Типовые оценочные материалы по теме 9

Тема 9. Механизмы воздействия на теневую деятельность на микроуровне

Дискуссия на тему

1. Причины формирования и развития теневой деятельности
на корпоративном уровне.

2. Субъекты теневых отношений на микроуровне.

3. Методы воздействия на теневую деятельность на микроуровне.

4. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации.

5. Проверка финансовой отчетности организаций как основа выявления экономических нарушений на микроуровне.

6. Аудит как инструмент выявления нарушений в финансово-хозяйст-венной деятельности организации. Обязательный аудит.

Анализ мини-кейса

Цель:

Развитие у студентов способности к экономическому образу мышления, умения оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений, использовать приемы мотивации персонала и разработки процедур контроля.

Задачи:

Определить, какие именно компании в большей степени рискуют стать жертвами видов мошенничества, приведенных в примерах. Выделить конкретные факторы риска.

Перечислить способы выявления подобного мошенничества в фирме, а также сигналы, на которые необходимо обратить внимание для выявления мошенничества.

Разработать алгоритм действий руководителя или собственника компании, в случае серьезного подозрения, что было совершено подобное мошенничество.

Предложить способы предотвращения данных видов мошенничества.

Проблемные ситуации для анализа

Вариант 1. Приписки и пересортица

Приписки и пересортица широко распространены в сфере поставки сырья и материалов, используемых в производстве. При приемке, например, металлолома, легирующих материалов или семян подсолнечника приписывается несуществующий объем, лучшее качество, большее содержание активного элемента, меньший засор и т. п. В случае взвешивания масса «добирается» землей, кусками железобетона, некондиционной фракцией и т. п. Известны случаи откровенного «беспредела»: после первого взвешивания машины даже не разгружались и ехали на второй круг. Поставщик оплачивает приписки приемщику или его руководителю, причем иногда прямо на месте. Схема работает в сочетании с ослабленным входным контролем и бесконтрольным списанием затрат на производство.

Аналогичная схема применяется и в отношении товарной продукции. Так, слитки дорогих металлов вывозятся под видом более дешевых. Полиграфическая продукция нормального качества «бракуется» и продается как некондиционная по сниженным ценам (как правило, одной и той же фирме), а потом реализуется на потребительском рынке по ценам, близким к рыночным.

Вариант 2. Повторная закупка и списание

Махинации с ценными объектами, запчастями, оборудованием могут осуществляться по следующей схеме: закупка (реальная) >> списание (часть – реально, часть – фиктивно) >> закупка (фиктивная). В сговоре участвуют поставщик, лицо, осуществляющее прием и хранение деталей, и лицо, ответственное за их установку, использование и списание.

По схеме повторной закупки и списания хорошо «проходят» запасные части, узлы для транспорта и оборудования, арматура и оснастка.

Встречались и весьма неординарные случаи. Так, комиссия в составе четырех человек два дня проводила инвентаризацию деталей, узлов, материалов и конструкций по службе главного механика одного из производств. В результате оказалось, что шесть из восьми 20-тонных контейнеров заполнены уже «списанными» ценностями. В таких условиях повторная закупка труда не составит, особенно если на предприятии несколько производств.

Другой вариант той же схемы: основное оборудование списывается как металлолом, вывозится за границу и модернизируется, а затем ввозится под видом нового. «Заграница» в этой схеме – не обязательное звено – модернизация может происходить и внутри страны.

Порядок (алгоритм) работы

№ п.п. Наименование этапа Время этапа урока
1. Подготовка к занятию преподавателем и студентами Домашняя работа
2. Организационная часть. Выдача кейса.
3. Индивидуальная самостоятельная работа студентов с кейсом. Получение дополнительной информации.
4. Проверка усвоения теоретического материала по теме.
5. Работа студентов в микрогруппах.
6. Дискуссия (коллективная работа студентов).
7. Оформление студентами итогов работы.
Подведение итогов преподавателем.

Описание каждого этапа

1. Подготовка к занятию преподавателем и студентами:

На этом этапе преподаватель проводит логический отбор учебного материала, формулирует проблемы. При отборе материала учитывает, что:

- учебный материал большого объема запоминается с трудом;

- учебный материал, компактно расположенный в определенной системе облегчает восприятие;

- выделение в обучаемом материале смысловых опорных пунктов способствует эффективности его запоминания.

2. Организационная часть традиционна.

3.Индивидуальная самостоятельная работа студентов с кейсом:

Студенты на данном этапе занятия работают с учебно-методическим обеспечением, дополнительной литературой, анализируют предложенные ситуации.

На этом этапе каждый студент должен знать, что делать и как работать с практическими ситуациями. Самостоятельная деятельность студента должна иметь единое основание – индивидуальное познание. Оно базируется на 3-х видах деятельности студентов:

- деятельности по усвоению понятий, закономерностей или применению готовой информации в знакомых ситуациях;

- деятельности, целью которой является определение возможных модификаций усвоенных закономерностей в измененных условиях ситуации;

- самостоятельное решение творческих задач.

Здесь необходимо стимулировать интерес студентов к самостоятельной работе.

4. Проверка усвоения изученного материала.

Методы проверки традиционные: устный фронтальный опрос, взаимопроверка, ответ по карточкам. И нетрадиционный: тестирование, рейтинг и т.д.

5. Работа в микрогруппах. Занимает центральное место в кейс-методе, т.к. это самый хороший метод изучения и обмена опытом. После того, как студенты разделены на малые группы для работы, они начинают самостоятельную работу. Принципы организации: принцип сотрудничества; принцип коллективизма (участие каждого); принцип ролевого участия (добровольность при выборе ролей, удовольствие в работе); принцип ответственности (студент отвечает студенту; гласный контроль; самооценка и др.).

Студенты слушают друг друга, говорят сами, записывают, анализируют результат, проектируют решения, действия, готовят материал для дискуссии.

Работа в малых группах, соблюдая правила:

- общность для всех проблемы;

- общность требований;

- не более 5-ти чел. в группе;

- выделение лидера;

- создание контролирующей группы;

- гласность работы во всех группах;

- задачи должны быть посильными.

Соблюдая эти правила, организуется развивающий учебный процесс.

6. Дискуссия в малых группах. Осуществляется представление вариантов решения, заслушиваются ответы и оппонирование.

Методика дискуссии:

- сообщение представителей микрогрупп;

- ответы на вопросы;

- отзыв экспертов на работу в микрогрппах.

- Результатом дискуссии является принятие единого оптимального решения.

7. Оформление студентами итогов работы. Исправление замечаний, сделанных экспертной группой и преподавателем. Наличие данного этапа не обязательно (если все группы справились).

8. Подведение итогов преподавателем. Этот этап можно совместить с дискуссией. Здесь применяется коллективное решение проблемы, ситуации.

Шкалы оценивания

Наши рекомендации