Тема: «Основные макроэкономические показатели и методы их расчета»
(2 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Система национального счетоводства /СНС/: сущность и структурные элементы.
2. Основные макроэкономические показатели СНС и взаимосвязь между ними.
3. Контрольный расчёт основных макроэкономических показателей по упрощённой схеме (итоги расчёта оформляются индивидуальной запиской каждым студентом).
Литература:
Основная:
Современная экономика: лекционный курс: многоуровневое учебное пособие / Ред. Мамедов О.Ю.– 7-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
Курс экономической теории: Учебн. / Ред. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. – 4е изд., доп. и перераб. – Киров, АСА, 2002.
Щеглов А.Ф. Экономика: схемы, комментарии, тесты. – М.: Материк-Альфа, 2006.
Щеглов А.Ф. Экономика: основные категории и понятия теоретического курса – Самара, СЮИ МЮ РФ, 2002.
Дополнительная
Янова В.В. экономика: курс лекций – М.: Экзамен, 2006
Борисов Е.Ф. Экономическая теория: курс лекций: Учеб. пособие – М.: Юрайт, 2000.
Виноградов В.В. Экономика России: Учеб. пособие – М.: Юристъ, 2002.
Бункина М.К. Национальная экономика: Учеб. – М.: Палеотип, Дел. лит., Логос, 2002.
Национальная экономика: Учебн. – М.: Издательство Рос. экон. ак., 2002.
Статьи в журнале «Вопросы экономики»
Лейонхуфвуд А. Макроэкономическая теория в двадцатом столетии: основные вехи развития // «ВЭ», 2006, №11
Андраков А., Турвич Е., Чернявский А. Согласование макроэкономических прогнозов в методологии Системы национальных счетов // «ВЭ», 2006, №8
Маевский В. Экономические измерения и фундаментальная теория // «ВЭ», 2005, №10
Иванов Ю. Проблемы измерения и анализа ВВП в странах СНГ. // «ВЭ», 2005, № 4
Методические рекомендации
по изучению дисциплины
Дисциплина «Экономика» изучается студентами заочной формы обучения на 2 курсе.
Структурно курс состоит из 4х разделов: вводного, микроэкономического, макроэкономического и переходной экономики. На изучение дисциплины учебным планом отводится 140 часов. Прохождение дисциплины завершается сдачей устного экзамена по содержанию всего курса.
Выше указывалось, что основной массив программного материала по дисциплине студентами заочной формы обучения осваивается в процессе самостоятельного изучения рекомендованной литературы. Именно поэтому в данном методическом пособии, в разделе 10 содержатся рекомендации по организации самостоятельной работы.
Тем не менее, студентам заочной формы обучения в ходе установочной сессии читаются лекции по ключевым проблемам курса. Предусмотрено и проведение семинарских занятий по трем темам. Они имеют своей целью, с одной стороны, углубление и закрепление знаний, приобретенных студентами на лекции и в ходе самостоятельной работы, а с другой – осуществление определенного контроля за качеством усвоения материала. В связи с этим на семинарах, как правило, проводится контрольное тестирование. Кроме того, одной из форм контроля самостоятельной работы студента–заочника является выполнение им письменной контрольной работы по одной из тем, указанных в разделе 11 настоящего пособия. Там же изложены основные требования, предъявляемые к написанию и оформлению контрольной работы.
Методические рекомендации
по организации самостоятельной работы
По сравнению с образовательным процессом при подготовке студентов очной и очно-заочной форм обучения, где самостоятельная работа является одной из его составных частей, при подготовке специалиста по заочной форме обучения самостоятельная работа студента получает статус основной формы получения знаний по курсу.
В своем классическом варианте самостоятельная работа предполагает изучение рекомендованной, обязательной и дополнительной литературы, официальных документов, публикаций в периодической печати, дополнение конспектов лекций, подготовку текстов для выступления на семинарских занятиях.
У самостоятельной работы по курсу экономики есть свои особенности. В частности, в курсе встречается множество категорий, требующих перевода на русский язык. Отсюда возникает необходимость изучать энциклопедии и словари. Некоторые категории сложны по конструкции. Понимание и уяснение их сути потребует умения использовать методы формальной логики и прежде всего, метод научной абстракции. Это позволяет в том или ином экономическом явлении выявить главное, основное и закрепить в своем интеллектуальном багаже смысл экономических категорий.
Другой особенностью дисциплины является и то, что категории экономики взаимосвязаны, уяснение одной становится неизменным условием уяснения последующей и т.д. Поэтому лучшему усвоению материала способствует не только внимательное чтение текста конспекта лекций или параграфа в учебнике, но и стремление к их осмыслению, построению на бумаге структурно-логической схемы, отражающей субординацию категорий.
Несомненную пользу при изучении дисциплины приносит, параллельно чтению, поиск примеров из реальной хозяйственной жизни, решение задач и построение графических моделей экономических процессов. В связи с этим следует вспомнить положения, содержащиеся в курсе элементарной математики. Наличие простейшего справочника по ней будет весьма кстати, как, впрочем, карандаша, бумаги и калькулятора.
Многие темы курса имеют тесную связь с юридической практикой. Поэтому всегда нужно отслеживать отражение экономических процессов в нормативных правовых актах.
Задания для выполнения контрольных работ
Письменная контрольная работа – одна из форм проверки эффективности процесса освоения студентами заочной формы обучения объёма знаний, который определён для дисциплины государственным стандартом и программой курса. Её выполнение стимулирует самостоятельную работу студента, обогащает интеллектуальную сферу новыми знаниями по дисциплине. Кроме того, своевременное представление работы при положительной оценке преподавателям является обязательным условием допуска к сдаче итоговой отчётности по курсу в ходе зачётной сессии.
Текст контрольной работы – итог творческой деятельности студента по изучению основной и дополнительной литературы по курсу в целом и по теме, в частности. Главной целью работы определяется раскрытие избранной темы в пределах установленного объёма (10-12 страниц текста шрифтом №14 и полуторным интервалом).
Обязательным компонентом работы должен быть: четкий план (введение, 2-3 основных вопроса, заключение, список литературы, а при необходимости и приложения). Во введении даётся оценка актуальности избранной темы, уточняется её место в системе знаний по дисциплине, формулируются цели работы. В основной части приводятся положения, раскрывающие тему. В заключении содержатся выводы по работе. Приводимые в тексте цитаты, фактический материал, статистические данные должны ссылаться на источники, с указанием наименования источника, её автора, места и года издания, страниц. Ссылки на источники, равно как и составление списка литературы, оформляются в строгом соответствии с требованием библиографического стандарта.
Оценка работы осуществляется по системе «зачтено/не зачтено». В первую очередь, оценивается степень раскрытия темы автором, его умение использовать соответствующие источники творчески, без механического переписывания. Учитывается также и стиль изложения. Текст пишется от третьего лица, без излишнего многословия, повторов и привлечения материалов, не относящихся к теме.
Выполненная контрольная работа направляется на проверку в академию в сроки, установленные деканатом юридического факультета. Контрольная работа, не получившая положительной оценки, возвращается для переработки студенту. При повторном их представлении необходимо предъявлять и первоначальный текст с замечаниями преподавателя.
Более подробно методические рекомендации по выполнению и оформлению контрольной работы содержатся в методическом пособии: Гаврикова Т.С., Шарандина Н.Л. Контрольные работы студента: структура и оформление: методические рекомендации для студентов заочной формы обучения. – М.: РАП, 2004.
Для выполнения контрольных работ предлагается следующая тематика:
1.Экономическая теория и её роль в развитии общества.
2.Общие основы экономического устройства общества.
3.Общественное разделение труда: сущность, формы и современные тенденции развития.
4.Факторы производства и их характеристика.
5. Сравнительный анализ основных типов экономических систем.
6. Рыночная система хозяйства: сущность и основные черты.
7. Рынок или система товарно-денежных отношений.
8. Сущность и функции денег.
9. Спрос как экономическая категория.
10. Предложение как экономическая категория.
11. Микроэкономический анализ как составная часть экономической теории и его особенности.
12. Полезность и стоимость в микроэкономическом анализе.
13. Теория поведения потребителя как основа теории спроса.
14. Теория частичного рыночного равновесия Маршалла и её значение.
15. Количественная и порядковая концепция полезности.
16. Явление эластичности и его значение для формирования ценовой политики фирмы.
17. Общественные и частные блага в микроэкономическом анализе.
18. Конкуренция: сущность и формы.
19. Рынок несовершенной конкуренции: общий признак и особенности.
20. Монопольный рынок: основные черты и пути преодоления монополизма в экономике.
21. Естественные монополии и регулирование их деятельности государством.
22. Организация, виды и цели предпринимательской фирмы.
23. Экономическая теория прав собственности Коуза, её содержание и значение.
24.Производство благ как процесс потребления ресурсов.
25. Издержки предприятия (фирмы) в краткосрочном периоде.
26. Спрос на ресурсы и его факторы.
27.Рынок труда: сущность, структура и механизм функционирования.
28. Рынок капитала и его равновесие.
29. Предприятие (фирма) в условиях олигополии.
30.Рынок факторов производства в России: состояние и перспективы развития.
31.Проблемы оптимального соотношения и использования ресурсов в производстве.
32. Прибыль как экономическая категория и способы её максимизации предприятием.
33. Хозяйственный механизм и его специфика в различных экономических системах.
34. Экономические интересы и их влияние на хозяйственную деятельность.
35. Теория отрицательных экстерналий: выводы для России.
36. Провалы рынка и государство.
37.Общественное воспроизводство на национальном уровне.
38. Общее экономическое равновесие.
39. Типы общественного воспроизводства и экономический рост.
40. Инвестиции и их роль в развитии экономики.
41. Экономический цикл: содержание и фазы.
42. Безработица: причины, сущность и формы.
43. Инфляция и её социально-экономические последствия.
44. Регулирование совокупного спроса и совокупного предложения в условиях перехода к рынку.
45. Финансово-бюджетный механизм государственного регулирования экономики.
46. Денежно-кредитный механизм государственного экономики.
47. Антиинфляционная политика государства.
48. Социальная политика государства и её роль в развитии экономики.
49. Мировое хозяйство и её роль в развитии экономики.
50. Особенности перехода России к системе рыночных отношений: проблемы и противоречия.
Контрольные и тестовые задания
Для самопроверки
К семинару №1
Тест №1: Экономика как наука и сфера деятельности человека
1. Экономика, в которой основным способом получения благ является их поиск в природе, называется:
□ а) добывающей;
□ б) перерабатывающей;
□ в) производящей.
2.Экономическая теория изучает:
□а) систему хозяйственного учета на предприятиях;
□б) причины нарушений графиков движения поездов на железнодорожном транспорте;
□ в) поведение потребителя.
3. Предмет экономики как науки в максимальной степени отражает определение:
□а) экономика — наука о национальном богатстве;
□б) экономика — пособие о том, как «делать деньги»;
□в) экономика — наука о рациональном и эффективном использовании ограниченных производственных ресурсов.
4.Точную количественную оценку можно дать:
□а) свободе предпринимательства;
□б) глубине экономического мышления;
□в) объему созданной на предприятиях страны продукции.
5. Микроэкономика изучает:
□а) рост цен на потребительские товары в минувшем году;
□б) государственный бюджет;
□в) деятельность предприятия по модернизации своего производства.
6. Микроэкономика изучает:
□а) экономику как целостную систему;
□б) формирование издержек на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства;
□в) проблемы обеспечения полной занятости в стране.
7. Макроэкономика изучает:
□а) спрос и предложение на рынке сельскохозяйственной продукции;
□б) рост заработной платы в нефтеперерабатывающей отрасли;
□в) экономический рост в стране.
8. Макроэкономика изучает:
□а) уровень цен в экономике;
□б) ситуацию, связанную с банкротством крупного предприятия;
□в) цены на мясо в Подмосковье.
9. «Для преодоления экономического отставания страны надо срочно провести радикальные изменения в структуре производства». Вид экономической науки, который может сформулировать эту рекомендацию; называют:
□а) позитивным;
□б) нормативным;
□в) перспективным.
10. К способности человека мыслить экономически можно отнести:
□а) умение давать количественную оценку всем этапам своей деятельности;
□б) способность абстрагироваться от второстепенных факторов;
□в) способность не менять без очевидной необходимости принятые решения.
11. К признакам экономического закона не относится:
□а) независимость закона от воли людей;
□б)ограниченное время существования закона;
□в) значительная продолжительность существования закона.
12.К общенаучным методам, которые использует экономическая теория, не относится:
□а) метод дедукции;
□б) экономико-математическое моделирование;
□в) формальная логика.
13. Процесс формирования внимания только на наиболее важных факторах для объяснения сущности экономического явления называется:
□а) рациональный выбор;
□б)эксперимент;
□в) абстракция.
14. Экономическая модель — это:
□а) комплекс экономических принципов;
□б) установление целей экономического развития;
□в) формализованное описание экономического процесса или явления.
15. Какое из нижеперечисленных положений отражает использование аналитического метода в экономической науке:
□а) расчленение исследуемого явления на составные части;
□б) соединение родственных между собой элементов, воссоздание целого из частей;
□в) переход от абстрактного к конкретному.
Тест№2:Материальные потребности и экономические ресурсы общества
1.К материальным потребностям относится:
□а) необходимость отремонтировать автомобиль;
□б) желание принять участие в праздничной вечеринке;
□в) желание посетить лекцию по архитектуре города.
2.Ресурсами не являются:
□а) полезные ископаемые;
□6) продукты питания;
□в) квалифицированная рабочая сила.
3. Фундаментальная проблема, стоящая перед любой экономической системой, — это:
□а) проблема справедливого распределения благ между индивидами;
□б) проблема выживания человека;
□в) проблема ограниченности ресурсов и безграничности потребностей.
4.Когда экономисты говорят о необходимости экономить, то они имеют в виду:
□а) извлечение максимальной пользы из имеющихся в наличии ресурсов;
□б) необходимость тратить как можно меньше денег;
□в) создание сбережения.
5. Экономические ресурсы — это ресурсы, которые:
□а) неисчерпаемы;
□б) возобновляемы;
□в) ограничены относительно потребности в них производства.
6. Ограниченность ресурсов — проблема, которая существует:
□а) только в бедных странах;
□б) есть у всех людей и обществ;
□в) никогда не возникает у богатых людей.
7. В стране производят только удочки и леску. Все трудоспособное население имеет работу, фабрики работают на полную мощность. Правительство намерено производить больше удочек. Вы ему посоветуете:
□а) отказаться от своего намерения;
□б) увеличить производство лески;
□в) уменьшить производство удочек.
8.Альтернативная стоимость — это стоимость товара или услуги, измеряемая:
□а) государственным комитетом по статистике;
□б) индексом потребительских цен;
□в) тем, чем надо пожертвовать для приобретения данного товара или услуги.
9.Альтернативные издержки платного обучения не включают в себя:
□а) заработную плату, которую можно было бы получить, работая вместо
учебы;
□б) расходы на учебную литературу и канцелярские принадлежности;
□в) расходы на питание.
10. Студент учится в университете и получает стипендию 500 руб. Если бы не учеба, он мог бы работать курьером с зарплатой 1500 руб. Альтернативные затраты на его обучение равны:
□а) 500 руб.;
□б) 1500руб.;
□в) 2000руб..
11. Если государство обяжет всех продавать товары по низким ценам, то оно может свести альтернативные издержки к небольшим величинам:
□а) всегда;
□б) никогда;
□в) в ряде случаев.
12. Кривая производственных возможностей не иллюстрирует:
□а) сущность категории «альтернативная стоимость»;
□б) изменение в цене различных продуктов в зависимости от времени;
□в) наиболее оптимальные варианты одновременного производства благ в условиях ограниченности ресурсов.
13. При построении кривой производственных возможностей предполагается, что полностью будут использоваться:
□а) трудовые ресурсы и капитал;
□б) капитал и природные ресурсы;
□в) трудовые ресурсы. Природные ресурсы и капитал.
14. Повышение производительности труда может не сопровождаться сдвигом кривой производственных возможностей, если:
□а) растет количество используемого капитала;
□б) сокращается заработная плата;
□в) уменьшается количество работников.
15. При производстве одного килограмма алюминия было недополучено 10 керамических ваз, Какому варианту производственных возможностей это соответствует:
а) | б) | в) | ||||
Алюминий | ||||||
Керамические вазы |
□а)
□б)
□в)
Тест№3: Экономическая система: структура и виды
1. К делению экономических систем по формационному подходу относится:
□а) общество доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное;
□б) общество первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое;
□в) традиционная, рыночная, административно-командная, смешанная экономика.
2. Три типа экономических систем — это:
□a) развивающаяся, развитая и загнивающая;
□б) демократическая, анархическая и тоталитарная;
□в) традиционная, плановая и рыночная.
3. Проблемы: что, как и для кого производить — имеют отношение:
□а)только к командно-административной системе;
□б) только к рыночной экономике;
□в) к любой экономической системе.
4. Ни с одним из главных вопросов экономики прямо не связана формулировка:
□а) какие товары и услуги должны быть произведены;
□б) какие ресурсы использовать при производстве;
□в) когда потреблять.
5. Для характеристики типов экономических систем не используется определение:
□а) капиталистические;
□б) традиционные;
□в) централизованные.
6. Деление хозяйственных систем на традиционную, командно-административную и рыночную происходит по критерию;
□а) эффективности экономики;
□б) социально-экономических отношений;
□в) способу координации деятельности субъектов экономики.
7. К традиционной системе не относится характеристика:
□а) централизованное планирование;
□б) мелкая частная собственность;
□в) патриархальность.
8. Как для традиционной, так и для командно-административной системы характерной чертой является:
□а) планирование национальной экономики;
□б) свобода частного предпринимательства;
□в) отсутствиечастной собственности на землю.
9. В условиях командной системы сигнал о росте дефицита — это:
□а) цены «черного рынка» увеличиваются;
□б) правительство объявляет о повышении цен;
□в) цены на продукты начинают снижаться,
10. Для командно-административной системы характернойчертой является:
□а) конкуренция производителей;
□б) дефицит потребительских товаров;
□в) свобода ценообразования.
11. В командно-административной экономике вопрос о том, какие товары и услуги должны производиться, решают:
□а) зарубежные инвесторы;
□б) потребители;
□в) государство.
12. Неизбежность дефицита ресурсов в командно-административной экономике обусловлена:
□а) отсутствием безработицы;
□б) конкуренцией товаропроизводителей;
□в) ценами, не учитывающими соотношение спроса и предложения.
13. Натуральное хозяйство- форма хозяйства, где продукты производятся:
□а) для обмена путем купли-продажи;
□б) для удовлетворения общественных потребностей;
□в) для удовлетворения потребностей самих участников процесса производства.
14. Всеобщие производительные силы играют основную роль в экономике:
□а) первобытных обществ;
□б) индустриальных обществ;
□в) постиндустриальных обществ.
15. Переход от доиндустриального общества к индустриальному происходит в процессе:
□а) промышленной революции;
□б) неолитической революции;
□в) «революции менеджеров».
Тест№4: Рыночная система хозяйства
1. Схема кругооборота ресурсов и денежных платежей иллюстрирует:
□а) процесс формирования рыночных цен;
□б) взаимосвязи основных экономических субъектов;
□в) взаимодействие факторов экономического роста.
2. В модели кругооборота рассматривается движение:
□а) ресурсов;
□б) денег;
□в) и того, и другого.
3. Рыночной организацией экономики управляют:
□а) потребители и их спрос на продукцию;
□б) отдельные, наиболее удачливые бизнесмены;
□в) стихийные импульсы экономических процессов.
4. Товарное хозяйство- форма хозяйства, где продукты производятся:
□а) для удовлетворения потребностей самих участников процесса производства;
□б) для удовлетворения общественных потребностей;
□в) для обмена путем купли-продажи.
5. В товарном хозяйстве определяющим мотивом поведения производителей является:
□а) прибыль;
□б) спрос покупателя;
□в) общественное благо.
6. По мнению экономистов-неоклассиков, экономической свободой люди обладают:
□а) в любой экономической системе;
□б) только в рыночной системе хозяйства;
□в) только в постиндустриальных обществах.
7. При прочих равных условиях, чем выше в экономике интенсивность обмена, тем уровень трансакционных затрат:
□а) выше;
□б) ниже;
□в) не зависит от интенсивности обмена.
8. Рыночная экономика возникла вследствие:
□а) появления денег, без которых невозможен обмен;
□б) ограниченности ресурсов, разделения труда и обмена продуктами труда обособленных товаропроизводителей;
□в) соглашения между людьми.
9. Экономика, в которой экономические проблемы решаются частично с помощью рыночных механизмов, частично на уровне государственного вмешательства, называются:
□а) командно-административной;
□б) рыночной;
□в) смешанной.
10. Основой успешной рыночной экономики являются:
□а) частная собственность, система свободного ценообразования и эффективного производства;
□б) государственная собственность, конкуренция и система свободного ценообразования;
□в) экономическая свобода, положительное сальдо торгового баланса, социальное партнерство.
11. Какая из нижеперечисленных формулировок прямо не связана ни с одним из главных вопросов экономики:
□а) какие товары и услуги должны быть произведены;
□б) когда потреблять;
□в) какие ресурсы использовать в производстве.
12. Товар- это:
□а) продукт человеческого труда, предназначенный для удовлетворения личных потребностей;
□б) продукт человеческого труда, предназначенный для удовлетворения общественных потребностей;
□в) продукт человеческого труда, предназначенный специально для обмена путем купли-продажи.
13. В рыночном хозяйстве производство регулируется:
□а) государством;
□б) законом стоимости;
□в) юридическими законами.
14. Что является постоянным дефицитом в рыночной экономике:
□а) деньги;
□б) услуги специалистов мирового уровня;
□в) социальные гарантии.
15. Какой из нижеперечисленных элементов является наиболее важным для рыночной экономики:
□а) эффективные профсоюзы;
□б) всеобщее государственное регулирование;
□в) активная конкуренция на рынке.
16. Товаром в экономическом смысле не является:
□а) совет юриста;
□б) стрижка клиента в парикмахерской;
□в) обед, приготовленный домохозяйкой.
Тест№5: Теория спроса и предложения. Рыночное равновесие
1. В экономике спрос — это:
□а) количество товара, которое люди хотят иметь в своем распоряжении;
□б) общественная потребность в товаре, подкрепленная покупательной способностью;
□в) количество товара, которое потребители готовы приобрести в единицу времени по определенной цене.
2. Кривая рыночного спроса показывает:
□а) как будет снижаться потребление блага при снижении доходов покупателя;
□б) сколько блага потребители желают и могут приобрести в единицу времени при разных ценах;
□в) по какой цене будет осуществляться подавляющая часть сделок.
3. Совершенствование технологии сдвигает:
□а) кривую предложения вниз и вправо;
□б) кривую спроса вверх и вправо;
□в) кривую предложения вверх и влево.
4.Увеличились доходы населения. Линия спроса на автомобили:
□а) уйдет вправо вверх;
□б) останется на месте;
□в) уйдет влево вниз.
5. Рынок товаров и услуг находится в равновесном состоянии, если:
□а) спрос равен предложению;
□б) цена равна издержкам плюс прибыль;
□в) объем предложения равен объему спроса.
6. На рынке товара нет ни дефицита, ни затоваривания, если:
□а) количество товара, которое продавцы готовы продать по конкретной цене, совпадает с количеством товара, которое покупатели готовы купить по этой цене;
□б) цены устраивают продавцов, но не устраивают покупателей;
□в) имеет место превышение спроса над предложением.
7. При повышении цены на удобрения линия предложения пшеницы:
□а) останется на месте;
□б) уйдет влево вверх;
□в) уйдет вправо вниз.
8.Если государство устанавливает нижний предел цен на товар, то излишек этого товара:
□а) возникнет в любом случае;
□б) возникнет в том случае, если установленный нижний предел цен будет
выше цены равновесия;
□в) не возникнет, поскольку в результате установления нижнего предела
цен образуется нехватка товара.
9. Если цена фотоаппаратов выросла в результате спроса на них, то следствием этого станет:
□а) уменьшение спроса на фотопленку;
□б) рост предложения фотопленки;
□в) рост спроса на фотопленку.
10. Сливки — это дополнение к кофе в потреблении, а чай — замена. Если цена на кофе неожиданно возрастет, то;
□а) цены сливок и чая возрастут;
□б) цепа сливок возрастет, а цена чая понизится;
□в) цена сливок понизится, а цена чая возрастет.
11. При прочих равных условиях рост предложения приведет:
□а) кснижению цены и росту объема предложения;
□б) к росту равновесных цены и количества товара;
□в) к росту цены и снижению количества товара.
12. Скорее всего, цена на одежду возрастет в результате:
□а) роста предложения одежды;
□б) повышения зарплаты на ткацких фабриках;
□в) снижения спроса на одежду.
13. Если кривая предложения перемещается на графике вправо, то это означает, что произошло:
□а) увеличение предложения;
□б) увеличение величины предложения;
□в) уменьшение величины предложения.
14. К комплиментарным благам относятся:
□а) ржаной хлеб и одежда;
□б) фотоаппарат и пленка;
□в) шашлыки и баранина.
15. С ростом доходов потребителя кривая спроса на ржаной хлеб будет:
□а) смещаться вправо и вверх;
□б) смещаться влево и вверх;
□в) смещаться влево и вниз.
К семинару №2
Тест№7: Предприятие (фирма) как субъект микроэкономики