Микроэкономике рынков ресурсов

Глава 27

Спрос иа ресурсы..........................................................613

Глава 28

Определение заработной платы....................................632

Глава 29

Рента, проценты и прибыли..........................................657

ЧАСТЬ 7

Государство и микроэкономике

Глава 30

Несостоятельность государства и рынка:

общественные товары, окружающая среда

и проблемы информации............................................675

Глава 31

Теория общественного выбора

и налогообложение........................................................700

ЧАСТЬ 8

Микроэкономические проблемы и политика

Глава 32

Антитрестовское законодательство

и регулирование........................................................725

Глава 33

Сельское хозяйство: экономика

и политика................................................................747

Глава 34

Неравенство в рспределеиии дохода

и бедность.....................................................................766

Глава 35

Экономика здравоохранения.........................................788

Глава 36

Рынок рабочей силы: профсоюзы,

дискриминация и иммиграция.......................................808

ЧАСТЬ 9

Международная экономике и мировая экономика

Глава 37

Международная торговля.............................................837

Глава 38

Валютные курсы, платежный баланс

и торговый дефицит......................................................863

Глава 39

Экономикс развивающихся стран.................................887

Глава 40

Страны с экономикой переходного периода:

Россия и Китай.............................................................911

Предисловие

Мы с удовольствием приветствуем выход в свет 14-го издания учебника «Экономикс» — самого по­пулярного учебника по экономике. Его прочитали более четырех с половиной миллионов студентов. Учебник адаптирован для студентов Канады, Ав­стралии, Италии и России, он переведен на фран­цузский, испанский и другие языки.

Подъем американской экономики, изменение направления кредитно-денежной политики, эконо­мические перипетии в странах Юго-Восточной Азии, динамичное развитие новых технологий, пе­ресмотр американской политики в области сельс­кого хозяйства и социального страхования, колеба­ния валютных курсов и развитие капитализма в России — интересное время для изучения эконо­мике! Конечно, те, кто знаком с принципами эко­номикс, получат огромное преимущество, они бу­дут понимать, что происходит, и с пользой для себя будут участвовать в экономических процессах.

ЧТО В УЧЕБНИКЕ НОВОГО?

Мы глубоко переработали текст, отшлифовали и внесли исправления в новое издание. (Если прибе­гать к аналогии с компьютерными программами, то это будет версия 14.0, а не 13.1 или 13.2.) Мы полу­чили замечания от 100 рецензентов и участников обследований, эти замечания легли в основу мно­гих изменений. Благодаря им мы смогли создать новаторский и динамичный текст.

Новые или значительно переработанные главы

В этом издании есть одна совершенно новая глава, в три других внесены значительные изменения.

• Глава 26. Технологии, исследования, разработ­ки и эффективность. Это целиком новая глава. В ней приводится подробное описание дискуссии вокруг микроэкономических проблем, вызванных техноло­гическими нововведениями. Мы считаем, что такие темы, как изобретения, принятие решений в облас­ти научных исследований и созидательного разруше­ния, слишком важны и их не следует игнорировать или откладывать в сторону. Поэтому мы посвящаем целую главу исследованию этих вопросов. (Для того чтобы можно было уделить этим вопросам больше внимания, мы выделили дискуссии о монополис­тической конкуренции и олигополии в отдельную главу 25.)

• Глава 16. Продолжение анализа совокупного предложения. Эта глава значительно переработана, в том числе уточнены различия между краткосроч­ным и долгосрочным совокупным предложением. Мы использовали это различие для создания «моде­ли совокупного спроса и совокупного предложения». С помощью этой модели анализируется инфляция спроса, инфляция издержек и спад в экономике. В конце главы рассматриваются другие проблемы, связанные с совокупным предложением, - кривая Филлипса и экономика предложения.

• Глава 17. Дискуссионные вопросы макроэконо­мической теории и политики. Глава написана прак­тически заново, в ней расширено исследование идей, изложенных в главе 16, и анализируются со­временные дискуссии вокруг макроэкономической теории и экономической политики. В этом издании в качестве исторического фона мы использовали классический кейнсианский подход, который иссле­довали в предыдущих изданиях, для анализа совре­менных дискуссий об: 1) источниках макроэконо­мической нестабильности; 2) возможностях «самокоррекции» («самовосстановления») экономики; 3) «правилах» и «ограничениях». В главе системати­чески излагаются неоклассические экономические взгляды и предлагаются такие идеи, как теория не­правильного восприятия, ошибки координации, эффективная заработная плата и отношения между инсайдерами и аутсайдерами.

• Глава 40. Страны с экономикой переходного периода: Россия и Китай. В предыдущих изданиях мы включили анализ состояния экономики Китая в ма­териалы, относящиеся к России. Здесь дан краткий обзор марксистской идеологии и ее проявлений, а также рассмотрены цели и основные проблемы цен­трализованной плановой экономики. Кроме того, рассказано о крахе советской экономики, различных элементах российских экономических реформ и се­годняшних итогах. В конце главы говорится о глав­ных чертах рыночных реформ в Китае, включая бы­стрый экономический рост и остающиеся трудности.

Новые педагогические подходы

• Краткие тесты. Мы сопроводили 24 ключе­вых графика четырьмя вопросами по выбору и вве­ли новую рубрику — «Краткий тест». Каждый тест соотносится с ключевым графиком. Вопросы сфор­мулированы на том же уровне сложности, что и остальные вопросы к главе. Правильные ответы приводятся тут же, и поэтому студенты смогут не­медленно проверить, как она поняли ключевые концепции.

• Интернет-вопросы. В каждой главе есть по два Интернет-вопроса; студенты смогут на них от­ветить, если обратятся по соответствующим адре­сам в Интернете. Эти вопросы помогут научиться применять конкретные экономические концепции и познакомят учащихся с соответствующими сайта­ми в области экономике.

Формирование блоков и подход к макроэкономике

Для подготовки данного издания мы применили поблоковый подход к анализу проблем макроэко­номической теории, экономической политики и спорных вопросов. В частности, мы:

• предложили модель совокупных расходов;

• получили модель совокупного спроса на ос­нове анализа модели совокупных расходов и разра­ботали модель совокупного спроса — совокупного

предложения;

• обсудили проблемы фискальной политики на основе модели совокупного спроса — совокупного

предложения;

• включили в модель совокупного спроса — совокупного предложения монетарные концепции;

• обсудили проблемы монетарной политики на основе модели совокупного спроса — совокупного предложения;

• расширили модель совокупного спроса — со­вокупного предложения путем установления разли­чий между краткосрочным и долгосрочным сово­купным предложением;

• применили «расширенную» модель совокуп­ного спроса - совокупного предложения к анализу макроэкономической нестабильности, современным дискуссионным проблемам макроэкономики и эко­номического роста.

Экономические проблемы женщин, меньшинств и дискриминации

В тексте глав нового издания приводятся новые дан­ные относительно специальных экономических про­блем женщин, меньшинств и проблемы дискрими­нации. Так, например, в главу 2 мы включили в под­раздел «Последний штрих» материал о росте доли женщин в рабочей силе. В аналогичном подразделе главы 28 исследуется влияние лицензирования про­фессии парикмахеров на афростилистов. В главе 36 исследуется модель дискриминации, рассматривают­ся приемы статистической дискриминации и теории переполнения профессии. Новый подраздел «Пос­ледний штрих» в главе 36 рассказывает о «слепом» прослушивании при формировании состава ведущих симфонических оркестров по половому признаку.

Больше внимания экономическим перспективам

По-новому организован материал главы 1, в этом издании она начинается с анализа понятий редкости и выбора, рационального поведения и предельных показателей. В главе 2 мы опираемся на идею пре­дельных выгод и предельных затрат для определения оптимального положения на кривой производствен­ных возможностей. Мы продолжаем развивать идею экономической перспективы и в остальной части книги в ряде дискуссий, включая принятие инвести­ционных решений, невозвратные затраты, рацио­нальный подход к решениям по научным исследова­ниям и разработкам и иммиграционной политике.

Меньше формализма, прямой подход, дополнительные интересные материалы

Внимательное построчное редактирование текста позволило уточнить некоторые формулировки и ослабить формализм, при этом мы стремились сделать так, чтобы объяснения от этого не стали менее основательными и глубокими. Где было необходи­мо, мы вводили «дополнительные поясняющие фразы», и это выгодно отличает наш учебник от других. Студентам особенно понравятся новые под­разделы «Последний штрих» в главе 4 — «Розовый фламинго и голосование долларом», в главе 26 -«На пути к персональному компьютеру и Интерне­ту», в главе 28 - «Несколько слов о тех, кто любит заплетать косички в афро-американском стиле, и скучных экономистах». Все 40 подразделов «Послед­ний штрих» написаны интересно, в современном стиле.

Другие новые темы и подходы к дискуссиям

Наряду с указанными изменениями в новом изда­нии есть также много других переработанных мест.

• Часть L Глава 1; переделан рис. 1-1, заново написаны пояснения к рисунку, приведены новые, более живые примеры. Глава 2: углублено обсуж­дение экономических пропорций, связанных с ро­стом затрат, применены новые подходы (противо­речия по поводу землепользования, разрушения в результате войн и появление новых технологий), обобщающие соображения по поводу экономичес­ких систем. Глава 3; приведены новые примеры - повышение спроса на спортивные снаряды, повы­шение эффективности использования топлива в авиационных двигателях, повышение спроса на сальсу, выкуп лодок для лова пикши, снижение цены на лососину. Глава 4; проведен углубленный анализ суверенитета потребителя, в табл. 4-1 вве­дена графа «Производство с минимальными издер­жками», дан новый «Международный ракурс» с анализом индекса экономической свободы. Глава 5; даны новые, более четкие определения акций и об­лигаций, новые исследования проблемы отноше­ний принципал-агент, новый «Международный ра­курс» о проблеме занятости в государственном сек­торе в сравнении с занятыми во всей экономике различных стран. Глава 6; дано развернутое объяс­нение принципа «наибольшего благоприятство­вания».

• Часть 2. Глава 7: изменена терминология на рис. 7-2 (вместо «расширяющаяся», «статичная» и «сжимающаяся» экономика - «расширяющиеся», «статичные» и «сжимающиеся» производственные мощности), дано более простое объяснение индек­са цен ВВП (новая табл. 7-5 и 7-6), более глубокое объяснение индекса потребительских цен. Глава & дано углубленное объяснение структурной безра­ботицы, использован новый подход к Закону Оукена, сделано дополнение к табл. 8-2 о темпах роста

безработицы в связи с уровнем образования. Гла­ва 9. рис. 9-5 (потребность в инвестициях) стал те­перь ключевым графиком, в главе появился новый рис. 9-6, который отражает смещение кривой по­требности в инвестициях. Новый рис. 9-7 гра­фически объединяет реальную ставку процента, кривую спроса на инвестиции и таблицу (график) реальных капиталовложений. Глава 10; рис. 10-8 «Рецессионный и инфляционный разрыв» стал ключевым графиком. Глава 11; дана расширенная дискуссия о возможных причинах снижения цен и негибкости заработной платы. Глава 12; проведено новое исследование требований, обусловливающих бюджетное равновесие, более четко прояснены по­зиции относительно эффекта вытеснения, вызван­ного кредитно-денежной политикой, в том числе критика этих идей.

• Часть 3. Глава 13; термин «мера стоимости» заменен новым — «единица учета». Введен новый подраздел о последних мерах в области денежной и банковской политики (относительное сокращение числа банков и сберегательных учреждений, про­цесс глобализации финансовых рынков, электрон­ные деньги и смарт-карты). Глава 15; дана расши­ренная дискуссия об учетных ставках федеральных фондов, в новом подразделе «Международный ра­курс 15-1» приводится список названий централь­ных банков ряда стран.

• Часть 4. Глава 16; в этой существенно пере­работанной главе проводится расширенный анализ совокупного предложения. Глава 17; в новой главе анализируются и сопоставляются современные подходы к макроэкономической теории и полити­ке. Глава 18; дан материал по экономическому росту (глава 19 в 13-м издании), обсуждаются при­чины низкой прибыльности сектора услуг, проти­воречивые идеи относительно «новой» экономики. Глава 19; содержатся переработанные материалы о реакции политики на дефицит бюджета, включая законодательное снижение уровня дефицита госу­дарственного бюджета в 1992 г. и вето по строкам затрат.

• Часть 5. Глава 20; снова дискутируется (на основе новейших исследований) ценовая эластич­ность на нелегальные наркотики. Глава 21; рис. 21-1 стал ключевым графиком, в новом издании на рис. 21-2 показана кривая спроса, полученная в ре­зультате изменения цены на продукт в модели мак­симизации полезности. Глава 22; развернутые опре­деления предельного, среднего и совокупного про­дукта теперь предшествуют дискуссии о сокраще­нии доходов, существенно переработаны рис. 22-1 и 22-2, приведены новые примеры экономии на мас­штабах производства («необычно большие штампо­вочные машины»). Глава 23; на рис. 23-2 в новом издании приводится кривая валового дохода ком­пании, графический анализ «валового совокупно­го дохода — общих издержек» ограничивается мак­симизацией прибыли; дан подраздел о модели чи­стой конкуренции. Глава 24: новая табл. 24-2 по­казывает, как рассчитывать максимизирующий прибыль объем выпуска продукции, цену и при­быль (если она будет) в условиях чистой монопо­лии. На рис. 24-6 даются новые графические срав­нения доходов в условиях чистой монополии и совершенной конкуренции. В качестве примера ценовой дискриминации приводится пример «ку­пона со скидкой». Глава 25: в новом издании ана­лиз монополистической конкуренции и олигопо­лии помещены в одну главу. Ломаная кривая спро­са поставлена в главу как ключевой график. При­водится ряд новых примеров. Глава 26: новая глава о технологии, научных исследованиях и эффектив­ности.

• Часть 6. Глава 27: в табл. 27-3 показаны раз­личия между заменяющими и дополняющими ре­сурсами. Приводятся новые примеры спроса на труд, пересмотрен подход к изучению комбинации ресурсов, приносящих максимальную прибыль при минимальных затратах. Глава 28: даны рассуждения о стагнации реальной заработной платы. Заново написан подраздел о несовершенствах рынка труда. Глава 29: раскрыта теория ссудных фондов.

• Часть 7. Глава 30. приводятся новые гипоте­тические примеры (скульптора, организовавшего свое предприятие) для иллюстрации проблемы «бес­платного проезда» и характеристики товаров обще­ственного пользования; приведены новые сооб­ражения о «трагедии общих ресурсов». Глава 31: проведена расширенная дискуссия относительно по­литики «свинина в обмен на нефть» и неэффектив­ности бюрократии, даны новые материалы о налоге на добавленную стоимость и предложении ввести единую ставку подоходного налога, критика этих предложений.

• Часть 8. Глава 32: дана дискуссия вокруг Microsoft и принудительных контрактов, приводят­ся новые примеры случаев установления фиксиро­ванных цен; внесены коррективы и пересмотрен подраздел, рассказывающий о промышленной по­литике. Глава 33: приводятся новые рассуждения о реформе политики в отношении фермеров (конец политики поддержки цен на сельскохозяйственную продукцию). Глава 34: уточнены данные об измен­чивости доходов, применены новые подходы к ис­следованию причин роста неравенства, новый под­раздел о реформе системы социального страхова­ния. Глава 35: проведено расширенное обсуждение проблем, связанных с управлением здравоохране­нием (привилегированные организации и организации поддержания здоровья). Глава 36: пересмот­рены и обновлены материалы дискуссии о профсо­юзах (тред-юнионизме), приведены новые данные и подходы к анализу дискриминации, в том числе дебаты вокруг «положительного воздействия проф­союзов», новые соображения в отношении иммиг­рации.

• Часть 9. Глава 37: посвящена проблемам

мировой торговли. Глава 38: приведены объяснения статей платежного баланса, новые соображения от­носительно дискуссии вокруг существовавших сис­тем обменных курсов и написан специальный под­раздел о дефиците торгового баланса США. Глава 39: содержит новую карту мира — промышленно разви­тые страны, развивающиеся страны со средним уровнем доходов и развивающиеся страны с низ­ким уровнем доходов (рис. 39-1); новые соображе­ния по поводу трудностей, связанных с междуна­родной задолженностью, в том числе недавние пред­ложения МВФ относительно зачета задолженности стран Юго-Восточной Азии. Полностью пересмот­рен материал о политике в отношении развиваю­щихся стран. Глава 40: содержит существенно пере­работанный материал, который теперь включает анализ проблем, связанных с переходом к рыноч­ной экономике в Китае и России.

Новые подразделы «Последний штрих»

В это издание включено несколько новых подраз­делов «Последний штрих». Все 40 подразделов со­провождаются новыми рисунками. Мы по-прежне­му помещаем эти материалы в конец главы, чтобы до времени не отвлекать внимания читателей.

Среди новых тем — проблемы женщин и расши­ряющиеся производственные возможности (глава 2), суверенитет потребителя, голосование долларом и пластмассовые розовые фламинго (глава 4), отмена контроля над заработной платой и ценами (глава 16), неуместность (бесполезность) учета невозврат­ных издержек (глава 22), максимизация прибыли потребителя в условиях совершенной конкуренции (глава 23), краткая история персонального компь­ютера и Интернета (глава 26), замена автоматичес­ких кассовых аппаратов на банкоматы (глава 27), влияние профессионального лицензирования на парикмахеров-афростилистов (глава 28), реформа системы социального страхования (глава 34), дефи­цит органов человеческого тела для трансплантации (глава 35), влияние прослушивания «вслепую» на долю женщин в составе ряда ведущих симфоничес­ких оркестров (глава 36), переход к капиталисти­ческим отношениям на предприятиях в России (гла­ва 40).

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ

Несмотря на то что 14-е издание достаточно отда­ленно напоминает первое, наши намерения оста­лись прежними: познакомить студентов, начинаю­щих изучать экономике, с принципами, важными для понимания основной проблемы минимизации затрат, специальных экономических вопросов и научить их разбираться в альтернативных полити­ческих направлениях, по поводу которых они смо­гут сознательно принимать решения. Два удачных побочных «продукта» этой задачи — умение правиль­но и бесстрастно рассуждать об экономических про­блемах и постоянный интерес к экономике. И как обычно, наше изложение принципов и проблем экономике будет прямым и логичным. Мы продол­жаем подчеркивать тот факт, что наше изложение предмета — ясное, последовательное и непротиворе­чивое.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

• Всестороннее объяснение на соответствующем уровне. Экономикс — обширный, аналитический и перспективный предмет, он доступен пониманию студентов с различным уровнем подготовки. Осно­вательная проработка и доступное изложение по­зволяют преподавателям самостоятельно выбирать темы для специального изучения. При этом препо­даватели уверены в том, что студенты смогут про­читать и самостоятельно понять другие заданные ими материалы по книге.

• Исчерпывающее определение экономике. По­сколькустуденты должны в первую очередь изучить основы, мы решили посвятить почти всю главу 2 тщательной и всесторонней проработке проблемы экономии (минимизации затрат) и ее различным практическим сторонам. Такой подход позволит выстроить в правильной последовательности клю­чевые экономические концепции.

• Основы рыночной системы. Различные стра­ныпо всему миру совершают в настоящее время переход от плановой экономики к рыночной. По­этому наше описание механизмов и институтов рыночной системы в главе 4 сегодня стало как ни­когда ранее актуальным. Мы обращаем особое вни­мание на права собственности, свободу частного предпринимательства и выбора, конкуренции и роли прибыли, поскольку эти концепции плохо воспринимаются студентами в начале изучения предмета.

• Ранняя интеграция международной экономике.

Уже в самом начале изложения предмета мы знако­мим с принципами и институтами глобальной экономики. Так, в главе 6 исследуется рост мировой торговли и ее основные участники, рассказывается о специализации и сравнительных преимуществах, о мировых валютных рынках, тарифах и субсидиях, а также о различных торговых соглашениях. Такое мощное «введение» в международную экономике позволяет объяснить макроэкономические и мик­роэкономические проблемы с позиций глобализа­ции.

* Исследование роли государства на ранних эта­пах обучения. Правительства — часть современного капитализма. В учебнике рассказывается об эконо­мических функциях государства в самом начале -в главе 5. В главе 30 более детально рассматрива­ются причины несостоятельности государства и рынка, в главе 31 исследуются ведущие проблемы теории общественного выбора и государственных финансов. Как микроэкономический, так и макро­экономический разделы учебника содержат про­блемные главы и главы, где излагается экономичес­кая политика.

* Акцент на экономический рост. Это издание продолжает ориентировать на экономический рост. В главе 2 исследуется кривая производствен­ных возможностей и показаны основные слагае­мые роста. В главе 18 рассматриваются темпы и причины роста, а также некоторые противоречи­вые сопутствующие им проблемы. В главе 39 вни­мание направляется на развивающиеся страны и на препятствия, с которыми они сталкиваются. В главе 40 рассматриваются проблемы, связанные с переходным периодом в экономиках бывшего Советского Союза и Китая. В это издание мы поместили главу, которая может стать основой для понимания экономического роста — это глава (из раздела «микроэкономике») о современных тех­нологиях, научных исследованиях и разработках и эффективности.

* Акцент на теорию фирмы. Мы уделяем боль­шое внимание проблемам микроэкономике в целом и теории фирмы в частности. Для этого есть две причины. Первая — большинство студентов, только начинающих изучать экономике, испытывают здесь большие трудности. Кроме того, довольно сжатое изложение тем обычно только усиливает эти труд­ности, и у студентов остается больше вопросов, чем ответов. Вторая — мы хотели совместить анализ различных структур рынка с обсуждением влияния каждой из них на уровень цен, объемы выпуска, распределение ресурсов и темпы развития техноло­гии.

* Акцент на экономические проблемы. Многие студенты считают часть 4 (макроэкономические проблемы) и часть 7 (микроэкономические пробле­мы) основными. Мы постарались сделать так, чтобы направить предмет по логическому пути разви­тия и научить пользоваться аналитическими инст­рументами. Мы приветствуем инициативу препода­вателей при изучении этих частей — они могут про­пустить некоторые из них по своему выбору

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ

Изучение некоторых тем и концепций в экономике бросает вызов средним студентам. Например, сле­дует отнестись с большим вниманием к теории фирмы и макроэкономическому подходу к опреде­лению уровня выпуска и цены. Здесь простота свя­зана с полнотой, а не с краткостью изложения.

Наш опыт подсказывает, что при рассмотрении любой темы — будь то совокупный спрос и предло­жение, деньги и банковская система, теория фир­мы и международной экономике - желательно, что­бы анализ теории сочетался с анализом экономи­ческой политики. В целом можно сказать, что мы исследуем наши аналитические инструменты в три этапа: 1) словесное описание и иллюстрации; 2) чис­ловой пример; 3) графический анализ, основанный на числовом примере.

Все эти соображения привели к тому что мы разделили учебник на девять частей: часть 1 — Вве­дение в экономике и экономику; часть 2 — Нацио­нальный доход, занятость и фискальная политика; часть 3 - Деньги, банковское дело и кредитно-де­нежная политика; часть 4 - Проблемы и противо­речия в макроэкономике; часть 5 — Микроэконо­мике товарных рынков; часть 6 - Микроэкономике рынков ресурсов; часть 7 - Государство и микро­экономике; часть 8 — Микроэкономические пробле­мы и политика; часть 9 - Международная эконо­мике и мировая экономика.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ

Преподаватели обычно соглашаются с содержани­ем курсов экономике, однако они часто расходятся во мнении об организации учебного процесса. Наш учебник обладает в этом смысле большой гибкос­тью. Предыдущие пользователи учебника рассказы­вали нам, что часто они серьезно изменяли после­довательность изучения тем, хотя немного отступа­ли от логики изложения материала.

Мы предпочитаем двигаться от макроэкономике к микроэкономике, однако после части 1 можно пе­рейти к микроэкономическому анализу в частях 5 и 6. Аналогичным образом модели совокупного спроса — совокупного предложения излагаются после двух глав, посвященных анализу совокупных расходов. Те, кто хочет следовать исключительно анализу модели совокупного спроса — совокупного предложения, могут просто пропустить эти две главы и дополнить обсуждение совокупного спроса рассуж­дениями о спросе на инвестиции и мультиплика­торе и причинах смещения кривой совокупного спроса.

Некоторые преподаватели предпочитают переме­жать изучение микроэкономических проблем, из­ложенных в частях 5 и 6, изучением проблем, изло­женных в части 8. Так, главу 33 о сельском хозяй­стве можно изучать после главы 23 о совершенной конкуренции, глава 32 об антитрестовской полити­ке, регулировании и промышленной политике мо­жет следовать за главами 24 и 26 о несовершенной конкуренции и технологических преимуществах. Глава 36 о проблемах рынка труда (профсоюзы, дискриминация и иммиграция) может следовать за главой 28 о заработной плате; глава 34 о неравен­стве доходов может следовать за главами 28 и 29 о распределении национального дохода.

Преподаватели, ведущие обычный двухсеместровый курс, которых вполне удовлетворяет наша пос­ледовательность изложения материала, обнаружат, что если начать преподавание с частей 1—4 в пер­вом семестре, то во втором следует перейти к час­тям 6-9. Для тех преподавателей, кто решил уде­лить больше внимания международным эконо­мическим проблемам, мы рекомендуем в первом семестре изучить части 1, 2, 3 и 9, а во втором семе­стре - части с 4 по 8.

Если курс экономике излагается на протяжении трех семестров, то в первом изучаются главы с 1 по 12, во втором - с 13 по 29 и в третьем - с 30 по 40.

Если курс преподают только один семестр, то можно рассмотреть различные группы глав. В кон­це предисловия мы предлагаем три варианта груп­пировки глав для односеместрового обучения -с упором на макроэкономические вопросы, пробле­мы микроэкономике или на обзор теоретических проблем микро- и макроэкономике, а также два ва­рианта группировки глав для курса, который пре­подается в течение одной четверти.

БЛАГОДАРНОСТИ

Мы особенно благодарим Джеймса Риза из Универ­ситета Южной Каролины (г. Спартансбург), кото­рый написал 80 Интернет-вопросов ко всем главам учебника.

Коллеги из Университета Небраска-Линкольн и Лютеранского университета Тихоокеанского побе­режья щедро делились с нами своими знаниями в областях своей специализации. Они нас поддержи­вали (вселяли в нас уверенность).

Как мы отмечали ранее, 14-е издание отличает­ся от предыдущих. Рецензенты внесли весомый количественный и качественный вклад, их предложения явились богатым источником для нового пересмотра текста. Список фамилий рецензентов приводится ниже. Профессор Томас Барбьеро из Политехнического института Райерсона предложил себя в качестве соавтора канадского издания «Эко­номикс». Мы высоко оценили предложения, вне­сенные профессором Уильямом Вальстадом. Мы благодарим Роберта Иенсена, который вниматель­но дважды вычитал работу, Уильяма Харриса из Университета штата Делавэр — он предложил не­сколько оригинальных вопросов в Проверочную базу //.

Мы в большом долгу перед специалистами изда­тельства McGraw-Hill, в частности перед Гари Бёрком, Люсиль Саттон, Марилеей Фрайд, Ли Хер­телем, Нельсоном Блэком, Марти Куинном, Мил­лером Мюрреем, Евой Штрок, Фрэнсисом Оуэнсом, Дианой Кендой и Рамом Аугспургером за профес­сиональную работу.

Мы благодарим Эда Мильмана и Сюзанну Готтфрид за высокопрофессиональное редактирование текста, Аманду Кавана — за творческий дизайн вер­стки и Жака Курнойера — за интересные иллюстра­ции.

Мы также благодарим недавно работающих в компании Irwin/McGraw-Hill специалистов по про­дажам — они с большим энтузиазмом приветство­вали это издание.

Экономикс охватывает проблемы, связанные с достижением целей наилучшими методами. Мы предлагаем вам познакомиться с тем, как повысить эффективность изучения — понимания и оценок — предмета экономике. Помогут вам в этом следую­щие приемы, использованные в нашем учебнике.

• Приложения к графикам. Пониманию прин­ципов экономике способствуют графический ана­лиз и общие представления о количественных свя­зях. В приложении к главе 1 рассказано о различ­ных видах графиков, а также линейных уравнениях. Пожалуйста, не пропустите их!

• Введения. Введения к каждой главе должны пробудить интерес к теме - в них будут указаны цели и основные положения данной главы.

• Термины и понятия. Терминологии уделено большое внимание во вводной части. Термины вы­делены в тексте полужирным шрифтом и приведены в конце каждой главы, кроме того, термины сведе­ны в словарь.

• Повторения. Важные мысли надо повторять. В конце каждой главы приводится заключение, кро­ме того, в каждой главе по ходу изложения вы най­дете два-три «Кратких повторения». Эти разделы помогут усвоить основные положения каждой гла­вы и подготовиться к экзаменам. Если какие-то выводы покажутся непонятными, то надо перечи­тать соответствующий раздел главы.

• Ключевые графики. Некоторые графики мы назвали «ключевыми графиками». Преподаватели почти наверняка будут разбирать эти графики на за­нятиях. Нет сомнения, что в экзаменационные би­леты попадут вопросы по некоторым из них!

• Подрисуночные подписи. В любом учебнике по экономике всегда много графиков и рисунков. В при­мечаниях к рисункам содержатся пояснения и ана­лизируются основные положения, отраженные на ри-

сунке. Отнеситесь к пояснениям внимательно — это краткая формулировка основных положений.

* Международный ракурс. Каждая страна начи­нает все больше оказывать влияние на мировую эко­номику. Чтобы понять этот процесс, загляните в раздел «Международный ракурс». Здесь вы нагляд­но увидите положение США в сравнении с другими странами.

* Последний штрих. В каждой главе есть неболь­шой раздел «Последний штрих». Не делайте ошиб­ки — не пропускайте его. В нем показано, как вы­глядят экономические положения на практике. В одних разделах приводятся конкретные случаи для изучения, в других — высказываются идеи, проти­воречащие основным экономическим теориям. Не пропустите — их приятно читать. Это расширит ваш кругозор, и вы будете лучше понимать экономику.

* Учебные задания и вопросы. В конце каждой главы приводится обширный список вопросов. Дав­но известно, что любой предмет лучше усваивается на практике — экономике тоже. Использование вопросов поможет лучше ориентироваться в пред­мете. Некоторые из них выделены как «Ключевые вопросы» — ответы на них вы найдете в конце учеб­ника. Вы можете сразу обратить внимание на них, как только они встретятся, или после того, как про­читаете всю главу.

Уже из главы 1 вы поймете, что экономике пред­полагает особый способ мышления и метод анализа проблем. Главная цель книги — научить вас таким методам и способу мышления. Если совместные усилия - наши, ваши и ваших преподавателей, увен­чаются успехом, то вы усвоите весь спектр эконо­мических, социальных и политических проблем, ко­торые иначе останутся неясными.

Хватит рассуждать! Открывайте учебник!

Наши рекомендации