Налоговая система и фискальная политика
Фискальная политикагосударства представляет собой систему регулирования, связанную с правительственными расходами и налогами, направленную на обеспечение максимально возможной занятости и роста производства.
Проведение фискальной политики осуществляется на основе формирования и распределения государственного бюджета.
Любому государству для выполнения функций регулирования национальной экономики необходимы фонды денежных средств. Источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительства собирает в госбюджет со своих «подданных» в виде налогов.
Налоги выражают обязанность всех физических и юридических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов.
Налоги в экономике выполняют несколько функций:
1. Являются фактором перераспределения чистого национального продукта между всеми субъектами рынка. Население страны состоит не только из трудоспособного населения, поэтому с помощью налогов идет перераспределение национального продукта между всеми членами общества.
2. Призваны гасить возникающие «недоразумения» в системе распределения.
В результате сложившейся конъюнктуры на рынке часть продуктов может продаваться по цене, значительно превышающей издержки, поэтому с помощью налогов «не заработанные» деньги возвращаются государству и перераспределяются между субъектами рынка.
3. Позволяют заинтересовать производителей в развитии той или иной отрасли, необходимой для экономики. И наоборот, отвлечь людей от участия в той или иной форме деятельности, не являющейся необходимой для экономики в целом.
Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги, и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.
Четыре основополагающих принципа налогообложения, желательных в любой экономике, были сформулированы Адамом Смитом.
1. Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Соблюдение данного принципа приводит к так называемому равенству обложения.
2. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).
3. Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его.
4. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.
На основе этих принципов сложилось две концепции налогообложения.
1. Пропорциональная – налоги уплачиваются пропорционально тем выгодам, которые физические и юридические лица получили от государства.
2. Прогрессивная – налоги зависят от размера получаемого дохода.
Названые принципы налогообложения не учитывают чьей-либо возможности платить налоги. Фискальная политика правительства строится в соответствии с социально-экономической сущностью государства. Принимаемая концепция налогообложения зависит от взглядов правящей политической партии, от требований момента, от потребности правительства в доходах. В зависимости от того, какими слоями населения представлена правящая партия, та группа субъектов и будет оказывать влияние на принятие концепции налогообложения или введения льгот для отдельных субъектов экономики. Например, Газпром, Нефтепром, электроэнергетика в России находятся в настоящее время в особых условиях. Требования момента в современной России диктуют необходимость возрождения промышленного производства, развития малого бизнеса. Стимулирующей мерой в таких условиях является снижение налога на доходы и замена прогрессивной ставки налога пропорциональной. Главной потребностью правительства в доходах является потребность в обслуживании государственного долга, поэтому минимальный подоходный налог строится исходя из возможностей заплатить проценты по государственному долгу.
Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов. С этой целью определяются элементы налога.
Важным элементом налога является субъект налога, или налогоплательщик, – лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог. Но не всегда субъект налога будет его выплачивать, т. к. через механизм цен налоговое бремя может перекладываться на другое лицо. Люди, отказываясь, например, от приобретения сигарет, перекладывают обязанность уплачивать налог за сигареты на курящих.
Не менее важным элементом налога можно назвать носителя налога – лицо, фактически уплачивающее налог. Сложная структура налога связана с тем, что не все субъекты налога в состоянии самостоятельно уплачивать налог. Например, граждане частично или полностью не дееспособные, например, дети, не достигшие дееспособного возраста и не имеющие источника доходов. В качестве носителей налога могут выступать родители или опекуны.
Весьма значимым элементом налога является объект налога. Объектом налога может быть доход на имущество,заработная плата, прибыль, ценные бумаги, товары, недвижимость. Назначая налог на какой-либо из объектов налога, правительство может предполагать, какую сумму денег оно может при этом собрать при налогообложении. Например, при увеличении потоварного налога на соль на одну копейку за килограмм, можно рассчитать величину дохода, которую получит правительство. Так как человек в течение года потребляет 8 килограммов соли, а численность населения России составляет около 148 млн человек, то такой налог принесет государству 11840 тыс. рублей.
Также важно при налогообложении определить источник налога, т. к. если субъект налогообложения не будет обладать источником налога, то казна не сможет пополниться. Источником налога являются доход или имущество, с которого уплачивается налог. Для уплаты налога имущество должно производительно использоваться.
Последним из перечисленных, но не менее важных элементов, является ставка налога. Ставка налога – это элемент налога, определяющий величину налога на единицу обложения, например, на заработную плату, землю, прибыль, физическое или юридическое лицо и т. д., различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.
Твердые налоговые ставки устанавливаются в абсолютных суммах на единицу обложения, например, мы устанавливаем сумму в 40 рублей на одну тону нефти, независимо от движения цен на нефть на мировом рынке (снижения или роста) производители будут выплачивать налог, исходя из количества произведенного (в данном случае реализованного) продукта.
Пропорциональные налоговые ставки устанавливаются в процентах, например,
13 %-й налог на заработную плату. Независимо от ее размера, мы обязаны выплатить причитающийся государству налог.
Прогрессивные налоговые ставкитакже устанавливаются в процентах к денежной оценке объекта налога. Рост налоговой ставки может быть связан с ростом оценочной стоимости объекта налога или зависеть от других критериев. Например, налог на наследуемое имущество дифференцируется по степени родства. Родственники первой очереди уплачивают налог на наследуемое имущество меньший, чем родственники второй очереди при вступлении в наследное право.
Регрессивные налоговые ставки характеризуются постепенным снижением ставки налога на объект налогообложения. Регрессивное налогообложение является значительным стимулом для расширения производства.
Налоги могут быть выплачены как в денежной, так и в натуральной форме. Денежная, естественно, является более предпочтительной, но в условиях российской экономики иногда применяется и натуральная форма налога. Так, в условиях затоваривания и недостаточности средств на счетах Ульяновского завода несколько лет тому назад УАЗ выплачивал налоги в областной бюджет собственной продукцией, автомобилями, которые были затем переданы медицинским учреждениям города и области.
По платежеспособности налоги классифицируются на прямые и косвенные.
К прямым налогам относятся налоги, учитывающие платежеспособность субъектов, назначаемые прямо пропорционально платежеспособности, прямыми их называют еще и потому, что их невозможно переложить на другое лицо. К прямым налогам можно отнести налог на заработную плату, налог на доход, налог на прибыль и т. п., платежи по этим налогам осуществляются одновременно с получением вознаграждения, зачастую автоматически.
Косвенные налоги – это налоги на определенные товары и услуги. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене. Целесообразно выделить следующие виды налогов: налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизный налог, таможенные пошлины.
Налог на добавленную стоимость назначается на сумму, добавленную к цене сверх издержек производства.
Налог с продаж представляет собой вид косвенного налога, фиксированного в назначенном проценте к цене товаров и поступающего в бюджет по мере реализации товаров.
Особое место в косвенных налогах занимают акцизы, прежде всего из-за высоких налоговых ставок – 70-90 % к цене товаров. Но данный налог распространяется на избранные товары, не являющиеся предметами первой необходимости, например, спиртные напитки, изделия из натуральной кожи, автомобили, сложная бытовая техника.
Назначение налога в виде таможенной пошлины учитывает не только экономическую ситуацию внутри страны, но и внешнеэкономическую политику страны, возможности завоевания внутреннего рынка иностранным производителем.
Дифференцированный подход к налогообложению позволяет сформировать бюджет и на его основе осуществлять правительственные расходы при проведении фискальной политики. В экономической литературе государственные расходы рассматриваются как отрицательные налоги.
Под правительственными расходами понимаются государственные закупки товаров и услуг. Государственные закупки подразделяются на два вида:
· для собственного потребления государства;
· для регулирования рынка.
Первый вид закупок связан с необходимостью содержать государственный аппарат, поддерживать правопорядок в стране, охранять ее границы, поддерживать передовые направления в науке.
Второй вид закупок связан с регулированием цен на продукты с целью поддержания их на социально низком уровне и достижения нормального потребления всех членов общества.
По структуре государственные расходы могут включать следующие статьи:
· дотации на поддержание социально низких цен;
· расходы на обслуживание государственного долга;
· расходы на государственное управление;
· военные расходы;
· расходы на содержание правоохранительных органов;
· расходы на содержание науки, медицины, культуры.
Государственные расходы оказывают непосредственное влияние на объем национального производства и занятость населения. Как и инвестиции, они обладают мультипликационным эффектом (множительным), порождая цепочку вторичных, третичных и т. д. потребительских расходов. Государственные расходы также приводят к множительному эффекту самих инвестиций, что может оказывать воздействие в мультипликационном эффекте как на сокращение, так и на рост ВНП в периоды подъемов и спадов. Как и у других субъектов рынка, государственные денежные средства ограничены, поэтому государственные инвестиции осуществляются таким образом, чтобы, переходя из отрасли в отрасль, они последовательно инвестировали их, как если бы в каждую из отраслей были вложены государственные средства. Например, государство проинвестировало производство бытовой техники, доведя ее качество до мирового уровня. В результате создания высококонкурентного товара, работники данной отрасли получили высокие доходы и направили их в жилищное строительство, удовлетворяя свои потребности. Теперь строительная отрасль получила толчок к развитию. Доходы работников этой сферы возросли. В результате возросших доходов у строителей формируется потребность в автомобилях. Следовательно, они, предъявляя спрос на автомобили, осуществляют инвестирование автомобильной промышленности и т. д.
Безусловно, для придания государственным инвестициям мультипликационного эффекта необходимо использовать гибкое налогообложение, стимулирующее вложение денежных средств в соответствующие отрасли. Следовательно, государственные расходы представляют собой действенный инструмент регулирования национальной экономики. Фискальная политика в целом может носить как стимулирующий, так и сдерживающий характер. Например, снижение налогов может привести к росту располагаемого дохода, что сказывается на росте потребления. Рост потребления отдельных субъектов приводит к росту совокупных расходов или инвестиций. Рост инвестиций приводит к росту совокупного дохода и т. д.
2.1.11. Открытая экономика: принципы взаимодействия
с другими странами
В силу объективных (природных, географических и т. п.) и субъективных причин экономика каждой страны нуждается во взаимодействии с другими странами.
В современном мире экономика любой страны в той или иной мере подвергается воздействию мирового хозяйства. Степень влияния заграницы на национальную экономику зависит от удельного веса последней в мировом хозяйстве.
В качестве комбинации целей проведения стабилизационной политики в открытой экономике выступает «двойное равновесие» – внутренне равновесие и внешнее равновесие. Внутреннее равновесие достигается с помощью равновесия на всех макроэкономических рынках страны при полной занятости. Внешнее равновесие достигается при помощи нулевого сальдо платежного баланса страны.
Меры государства по стабилизационной политике фактически сводятся к поддержанию равновесия функционирования трех рынков: товарного, денежного и валютного.
Большое значение для оценки деятельности государства и взаимодействия его с другими имеет оценка состояния платежного баланса страны.
Платежный баланс представляет собой составленный в форме бухгалтерских счетов статистический отчет о торговых и финансовых сделках экономических субъектов страны с заграницей за определенный период (обычно год). В платежном балансе выделяют четыре балансовых счета:
· торговый баланс (движение товаров);
· баланс услуг (туризм, перевозки);
· баланс переводов (денег между странами);
· баланс операций с капиталом (при постройке чего-либо за границей за счет своих средств, а также капитальные вложения иностранных граждан в отечественную экономику).
Торговый баланс представляет собой выручку от экспорта и расходы на импорт товаров. Движение товаров и поступление по ним денег могут не совпадать по времени, поэтому допустимо некоторое временное отключение от нулевого баланса.
Баланс услуг является выручкой от предоставления услуг и оплатой услуг, предоставленных заграницей. Необходимо обратить внимание, что мировой тенденцией является увеличение доли баланса услуг в платежном балансе большинства стран. За счет туризма и других услуг более чем на 20 процентов формируются балансы многих стран. Например, в такой стране, как Сингапур, большая часть торгового баланса, а также национального бюджета формируется за счет деятельности сферы услуг.
На балансе переводов, помимо чистых денежных переводов, учитываются безвозмездные поставки товаров и услуг по их текущей ценности.
Кроме предоставления торговых кредитов, в балансе движения капиталов отражаются «портфельные кредиты», то есть расходы граждан страны на приобретение заграничных финансовых активов. Также в балансе движения капиталов отражаются инвестиции и денежные поступления от нерезидентов (представитель вне страны), покупающих финансовые активы в данной стране.
На состояние платежного баланса фискальная политика влияет по двум направлениями: через воздействие на уровень дохода и затем на ставку процента. В результате воздействия фискальной политики увеличение государственных расходов через мультипликационный эффект может привести к росту дохода, что способствует расширению спроса на отечественные товары и, как результат, – избыток торгового баланса. Однако рост государственных расходов часто происходит на основе заимствования на внешних финансовых рынках, что может привести к дефициту торгового баланса.
Дефицит платежного баланса означает, что жители данной страны в данном периоде заплатили иностранным гражданам больше, чем получили от них, то есть иностранцы имеют больше денег данной страны, сумма которых составляют величину, равную величине дефицита платежного баланса. Эти деньги будут предъявлены в Центральный банк для обмена, и валютные резервы Центрального банка сократятся, так как суммарное сальдо платежного баланса и баланса валютных ресурсов Центрального банка должно равняться нулю. Каждая страна имеет некоторую часть национальной валюты в других странах, т. к. страны добровольно держат часть иностранных валют для обслуживания субъектов национального рынка. Однако если из страны «утекает» значительная часть национальной валюты, – это усложняет денежное обращение внутри страны. Поэтому страны вынуждены выкупать собственную валюту у иностранных держателей.
Состояние платежного баланса, изменяя активы ЦБ, непосредственно влияет на предложение денег в стране. В ходе осуществления торговых и финансовых операций между странами возникает валютный рынок. На нем в процессе обмена устанавливается курс национальной валюты: девизный или обменный.
Девизный курс показывает, сколько единиц иностранной валюты можно получить за единицу отечественной, то есть, например,
1 рубль = 1/31 $ или 1/34 евро.
Обменный курс показывает, сколько единиц отечественной валюты можно получить за единицу иностранной, т. е. 1 $ = 31 рублям[1].
На нерегулируемом государством девизном рынке курсы национальных валют устанавливаются посредством механизма спроса и предложения. Такие курсы называются плавающими.
Необходимость существования рынка валют связана с существованием мирохозяйственных связей и мировой торговлей. Так, например, при наличии торговых отношений между Россией и США спрос на рубли в обмен на доллары возникает у резидентов США в связи с их желанием покупать российские товары и услуги или ценные бумаги. То есть спрос на рубли определяется объемом российского экспорта в США и притоком капитала из США в Россию. Предложение же рубля на валютном рынке зависит от объема импорта России и вывозом из нее капитала в Соединенные Штаты Америки. При заданном курсе цен понижение девизного курса рубля увеличивает спрос на российские товары. Прежде чем определить спрос и предложение рубля к доллару для приобретения ценных бумаг, нужно выявить побудительные мотивы международного перелива капиталов. Для пополнения своего портфеля люди принимают во внимание два момента:
· различия в процентных ставках;
· ожидаемые изменения валютного курса.
В чью пользу будет соотношение процентных ставок и твердости валютного курса, ценные бумаги той страны и будут привлекательнее для приобретения, так как инвестор отдает предпочтение прибыли, а не патриотизму.
Существует фиксированный валютный курс, регулируемый государством. При фиксированном валютном курсе у правительства есть, кроме кредитно-денежной и фискальной политики, еще один инструмент воздействия на экономическую конъюнктуру – это повышение или понижение валютного курса.
Поскольку величина чистого экспорта зависит от уровня валютного курса национальной денежной единицы, последний (валютный курс) можно использовать в качестве инструмента регулирования величины совокупного спроса. Играя на понижении валютного курса, Центральный банк стремится к созданию ситуации, когда у иностранных граждан происходит увеличение спроса на товары и деньги в связи с уменьшением их стоимости.
В открытой экономике (теория открытой экономики появилась в послевоенный период) активная внешнеэкономическая ориентация народного хозяйства не означает отказа от регулирования международных экономических отношений в интересах национального развития. Одной из форм регулирования экономических отношений между странами является регулирование на основе использования протекционной политики.
Современная система протекционистских мер охватывает различные направления:
1. Таможенное обложение – затруднение ввоза или вывоза товаров на основе высоких таможенных пошлин.
2. Нетарифные барьеры – косвенные или прямые ограничения на основе экономических, политических и административных методов (например, государственная монополия).
3. Государственная система стимулов экспорта на основе финансовых льгот для повышения конкурентноспособности национальных экспортеров на внешнем рынке.
Государственное стимулирование осуществляется с помощью прямых дотаций услуг по транспортировке иностранными перевозчиками, льготных кредитов, государственного страхования и государственных гарантий, налоговых льгот.
Кроме политики протекционизма, широко используется политика фритредерства. Названная политика строится на теории сравнительных преимуществ. Степень открытости национальной экономики и ее взаимодействие с экономиками других стран зависит от степени развитости национального производства. Если национальная экономика в состоянии обеспечить население отечественным продуктом, то государство создает благоприятные условия для национального производителя, заключающиеся в ограничении конкуренции на рынке данного продукта до достижения производителем конкурентоспособного уровня.
Если экономика не в состоянии производить определенный продукт, страна проводит политику, приветствующую ввоз иностранного товара в страну. Страны с открытой экономикой, участвующие в мировом хозяйстве и проводящие политику открытой экономики, прошли несколько этапов экономической кооперации. Первоначальное взаимодействие между ними осуществляется в сфере обращения. Это можно считать первым этапом их экономической интеграции.
Второй этап экономической интеграции связан с развитием производственных отношений между странами и базирующийся на основе развития транснациональных корпораций.
Развитие транснациональных корпораций привело к значительной экономической зависимости между странами, в результате которой поддержание экономических связей приводило к значительным экономическим выгодам всех взаимосвязанных стран, нарушение экономических связей оборачивалось значительными убытками для всех стран.
Под интеграцией понимается процесс постоянно возобновляемых экономических и производственных связей между странами, приводящих к слиянию и взаимозависимости национальных производств, осуществляемый в условиях углубления специализации этих производств.
Современная политика открытой экономики в определенной мере реализуется в создании особых экономических зон (свободных экономических зон).
Под особой экономической зоной необходимо понимать определенный участок экономического пространства, в котором устанавливается преференциальный режим. Он формируется посредством ряда экономических льгот (например, налоговые каникулы, смягчение таможенных и валютных правил и т. д.), в определенной степени способствующих активизации производственной торговой и научной деятельности в обозначенной зоне в результате существенного снижения «сопротивления экономической среды», что находит отражение в термине «свободная экономическая зона».
В стране такие зоны должны быть ориентированы, в первую очередь, на достижение всеобщих национальных целей – насыщение внутреннего рынка высококачественными товарами и технологиями, ускорение развития регионов и распространение прогрессивного опыта рыночной экономики на территории страны. Процесс привлечения иностранных инвестиций в потенциальные свободные экономические зоны должен отражать приоритет национальных интересов. Препятствия по адаптации экономических зон в нашей стране заключаются во внеэкономических факторах: политических, правовых, управленческих.
Выделяют следующие виды оффшорных зон:
· экспортно-производственные;
· внешней торговли;
· зоны предприятий;
· научно-технологические парки.
В качестве примера можно рассмотреть зону внешней торговли. Зоны внешней торговли получили широкое распространение в США. Хотя территориально зоны внешней торговли находятся в США, однако юридически она находится вне их таможенного пространства. Это является эффективным механизмом снижения таможенных издержек и стимулирования внешнеторговой деятельности.
Компании, действующие в зоне внешней торговли, могут отсрочить выплаты, снизить тарифы на проходящие через зону товары. Эти товары могут закупаться для хранения, переупаковки, обработки и распределения.
Движение товаров через зону внешней торговли может происходить в самых различных направлениях: одни товары импортируются в зону, затем в третью страну или США; другие – отечественного производства – направляются в зону для их «доводки» до экспортной кондиции перед окончательным вывозом за рубеж и т. п.
В настоящее время основным стимулом существования зон является возможность существенного снижения тарифов на импортные детали и компоненты для ряда отраслей (например, автомобильная промышленность).
У фирм, работающих на мировом рынке, возникает ряд проблем при осуществлении международных расчетов. Основной чертой, отличающей международные платежи от внутренних, является использование двух различных валют. Проблема решается с помощью валютных рынков. Валютные рынки содействуют импорту и экспорту.
Фирма, получая в результате сделки иностранную валюту, не может рассчитаться со своими служащими, и вынуждена обращаться в банк. Она продает чек банку, являющемуся дилером по иностранной валюте. В свою очередь банк депонирует деньги в банке-респонденте для последующей продажи. Это приводит к следующим результатам.
1. Экспорт порождает спрос на национальную валюту за рубежом, а необходимость удовлетворения этого спроса вызывает предложение иностранной валюты.
2. Финансирование экспорта уменьшает предложение валюты в стране-импортере и увеличивает предложение ее в стране-экспортере.
3. Импорт создает внутренний спрос на иностранную валюту, удовлетворение этого спроса снижает запасы иностранной валюты в банках.
4. Экспорт предоставляет в распоряжение банков или «зарабатывает» для них запас иностранной валюты, т. е. в широком смысле экспорт любой страны финансирует или «оплачивает» ее импорт.
Пределом открытости национальной экономики является возможность получать экономические выгоды от перераспределения ресурсов и товаров между странами, как за счет взаимовыгодного обмена товарами, так и за счет экономии природных и трудовых ресурсов.
Переходная экономика
2.2.1. Разгосударствление и приватизация собственности.
Либерализация цен
Процессы огосударствления и разгосударствления объектов собственности играют большую роль для экономического развития многих стран. Во многих странах эти процессы стали инструментом государственного регулирования экономики. Становление рыночных отношений в России также строилось на основе использования процессов разгосударствления и приватизации. Мгновенное становление рыночных отношений при переходе от административно-командной экономики к рыночной экономике невозможно. Такой переход требует преобразования экономических, политических, правовых и социальных отношений. Преобразование всех перечисленных отношений требует времени. Период, в течение которого происходит замена старых отношений новыми, называется переходным периодом. В России переходный период характеризуется постепенной заменой административно-командных форм хозяйствования рыночными.
Первым этапом создания новых экономических отношений был процесс разгосударствления, начавшийся в 1985 году. Процесс разгосударствления предполагал создание альтернативных государственной форм собственности и форм хозяйствования. На первом этапе основной альтернативой государственной форме собственности стала кооперативная форма, а альтернативной формой хозяйствования выступила арендная форма. Наличие альтернативных форм собственности и хозяйствования не разрушило основ государственной формы собственности, но показало ее неэффективность.
В таких условиях закономерным процессом стало развитие приватизационных процессов с целью повышения эффективности производства.
Под приватизацией обычно понимается передача контролируемой теми или иными государственными организациями общественной собственности в частный сектор.
Важным моментом организации приватизации является выбор между ваучерной (чековой) и денежной приватизацией. Ваучерная концепция, характерная для бывших социалистических стран, исходит из того, что государственная собственность представляет собой комбинацию или сумму имущественных прав всех граждан, сособственников, поэтому необходим раздел государственного имущества поровну среди всех жителей страны. Такой способ представляет наиболее простую форму приватизации.
Существенным недостатком ваучерного механизма является нарушение нормальной работы всех финансовых инструментов общества. С точки зрения финансового обращения, ваучер представляет собой ценную бумагу, а с другой стороны, он не связан напрямую с денежным механизмом и не может быть учтен.
Декларируемая социальная справедливость ваучерной приватизации также не выдерживает критики. Механизм действия рынка ваучеров практически выводит низкооплачиваемые слои населения из участия в приватизации предприятий, а трудящиеся оказываются под влиянием элитных групп и действуют в их интересах.
Кроме бесплатной передачи объектов собственности существует несколько возмездных методов приватизации.
1. Прямая открытая продажа акций (полностью или с сохранением доли за государством) государственных предприятий. Этот механизм был избран, например, в Египте, в Венгрии и на Ямайке. Он требует предварительной корпоратизации государственных предприятий. Его существенным недостатком является тот факт, что в условиях слаборазвитого фондового рынка открытая продажа акций является дорогостоящим и трудным с технической стороны делом, когда существует опасность социального недовольства приватизацией. Конкурсная форма приватизации получила также распространение в Великобритании. Достоинством такой формы является то, что на основе конкурса государство реализует собственность не только исходя из экономических интересов, но и из социальных, т. е. предприятие продается тому субъекту, который предполагает использовать объект собственности с наибольшей пользой для общества в целом.
2. Аукционная продажа акций населению. Она применялась в Мексике и Венгрии. Названная форма приватизации возможна в странах с достаточным накоплением частного капитала, когда население может денежные накопления обменять на реальные материальные ценности.
3. Ликвидация предприятия и распродажа его имущества в целях выплаты задолжности. Этот крайний метод применялся в Польше при распродаже промышленных предприятий.
4. Разукрупнение крупных промышленных конгломератов с последующей продажей их по частям. Разделение прежних организационных структур с последующей приватизацией частично происходило в России.
5. Передача предприятия в руки трудового коллектива. Наиболее известным примером являются программы типа «ЭЗОП» в США.
6. Аренда и субподряд государственной собственности частным сектором: форма, применяемая в Китае. Эта форма дает возможность накопления средств для последующего выкупа предприятия при успешном хозяйствовании.
Существенным недостатком денежной приватизации является ее медлительность. Можно утверждать, что денежная приватизация не совместима как ключевой фактор с «шоковой» терапией экономики при условии обеспечения развития реального сектора экономики.
Проблемы встали в России на этапе форсирования денежной приватизации и залоговых аукционов, когда, например, 51% акций ОКБ имени Сухого и 50% акций Арсеньевской авиационной компании «Прогресс» были выставлены на залоговый аукцион (и тут же реализованы) за 2 млн долл. США и 1 млн долл. США соответственно. И это при том, что цена одного самолета СУ-31 и СУ-35 составляет порядка 10 млн долл. США, а вертолета
Ка-50 «Черная акула» производства «Прогресса» – 6-8 млн долл.
Таким образом, сопоставляя концепции ваучерной и денежной приватизации, необходимо рассматривать две сферы – чисто экономическую и социальную. Экономически, по крайней мере в кратко- и среднесрочной перспективе, для «больших» стран денежная приватизация располагает значительными преимуществами перед ваучерной, ибо эмпирически известно, что она не ведет к катастрофическому падению национального дохода и ВВП, что особенно заметно, если применять в системе национальных счетов не ВВП, а совокупный общественный продукт. Если же государство, проводящее реформы, ставит перед собой задачу скорейшего создания и укрепления новых социальных групп – новой буржуазии, то необходимость ваучерной приватизации становится более явной.
В РФ программа приватизации предусматривала ваучерную, денежную и «малую» приватизацию. Согласно законодательно принятой программе малые предприятия должны были распродаваться на торгах или могли быть напрямую проданы частным лицам, работающим на этих предприятиях. Крупные же предприятия должны были быть обязательно акционированы до приватизации. Корпоратизация средних предприятий до их разгосударствления оставалась на решение самих предприятий.
Программа приватизации устанавливала ограничения на приватизацию, обязательные для всех органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления, при этом запрещая введение дополнительных ограничений этими органами и расширенного толкования ограничений. При рассмотрении вопроса о приватизации объектов и предприятий правительство РФ, государственные контролирующие институты и территориальные органы власти имели право запретить приватизацию либо путем преобразования предприятия в акционерное общество открытого типа с закреплением 100% акций в государственной собственности, либо путем преобразования его в государственное (казенное) предприятие, финансируемое за счет государственных источников.
В случае принятия решения о приватизации способы ее проведения в каждом конкретном случае определялись рабочей комиссией по приватизации соответствующего комитета по управлению имуществом. Предприятия со стоимостью активов на 01.01.1992 не более 1 млн руб. попадали под так называемую «малую» приватизацию через аукцион или конкурс. Объекты нежилого фонда, сданного ранее в аренду, объекты незавершенного строительства, имущество ликвидируемых или действующих предприятий также приватизировалось через аукцион. Предприятия-должники оставлялись до спе<