Проблема эффективности олигополистического рынка. Роль крупных предприятий в экономике России
Неизбежность олигополизации в условиях крупного производства. Олигополизация и производительность (мировой и исторический опыт). Связь последствий олигополизации с разновидностью олигополии. Экономия на масштабах производства на уровне фирмы, особая роль квазипостоянных издержек. Теория инвестиций А. Чендлера. Инвестиции в три основные сферы: производство, сбытовую сеть, дееспособный менеджмент. Крупные предприятия как ядро экономики России. Сильные и слабые стороны крупных российских предприятий.
Тема 10. Монополия
Поведение фирмы-монополии в краткосрочном и долгосрочном периоде
Основные черты монополии. Барьеры отрасли:
1) преимущества крупного производства (вплоть до естественной монополии);
2) легальные барьеры (монопольное владение источниками сырья, землей, правами на научно-технические достижения, санкционированные государством исключительные права);
3) нечестная конкуренция.
Рыночное равновесие в условиях монополии. Последствия монополизации: резкое занижение производства, завышение цен, монопольные сверхприбыли, Х-неэффективность. Ценовая дискриминация и ее разновидности. Ценовая дискриминация в России. Долгосрочная кривая издержек на монополизированном рынке.
Принципы антимонопольной политики
Необходимость и сложность политики демонополизации. Невозможность преобразования монополизированной отрасли в отрасль совершенной конкуренции. Основная цель антимонопольной политики – ограничение монопольных злоупотреблений. Естественная монополия. Антимонопольная политика в отношении естественных монополий. Главный инструмент – регулирование цен. Два целевых уровня цен: максимально большого добровольно поддерживаемого уровня производства (Ррегулир = D = ATC), их преимущества и недостатки. Реформирование структуры российских естественных монополий. Проблема приватизации и национализации естественных монополий в мире и в России. Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий. Понятие искусственной (предпринимательской) монополии. Признаки монополизации рынка. Степень концентрации и ее измерение (индекс Херфиндаля-Хиршмана). Степень концентрации российской промышленности. Переплетение с конкурентами. Два подхода к регулированию: поведенческий критерий применения санкций (в случае монопольных злоупотреблений) и структурный критерий применения санкций (в случае превышения предельной доли рынка). Достоинства и недостатки обоих подходов. Антимонопольные меры по отношению к существующим и формируемым монополиям. Контроль захватов и слияний. Антикартельные меры.
Проблема монополизации Российского рынка
понятие о едином народнохозяйственном комплексе социалистической экономики. Единственные производители продукции в условиях плановой экономики: невозможность завышения цен, занижения объема производства, отсутствие сверхприбылей, значительная Х-неэффективность. Взрыв монопольных тенденций с началом реформ (завышение цен, снижение объема производства, появление сверхприбылей, сохранение Х-неэффективности). Трудности политики демонополизации:
1) неэффективность расчленения комплексов;
2) отсутствие инвестиций для создания новых конкурирующих производств;
3) двоякая роль импортной конкуренции (необходимость умеренной и опасность избыточной).
Монополизация и экономический кризис. Особенности антимонопольной политики в России. Стратегия «последовательных шагов».
Тема 11. рынок труда и заработная плата
Общие проблемы спроса на экономические ресурсы
Субъекты рынков ресурсов. Спрос на ресурсы в социалистической рыночной экономике. Вторичность спроса на ресурсы по отношению к спросу на готовую продукцию. Производственная функция. Факторы производства. Рынки факторов производства. Предельный продукт и предельный продукт в денежной форме. Графики предельного продукта в денежной форме для условий совершенной и несовершенной конкуренции. Правило равенства предельного продукта в денежной форме и предельных издержек на ресурс (MRP = MRC) как способ максимизации прибыли (минимизации убытков). Оптимальные пропорции использования разных ресурсов.