Наибольший спад был характерен для трех групп регионов.
· с высокой концентрацией отраслей с сокращающимся спросом (особенно оборонной промышленности и тяжелого машиностроения),
· не выдержавших конкуренцию внешнего рынка («текстильные» регионы),
· удаленных от основных поставщиков и потребителей (Крайний Север и Дальний Восток).
Продолжалаусиливаться территориальная дезинтеграция.
Из экономического кризиса первыми начали выходить крупные городские агломерации - центры банковского и торгового капитала, регионы с развивающейся рыночной инфраструктурой межрегионального значения, регионы, экспортирующие продукцию с высокой валютной эффективностью.
В Программерегиональная экономическая политика характеризуется как «часть общей региональной политики, создающая экономические основы целостности Российского государства, всех жизненно важных направлений развития российского общества»[45].
В Программе были определены долговременныецели региональной экономической политики центра:
1) повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение примерно равных условий социального развития во всех регионах России;
2) укрепление экономического единства страны на основе принципов федерализма, местного самоуправления и общероссийского рынка;
Документ содержал конкретизацию этих стратегических целей региональной политики, подробный список проблем, выделенных в качестве приоритетных на ближайшие годы.
Программа содержалаположения о необходимости государственного регулирования регионального развития на основе экономических методов:через бюджетно-финансовые рычаги, государственное финансирование федеральных программ регионального развития, размещение федеральных заказов.
Приоритетным направлением региональной политики была выделена поддержка проблемных регионов, в качестве которых были определены:
- отстающие в экономическом отношении, имеющие низкий уровень среднедушевых доходов населения, слабо развитую производственную базу и недостаточный налоговый потенциал;
- депрессивные регионы, обладающие достаточным экономическим потенциалом, но испытывающие непреодолимый в среднесрочной перспективе спад производства, связанный с перестройкой структуры национальной экономики;
- кризисные регионы, в которых проблемы экономического, социально-политического и экоприродного порядка оказались крайне острыми вследствие чрезвычайных обстоятельств;
- регионы особого стратегического значения, к которым отнесены Крайнего Севера, Дальнего Востока и нового приграничья[46].
Указывалось, что федеральное содействие развитию проблемных регионов может осуществляться через финансовую поддержку на основе разработанных федеральных программ. Большинство проблемных регионов требовало государственного содействия в кредитовании, привлечении частных инвестиций, предоставлении налоговых льгот, в переподготовке кадров, техническом переоснащении производства и в других формах.
Развитие экономического федерализма и межрегиональной интеграции - вторая важнейшая задача региональной политики, выдвинутая Правительством на 1995 - 1997 гг. Она требовала развития бюджетно-налоговой системы, разделения государственной собственности и доходов от собственности (включая приватизацию) между федеральным, региональным и муниципальным уровнями, уточнения разграничений предметов ведения и экономической ответственности между федеральными органами, органами субъектов Федерации и местного самоуправления.
В 1996 году были одобрены Правительством и утверждены Президентом «Основные положения региональной политики в Российской Федерации»[47].Раздел «Основные положения региональнойэкономической политики» занимает в них центральное место. В нем очерчены стратегические цели и задачи региональной политики, методы и формы ее реализации. В особый пункт выделены вопросы государственного регулирования международной и внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации.
В полном соответствии с изложенными выше принципами территориального развития выделен раздел «Основные положения региональной политики в социальной сфере».
Думается, при разработке местных программ социально-экономического развития необходимо руководствоваться положениями этого важного документа.
В начале 1997 года была опубликована Концепция среднесрочной программы Правительства РФ на 1997-2000 годы «Структурная перестройка и экономический рост». Ее 9-й раздел - «Региональная экономическая политика».
Ядро основных стратегических целей региональной политики сохранено и практически полностью совпадает с соответствующими предыдущими документами Правительства. И это справедливо. Основные задачи, методы и формы региональной экономической политики не могут быть краткосрочными и изменяться ежегодно. Такой подход характерен при подготовке социально-экономических программ на любом уровне: государственном, региональном, межгосударственном. Непременной их чертой является повторение стабильной части, обновление и корректировка разделов и частей, которые требуют модификации.
Итак, в области региональной экономической политики на 1997 - 2000 гг. федеральное Правительство обозначило следующие цели:
1) обеспечение единства экономического пространства страны.
2) укрепление экономической самостоятельности регионов посредством разграничения компетенции и ответственности между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации, местного самоуправления;
3) укрепление финансовой самостоятельности регионов на основе принципов бюджетного федерализма;
4) '- сглаживание региональных различий (в Программе отмечено, что за годы реформ региональная дифференциация усилилась) за счет централизованной финансовой поддержки;
5) стимулирование развития регионов, располагающих мощным научно-техническим и производственным потенциалом, могущих стать «точками роста»;
6) государственное регулирование социально-экономического развития регионов Крайнего Севера;
7) поддержка районов экологического бедствия, с демографическими и др. проблемами;
Оказание финансовой помощи регионам предполагается проводить в целях реализации конституционных социальных гарантий.
По формам такой поддержки регионы разделены на два типа: «сильные» и «слабые». Для «сильных» предполагается оказывать содействие их самостоятельному развитию, укреплению и расширению налогооблагаемой базы. Для «слабых» регионов активная экономическая политика будет включать участие центра в программах структурной перестройки экономики регионов, испытывающих трудности, формирование условий для привлечения в них инвестиций, осуществления программ создания дополнительных рабочих мест с минимальными затратами.
Все годы переходного периода были годами усиления региональной дифференциации. «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2000 года», выполненный Минэкономики РФ в 1996 году, предполагает двукратное усиление дифференциации уровня социально-экономического развития регионов к 2000-му году. Прогнозируется трехкратное увеличение численности группы регионов «крайне низкого уровня развития». Это говорит о том, чтоиспользуемые меры государственной региональной политики «не работают» и нуждаются в серьезной модернизации.
В 90-е год социально-экономическое положение ухудшилось в каждом регионе - субъекте Российской Федерации, усилилась региональная дифференциация, раскручивалась экономическая дезинтеграция страны. Недостаточная результативность проводившейся региональной политики,казалось бы,очевидна. Но, во-первых, отрицательный опыт - тоже результат. Во-вторых, начинать разработку и реализацию новой региональной политики теперь уже не приходится «с нуля». Специалисты подчеркивают, как минимум, три положительных момента, связанных с реализацией федеральной региональной политики 90-х: она способствовала:
1) формированию достаточно развитой нормативной базы региональной политики;
2) содействовала пониманию региональных проблем и способов их решения;
3)способствовала координации региональной политики субъектов Федерации и консолидации усилий регионов России по решению проблем территориального развития.