Фирма как субъект рыночного хозяйства.
Предпринимательство - особый вид экономической активности (целесообразной деятельности, направленной на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.
Основной единицей предпринимательской деятельности выступает фирма.
Фирма- это:
· производственно - технологический и имущественный комплекс, ориентированный на производство конкретного товара или услуги,
· коллектив людей с особыми экономическими интересами в получении прибыли и личного дохода.
На уровне фирмы совершаются основные микроэкономические процессы; они производят абсолютное большинство товаров и услуг, которые распределяются, обмениваются и доводятся фирмами и предпринимателями до потребителя.
В собственности фирм находится основная часть национального богатства - средства производства, информационные и другие интеллектуальные ресурсы общества.
На принадлежащих фирмам предприятиях, научных центрах, лабораториях, конторах и агентствах работает подавляющая часть кадров ученых, инженеров, квалифицированных рабочих и служащих.
Необходимо различать фирму и предприятие, их место в рыночных отношениях, правомочность участия в имущественном обороте.
Предприятие - это производственная единица, территориально и технологически обособленная. Предприятие не является собственником имущества, последним предприятие может владеть лишь на основе договора аренды, лизинга или др. с фирмой. Предприятие входит в состав какой-либо фирмы (иногда фирма включает лишь одно предприятие). Не являясь собственником, предприятие не является и самостоятельным участником рыночного оборота, рыночных отношений, не может выступать субъектом имущественного права. На рынке предприятие действует как представитель фирмы или иного собственника.
Фирма –экономически и юридически самостоятельная предпринимательская единица (это - юридическое лицо). Фирма является субъектом рыночных отношений, бизнес - деятельности.
Фирма самостоятельно:
· выбирает партнеров по хозяйственным связям,
· несет ответственность за результаты хозяйственной деятельности;
· определяет ассортимент и объемы производства;
· осуществляет ценовую политику,
· ведет конкурентную борьбу, выбирая конкретные формы;
· осуществляет распределение прибылей и доходов.
В отличие от внутрифирменных связей между предприятиями, то есть взаимоотношений в рамках общего капитала, рыночные отношения - это связи между различными, “автономными” капиталами, то есть связи между фирмами.
Существование фирм как организационных форм предпринимательства обусловлено рациональным экономическим поведением.
В работе “Природа фирмы” американский экономист, лауреат Нобелевской премии Р.Коуз обосновал причину появления фирм в экономике, строящейся на специализации и обмене:
Если бы издержки по рыночному обмену (трансакционные издержки, transactio - сделка(лат.) были равны нулю, то не было бы необходимости создавать фирмы, объединяющие ряд предприятий.
Однако, рыночные издержки – ненулевые:
· необходимо найти поставщиков ресурсов, провести переговоры,
· заключить с ними договор на поставку,
· потратить средства на перевозку и реализацию товаров потребителям промежуточной продукции, созданной предприятием ...
Хотя на некоторых рынках, например, на товарных биржах, разработана техника сведения до минимума этих издержек, но они не устранены.
Выявляя критерий оптимизации размеров фирмы, Коуз отмечает: “...фирма будет расширяться до тех пор, пока издержки на организацию одной дополнительной трансакции внутри фирмы не сравняются с издержками на осуществление той же трансакции через обмен на открытом рынке или с издержками на организацию ее через другую фирму”[20].
Различают вертикально и горизонтально интегрированную фирму.
Вертикальная интеграция предполагает объединение фирм на основе осуществления последовательных стадий технологического процесса производства и реализации товаров. Например, интеграция в агрофирмах обычно объединяет этапы производства сельскохозяйственной продукции, ее переработку, транспортировку и доставку в торговую сеть, а иногда и реализацию потребителю.
Горизонтальная интеграция сопровождается приобретением одной фирмой других (подобных ей по сферам приложения капитала или ассортименту выпускаемой продукции) или их добровольное объединение на основе экономической заинтересованности. Обычно горизонтальная интеграция осуществляется в целях повышения конкурентоспособности, устойчивости фирмы в конкурентной борьбе. Разновидностью горизонтальной интеграции выступает диверсификация ( diversification - разнообразие, многообразие). Она представляет проникновение фирмы в последовательно технологически не связанные отрасли. Например, фирма может объединять производство лекарств, химудобрений, химволокон.
Фирмы различаются между собой:
· по ассортименту выпускаемой продукции,
· по количеству входящих в них предприятий,
· по сферам приложения капитала (производство, посредничество, торговля),
· по масштабам (мелкий, средний и крупный бизнес),
· по организационно-правовым формам.