Гос. бюджет и его структура.

Гос. бюджет и его структура. - student2.ru

Государственный бюджет (от англ. budget — сумка, кошелек) — это смета доходов и расходов государства на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег.

Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами. В нашей стране проект государственного (федерального) бюджета ежегодно обсуждается и принимается в виде закона

Государственной Думой Федерального Собрания РФ. По окончании финансового года Правительство Российской Федерации должно отчитаться об исполнении бюджета.

Важнейшие части государственного бюджета — это его доходная и расходная части.

Доходная часть государственного бюджета показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования всех сфер жизни общества.

Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

14.Дефицит и профицит гос. бюджета. Виды бюджетных дефицитов, их взаимосвязь. Способы финансирования бюджетных дефицитов. Три подхода балансирования госбюджета.

Бюджетный дефицит — состояние бюджета, характеризующееся превышением объема предусмотренных в бюджете расходных обязательств над объемом планируемых в нем доходов и ведущее к образованию отрицательного сальдо бюджета. Крайне редко при составлении бюджета складывается противоположное дефициту бюджета состояние — его профицит, т. е. превышение доходов над расходами.

При анализе взаимозависимости между стабилизирующей политикой государства и состоянием его бюджета различают две составляющие бюджетного дефицита: структурныйициклический. Структурный дефицит – здесь подразумевается разность между текущими государственными расходами и теми доходами государственного бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости при существующей системе налогообложении. Циклический дефицит – разность между фактическим дефицитом и структурным. Во время кризиса к структурному дефициту добавляется циклический, во время процветания структурный дефицит уменьшается на абсолютную величину циклического. Фактический дефицит во время кризиса больше, а во время бума получается меньше структурного дефицита. Так как выплаты процентов по государственному долгу являются первоочередной статьей расходов государственного бюджета, существует еще один вид бюджетного дефицита: первичный. Это общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму выплат процентов по государственному долгу. В странах, имеющих большой государственный долг, при отсутствии первичного дефицита, нередко существует общий дефицит государственного бюджета.

Существует несколько способов финансирования бюджетного дефицита. Один из них – повышение налоговых ставок, введение специальных налогов. Он используется крайне редко, так как ведет к снижению деловой активности и в конечном счете к сокращению объема производства.

Другой способ – долговое финансирование. Различают внутреннее и внешнее долговое финансирование. Внутреннее имеет место тогда, когда для покрытия бюджетного дефицита осуществляется выпуск и продажа государственных ценных бумаг на открытом фондовом рынке субъектам хозяйствования, населению данной страны. По ценным бумагам выплачивается доход (как правило, в виде процента), источником которого являются средства бюджета

Внешнее долговое финансирование бюджетного дефицита связано с продажей государственных ценных бумаг правительствам, субъектам хозяйствования, населению других стран. Оно возможно в том случае, если данные облигации приносят большой доход, чем ценные бумаги других стран, т. е. уровень внутренних процентных ставок выше среднемирового.

Третий способ покрытия бюджетного дефицита – денежное финансирование (монетаризация бюджетного дефицита). Прямая эмиссия денег центральным банком почти не используется.

Источником покрытия бюджетного дефицита могут быть внешние займы. Если они будут использованы для структурной перестройки экономики, ее модернизации, то такой бюджетный дефицит будет способствовать развитию производства

Существует три подхода к проблеме балансирования государственного бюджета: Первый подход подразумевает ежегодное балансирование бюджета. Таким образом сальдо доходов и расходов в общей сложности приравнивается к нулю.

Второй подход для балансированию бюджета базируется на циклической основе. Его суть заключается в том, чтобы сбалансировать бюджет в пределах одного цикла (один раз за несколько лет).

3- функциональный подход балансирования бюджета

15. налоги и принципы налогообложения. Элементы налогообложения. Функции налогов. Влияние налоговой системы на экономику страны.

Нало́г — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований

  • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
  • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
  • принцип удобства — налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
  • принцип экономии, который подразумевает сокращение издержек взимания налогов.

Элементами налогообложения являются:

· – объект налогообложения;

· – налоговая база;

· – налоговый период;

· – налоговая ставка;

· – порядок исчисления налога;

· – порядок и сроки уплаты налога.

функции:

  • Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения (это сбор налогов в пользу государства
  • Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).
  • Регулирующая функция налогообложения — направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства.
  • Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.
  • Стимулирующая функция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений
  • Дестимулирующая функция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

Многие ученые сходятся на том, что различные налоги являются очень важным инструментом в экономической жизни любой страны. Налог не только важный, но и жизнеопределяющий компонент современных экономик. Страны, ориентированные на рыночные отношения, внимательно отслеживают свою налоговую политику и постоянно корректируют ее в соответствие с текущим положением вещей в мировой экономике. Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц. Налоги делятся на прямые, которыми облагаются доходы и имущество, и косвенные, увеличивающие цены товаров. Развитые страны, как и развивающиеся используют налогообложение как одну из основных статей государственного дохода. Таким образом, государство заинтересовано собирать как можно больше налогов для пополнения бюджета и выполнения принятых на себя программ. Однако повышение налогов не является правилом. Тем более, что налоги используются как предвыборный аргумент. Политики в своих программах часто предлагают понижение налогового бремени для всех субъектов экономических отношений. Часто повышение налогов на целевые группы, например с высокими доходами, также пользуют как политический трюк.

16. Виды налогов. Кривая Лаффера.

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов:

федеральные налоги и сборы;

налоги и сборы субъектов Российской Федерации (далее -- региональные налоги и сборы);

местные налоги и сборы.

Наши рекомендации