет сомнения, что в экзаменационные билеты попадут вопросы по некоторым из них!
• Подрисуночные подписи. В любом учебнике по экономике всегда много графиков и рисунков. В примечаниях к рисункам содержатся пояснения и анализируются основные положения, отраженные на ри-
сунке. Отнеситесь к пояснениям внимательно — это краткая формулировка основных положений.
* Международный ракурс. Каждая страна начинает все больше оказывать влияние на мировую экономику. Чтобы понять этот процесс, загляните в раздел «Международный ракурс». Здесь вы наглядно увидите положение США в сравнении с другими странами.
* Последний штрих. В каждой главе есть небольшой раздел «Последний штрих». Не делайте ошибки — не пропускайте его. В нем показано, как выглядят экономические положения на практике. В одних разделах приводятся конкретные случаи для изучения, в других — высказываются идеи, противоречащие основным экономическим теориям. Не пропустите — их приятно читать. Это расширит ваш кругозор, и вы будете лучше понимать экономику.
* Учебные задания и вопросы. В конце каждой главы приводится обширный список вопросов. Давно известно, что любой предмет лучше усваивается на практике — экономике тоже. Использование вопросов поможет лучше ориентироваться в предмете. Некоторые из них выделены как «Ключевые вопросы» — ответы на них вы найдете в конце учебника. Вы можете сразу обратить внимание на них, как только они встретятся, или после того, как прочитаете всю главу.
Уже из главы 1 вы поймете, что экономике предполагает особый способ мышления и метод анализа проблем. Главная цель книги — научить вас таким методам и способу мышления. Если совместные усилия - наши, ваши и ваших преподавателей, увенчаются успехом, то вы усвоите весь спектр экономических, социальных и политических проблем, которые иначе останутся неясными.
Хватит рассуждать! Открывайте учебник!