К такому мнению склонялись многие участники прошедшей 2 июля пресс-конференции, организованной инициаторами кооперативного движения в России.

Встреча с журналистами посвящалась Международному дню кооперации, отмечаемому 5 июля.

Сейчас в России существует 10— 15 тыс. только производственных кооперативов, а кроме того — значительное количество кооперативов потребительских. В том числе действующих в области торговли, заготовок, гаражного строительства, ЖК, ЖСК и т.д. Таким образом, можно утверждать, что в стране наконец создан так называемый "третий сектор" социально ориентированной рыночной экономики.

Не секрет, что явление кооперации (а подчас даже само слово "кооператор") до сих пор трактуется в сознании россиян, как правило, отрицательно. Однако вряд ли стоит переносить не всегда удачный кооперативный опыт "перестроечных" лет на кооперацию вообще. Достаточно вспомнить, что кооперативы — весомая часть экономики большинства развитых стран. Так, по словам заместителя министра РФ по внешним связям и торговле Николая Лунея, в государствах — членах ЕС сегодня насчитывается более 120 тыс. кооперативных предприятий, а в США их 47 тыс. И это вполне нормально: ведь основное достоинство кооператива — его демократичность, привлекающая сюда наименее защищенные слои населения. Если в АО можно вступить, лишь обладая определенным начальным капиталом, то членами кооператива как раз для того и становятся, чтобы заработать здесь деньги. Кроме тою, как отметила заведующая сектором кооперативною права Института государства и права РАН Тамара Абова, член кооператива является одновременно трудящимся, собственником и управляющим, то есть работает исключительно в своих интересах и на себя. К тому же в этом движении главенствует принцип равенства: один человек — один голос.

В России в советское время большинство видов кооперативов были запрещены. В 1988 г. наконец появился Закон "О кооперации в СССР" с массой недостатков, но по тем временам очень важный. Однако уже в 1991 г. Закон "О предприятиях и предпринимательской деятельности" отменил само понятие "кооператив", вынудив работников перерегистрировать свои предприятия, называя их товариществами и тем самым лишаясь основных преимуществ, с учетом которых предприятие и создавалось.

"Вторую жизнь" в кооперативы вдохнули сначала федеральный закон "О потребительской кооперации в РФ" (принят в 1992 г.), а затем Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) 1994 г., вновь законодательно закрепивший эту форму предпринимательства, и федеральный закон "О производственных кооперативах", вступивший в силу 8 мая 1996 г. Вместе с тем практически все участники вчерашней пресс-конференции отметили, что несомненное социальное значение кооперации в России осознается по сей день весьма слабо. Так, правительство разрабатывает многочисленные проекты коммунально-жилищной реформы, совершенно не обращаясь при этом к опыту российских ЖСК.

Трудной оказалась судьба федерального закона "О кредитных потребительских кооперативах граждан (кредитных потребительских союзах)". Еще в апреле 1995 г. законопроект был представлен в Госдуму РФ и принят ею в первом же чтении подавляющим большинством голосов. С тех пор он дважды отклонялся Б. Ельциным, дорабатывался, и 25 апреля Дума, а 14 мая и Совет Федерации проголосовали за преодоление президентскою вето. Казалось бы, теперь закон выйдет. Ан нет: президент России вновь отказался его подписывать!

В то же время, по мнению одного из разработчиков законопроекта, главы Центра развития кредитных союзов Дины Плахотной, закон этот сегодня просто необходим. Хотя ГК РФ и вводит такую разновидность кооперативов, как кредитные союзы, в правовое поле, но не предусматривает никаких ограничений, гарантирующих, скажем, сохранность сбережений его членов. Вместе с тем кредитный союз мог бы стать для малоимущих граждан удобным, а главное — надежным способом брать краткосрочные займы. По сути дела, речь идет о своеобразных кассах взаимопомощи в условиях рынка, позволяющих избегать услуг сомнительных финансовых структур. С начала 90-х годов эта форма кооперации в России, правда, возрождается: сейчас в стране действует около 200 подобных союзов. Однако закон защитил бы членов кредитных союзов от нападок со стороны властей, часто безосновательно утверждающих, будто те подменяют собой банковские структуры. Кстати, г-жа Плахотная не исключает вмешательства банков и "финансовых пирамид" в законодательный процесс.

· Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики

В связи с необходимостью производства общественных благ и по причинам экономической эффективности (при определенных условиях) максимальной централизации управления существует потребность в государственном секторе хозяйства. Он представлен предприятиями, полностью находящимися в собственности государства, и компаниями, доля собственности государства (местного самоуправления) в которых позволяет иметь приоритет при принятии экономических решений.

Значительная часть государственного сектора - это унитарные предприятия. Унитарным предприятием признается коммерческая организация - несобственник. Унитарность предполагает неделимость имущества ни на какие вклады, паи или доли, в том числе собственников, поскольку оно целиком принадлежит собственнику-учредителю.

Такая особая организационно-правовая форма сохранена ГК РФ только для государственной и муниципальной собственности. Государственная собственность - это собственность федерации и ее субъектов. Муниципальная собственность - собственность местного самоуправления.

В Гражданском кодексе Российской Федерации термин “предприятие” сохранен только в отношении хозяйственных звеньев, имущество которых находится государственной (федеральной или субъектов федерации) или муниципальной собственности.

Унитарное предприятие должно иметь фирменное наименование с указанием собственника его имущества, например, “федеральное государственное предприятие”; “областное государственное предприятие”, “муниципальное предприятие”. Унитарное предприятие имеет определенный уставный фонд, размер которого не может быть меньше минимума, определенного специальным законом (при отсутствии регулирующего закона - не менее 1000-кратного размера минимальной оплаты труда в месяц).

Унитарное предприятие не отвечает по обязательствам своего учредителя-собственника. Последний не несет ответственности по обязательствам унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, но может быть привлечен к дополнительной ответственности по долгам предприятия, основанного на праве оперативного управления.

Унитарные предприятия могут выступать в двух формах:

· основанные на праве хозяйственного ведения;

· основанные на праве оперативного управления (казенные).

Наши рекомендации